Социально-психологические факторы адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС России
Проблема адаптации активно изучается по следующим направлениям: адаптация как биологическое приспособление к среде (B.J1. Бурков, В. Т. Мурза, И.Д. Калайков) — как чисто физиологическая особенность, перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая «целесообразное приспособление к новым условиям жизни» (П.К. Анохин, В. П. Казначеев, И. П. Павлов, А.А. Ухтомский) — приспособление… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Концептуальные подходы к исследованию адаптивности к профессиональной среде
- 1. 1. Социально-психологические исследования проблемы адаптации в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Социально-психологическая адаптация личности к деятельности в экстремальных условиях
- 1. 3. Социальная -идентичность как фактор успешной адаптации курсантов к учебному заведению системы МЧС России
- 1. 4. Социально-психологические факторы профессиональной адаптации будущего специалиста противопожарной службы и сотрудника в системе МЧС России
ГЛАВА 2. Методология и методы изучения социально-психологических факторов, обуславливающих адаптацию курсантов к специализированному учебному заведению в системе МЧС России. ^ 2.1 .Методологические основания эмпирического исследова11 ия.
2.2.Теоретический анализ проблем и выдвижение гипотез.
2.3.Характеристика экспериментальной выборки и методы исследования.
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования факторов адаптивности курсантов МЧС России к профессиональной деятельности.
3.1.Анализ результатов эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик адаптации курсантов к профессиональной деятельности в процессе обучения. g^
3.2.Социально-психологические и учебные факторы адаптации курсантов к профессиональной деятельности в процессе обучения. Ю
3.3.Удовлетворенность процессом учебной и профессиональной подготовки как характеристика успешности адаптации.
3.4.Социальная идентичность как фактор адаптации курсантов МЧС
России к профессиональной деятельности.
ГЛАВА 4. Социально-психологическое сопровождение адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе МЧС 137 России.
4.1.Концептуальные подходы к определению критериев социальнопсихологической адаптивности и профессиональной готовности к экстремальной деятельности в системе МЧС России.|
4.2.Специфика формирования социально-психологической адаптивности и готовности курсантов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. ^
4.3.Особенности социально-психологического сопровождения адаптивности и профессионального развития курсантов в системе МЧС России. ]
4.4.Эффективность социально-психологических технологий по формированию социально-психологической адаптивности и профессиональной готовности курсантов к деятельности в экстремальных условиях.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973.-288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1988.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.-560 с.
- Акмеология. Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. -678 с.
- Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: изд-во РАГС, 2004.-161 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. — 398 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности // Человек и общество. Ученые записки. Л., 1973. Вып. 13. — С. 3−7.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.- 288 с.
- П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. — 432 с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в ВУЗе. В кн.: Человек и общество. Вып. 13. — М., 1973. -С.61−75.
- Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.-447 с.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 249 с.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков // Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — 175 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. -С.157.
- Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности // Лекции к изучению курсов по специальности «Психология». Выпуск 1/Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 100 с.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. В кн.: Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986.-С. 5−16.
- Байбородова JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Ярославль.: Издательство ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 356 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 92−100.
- Бабанский Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Педагогика, 1980. 80 с.
- Барабанщиков А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 271 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1996. 240 с.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. — 416 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 576 с.
- Бобраков И.А., Петрова Н. Г. К вопросу профессионального становления выпускников высших учебных заведений МВД России //Психопедагогикав правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002. — № 1 (17). — С. 26.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Боровых А.С., Чейда И. И. Формирование у курсантов профессионально значимых качеств личности. — Иваново: ИПТУ МВД России, 1998. 19 с.
- Боровых А.С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980 1990-е годы: Автореф. дис. канд. истор. наук. — СПб., 2001. — 22 с.
- Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик в группе //Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С. 138−143.
- Бурков В.Л., Мурза В. Т. Биологическая адаптация человека как особая форма взаимосвязи // Философские проблемы современного естествознания. Киев, 1988. — Вып. 67. — С. 21−34.
- Бурлачук Л.Д., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство. — 1988. — 263 с.
- Брушлинский Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. М.: Стройиздат, 1981. С.48−61.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской. М.: Смысл, 1999. — 377 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 285 с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. -М., 1984. С. 3−28.
- Винокуров Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. Кострома: РЦ НИТ «Эврика — М», 2000. — 132 с.
- Возрастная физиология / Под. ред. И. А. Аршавского. Л.: Наука, 1975. -691 с.
- Войтко В.И. Научно-техническая революция и проблемы социализации личности в социалистическом обществе. В кн.: Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. — Киев, 1975.-С. 141−153.
- Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998. — 384 с.
- Волкова С.В. Акмеологические факторы профессионального становления курсанта противопожарной службы. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Москва, 2006. 26с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. -Т. 4.-397 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.-397 с.
- Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций. Историко-методологические исследования. Л., 1989. — 187 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология // В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-376 с.
- Грачев В.А. Управление профессиональной подготовкой пожарных на основе исследования закономерностей их физической работоспособности. Автореф. дис. канд. тех. наук Москва, 2001. — 23 с.
- Гребенюк О.С., Прозоров А. В. Развитие индивидуальности курсантов в вузе МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2000. — № 1 (13).-С. 61−65.
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.- 190 с.
- Громбах С.М., Рысева Е. Е. Изменение состояния здоровья и работоспособности учащихся за период наблюдения. — В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: Медицина, 1975. — С. 77 106.
- Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. кафедры философии и отечественной истории ИвИ ГПС МЧС России. Иваново: ИвГУ, 2004. — Вып. 1. — 296 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
- Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. -1976.-№ 4.-С. 3−15.
- Диагностика профессионального развития руководителей ГПС: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2001. — 282 с.
- Диагностические и реабилитационные мероприятия по профилактике стрессовых расстройств и суицидов среди сотрудников ГПС МЧС России: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2003. — 32 с.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под. ред. С. А. Беличевой. -М.: Социальное здоровье России, 1999. 183 с.
- Дикая Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психол. журн. 1991. -№ 1.-С. 55 -56.
- Дутов В.И., Чурсин И. Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М.: Науч.-практич. центр «Защита», 1992.-320 с.
- Ефимова Л.А., Авдонина Н. И. Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности студентов // Исследование мотивационной сферы личности: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1984.-С. 104−113.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. — В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — С. 219−232.
- Иванова H.JI. Психологическая структура социальной идентичности. Ав-тореф. дис. доктора псих. наук. Ярославль, 2003. — 42с.
- Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980.- 197 с.
- Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация М.: Прогресс, 1984. — 240 с.
- Кандыбович C.JT. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты — М.: ВУ. 236 с.
- Кандыбович С. Д., Попов М. Н. Формирование профессионально-психологической готовности курсантов к службе в войсках. М., 1999. -23 с.
- Китаев-Смык JI.A. Психология стресса, М., 1983. 340 с.
- Китаев-Смык JI.A. Стресс войны: Фронтовые зап. врача-психолога- М., 2001.- 150 с.
- Коломенский Я.JI. Человек: психология. Книга для старшекласников. -М., 1986.-111 с.
- Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив // Психолого-педагогическое исследование. Минск, 1975. — 141 с.
- Кон И. С. Социализация. БСЭ.- 3-е изд. — Т. 24. — С. 22.
- Котенев И.О. Программа «Экстремальная психология в деятельности сотрудника органов внутренних дел» // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002—№ 2 (18). — С. 100
- Краткая философская энциклопедия. — М.: Издат. группа «Прогресс энциклопедия», 1994. — 576 с.
- Крайг Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
- Кряжева И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерий адаптированности рабочего на производстве. В кн.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука, 1983. — С.61−69.
- Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию. — М.: Наука, 1984.-320 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
- Куликов В.Н. Диалектико-материалистическое понимание психических явлений и их закономерностей // Уч. зап. ИГПИ, Иваново. — 1958. — С. 224.
- Куликов В.Н. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии // Вопросы социальной и педагогической психологии. Иваново, 2000.-С. 1−22.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальный условиях. М.: Политиздат, 1989.- 180 с.
- Лебедев В.И. Экстремальная психология. М, 2001. — 250 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979. — 335 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 582 с.
- Максимова М.А. Педагогические условия управления адаптацией учащихся к коллективу учебной группы СПТУ: Автореф. канд. пед. наук. -Казань, 1986.- 17 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение. — 1996. -191 с.
- Марченко Е.Н. К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности, опасности / Е. Н. Марченко, И. С. Кандрор, Л. С. Розанов // Гигиена труда и профзаболеваний. 1972. — № 3. — С.67−68.
- Марьин М.И., Ефанова И. Н. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: (Пособие). М.: ВНИИПО, 1998. — 114 с.
- Марьин МИ. Комплекс средств психологического обеспечения деятельности пожарных: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1992. — 36 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
- Методические рекомендации по психологическому отбору пожарных. — М.: ВНИИПО, 1996. 26 с.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Дис. канд. филос. наук. — Л., 1974. — 186 с.
- Митраков В.М. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителя автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Шуя, 2004. — 24 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Калюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Назаров В.И. Структурно-функциональное моделирование социально-перцептивных процессов в управлении: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -Ярославль, 2000. 34 с.
- Назаров В.И. Психофизиологические аспекты механизма социальной перцепции в системе «Учитель ученик». — Иваново: Изд. центр «Юнона», 1997.-64 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности /формы, механизмы и стратегии/. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 263 с.
- Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности.- В кн.: Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.-С. 112−147.
- Николов Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический прогресс и воспитание личности. М.: Наука, 1980. -С. 59−71.
- Новиков В.В. Социальная психология. Феномен и наука. — М.: Изд-во ИПРАН, 1998.-393 с.
- Носков В.А., Иванова Л. Н. Психотехника личностного профессионального роста: Лекция. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. юрид. ин. МВД России. — 64 с.
- Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг. СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 2000. — 26 с.
- Озерная Л В. Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России. — 2002. — № 2 (18). — С. 58.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. М.: Медгиз, 1951. — 507 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-на-Дону, 1966. 501 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 15−29.
- Петровский А.В. Развитие личности: возрастная периодизация // Психология развивающейся личности, М.: Просвещение, 1987. — С. 38−76.
- Практическая психология: Учеб. / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1998. — 336 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М.: Прогресс, 1967.-680 с.
- Погорелов Д.Ю., Повзик Я. С., Панарин В. М. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара. — М.: Стройиздат. -1988, — 112 с.
- Психоанализ и культура / Составитель С .Я. Левитов.- М.: Наука, 1995.368 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Политиздат, 1983. 461 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. В. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
- Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. — М., 2000. 180с.
- Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России: Метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2000.- 108 с.
- Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы междунар. конгресса / Отв. ред. А.В. Брушлин-ский, А. Л. Журавлев, Н. П. Фетискин. М.- Кострома, 2001. — 490 с.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти ч. / Под ред. А. Ф. Дунаева, А.С. Батыше-ва. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. — Части 1, 2.-174 с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. Ре-ан. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов /Составитель Куликов Л. В. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 480 с.
- Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФИС, 1959. — 88 с.
- Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Метод, рекомендации / Сост.: Н. В. Кузьмина, Р. Ф. Жуков, Ю. Н. Пароходов. Л.: Изд-во ВНИИ профтехобразования, 1988. — 64 с.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. — СПб .: Изд-во СПбГУ, 2001. 224 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 608 с.
- Растова А.Н. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности. — В кн.: Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1974. — Вып. 37. — С. 41−43.
- Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. Т. 19. — № 4. — 1998. — С. 312.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.- М.: Просвещение, 1994. 319 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1995.- 529 с.
- Роджерс К. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
- Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь: ООО НТЦ промышленной безопасности КРОМ-С, 1999. — 600 с.
- Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиз-дат, 1982.-80 с.
- Сборник материалов по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел. М.: ГУК и КП МВД России, 2000. — 96 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1986. — 210 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1953. — 333 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 350 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-480 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. А. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. Киев: Наукова Думка, 1989. — 197 с.
- Смирнова В.Н. Концепция экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002.-№ 1 (17).-С. 47.
- Снегирева Т.В., Платон К. Н. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия школьниками сверстников и взрослых // Психологические особенности формирования личности школьника.- М.: Педагогика, 1983. -116−124.
- Собчик JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998. -511 с.
- Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел: Тез. восьмой межвуз. науч.-метод. конф. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2003.-269 с.
- Современный философский словарь /Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. Е. Кемерова. М.-Бишкек-Екатеринбург, 1996. — 608 с.
- Соколова Е.Н. Морально-психологический портрет молодежи, обучающейся в современной высшей школе // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. — Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2002.-№ 1(17).-С. 59.
- Солдатова И.Ф. Основные факторы, влияющие на уровень адаптации выпускников к служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журн. Омск: Изд-во Омской академии МВД России, 2001.-№ 2(16).-С. 51.
- Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Дис. канд. психол. наук., М. 1999. 225 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. М.: Медицина, 1980. — 232 с.
- Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е.В. Шо-рохова.- М.: Просвещение, 1988. 343 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Столяренко A.M. Экстремальная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. — 273 с.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972. — 147 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психиатрии, 2002. — 490 с.
- Фетискин Н.П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — 44 с.
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегород-цева.- М.: Мысль, 1975. 278 с.
- Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: А. П. О. 1992. -78 с.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопр. психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляхдис. -М.: Изд-во МГУ, 1989.-240 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.- 182 с.
- Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии.- М.: МГУ, 1980. С. 148−183.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 22 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер-пракс, 1995.-288 с.
- Чейда И.И. Акмеологические проблемы профессионального развития личности курсанта (на опыте ИПТУ МВД России). Автореф. дис. канд. психол. наук. Шуя, 2001. — 23с.
- Чуприян А.П. Современные проблемы противопожарной службы // Спасатель МЧС России 2004 — № 13. — С.3.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей //Психол. журн.- 1982.-№ 5-С. 13−26.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996.-Т. 17.-№ 1.-С. 19−34.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. — 1969. — 536 с.
- Шубочкина Е.И., Молчанова С. С. Роль возраста и пола учащихся в адаптации к обучению в техническом училище. — В сб.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М.: Ин-т гигиены детей и подростков, 1983.-С. 87−94.
- Юнг К. Аналитическая психология. — СПб.: Ин-т личности: ИЧП «Па-лантир», 1994. 132 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. канд. психол. наук. — Иркутск, 1995.-26 с.
- Delore P. Sur L’enseignement de la Medicine Sociale «La Preaae-medicale, 1958.-vol. 66.-P. 17−19.
- Dubois Panl E. Promoting Physical Fitness in the Fire Service: A Statewide Effort // Fire J. 1984. — N3. — P.51−53, 55.
- Edwards C.N. Interactive Styles and Social Adaptation. Genetic Psychology Monographs. 1973.-P. 87.
- Encyclopedia of Psychology / H.I. Eysenck, W. Arnold and Meili (Eds.), Herder and Herder. New York, 1972. —vol. 1. — P. 25.
- Jacobs D.T. Effective Fitness Management // Fire Command. 1990. — N5. — P.22−23.
- Kingang Kelly, Faerber Susan. USFA Studies Fire Fighter Injury and Illness // Int. Fire Chief. 1983. — N4. — P.24−27.
- Milnes Robert B. SCBA Training Gallery // Fire End. 1984. — N3. — P.46, 48−49.
- Hartman H. Ego Psychology and Problem of Adaptation. N.Y., 1956. — P. 32.
- Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations/ N. Y., 1958. P. 9.
- Hildebrand J. Stress Research. Part 5. Availability of Services // Fire Command. 1984.-N11.-P.32−35.
- J. E. Hildebrand. Stress Research // Fire Command. 1984. — N6. — P.6, 5558.
- Levin K. A Dynamic Theory of Personality. -N.Y., 1955. P. 17−18.
- Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971, vol. XII. — 384 p.
- Philips Z. Human Adaptation and His Failures. Academic Press, N.Y. and London. 1968.-190 p.
- Protinsky H. «Identity Formation: A Comparison of Problem and Non-problem Addicts». Adolescence, 1988, 23, P. 67−72.
- Rogers C. R. Becoming Partners. London, 1973. P. 15.
- Rosental R., Jacobsen L. Pygmalion in the Classroom. N. Y., 1968. P. 19.
- Selman R.L. The Growth of Interpersonal Understanding: Development and Clinical Analysis. N.Y.: Academic Press. 1980. — 230p.
- Schreber H. Stress Wahrend der Einsatzfahrt // Brandhilfe. 1983. — N1. -P.7.
- Scotl B. Communication for Professional Engineers. London, Thomas Telford Ltd, 1984.-239 p.
- Приказ МВД России № 185 от 17.05. 1995 г. «Правила приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России».
- Указание МВД России № 21/13/912 от 17.04.1995 г. «Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях внутренних дел».
- Приказ МВД России № 651 от 10.12.1996 г. «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России».
- Приказ МВД России № 212 от 09.04.1997 г. «Положение о группе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России».
- Приказ МВД России № 862 от 30.12.1997 г. «Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России».
- Приказ МВД России № 215 от 1997 г. «Об утверждении программы воспитательной работы на весь период обучения».
- Приказ МВД России № 391 от 20.05. 1999 г. «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения».
- Приказ МВД России № 690 от 26.06.2000 г. «Положение о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
- Приказ МВД России № 690 от 26.06.2000 г. «Об утверждении Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников ОВД РФ».
- Приказ МВД России № 995 от 25.09.2000 г. «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД»
- Методические рекомендации по организации воспитательной работы в ОВД № 1/18 470 от 28.09.2000 г.
- Приказ МЧС России № 218 от 25.04.2003 г. «О создании психологической службы МЧС России».
- Приказ МЧС России от 30.11.2005 г. «Основы организации воспитательной работы в системе МЧС».
- Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России / Под общей редакцией Ю. С. Шойгу.-М., 2006.-393с.