Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема адаптации активно изучается по следующим направлениям: адаптация как биологическое приспособление к среде (B.J1. Бурков, В. Т. Мурза, И.Д. Калайков) — как чисто физиологическая особенность, перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая «целесообразное приспособление к новым условиям жизни» (П.К. Анохин, В. П. Казначеев, И. П. Павлов, А.А. Ухтомский) — приспособление… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Концептуальные подходы к исследованию адаптивности к профессиональной среде
    • 1. 1. Социально-психологические исследования проблемы адаптации в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Социально-психологическая адаптация личности к деятельности в экстремальных условиях
    • 1. 3. Социальная -идентичность как фактор успешной адаптации курсантов к учебному заведению системы МЧС России
    • 1. 4. Социально-психологические факторы профессиональной адаптации будущего специалиста противопожарной службы и сотрудника в системе МЧС России

    ГЛАВА 2. Методология и методы изучения социально-психологических факторов, обуславливающих адаптацию курсантов к специализированному учебному заведению в системе МЧС России. ^ 2.1 .Методологические основания эмпирического исследова11 ия.

    2.2.Теоретический анализ проблем и выдвижение гипотез.

    2.3.Характеристика экспериментальной выборки и методы исследования.

    ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования факторов адаптивности курсантов МЧС России к профессиональной деятельности.

    3.1.Анализ результатов эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик адаптации курсантов к профессиональной деятельности в процессе обучения. g^

    3.2.Социально-психологические и учебные факторы адаптации курсантов к профессиональной деятельности в процессе обучения. Ю

    3.3.Удовлетворенность процессом учебной и профессиональной подготовки как характеристика успешности адаптации.

    3.4.Социальная идентичность как фактор адаптации курсантов МЧС

    России к профессиональной деятельности.

    ГЛАВА 4. Социально-психологическое сопровождение адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС 137 России.

    4.1.Концептуальные подходы к определению критериев социальнопсихологической адаптивности и профессиональной готовности к экстремальной деятельности в системе МЧС России.|

    4.2.Специфика формирования социально-психологической адаптивности и готовности курсантов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. ^

    4.3.Особенности социально-психологического сопровождения адаптивности и профессионального развития курсантов в системе МЧС России. ]

    4.4.Эффективность социально-психологических технологий по формированию социально-психологической адаптивности и профессиональной готовности курсантов к деятельности в экстремальных условиях.

Социально-психологические факторы адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В последнее время наблюдается увеличение числа экологических и техногенных катастроф, что требует системного улучшения качества подготовки специалистов — профессионалов как для ликвидации локальных чрезвычайных происшествий, так и тех, которые требуют интеграции структур, подобных Министерству чрезвычайных ситуаций (МЧС) России в международном масштабе. Эффективность деятельности подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности и качественного состава ее сотрудников. Становление будущего профессионала начинается с порога учебного заведения. Поэтому для улучшения процесса подготовки будущих специалистов системы МЧС России необходимо изучить особенности адаптационного процесса курсантов на современном этапе в условиях военизированного учебного заведения, разработать новые подходы и усовершенствовать методы работы психологической службы, сопровождающей учебно-воспитательный процесс. В настоящее время в существующей системе профессиональной подготовки курсантов противопожарной службы сложился ряд противоречий: между высокими профессиональными требованиями к молодому специалисту и снижением физического и психического развития, общеобразовательного уровня подготовки абитуриентовмежду объективной необходимостью развития готовности к саморазвитию и формированию профессионального Я и стереотипами в организации учебно-воспитательного процесса. Изучение социально-психологических факторов, влияющих на адаптацию и успешность деятельности современного поколения, становится все более актуальным направлением в социальной психологии.

Степень разработанности проблемы.

В данной работе исследуется личностная зрелость курсантов и слушателей как готовность адаптироваться к образовательной среде специализированного вуза системы МЧС России. Процесс адаптации следует рассматривать не только как активно-приспособительный, но и как активно-развивающий (А.А. Реан). В среде «внеличностной», социально-экономической, индивиду требуется приобрести знания, умения и навыки, добиться компетентности и мастерства, стать высококвалифицированным специалистом. В сфере личностных отношений, где устанавливаются связи с другими людьми, для успешной адаптации необходимы знания мотивов человеческого поведения, способность адекватного отражения изменений взаимоотношений.

Для формирования адаптивного человека, способного без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие конструктивные возможности, переживать состояние самоутверждения и собственной значимости, необходимо дифференцированно подходить к личности курсанта, знать динамику его становления, факторы, обуславливающие успешность адаптации к окружающей среде.

Проблема адаптации активно изучается по следующим направлениям: адаптация как биологическое приспособление к среде (B.J1. Бурков, В. Т. Мурза, И.Д. Калайков) — как чисто физиологическая особенность, перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая «целесообразное приспособление к новым условиям жизни» (П.К. Анохин, В. П. Казначеев, И. П. Павлов, А.А. Ухтомский) — приспособление человека к социальной среде (Ю.А. Александровский, Г. А. Андреева, С. Д. Артемов, С. А. Артемов, В. И. Плотников, Г. И. Царегородцев) — процесс активного взаимодействия индивида и социального окружения (в отличие от отношения к ней как к простому приспособлению) (Г.Н. Балл, Ф. Б. Березин, Л. Ф. Бурлачук, Е.В. Коржова) — как одновременно динамический процесс и результат состояния адаптированности (К.А. Абульханова — Славская, А.Б. ГеоргиевскийА.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян) — механизм развития личности (О.И. Зотова, II.K. Кряжева, А.А. Реан).

Процесс адаптации тесно связан с социальной идентичностью, которая рассматривается в современной социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, в котором концентрируются и структурируются представления личности о месте в социальном мире. Проблема идентичности широко представлена в психологии социального познания (Г.М. Андреева, Е. П. Белинская, А. Тэшфел, Дж. Тернер, Д. Абраме, М. Хогг, М. Аугастинос, И. Уолкер, Н. Эллемерс, Р. Браун, П. Оакс и др.), этнической, кросс-культурной психологии и социальной психологии этнического взаимодействия (H.JI. Иванова, Г. Б. Мазилова, Н. М. Лебедева, Ю. П. Платонов, Г. У. Солдатова, Т.Г. ' Стефаненко, В. А. Тишков, В. Ю Хотинец), возрастной психологии (И.А. Снежкова, Х. Родригес-Томе, Дж.А. Марсия).

Нарастающий интерес ученых к процессу трансформации идентификации связан с явлением кризиса идентичности, которому посвящены многочисленные исследования (Г.М. Андреева, H.JI. Иванова, Н. М. Лебедева, В. В. Павленко др.).

Адаптационные процессы рассматриваются в психологии труда, в том числе в экстремальной психологии. Большое значение для нашего диссертационного исследования имело изучение работ о профессиональной деятельности специалиста пожарной охраны. Это работы М. И. Марьина, А. П. Самонова, В. Г. Бовина, М. В. Леви, В. А. Варламова, А. А. Брежнева, В. И. Дутова, В. В. Теребнева, В. М. Панарина, Я. С. Повзика и др.

Психология профессиональной деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях, является предметом специальных исследований (В.А. Бодров, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, С. Л. Кандыбович, А. Е. Константинов, И. О. Котенев, Л. Г. Лаптев, М. И. Марьин, В. Г. Михайловский, В. А. Рощин, A.M. Столяренко, Ю. В. Хрусталев и др.). Достаточно публикаций, освещающих такие проблемы профессиональной подготовки, как формирование профессионально-психологической устойчивости (А.Б. Федоров, О. Е. Сапарин, С.П. Тихомиров), воспитание воинского долга, профессиональной чести, нравственных ориентаций (Г.А. Витольник, А. Ю. Ефремов, Ю. В. Лаптев, В. А. Олейников, А.В. Щеглов), эстетических чувств (Л.В. Луцкая, М. А. Жукова, А.Н. Ковалев), изучение мотивации (А.Г. Печенин), развитие коммуникативных качеств личности (В. Н. Шафеев) и др.

Психологические и социально-психологические аспекты профессиональной подготовки, психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическая коррекция состояний и методологические аспекты психодиагностики и познания личности — вот основные направления анализа профессиональной деятельности личного и постоянного состава работников подразделений МЧС и МВД России. Много внимания уделено проблемам профессионального психологического отбора в органы внутренних дел и систему ГПС МЧС России (Н.И. Мягких, Г. В. Шутко, Е. В. Перевалова, А. Ф. Караваев, В. Р. Гилль, И.А. Андреева), адаптации (В.И. Иванов, Е. А. Журавлева, А. В. Резепин, М. И. Сидорова, Н.В. Стряпина), совершенствованию системы управления учебным процессом в вузах МВД России (В.Н. Казанцев, В. Е. Петров, И. П. Клименко, С. П. Сысенко, В. И. Филиппенко, А. Ф. Караваев, Л. В. Озерная, О. С. Гребенюк и др.), вопросам экстремальной психологии и деятельности сотрудников (И.О. Котенев, Я. Я. Бялик, И. В. Карикова, В. Н. Смирнова, Д. А. Шатров, Е. А. Григорьев, М. В. Леви, Н.В. Тарабрина).

Мы отмечаем интерес исследователей к организации учебно-воспитательной работы, подготовке специалистов в военнизированных образовательных учреждениях (С.Л. Кандыбович, М.Н. Попов). Исследователи, изучающие процесс профессионального становления курсантов и слушателей специализированных учебных заведений, в основном рассматривают лишь отдельные аспекты личностного и профессионального развития обучающихся: эффективность деятельности руководителей, роль отдельных предметов (Г.И. Левин, АФ. Караваев, М.Б. Шайкова), самовоспитание (В.М. Статный), формирование профессиональной направленности сотрудников ОВД (М.Б. Иванова), Яобразы в самосознании курсантов высших образовательных учреждений МВД России (Ф.К. Свободный).

В последние годы уделяется внимание вопросам разработки методов психологической коррекции (В.А. Носков), факторам психологической безопасности образовательной среды (С.Н. Илларионов), факторам становления личности курсанта (В.М. Жиганов, В. А. Рощин, Д. Ю. Погорелов, JT.H. Костина, В. В. Батаев, А. С. Боровых, В. М. Митраков, С. В. Волкова, И. И. Чейда и др.).

Становление курсанта как профессионала связано с процессами профессиональной мотивации, интеллектуального развития, саморегуляции. По данным последних лет, не более 60% абитуриентов полностью или в основном соответствуют требованиям обучения. Поэтому актуальна задача изучения социально-психологических факторов адаптационного процесса, обеспечение надежности профессионального становления курсанта, учет личностных характеристик субъекта деятельности, особенностей его направленности и мотивов, нравственной и профессиональной культуры.

Практика диктует необходимость более глубокого изучения социально-психологических факторов, обеспечивающих успешную адаптацию к образовательной среде специализированного учебного заведения. В изученных работах недостаточно реализован целостный подход к решению социально-психологических проблем адаптации, выявлению условий ее эффективного осуществления. Проблемы адаптации к специализированным образовательным учреждениям системы МЧС России выдвинули ее в число актуальных социальных задач, недостаток внимания к которым приводит к возникновению серьезных социально-педагогических, социально-психологических и медико-социальных последствий. В этой связи мы видим актуальность данного исследования.

Цель исследования: изучение динамики профессиональной адаптированности курсантов МЧС России под влиянием комплекса внешних социально-психологических) и внутренних (индивидуально-психологических) факторов.

Объект исследования: процесс личностной и профессиональной адаптированности курсантов и слушателей, обучающихся в условиях высшего военизированного учебного заведения системы МЧС России в течение пяти лет.

Предмет исследования: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы, способствующие успешности профессиональной адаптации курсантов МЧС России в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Обобщить современное состояние проблемы профессиональной адаптации и её детерминант в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить особенности динамики профессиональной адаптированности курсантов в процессе обучения.

3. Определить влияние комплекса изучаемых внешних и внутренних факторов на успешность профессиональной адаптации курсантов вуза, входящего в систему МЧС России.

4. Разработать и апробировать систему социально-психологического сопровождения профессионального развития курсантов в системе МЧС России.

Основная гипотеза исследования: социально-психологическая адаптированность курсантов МЧС России к профессиональной деятельности обусловлена как социально-психологическими, так и физиологическими факторами.

Частные гипотезы исследования:

1. Социально-психологическая адаптированность курсантов МЧС России к профессиональной деятельности обусловлена особенностями социальной и профессиональной идентичности.

2. Уровень профессионализации курсантов зависит от специфики взаимоотношений в учебной группе, с одной стороны, и отношений, складывающихся с преподавательским и командирским корпусом, с другой.

3. На успешность социально-психологической адаптации курсантов оказывают влияние такие физиологические характеристики, как состояние соматического и психосоматического здоровья.

4. Оптимизации процесса адаптации и профессионального становления курсантов системы МЧС России способствует коррекционно-развивающее социально-психологическое сопровождение.

Общей методологической и теоретической основой исследования являются: методологические принципы в психологии: единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, В. Н. Куликов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. С. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко) — положения о творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития, что связано с профессиональным развитием (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, С.Л. Рубинштейн) — положения теории адаптации, разработанные в трудах отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Ю. А. Александровский, Г. М. Андреева, Д. А. Андреева, Г. А. Балл, Ф. Б. Березин, Л. Н. Винокуров, А. Б. Георгиевский, А. Г. Маклаков, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, Л.Н. Собчик) и достижения зарубежных психологов в разработке данной теории (Г. Айзенк, Г. Гартманн, К. Левин, Дж. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Л. Филипс) — теоретические и практические исследования феномена идентичности и ее трансформации (B.C. Агеев, Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова, Т. Г. Стефаненко, Дж. Тернер, А. Тэшфел, 3. Фрейд, Э. Эриксон и дрО.

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач был использован комплекс научных методов. Среди них: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследованияпсихологическое тестирование, анкетирование, социометрия, наблюдение, беседа, анализ документации.

Использовались следующие методики: диагностика волевого потенциала личностиинтегральная удовлетворенность процессом обучения в институте, модифицированная методика «интегральная удовлетворенность трудом" — оценка эмоционально-деятельностной адаптивностишкала субъективного благополучиямногоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (MJIO-AM) — социометрияметодика «Двадцать утверждений» (М. Кун, Т. Макпартленд) — экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман) — диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) — диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) — удовлетворенность своей профессией (Н.В. Кузьмина).

Проведена математико-статистическая обработка данных: ранговое и процентное распределение, сравнение выборочных величин, метод корреляционных связей, факторный анализ методом главных компонент с использованием программы SPSS.13.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены ведущие объективные и субъективные факторы, влияющие на адаптацию курсантов вуза системы МЧС России к профессиональной деятельности.

2. Выделена динамика социально-психологического адаптационного процесса курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС России.

3. Определено и обосновано влияние процесса идентификации личности на успешность её профессиональной адаптации.

4. Показана приоритетность сбалансированности межличностных отношений курсантов как внутри группы, так и с командно-преподавательским составом.

Теоретическая значимость состоит в дополнении существующих теоретических положений о профессиональной адаптации данными о ее динамике в условиях военизированных высших учебных заведений структуры МЧС Россиив обогащении теории идентификации положением о взаимосвязи профессиональной адаптации в процессе обучения с динамикой идентификационных процессов, а также со степенью интеграции в учебно-профессиональную и межличностную социальную среду.

Практическая значимость результатов исследования.

Разработано и теоретически обосновано социально-психологическое сопровождение профессионального развития курсантов в системе МЧС России.

Результаты исследования применяются при разработке методических рекомендаций по диагностике и профилактике дезаптационных синдромов у курсантов вуза. Использование этих рекомендаций психологической службой способствует своевременному установлению необходимости психологической помощи субъектам, характеризующимся проблемами в профессиональной адаптации во время обучения, проведению комплексных мероприятий по профилактике возникновения дезадаптационных состояний, вызывающих серьезные проблемы в профессиональной подготовке курсантов, обучающихся в вузах системы МЧС России.

Материалы диссертации используются автором при чтении лекций по проблемам особенностей протекания адаптационных процессов, по профилактике аддиктивных форм поведения, по вопросам профессионального становления, а также на проводимых занятиях в системе профессиональной психологической подготовки курсантов, на служебных совещаниях постоянного состава института.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс социально-психологической адаптации курсантов обусловлен комплексом объективных и субъективных факторов.

2. Социально-психологическая адаптация курсантов вуза носит гетерохронный характер и сопровождается кризисными периодами.

3. Процесс социально-психологической адаптации сопровождается трансформацией социальной идентичности личности и возрастанием чувства принадлежности к профессии, что во многом определяет успешность адаптации курсантов.

4. Референтным фактором, обеспечивающим социально-психологическую адаптацию, является сбалансированность вертикальных и горизонтальных структур межличностных отношений курсантов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью научно обоснованной логики исследованиявыбором методов, адекватных предмету и задачам исследованияприменением различных методов статистической обработки данных. Применялись методы корреляционного, частотного анализа. Использовались специальные методы оценки достоверности получаемых эмпирических данных. Исследование носило лонгитюдный характер и проводилось на репрезентативной выборке респондентов. Респондентам в ходе опроса были созданы условия, мотивирующие к откровенным ответам на предлагаемые вопросы.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты были представлены на семинарах групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России (Москва 1998, 2000), на Международных научно-практических конференциях «Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы» (Иваново, 2004,2006), на Международном симпозиуме «Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций» (Кострома, 2006), на научно-практических конференциях «Перспективы развития психологической службы МЧС России» (Москва, 2006),.

Психологическая реабилитация сотрудников МЧС России" (Москва,.

2002), на научно-практическом семинаре «Психологическое обеспечение сотрудников ГПС к действиям в экстремальных ситуациях» (Москва,.

2003). Выводы, практические рекомендации были внедрены в практическую работу психологических служб и образовательных учреждений МЧС России.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающей 225 источников, из них 20 на английском языке, 25 рисунков, 7 таблицы, 12 приложений. Объем диссертации составляет 216 страниц.

Выводы:

1 .Профессиональная адаптированность курсантов — это согласованность требований среды военизированного высшего учебного заведения системы МЧС России и личностных тенденций курсантов.

2. Адаптация курсантов вуза системы МЧС России к профессиональной и учебной деятельности представляет собой сложный процесс с нелинейной динамикой и с кризисными, барьерными этапами, возникающими на втором и четвертом годах обучения.

3. Социальная и профессиональная идентификация является смыслообразующим ядром адаптированности курсантов МЧС России к профессиональной деятельности.

4. Склонность к риску является профессионально важным качеством курсанта системы МЧС России. Она подвержена динамике в соответствии с изменяющимися условиями жизнедеятельности и обучения. Ее развитие определяется успешностью профессиональной адаптации курсантов.

5. Успешность адаптации курсантов к профессиональной деятельности обусловлена сбалансированностью отношений внутри группы как с однокурсниками, так и с командно-преподавательским составом.

6. Реализация социально-психологического сопровождения профессионального развития курсантов способствует оптимизации процесса адаптации и профессионального становления курсантов системы МЧС России.

Практические рекомендации:

1. В качестве обязательного элемента комплекса психологического обеспечения в целях профилактики состояний психической дезадаптации при деятельности в экстремальных условиях одним из основных направлений планирования и практической реализации данного вида психологического обеспечения выделить организацию и проведение тренингов, ориентированных на повышение адаптационных возможностей.

2. Органам управления образования и образовательным учреждениям высшего профессионального образования МЧС России в рамках профессиональной подготовки офицеров-психологов к организации и проведению мероприятий психологической реабилитации в ходе выполнения служебных задач, целесообразно приоритетное место отводить повышению профессиональной компетентности психологов учебных заведений в овладении практическими средствами, методами и психотехниками оказания психологической помощи подрастающему поколению сотрудников МЧС России, профилактике дезадаптивных состояний, психофизиологического восстановления и психотерапии. В плане реализации данного направления профессиональной подготовки психологов целесообразно включить в учебную программу практические занятия по изучению методики проведения тренингов, ориентированного на повышение адаптационных возможностей.

3. При подготовке специалистов по работе с личным составом к организации морально-психологического обеспечения служебной деятельности необходимо использовать модель адаптации к деятельности в экстремальных условиях в зависимости от развития адаптационных возможностей, а также гармоничного их сочетания в качестве методологической основы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973.-288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1988.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  4. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.-560 с.
  6. Акмеология. Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. -678 с.
  7. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: изд-во РАГС, 2004.-161 с.
  8. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. — 398 с.
  9. .Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности // Человек и общество. Ученые записки. Л., 1973. Вып. 13. — С. 3−7.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.- 288 с.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. — 432 с.
  12. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в ВУЗе. В кн.: Человек и общество. Вып. 13. — М., 1973. -С.61−75.
  13. П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.-447 с.
  14. М.В. Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 249 с.
  15. С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков // Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — 175 с.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. -С.157.
  17. В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности // Лекции к изучению курсов по специальности «Психология». Выпуск 1/Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 100 с.
  18. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. В кн.: Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986.-С. 5−16.
  19. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Ярославль.: Издательство ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 356 с.
  20. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 92−100.
  21. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Педагогика, 1980. 80 с.
  22. А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 271 с.
  23. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1996. 240 с.
  24. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  25. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. — 416 с.
  26. М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 576 с.
  27. И.А., Петрова Н. Г. К вопросу профессионального становления выпускников высших учебных заведений МВД России //Психопедагогикав правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002. — № 1 (17). — С. 26.
  28. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
  29. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  30. А.С., Чейда И. И. Формирование у курсантов профессионально значимых качеств личности. — Иваново: ИПТУ МВД России, 1998. 19 с.
  31. А.С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980 1990-е годы: Автореф. дис. канд. истор. наук. — СПб., 2001. — 22 с.
  32. С.А. Способ исследования количественных характеристик в группе //Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С. 138−143.
  33. В.Л., Мурза В. Т. Биологическая адаптация человека как особая форма взаимосвязи // Философские проблемы современного естествознания. Киев, 1988. — Вып. 67. — С. 21−34.
  34. Л.Д., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство. — 1988. — 263 с.
  35. Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. М.: Стройиздат, 1981. С.48−61.
  36. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. М.: Смысл, 1999. — 377 с.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 285 с.
  38. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. -М., 1984. С. 3−28.
  39. Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. Кострома: РЦ НИТ «Эврика — М», 2000. — 132 с.
  40. Возрастная физиология / Под. ред. И. А. Аршавского. Л.: Наука, 1975. -691 с.
  41. В.И. Научно-техническая революция и проблемы социализации личности в социалистическом обществе. В кн.: Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. — Киев, 1975.-С. 141−153.
  42. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998. — 384 с.
  43. С.В. Акмеологические факторы профессионального становления курсанта противопожарной службы. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Москва, 2006. 26с.
  44. Л.С. Педология подростка // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. -Т. 4.-397 с.
  45. Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.-397 с.
  46. А.Б. Эволюция адаптаций. Историко-методологические исследования. Л., 1989. — 187 с.
  47. . Что такое психология // В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-376 с.
  48. В.А. Управление профессиональной подготовкой пожарных на основе исследования закономерностей их физической работоспособности. Автореф. дис. канд. тех. наук Москва, 2001. — 23 с.
  49. О.С., Прозоров А. В. Развитие индивидуальности курсантов в вузе МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2000. — № 1 (13).-С. 61−65.
  50. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.- 190 с.
  51. С.М., Рысева Е. Е. Изменение состояния здоровья и работоспособности учащихся за период наблюдения. — В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: Медицина, 1975. — С. 77 106.
  52. Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. кафедры философии и отечественной истории ИвИ ГПС МЧС России. Иваново: ИвГУ, 2004. — Вып. 1. — 296 с.
  53. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  54. В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. -1976.-№ 4.-С. 3−15.
  55. Диагностика профессионального развития руководителей ГПС: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2001. — 282 с.
  56. Диагностические и реабилитационные мероприятия по профилактике стрессовых расстройств и суицидов среди сотрудников ГПС МЧС России: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2003. — 32 с.
  57. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под. ред. С. А. Беличевой. -М.: Социальное здоровье России, 1999. 183 с.
  58. Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психол. журн. 1991. -№ 1.-С. 55 -56.
  59. В.И., Чурсин И. Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М.: Науч.-практич. центр «Защита», 1992.-320 с.
  60. Л.А., Авдонина Н. И. Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности студентов // Исследование мотивационной сферы личности: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1984.-С. 104−113.
  61. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. — В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — С. 219−232.
  62. H.JI. Психологическая структура социальной идентичности. Ав-тореф. дис. доктора псих. наук. Ярославль, 2003. — 42с.
  63. К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
  64. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980.- 197 с.
  65. И.Д. Цивилизация и адаптация М.: Прогресс, 1984. — 240 с.
  66. C.JT. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты — М.: ВУ. 236 с.
  67. С. Д., Попов М. Н. Формирование профессионально-психологической готовности курсантов к службе в войсках. М., 1999. -23 с.
  68. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса, М., 1983. 340 с.
  69. Китаев-Смык JI.A. Стресс войны: Фронтовые зап. врача-психолога- М., 2001.- 150 с.
  70. Я.JI. Человек: психология. Книга для старшекласников. -М., 1986.-111 с.
  71. Я.Л. Учитель и детский коллектив // Психолого-педагогическое исследование. Минск, 1975. — 141 с.
  72. Кон И. С. Социализация. БСЭ.- 3-е изд. — Т. 24. — С. 22.
  73. И.О. Программа «Экстремальная психология в деятельности сотрудника органов внутренних дел» // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002—№ 2 (18). — С. 100
  74. Краткая философская энциклопедия. — М.: Издат. группа «Прогресс энциклопедия», 1994. — 576 с.
  75. Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
  76. И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерий адаптированности рабочего на производстве. В кн.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука, 1983. — С.61−69.
  77. В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию. — М.: Наука, 1984.-320 с.
  78. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
  79. В.Н. Диалектико-материалистическое понимание психических явлений и их закономерностей // Уч. зап. ИГПИ, Иваново. — 1958. — С. 224.
  80. В.Н. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии // Вопросы социальной и педагогической психологии. Иваново, 2000.-С. 1−22.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  82. В.И. Личность в экстремальный условиях. М.: Политиздат, 1989.- 180 с.
  83. В.И. Экстремальная психология. М, 2001. — 250 с.
  84. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979. — 335 с.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  86. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 582 с.
  87. М.А. Педагогические условия управления адаптацией учащихся к коллективу учебной группы СПТУ: Автореф. канд. пед. наук. -Казань, 1986.- 17 с.
  88. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение. — 1996. -191 с.
  89. Е.Н. К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности, опасности / Е. Н. Марченко, И. С. Кандрор, Л. С. Розанов // Гигиена труда и профзаболеваний. 1972. — № 3. — С.67−68.
  90. М.И., Ефанова И. Н. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: (Пособие). М.: ВНИИПО, 1998. — 114 с.
  91. МИ. Комплекс средств психологического обеспечения деятельности пожарных: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1992. — 36 с.
  92. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  93. Методические рекомендации по психологическому отбору пожарных. — М.: ВНИИПО, 1996. 26 с.
  94. И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Дис. канд. филос. наук. — Л., 1974. — 186 с.
  95. В.М. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителя автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Шуя, 2004. — 24 с.
  96. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Калюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  97. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
  98. В.И. Структурно-функциональное моделирование социально-перцептивных процессов в управлении: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -Ярославль, 2000. 34 с.
  99. В.И. Психофизиологические аспекты механизма социальной перцепции в системе «Учитель ученик». — Иваново: Изд. центр «Юнона», 1997.-64 с.
  100. А.А. Социально-психическая адаптация личности /формы, механизмы и стратегии/. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 263 с.
  101. М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности.- В кн.: Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.-С. 112−147.
  102. Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический прогресс и воспитание личности. М.: Наука, 1980. -С. 59−71.
  103. В.В. Социальная психология. Феномен и наука. — М.: Изд-во ИПРАН, 1998.-393 с.
  104. В.А., Иванова Л. Н. Психотехника личностного профессионального роста: Лекция. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. юрид. ин. МВД России. — 64 с.
  105. Н.Н. Социально-психологический тренинг. СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 2000. — 26 с.
  106. Озерная Л В. Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России. — 2002. — № 2 (18). — С. 58.
  107. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. М.: Медгиз, 1951. — 507 с.
  108. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-на-Дону, 1966. 501 с.
  109. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  110. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 15−29.
  111. А.В. Развитие личности: возрастная периодизация // Психология развивающейся личности, М.: Просвещение, 1987. — С. 38−76.
  112. Практическая психология: Учеб. / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1998. — 336 с.
  113. . Избранные психологические произведения. М.: Прогресс, 1967.-680 с.
  114. Д.Ю., Повзик Я. С., Панарин В. М. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара. — М.: Стройиздат. -1988, — 112 с.
  115. Психоанализ и культура / Составитель С .Я. Левитов.- М.: Наука, 1995.368 с.
  116. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Политиздат, 1983. 461 с.
  117. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. В. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
  118. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. — М., 2000. 180с.
  119. Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2000.- 108 с.
  120. Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы междунар. конгресса / Отв. ред. А.В. Брушлин-ский, А. Л. Журавлев, Н. П. Фетискин. М.- Кострома, 2001. — 490 с.
  121. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти ч. / Под ред. А. Ф. Дунаева, А.С. Батыше-ва. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. — Части 1, 2.-174 с.
  122. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. Ре-ан. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  123. Психология личности в трудах отечественных психологов /Составитель Куликов Л. В. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 480 с.
  124. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФИС, 1959. — 88 с.
  125. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Метод, рекомендации / Сост.: Н. В. Кузьмина, Р. Ф. Жуков, Ю. Н. Пароходов. Л.: Изд-во ВНИИ профтехобразования, 1988. — 64 с.
  126. А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. — СПб .: Изд-во СПбГУ, 2001. 224 с.
  127. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 608 с.
  128. А.Н. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности. — В кн.: Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1974. — Вып. 37. — С. 41−43.
  129. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. Т. 19. — № 4. — 1998. — С. 312.
  130. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.- М.: Просвещение, 1994. 319 с.
  131. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1995.- 529 с.
  132. К. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  133. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  134. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  135. А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь: ООО НТЦ промышленной безопасности КРОМ-С, 1999. — 600 с.
  136. А.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиз-дат, 1982.-80 с.
  137. Сборник материалов по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел. М.: ГУК и КП МВД России, 2000. — 96 с.
  138. Г. Стресс без дистресса. М., 1986. — 210 с.
  139. И.М. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1953. — 333 с.
  140. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 350 с.
  141. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-480 с.
  142. Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. А. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. Киев: Наукова Думка, 1989. — 197 с.
  143. В.Н. Концепция экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002.-№ 1 (17).-С. 47.
  144. Т.В., Платон К. Н. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия школьниками сверстников и взрослых // Психологические особенности формирования личности школьника.- М.: Педагогика, 1983. -116−124.
  145. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998. -511 с.
  146. Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел: Тез. восьмой межвуз. науч.-метод. конф. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2003.-269 с.
  147. Современный философский словарь /Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. М.-Бишкек-Екатеринбург, 1996. — 608 с.
  148. Е.Н. Морально-психологический портрет молодежи, обучающейся в современной высшей школе // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. — Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002.-№ 1(17).-С. 59.
  149. И.Ф. Основные факторы, влияющие на уровень адаптации выпускников к служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2001.-№ 2(16).-С. 51.
  150. И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Дис. канд. психол. наук., М. 1999. 225 с.
  151. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. М.: Медицина, 1980. — 232 с.
  152. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е.В. Шо-рохова.- М.: Просвещение, 1988. 343 с.
  153. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  154. A.M. Экстремальная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607 с.
  155. А.А. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. — 273 с.
  156. Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972. — 147 с.
  157. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психиатрии, 2002. — 490 с.
  158. Н.П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — 44 с.
  159. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегород-цева.- М.: Мысль, 1975. 278 с.
  160. Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: А. П. О. 1992. -78 с.
  161. А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопр. психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  162. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляхдис. -М.: Изд-во МГУ, 1989.-240 с.
  163. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.- 182 с.
  164. Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии.- М.: МГУ, 1980. С. 148−183.
  165. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
  166. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  167. Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 22 с.
  168. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер-пракс, 1995.-288 с.
  169. И.И. Акмеологические проблемы профессионального развития личности курсанта (на опыте ИПТУ МВД России). Автореф. дис. канд. психол. наук. Шуя, 2001. — 23с.
  170. А.П. Современные проблемы противопожарной службы // Спасатель МЧС России 2004 — № 13. — С.3.
  171. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  172. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320 с.
  173. В.Д. Проблемы профессиональных способностей //Психол. журн.- 1982.-№ 5-С. 13−26.
  174. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996.-Т. 17.-№ 1.-С. 19−34.
  175. Т. Социальная психология. М.: Прогресс. — 1969. — 536 с.
  176. Е.И., Молчанова С. С. Роль возраста и пола учащихся в адаптации к обучению в техническом училище. — В сб.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М.: Ин-т гигиены детей и подростков, 1983.-С. 87−94.
  177. Юнг К. Аналитическая психология. — СПб.: Ин-т личности: ИЧП «Па-лантир», 1994. 132 с.
  178. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  179. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. канд. психол. наук. — Иркутск, 1995.-26 с.
  180. Delore P. Sur L’enseignement de la Medicine Sociale «La Preaae-medicale, 1958.-vol. 66.-P. 17−19.
  181. Dubois Panl E. Promoting Physical Fitness in the Fire Service: A Statewide Effort // Fire J. 1984. — N3. — P.51−53, 55.
  182. Edwards C.N. Interactive Styles and Social Adaptation. Genetic Psychology Monographs. 1973.-P. 87.
  183. Encyclopedia of Psychology / H.I. Eysenck, W. Arnold and Meili (Eds.), Herder and Herder. New York, 1972. —vol. 1. — P. 25.
  184. Jacobs D.T. Effective Fitness Management // Fire Command. 1990. — N5. — P.22−23.
  185. Kingang Kelly, Faerber Susan. USFA Studies Fire Fighter Injury and Illness // Int. Fire Chief. 1983. — N4. — P.24−27.
  186. Milnes Robert B. SCBA Training Gallery // Fire End. 1984. — N3. — P.46, 48−49.
  187. Hartman H. Ego Psychology and Problem of Adaptation. N.Y., 1956. — P. 32.
  188. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations/ N. Y., 1958. P. 9.
  189. Hildebrand J. Stress Research. Part 5. Availability of Services // Fire Command. 1984.-N11.-P.32−35.
  190. J. E. Hildebrand. Stress Research // Fire Command. 1984. — N6. — P.6, 5558.
  191. Levin K. A Dynamic Theory of Personality. -N.Y., 1955. P. 17−18.
  192. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971, vol. XII. — 384 p.
  193. Philips Z. Human Adaptation and His Failures. Academic Press, N.Y. and London. 1968.-190 p.
  194. H. «Identity Formation: A Comparison of Problem and Non-problem Addicts». Adolescence, 1988, 23, P. 67−72.
  195. Rogers C. R. Becoming Partners. London, 1973. P. 15.
  196. Rosental R., Jacobsen L. Pygmalion in the Classroom. N. Y., 1968. P. 19.
  197. Selman R.L. The Growth of Interpersonal Understanding: Development and Clinical Analysis. N.Y.: Academic Press. 1980. — 230p.
  198. Schreber H. Stress Wahrend der Einsatzfahrt // Brandhilfe. 1983. — N1. -P.7.
  199. Scotl B. Communication for Professional Engineers. London, Thomas Telford Ltd, 1984.-239 p.
  200. Приказ МВД России № 185 от 17.05. 1995 г. «Правила приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России».
  201. Указание МВД России № 21/13/912 от 17.04.1995 г. «Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях внутренних дел».
  202. Приказ МВД России № 651 от 10.12.1996 г. «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России».
  203. Приказ МВД России № 212 от 09.04.1997 г. «Положение о группе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России».
  204. Приказ МВД России № 862 от 30.12.1997 г. «Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России».
  205. Приказ МВД России № 215 от 1997 г. «Об утверждении программы воспитательной работы на весь период обучения».
  206. Приказ МВД России № 391 от 20.05. 1999 г. «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения».
  207. Приказ МВД России № 690 от 26.06.2000 г. «Положение о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
  208. Приказ МВД России № 690 от 26.06.2000 г. «Об утверждении Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников ОВД РФ».
  209. Приказ МВД России № 995 от 25.09.2000 г. «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД»
  210. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в ОВД № 1/18 470 от 28.09.2000 г.
  211. Приказ МЧС России № 218 от 25.04.2003 г. «О создании психологической службы МЧС России».
  212. Приказ МЧС России от 30.11.2005 г. «Основы организации воспитательной работы в системе МЧС».
  213. Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России / Под общей редакцией Ю. С. Шойгу.-М., 2006.-393с.
Заполнить форму текущей работой