Правовое положение недвижимого имущества как объекта гражданского права
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимость, правоустанавливающие документы на которую оформлены после введения в действие принятого Закона. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в последней ред. ФКЗ от 29.12.10 № 435-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594. Права… Читать ещё >
Правовое положение недвижимого имущества как объекта гражданского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что на данный момент вопросы правового положения недвижимого имущества как объекта гражданского права приобрели особую востребованность.
Сложность и многообразие объектов недвижимости (земли, ее недр, водных объектов, леса, жилых и нежилых строений и т. п.), определение и понимание понятия недвижимого имущества, его места среди объектов гражданских прав, анализ законодательства, регламентирующего данные правоотношения, наличие в нем «пробелов» вызывает необходимость глубокого изучения обозначенной темы.
Целью данной работы является анализ понятия недвижимого имущества как объекта гражданских прав и изучение оснований и способов возникновения права собственности на недвижимого имущества.
Исходя из поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) определение понятия недвижимого имущества;
2)рассмотрение регистрации права собственности на недвижимое имущество;
3) определение оснований возникновения права собственности на недвижимое имущество;
4) изучение способов возникновения права собственности на недвижимое имущество;
Поскольку в соответствии ГК РФ недвижимое имущество может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем. Под отчуждением недвижимости в законе понимаются юридически значимые действия собственника, направленные на прекращение его права собственности на данное имущество, а также установление иных прав и обязанностей.
Сделка по отчуждению недвижимого имущества, совершенная с соблюдением требований закона, во всех случаях влечет за собой переход права собственности, т. е. его прекращение у прежнего собственника и возникновение права у приобретателя. Исходя из этого следует подробно рассмотреть возникновение права собственности.
1. Понятие и виды недвижимого имущества
По ГКРФ все вещи делятся на два вида: движимые и недвижимые. Согласно ст. 130 ГКРФ: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связанно с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.» «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) «от 30.11.1994 N 195-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 07.02.11 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. «Также, согласно 2 абзаца части 1 статьи 132 ГКРФ: «предприятие в целом как имущественный комплекс признаётся недвижимостью» .
Такое определение недвижимого имущества дано в кодексе.
Итак, исходя из ст. 130 ГКРФ объектами недвижимости законодатель называет: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, Леса и другие многолетние насаждения, здания и сооружения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Также исходя из ст. 132 ГКРФ недвижимым имуществом признаётся «предприятие в целом как имущественный комплекс» .
Приступим к характеристике каждого вида в отдельности. Земельные участки. Земельные участки относятся к тем объектам недвижимости, в отношении которых законодательством могут быть установлены ограничения на участие в имущественном обороте. Об этом свидетельствует, в частности, норма части 3 статьи 129 ГКРФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. На протяжении всех последних лет законами и иными правовыми актами в имущественный оборот вводились отдельные категории земельных участков.
Как и земельные участки, самостоятельными объектами недвижимости признаются участки недр и обособленные водные объекты. «Они являются недвижимостью в силу естественных физических свойств, а не потому, что составляют единое целое с земельным участком. В противном случае было бы невозможно установление права собственности на недра вне зависимости от права собственности на землю» .
" Особенность такого рода объектов состоит в том, что в отношении них действует презумпция государственной собственности: в соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Таким образом, мы видим, что, по сути, недра вообще не могут являться объектом купли продажи, а могут только передаваться в пользование, оставляя право собственности за государством.
Такие объекты недвижимости, как леса и многолетние насаждения, относятся к недвижимому имуществу в силу их неразрывной связи с землей и невозможности перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.
Здания и сооружения также являются объектами недвижимого имущества по признакам неразрывной связи с землей и невозможности в силу этого их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) «от 30.11.1994 N 195-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 07.02.11 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Что касается предприятия то ст. 22 вышеупомянутого закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» говорит о том, что во — первых государственная регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, и сделок с ними осуществляется в учреждении юстиции по регистрации прав в месте нахождения данных объектов; во — вторых зарегистрированное право на предприятие как имущественный комплекс является основанием для внесения записей о праве на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав данного предприятия в Единый государственный реестр прав в месте нахождения объекта. Отсюда вывод, что предприятие выступает в гражданском обороте как единый объект недвижимости в виде имущественного комплекса, права собственности на каждый объект недвижимости в него входящий подлежат государственной регистрации.
Рассматривая понятие недвижимого имущества, нельзя не рассмотреть вопрос правового режима недвижимого имущества.
1.1 Особенности гражданско-правового режима недвижимого имущества
Учитывая большое значение объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а также в гражданском обороте, закон закрепил ее специальный правовой режим. Он заключается в том, что право собственности, другие вещные права на недвижимость, их ограничения, возникновение, переход и прекращение подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Должны быть зарегистрированы: право собственности, право хозяйственного ведения (ст. 295 ГКРФ), право оперативного управления (ст. 296 ГКРФ), право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека (п. 2 ст. 334 ГКРФ), сервитуты (ст. 274−277 ГКРФ), а также иные права в случаях, закрепленных Гражданским кодексом и другими законами. Необходимо также отметить, что «Важной особенностью правового режима недвижимости является также установление в законе особого порядка оформления сделок с ней, «об этом речь пойдёт в третьем вопросе моей работы.
Исходя из вышесказанного, а также из анализа статей Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов можно выделить следующие характерные особенности правового режима недвижимости:
1. Право собственности и иные вещные права на недвижимость, а также ограничение этих прав, возникновение, переход, прекращение, изменение подлежат обязательной государственной регистрации (ст. 131 ГК).
2. Обязательства, предметом которых является недвижимость, по общему правилу исполняются по месту нахождения недвижимости (защита права на недвижимое имущество — иск подается по месту нахождения недвижимости).
3. Установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 225 ГК).
4. Установлены более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (ст. 234 ГК). В ст. 349 ГК установлен особый порядок обращения на взыскание на заложенное недвижимое имущество. Ст. 295 ГК устанавливает особый порядок распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим государственному или муниципальному предприятию.
5. Действуют специальные правила совершения сделок с недвижимым имуществом (практически все сделки подлежат государственной регистрации, также необходимо заключение письменного договора). Предусмотрена зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость, напр., ст. 340 ГК. Итак в итоге можно сказать что правовой режим недвижимого характеризуется усложнённым порядком юридических действий над ним, что обусловлено особой важностью объектов недвижимости в общественных отношениях, и как следствие законодатель наделяет его особым правовым статусом.
2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
недвижимое имущество право собственность Как отмечалось ранее: «Важной особенностью правового режима недвижимости является также установление в законе особого порядка оформления сделок с ней. «Согласно ст. 219 ГКРФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает только с момента такой регистрации, следовательно, для установления права собственности необходим юридический факт регистрации недвижимости. Государственное или муниципальное предприятие, за которым закреплено недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения, не имеет права сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим ему, предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законом. Специальный правовой режим установлен в ГКРФ при сдаче недвижимости в залог (ипотека) и обращении взыскания на нее по требованию залогодержателя (п. 1 ст. 339, ст. 340, 349 ГКРФ).
Как было сказано ранее, статья 131 ГКРФ определяет, что регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, а именно: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, кроме того — ипотека, а также ограничение, возникновение, переход и прекращение названных прав. Анализ указанной нормы права при буквальном её толковании дает основание заключить, что: «сделки с недвижимостью подлежат во всех случаях регистрации, поскольку всякая сделка с недвижимостью так или иначе связана с возникновением (прекращением, переходом, ограничением) прав на недвижимое имущество, то есть с обстоятельствами, на которые указывает ст. 164 ГКРФ как на случаи, при которых необходима регистрация сделки. При несоблюдении требования о регистрации сделки возможны два вида последствий:
" Так, п. 1 ст. 165 ГКРФ содержит положение, согласно которому несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.
" Анализ статей Кодекса (с учетом ст. 165) позволяет сделать вывод, что недействительность сделки при несоблюдении требования о ее регистрации имеет место не всегда, а лишь в тех случаях, когда закон либо содержит прямое на этот счет указание (ст. 558 ГКРФ, к примеру, предусматривает, что договоры продажи жилого дома или квартиры подлежат государственной регистрации и считаются заключенными с момента такой регистрации), либо непосредственно требует государственной регистрации сделки, не определяя последствий несоблюдения этого требования (в частности, в ст. 574 ГКРФ в отношении договора дарения недвижимого имущества)" .
В обоих случаях не зарегистрированную в установленном порядке сделку следует в силу ст. 165, 168 ГК считать ничтожной как не соответствующую требованиям закона. В то же время ст. 550 ГКРФ устанавливает необходимость придания договору продажи недвижимости (за исключением предприятия или жилого помещения) только простой письменной формы без государственной его регистрации, хотя право собственности у приобретателя отчуждаемого имущества может возникнуть лишь после регистрации этого права (ст. 223 ГК).
Исходя из вышеизложенного, с учётом статей 131 и 164 ГКРФ, можно говорить о том, что: «зарегистрирован должен быть и договор продажи недвижимости, но регистрация его должна будет произойти только при регистрации права собственности покупателя на приобретаемую недвижимость — договор потребует регистрации как правоустанавливающий документ, на котором основано возникающее право собственности. До регистрации же прав нового собственника договор имеет полную юридическую силу, а права (требования), происходящие из него как из консенсуальной сделки, будут обеспечены возможностью судебной защиты.»
Орган, который проводит государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан: по просьбе правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на самом документе, представленном на регистрацию (п. 3 ст. 131 ГК); предоставлять информацию о такой регистрации и зарегистрированных правах любому лицу (п. 4 ст. 131 ГК).1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) «от 30.11.1994 N 195-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 07.02.11 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. При отказе в государственной регистрации прав на недвижимость или сделки с ней либо уклонении от регистрации правообладатель имеет право обжаловать действие регистрирующего органа в суд.
На основании п. 6 ст. 131 ГКРФ порядок государственной регистрации и основания отказа в ней должны определяться законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон принят в Российской Федерации 21 июля 1997 года.
В соответствии со ст. 2 этого Закона значение государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней состоит в том, что она: представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Такая регистрация проводится на всей территории России по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дату государственной регистрации прав относит на день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав; осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от нее могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимость, правоустанавливающие документы на которую оформлены после введения в действие принятого Закона. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в последней ред. ФКЗ от 29.12.10 № 435-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594. Права на недвижимость, которые возникли до его вступления в силу, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, вводимой указанным Законом. Регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Возникшая после введения рассматриваемого Закона в действие необходимость государственной регистрации ограничения (обременения) или иной сделки с недвижимостью требует государственной регистрации прав на данный объект, которые возникли до введения указанного Закона в действие (ст. 6 Закона). Под ограничениями (обременениями) понимаются установленные Законом условия, запрещения, затрудняющие реализацию права собственности либо иного вещного права на конкретный объект недвижимости (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).
Согласно ст. 7 закона — регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий ее, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о каком угодно объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Выписка из реестра должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав. Отказ в выдаче запрошенной информации может быть обжалован в суд.
Закон прямо устанавливает круг лиц, которым могут быть предоставлены сведения о содержании правооустанавливающих документов. Так согласно ст. 7 закона — данные о содержании правоустанавливающих документов, кроме сведений об ограничениях (обременениях), обобщенную информацию о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки со сведениями о переходе прав на объект недвижимости могут предоставляться в установленном Законом порядке только лицам, указанным в Законе: правообладателям; лицам, получившим доверенность от правообладателя; руководителям органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ; налоговым органам; судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями; наследникам по завещанию или закону. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в последней ред. ФКЗ от 29.12.10 № 435-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594. Таким образом мы видим что круг лиц имеющих право на получение полной информации, находящейся в правоустанавливающих документах, ограничен.
В законе детально раскрываются положения об органах производящих регистрацию недвижимого имущества: «Регистрация прав на недвижимость будет проводиться учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимости. Они будут проверять действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у лица или органа власти, подготовивших документы, а также существование ранее зарегистрированных и заявленных прав. На них возложена выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав, а также информации о зарегистрированных правах» .
Сама же государственная регистрация прав на недвижимость проводится после: «приема документов, необходимых для этого и отвечающих требованиям названного Закона, их регистрации, проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки, установления отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, других оснований для отказа или приостановления регистрации прав. Регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с недвижимостью допускается по Закону только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на нее в Едином государственном реестре прав. Регистрация прав должна проводиться не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и всех необходимых документов «.
Так, ст. 13 Закона устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии в следующем виде:
— прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям этого закона; регистрация представленных документов;
— правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки с недвижимостью; сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами с целью установить отсутствие возможных противоречий;
— при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо ее приостановления — внесение записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество;
— совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной регистрации, каковыми согласно ст. 14 Закона являются особого вида свидетельства. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в последней ред. ФКЗ от 29.12.10 № 435-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
Далее по закону: «Статьей 16 определен круг лиц, управомоченных обращаться с требованиями о регистрации прав и сделок в учреждения юстиции, на которые возлагается функция регистрирующего органа (правовые нормы этой статьи подлежат применению, если в статьях главы IV Закона не установлены особые правила регистрации).
Исходя из указания, содержащегося в п. 1 ст. 2 Закона, согласно которому термин «государственная регистрация прав» подразумевает и регистрацию соответствующих сделок, можно утверждать, что положения ст. 16 в равной мере применимы и при проведении регистрационной процедуры в отношении сделок с недвижимым имуществом. Заметим также, что ст. 16 Закона соотносится с установлениями п. 3 ст. 165 ГК, которые аналогично регулируют порядок регистрации сделки в случае уклонения одного из контрагентов от прохождения регистрационной процедуры" .
Таким образом, регистрация возникновения и перехода, прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством об этом, а регистрация договоров и иных сделок посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, в котором выражено содержание сделки. Она проводится по заявлению правообладателя, стороны договора или уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности. «При возникновении прав на основании договоров (сделок), которые не нуждаются в нотариальном удостоверении, заявления о регистрации прав должны подавать все стороны договора (сделки). В случае уклонения одной из них от регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, принятого по иску другой стороны. Когда же права возникли на основании договоров (сделок), хотя и не требующих обязательного нотариального удостоверения, но по желанию стороны нотариально удостоверенных, заявление о регистрации права подает одна из сторон договора. «Из вышесказанного следует, что право собственности всегда регистрируется по заявлению сторон, либо стороны сделки, даже если другая сторона в необходимых случаях уклоняется от подачи такого заявления.
Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» круг сделок, требующих соблюдения квалифицированной письменной (нотариальной) формы, сведен к минимуму.
Утратили силу положения ст. 7 Закона о введении в действие части второй ГК, сохранявшие требование о нотариальном удостоверении договоров, предусмотренных ст. 550, 560, 574 ГК (договоры продажи (а в силу ст. 567 — и мены недвижимого имущества) вообще и предприятия как его разновидности в частности, а также договор дарения недвижимости). Требование о нотариальном удостоверении и одновременно о государственной регистрации сделки Гражданским кодексом установлено только для связанного с отчуждением недвижимого имущества договора ренты (ст. 584), а также для договора залога недвижимого имущества (ст. 339). При этом Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применительно к ипотеке содержит изъятие из общего правила о порядке регистрации, устанавливая, что процедура регистрации залога недвижимого имущества начинается только по заявлению залогодателя после государственной регистрации прав залогодателя на вещь, являющуюся предметом залога.
Вместе с тем по смыслу п. 2 ст. 163 ГК не исключается возможность того, что в других законодательных актах могут содержаться требования о нотариальном оформлении определенных видов сделок с недвижимостью, требующих в то же время государственной регистрации. В данных случаях при отсутствии в законе прямых указаний на этот счет следует руководствоваться аналогией ст. 16 Закона «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть по требованию любой из сторон такой сделки проводить регистрацию нотариально оформленной сделки и возникшего на ее основании права на недвижимость."
Необходимо так же сказать и о такой недвижимой «вещи», как предприятие.
Пункт 1ст. 22 Закона указанной статьи предусматривает, что регистрация прав на все объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия, в том числе и земельные участки, а также сделок с ними осуществляется в месте нахождения данных объектов. В то же время государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в целом должна производиться согласно п. 2 рассматриваемой статьи в месте регистрации предприятия как юридического лица.
Зарегистрированное право на предприятие как имущественный комплекс является основанием для внесения в Единый государственный реестр записей о праве на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав данного предприятия, в месте нахождения объекта. Буквально истолковать эту норму права можно так: право на предприятие должно быть зарегистрировано там, где это предприятие зарегистрировано как юридическое лицо. При этом обращает на себя внимание прежде всего то, что законодатель использовал термин «предприятие» в двух значениях: в одном случае, говоря о предприятии как имущественном комплексе, то есть объекте гражданских прав, в другом — упоминая предприятие в качестве юридического лица — субъекта гражданско-правовых отношений". На основании вышесказанного возникает ряд вопросов, таких как:
Во-первых, должна ли производиться перерегистрация прав в другом учреждении юстиции в случае перехода права собственности на предприятие в целом к лицу, находящемуся в другом регистрационном округе.
Во-вторых, встает проблема надлежащей регистрации прав в том случае, если предприятие находится в собственности нескольких лиц (например, создание предприятия в результате совместной деятельности), место нахождения которых различно.
В-третьих, непонятно, в каком конкретно учреждении юстиции должно регистрироваться право собственности на предприятие, принадлежащее государству. Но ответы на эти вопросы не охватываются целью этой курсовой, поэтому я не буду говорить об этом.
2.1 Основания для регистрации прав на недвижимое имущество
Основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимость и сделок с ним служат: акты органов государственной власти или местного самоуправления в пределах их компетенции; договоры и другие сделки с недвижимостью, свидетельства о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные решения и др. Обязательным приложением к документам, которые требуются для регистрации прав, являются план земельного участка и (или) план объекта недвижимости.
План земельного участка, а также планы другого недвижимого имущества должны быть удостоверены соответствующими органами. Документы, которые необходимы для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (кроме актов органов власти и местного самоуправления)" .
Одним из наиболее широко распространенных на практике основанием является договор продажи недвижимости (ст. 549−558 ГКРФ). По этому договору продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Вместе с тем анализ ст. 17 Закона о регистрации, которая называется «Основания для государственной регистрации», приводит к выводу о том, что на самом деле она содержит перечень возможных правоустанавливающих документов. Е. А. Киндеева и М. Г. Пискунова пишут: «…если ГК РФ устанавливает юридические действия или факты, влекущие возникновение прав, то Закон о регистрации определяет их документальное выражение — правоустанавливающие документы, на основании которых вносятся регистрационные записи» Киндеева Е. А., Пискунова М. Г. Основания для государственной регистрации прав // Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. М., 2005. С. 177.
Заключение
Завершая исследование недвижимого имущества, следует сделать наиболее важные и в научном, и в практическом отношении выводы. Недвижимое имущество являлось и является предметом постоянного внимания юридической науки.
В законодательстве под недвижимым имуществом понимаются такие объекты, как земли, водные объекты, леса, жилые и нежилые строения и т. п.
Целью данной работы являлся анализ понятия недвижимого имущества как объекта гражданских прав и изучение оснований и способов возникновения права собственности на недвижимого имущества.
Исходя из поставленных целей, мы рассматривали следующие задачи:
1) определение понятия недвижимого имущества;
2)рассмотрение регистрации права собственности на недвижимое имущество;
3) определение оснований возникновения права собственности на недвижимое имущество;
4) изучение способов возникновения права собственности на недвижимое имущество;
Рассматривая поставленные задачи, были изучены понятие и разновидности недвижимого имущества, а также основания и способы регистрации права собственности на недвижимость.
В настоящее время в современной юридической литературе появляется все больше специальных работ, посвященных исследованию правового режима недвижимого имущества. Все это исходит из того, что правому положению недвижимого имущества уделяется большое внимание.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) «от 30.11.1994 N 195-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 07.02.11 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) «от 26.01.1996 N 14-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 07.02.11 № 4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 30.11.10 № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 01. Ст. 14.
5. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 29.12.10 № 442-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
6. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в последней ред. ФКЗ от 29.12.10 № 435-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594;
7. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 30.12.08 № 309-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4473;
8. Е. А. Суханов Гражданское право Российской Федерации. — М.: Волтерс Клувер, 2008.-720с.
9. Д. А. Шевчук Гражданское право. — М.: Эксмо, 2009.-386с.
10. АМ. Гатин Гражданское право. — М.: Дашков и К, 2009.-384с.
11. С. С. Алексеев Гражданское право. — М.: Проспект, 2009.-528с.
12. С. А. Степанов Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. — М.: Проспект, 2009.-1504с.
13. Л. А. Трахтенгерц Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. — М.: Инфра-М, 2009.-812с.
14. Б. В. Ерофеев Земельное право. — М.: Юрайт-Издат, 2004.-656с.