Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глобализация социальных процессов в политическом измерении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую группу работ представляют исследования, в которых анализируются экономические аспекты создания единого социального пространства. Эти исследования отмечены, в частности, Нобелевской премией по экономике. Здесь можно привести труды У. А. Льюиса и С. Кузнеца. Льюис в своей классической статье «Экономическое развитие при неограниченном предложении рабочей силы» (1954) разработал теоретическую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Глобальные тенденции и стратегии в области развития
    • 1. Взаимовлияние процессов развития и модернизации
    • 2. Роль международных организаций в формировании глобального социального пространства
  • Глава II. Политические условия решения социальных проблем современного миропорядка
    • 1. Глобализация социальных проблем и национальный опыт их разрешения
    • 2. Проблемы социальной организации пространства в условиях постиндустриальной трансформации
  • Глава III. Проблемы социальной политики в транзитных странах
    • 1. Теория и практика демократического перехода
    • 2. Интеграционный потенциал восточноевропейской модели социально-политического реформирования

Глобализация социальных процессов в политическом измерении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобализация затронула все сферы жизнедеятельности человечества. Социальная сфера, естественно, не стала исключением. Однако при кажущейся безграничности открывшихся в глобализируемом мире возможностей для поступательного социального развития и прогресса многие социальные ожидания людей в разных странах, как развитых, так и развивающихся, так и не обратились в реальность. Этому помешало не отсутствие масштабных социальных проектов, а, прежде всего, мировая социально-экономическая ситуация, которая сохранила социальную поляризацию, как в рамках отдельных государств, так и с точки зрения отношений между странами.

Социальную сферу можно считать индикатором продвижения общества по пути социального прогресса, показатель которого выражается в простой формуле: люди стали жить лучше или хуже. Но часто сравнение настоящего с прошлым становится не стимулом добиваться лучшего, а стремлением вернуть прошлое. Известный американский журналист Т. Фридман отмечает, что «в обществах, где чаша воспоминаний перевешивает чашу мечтаний, слишком многие люди тратят слишком много времени на то, чтобы оглядываться назад. Свое достоинство, самоутверждение, ценность в собственных глазах они добывают не в трудах и заботах сегодняшнего дня, а в пережевывании дня вчерашнего"1. А это является препятствием и для социального прогресса, и для глобализации «с человеческим лицом».

В документах ООН все чаще отмечается, что если современный характер и основные тенденции мирового развития сохранятся, то социально-экономические различия между промышленно развитыми и.

1 Фридман Т. Плоский мир: краткая история XXI века, М., 2007. С. 572. развивающимися странами из несправедливых превратятся в бесчеловечные. Об этом мировые лидеры заявляют на каждом крупном мероприятии, говорили они об этом и на Всемирном саммите — 2005. Хотя ушло в прошлое разделение стран на «первый», «второй» и «третий» миры, но не изменилась иерархия государств с точки зрения их места в международной системе и с позиций социального развития.

Безусловно, глобализация представляет собой уникальный общецивилизационный феномен. Под ее влиянием формируются новые механизмы социальной самоорганизации. Однако и прежние механизмы, средства и методы эволюционируют в сторону придания глобализации «человеческого лица». И все же социальные риски глобализации нельзя считать меньшими по сравнению с предыдущими периодами. До сих пор в политической науке нет единого взгляда на сущность процесса социального развития. Одна из позиций — считать социальную историю замкнутым процессом, итогом действия практически неизменных в своих основных чертах культур. Другая позиция заключается в том, чтобы использовать и формационный, и цивилизационный подходы для создания новой концепции социального развития. Очевидно, любая концепция не должна игнорировать специфику социального развития. Можно согласиться с мыслью, еще высказанной академиком H.H. Моисеевым. Она заключается в том, что неоднозначность интерпретации одних и тех же эмпирических данных — это проблема понимания того, как возникает и организуется наше знание о глобальных системах и процессах. Тем более, с началом глобализации ясной стала несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности в процессе развития.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема глобализации социальных процессов лежит в русле теоретических подходов к исследованию проблем происхождения, развития и урегулирования современного социального конфликта. В то же время работы в данной области не позволяют адекватно объяснить причины социальных издержек глобализации. К тому же, в отечественной и зарубежной политологии эти подходы существенно различаются.

Проблема глобализации социальных процессов рассматривается в научной литературе как особое направление исследований международных отношений и мировой политики. Ей в различной степени уделяется внимание в большинстве обобщающих работ по данной проблематике1. Для комплексного раскрытия данной темы научный интерес представляют позиции, как сторонников, так и противников глобализации .

Особую группу работ представляют исследования, в которых анализируются экономические аспекты создания единого социального пространства. Эти исследования отмечены, в частности, Нобелевской премией по экономике. Здесь можно привести труды У. А. Льюиса и С. Кузнеца. Льюис в своей классической статье «Экономическое развитие при неограниченном предложении рабочей силы» (1954) разработал теоретическую модель, согласно которой неравенство в распределении доходов будет увеличиваться по мере роста средних доходов. Кузнец является автором наиболее цитируемых результатов исследований в области распределения доходов. В своем президентском обращении к Американской экономической ассоциации в 1954 г. он выдвинул гипотезу, что в процессе роста и индустриализации неравенство сначала растет из-за перехода населения из сельского хозяйства в.

1 См., например: Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или мировое лидерство. М., 2004; Геополитика / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М., 2007; Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2003; Современные международные отношения / Под ред. A.B. Торкунова. М., 2000; Теория международных отношений на рубеже столетий / Под ред. К. Буса и С. Смита. М., 2002; Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. М., 2001 и др.

2 См., например: Глобализация и современный мировой процесс / Под общ. ред. В. А. Михайлова и B.C. Буянова. М., 2004; Дахин В. Н., Проскурин С. А. Политические проблемы глобализации. М., 2003; Глобализация сопротивления. Борьба в мире / Отв. ред. С. Амин и Ф. Утар. М., 2004; Глобализация: человеческое измерение. М., 2003 и др. промышленности и из сельской местности в города, а затем сокращается по мере выравнивания доходов в этих секторах. Это соотношение он выразил в виде перевернутой и-образной кривой («кривая Кузнеца»)1. Исключительно важны также разработки индийского ученого-экономиста А. К. Сена.2 Например, в Докладе о мировом развитии за 2000/2001 г., озаглавленном «Наступление на бедность», А. Сену принадлежит глава, раскрывающая методологические подходы к анализу бедности3.

Среди работ экономической направленности следует отметить труды М. Г. Делягина, в которых предлагаются рецепты «выживания для слабой страны"4. При придании глобализации «человеческого лица» требуется принимать во внимание, что меняются сами критерии силы или слабости той или иной страны. И на первый план выдвигается критерий социальной защищенности, безопасности ее граждан.

Особое внимание в процессе работы над диссертацией было уделено исследованиям, раскрывающим специфику социального законодательства и социальной политики, социальной безопасности, деятельности ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ в социальной сфере международного сотрудничества5.

Политическое измерение социальной политики нашло отражение в ряде диссертационных исследований по политическим наукам6.

1 См.: Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитиеМ., 2006. С. 42.

2 См, например: Сен А. К. Об этике и экономике. М., 1996.

3 См.: Наступление на бедность. Доклад о мировом развитии 2000/2001. М., 2001.

4 См.: Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003.

5 См.: Мошняга В. П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. М., 2000; Социальная безопасность / Под ред. С. А. Проскурина. М., 2000; Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994 Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М., 2004 и др.

6 См.: Бодюль В. Е. Политические и социальные проблемы формирования интеркультурного общества (на примере Федеративной Республики Германия) / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2002; Гребенщиков В. Э. Политические аспекты протестного потенциала глобального развития / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2003; Демин А. К. Политические проблемы социальной защиты населения в странах «большой семерки» (на примерах здравоохранения) / Автореф. дисс. .докт. полит, наук. М., 2000; Зайцев A.B. Социально-политические противоречия глобализации в странах евроатлантического региона / Автореф. дисс.

Среди материалов справочно-аналитического характера необходимо выделить энциклопедию «Глобалистика», в которой дается характеристика различных факторов мирового развития, определяющих тенденцию глобализации социальной сферы жизнедеятельности1.

Оформившийся в последние годы в России как самостоятельный предмет «Социология международных отношений» стал отвечающей потребностям практики учебной дисциплиной, которая ставит задачей объяснить студентам изменения в социальных реалиях под воздействием глобализации. Несмотря на глобальные трансформации, основные проблемы социального развития сохраняют известную преемственность. Поэтому в современной историографии выбор главных тем для научной дискуссии определяется их связью с социальной практикой. Отсюда можно говорить о заметных различиях в оценках социального опыта современного мира в зависимости от уровня социального развития. И, скажем, в социальном государстве, например, в Германии научные акценты далеко не совпадают с таковыми в странах с недостаточной социальной защитой населения.

Объектом исследования выступают современные международные отношения, в которых социальные процессы находят отражение в комплексе взаимодействий государственных и негосударственных акторов в различных областях — политической, социально-экономической и культурной. канд. полит, наук. М., 2006; Залывский М. Н. Формирование единой социальной политики в условиях интеграции европейских государств / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2004; Замычкина Г. В. Политические проблемы защиты детства в условиях глобализации/ Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2004; Каргалова М. В. Социальная политика Европейского Союза: концептуальные аспекты и тенденции развития в 80−90-е годы / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1999; Магдеев Н. Г. Политические векторы международного сотрудничества в области сокращения бедности / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2005; Пашков A.B. Социальная политика в процессах европейской интеграции / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1998 и др.

1 См.: Глобалистика. Энциклопедия / Под ред. И. И. Мазура и А. Н. Чумакова. М., 2003.

Предмет диссертации — развитие политических механизмов формирования глобального социального пространства.

Гипотеза исследования основана на положении, содержащемся в международных документах по проблемам социального развития и определяющем неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав. Право на развитие не только является неотъемлемым правом человека, но сам человек выступает основным субъектом развития и бенефициарием права на развитие. В условиях глобализации этим определяется возрастающая ответственность международного сообщества по обеспечению этого права независимо от уровня экономического развития того или иного государства, а также его политической системы.

Цель и задачи диссертации — проанализировать возможности и эффективность политических механизмов глобализации социальных процессов, направленных на формирование единого социального пространства.

Данная цель предполагает решение ряда конкретных научных задач:

— выявить особенности взаимовлияния развития и модернизации;

— раскрыть причины изменения политических условий, способствующих решению социальных проблем современного миропорядка;

— показать специфику глобализации социальных проблем и выявить наиболее эффективные национальные модели их разрешения;

— изучить проблемы социальной организации пространства в условиях постиндустриальной трансформации;

— проанализировать комплекс политических проблем социальной политики в транзитных странах;

— дать оценку интеграционного потенциала восточноевропейской модели социально-политического реформирования.

Методологическая база исследования. Работа основана на теоретических представлениях о пространстве как особой категории общественных наук и как сложной геополитической реальности. Уже в античный период эта категория появляется в характеристике бытия, понимание пространства приобретает многомерность. Так, у Аристотеля пространство рассматривалось как форма бытия, характеризующая порядок сосуществования, структурность и протяженность материальных образований. Особенность трактовок понятия «пространство» заключается в том, что большинство из них во все периоды истории человечества имели социализированный характер. Поэтому появление такого понятия, как «социальное пространство», позволило выразить закономерности развертывания общих для трансформирующегося мира социальных процессов и формирования глобального социально-политического пространства.

Информационная база диссертации. Работа построена на основе изучения международного правового массива в области социальных прав человека1.

Основное внимание уделялось таким источникам, как доклады и специальные программы международных организаций — ООН, Всемирного банка и др. Так, Доклад о мировом развитии за 2006 г. был посвящен роли справедливости в процессе развития. Его данные служат доказательством того, что широкомасштабное перераспределение экономических и политических возможностей способствует экономическому росту и социальному развитию2. Возможность анализа данной проблемы в динамике была реализована благодаря материалам более раннего периода осуществления международных социальных программ. В частности, на это указывалось в материалах, полученных с.

1 См.: Международное гуманитарное право в документах. М., 1996; Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998 и др.

2 См.: Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитие. М., 2006. помощью программы «Голоса неимущих из многих стран», которая была инициирована Докладом о мировом развитии за 2000;2001 г. «Наступление на бедность"1. Программа осуществлялась в два этапа. На первом этапе было опрошено более чем 40 тысяч неимущих из 50 стран. На втором этапе — 20 тысяч человек из 23 стран. Все это позволяет говорить, во-первых, о достоверности такого вида источников. Во-вторых, о том, что многие социальные проблемы являются общими для различных стран и поэтому к их решению применимы общие политические подходы.

Результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в том, что диссертант проанализировал комплекс вопросов формирования глобального социального пространства в контексте мировых тенденций модернизации и действий национальных и международных стратегий в области развития.

В диссертации рассмотрена эволюция подходов таких крупных международных организаций, как ООН, МОТ и др., в создании политических, правовых и институциональных предпосылок для решения острых социальных проблем.

При исследовании изменений политических условий разрешения социальных противоречий современного миропорядка проведено сопоставление различных национальных моделей социальной политики, позволившее прийти к пониманию схожести пути решения социальных задач.

Автором сформулированы выводы о глобализации социальных проблем и о значимости расширения числа участников международных отношений для улучшения положения социально уязвимых групп населения в наименее развитых странах.

1 См.: Голоса неимущих из многих стран / Под ред. Д. Нараян, П. Петеш. М., 2003.

Особое внимание в работе уделено проблемам политического сопровождения социальной политики в транзитных странах. Анализ теории и практики демократического перехода, позволил заключить, что, несмотря на то, что власти большинства экономически развитых стран вне зависимости от имеющихся политических и экономических систем провозглашают фактически идентичные цели в области социальной политики, но при ее реализации они расставляют различные приоритеты. Следует подчеркнуть, что применительно к восточноевропейской модели социально-политического реформирования это снижает ее интеграционный потенциал.

Положения, выносимые на защиту.

1. В ракурсе глобализации социальной сферы мировую политику можно представить как специфический способ социокультурной динамики международной системы, функционирующей в условиях роста глобальной взаимозависимости, а также появления рисков и вызовов, связанных с глобализацией. Мировая политика в этом случае выступает как специфический механизм производства, воспроизводства и распределения влияния как традиционных, так и новых участников международных отношений.

2. Глобализация с ее многочисленными рисками и вызовами, в том числе в социальной сфере, способствует созданию таких институтов гражданского общества, которые нацелены на сотрудничество с государственными органами на формирование более ответственной социальной политики. Благодаря новым социальным функциям гражданского общества (участию в процессе разработки стратегий социальной политики, предоставлению широкого спектра услуг социального консультирования, контроль выполнения правительствами взятых на себя обязательств в социальной сфере и др.) закладываются новые направления международного сотрудничества в социальной области.

3. Сложность международного сотрудничества в данной сфере определяется не только сохраняющимися глубокими различиями в социальном положении населения разных стран и регионов, но и отличиями в традициях социальной борьбы и социальной политике. В условиях глобализации такие отличия сохраняются, их минимизации мало способствуют факторы, связанные с изменениями социальной структуры общества и новыми социальными перемещениями.

4. Глобальное социальное пространство складывается из множества пространств, отличающихся друг от друга, как по количественным, так и по качественным социальным показателям. Однако с учетом развивающегося под воздействием глобализации роста взаимозависимости развития, актуальной становится непросто международная помощь депрессивным регионам и уязвимым группам населения, а идентификация типичных социальных проблем территории для того, чтобы оценить остроту проблемы и представить, на каком уровне ее лучше всего решать — национальном, региональном или глобальном.

5. Социальные проблемы особенно остро стоят как в слабо развитых странах с низким уровнем потенциала человеческого развития, так и в транзитных государствах. В последних уязвимые группы оказались неподготовленными к резким общественным переменам и связанными с ними социальным издержкам. Поэтому важно уделять внимание формированию среднего класса в этих странах и его поддержке в развитых государствах, поскольку его основные ценности соответствуют такой политике, которая облегчает переход к модели устойчивого развития.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть применимы для определения основных векторов формирования глобального социального пространства, тесно взаимодействующего с пространством мировой политики. Результаты работы также могут быть использованы при анализе роли России в создании нового мироустройства, отвечающего представлениям о справедливой глобализации и устойчивом развитии. Материалы исследования могут быть полезны и в правоприменительной практике в процессе международного сотрудничества по проблемам развития. Материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе в вузах в курсах геополитики и международных отношений.

Апробация исследования осуществлялась на кафедре национальных, федеративных и международных отношений РАГС при Президенте РФ, а также на международной научной конференции «Коррекция курса мировой политики: векторы, механизмы, участники» (Москва, январь 2007 г.). Основные выводы и положения диссертации изложены в публикациях автора.

Структура работы обусловлена логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Новые риски и вызовы глобализации не перечеркивают тех усилий, которые были приложены различными странами по формированию современного глобального социального пространства. Важно научиться воспользоваться плодами этих усилий при вхождении в новый мировой социально-экономический порядок, в котором, как и в мировой политике, все более активную роль начинают играть новые игроки, прежде всего, корпоративные структуры. Поэтому и перед властями, и перед обществом, и перед каждым отдельным человеком встает задача «вписаться» в происходящий социальный поворот, чтобы избежать социального переворота.

Под влиянием глобализации формируются необходимые для решения социальных проблем современного миропорядка институциональные предпосылки. Расширяется состав глобальных и региональных организаций и учреждений по вопросам развития. Все четче просматриваются социальные аспекты развития в деятельности ООН и особенно ее Социального и экономического совета (ЭКОСОС) и Программы развития (ПРОООН).

Вторую половину XX века можно назвать периодом разработки и реализации новой парадигмы прав и свобод человека. Имеются такие политические силы, которые считают, что голод, незаслуженная нужда являются нарушением прав человека. Хотя здесь трудно не видеть взаимосвязи, нельзя говорить о появлении такого права, как право на благосостояние. Ни один суд в мире, ни одна структура международной юстиции, которая рассматривает вопросы нарушения прав человека, не может гарантировать право на благосостояние, даже потому, что законные права предполагают возможность обжалования их нарушения. Все это только подтверждает сложность взаимосвязи политики и экономики, наблюдаемую на всех стадиях человеческой истории, но в условиях глобализации, становящуюся более многоаспектной.

Один из таких аспектов заключается в разноскоростном протекании глобальных процессов на региональном уровне. Следует подчеркнуть, что при активизации деятельности международных институтов в социальной сфере не теряет значимости социальный аспект политических подходов и мер по стимулированию региональной интеграции. При этом региональную интеграцию нельзя, как часто делается, ограничивать только межгосударственной линией. Она во многом зависит от оптимизации деятельности институтов гражданского общества в формировании социальной политики государства.

Усиливается координация деятельности институтов гражданского общества в области социальной политики на национальном, региональном и глобальном уровнях. К социальным функциям гражданского общества, ставящимися обязательными, относятся: участие в процессе разработки стратегий социальной политикипредоставление услуг социального консультирования через организации гражданского обществаконтроль выполнения правительствами взятых на себя обязательств в социальной сфере.

Именно благодаря гражданскому обществу формируется новая концепция социального государства, определяющая необходимость более активного функционирования институтов гражданского общества. Однако глобализация вовсе не отменяет культурно-цивилизационных особенностей реализации стратегии социального государства. По-прежнему опыт Востока и Запада прочитывается различно, когда речь идет о социальной политике. И дело не только в том, что отличается экономическая составляющая оценки социального благосостояния, а, скорее в том, что комплексы ценностей у Востока и Запада имеют разные доминанты.

Все сказанное только усиливает понимание того, что глобализация не ведет за собой автоматического разрешения социальных проблем. Создание глобального социума не означает начала его функционирования как единого социального организма. Пожалуй, в одном глобальной явлении отмечается некое единодушие — в неприятии той модели глобализации, которую, прежде всего, представляют развитые страны Запада. В этом ключе необходимо рассматривать Всемирные социальные форумы, становящиеся центрами выработки альтернативной социальной политики в глобальном масштабе.

Нельзя не отметить политической опасности в концентрации внимания к социальным проблемам в развивающихся странах. Не менее остро такие проблемы проявляются в транзитных государствах. Это объясняется неизбежными социальными катаклизмами переходного периода. Принято говорить о том, что в постсоциалистическом обществе исчез «социальный лифт». Если проанализировать каналы социальной мобильности, то их отличия от «социального лифта» предыдущего периода, например, в странах Центральной и Восточной Европы будет налицо. Векторы и участники процесса социального передвижения, действительно, существенно изменились.

Притом, что причины социального катаклизма, как правило, общие, четко проявляются особенности национального восприятия общественных перемен. А на этом основании выстраиваются социальные стратегии различных политических сил и социальных групп. От политической лояльности не только властей, но и институтов гражданского общества зависели условия получения и пределы распространения иностранной помощи в решении социальных проблем. Болезненным было реформирование налоговой и пенсионной систем в постсоциалистических странах.

И в то же время социальные перемены в странах Центральной и Восточной Европы позволили им влиться теперь уже за небольшим исключением бывших югославских республик и Албании в Европейский союз. Естественно, для одних национальных социальных систем процесс адаптации был проще, для других — сложнее. А трудности перехода обусловливали рождение социальной опоры популизма. Об этом можно судить по предвыборной программе польских политических деятелей братьев Качинских, один из которых стал президентом, а другойпремьер-министром этой страны. Только следует учитывать закономерность, что внешнеполитическая стратегия лидеров популистского толка, как правило, достаточно агрессивна. И то, что именно Польша блокирует переговоры Евросоюза с Россией по заключению нового Соглашения о сотрудничестве и партнерстве (СПС).

Ни быстрые изменения в социальной политике, ни программы социальной помощи по линии ЕС не помогли исключить из политической жизни стран ЦВЕ различных форм выражения социального протеста. Причем причины таких акций в условиях общественной трансформации, например в Польше и Венгрии в 2006 г., отличаются от тех, которые свойственны западным членам Евросоюза.

Но это не позволяет в специфике деятельности новых социальных движений в транзитном обществе видеть ростки нового антиглобализма. Эти движения выступают за такую модель социального государства, которая предполагала бы соединение лучшего из опыта бывшего социализма и опыта Запада. Считать данные требования утопическими не оснований, поскольку социальное пространство настолько многообразно, что под влиянием соответствующей экономической политики и других политических действий вполне возможно появление таких социальных реалий, которые отвечают демократическим ценностям и традиционной трудовой мотивации.

Одной из социальных проблем глобального масштаба может стать размывание среднего класса. При консерватизме низов и их склонности к поддержке популистских программ, а также кризисе управления становится проблематичным налаживание международного взаимодействия по удержанию рисков и вызовов глобализации. Выход из ситуации — поиск нового источника развития и национального, и регионального, и глобального. Этот поиск имеет целью преодоления также преодоления кризиса того представления о социальной системе, которое господствует в мире в форме national state.

Одной из причин такого кризиса является кризис Вестфальской модели международных отношений, когда национальное государство из соображений национальной безопасности не может и не хочет разделить часть глобальной ответственности с негосударственными участниками международных отношений.

Постиндустриализация является тем фазовым барьером, который не обязательно преодолеть с первого раза, ни каждой отдельно стран, ни всему человечеству. Эту специфику нового цивилизационного перехода надо учитывать при выработке моделей, как национальной социальной политики, так и программ международной помощи. Однако провальная социальная политика, как известно, может закончиться социальным взрывом.

В условиях глобализации требуется учитывать специфику транснационализации социального протеста. Поэтому особое внимание необходимо уделять проблемам социального прогнозирования. Его сложность заключается в разнородности информации, связанной с социальной политикой, что затрудняет процессы управления в этой области. Всегда важно помнить о том, что на выбор того или иного курса всегда отводятся строго ограниченные временные рамки. Самый одиозный пример из истории Третьего рейха: последнее совещание по перспективной модели истребителя проводилось в марте 1945 г., модель требовала доработки и было решено собраться в сентябре1. Этот пример говорит о важности комплексной оценки всех параметров. И здесь, обращаясь к особенностям формируемого глобального социального пространства, следует понимать, что во взаимосвязанном,.

1 См.: Архангельская Н. Конец демократии, или Государство любителей зеленого чая // Эксперт. 2006. № 48. С. 55. взаимозависимом мире от возмущений в каком-либо сегменте этого пространства могут измениться и потоки перемещений мигрантов, и потоки перемещений капиталов, и потоки международной помощи во всех ее видах, предусмотренных Уставом ООН.

В условиях постиндустриализма национальные правительства оказываются под двойным давлением. С одной стороны, тенденция старения населения, характерная для постиндустриальных стран, а также глобальная налоговая конкуренция вынуждают их сокращать или, по крайней мере, ограничивать рост уровня социальных расходов. Но с другой стороны, непопулярность таких мер, объективные сложности их реализации создают серьезные препятствия на пути снижения социальной ориентированности политики. Отсюда можно предположить, что и далее правительства будут маневрировать между социальной и политической целесообразностью, прибегая к тем инструментам, которые им дает глобализация, в частности трудовая миграция. Однако недолгая история уже XXI века демонстрирует трудности осуществления подобных маневров.

Поскольку XX век существенно изменил наше представление о социокультурных параметрах демократии, ее современная картина также отвечает принципу единства в многообразии. Но надо учитывать, что новая модель управления формируется в русле политики, учитывающей, прежде всего, особенности социальную психологию масс. Однако действительно «новая политика» является способом преднамеренного и целенаправленного конструирования политической реальности с широким использованием рыночных подходов и политических технологий. Ее рождение связано с коренным изменением целей классической политики, исчерпанием резервов ее оснований и идеалов.

После окончания холодной войны международное сообщество не только не научилось жить в условиях постбиполярной системы международных отношений, но и не смогло избавиться от синдрома конца истории". Поиски причин такого положения лежат в социальной плоскости. «Идеологическое разоружение» обнажило гигантское социальное неравенство в мире. И только его сокращение может привести к существенным политическим подвижкам и обеспечить возможность более согласованного действия международных институтов в интересах глобального социума.

Независимо от того внимания, которое уделяется социальным аспектам развития, остается множество вопросов политического характера, в том числе рассматриваемых в ракурсе проблем безопасности. Так, требуется сравнительный анализ национальных политических программ, направленных на решение социальных вопросов, а также эффективности действий национальных и международных институтов, участвующих в процессе реализации этих программ. Только разработанная на основе такого анализа и принятая на международном уровне социальная стратегия, направленная на обеспечение полной занятости трудоспособного населения, минимизации отрицательного влияния факторов природной уязвимости и т. д., способна стать серьезным препятствием распространения рисков и угроз глобализации, даже таких непредсказуемых, как международный терроризм или транснациональная преступность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Голоса неимущих из многих стран / Под ред. Д. Нараян, П. Петеш. М.: Весь мир, 2003.
  2. Доклад о мировом развитии 2000/2001. Наступление на бедность. М.: Весь мир, 2001.
  3. Доклад о мировом развитии 2003. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни. М.: Весь мир, 2003.
  4. Доклад о мировом развитии 2004. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.: Весь мир, 2004.
  5. Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитие. М.: Весь мир, 2006.
  6. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение. М.: Весь мир, 2007.
  7. Доклад о развитии человека за 1998 год. Издано по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Нью-Йорк Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс, 1998.
  8. Доклад о развитии человека за 2003 год: Резюме // Безопасность Евразии. 2003. № 4.
  9. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. М.: Весь мир, 2004.
  10. Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: Помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. М.: Весь мир, 2005.
  11. Международное гуманитарное право в документах. М., 1996.
  12. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998.
  13. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989.
  14. Нищета переходного периода? / Региональное бюро по странам Европы и СНГ ПРООН. Нью-Йорк: Ассошиэйтед Принт Продакшнс, 1998.
  15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
  16. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989.
  17. Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда. Женева, 1996.
  18. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств // Документы Межпарламентской ассамблеи СНГ. Октябрь, 1994. М., 1994.
  19. Монографические издания, сборники статей, научные доклады
  20. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Отв. ред. В. Г. Хорос. М., 1996.
  21. М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. М., 1999.
  22. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» / Под ред A.B. Бузгалина. М.: УРСС, 2003.
  23. К.А. Мы народы. Роль Организации Объединенных наций в XXI веке. М.: Информациология, 2000.
  24. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию М.: Прогресс — Традиция, 2001.
  25. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  26. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или мировое лидерство. М.: Международные отношения, 2004.
  27. П. Социология политики / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1993.
  28. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2000.
  29. A.A. Политика и мораль: к вопросу о мировом политическом порядке. М.: Гуманитарий, 1997.
  30. И.А. Политическая глобализация. Учебное пособие. М.: Логос, 2000.
  31. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада М., 1993.
  32. В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988.
  33. Геополитика: Учебник / Под общ. ред. проф. В. А. Михайлова. М.: РАГС, 2007.
  34. Э. Социология. М., 1999.
  35. Глобализация и современный мировой процесс / Под общ. ред. В. А. Михайлова и B.C. Буянова, М.: РАГС, 2004.
  36. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. М.: Весь мир, 2004.
  37. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Пер. с англ. М.: МНИМП, 1998.
  38. Глобализация сопротивления: борьба в мире / Отв. ред. С. Амин и Ф. Утар / Под ред. A.B. Бузгалина. М.: УРСС, 2004.
  39. Глобализация: человеческое измерение. Учебное пособие. М.:РОССПЭН, 2003.
  40. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Материалы Национального разведывательного Совета США. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
  41. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  42. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с немец. М.: РОССПЭН, 2002.
  43. В.Н., Проскурин С. А. Политические проблемы глобализации. М.: РАГС, 2003.
  44. М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: ИНФРА М, 2003.
  45. А.С. «Третий мир» и урегулирование геополитических проблем современности. М. 1996.
  46. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явления. М.: Экономика, 1998.
  47. Т. Политология. Харьков: Издательство Гуманитарный центр, 2006.
  48. Изменения в области социальной политики. Удовлетворение потребностей в 90-х годах Нью-Йорк, 1990.
  49. История буржуазной социологии XIX — начала XIX века. М., 1979.
  50. П. Мировая политика. 1945−2000. Т.2 М.: международные отношения, 2004.
  51. С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: Очерк теории роста человечества. М., 1999.
  52. М.В. Европейская интеграция и строительство единого социального пространства ЕС // Доклады Института Европы РАН. 1998. № 46.
  53. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 1978.
  54. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991.
  55. М. и др. Здоровье, питание и население. Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  56. .А. Эскиз картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
  57. А. и др. Социальная защита. Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  58. М.М. Мировая политика. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003.
  59. Лэш К. Восстание элит и представительство демократии. М.: Логос, 2002.
  60. М. и др. Образование. Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  61. К. Классовая борьба во Франции / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.7.
  62. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.
  63. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1997.
  64. Мегатренды мирового развития / Под ред. М. В. Ильина, В. Л. Иноземцева. М., 2000.
  65. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С. А. Проскурина. М.: РАГС, 2003.
  66. В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Курс лекций. М.: Социум, 2000.
  67. Л. Мир машины. М., 1967.
  68. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999.
  69. A.C. Искушение глобализмом. М.: Русский Национальный Фонд, 2000.
  70. A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002
  71. Т. Избранные произведения. М., 1959.
  72. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998.
  73. Политические институты на рубеже тысячелетий / Отв. ред. К. Г. Холодовский. Дубна, 2001.
  74. В.К., Симанов A.A. Пространство в структуре мира. Новосибирск, 1990.
  75. Права человека и работа в социальной сфере / ООН. Центр по правам человека. Нью-Йорк, Женева, 1995.
  76. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение. 2000.
  77. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1997.
  78. П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с франц. М., 1997.
  79. В., Халман JL, Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.
  80. Е.Е. Стратегия преодоления бедности. Минск: Армита Маркетинг, Менеджмент, 2001.
  81. Сапрыкин Д. Regnum Hominis: имперский проект Френсиса Бекона. М., 2001.
  82. Сен А. К. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.
  83. С.Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика: учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  84. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. A.B. Торкунова. М.: Международные отношения, 2000.
  85. З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб., 2001.
  86. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  87. Социальная безопасность / Под ред. С. А. Проскурина. М.: МГСУ, 2000.
  88. Социальная политика и стратегия социал-демократии и неоконсерваторов: Сборник научно-аналитических обзоров ИНИОН РАН. М., 2002.
  89. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  90. Теория международных отношений на рубеже столетий / Под ред. К. Буса, С. Смита. М.: Гардарики, 2002.
  91. Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980.
  92. Условия труда. Исследование на основе прецедентного права Европейского комитета социальных прав. Страсбург: Изд-во Совета Европы, 1999.
  93. А.И. Мировой порядок XXI века. М.: Алгоритм, 2001.
  94. Т. Плоский мир: краткая история XXI века. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  95. П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб.: Изд-во «Дань», 2000.
  96. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие. М. 2000.
  97. В.Г. Общественное пространство. Воронеж, 1988.
  98. Г. Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.
  99. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.
  100. А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: «Ладомир», 2004.
  101. Evans Р.В. Embedded Autonomy. States and Industrial Transformation. Princeton, 1995.
  102. Global Water Shortages Root of future Conflict? // Strategic Comments. The International Institute for Strategic Studies. V.5. N 6.1999.
  103. Goldstein J.S. International Relations / 4rd ed. N.Y., 2001.
  104. Kegley Ch., Wittkopf E.R. World Politics: Trend and Transformation. N.Y., 2001.
  105. Krusro A.M. The Poverty of Nations. N.Y., 1999.
  106. Mitchel J. Crucibles of Hazard: Mega-cities and Disasters in Transition. Tokyo: United Nations University Press, 1999.
  107. Rourke J.T., Boyer M.A. International Politics on the World Stage /3rd ed. Brief, 2000.
  108. Schneider B. The Barefoot Revolution. Paris: Fayard, 1985.
  109. Seligman A.B. The Idea of Civil Society. N.Y.: Macmillan, 1992.
  110. Sen Amartya K. Hunger and Entitlements. Helsinki: World institute for Development Economic Research, 1987.
  111. Sen Amartia K. The Standard of Living. Cambridge: Cambridge University press, 1987.
  112. Статьи в научных изданиях и периодической печати
  113. A.JI. На пути к мировому правительству. Человечеству нужны новые правила поведения // Россия в глобальной политике. 2002. № 1.
  114. А. Всемирный компромисс по расовым проблемам // Независимая газета. 2001.11 сентября.
  115. К. И богачи, и бедняки все мы живем на одной планете // Дипкурьер НГ. 2002.10 июня.
  116. К. Путь к устойчивому развитию // Независимая газета. 2002.26 февраля.
  117. В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11.
  118. Н. Конец демократии, или Государство любителей зеленого чая // Эксперт. 2006. № 48.
  119. Е.П. Глобализирующийся мир остается многополюсным // Независимая газета. 2003. 24 июня.
  120. В. Не бастует только ленивый // Коммерсантъ -власть. 2002. № 48.
  121. В. Население мира: что впереди? Геодемография и геополитика будущего // НГ-сценарии. 1999. № 7.
  122. A.A. Буш в думах о наследии // Независимая газета. 20 054. 25 января.
  123. A.A. Керри рассчитывает на «Ржавый пояс» // Независимая газета. 2004. 28 ноября.
  124. А.Д. «Синдром поглощения в мировой политике» // Pro et Contra. 1999. Осень.
  125. А.Д. Третий мир внутри двух первых // Независимая газета. 2003.4 марта.
  126. Н. Хорошо охраняемые тайны либерализма // Le Monde diplomatique II 2006. октябрь.
  127. А. «Диалог цивилизаций» как средство борьбы с терроризмом // Россия и мусульманский мир. 2002. № 6.
  128. Е. Иллюзии постиндустриальной эпохи // Независимая газета. 2002. 20 июня.
  129. В. Понижение в пользу бедных // Коммерсантъ-власть. 2004. № 25.
  130. Е.Т. Богатые и бедные // Независимая газета. 2004. 14мая.
  131. Е.Т. История пенсий. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире // Независимая газета. 2004. 13 июля.
  132. М. Большие города // Ведомости. 2006. 25 декабря.
  133. М. Пенсия для вождей // Ведомости. 2006. 1 ноября.
  134. А. Черный пояс Парижа // Новое время. 2002. № 38.
  135. Е. Кабинет Шредера снижает налоги // Независимая газета. 2000. 20 июля.
  136. И. Шведская модель общественного развития: дихотомия рынок-политика // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 11.
  137. А. Новый социализм? Современная альтернатива «концу истории» //НГ-сценарии. 2001. № 2.
  138. Х.У. Распад государств: анализ ситуации и определение нового курса // Вестник аналитики. 2003. № 4 (14).
  139. Р. Помощники с Севера // Ведомости. 2006. 16 августа.
  140. Р. Швеция изменила социализму // Ведомости. 2006.9 октября.
  141. С. Новый космополитизм и знамения времени. Национальное государство в контексте глобализации // Независимая газета. 2002.16 янв.
  142. A.A. Уроки в школе диалога // Независимая газета. 2006. 23 февраля.
  143. Н. День бастущего // Коммерсантъ-власть. 2007. № 23.
  144. Н. Французы уходят на незаслуженный отдых // Коммерсантъ-власть. 2004. № 3.
  145. B.JI. Бремя белого человека // Независимая газета. 2003.25 ноября.
  146. B.JI. Модели постиндустриализма: сходство и различия // Общество и экономика. 2003. № 4.
  147. B.JI. Независимость не пошла миру на пользу // Независимая газета. 2003.22 июля.
  148. B.JI. Тектоническая «стабильность» // Независимая газета. 2003.16 сентября.
  149. С.П. Опыт системного исследования роста населения Земли и принцип демографического императива / Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. М., 1998.
  150. Н. Опыт одного обновления. Об эволюции социальной доктрины католицизма// Свободная мысль. 1999. № 14.
  151. A.A. Неопределенный новый мир // Независимая газета. 2003. 17 января.
  152. Е. Пенсионная реформа: сценарий пессимистический // Профиль. 2007. № 14.
  153. В. Рождение мирового порядка // Международная жизнь. 1996. № 4.
  154. А. Страны-мятежники и рука системы // Новое время. 2002. № 49.
  155. В.М. Дилеммы глобального моделирования / Системные исследования. М., 1986.
  156. М. Поражение либералов // Ведомости. 2006. 23 марта.
  157. В. Будущие пенсионеры Карлсон и Пеппи Длинныйчулок // НГ Политэкономия. 2001. 17 апреля.
  158. Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.
  159. Дж. Как победить опасности нового века // НГ Дипкурьер. 2000. 4 мая.
  160. М. В XXI век со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10.
  161. С. Спрос на инфляцию // Коммерсантъ-власть. 2007.3.
  162. С. Вокруг завтрака // Политический журнал. 2005. № 5.
  163. H.H. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии 1991. № 3.
  164. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  165. А. Пригородные поселения для новых людей // Независимая газета. 2007.24 июля.
  166. В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодернизму // Вопросы философии 1998. № 7.
  167. Романенко JLM. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1995. № 6.
  168. Е. Сначала мы были бедными, а потом нас обокрали. Интервью с директором ИМЭПИ РАН Р. Гринбергом // Независимая газета. 2005.24 января.
  169. В.Б. Пенсионная тяжба // Независимая газета. 2005. 13 апреля.
  170. А. С British Airways «в пролете» // Независимая газета. 2003.25 июля.
  171. В. Зеленый нувориш // Ведомости. 2006.25 августа.
  172. А. Социальные трансформации двадцатого столетия // Международный журнал социальных наук. 1998. № 23.
  173. Ю. Вперед, в прошлое //Век. 2002. № 18.
  174. А.И. Полюс богатства против полюса населения // Независимая газета. 2003.26 марта.
  175. В.Г. Глобализация и Периферия // Постиндустриальный мир и Россия. М., 2000.
  176. Г. Бремя глобальной ответственности // Россия в глобальной политике. 2002. № 1.
  177. K.P. Причина войн для грядущего поколения? Борьба за воду // Internationale Politic. 2000. № 12.
  178. А. Радикальная реформа консерватора Буша // Независимая газета. 2005. 5 марта.
  179. Global Attitudes 2000 Project, Pew Research Center // Коммерсантъ-власть. 2002. № 48.1. Авторефераты диссертаций
  180. В.Е. Политические и социальные проблемы формирования интеркультурного общества (на пример Федеративной Республики Германия) / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2002.
  181. В.Э. Политические аспекты протестного потенциала глобального развития / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2003.
  182. А.К. Политические проблемы социальной защиты населения в странах «большой семерки» (на примерах здравоохранения) / Автореф. дисс.. д-ра полит, наук. М., 2000.
  183. A.B. Социально-политические противоречия глобализации в странах евроатлантического региона / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2006.
  184. М.Н. Формирование единой социальной политики в условиях интеграции европейских государств / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2004.
  185. Г. В. Политические проблемы защиты детства в условиях глобализации / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2004.
  186. М.В. Социальная политика Европейского Союза: концептуальные аспекты и тенденции развития в 80−90-е годы / Автореф. дисс. .д-ра полит, наук. М., 1999.
  187. Т.А. Неправительственные организации в системе международных отношений / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2006.
  188. Н.Г. Политические векторы международного сотрудничества в области сокращения бедности / Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 2005.
  189. A.B. Социальная политика в процессах европейской интеграции/ Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1998.
  190. Энциклопедические, справочные и статистические издания
  191. Глобалистика. Энциклопедия / Под ред. И. И. Мазура и А. Н. Чумакова. М., 2003.
  192. Из истории налоготворчества. Энциклопедические страницы / Автор-составитель С. Минаев // Коммерсантъ-власть. 2007. № 24.
  193. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М., 2001.
  194. Социальная энциклопедия / Горкин А. П., Карелова Г. Н., Катульский Е. Д. и др. М., 2000.
  195. Социальные технологии. Толковый словарь. М., 1995.1. Периодические издания193. Ведомости.194. Вестник аналитики.195. Коммерсантъ-власть.196. Международная жизнь.
  196. Мировая экономика и международные отношения.198. Независимая газета.
  197. Россия в глобальной политике.200. Свободная мысль XXI век.
  198. Трудовой мир. Журнал международной организации труда.
  199. Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный бюллетень.203. Эксперт.1. Интернет-ресурсы
  200. Азиатский банк развития (АБР) www.adb.org.
  201. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) -www.ebrd.com.
  202. Европейский Союз (ЕС) www.europa.eu.int.
  203. Исследовательский центр международного развития, созданный правительством Канады (International Development Research Center) www.idrc.com.
  204. Комиссия по глобальному управлению -www.cgg.ch/welcome.
  205. Конференция ООН по Торговле и Развитию (ЮНКТАД) -www.UNCTAD.org.
  206. Межамериканский банк развития (МБА) www.jadb.org.
  207. Международная организация труда (МОТ) www.IWO.org.
  208. Международный институт стратегических исследований -www.iiss.org.
  209. Организация Объединенных Наций (ООН) www.un.org.
  210. Организация экономического сотрудничества и развития1. ОЭСР) www.oecd.org.
  211. Программа развития ООН (ПРООН) www.UNDP.org.
  212. Цели ООН в области развития www.developmentgoals.org.
  213. Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат), 1999 -www.habitat.org.
Заполнить форму текущей работой