Дизайн изделий из кож рыб: Традиции народов Сибири и современность
Диссертация
Научно-практические результаты исследований также заключаются в введении в обиход творческой дизайнерской и искусствоведческой деятельности ранее не используемых в качестве творческого источника богатейших данных по народным изделиям из рыбьих кож. Эти данные могут быть с успехом применены при проектировании современных изделий любого ассортимента и из любых материалов. С этой целью можно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Аналитический обзор литературных источников
- 1. 1. Использование рыбьих кож в костюме народов Сибири Дальнего Востока
- 1. 1. 1. Опыт использования рыбьих кож в творчестве народных мастеров
- 1. 1. 2. Диапазон использования рыбьих кож в изделиях народов Сибири и Дальнего Востока
- 1. 1. 3. Декоративные характеристики и эстетические свойства народных изделий из рыбьих кож
- 1. 1. 4. Народные методы (муляжирование и покрой) как предпосылки моделирования в современном дизайн -проектировании
- 1. 2. Возможности сочетания кожи с другими материалами в одном изделии
- 1. 3. Рыбьи кожи как объект исследований и дизайн -проектирования современных изделий
- 1. 1. Использование рыбьих кож в костюме народов Сибири Дальнего Востока
Список литературы
- Ж. «Северные просторы» №№ 11,12, 1993, с. 41.
- Прыткова Н.Ф. Одежда хантов. Сб. МАЭ ХУ, 1953, с. 143.
- Ж. «Северные просторы» №№ 2,3, 1995.
- Упине A.M. Старинные способы выделки рыбьих кож и их использование в одежде и обуви. Сб. фундаментальных научных трудов РосЗИТЛП. М., 1999.
- Одежда народов Сибири, Сб. статей музея антропологии и этнографии им, Петра Великого. Л., «Наука», 1970.
- Васильевич Г. М. Типы обуви народов Сибири, с.33.
- Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., «Просвещение», 1983.
- Белобородова К.П. Приамурские узоры.
- Давыдова В.А. Технико-художественные особенности обработки и оформления изделий из рыбьей кожи. Познавательная творческая деятельность на художественно-графическом факультете. Хабаровск, 1984, с. 52.
- Ю.Шренк Л И. Об инородцах Амурского края. Спб, 1883, т. 1- Спб, 1899, т. 2, с. 78- Спб, 1903, т. 3.
- I.Историко-этнографический атлас Сибири. Под ред. М. Г. Левина и Л. П. Потапова. М.-Л., изд. АН СССР, 1961.
- Народы Сибири. Пол ред. М. Г. Левина и Л. П. Потапова. М. Л, Изд. инта Этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1956.
- Смоляк А.В. Материальная культура ульчей и некоторые вопросы их этногенеза. Советская этнография. Т. I, М., АН СССР, 1957.
- Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже. Очерки о декоративном искусстве нивхов. Хабаровское книжное издательство, 1988. 128 с.
- История и культура удыгейцев. Под ред. А. И. Крушанова. JI., «Наука», 1989.
- Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19−20 веков. Учебное пособие. С.-П., 1996,
- Попов А.А. Нганасаны. АН СССР, 1948.
- Станюкович Г. В. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого 1714 1964. М., — Л., «Наука» (Ленинградское отделение), 1964.
- Савельева И.Н. Народный костюм, форма, функция. Изд. «Советский художник». Ж. «Декоративное искусство СССР № 11, 1967,
- Прыткова Г. Н. Одежда народов Сибири. Л., I960,
- Таксами Ч.М. Одежда нивхов. (Одежда народов Сибири), Л., 1960, Л., 1967.
- Таксами Ч.М. Нивхи (Современное хозяйство, культура, быт). Л., 1967.
- Штернберг Л.Я. Сахалинские гиляки. Этнографическое обозрение. М., 1893. Кн. 2.
- Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Статьи и материалы. Хабаровск, 1933.
- Смоляк А.В. Материальная культура и хозяйство народов нижнего Амура и Сахалина, Этнографический аспект. М., „Наука“.1984.
- Смоляк А.В. Экспедиции Невельского 1850−1854 г.г. и первые этнографические исследования 19 в. в Приморье и на Сахалине. Ж. „Советская этнография“, № 3, 1954.
- Киндати К., Сугияма. Айнское искусство. Т.1. 1970.
- Музеи и памятники Таймыра. М., Научно-производственное объединение „Полиграфвидео“, 1995.
- Ж. „Северные просторы“ № 1, 1993.32.Крайнович Е. А,
- Краски земли Дерсу. Хабаровск, 1982.
- Ратцель Ф. Народоведение. С-П., „Просвещение“, 1903. Т. 1. 764 е., т 2, 877 с.
- Савенкова М.М. Художественный текстиль Древнего Новгорода X—XV вв.еков (история, эволюция, художественная природа). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1997.
- Савостицкий А.В., Меликов Е. Х. Технология швейных изделий. М., „Легкая и пищевая промышленность“, 1982.
- Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. Ж. „Сделай сам“, № 4, изд. „Знание“, 1994.
- Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. Ж. „Сделай сам“, № 4, изд. „Знание“, 1994.
- Кузьмина Т. Уроки мастера. Ж. „Рукоделие“ (приложение к ж. „Стиль“), 1992.
- Из кожи и замши. Ж. „Рукоделие“ (приложение к ж. „Стиль“), 1994.
- Фукин В. А. Калита АН. Технология изделий из кожи. М., „Легкая промышленность и бытовое обслуживание“, 1988.
- Беляков В.И., Зуев В. Г., Курлагов Л. Н. Технология меха и шубной овчины. М. „Легкая и пищевая промышленность“, 1984.
- Краснов Б.Я. Материалы для изделий из кожи. М., „Легпромбытиздат“, 1995.
- Бузов Б. А. Материаловедение швейного производства. М., „Легпромбытиздат“, 1986.
- Баженов В.И. Материаловедение швейного производства. М., „Легкая индустрия“, 1972.
- Библиотека дизайнера. Под ред. Л. А. Кузьмичева. М ., 1994.47.3урабян К.М., Краснов Б. Я. Пустыльник Я.И., Беляев Л. С. Справочник по материалам, применяемым в производстве обуви и кожгалантереи. Учебное пособие. М&bdquo- РосЗИТЛП, 1999.
- Кожа из шкур лосося. Schuh-Technik International, 1999, 93, № 5−6,6.
- Чурсин В. И Декоративная кожа из рыбьих шкур. // Кожевенно-обувная промышленность, 1992, № 4, с. 24.
- Кожа, пахнущая океаном. // Кожевенно-обувная промышленность, 1995, № 7, с. 20−21.
- I .Субач О. В., Есина Г. Ф., Миронова Т. Ф., Кисин М. В., Перфилова Т. В. Шкуры угря как новое кожевенное сырье. // Кожевенно-обувная промышленность, 1997, № 5, с. 30−31.
- Субач О.В., Есина Г. Ф., Миронова ТФ. Нетрадиционный вид кожевенного сырья. Сб. „Наука в высшей школе“ (вып. 2,2.). М., 1998, с. 30−32.
- Дормидонтова О.В., Есина Г. Ф., Миронова Т. Ф. Разработка подхода к производству кож из шкур рыб. Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Тезисы докладов Межвузовской научной конференции. РосЗИТЛП, ч. 2, М., 1998, с. 30−31,
- Дормидонтова О.В., Миронова Т. Ф., Есина Г. Ф., Лысенко С. В., Демина И. С., Тонева И. И., Канайкина Н. А., Бычкова И. Н. Способ отмоки -обезжиривания шкур рыб. Патент № 2 132 389, 1999.
- Дормидонтова О. В. Исследование и обоснование возможности применения ферментных препаратов в производстве кожи из шкур пресноводных рыб. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., МГУДТ, 2000.
- Веретено Н.А., Бекк Н. В., Белова Л, А., Ковалева Л. Н. Использование „экзотических“ материалов для современных изделий. // Швейная промышленность, ноябрь, декабрь 6/99.
- Упине A.M., Зурабян К. М. Определение некоторых свойств рыбьих кож. Тезисы докладов Международной научной конференции (в рамках конкурса „Адмиралтейская игла 2000″). Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии, Санкт-Петербург, 2000.
- Александров С. П., У пине A.M. Сравнительная характеристика некоторых свойств рыбьих кож и других материалов. // Кожевенная и обувная промышленность, №
- Упине A.M. Старинные способы выделки рыбьих кож. Межвузовский сборник научных статей „Традиции и современность“. Москва Уфа, 1999.
- Упине A.M. Художественно-конструкторский анализ народных изделий с использованием рыбьих кож. Там же.
- Упине A.M. Анализ художественно-конструкторских решений обуви народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сб. тезисов докладов Межвузовской научной конференции „Современные проблемы текстильной и легкой промышленности“. Часть 3. М, РосЗИТЛП, 1996.
- Упине A.M. Народная обувь как прототип современного дизайна Тамже.
- Упине A.M. Рыбья кожа шедевры этнодизайна. Ж., „Ателье“, № 8, 2001.
- Упине A.M. Применение рыбьих кож в костюме народов России. Ж., „Школа и производство“, № 6, 2001.
- Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М. ВНИИТЭ, 1995.
- Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации народной одежды. Монография. Госкомнауки республики Башкортостан. Уфа, 2001.
- Упине A.M. В рыбьей чешуе. Ж. „Ателье“, № 8, 2001.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М. ВНИИТЭ, 1990.
- Кожа. Метод определения содержания золы. ГОСТ 938.2−67.
- Кожа. Метод определения содержания веществ, экстрагируемых органическими растворителями. ГОСТ 938.5−68.
- Кожа. Метод определения содержания влаги. ГОСТ 938.1−67.
- Кожа. Метод определения влагоемкости. ГОСТ 938.24−72.
- Материалы текстильные. Полотна. Метод определения толщины. ГОСТ 12 023–93.
- Материалы текстильные. Ткани и штучные изделия. Методы определения плотности нитей и пучков ворса. ГОСТ 3813–72.
- Кожа для одежды и головных уборов. Технические условия. ГОСТ 1875–93.
- Кожа. Метод испытания на растяжение. ГОСТ 938.11−69.
- Текстильные материалы. Полотна. Методы определения жесткости при изгибе. ГОСТ 10 550–93.
- Белозерова М.Н., Новикова М. Н. Материаловедение. Швейное производство. Лабораторные работы и методические указания по их выполнению. М., РосЗИТЛП, 1997, с. 43.
- Бузов Б.А., Модестова ТА., Алыменкова Н. А. Материаловедение швейного производства. 4 изд. перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1986. -с.424.
- Полотна текстильные. Метод определения несминаемости. ГОСТ 19 204–73.
- Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к трению. ГОСТ 9733.27−83.
- Эталоны прочности окраски. ГОСТ 5751–51.
- Кожа. Метод испытания устойчивости окраски кож к сухому и мокрому трению. ГОСТ 938.29−77.
- Бузов Б. А. Алымепкова Н.А. Петропавловский Д. Г. и др. Материаловедение швейного производства. 4 изд. перераб. и доп. М.: Легпромбы I и здат, 1991. с. 432.
- Полотна и изделия трикотажные. Метод определения устойчивости к истиранию. ГОСТ 12 739–85.
- Ткани текстильные. Метод определения стойкости к истиранию. ГОСТ 18 976–73.
- Полотна трикотажные для верхних изделий. Нормы устойчивости к истиранию. ГОСТ 16 486–93.
- Упине A.M. Определение прочностных характеристик швов с использованием рыбьих кож. Материалы юбилейной Межвузовской научно-технической конференции. С-П ГУДТ, ч. 2. С-П. 2000.
- Пармон Ф.М. Художественное проектирование одежды из шубной овчины в условиях промышленного производства. Диссертация на соискание ученой степени чандидата технических наук. М., 1971.
- Склянников В. П. Строение и качество ткани. М., „Легкая промышленность“, 1984.
- Пархоменко В.Г. Новое в формировании эстетических свойств тканей. М., „Легкая промышленность“, 1964.
- Никитина М Ы. Художественное оформление тканей. М., „Легкая промышленность“, 1971.
- Алявдин И. А. Новорадовская Т.С. Планирование и анализ исследовательского эксперимента применительно к легкой промышленности. М. „Легкая индустрия“, 1969.
- Руководство по применению латинских планов при планировании эксперимента с качественными факторами. Челябинск, 1971.
- Маркова Е В. Латинские квадраты в планировании эксперимента.// Заводская лаборатория, 1968, № 1.
- Налимов В В. Чернова Н. А. Статистические методы планирование экстремальных экспериментов. М., „Наука“, 1965.
- Виноградов Ю С. Математическая статистика и ее применение в текстильной и легкой промышленности. М., „Наука“, 1970.
- Поликарпов Ю.М. Художественно-конструкторский анализ в проектировании//Техническая эстетика, 1975. -№ 12. С. 15−17.
- Сомов Ю С. Художественно-конструкторский анализ промышленн изделий, М.: Машиностроение. 1967.
- Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1975.
- Сомов Ю С. Приемы и методы художественно-конструкторского анализа // Техническая эстетика, 1966 № 9. — С. 6−9.
- Федоров М.В. и др. Экспертиза качества товаров. М.: Экономика, 1984.
- Федоров М.В., Задесенец Е. Е. Некоторые особенности анализа и оценка потребительских свойств бытовых изделий прихудожественно-конструкторской экспертизе качества // Труды ВНИИТЭ, сер1'Техническая эстетика"Вып. 19. М.: 1979.
- Анализ потребительских свойств изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода // Методические материалы ВНИИТЭ М.: 1983.
- Анализ эстетических ситуаций в процедуре оценки продуктовдизайна // Труды ВНИИТЭ, сер"Техническая эстетика“ Вып. 46. М.: 1983.
- Иконников А.В. Эстетическая ценность продукта дизайна вконтекстах среды и культуры // Труды ВНИИТЭ, сер"Техническая эстетика"Вып. 5,6. М.: 1986.
- Задесенец Е Е. Предпосылки исследования художественно-конструкторской экспертизы качества как вида ценностной деятельности // Труды ВНИИТЭ, сер"Техническая эстетика"Вып. 12. М.: 1976.
- Задесенец Е Е. Шигшлов Н И. Техническая эстетика на службе качества // Труды ВНИИТЭ, сер"Эстетика и организация производства» Вып. 1 I./Знание. М.: 1979.
- Иконников А.В. Исследование проблем формирования эстетической ценности промышленных изделий //Труды ВНИИТЭ, сер. «Техническая эстетика"Вып. 43. М.: 1983.
- Федоров М.В. Задесенец Е Е. Оценка качества промышленных товаров. М.: 1977.
- Перлина Э.К. Оценка качества художественно-конструкторского проекта // Техническая эстетика. 1977. № 10. С 4−7.
- Сомов Ю.С. Композиция и технике. М.: Машиностроение, 1977. -215 с.
- Сидоренко В. Ф. Кузьмичев Л .А. Художественное моделирование комплексного объекта. Введение. Труды ВНИИТЭ. Серия „Техническая эстетика“. М., 1981, вып 31.
- Курьерова Г Г. Проектная концептуалистика 80-х г.: новое мышление и иное мышление. В кн. „Техническая эстетика. Творческие направления в современном зару бежном дизайне“. М., 1990.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии, № 10, 1984.
- Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., ВНИИТЭ, 1992.
- Лаврентьев А.И. Эксперимент в дизайне. В сб. научных трудов
- Дизайн». PAX. НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1. ВНИИТЭ, вып. 5 М. 1997
- Присуждается Анастасии Упинес коллекцией «Рыбья кожаjfза победу в номинации «Аксессуары33зедателььник Департамента культуры одежной политик^:г.-||аречиый1. Н. Г. Новиковаг.Заречный 29 апреля 2001 г
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОН'' 1 МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕ1. АДМИРАЛТЕЙСКАЯ И' Пиучастникумеждународного конкурса молодых дизайнер1. Адмиралтейская игла1. Председатель
- Организационного комитета конкурса, Ректор Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна
- Санкт-Петербургский государственный уни> I технологии и дизайна
- Комитет по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга
- Ассоциация выпускников Санкт-Петербургу государственного университета технолоо"^lomatie International Young Fashion Designers' Contest
- THE INTERNATIONAL YOUNG FASHION DESIGNERS' CONTEST1. ADMIRALTEISKAYA IGLA». iratteTskaya Igla '01"1. V. E. Romanov /
- Saint-Petersburg State University of Technology and Design
- St-Petersburg Administration’s Committee on Affairs of Family, Childhood and Youth
- Association of Graduates of St-Petersburg State University of Technology and Designof the Organizing of the Contest of Saint-Petersburg State University ' of Technology and Design1. Г"1 / ' А f V1 V Si i V
- Минобразование Российской Федерациивсероссийский конкурс молодых модельеров и дизайнеров
- Конкурсная программа проходит в 2 тура. Отборочный тур г. Шахты (10 — 12 декабря 2001 год). Финальное шоу — г. Ростов-иа-Дону (13−14 декабря 2001 год).
- По итогам планируется издание Каталога творческих работ Всероссийского конкурса «Подиум 2001>-
- Гран-при конкурса 10 000 рублей.
- Описания номинаций приведены в приложении 1.
- Возможны внеконкурсные показы моделей. Взнос за участие составляет 100 руб. за 1 модель.
- Конкурс состоит из 3-х этапов: • 1 этап предварительная регистрация.
- Организационный комитет: Россия, .346 500, Шахты, Ростовская обл, ЮРГУЭС, ул. Шевченко, 147, тел.: Ростов (8−863)440483 (ректорат), Шахты (8−86 362) 2−21−33 (ректорат), факс: (8−86 362) 2−54−91,
- В каждой номинации определяются по 3 призера (1-е, 2-е и 3-е места), среди которых выбирается один победитель, получающий Гран-при конкурса.
- Критерии оценки жюри конкурса.
- Художественная выразительность и новизна идеи.
- Уровень профессионального мастерства.3. Коммерческая перспектива.
- Вступительный взнос за каждую коллекцию составляет 400 рублей. Оплата может производиться как за наличный расчет в день регистрации участников, так и по безналичному расчету. Срок внесения оплаты до 10 декабря.
- Регистрацию проходят все члены творческих делегаций, авторы, сопровождающие лица, руководители, манекенщицы.
- Расчетный счет № 40 503 810 300 002 000 896 в РКЦ г. Шахты Код по ОКНХ 92 110. Код по ОКПО 3 049 194 ИНН 6 155 017 456 БИК 46 014 000 тел. 20 151
- Организационный комитет: Россия, 346 500, Шахты, Ростовская обл., ЮРГУЭС, ул. Шевченко, 147, тел. Ростов (8−863)440483 (ректорат), Шахты (8−86 362) 2−21−33 (ректорат), факс: (8−86 362) 2−54−91
- Шахты (8−86 362) 2−05−77(оргкомитет), E-mail: mail (ft!sssu.ru