Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникационная политика вуза и ее реализация в системе маркетинга образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализированные в работе ситуации, сложившиеся к настоящему времени на рынке труда и связанном е ним рынке образовательных услуг, позволяют сделать вывод о сформировавшихся субъектах рынка, которые способны удовлетворять потребности, предъявляемые как со стороны спроса на трудовые ресурсы, так и со стороны их предложения. Поскольку субъекты рынка занимаются одним и тем же видом деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Необходимость и сущность маркетинга образовательных услуг вуза
    • 1. 1. Формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг
    • 1. 2. Развитие управленческого маркетинга образовательных услуг
    • 1. 3. Специфика комплекса маркетинга образовательных услуг вуза
  • Глава.
  • Коммуникационная политика в формировании стратегии и тактики маркетинга образовательных услуг
    • 2. 1. Структура коммуникационной политики вуза
    • 2. 2. Организационно-экономические аспекты выбора средств коммуникационной политики вуза
    • 2. 3. Разработка бюджета коммуникационной программы
  • Глава.
  • Разработка и реализация коммуникационной политики вуза. 108 ^ 3.1.Изучение целевой (контактной) аудитории
    • 3. 2. Применение категории нормы потребительной стоимости для расчета эффективности коммуникационной политики
    • 3. 3. Перспективные направления развития коммуникационной политики вуза

Коммуникационная политика вуза и ее реализация в системе маркетинга образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современный период переходной экономики России рынок как совокупность новых хозяйственных связей и отношений мало способствовал росту национального богатства и не стал действительным контролирующим и координирующим фактором эффективного функционирования производительных сил. В то же время рынок дает возможность перераспределения финансовых и материальных ресурсов между производственной и непроизводственной сферами.

Процессы развития мировой и национальных экономик характеризуются неравномерностью динамики, иногда в силу различных причин проходят стадии, которые далеки от объективных экономических закономерностей. В различные периоды, в разных странах, в различных областях экономики, дестабилизируется экономика, вплоть до замораживания отдельных сегментов рынки, утрачиваются, казалось бы устойчивые перспективы развития. Зачастую это вызывает торможение процессов научно-технического и технологического развития, снижает социальный статус интеллектуального труда. Все это неизбежно негативно отражается на состоянии процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, то есть напрямую негативно влияет на состояние образовательной сферы.

Во Всемирной декларации о высшем образовании XXI века (ЮНЕСКО, 1998 г.) [1], как и во многих других международных документах подчеркивается, что потенциал любого государства имеет ряд составляющих, но ведущей их них является интеллектуально-творческий потенциал. По оценкам Всемирного банка 76% национального богатства США составляет человеческий капитал [2], т. е. накопленные населением знания и умения, используемые в производственной и повседневной жизни- 19% составляет воспроизводимый (амортизационный) капитал и только 5% приходится на природный фактор. В России 50% национального богатства создает человеческий капитал, 10% - воспроизводимый и 40% обеспечивают природные ресурсы [3].

Ликвидировать существующий разрыв, призвана образовательная политика России, которая представляет собой целенаправленную систему претворения в жизнь общенациональных ценностей и определений государственных приоритетов, направленных на повышение доступности образования всему населению России. Кроме того, в нашей стране начинает реализовываться всемирная доктрина образования в течение всей жизни [1,4,5]. В эпоху всемирного процесса развития наукоемких информационных технологий, в том числе образовательных, такие разработки обеспечивают опережающее развитие системы образования, что является предпосылкой обеспечения глобальной конкурентоспособности страны.

Отмеченные общемировые тенденции развития способствуют ускоренному формированию потребности в образовании во всех слоях российского общества. Это выражается в увеличении доли негосударственных вузов, в росте числа студентов в государственных высших учебных заведениях, которые сами оплачивают свое образование, в росте конкуренции между вузами и кафедрами за студента-платника, или получающего второе высшее образование. Решение всех этих проблем невозможно без дальнейшего развития теории и практики маркетинга образовательных услуг. Все это предопределяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические проблемы маркетинга образовательных услуг нашли свое отражение в отечественной экономической литературе в трудах российских и зарубежных ученых Сульповара Л. Б., Панкрухина А. П., Платоновой Н. А., Перекалиной Н. С., Мануйлова В. Ф., Новицкого А. Г., Морозова В. Ю., Павлова С. Н., а также в работах Ф. Котлера, Г. Ассэля, Д Джоббера, М. Портера и др.

Вместе с тем, проблема маркетинга образовательных услуг изучается относительно недавно, и многие аспекты требуют исследования и осмысления.

Одним из таких аспектов является важнейшая составляющая комплекса маркетинга образовательных услуг — система маркетинговых коммуникаций, что определило выбор темы диссертационного исследования, его целей и задач.

Цель и задача исследования. Цель работы — исследование теоретических и методологических проблем, позволяющих сформировать комплекс научных положений, а на их базе разработать научно-методические и практические рекомендации по определению, формированию и проведению коммуникационной политики в системе маркетинга образовательных услуг.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

• определить основные тенденции формирования конкурентного рынка образовательных услуг в России;

• рассмотреть современные процессы формирования маркетинга образовательных услуг;

• определить место маркетинговых коммуникаций в системе комплекса маркетинга образовательных услуг;

• создать методику разработки коммуникационной политики, структуры и практики коммуникационной деятельности, направленной на формирование, осуществление и продвижение образовательных платных услуг к потребителю;

• разработать методику определения потребительской эффективности проведения коммуникационной политики в вузе.

Объектом исследования является маркетинговая, в том числе коммуникационная деятельность высшего учебного заведения, связанная с продвижением платных образовательных услуг на конкурентном рынке.

Предметом исследования послужили социально-экономические и организационные отношения, существующие между продуцентом, потребителем услуг и государством относительно образовательных услуг.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования образует метод системного комплексного анализа формирования коммуникационной политики и стратегии в системе маркетинга образовательных услуг вуза. Широко использованы работы отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области непроизводственной сферы, образовательных услуг, системы маркетинга и маркетинговых коммуникаций. В работе использованы нормативно-правовые акты, Закон РФ «О рекламе» [6], решения правительственных органов по развитию образовательной политики России, материалы средств массовой информации.

Инструментом проведенных практических исследований послужили методы статистического анализа, математического моделирования, эконометрического анализа, социологических исследований и опросов населения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации на основе комплексного исследования деятельности вуза в области оказания платных образовательных услуг в конкурентной среде разработаны научно-практические основы организации коммуникационной маркетинговой политики в вузе.

Наиболее существенными являются результаты, характеризующие научную новизну и личный вклад диссертанта:

• выявлены сущность, структура и организационно-экономические основы коммуникационной политики вуза в системе маркетинга образовательных услуг;

• разработана и исследована структура комплекса продвижения образовательных услуг, выявлены позитивные и ограничительные факторы использования различных коммуникационных средств и технологий;

• выявлен управленческий характер маркетинга образовательных услуг вуза, конечной целью которого является формирование и поддержание долгосрочных связей между вузом и обучаемыми;

• разработана методика и предложены практические рекомендации по организации и проведению коммуникационной политики в вузе;

• разработана методика определения потребительской эффективности проведения коммуникационной политики в вузе.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Научно-методические и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы государственными и негосударственными вузами, а также органами управления образованием в системе маркетинга для разработки, организации и проведения коммуникационной политики, выбора средств и направлений ее эффективной реализации.

Материалы диссертации могут быть также использованы в учебном процессе при подготовке маркетологов.

Отдельные положения работы, выводы и рекомендации, созданные автором, внедрены в управленческую и маркетинговую деятельность и в образовательный процесс «МАТИ» — РГТУ им. К. Э. Циолковского.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 7 опубликованных работах общим объемом 3,1 п.л.

Структура диссертации. В соответствии с логикой исследования диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

1. Рынок труда и ранок образовательных услуг развиваются в России по принципу «сообщающихся сосудов», поскольку все изменения в занятости населения отражаются на потребностях и спросе фирм и предприятий на квалифицированных специалистов.

Сложившаяся ситуация на рынке труда формирует такие его отличительные черты как высокая официальная занятость населения, относительно невысокая, но уже принимающая форму хронической, безработицаскрытая безработица и широкое распространение неформальной занятости всех групп экономически активного населения. На этом фоне Россия сталкивается в период начавшегося промышленного подъема с проблемой дефицита квалифицированных специалистов. В создавшейся ситуации возрастает роль как платных, так и финансируемых за счет госбюджета образовательных услуг в подготовке и переподготовке кадров.

2. Проанализированные в работе ситуации, сложившиеся к настоящему времени на рынке труда и связанном е ним рынке образовательных услуг, позволяют сделать вывод о сформировавшихся субъектах рынка, которые способны удовлетворять потребности, предъявляемые как со стороны спроса на трудовые ресурсы, так и со стороны их предложения. Поскольку субъекты рынка занимаются одним и тем же видом деятельности и заинтересованы в завоевании своей рыночной ниши, можно с полным основанием сделать вывод о возникновении между ними состязательности, или конкуренции, направленной на достижение одних и тех же целей. Конкуренция выступает одной из главных маркетинговых возможностей образовательного учреждения. Для реализации данной возможности необходимо добиться определенного конкурентного преимущества за счет более высокой потребительской ценности предлагаемых образовательных услуг, то есть с большими преимуществами для потребителя, или тех же преимуществ, но по более низкой, чем у конкурентов, цене. Необходим системный подход для выявления вузом своих конкурентных преимуществ перед соперниками. преимущества в конкуренции имеют два источника: преимущество в маркетинге и преимущество в издержках.

Преимущество в маркетинге — это конкурентное преимущество в услугах, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей, чем услуги конкурентов. Преимущество в издержках — это конкурентное преимущество благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет вузам снизить цены и использовать полученную экономию на коммуникационные и рекламные услуги. Цель конкурентной борьбы и реализации своих преимуществ, получаемых как в первом, так и во втором случаях, сводится к завоеванию своей рыночной ниши, представляющей собой небольшой сегмент рынка, который пока не привлекает серьезного внимания других конкурентов. На достижение конкурентных преимуществ влияет также применение вузами различных видов конкуренции — функциональной, видовой или маркетинговой.

3. Маркетинг как система рыночных отношений и рыночного управления по своей сущности и логике развития представляет собой эволюционно развивающиеся отношения между производителем и потребителем. Такой методологический подход вполне применим к анализу сущности маркетинга образовательных услуг, который изначально имеет социальный характер. Процесс оказания образовательных услуг представляет собой разновидность сложного квалифицированного труда преподавателя. В основе отношения «производитель (продуцент) — потребитель (обучаемый)» находится связь, выражаемая категорией «потребность», которая носит двусторонний характер. С одной стороны — это потребность обучаемого для получения современных знаний, а с другой — потребность преподавателя в выражении себя в учебном процессе. Такой методологический подход позволяет представить маркетинг образовательных услуг как специфическую область экономической науки, направленной на выявление потребностей и спроса в образовательных услугах, организацию их удовлетворения в конкретных условиях рыночной среды. Маркетинг образовательных услуг представляет собой также рыночную концепцию управления предоставлением услуг на основе сбалансированного спроса и предложения в конкретных условиях рыночной конъюнктуры, нацеленный на удовлетворение потребностей общества и обеспечение устойчивого финансово-экономического положения вузов, поддержание и повышение их конкурентоспособности на рынке. Такой подход позволяет рассматривать маркетинг ОУ как управленческий, конечной целью которого является формирование и поддержание долгосрочных связей между вузом и его потенциальными клиентами.

4. Управленческий маркетинг образовательных услуг предполагает использование комплекса маркетинга, состоящего из семи элементов (услуга как продукт труда, цена, место, продвижение, процесс, среда оказания услуги и люди), среди которых важнейшее значение для вуза имеет продвижение услуги к потребителю. Она обуславливает установление с потенциальными потребителями как массовых, так и персональных связей. Реализация целей и задач управленческого маркетинга предполагает широкое использование системы «PR», направленной на формирование эффективных отношений между вузом и обществом и способствует благоприятному отношению к имиджу.

5. Центральное место в системе промоушен занимает разработка, организация и проведение коммуникационной политики, которая тесно связана в вузе с таким важным направлением управленческого маркетинга как инновационная деятельность, направленная на поиск и исследования, разработку и выход на рынок с новыми образовательными услугами. При этом под инновационной политикой следует понимать совокупность управленческих методов, направленных на интеграцию всех видов маркетинговых связей и создание условий для развития инноваций во всех областях образовательных процессов рыночной деятельности вуза.

6. Коммуникации в системе маркетинга образовательных услуг — это сложное и многоаспектное маркетинговое понятие, которое охватывает систему отношений, благодаря развитию которых возникает обмен информацией между различными субъектами рынка образовательных услуг. Маркетинговые коммуникации способствуют реализации сбытовой функции маркетинга и формируют потребности, мотивации и спрос на образовательные услуги. Они осуществляют передачу информации от производителя (продуцента) образовательных услуг до потребителя, как потенциального, так и реального, активизируют процессы производства и повышения эффективности сбыта.

7. Разработка коммуникационной политики в системе маркетинга образовательных услуг начинается с выявления целевой аудитории, на которое высшее учебное заведение намерено оказать воздействие и получить ответную реакцию. Считать непосредственными потребителями образовательных услуг только детей и их родителей — слишком упрощенный подход, поскольку он игнорирует более широкий круг заинтересованных групп населения как внутри, тук и вне вуза. Таким образом, предполагается структура контактной аудитории, состоящая из четырех элементов: потребитель, покупатель, клиент, выпускник вуза.

8. Наиболее эффективным средством воздействия на потребителя образовательных услуг является реклама, которая информирует потенциальных потребителей и клиентов об имеющихся способах удовлетворения потребностей в образовании и обеспечивает возможность сравнения различных услуг между собой, или оказывает различным вузами, а также стимулирует спрос с целью его возобновления. При разработке коммуникационной политики вуза, прежде всего, необходимо определить базовую стратегию рекламы, которая является исходным пунктом k планирования стратегии. Целью рекламы образовательных услуг может быть узнавание предлагаемого спектра образовательных услуг и его понимание потенциальными потребителями, к побуждению приобретению одной из нескольких услуг из предлагаемого спектра образовательных услуг, а также формирование благоприятного имиджа вуза. По сравнению с остальными элементами коммуникационной политики, реклама требует наибольшее количество денежных средств, что предполагает тщательную разработку ее бюджета. Общая сумма рекламного бюджета зависит от выбора средств распространения рекламного обращения и способа расчетов, как рекламного бюджета, так и средств на коммуникационную политику в 4 целом.

9. Для расчета и анализа эффективности разработки, бюджетирования и проведения коммуникационной политики, необходимо использовать показатель потребительской эффективности (Эфкп), методика определения которого изложена в работе. Расчет показателя Эфкп позволяет не только рассчитать эффективность, но и грамотно спланировать и оценить бюджет коммуникационной кампании. Проведенный расчет позволяет оценить в какое направление коммуникационной кампании следует вкладывать средства, а также выделить направления, по которым дальнейшее вложение * средств в мероприятия в рамках разработанной коммуникационной политики представляется малоэффективным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная декларация о высшем образовании XX1. века: подходы и практические мерыП Вестник высшей школы — Alma Mater, 1999, № 3, с.29−35.
  2. Ежегодный бюллетень Всемирного банка, 2000
  3. Российский статистический ежегодник М., 2000
  4. Stear Е.В. An Industry Role in Enhancing Engineering Education // Proceedings of World Congress of Engineering Educators and Industry Leaders, UNESCO, Paris, 2−5 July 1996, Final Report, pp. 157 162
  5. Duggan T.V., Oliver T.J. Engineering Education, Industry and Life-long Learning// Proceedings of International Conference on Engineering Education, Moscow, 23 25 May, 1995, pp.3 — 14.
  6. О рекламе: Федеральный Закон РФ № 108 ФЗ. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. З
  7. Ф. Котлер. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990, 736 с.
  8. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999, 896 с.
  9. Г. Ассэль. Маркетинг: принципы и стратегии М.: ИНФРА-М, 1999, 804 с.
  10. Ю.Журнал «Эксперт», № 30,2000 г.
  11. Независимая газета, 23 и 25 августа 2000 г.
  12. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации, 1999/2000 учебный год М.: Минобразования РФ, 2000, 70с.
  13. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века -М.: РИК Русанова, 1995, 224 с.
  14. Международная деятельность вуза: организация и управление качеством // В. Ф. Мануйлов, А. С. Грабильников, И. В. Федоров, Е. А. Фомина, Н.В., Н. В. Михаленко М.:ЛАТМЭС, 2002, 152 с.
  15. Бюллетень Массачусетского университета
  16. В.Ф., Федотова А. В., Шестернина Е. Ю. Целевая контрактная подготовка специалистов по интегрированным программам М.: ЛАТМЭС, 2002, 152 с.
  17. Е.Ю. Общая методология системы целевой контрактной подготовки специалистов М.: ЛАТМЭС, 2002, 14 с.
  18. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Регионология, 2000, № 1, с. 112 119.
  19. Портер Майкл. Конкуренция М.: Вильяме, 2000, 495 с.
  20. Н.С., Павлов С. Н. Индексный метод программно-целевого управления комплексом маркетинга образовательных услуг вуза// в сб. Научно-методических трудов университета М.: МАТИ ЛАТМЭС, 2001.
  21. Н.С., Землянская Н. Б. Анализ конкурентных ситуаций на рынке образовательных услуг// В сб. Научно-методические труды Университета МАТИ/ Под ред. А. П. Петрова М.: ИТЦ МАТИ, 2002, 0,65 п.л.
  22. Н.С., Землянская Н. Б. Формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг М.: МГУ сервиса, 2001,1,2п.л.
  23. С.Н. Развитие платных образовательных услуг в высшем экономическом образовании// В сб. научных трудов кафедры «Маркетинг» МАТИ/ под ред. Н. С. Перекалиной, вып.1 М.: ЛАТМЭС, 1998, с.55−61.
  24. Галетова H. JL, Серегина Г. К. Методология ценообразования в системе платных образовательных услуг вуза // В сб. Научно-методические труды университета МАТИ / Под ред. А. П. Петрова М.: ЛАТМЭС, 2001, с. 212 215.
  25. Н.Л. Необходимость и актуальность маркетинга образовательных услуг в подсистеме второго высшего экономического образования// В сб. научных трудов кафедры «Маркетинг» МАТИ/ Под ред. Н. С. Перекалиной, вып.1 -М.: ЛАТМЭС, 1998, с 4−11.
  26. Н.С. Качество в системе маркетинга М.: Система, 1991
  27. Е.В. Маркетинг услуг// учебное пособие С-Пб.: изд-во «Питер», 2000, 184 с.
  28. Дэвид Джоббер Принципы и практика маркетинга, 2-е издание. М-СПб изд. дом «Вильяме», 2000, 630 с.
  29. Еженедельник «Труд», 13 сентября 2001 г.
  30. Н.С. Роль потребительской оценки в управлении качеством товаров М.: Экономика, 1991
  31. С.Н., Галетова Н. Л., Перекалина Н. С. Принципы организации подсистемы второго высшего экономического образования // В сб. научных трудов МАТИ, вып. З М.: ЛАТМЭС, 2000, с. 460−470.
  32. Е. Дихтль, X. Хершген. Практический маркетинг М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 1996, 265 с.
  33. О.В. Маркетинг образовательных услуг // журнал «Маркетинг в Росии за рубежом», № 1 М.: 1999,
  34. А. Балабанов. Занимательное медиапланирование М.: РИП-Холдинг, 2000, 76 с.
  35. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг СПб, Наука, 1996
  36. И.И. Маркетинг и Маркетинговые исследования в России М., 1997, № 6,
  37. Андреева О, Д. Технология бизнеса: маркетинг/Уучебное пособие М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997,224с.
  38. А. Соционика. Введение. СПб.: ACT, 1998, 444 с. '
  39. Г. Л., ТарасевичВ.М., Анн X. Маркетинг// учебник для вузов М.: Экономика, 1999,703 с.
  40. Бизнес-образование в России//Серия «Бизнес Тезаурус» М.: КОНСЭКО, 1998, 352 с.
  41. Все о маркетинге// В сб. материалов. -М.: Азимут-Центр, 1992, 366 с.
  42. Вуз и рынок, М.: Госкомвуз, 1992, 160 с.
  43. В.А. Маркетинговое консультирование М.: ДЕЛО, 1998,248 с.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Москва, КВШ РФ, 1993, 12 с.
  45. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект)// учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997, 280 с.
  46. Д. Паблисити и паблик рилейшн М.: Филинъ, 1996, 286 с.
  47. Ф.И., Гавва В. М. Азбука маркетинга// учебное пособие Донецк, Сталкер, 1998, 432 с.
  48. С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост -М.: Наука, 1991,200с.
  49. Концепция управления качеством в сфере обслуживания М.: ВНИИС, 1993, 39 с.
  50. Качество во имя лучшей жизни. — Стандарты и качество, 1995,№ 10,с.32−35.
  51. ИСО вчера и сегодня. Стандарты и качество, 1995, № 9, с. 5 — 9.
  52. В.Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995, 328 с.
  53. Л.Ю. Гермогенова Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации М: 1994,
  54. Маркетинг// учебник-практикум/ под редакцией Н. П. Ващекина М.: МГУК, 1999, 570 с.
  55. В.Д. Маркетинг услуг М.: Финансы и статистика, 1996 г.
  56. И.В. Маркетинг. М.: Центр, 1998, 192 с.
  57. А. А. Рынок труда: занятость и безработица М., 1991,184 с.
  58. С.Н., Перекалина Н. С., Галетова H.JI. и др. Маркетинг. Часть1// учебное пособие под ред. В. Ф. Мануйлова М.: ЛАТМЭС МАТИ, 1998, 35с.
  59. С.Н., Перекалина Н. С., Галетова H.JI. и др. Маркетинг. Часть2// учебное пособие под ред. В. Ф. Мануйлова М.: ЛАТМЭС МАТИ, 1998,28с.
  60. А.П. Маркетинг// учебник Москва, ИМП и Э, 1999, 398 с.
  61. Н.С. Теория и практика маркетинга// учебно-методическое пособие М.: ВШЭ, 1996 112 с.
  62. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы М.: Ось-89, 1997, 80 с.
  63. Закон РФ «О некоммерческих организациях». № 7-ФЗ от 12.01.96.
  64. Закон РФ «О защите прав потребителей». № 2-ФЗ от 09.01.96.
  65. Закон РФ «Об образовании». № 12-ФЗ от 13.01.96.
  66. С. Блэк. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1989
  67. Система высшего образования Запада М.: изд. Университета дружбы народов, 1991, т.1, 164 с, т.2, 192 с.
  68. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг М.: МТИ, 1992, 192 с.
  69. Т.Д. Маслова, JI.H. Ковали к, С. Г. Божук. Маркетанг// учебное пособие СПб.: изд. дом «ПИТЕР», 2001
  70. Г. Введение в эконометрию. М.: Статистика, 1965, 361 с.
  71. У.Г. Зиннуров. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения -Уфа, 1993
  72. Фрэнк Йейтс. Выборочный метод в переписях и обследованиях М.: Статистика, 1988,433 с.
  73. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение// в двух томах М.: Финансы и статистика, 1992, т.1, 384 е., т.2, 384 с.
  74. Т. Искусство торговать. СПб.: Литера, 1996, 256 с.
  75. Г. М. Стратегия конкурентной борьбы в маркетинге СПб.: Изд. СПб университета экономики и финансов, 1997, 10 с.
  76. X. Практика маркетинга М.: Республика, 1995, 317 с.
  77. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели М.: Радио и связь, 1982, 152 с.
  78. Экономика и организация управления вузом// учебник под ред. д.э.н. В. В. Глухова СПб.: Лань, 1999, 448 с.
  79. Экономическая статистика// учебник под редакцией Ю. Н. Иванова М.: «ИНФРА-М», 2000, 478 с.
  80. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей СПб.: Питер Ком, 1999, 768 с.
  81. А.Ю. Конкуренция: теория и практика М.: АКАЛИС, 1996, 272 с.
  82. В.Г., Королькова В. И. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Состояние проблемы. Стандарты и качество, 1996. № 7, с. 9 — 15.
  83. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996, 112 с.
  84. И .Я. Реклама: Планка для профи. М.: Юрайт, 1997, 208 с.
  85. Е.В. Реклама. Учебное пособие. Киев: НВФ Студцентр, 1996, 224 с.
  86. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993, 335 с.
  87. Совокупный доход в месяц на 1 члена семьидо 1000 руб.1000−2000 руб.2000 3000 руб.1. Более 3000 руб.
  88. Какие специальности факультета экономики являются на Ваш взгляд наиболее значимыми (присвойте им номера от 1 до в порядке убывания их значимости)
  89. Экономика и управление на предприятиях1. Менеджмент1. Маркетинг1. Бух. учет, анализ и аудит| Автоматизированные системы обработки информации и управления? Инженерная защита окружающей среды0 Управление качеством.
  90. Откуда Вы узнали о существовании в МАТИ факультета № 6 и его специальностях1.| из СМИ (специализированные справочники, реклама и т. д.) | | на выставке «Образование и карьера» I | от родителей I | от друзей
  91. I из программы «школа ВУЗ»
  92. С какой целью Вы пришли на выставку Получить информацию об институтах г. Москвы и выбрать один из них для обучения получить более подробную информацию о выбранном ранее ВУЗе из любопытствадругое (
  93. Какие рекламные средства являются, на Ваш взгляд, наиболее важными в представлении института на выставке (присвойте им номера от 1 до 5 в порядке убывания их значимости)
  94. I выставочные стенды I I рекламные листовки
  95. Г~1 компьютерные презентации ! I работа стендистов
  96. О участие представителей института в различных конференциях, проводимых в рамках выставки
  97. Общее впечатление от стенда института на выставке
  98. Рекламный материал, представленный на выставке1. Работа стендистов
  99. Мы были бы благодарны Вам за любые рекомендации по организации рекламной и PR деятельности
  100. Заранее благодарим Вас за ту помощь, которую Вы окажите нашему институту, ответив на наши вопросы2. Ваш пол1. О мужскойженский3. Возрастдо 18 лет19.2222.2627.301. О старше 30 лет3. Род занятий О школьникстудентрабочийслужащийдемобилизованныйбезработный
  101. I мероприятия по программе «школа-вуз»
  102. I мероприятия по программе «техникум-вуз"1. П подготовительные курсы
  103. Рекламный материал, представленный на выставке
  104. Общее впечатление от стенда института на выставке
  105. Мероприятия по программе «школа-вуз"1. Работа презентаторов
  106. Рекламный материал, представленный в школе
  107. Мероприятия по программе «техникум-вуз"1. Работа презентаторов
  108. Рекламный материал, представленный в техникуме1. Подготовительные курсы 1. Работа преподавателей
  109. Рекламный материал, представленный на курсах
  110. Мы были бы благодарны Вам за любые рекомендации по организации рекламной и PR деятельности
Заполнить форму текущей работой