Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ситуации, когда основная тяжесть принятия решений в области решения данных проблем ложится на органы власти, последним необходимо иметь в своем распоряжении доступный и надежный инструмент, позволяющий максимально объективно оценить ситуацию в туристском регионе/центре, сравнить его положение с соседними региональными или муниципальными образованиями, оценить туристский потенциал, выявить… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 13 ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
    • 1. 1. Анализ состояния сферы туризма Ростовской области и 13 проблемы ее развития на современном этапе
    • 1. 2. Сопоставительный анализ современных подходов, методов 28 исследования и принятия управленческих решений в сфере туризма
    • 1. 3. Туристский комплекс муниципального образования как объект 50 системного исследования и управления
  • 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ 79 УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Системный подход к разработке технологии принятия 79 управленческих решений в области развития туристского комплекса муниципального образования
    • 2. 2. Разработка комплексной методики выбора и принятия 100 управленческих решений в области развития туристского комплекса на основе когнитивного подхода
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ 118 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    • 3. 1. Реализация комплексной методики выбора и принятия 118 управленческих решений в области развития туристского комплекса для г. Таганрога
    • 3. 2. Применение комплексной методики выбора и принятия 136 управленческих решений, когнитивное моделирование
    • 3. 3. Рекомендации по формированию туристской политики для 158 муниципального образования

Разработка комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сфера туризма во всем мире все чаще выступает важнейшим индикатором социально-экономического развития как регионов, так и отдельных муниципальных образований, оказывая значительное влияние на ключевые секторы экономики: транспорт, торговлю, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Развитие туризма обеспечивает приток инвестиций и денежных средств в бюджеты всех уровней, создание рабочих мест, развитие инфраструктуры, улучшение здоровья населения, сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия, стимулирование развития местной промышленности, возрастание интереса местного населения и подрастающего поколения к культуре и истории туристского региона (центра).

Признавая развитие сферы туризма как перспективного направления развития социально-экономической системы, следует отметить, что данный сектор в российской экономике еще не стал определяющим фактором национального хозяйства по уровню эффективности. В настоящее время в России туристское развитие характеризуется глубокими и противоречивыми переменами в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и качественных параметров данной сферы, обусловив тем самым возникновение ряда проблем, сдерживающих развитие туристского комплекса.

В современных условиях появилась объективная необходимость перенести центр экономической ответственности в решении проблем развития сферы туризма на региональный и муниципальный уровни, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. Однако, осуществить это возможно только при условии проведения активной туристской политики, реализации концепций и целевых программ развития туризма, необходимость разработки и формирование которых актуализирует проведение исследований по разработке комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса как территориальной социально-экономической системы.

Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе проблема регулирования развития сферы туризма с целью повышения эффективности ее функционирования в современных условиях стала объектом исследования сравнительно недавно и относится пока к числу мало разработанных.

В отечественной экономической литературе разрешению проблем в области туризма посвящены работы В. И. Азара, И.Т. и А. И. Балабановых, B.C. Боголюбова, В. Г. Гуляева, А. П. Дуровича, А. Б. Здорова, В. Б. Сапруновой, B.C. Сенина, Д. С. Ушакова, и других ученых. Особая роль в научном исследовании проблем функционирования и развития туристского рынка принадлежит также западно-европейским ученым-экономистам К. и.

Каспару, И. Криппендорфу, У. Мюллер, Р. Юнку.

Региональные аспекты развития сферы туризма рассматривались в работах Б. М. Биржакова, В. Г. Богдановой, Е. И. Богданова, JI.A. Волковой, А. Д. Кауровой и др. Состояние исследования проблем муниципального управления туристскими комплексами можно охарактеризовать как находящееся на начальном этапе.

Впервые туризм был рассмотрен с позиции системного подхода в концепции профессора Лейпера (Мейсенский университет, г. Окленд). В отечественной литературе принципиальная модель территориальной рекреационной системы впервые была разработана в середине 70-х годов группой ученых под руководством проф. B.C. Преображенского и получила дальнейшее развитие в работах проф. Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебова, А. Ю. Александровой, E.JI. Драчевой, Ю. Б. Забаева, Д. К. Исмаева и др.

Особенности управления туристским комплексом как территориальным образованием, локализующимся в рамках городского поселения, рассматриваются наукой «муниципальное управление», важный вклад в развитие которой вносят работы таких авторов, как Т. Т. Авдеева, В. Б. Зотова, А. Н. Коробовой, В. Е. Рохчина, Н. Г. Сычева, К. И. Таксира и др.

Научная позиция автора складывалась также под влиянием теоретико-модельных представлений об управлении комплексным развитием социально-экономических систем, сформулированных в трудах Е. Г. Анимица, М. А. Боровской, Г. Ю. Ветрова, А. Г. Воронина,.

А.П. Гапоненко, В. В. Иванова, Н. П. Кетовой, Е. А. Картаевой, Ю. С. Колесникова, В. Н. Лексина, В. Н. Овчинникова, А. Н. Широкова, С. Н. Юрковой и др.

Практически во всех работах, посвященных методам исследования социально-экономических систем, а также прогнозу и проблемам принятия управленческих решений, не рассмотрены решения задач, позволяющие рассмотреть туристский комплекс во взаимодействии с внешней средой. Для этого рекомендуется использовать методы когнитивного моделирования и управления ситуациями. В этой области наиболее известны работы З. К. Авдеевой, Г. В. Гореловой, Е. Н. Захаровой, С. С. Ковалевского, Е. К. Корноушенко, В. В. Кульбы, Г. Г. Малинецкого, А. Н. Шубина и др.

Сравнительный анализ современных подходов, методов исследования и принятия управленческих решений в сфере туризма, изложенных в работах указанных авторов, позволил сделать вывод о том, что к настоящему времени созданы определенные предпосылки для совершенствования теории и практики управления в сфере туризма. Однако следует отметить очень слабую разработанность проблем системного регулирования развития туристского комплекса для обеспечения комплексного социально-экономического развития, как на уровне туристских регионов, так и для туристских центров. Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и основных задач.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка технологии поддержки управленческих решений по развитию туристского комплекса в социально-экономической системе на основе когнитивного подхода для формирования научно-обоснованной туристской политики муниципального образования.

Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:

— провести анализ состояния развития сферы туризма Ростовской области как перспективного туристского региона для выявления проблем, сдерживающих ее развитие;

— провести сопоставительный анализ концептуальных подходов, методов исследования и принятия решений, позволяющих учесть специфику туристского бизнеса для разработки соответствующего методического инструментария выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплексаизучить и обобщить с системных позиций понятийно-терминологические конструкции в туристской сфере и управления туризмом на муниципальном уровне для формирования понятия «туристский комплекс муниципального образования»;

— разработать на основе когнитивного подхода комплексную методику выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе с целью создания технологии поддержки управленческих решений для органов региональной власти и муниципального самоуправления, позволяющую системно обосновывать управленческие решения и формировать туристскую политикуреализовать разработанную комплексную методику для муниципального образования г. Таганрога, включающую обработку и систематизацию статистической, экспертной информации о состоянии его туристского потенциала, исследование тенденций развития туристского комплекса, определение перспективных видов туризма для развития в городе, что необходимо для выявления приоритетных проблем и последующей разработки целевой программы развития туризма;

— разработать систему мероприятий и инструментов по формированию туристской политики для муниципальных образований, обладающих туристским потенциалом, с целью содействия их комплексному социально-экономическому развитию.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс управления туристским комплексом в социально-экономической системе.

Предметом исследования являются экономические процессы, организационно-экономические отношения и связи, обуславливающие процесс принятия управленческих решений, свойственные функционированию туристского комплекса в условиях динамично меняющейся социально-экономической среды, а также модели, отражающие эти процессы, отношения и связи.

В содержательном плане проведенные в работе исследования соответствуют следующим пунктам паспорта специальности 05.13.10 -Управление в социальных и экономических системах (экономические науки): п. 4. разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах, п. 7. разработка методов идентификации в организационных системах на основе ретроспективной, текущей и экспертной информации.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретико-методологических положений и практических выводов, в соответствии с которыми эффективная реализация системы управления туристским комплексом территории возможна при наличии действенной туристской политики, разрабатываемой с помощью научного инструментария, который позволяет формировать рациональные управленческие решения, основанные на оценке и анализе состояния и тенденций изменения туристского потенциала под воздействием внешней среды.

Теоретико-методологической основой исследования послужили положения экономической теории, теории систем и системного анализа, методы когнитивного моделирования, вычислительного эксперимента, методы и модели принятия решений, труды ведущих зарубежных и отечественных авторов, посвященные исследованию проблем развития сферы туризма в социально-экономической среде, в частности проблемам принятия управленческих решений в современных российских условиях.

Информационно-эмпирическая база исследований представлена официальными материалами областного комитета по статистики Ростовской области, проектом областной программы развития туризма в Ростовской области, муниципальными программы развития туризма различных городов, экономико-статистической информацией о состоянии туризма в Ростовской области за 2003;2006 гг., справочными данными о социально-экономическом состоянии г. Таганрога в 2005 и 2006 гг., а также результатами социологического опроса представителей индустрии туризма и специалистов по экономическим вопросам Администрации г. Таганрога по проблемам и перспективам развития туристского комплекса. Информация была вовлечена в научный оборот, изучена, обобщена, экономически прокомментирована, использована для оценки туристского потенциала г. Таганрога, что обеспечило достоверность данного исследования.

Инструментарно-методический аппарат работы составляют общенаучные и экономические методы. Для достижения поставленной цели исследования и решения порождаемых ею задач, были использованы методы системного анализа, сценарного и когнитивного моделирования, методы теории принятия решений, а также такие, как логический, сравнительный и структурный анализ, синтез, классификация, статистический, монографический и экспертный методы. Для построения и анализа когнитивных моделей использовалась программа когнитивного моделирования (ПС КМ).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Оценка состояния сферы туризма Ростовской области на современном этапе позволяет определить комплекс проблем, большая часть которых обусловлена отсутствием системного подхода к рассмотрению и развитию данной сферы, а также управлению туристским потенциалом и предложить решать проблемы регионального развития сферы туризма путем комплексного их решения на уровне муниципальных образований.

2. Традиционные методы исследования и принятия решений в области туризма (экспертные, программно-целевые и т. д.) по отдельности не дают возможности раскрыть глубинную взаимосвязь факторов в сфере туризма, находить эффективные управленческие решения, позволяющие системно развиваться турбизнесу. Исследование и управление туризмом невозможно произвести единственным методом — необходима комплексная методика, основанная на когнитивном подходе и включающая систему методов, приемов, зависящих от целей и аспектов исследования, учитывающем совокупность количественных и качественных социально-экономических факторов, что важно как для развития туристских комплексов, так и социально-экономического развития территориально-хозяйственных систем в целом.

3. Определение понятия «туристский комплекс муниципального образования» как целостной совокупности туристских объектов (хозяйствующих субъектов), компактно расположенных на территории муниципального образования, в пределах которой функционирует туристский рынок, объединенных общей индустрией туризма, туристской инфраструктурой и туристскими ресурсами, т. е. туристским потенциалом, а также системой управления последним, обусловленную межотраслевой кооперацией и предназначенную для удовлетворения потребностей, как временно пребывающих в город туристов, так и местного населения.

4. Комплексная методика выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса социально-экономической системы, включающая, помимо традиционных методов и моделей принятия управленческих решений, методы построения когнитивных карт и моделей разного уровня, сценарного моделирования, являющихся инновационными для сферы туризма, позволяющие учесть при анализе сектора туристского бизнеса как количественные, так и качественные факторы, влияющие на его развитие, системно обосновывать управленческие решения и разрабатывать на их основе комплексные целевые программы развития туризма, как на муниципальном, так и на региональном уровнях, а также формировать туристскую политику.

5. Адаптация разработанной методики для конкретного муниципального образования г. Таганрога позволила оценить состояние его туристского потенциала, выявить тенденции развития предприятий туристского комплекса города, определить перспективные для развития в городе видб туризма, а именно культурно-познавательный, спортивный, деловой и пляжный отдых. SWOT-анализ проблем развития туризма в г. Таганроге позволил выявить комплекс проблем и определить ключевые факторы конкурентного успеха. В рамках разработанной комплексной методики, были также определены стратегическая цель, приоритетные задачи развития туристского комплекса г. Таганрога, которое невозможно без целевой программы развития туризма для города, разработка которой осуществлялась с помощью такой технологии поддержки принятия управленческих решений, как когнитивное моделирование.

6. Результаты когнитивного моделирования, которое позволило обозначить факторы, порождающие экономико-социальные проблемы функционирования туристского комплекса в современных экономических условиях и снижающие его эффективность, определить и обосновать сценарные альтернативы управленческих решений в области развития туристского комплекса г. Таганрога — программные мероприятия. Выбор наиболее рациональных стратегий развития туристского комплекса г. Таганрога из совокупности альтернатив, осуществленный с помощью модели принятия решений в виде матрицы решений в условиях неопределенности, позволил принять управленческое решение о создании муниципального туристского информационного центра (МУП ТИЦ) как одного из приоритетных научно-обоснованных направлений туристской политики. Приемлемыми стратегиями перспективного развития для города также могут выступать создание обособленного Координационного совета по развитию туризма при Администрации города, Туристской Ассоциации, служащих связующими звеньями между основными участниками туристского рынка. Предложенные направления совершенствования механизма взаимодействия туристского бизнеса с социально-экономической средой в целях решения проблем сбалансированного комплексного социально-экономического развития, посредством процесса реализации туристской политики могут быть приемлемы и для других типичных крупному городу Таганрогу муниципальных образований.

Научная новизна диссертационного исследования определяется авторской разработкой комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе и реализацией ее для муниципального образования г. Таганрога.

Получены следующие результаты, обладающие элементами научной новизны.

1. Предложен когнитивный подход к разработке комплексной методики, применение которого отличает разработанную методику от традиционных возможностью наполнения различными методами системного анализа, а именно методами и моделями принятия решений, в том числе методами когнитивного моделирования на разных этапах исследования и проведения комплексного всестороннего анализа функционирования туристского комплекса как территориальной социально-экономической системы, что позволяет ее использовать при формировании обоснованной туристской политики в области поддержки развития туристского комплекса для туристских регионов и туристских центров.

2. Осуществлена познавательно-целевая структуризация статистической и экспертной информации о туристском комплексе и внешней социально-экономической среде, отличающаяся от существующих способов систематизации и обработки экспертной информации разработкой когнитивных моделей механизма функционирования туристского бизнеса.

3. Осуществлено когнитивное моделирование системы взаимодействия туристского комплекса муниципального образования с внешней средой с целью выявления по его результатам благоприятных и неблагоприятных сценариев (альтернатив) его развития для формирования системы мероприятий целевой программы, отличающееся от существующих процедур принятия управленческих решений решением системы взаимосвязанных задач: идентификации объекта (в виде двухуровневой когнитивной модели), исследования адекватности, импульсного моделирования поведения системы под влиянием возмущающих и управляющих воздействий, осуществления выбора рациональной альтернативы управленческого решения — лучшей стратегии развития туристского комплекса на основе матрицы решений, в соответствии с критерием максимизации математического ожидания полезности, реализация которой будет способствовать эффективному развитию исследуемого сектора экономики, обеспечивая такие социально-экономические эффекты, как рост занятости, сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия, пополнение бюджетов разных уровней и т. д.

4. Разработан проект целевой программы развития туристского комплекса для муниципального образования г. Таганрога, выступающей одним из основных инструментов формирования туристской политики, одним из основных программных мероприятий которой выступает создание муниципального туристского информационного центра, приоритетными направлениями работы которого должны стать содействие формированию туристской политики, исследования туристского потенциала туристского центра и т. д., обоснованность реализации которых подтверждена по результатам когнитивного моделирования. Предложен ряд направлений формирования туристской политики в области развития туристского комплекса на муниципальном уровне, включающей в себя разработку и последующую реализацию Концепции и целевой программы развития туристского комплекса в МО, организацию Координационного совета по регулированию развития туристского комплекса при Администрации МО, создание муниципального информационного туристского центра, формирование Туристской Ассоциации, как связующих между органами власти и управления и участниками туристского рынка, обеспечив действенное муниципальное управление по поддержке развития туристского бизнеса и, тем самым, повысив устойчивость и гибкость данного сектора экономики в трансформирующейся среде.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и заключаются в возможности применения разработанной комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса, позволяющей усовершенствовать механизм взаимодействия туристского комплекса с его социально-экономической средой, потенциальными органами власти и управления при формировании туристской политики, а именно в предпроектной стадии разработки целевых программ поддержки развития туризма, а также в учебном процессе при совершенствовании учебных программ, учебных курсов специальности «социально-культурный сервис и туризм». Ряд положений работы реализован в практической деятельности Администрации г. Таганрога и в учебном процессе, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.

Апробация основных результатов исследования. Основные результаты исследования изложены в открытых публикациях, докладывались на научно-практических конференциях в Москве, Ярославле, Ростове-на-Дону, Таганроге. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,5 п. л.

Структура и объем диссертационной работы последовательно раскрывают ее цель и задачи. Диссертация состоит из введения, трех глав, 8 параграфов, заключения, списка литературы, приложений. Работа изложена на 186 страницах, содержит 12 таблиц, 46 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях появилась объективная необходимость перенести центр экономической ответственности в решении проблем развития сферы туризма на региональный и муниципальный уровни, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. Однако, осуществить это возможно только при условии проведения активной туристской политики, реализации концепций и целевых программ развития туризма, необходимость разработки и формирование которых актуализирует проведение исследований по разработке комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса как территориальной социально-экономической системы.

Анализ статистических данных по Ростовской области показал, что, несмотря на наличие туристского потенциала и тот факт, что развитие сферы туризма выделено как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития, как на уровне данного туристского региона, так и для его туристских центров, удельный вес туристского сектора в общей структуре экономики и социальной жизни, как Ростовской области, так и крупных туристских центров остается желать большего. Сфера туризма до сих пор не оказывает необходимого эффекта, как по качественным, так и по количественным характеристикам. Туристский приток, как на региональном, так и на муниципальных уровнях, также желает быть значительней. Область занимает весьма скромное место на российском туристском рынке, не говоря уже о мировом туристском рынке, что обусловлено рядом современных проблем в области развития туризма, большая часть которых из-за отсутствия системности при рассмотрении сферы туризма, а также четкой действенной туристской политики на всех уровнях на современном этапе.

В ситуации, когда основная тяжесть принятия решений в области решения данных проблем ложится на органы власти, последним необходимо иметь в своем распоряжении доступный и надежный инструмент, позволяющий максимально объективно оценить ситуацию в туристском регионе/центре, сравнить его положение с соседними региональными или муниципальными образованиями, оценить туристский потенциал, выявить факторы, влияющие на процесс развития туристского комплекса и как можно более точно оценить степень их влияния, разработать мероприятия для повышения эффективности его функционирования на региональном или муниципальном уровнях. Сравнительный анализ современных подходов, методов исследования и принятия управленческих решений в области туризма позволил условно разделить все методы, использовав, такой классификационный признак, как «по группам лиц их использующих». Вследствие чего, в рамках исследования могут быть использованы такие методы, как программно-целевой, экспертные и другие, примкнувшие к группе «для органов власти и управления». Причем, заметим, что данные методы могут быть использованы ни в отдельности, а в совокупности, что позволяет применение такого инновационного подхода к исследованию в части разработки методики обоснования и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса, как когнитивный подход, а также когнитивный анализ и разрабатываемые на его основе когнитивные технологии — современные информационные технологии системного анализа. Когнитивный подход, позволяющий, учитывающий условия быстрой изменчивости внешней среды, позволяющий прогнозировать наступление различных ситуаций в результате различных управленческих воздействий со стороны органов власти и управленияпроведения конкретных программных мероприятий и, анализируя их, принимать рациональные решения по разрешению проблем развития в сфере туризма на любой стадии развития туристского комплекса.

Анализ понятийно-терминологических конструкций в области туризма и управления туристским комплексом как территориальной социально-экономической системой позволил сформулировать и уточнить с системных позиций определения индустрии туризма, инфраструктуры туризма, туристских ресурсов, в совокупности составляющих туристский потенциал территории, предложить их классификации, а также определить специфику муниципального управления в туризме, что, в свою очередь, способствует решению такой проблемы в области туризма, как «отсутствие системности» при рассмотрении туристского комплекса на всех уровнях и является начальным этапом при формировании туристской политики в области развития туристского комплекса на муниципальном уровне.

Освоение современных (новых) подходов и инструментов выбора и принятия рациональных управленческих решений в области развития ТК, содействующих разработке туристской политики муниципального образования специалистами органов местного самоуправления — ключевой фактор при решении слабоструктурированных проблем развития туристского комплекса МО, что рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений, обеспечивающее формирование благоприятного и сбалансированного социально-экономического развития конкретного муниципального образования.

Когнитивный подход к принятию управленческих решений в области развития туризма позволяет дополнять методику принятия управленческих решений по разрешению слабоструктурированных проблем развития туристского комплекса другими методами на разных стадиях исследования и принятия решений. Другими словами в его структуру удобно «встраивать» как широко всем известные методы и модели принятия решений (экспертные, программно-целевые, статистические и т. д.), так и специфические новые методы системного анализа (методы когнитивного анализа и моделирования), применение которых обусловлено наличием ряда слабоструктурированных проблем функционирования туристской системы.

Как известно, процесс разрешения проблемной ситуацией реализуется через управление, т. е. через управленческие решения, подготовка которыхэто технология поддержки принятия управленческих решений.

Поэтому, в представленной главе разработана технология поддержки принятия управленческих решений по разрешению задачи исследования состояния и проблем развития туристского комплекса как территориальной социально-экономической системы, использующая различные методы и модели принятия решений (эволюционно программно-целевой метод, метод экспертных оценок, модель платежной матрицы решений), основанные на методологии системного анализа.

Когнитивное моделирование сценариев развития играет ключевую роль в выборе и принятии управленческих решений по разрешению сложных проблем социально-экономических систем, поскольку отдают возможность учесть все основные факторы, влияющие на проблему, и возможные изменения исследуемой системы под влиянием внутренних и внешних условий ее функционирования, работать как с качественными, так и количественными параметрами. Анализ разработанных, в результате проведения когнитивного моделирования, сценариев различного взаимодействия туристского комплекса и внешней социально-экономической среды на муниципальном уровне обеспечивает выбор обоснованных и эффективных управленческих решений по развитию ТК.

Объединение технологи принятия управленческих решений в области развития ТК на муниципальном уровне и алгоритма когнитивного моделирования сложных ситуаций в области развития туристского комплекса, в рамках когнитивного подхода к исследованию, дало возможность создания комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития ТК на основе когнитивного подхода (на примере муниципального уровня), которая может выступать в качестве информационно-аналитической поддержки, крайне необходимой, например, органам местного самоуправления, обеспечивающей адекватность выбора и принятия управленческих решений в области туризма, т. е. способствовать разработке и формированию действенной туристской политики.

В диссертационной работе применена разработанная комплексная методика выбора и принятия управленческих решений для конкретного муниципального образования г. Таганрога — типичного крупного города, являющегося туристским центром Ростовской области. В результате была проведена комплексная оценка туристского потенциала г. Таганрога, включающая текущую оценку и анализ развития основных элементов индустрии туризма, оценку инфраструктуры туризма и туристских ресурсов г. Таганрога.

Реализация разработанной методики позволила также определить перспективные для развития на территории города видов туризма с учетом ресурсной обеспеченности, а именно спортивного, культурно-познавательного, делового и пляжного отдыха. Проведенный SWOT-анализ проблем развития туристского комплекса в г. Таганроге позволил выявить комплекс проблем, в результате ранжирования которых по отношению причина-следствие были выявлены наиболее приоритетные (проблема, получившая первый ранг приоритетности — отсутствие системы управления туристским потенциалом на муниципальном уровне), а также определить ключевые факторы конкурентного успеха, благодаря наличию которых, одним из основных стратегических решений на муниципальном уровне следует признать становление нового межотраслевого туристского комплекса в рамках городского хозяйства, который стал бы источником внутреннего комплексного социально-экономического развития для Таганрога.

Наличие ряда «отраслевых» проблем обусловили выбор стратегической цели, приоритетных задач развития туристского комплекса г. Таганрога, которые, в свою очередь, легли в основу разработанного проекта целевой программы «Развитие туристского комплекса г. Таганроге на 2008;2010гг.», разработка которого осуществлялась с помощью когнитивного моделирования.

Проведение когнитивного моделирования заключалось в разработке и построении когнитивных карт «Взаимодействие туристского комплекса с внешней средой», «Туристский комплекс муниципального образования (его внутренняя среда)», их моделей, в анализе полученной двухуровневой модели взаимодействия внутренней и внешней сред ТК МО, а также в проведении импульсного моделирование и сценарных исследований. Построение когнитивной карты туристского комплекса МО осуществлялся на основании разработанного автором перечня факторов, состоящего из целевых факторов и базисных факторов, управляющих факторов и факторов-индикаторов.

Построение моделей, импульсное моделирование и сценарные исследования осуществлялись с применением программной системы когнитивного моделирования (ПСКМ). Импульсное моделирование, проведенное на двухуровневой когнитивной модели взаимодействия внутренней и внешней сред ТК МО, показало, что без влияния органов власти и управления желаемого эффекта не происходит, а наоборот, наблюдается сильное ухудшение таких целевых показателей, как объем частных инвестиций, уровень историко-культурного наследия МО по причине вероятного бесконтрольного увеличения нагрузки на туристские ресурсы, а, следовательно, и ухудшение состояния ТК МО в целом, что подтверждает непротиворечивость связей в анализируемой модели.

Таким образом, проведенное импульсное моделирование позволило выделить основные альтернативы для принятия управленческих решений по регулированию развития ТК г. Таганрога, в результате принятия и реализации которых, туристский комплекс развиваясь выполняет все, возложенные на него, социально-экономические функции.

Все результаты когнитивного моделирования были сведены в матрицу решений, где возможность наступления каждой сценарной альтернативы считается равновероятной, а ее полезность определяется группой экспертов в зависимости от скорости развития процессов, социального и экономического эффектов.

В результате применения принципа максимизации математического ожидания полезности, была выбрана стратегия организации муниципального туристского информационного центра (МУП ТИЦ).

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что основным научно-обоснованным направлением туристской политики муниципальных образований, обладающих, в той или иной степени, туристским потенциалом выступает разработка целевой программы развития туризма, основными программными мероприятиями которой должны стать создание муниципального унитарного предприятия «Туристский информационный центр», организация обособленного Координационного совета по развитию туризма при Администрации МО, общественной некоммерческой организации «Туристская Ассоциация», служащих связующими звеньями между основными участниками туристского рынка — региональными и муниципальными органами управления, организациями индустрии и инфраструктуры туризма, туристами, местным населением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. Краснодар: «Эконинвест», 2001.
  2. С.Д. Стратегия социально-экономического развития города в период становления рыночного хозяйства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.
  4. B.C. Системный анализ в управлении. М., 2001.
  5. B.C. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие /B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А.А. Кукушкин- Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика. 2002.
  6. А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002.
  7. А.Н., Гапоненко A.JI., Мельников С. Б., Николаев В. А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. -М.: Логос, 2002.
  8. Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.
  9. JJ.B. Стратегический менеджмент в туризме: Практикум. М.: Аспект пресс, 2006.
  10. А.И. Туризм дело серьезное // Молот. — 2006, № 3.
  11. X. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне //Российский научный центр местного самоуправления. М.: Тасис, 2000.
  12. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980.
  13. М.Б. Введение в туризм. СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.
  14. М.Б. Введение в туризм: Учебник. СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.
  15. Н.П. Моделирование сложных систем. М., 1978.
  16. B.C., Орловская В. П. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2005.
  17. Г. Ю., Визгалов Д. В., Шанин А. А., Шевырова Н. И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. 2-е изд., дополненное. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
  18. Д.В. Методы оценки муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
  19. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа.- Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб., 2005.
  20. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  21. Ю.А., Зорин КВ. Социальные аспекты изучения территориальных рекреационных систем. М., 1973.
  22. А. А. Разработка стратегии территориального саморазвития. Регион: ресурсы местного развития М., 1999.
  23. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  24. Г. В., Захарова Е. Н., Радченко С. А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2006.
  25. Г. В., Джаримов Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп, 2002.
  26. ЕЛ. Технология принятия управленческих решений. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.
  27. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  28. .М., Костылева Н. Е. Методология и практика городского стратегического планирования. СПб: ИРЭ РАН, 2000.
  29. В.М. Моделирование развивающихся систем. М., 1983.
  30. Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и последующие периоды. Мир в целом. Мадрид: ВТО, 1994.
  31. С.В., Максимов В. И. Многокритериальное иерархическое оценивание ситуации при когнитивном моделировании // Труды 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуации» М.: ИПУ РАН, 2001.
  32. С.В. Выбор управляющих факторов при когнитивном моделировании различных вариантов решений // Труды 2-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуации» М.: ИПУ РАН, 2002.
  33. М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов вузов / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  34. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978.
  35. А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика, 2002.
  36. Л.И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика): учебное пособие / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова. -М.: Флинта: МПСИ, 2005.
  37. А.В., Кислицына В. В. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Федерации //Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 4.
  38. И.В. Туризм и охрана окружающей среды. М., 1986.
  39. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма:
  40. Справочник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  41. ИВ., Кривошеее В. М. Параметрическая модель рекреационной системы. М., 1979.
  42. А.В., Кислицына В. В. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Федерации //Региональная экономика: теория и практика. 2005, № 4.
  43. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  44. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  45. ВТ., Бутов В. И. Юг России Р/д., 2002.
  46. А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. -СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.
  47. Ю. С., Овчинников В. Н. Стратегическое планирование муниципальных образований: Методические рекомендации. Ростов н/Д: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002.
  48. Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2002.
  49. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — Минск: Новое знание, 2001.
  50. В.А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.
  51. Н.П., Альтудов Ю.К Экономический механизм наращивания инвестиционного потенциала Юга России //Стратегии и проблемы региональной экономики. 2002, № 5.
  52. А.В. Исследование систем управления. М.: МНЭПУ, 2000.
  53. A.B. Исследование систем управления. М.: МНЭПУ,
  54. Е.К., Максимов В. И. Управление ситуацией с использованием структурных свойств ее когнитивной карты // Труды 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуации» М.: ИЛУ РАН, 2001.
  55. Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2000.
  56. О.Г. Формирование организационно-экономического механизма управления санаторно-курортными и туристскими предприятиями. Автореф. дис. к.э.н. СПб.: ГУЭФ, 1998.
  57. Т.Н. Экономическое районирование. М., 1982.
  58. Дж. Большие системы: связность, сложность М., 1982.
  59. Д. Системный анализ и целевое управление. М., 1979.
  60. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) Информационный обзор. Новоссибирск, 1993.
  61. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002.
  62. Л.Н., Воронина А. П. Определение перспектив развития муниципальных образований посредством стратегического анализа // Экономика. 2004, № 9 (12).
  63. .Н., Ступина Н. М. Программа характеристик природных компонентов и ландшафтов при проектировании рекреационных комплексов // Проблемы организации туризма и отдыха. Вып. № 1. М.: Турист, 1975.
  64. В.И., Корноушенко Е. К., Качаев С. В. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений // «Технологии информационного общества» М.: ИПУ РАН, 1998.
  65. Максимов ВМ, Корноушенко Е. К Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач // Труды ИПУ РАН М.: ИПУ РАН, 1999.
  66. В.И. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций // Труды 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуации» М.: ИПУ РАН, 2001.
  67. В.И., Адеева З. К. Макаренко Д.И. Технология управления целенаправленным развитием ситуаций // Труды 2-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуации» М.: ИПУ РАН, 2002.
  68. М.Х., Альберт М., Xedoypu Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
  69. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  70. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. -СПб.: ООО «Книжный дом», 2003.
  71. Н.А., Галенская JI.H. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000 г.
  72. Ю.И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. Новосибирск: Наука, 2004.
  73. С.Б. Муниципальный менеджмент: Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района). М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  74. Менеджмент туризма: Учебник для студентов. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: РМАТ, 1998.
  75. Методические рекомендации по комплексной оценке и прогнозу социально-экономического развития муниципальных образований /Под ред.
  76. С.В. Картышова, В. Ю. Ульяшина. М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2004.
  77. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М., РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
  78. Н.С. Некоторые аспекты исследования рекреационных систем // Вестник МГУ. М., 1998, № 1.
  79. Н.С., Нефедова В. Б. Исследование рекреационных систем // Вестник МГУ. М., 1998, № 5.
  80. Н.С., Пирожник И. И., Твердохлебов И. Т. Теоретические основы рекреационного районирования // Теоретические проблемы рекреации. М.: ИГ АН, 1989.
  81. Н.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. -М.: МГУ, 1981.
  82. М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  83. А.Д., Лаверов Н. П., Зорин ИВ. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма // Туризм: право и экономика. 2005, № 4(11).
  84. Д.В. Эволюция освоения региона и формирование его рекреационной специализации // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ. СПб.: ИУЭ, 2000.
  85. М.И., Бекетов Н. В. Особенности развития туристско-рекреационной сферы в условиях трансформации экономики. Якутск, 1999. — Деп. ВИНИТИ. 19.04.99. № 1266-И99.
  86. Основы теории управления. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  87. Организация туризма: Учеб. пособие / А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др. Мн.: Новое знание, 2003.
  88. С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / Перевод с английского С. П. Никанорова. -Москва: Изд-во «Советское радио», 1969.
  89. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие / Под ред. Е. И. Богданова. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресс», 2003.
  90. КВ. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами. -М.: ИПУ РАН, 2005.
  91. B.C. Проблемы использования естественных ресурсов для отдыха и туризма // Известия АН СССР. 1967.
  92. B.C. Территориальная рекреационная система как объект изучения // Известия АН СССР. 1977, № 2.
  93. B.C. Основные концепции и модели рекреалогии // Теоретические проблемы рекреации. М., 1989.
  94. Разработка стратегического выбора муниципального образования. Учебно-методическое пособие. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004.
  95. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. -М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2006.
  96. Ресин В. К, Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). -М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  97. Я.Р. Основы принятия управленческих решений М., 1989.
  98. Регионы России. Социально-экономические показатели городов. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.
  99. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. -М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2005.
  100. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. -М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2006.
  101. В.Е., Знаменская К. Н. Стратегическое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы, и первоочередные задачи научного обеспечения. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
  102. В.Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.
  103. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 2006.
  104. Российский статистический ежегодник 2005: Статистический сборник М.: Госкомстат России, 2006.
  105. А.Э., Тюшняков В. Н. Теория управления: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  106. А.Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  107. П., Нордхаус В. Экономика. 16-изд. Пер. с англ. М.: «Вильяме», 2000.
  108. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005.
  109. Системный анализ в экономике и организации производства / Под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. Львов, 1991.
  110. Системные исследования: Ежегодник Академии наук СССР // М.: Наука, 1976−1990.
  111. Словарь-справочник: Экология, здоровье, курорты, туризм/ В. И. Криворучко, Л. В. Криворучко, А. В. Островерхов, И. П. Лебедева. М.: Медицина, 1997.
  112. Е.А. Давайте посчитаем. Проблемы статистики в российском туризме. Турбизнес № 7, 2006.
  113. Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2004.
  114. Справочный материал о социально-экономическом состоянии г. Таганрога за 2005 г. Администрация г. Таганрога. 2005.
  115. Справочный материал о социально-экономическом состоянии г. Таганрога за 2005 г. Администрация г. Таганрога. 2006.
  116. Социально-экономические проблемы развития курортов России: Материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., 11−15 окт. 1999 г. / Соч. гос. ун-т туризма и курорт, дела. Сочи, 2000.
  117. Статистический бюллетень: Санаторно-курортные организации, организации отдыха и турбазы 2005 Ростов-н/Д., 2006.
  118. Статистический ежегодник Ростовская область 2005: Статистический Сборник. Ростов-н/Д., 2007.
  119. Сравнительные показатели социально-экономического положения городов и районов Ростовской области: Стат. сб./Ростовстат -Ростов-н/Д, 2005.
  120. Стратегическое планирование развития города России: системный подход /Рохчин В.Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н. СПб.: ИРЭ РАН, «Скифия-принт», 2004.
  121. Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2010 года: Проектная разработка /Под научным руководством Ю. С. Колесникова, В. Н. Овчинникова. Ростов н/Д: Изд-во ИнфоСервис, 2004.
  122. Стратегическое планирование в городах методы и практика. -СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2003.
  123. Стратегическое планирование в муниципальном управлении /Под ред. А. Е. Балобанова, О. И. Генисаретского. Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 19. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
  124. С. С. Когнитивное моделирование рекреационной подсистемы социально-экономической системы региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Таганрог, 2005.
  125. Система муниципального управления /Под ред. В. Б. Зотова. -СПб.: Лидер, 2005.
  126. Сценарные условия функционирования экономики России в2000−2003 гг. и на период до 2006 г. (разработано Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации) М.: Минэкономразвития, 2004.
  127. Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  128. Ю.В., Темная JI.P, Экономика туризма: Учебник. М.: Советский спорт, 2003.
  129. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Советский спорт, 1999.
  130. Ю.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
  131. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Чудновского А. Д. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: ЮРКНИГА, 2003.
  132. Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции по теме «Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом воспроизводстве», М., 1969.
  133. Управление развитием региона и города. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (октябрь 1999 г.) /Под общ. ред. А. П. Панкрухина. М.: Издательство РАГС, 2000.
  134. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие. Под общ. Ред. Е. В. Тишина. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001.
  135. А. Бедность не порок. Региональный туризм: только ли в деньгах счастье? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2005, № 3.
  136. Д.С. Развитие современного туристского рынка / Под ред. д.э.н. В. В. Бандурина. М.: ИНИОН РАН, 2004.
  137. Управление развитием региона и города. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (октябрь 1999 г.) /Под общ. ред. А. П. Панкрухина. М.: Издательство РАГС, 2000.
  138. Ю.В., Авдеева Т. Т., Козловская Н. Г., Пенюгалова А. В. Стратегическое планирование развития местных сообществ: Практическое пособие. Краснодар: КГУ, 2003.
  139. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований /Под ред. Н. Г. Сычева, К. И. Таксира. М: Финансы и статистика, 2002.
  140. Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  141. .С. О методах математического моделирования сложных систем // Системные исследования, 1982.
  142. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. -М.: Дело, 2000.
  143. Ю.В., Авдеева Т. Т., Козловская Н. Г., Пенюгалова А. В. Стратегическое планирование развития местных сообществ: Практическое пособие. Краснодар: КГУ, 2003.
  144. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-Ф3 (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ).
  145. Экономика и организация туризма. Международный туризм / E.JI. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др. М.: КНОРУС, 2005.
  146. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевича СПб: ПитерКом, 1999.
  147. Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. М.: Издательство РДЛ, 2002.
  148. Crampon L.I. The gravitation model. A tool for travel market analyses. «Revolution tourism», 1965. № 3.
  149. Wolfe R.I. Communications. «Journal of leisure research», vol. 2, Winter, 1970. № 1.
  150. Marriott P. Funkene hodnotenie predpokladov cestovneho ruchu ako podklad pre vytvorenie pristoroveho modelu cestovneho ruchu. «Geogr. cas», 1971. № 3.
  151. Michalski W., Infrastrukturpolitik im Engpafi, Hamb., 1966- Jochimsen R., Theorie der Infrastruktur, Tubingen, 1966- Zechlin H., Staatliche Infrastrukturplanung in der Marktwirtschaft, Marburg, 1965.
  152. Smith S.L.J. Tourism analysis. Harlow, 1989.
Заполнить форму текущей работой