Правовое положение кредитных организаций в Российской Федерации и зарубежных странах
Порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливается Указанием ЦБ РФ от 14 августа 2002 г. № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных… Читать ещё >
Правовое положение кредитных организаций в Российской Федерации и зарубежных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Общая характеристика кредитных организаций
- 1.1 Понятие, признаки кредитных организаций
- 1.2 Виды кредитных организаций
- 2. Правосубъектность кредитной организации
- 2.1 Создание кредитной организации
- 2.2 Полномочия кредитной организации
- 3. Правовое положение кредитных организаций в зарубежных странах
- Заключение
Список использованных источников
и литературы
Тема является актуальной потому, что на государственном уровне признана особая значимость кредитных институтов, банковской системы для национальной безопасности, экономики, общества и государства в целом. Необходимость формирования мощной банковской системы как надежной основы для развития национальной экономики, совершенствования банковской системы, обеспечения устойчивости банковской сферы приобрели стратегически важный характер.
Кредитные организации играют значительную роль в развитии банковской системы, которая является значимой для экономики страны, а ее нормальная, полноценная финансово-хозяйственная деятельность обеспечивает поступательное развитие предприятий реальной экономики и социальное благополучие населения.
Целью курсовой работы является исследование понятия кредитной организации, специфики правового положения кредитных организаций в РФ и в иностранных правопорядках.
Задачами работы являются:
1. Определение понятия, признаков кредитных организаций;
2. Изучение видов кредитных организаций;
3. Анализ создания кредитной организации;
4. Рассмотрение полномочий кредитной организации;
5. Анализ правового положения кредитных организаций в зарубежных странах.
Предметом работы являются правовые нормы, а также теоретический материал, посвященный понятию кредитной организации, специфики правового положения кредитных организаций в РФ и в иностранных правопорядках.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили следующие методы научного познания: анализ и синтез, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системный методы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Общая характеристика кредитных организаций
1.1 Понятие, признаки кредитных организаций
Банковская система, будучи одним из самых важных элементов экономики любого государства, напрямую связана с бюджетными отношениями. Ведь кредитные организации не только обеспечивают аккумуляцию свободных денежных средств, но и являются «механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны» .
Другими словами, и формирование бюджета путем перечисления его налоговых и неналоговых доходов, и доведение бюджетных средств до получателей в современном государстве невозможно без участия кредитной организации. Более того, кризис, возникший в банковской системе страны, может полностью парализовать всю систему бюджетных платежей: как платежи в бюджет, так и бюджетные платежи получателям бюджетных средств.
По сути своей кредитные организации играют роль посредника между налогоплательщиками, налоговыми агентами и бюджетом, а также между бюджетом и получателями бюджетных средств. И именно от того, насколько грамотно законодатель устанавливает права, обязанности и ответственность этого посредника в бюджетных, налоговых и административных правоотношениях, зависит как бесперебойное формирование бюджета, так и движение бюджетных средств.
Таким образом, деятельность кредитной организации как юридического лица, осуществляющего безналичные расчеты, является предметом регулирования различных отраслей законодательства. Так, законодательство о банках и банковской деятельности регулирует вопросы соблюдения норм и правил банковской деятельности в процессе осуществления безналичных расчетов Емельянова Е. С. Ответственность кредитной организации за нарушение бюджетного законодательства [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — Комментарии законодательства. — 2013. .
В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяется понятие кредитной организации. Итак, «кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество» Федеральный закон О банках и банковской деятельности № 395−1 от 02. 12.1990 // Российская газета. — 10. 02.1996. — № 27. .
Исходя из этого, признаками понятия кредитной организации являются:
1) статус юридического лица, т. е. кредитная организация имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст.48 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 05. 12.1994. — № 32. — ст. 3301. ;
2) основная цель деятельности — получение прибыли, т. е. любая кредитная организация является коммерческой организацией;
3) наличие специального разрешения (лицензии Банка России) на право совершения банковских операций.
Основным является третий признак. Именно из него вытекает, что отличительной особенностью понятий «кредитная организация» и соответственно «банковская деятельность» является осуществление деятельности за счет средств, привлеченных на счета и во вклады, поскольку это основные банковские операции, образующие денежные средства, с которыми работают кредитные организации.
Теоретически кредитная организация может осуществлять размещение и собственных средств. Однако на корреспондентском счете кредитной организации отражается лишь остаток временно свободных денежных средств. Средства на счетах клиентов этой кредитной организации, которые отражаются в пассивной части баланса кредитной организации, в активной части баланса могут с равной долей вероятности отражаться и как числящиеся на корреспондентском счете кредитной организации, и как числящиеся в иной дебиторской задолженности, и как вложения в ценные бумаги. Иными словами, как активы кредитной организации эти средства, во-первых, обезличиваются, во-вторых, приобретают вид либо прав требования кредитной организации к иным лицам, в том числе банкам-корреспондентам, либо объектов прав собственности самой кредитной организации. Поэтому определить, за счет какого источника образовался остаток средств на корреспондентском счете кредитной организации, невозможно.
Отличительная особенность деятельности кредитных организаций (банковской деятельности) является основополагающей и, в свою очередь, предопределяет все остальные особенности правосубъектности и деятельности кредитных организаций, которые носят производный характер Курбатов А. Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования, содержание и проблемы реализации. — М.: Юриспруденция, 2010. — С. 78. .
Е.А. Павлодский выделяет другие признаки кредитной организации, Так, первым признаком кредитных организаций является предмет их деятельности. Помимо денег его составляют иные финансовые активы, а именно ценные бумаги и драгоценные металлы. Однако указанный критерий является недостаточным для разграничения кредитных и некредитных организаций. Например, ценные бумаги составляют предмет деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а операциями с денежными средствами в той или иной форме занимаются, допустим, страховые компании. Перечисленные организации не являются кредитными ни по сути, ни по закону. Вероятно, более общим по сравнению с термином «кредитная организация» является понятие «финансовая организация». Именно финансовые организации могут быть выявлены по предмету своей деятельности: деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, иные финансовые активы. В этом отношении кредитные организации являются одной из существующих разновидностей финансовых организаций.
Вторым признаком кредитных организаций следует считать характер их деятельности по поводу указанных финансовых активов. Исходя из названия рассматриваемой группы финансовых организаций, следует сделать вывод, что они должны заниматься предоставлением указанных активов взаймы, т. е. в кредит. Учитывая, что речь идет об особом виде предпринимательской деятельности, предоставление кредита может осуществляться ими только на профессиональной постоянной основе.
Также признаком кредитной организации, и банка в частности, нередко называют совершение ею указанных выше операций от своего имени и за свой счет. В этом отношении общество, которое ограничило свою деятельность операциями по фидуциарному размещению в кредит принятых от клиентуры вкладов, не может рассматриваться в качестве банка по швейцарскому законодательству. В качестве другого признака кредитной организации в зарубежной литературе назван также платный характер выдаваемого кредита Павлодский Е. А. Кредитные организации в России: правовой аспект. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 67. .
Итак, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» закреплены понятие, структура, полномочия, цель кредитной организации. Из определения кредитной организации вытекают три признака: является юридическим лицом, цель которого — извлечение прибыли, осуществляет банковские операции, имеет специальное разрешение (лицензию) ЦБ РФ. Кредитная организация занимает важное место в банковской системе и играет значительную роль в экономике государства России, помогает развиваться рыночным отношениям.
1.2 Виды кредитных организаций
Согласно ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в структуру кредитных организаций входят: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован Федеральный закон О банках и банковской деятельности № 395−1 от 02. 12.1990 // Российская газета. — 10. 02.1996. — № 27. .
Классификация видов кредитных организаций может осуществляться по самым различным основаниям. Наиболее часто используется классификация по функциональному признаку.
При классификации кредитных организаций по юридическому статусу в зависимости от круга осуществляемых банковских операций и банковских сделок выделяют банки и небанковские кредитные организации.
Банки — кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Соответственно иностранным считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Среди банков во всем мире традиционно выделяют эмиссионные (государственные) и частные (коммерческие). В нашей стране единственным эмиссионным банком является Банк России.
В зависимости от организационно-правовой формы, в которой созданы частные кредитные организации, различают банки — закрытые и открытые акционерные общества, банки — общества с ограниченной ответственностью и банки — общества с дополнительной ответственностью. Наиболее распространенной формой создания банков, естественно, является акционерное общество. В зарубежных государствах создаются также кооперативные банки.
По территории обслуживания клиентов экономисты различают местные, региональные, общенациональные и международные (транснациональные) банки. Как правило, к местным относят небольшие городские банки, обслуживающие население одного муниципального образования. Соответственно региональными являются банки, обладающие разветвленной филиальной сетью на территории одного или нескольких сопредельных субъектов Федерации (например, на юге России Крайинвестбанк и Югбанк). Национальными являются банки, охватывающие филиалами практически всю территорию страны (например, Сбербанк России). К международным банкам в нашей стране, как правило, относят Внешторгбанк и Внешэкономбанк.
По источнику уставного капитала различают национальные банки, банки с иностранным капиталом и иностранные банки. В зависимости от наличия или отсутствия филиалов выделяют многофилиальные или бесфилиальные банки.
Наконец, в зависимости от объемов собственных активов различают мелкие, средние и крупные банки.
В силу особого положения в экономической системе общества на банковские институты могут возлагаться порой не свойственные им публично-правовые функции: бюджетно-правовые и налогово-правовые.
Важность роли кредитных организаций как участников любых правоотношений заключается в экономическом значении банковских институтов для финансовой системы любого государства и его экономики в целом. Банки — это главные финансовые посредники, обеспечивающие функционирование системы безналичных банковских расчетов между всеми хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями). В силу специфики своего функционального экономического положения налоговым законодательством эти субъекты наделяются дополнительными обязанностями публично-правового характера. Одновременно кредитные организации, как и другие хозяйствующие субъекты, сами являются и налогоплательщиками Парыгина В. А., Тедеев А. А. Финансовое право. — М.: Эксмо, 2006. — С. 175−177. .
Под небанковской кредитной организацией следует понимать кредитную организацию, которая имеет право осуществлять исключительно следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов); переводы денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов); инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц (в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов); переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
В зависимости от конкретной функциональной специализации небанковские кредитные организации подразделяются на расчетные, депозитные и кредитные, а также организации инкассации.
Расчетными являются небанковские кредитные организации, которые вправе открывать и вести банковские счета юридических лиц, а также осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Расчетные небанковские кредитные организации могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также предоставлять кредиты клиентам — участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности в пределах, установленных Банком России. Временно свободные денежные средства расчетные небанковские кредитные организации вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.
Расчетные небанковские кредитные организации не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет.
кредитная организация правовое положение Депозитными и кредитными являются небанковские кредитные организации, которые вправе осуществлять следующие банковские операции: привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещать привлеченные во вклады денежные средства юридических лиц от своего имени и за свой счет; совершать куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет); выдавать банковские гарантии.
Небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции, не вправе осуществлять следующие банковские операции: привлекать денежные средства физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; производить инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; производить куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Кроме того, для небанковских кредитных организаций этого вида установлен запрет на открытие филиалов и создание дочерних организаций за рубежом.
Организации инкассации вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Так как деятельность организаций инкассации связана с возникновением преимущественно операционных рисков, требования по минимальной величине капитала для них не устанавливаются Парыгина В. А., Тедеев А. А. Финансовое право. — М.: Эксмо, 2006. — С. 177−179. .
Итак, кредитные организации классифицируются по юридическому статусу в зависимости от круга осуществляемых банковских операций и банковских сделок выделяют банки и небанковские кредитные организации; в зависимости от конкретной функциональной специализации небанковские кредитные организации подразделяются на расчетные, депозитные и кредитные, а также организации инкассации; в зависимости от объемов собственных активов различают мелкие, средние и крупные банки; по территории обслуживания клиентов экономисты различают местные, региональные, общенациональные и международные (транснациональные) банки; по источнику уставного капитала различают национальные банки, банки с иностранным капиталом и иностранные банки.
2. Правосубъектность кредитной организации
2.1 Создание кредитной организации
Российские кредитные организации как юридические лица по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями в виде хозяйственных обществ: общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерного общества (АО) в форме закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО). Наряду с Законом о банках и банковской деятельности правовой основой создания российских кредитных организаций, их государственной регистрации и лицензирования выступает Инструкция Центрального банка РФ от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» .
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и/или физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации (п. 2.1 Инструкции № 135-И). Учредитель кредитной организации — юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уcтавный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Федерации и местным бюджетом за последние три года. Финансовое положение банка-учредителя должно определяться его отнесением к первой или второй классификационной группе согласно Указанию ЦБ РФ от 26 мая 2008 г. № 2005;У «Об оценке экономического положения банков» Указание ЦБР от 30 апреля 2008 г. № 2005;У Об оценке экономического положения банков [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013.. Финансовое положение небанковской кредитной организации-учредителя должно определяться в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния кредитной организации. При этом небанковская кредитная организация должна относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций.
Финансовое положение учредителя не может быть признано удовлетворительным, если кредитная организация не выполняет обязательные резервные требования Банка России и имеет просроченные денежные обязательства перед Банком России. Достаточность средств учредителя определяется, исходя из показателя собственных средств (капитала) (п. 2.2.1 Инструкции № 135-И). Учредитель кредитной организации должен соответствовать вышеуказанным требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации (п. 2.2.2).
Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей КО — юридических лиц определяются Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации» Положение ЦБР от 19 июня 2009 г. № 337-П О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013.. Согласно данному документу, если одно или несколько лиц, входящих в состав группы лиц (группы юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группы юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу), имеет намерение (имеют намерение) приобрести акции (доли) кредитной организации, оценка финансового положения осуществляется в отношении юридических лиц, оплачивающих акции (доли) КО (п. 4.1.1 Положения № 337-П). Финансовое положение юридического лица признается удовлетворительным при условии достаточности чистых активов (собственных средств) юридического лица и при отсутствии иных оснований для признания финансового положения юридического лица неудовлетворительным (п. 1.2). Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запрашивать у учредителей кредитной организации любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации (п. 2.3 Инструкции № 135-И).
Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации физических лиц определяются Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. № 338-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации» Положение ЦБР от 19 июня 2009 г. № 338-П О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013.. Согласно данному документу оценка финансового положения физического лица, которое единолично или в составе группы юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, становится учредителем (участником) создаваемой путем учреждения кредитной организации, осуществляется в целях установления:
1) достаточности собственных средств (имущества) физического лица для приобретения акций (долей) кредитной организации в целях контроля за отсутствием фактов приобретения акций (долей) кредитной организации за счет привлеченных средств;
2) отсутствия оснований для отказа в приобретении акций (долей) кредитной организации в связи с неудовлетворительным финансовым положением физического лица.
Финансовое положение физического лица признается удовлетворительным, если собственных средств (имущества) физического лица достаточно для приобретения акций (долей) кредитной организации и отсутствуют иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации для признания его финансового положения неудовлетворительным (п. 1.1 Положения № 338-П).
Порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливается Указанием ЦБ РФ от 14 августа 2002 г. № 1186-У «Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления» Указание ЦБР от 14 августа 2002 г. № 1186-У Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013.. Согласно данному документу Российская Федерация (федеральные органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени Российской Федерации права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателя акций (долей) кредитной организации за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, в случаях, предусмотренных федеральными законами (п.1). Субъекты Федерации (органы государственной власти, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени субъектов Федерации права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателей акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов субъектов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов, на основании соответствующего законодательного акта субъекта Федерации (п.2). Муниципальные образования (органы местного самоуправления, осуществляющие в рамках своей компетенции от имени муниципальных образований права собственника имущества) вправе выступать в качестве приобретателей акций (долей) кредитной организации на основании решения органа местного самоуправления (п.3).
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия) Федеральный закон от 08. 08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Собрание законодательства РФ. — 13. 08.2001. — № 33 (часть I). — ст. 3431. ;
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;
6) аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц;
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости;
9) анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: о наличии у этих лиц высшего профессионального образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа); о наличии (об отсутствии) судимости.
К вышеупомянутым документам Инструкция № 135-И добавляет:
1) надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитной организации;
2) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организации требований Положения ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (техническая укрепленность, охранно-пожарная и тревожная сигнализация и т. д.);
3) надлежащим образом заверенную копию документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание кредитной организации (если в соответствии с федеральными законами создание кредитной организации требует предварительного согласия федерального антимонопольного органа);
4) надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов РФ и подтверждающего согласование осуществления кредитной организации операций с драгоценными металлами, а также справку кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов;
5) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций КО (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме акционерного общества);
6) полный список учредителей кредитной организации (п. 3.1.8−3.1.13 Инструкции № 135-И) Инструкция ЦБР от 2 апреля 2010 г. № 135-И О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013. .
Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть: денежные средства в российской валюте; денежные средства в иностранной валюте; принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством, в котором может располагаться кредитной организации; принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.
Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации. Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами (п. 4.2−4.5 Инструкции № 135-И).
Кредитная организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон от 08. 08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Собрание законодательства РФ. — 13. 08.2001. — № 33 (часть I). — ст. 3431. с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитной организации. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитной организации осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации (уполномоченным регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба РФ). Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию кредитной организации взимается государственная пошлина в размере 4000 руб. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации. КО имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. За предоставление лицензии при создании банка взимается государственная пошлина в размере 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80 000 руб. (ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации документы, указанные в главе 3 Инструкции № 135-И. Срок рассмотрения документов не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением представленных документов. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации всех необходимых документов (п. 6.4−6.12 Инструкции № 135-И) Инструкция ЦБР от 2 апреля 2010 г. № 135-И О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций // Система Гарант, 2013. .
Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации все необходимые документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации. В сопроводительном письме указывается на необходимость направления уполномоченным регистрирующим органом сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа указанных документов направляет в Банк России (Департамент лицензирования) посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) уведомление о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации кредитной организации с указанием в нем основного государственного регистрационного номера кредитной организации и даты его присвоения. Одновременно в Банк России посредством почтовой связи направляются копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа, а также оригинал указанного выше уведомления. Банк России (Департамент лицензирования): не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет посредством факсимильной связи (иной связи, обеспечивающей оперативное поступление информации) соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России по ее местонахождению. В тот же срок в данное территориальное учреждение Банка России посредством почтовой связи направляется оригинал указанного уведомления; не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров устава кредитной организации штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации следующие документы два экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России, и два экземпляра ее устава (п. 6.13−6.15 Инструкции № 135-И) Ерпылева Н. Ю. Создание, регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций в российском банковском праве [Электронный ресурс] // Законодательство и экономика. — 2011. — № 6. — С. 22. .
Итак, создание кредитной организации — это сложный с экономической и юридической точек зрения процесс. До момента представления в Банк России документов Банк России в целях проверки соблюдения учредителями кредитной организации требований, установленных федеральными законами, в том числе в целях установления наличия идентичных наименований иных кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, устанавливает возможность использования кредитной организацией предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований. После получения документов кредитная организация осуществляет действия, предусмотренные инструкциями Банка России. Кредитная организация должна иметь круглую печать со своим фирменным (полным официальным) наименованием на русском языке и указанием своего местонахождения. Эта печать может содержать также сокращенное наименование кредитной организации.
2.2 Полномочия кредитной организации
Основное целевое назначение кредитных организаций состоит в том, что они создаются для извлечения прибыли. То есть кредитные организации можно рассматривать как соответствующую разновидность коммерческих организаций, играющих значительную роль в экономике страны. При этом основная цель — получение прибыли — достигается путем осуществления банковских операций, перечень которых предусмотрен Федеральным законом «» О банках и банковской деятельности" Пулова Л. А. Кредитные организации. Виды кредитных организаций [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — Комментарии законодательства. — 2013. .
Функцией кредитной организации является получение прибыли вследствие осуществления производимых банком операций.
Статья 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» раскрывает функциональную составляющую банковской деятельности в Российской Федерации — содержит перечень банковских операций и банковских сделок.
Часть 1 называет 9 банковских операций, которые вправе осуществлять кредитные организации. Указанные банковские операции условно можно разделить на 3 группы: банковские операции с участием физических лиц (осуществление переводов денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов)); банковские операции с участием физических лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя (инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание); банковские операции с участием юридических лиц (открытие и ведение банковских счетов).
Данная классификация является условной, так как некоторые виды банковских операций могут осуществляться с участием нескольких из перечисленных субъектов, так, например, привлечение средств во вклады (до востребования и на определенный срок) может осуществляться и от физических и от юридических лиц. Шаповалов М. А., Бородина Н. М., Миронов В. Ю., Рыбакова С. В. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395−1 О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013.
К банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных в пункте 1 части первой статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Понятие сделки содержится в ст. 153 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства. — 05. 12.1994. — № 32. — ст. 3301.. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, исторически банковские операции ближе к правовой природе банка, они составляют основу банковской деятельности, банковские же сделки осуществляются кредитными организациями дополнительно, они носят в большей степени гражданско-правовой характер.
Часть 3 статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержит перечень сделок, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо перечисленных в части первой статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковских операций. Приведенные сделки осуществляются кредитными организациями в рамках их профессиональной деятельности, однако они не требуют получения лицензии на осуществление банковских операций. К ним относится: выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг. Кавелина Н. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-I О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] // Система Гарант, 2013.
Таким образом, статья 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» установила перечень операций и сделок, которые вправе совершать банки и кредитные организации. Каждый вид сделки и операции имеет свои особенности, которые регулируются нормативно-правовыми актами.
3. Правовое положение кредитных организаций в зарубежных странах
Банк общепризнанно считается профессиональным финансовым посредником на рынке капиталов. Поэтому основным признаком банка (кредитной организации) в доктрине и законодательстве многих стран считается посреднический характер их деятельности. При этом понятие «посредническая деятельность кредитных организаций» понимается одинаково и заключается в привлечении ими временно свободных денежных средств (кредитных ресурсов) одних лиц для предоставления их в форме кредитов другим лицам, испытывающим потребность в заемных средствах. Однако юридическая форма привлечения кредитных ресурсов, как известно, может быть различной. Поэтому при определении круга юридических конструкций, допустимых для привлечения кредитными организациями денежных средств, можно выявить разные теоретические подходы. Один из них, назовем его экономическим, допускает привлечение кредитными организациями денежных средств как на основе использования различных конструкций, опосредующих как заемные отношения (договор займа, договор банковского счета, договор банковского вклада, продажа векселей, облигаций и т. п.), так и на основе членства, которое предполагает внесение взносов в ее уставный капитал. Так, например, по законодательству США кредитными организациями считаются так называемые кредитные общества, капитал которых образуется за счет взносов их членов, которых эти общества и кредитуют Поллард А. М., Пассейк Ж. Г., Эллис К. Х., Дейли Ж. П. Банковское право США. — М.: Прогресс; Универс, 1992. — С. 43.. Аналогом рассматриваемых организаций по российскому законодательству следует считать кредитные потребительские кооперативы, которые, однако, не рассматриваются российским законодателем в качестве кредитных организаций в узком смысле слова.
Рассмотренный экономический подход следует считать исключением, поскольку в большинстве других стран привлечение свободных средств допускается только с использованием конструкций, опосредующих заемные отношения. Причем иногда все они сводятся только к договору вклада <1>. Имеются авторы, которые называют несколько другие признаки «банковского» привлечения средств. Во-первых, банки привлекают средства «от широкой публики» (т.е. от неопределенного круга лиц) на профессиональной постоянной основе, во-вторых, с обязательством их возврата и, в-третьих, в форме депозита, толкуемого широко: как договор классического вклада, как договор займа или как договор счета либо иной аналогичный договор. Нередко для определения банка к указанным выше двум видам банковских операций добавляют третью — «управление средствами платежа». Аналогичный подход используется в банковском законодательстве Европейского сообщества. В соответствии со ст. 1 Первой директивы 77/780, принятой Советом 12 декабря 1977 г., о координации норм законов, постановлений и административных актов, касающихся допуска к банковской деятельности, ведения банковского бизнеса, кредитной организацией следует считать предприятие, деятельность которой заключается в приеме вкладов от публики или других активов на возвратной основе и в выдаче кредитов за свой счет. Такая же правовая позиция сформулирована в ст. 1 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г. о допуске и осуществлении деятельности кредитных учреждений. Указанный выше основной формальный признак банка (круг выполняемых операций) в ряде стран сопровождается дополнительным — наличие разрешения на осуществление банковской деятельности, выданного компетентным органом. Последний признак банка (кредитной организации) существует, например, в законодательстве США и Швейцарии, законодательстве стран Европейского сообщества.
Именно посреднический характер (предоставление кредитов за счет привлеченных средств) деятельности банков (кредитных организаций) на финансовых рынках является тем критерием, который позволяет иностранному законодателю разграничивать банк (кредитную организацию) и небанковскую организацию, которой разрешено выполнять отдельные банковские операции (включая кредитование). Так, ст. 3 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г. о допуске и осуществлении деятельности кредитных учреждений предусмотрено, что организации, не имеющие статуса кредитного учреждения, не вправе заниматься деятельностью по приему вкладов или других активов на возвратной основе от неопределенного круга лиц. Эти операции могут монопольно осуществляться только банками (кредитными организациями).