Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изученная практика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте, а также собственная следственная практика автора по расследованию уголовных дел указанной категории показала, что наибольшие трудности при расследовании хищений грузов следователь испытывает на первоначальном этапе расследования, когда ему предстоит установить точные обстоятельства совершенного преступления (способ… Читать ещё >

Особенности расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат

" Особенности расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте"

хищение груз железный дорога

Вступление

На современном этапе осуществления социальной, экономической и правовой реформ в Украине масштабы, темпы и характер преступности значительно изменились. Стали проявляться негативные тенденции, выраженные в изменении качественных характеристик совершаемых преступлений. Преступность в Украине становится все более организованной и профессиональной. Это не могло не затронуть железнодорожный транспорт, который в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны, имеет статус связующего звена с другими отраслями экономики, удовлетворяет все возрастающие потребности во всех видах перевозок как государства, так и частных промышленных и иных компаний, а также граждан.

Криминализация посягательств на перевозимые Донецкой железной дорогой грузы обусловлена развитием угольной и металлургической промышленности в регионе. Также, новые и все более опасные проявления современной преступности указывают на необходимость активизации процесса формирования и внедрения новейших методик расследования и совершенствования существующих. Однако этот процесс, по меньшей мере, запаздывает.

В связи с создавшимся положением, необходимой и важной темой исследования является проблема уменьшения количества посягательств на грузы, что предопределило выбор темы данной работы.

Характеристика хищений грузов

В настоящее время железнодорожный транспорт на рынке перевозок Украины занимает в общем грузообороте транспорта около 13,9%.

Рис.

Рис.

В 2010 году «Укрзалізницей» было перевезено более 293 млн.т. грузов. В результате реформирования сети железных дорог за последнее время перед перевозчиком ставятся особые задачи, в первую очередь связанные с качеством предоставляемых услуг. Их решение будет зависеть от возможности обеспечения конкурентными сегментами рынка транспортных услуг сохранности перевозимых грузов.

Рис.

Необходимо отметить, несмотря на то, что подавляющее большинство в сфере хищений грузов в настоящее время составляют кражи, в связи с усовершенствованием технологии и механизмов управления железнодорожным транспортом, автоматизацией и компьютеризацией указанных процессов увеличивается число хищений грузов путем мошенничества, в том числе с использованием компьютерной техники.

Другой стороной этой проблемы выступает такой фактор, как непосредственное участие некоторых работников железной дороги в хищении перевозимых грузов. По имеющимся данным, в общей массе расхитителей их количество достигает от 30 до 50%, и это лица, которые достаточно хорошо знают, как осуществляется охрана грузов, какими запорными и предохранительными устройствами снабжаются вагоны и другие единицы подвижного состава, каковы характер и ценность перевозимых грузов, специфика организации и порядок движения поездов и т. д. Расследования данного вида преступлений в связи с их тщательной подготовкой и профессионализмом исполнения крайне затруднены.

Изученная практика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте, а также собственная следственная практика автора по расследованию уголовных дел указанной категории показала, что наибольшие трудности при расследовании хищений грузов следователь испытывает на первоначальном этапе расследования, когда ему предстоит установить точные обстоятельства совершенного преступления (способ, место, время и др.). При этом результативность неотложных следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования, часто зависит от тактически правильного использования довольно специфических познаний в сфере функционирования железнодорожного транспорта. Правоохранительные органы испытывают большие трудности в расследовании и доказывании по данным уголовным делам, в том числе из-за острого дефицита либо отсутствия современных методик и рекомендаций по научно-методическому обеспечению процесса расследования данных преступлений.

Структура преступности

Одним из самых сложных и важных заданий «Укрзалізниці» является борьба с кражами грузов. В последнее время они приобрели массовый характер: убытки Донецкой железной дороги, обслуживающей угольно-металлургический сектор Украины, достигли 55% от общих потерь «Укрзалізниці». Причина такого «лидерства» на поверхности: именно Донецкая железная дорога перевозит наиболее ценные для злоумышленников грузы: изделия из черных и цветных металлов, прокат и промышленное оборудование, металлолом и ферросплавы, уголь и кокс. Не последним фактором является также социальное напряжение в регионе, которое в последнее время еще больше обострилось. Закрытие предприятий, безработица и безденежье толкают людей на решение проблем существования путем совершения краж и сбыта ценных грузов.

Случаи массовых краж существенно сдерживают развитие транзитных грузопотоков по территории Украины. В отличие от отечественных, у иностранных компаний, которые перевозят грузы по территории Украины, есть возможность выбора, так как в международных перевозках существует серьезная конкуренция транспортных маршрутов. Если страна не может обеспечить сохранность грузов на своей территории, то грузоотправитель просто меняет маршрут. В ситуации, когда объемы грузовых перевозок и так снижаются, потеря нескольких крупных заказчиков транзита может оказаться для «Укрзалізниці» критической. Т.о., проблему краж грузов на железной дороге можно считать вопросом государственного уровня.

Особенности расследования

Важнейшей характеристикой предварительного расследования преступлений в сфере хищений грузов является его поисково-познавательная природа, базирующаяся на увеличении и изменении структуры хищения грузов, особенно их высоколиквидных видов: проката, ферросплавов, металлолома, горюче-смазочных материалов, кокса и т. д.

Для успешного выполнения такой задачи работникам подразделений и служб транспортной милиции необходимо глубоко изучить и знать не только способы совершения краж, их распространенность, но и особенности деятельности железнодорожного транспорта, перевозочного процесса, железнодорожную терминологию, специфику документооборота, который применяется на железной дороге при грузовых перевозках, эффективные направления и мероприятия по предупреждению краж грузов, формы и методы взаимодействия с территориальными ОВД и администрациями транспортных предприятий и другие обстоятельства, которые помогут оптимально решить поставленные задачи.

Особенностью расследования является то, что нередко оно осуществляется в условиях активного противодействия со стороны лиц, заинтересованных в сокрытии истины. Это обусловлено тем, что преимущественное количество хищений грузов совершается при техническом и коммерческом осмотрах, исправлениях браков, а также при погрузке и выгрузке материальных ценностей.

Возможность свободного доступа к подвижному составу и грузу позволяет преступникам из лиц железнодорожников осуществлять хищения в любое время суток. Лица, которые не работают на железнодорожном транспорте, как правило, совершают кражи грузов в темное время суток.

Однако в последнее время наметилась тенденция роста преступлений в сфере посягательств на грузы на территории оперативного обслуживания ЛО на ст. Волноваха УМВД Украины на Донецкой ж.д. Так, за 12 месяцев 2010 года возбуждено 9 уголовных дел средней тяжести, а за 7 месяцев 2011 года возбуждено 7 уголовных дел средней тяжести и 5 уголовных дел тяжкой категории. Ниже, в диаграмме приведена тенденция роста преступности в сфере хищений грузов по сравнению с ЛО на ст. Мариуполь.

Рис.

Пути решения проблем

Для квалифицированного расследования хищений грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте важно знать организацию коммерческих и грузовых работ железнодорожного транспорта, конструктивные особенности различных объектов подвижного состава (вагоны, полувагоны, контейнеры, цистерны и т. п.), правила перевозок, технологию операций по приему, отправлению и выдаче грузов, порядок охраны грузов и оформления перевозочных документов. Это требует от следователя большой организованности и собранности, правильного распределения рабочего времени, продумывания очередности проведения следственных действий и организационных мероприятий.

С этой целью необходимо совершенствовать организацию деятельности транспортной милиции в области расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте:

1) в органах предварительного следствия транспортной милиции необходимо создать специализированные подразделения по расследованию хищений грузов;

2) необходимо усиление внимания к проблемам использования специальных познаний следователями и оперативными сотрудниками транспортной милиции в процессе расследования хищений грузов путем изучения специальной литературы по функционированию железнодорожного транспорта, а также посредством обучения на курсах повышения квалификации в высших учебных заведениях МВД Украины.

Учитывая, что с момента выхода работ по теории криминалистики и практике расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта (1960;70 года), произошли значительные изменения, то в современных условиях, новые способы совершения преступлений подчеркивают актуальность пересмотра отдельных положений методики расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном и последующих этапах расследования, особенности тактики производства отдельных следственных действий предполагают выработку конкретных рекомендаций по созданию методики расследования данных преступлений.

Такие факторы как транзитность, удаленность станций от ОВД, носят негативный характер вследствие беспрепятственного хищения грузов. Решить данную проблему возможно посредством введения линейных пунктов милиции на станциях, где наибольший процент регистрации таких сообщений. В частности — это станция Карань, через которую идет сырье на металлургические комбинаты города Мариуполя. В меньшей степени в организации ЛПМ нуждаются станции Еленовка и Розовка. Перераспределение сил конкретного линейного отдела, и как следствие качественная профилактическая работа транспортной милиции по предупреждению хищений грузов, снизит процент несохранной перевозки, и как результат — увеличение доли железнодорожного транспорта в грузообороте Украины.

Выводы

Выбирая данную тему, я ориентировался на её возрастающую актуальность в виду затяжного кризиса и нестабильной экономики Украины. Преступность была всегда и везде. Всегда и везде преступность отражала в себе какие-то социальные проблемы общества. Меняется общество — меняется преступность. Преступность постсоветского общества приобрела доселе невиданные качественные черты. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Это привело к тому, что мы не только не можем эффективно противодействовать преступности, но, и не знаем в должной мере саму преступность.

Как выход из сложившейся ситуации, нужно уделять особое внимание повышению квалификации работников милиции и организации профилактической работы.

В процессе изложения материала по данной теме мною были полностью реализованы задачи, поставленные во введении, а именно: приведена общая характеристика хищений грузов, осветлена структура преступности и изложены пути решения проблем.

Список литературы

1.Баранов Н. Н., Винокуров С. Н., Каверин Ю. А., Фирсов Е. П. — «Борьба с кражами грузов на железнодорожном транспорте». — МВД СССР ВНИИ: Пособие. — М., 1980

2.Юхно О. О. — «Методические рекомендации об организации расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте Украины». — Одесса: ОЮИ ХНУВД, 2006

3.Уголовно процессуальный кодекс Украины. — К.: Юринком Интер, 2011

4.Уголовный кодекс Украины. — К.: Юринком Интер, 2011

5.Закон Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 года

6.Закон Украины «О железнодорожном транспорте» от 4июля 1996 года № 273/96-ВР

7.Постановление КМУ «Об утверждении Статута железных дорог Украины» от 6 апреля 1998 года № 457

8.Приказ МВД Украины «О порядке принятия, регистрации и рассмотрения в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о преступлениях, которые совершены или готовятся» от 14 апреля 2004 года № 400

9.Приказ Минтранс Украины «Об охране и сопровождении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Украины» от 20 января 1997 года № 18

10.Указание Генпрокуратуры Украины, МВД Украины, Минтранс Украины «О порядке реагирования на признаки преступления, рассмотрение заявлений и сообщений о краже грузов» от 22 марта 1996 года № 23−21/55/3−603

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой