Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена соответствующими статьями УК Республики Беларусь, Так, ст. 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства… Читать ещё >
Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Основные положения надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
- 1.1 Конституционные аспекты защиты трудовых прав работников
- 1.2 Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
- 1.3 Компетенция департамента государственной инспекции труда
- 1.4 Прокуратура как орган надзора за соблюдением законодательства о труде
- 1.5 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
- 1.6 Ответственность за несоблюдение законодательства о труде
- 2. Анализ практики по делам, рассматриваемым органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
- 2.1 Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде
- 2.2 Работа Департамента государственной инспекции труда по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде
- 2.3 Статистика нарушений, выявленных при общественном контроле за соблюдением законодательства о труде
- 2.4 Соблюдение нанимателем законодательства о занятости населения
- 3. Сложные вопросы в практике осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
- Заключение
- Список использованной литературы
В юридической литературе обращается внимание на то, что термин «контроль» имеет несколько значений. В переводе с английского он означает «господство», «власть», «насилие», поэтому иногда имеет отрицательный оттенок. Контроль в правовой сфере позволяет сопоставить, насколько соответствует реальность образцу, норме, т. е. насколько точно и полно исполнен акт законодательства. И в этом смысле эффективный контроль — важное условие укрепления законности.
Необходимость проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде обусловлена вопросом надлежащей реализации конституционного права на труд. В настоящее время, проанализировав судебную практику, можно сказать, что вопросам нарушения законодательства о труде отводится значительное место, о чем свидетельствуют статистические данные.
Осуществляя надзор за исполнением требований законодательства о труде, органами прокуратуры г. Минска в I квартале 2007 г. проведено 46 проверок, по результатам которых внесено 38 представлений, вынесено 32 предписания, 5 лиц официально предупреждены о недопустимости нарушения закона, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 49 человек, к материальной — 21 физическое и юридическое лицо, с которых по требованию прокуроров взыскано более 32 млн руб., в том числе штрафные санкции, связанные с производственным травматизмом, ущерб в связи с невыплатой пособий и заработной платы и т. д.
В ходе проведения проверок в ряде строительных управлений установлены недостатки, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении данного законодательства. В частности, работникам предприятий не выплачивались все причитающиеся им выплаты в день увольнения, не все они были ознакомлены с такими приказами. Имели место случаи несвоевременной выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. С работниками, принятыми на работу в 2007 г., не заключались трудовые договоры (контракты). При проведении проверок выявлены также нарушения требований делопроизводства, касающихся ведения трудовых книжек.
Установлены нарушения законодательства о труде, связанные с обеспечением безопасных условий труда. Так, имели место факты допуска к работе лиц, не прошедших проверку знаний по охране труда, не был проведен очередной технический осмотр производственных зданий, не утвержден перечень профессий рабочих с повышенной опасностью, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, не разработана программа вводного инструктажа. В ходе проверок установлены нарушения порядка оформления договоров на платное обучение и выполнения их условий, а также выявлены случаи отказов в предоставлении места работы, в трудоустройстве по полученной специальности и досрочного расторжения договоров.
Кроме этого, по искам прокуроров в 2007 г. с молодых специалистов, не отработавших установленный срок, взыскано более 315 млн руб. Из них с 23 выпускников учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь — более 179 млн руб.; с 60 лиц, обучавшихся за счет средств центров занятости, — 63,6 млн руб.; с 8 выпускников других учебных заведений — 72,6 млн руб.
Таким образом, из анализа приведенной статистики можно сделать вывод, что контроль и надзор за соблюдением законодательства просто необходим. Это обусловлено тем, что важно уменьшить число случаев нарушения трудовых отношений, поскольку труд является основой самоутверждения личности. Необходимость проведения эффективного контроля и надзора должно стать важнейшим условием укрепления законности в Республике Беларусь.
Так, предметом исследования данной курсовой работы является правовое регулирование деятельности органов контроля и надзора, а также их должностные полномочия и функции. Кроме этого, уделяется внимание практике рассмотрения наиболее важных вопросов в области нарушения законодательства о труде.
Цель курсовой работы — отразить основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, определить степень и возможности влияния органов контроля и надзора, основываясь на анализе практики рассмотрения вопросов в области нарушения законодательства о труде.
Для достижения поставленной цели сформированы задачи:
рассмотреть полномочия и функции системы органов контроля и надзора, а также правовое регулирование их деятельности в Республике Беларусь;
проанализировать проблемы, выявленные при проведении контроля и надзора;
изучить практику рассмотрения выявленных проблем.
1. Основные положения надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
1.1 Конституционные аспекты защиты трудовых прав работников
Свободное развитие личности тесно взаимосвязано с достойным существованием человека, которое, в свою очередь, напрямую зависит от труда, поскольку труд — основной источник средств к существованию.
В части первой ст. 41 Конституции законодатель определяет право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека.
Наряду с правом на труд к социальным правам относятся также право на свободный выбор работы: справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для человека самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения; на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, и иные права, предусмотренные законодательством.
В части второй ст. 41 Конституции Республики Беларусь установлена обязанность государства по созданию условий для полной занятости населения.
Правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения закреплены в Законе Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Законодательство о занятости населения основывается на Конституции и состоит из названного Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения. Закон «О занятости населения Республики Беларусь» направлен на обеспечение гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Из анализа ст. 13 Трудового кодекса Республики Беларусь, задачами которого являются регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей, следует вывод о запрете принудительного труда. Данный запрет основан на норме части четвертой ст. 41 Конституции, а также положениях международных актов.
Большое место в государственной политике нашего государства занимают вопросы, касающиеся социальной защиты граждан. Обеспечивать защиту экономических и социальных интересов призваны соответствующие государственные органы. Помимо государственной системы контроля и надзора в государстве предусмотрена система общественного контроля за соблюдением законодательства о труде (участие профсоюзов в защите трудовых прав, деятельность иных объединений по контролю за соблюдением законодательства о труде).
Деятельность профсоюзов осуществляется в соответствии с Конституцией, более того, Конституция является основой законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности. Важнейшим специальным актом, регулирующим отношения с участием профсоюзов, является Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» .
Законодателем предусмотрено право обращения самих работников в соответствующие органы за восстановлением нарушенных прав, иными словами, установлена возможность защиты (например, право работников на обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) или суд).
законодательство труд контроль надзор Предоставление вышеназванных прав и их закрепление в ТК свидетельствуют о том, что большинство норм указанного Кодекса имеют защитный характер для работника от возможных злоупотреблений со стороны нанимателя. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в ТК установлен минимум трудовых прав и гарантий работникам, который наниматель не может нарушать, несмотря на то, что он является более сильной стороной трудового договора, чем работник.
В правовой литературе указывается, что право на защиту экономических и социальных интересов работников, содержащееся в части третьей ст. 41 Конституции Республики Беларусь, включает не только перечисленные в п. 2 ст. 11 ТК права на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку, но и другие права, содействующие работникам в защите указанных интересов, в частности право на ведение коллективных переговоров и использование системы разрешения коллективных трудовых споров.
При осуществлении защиты нарушенных прав работник не должен подвергаться какой-либо дискриминации, то есть ограничению в трудовых правах или получении каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей. Запрет дискриминации необходим главным образом для того, чтобы обеспечить равенство граждан перед законом.
Запрет дискриминации содержится в ст. 14 ТК, ст. 10 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» и основан на ст. 22 Конституции, предусматривающей равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
В ст. 23 Конституции установлен запрет на ограничение прав и свобод личности, за исключением случаев, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Согласно данной статье никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Примером отражения положений, закрепленных в ст. 22, 23 Конституции, могут послужить следующие нормы: часть пятая ст. 32 Конституции, в которой речь идет о запрете дискриминации и предоставлении равных прав женщинам и мужчинам в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также в создании условий для охраны их труда и здоровья; часть вторая ст. 42 Конституции, согласно которой женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности [28, 77−75c.].
1.2 Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является осуществление соответствующими государственными органами и общественными объединениями надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это виды правоохранительной функции государства, деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.
Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.
Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов.
В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности. К контролю и надзору предъявляются следующие требования систематичность, компетентность, своевременность, гласность, всесторонность, действенность, объективность, результативность [20, 428−429c.].
Для обеспечения и защиты трудовых прав граждан, в том числе и права на безопасные условия труда, создана система органов, которые осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением нанимателем законодательства о труде.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют следующие органы:
департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты;
главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты;
департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям;
органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения;
органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям;
Государственная экспертиза условий труда и др.
Департамент государственной инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Это специализированный орган по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде во всех сферах трудовых отношений.
Основными задачами этого департамента являются: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда; выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения; содействие овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
Важным органом в системе надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является и главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Одной из задач данного управления является контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.
Государственный надзор и контроль за безопасностью труда в промышленности осуществляет департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Основной задачей указанного департамента является обеспечение технической безопасности и противоаварийной устойчивости производств и объектов, охраны и рационального использования недр.
Санитарный надзор за соблюдением нанимателем гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляют органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям осуществляют государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами.
Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь. Государственной экспертизе условий труда предоставлено право осуществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестаций рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении и др.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, в том числе и в сфере трудовых отношений, осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют целый ряд органов. Каждый из органов, входящих в систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, осуществляет свою деятельность в конкретной сфере с привлечением специалистов в определенной отрасли (сфере) в четко ограниченных пределах, что позволяет им действовать максимально эффективно, не подменяя и не дублируя друг друга.
Перечисленные органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах и давать нанимателю и его должностным лицам обязательные указания об устранении выявленных нарушений или о недопустимости принятия тех или иных решений. Неисполнение нанимателем таких указаний влечет за собой применение определенных правовых последствий. Решения нанимателя признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности [21, 229−232 c.].
1.3 Компетенция департамента государственной инспекции труда
Департамент государственной инспекции труда входит в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Деятельность департамента основывается на Положении о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959.
Департамент государственной инспекции труда — специализированный орган по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде во всех сферах его применения.
При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде департаменту предоставлены следующие полномочия:
проверка организации работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и нанимателей по соблюдению законодательства о труде, выполнению должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам, устранению выявленных нарушений;
внесение предложений соответствующим органам и нанимателям о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемой должности;
контроль за проведением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства о труде и охране труда;
информирование соответствующих государственных органов и нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде и требование принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;
проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за соблюдением нанимателями правил о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
осуществление контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и др.
Для выполнения предоставленных департаменту полномочий государственный инспектор труда имеет право:
по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;
знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству;
направлять запросы в соответствующие государственные органы и получать от них информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;
требовать от нанимателя путем выдачи предписаний проведения независимой экспертизы производственных зданий, технологических процессов, оборудования и других объектов, которые он имеет основание считать угрожающими безопасности или здоровью работников;
запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям нормативно-технической документации;
устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающего право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;
выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;
требовать от нанимателей путем выдачи предписаний отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить им предупреждение;
составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд и др.
Департамент не является органом по рассмотрению трудовых споров. В функции государственного инспектора труда не входит выступление в качестве посредника или арбитра при разрешении трудовых споров [21, 232−234c.].
1.4 Прокуратура как орган надзора за соблюдением законодательства о труде
Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О Прокуратуре Республики Беларусь» .
При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде прокурор вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;
требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям и обязывать сообщать об их результатах;
вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона и др.
При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции:
опротестовывает акты предприятий, учреждений и организаций, а также решения и действия должностных лиц;
вносит представления с требованием об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносит предписания об устранении нарушений закона;
официально предупреждает должностных лиц о недопустимости нарушения ими требований закона;
в установленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарные производства;
предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан.
В процессе проверки прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и других актов, необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; вызывать должностных лиц и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, а также совершения других противоправных действий [21, 234−235c.].
1.5 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется профсоюзами (ст. 463 ТК). Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь. В соответствии с этим Порядком профсоюзы имеют право проверять соблюдение нанимателями независимо от форм собственности (их объединениями и обособленными подразделениями) законодательства о труде, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения.
Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены соответствующего профсоюза.
Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют, в частности, право:
осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;
запрашивать и получать от уполномоченных должностных, лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью — приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;
выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;
требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;
устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;
обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;
подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;
вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;
на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде профсоюзы оформляют представление установленного образца об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы. Профсоюзы вправе ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.
Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и письменно в месячный срок уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в пятидневный срок со дня его получения.
Профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и создан его первичный выборный орган.
При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления в сфере труда [21, 235−237c.].
1.6 Ответственность за несоблюдение законодательства о труде
В соответствии со ст. 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Из указанной нормы следует, что ответственность несут как наниматель, т. е. предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную и административную ответственность. Должностные лица нанимателя несут дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.
Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде виновные должностные лица несут в порядке, предусмотренном законодательством. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия — замечания, выговора или увольнения (п. 4, 5, 7−9 ст. 42 ТК). Кроме того, руководители организаций и их заместители (в том числе обособленного подразделения), а также главные бухгалтеры и их заместители могут быть уволены за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по п. 1 ст. 47 ТК. К должностным лицам нанимателя, допустившим нарушение законодательства о труде, наложение дисциплинарных взысканий применяется в порядке, установленном ст. 197−204 ТК Республики Беларусь.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии со ст. 9.19 КоАП и иными статьями, устанавливающими ответственность за нарушение специальных норм и правил по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа. Объектом правонарушения является право на труд, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица нанимателя, а также лица, на которых в силу их служебного положения возложена обязанность по охране труда.
Особенностью административной ответственности (в отличие от дисциплинарной) является то, что виновное должностное лицо не находится в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание.
Правом привлечения к административной ответственности обладают органы Департамента государственной инспекции труда, органы, осуществляющие санитарный надзор, органы государственного пожарного надзора и др.
Порядок наложения административного взыскания регламентируется КоАП. О каждом нарушении трудового законодательства составляется протокол. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня обнаружения.
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена соответствующими статьями УК Республики Беларусь, Так, ст. 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина. Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшим причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует считать нарушение, при котором нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона.
Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла.
За совершение действий, предусмотренных в ст. 199 УК, виновное лицо наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на срок до двух лет, а также лишением свободы на срок до трех лет.
Норма ст. 306 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по, этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.
В понятие правил охраны труда включаются правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда (например, правила охраны труда отдельных категорий работников — инвалидов, несовершеннолетних, женщин и т. д.), правила охраны труда в отдельных отраслях производства. В УК установлена ответственность за нарушения правил охраны труда: нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ; выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др.
Материальная ответственность должностных лиц наступает в случае, если в результате допущенного нарушения законодательства о труде предприятию причинен материальный ущерб.
В соответствии со ст. 245 ТК суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, обязанность возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. Эта обязанность возлагается, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы были произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда. В этом случае должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность [21, 237−239c., 20, 440c.].
Таким образом, при рассмотрении системы контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде становится очевидным, что в Республике Беларусь существует сильная база для регулирования и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников. Деятельность органов надзора и контроля при выполнении, возложенных на них функций, соответствует принципам и требованиям, предъявляемым к их работе. Объективный, компетентный и всесторонний контроль и надзор позволяет выявлять нарушения законодательства о труде и своевременно применять меры дисциплинарной, административной, материальной, а в определенных случаях уголовной ответственности, к незаконопослушным субъектам трудовых, социально-экономических и иных отношений.
2. Анализ практики по делам, рассматриваемым органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
2.1 Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде
Прокуратура занимает особое место в системе органов, призванных обеспечить соблюдение законности в области трудовых правоотношений. Основная работа по защите трудовых прав граждан осуществляется прокуратурой по линии общего надзора за исполнением законодательства, а также при рассмотрении судами трудовых дел и вынесении судебных решений по трудовым спорам.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства в организациях прокурорские работники осуществляют проверки практически по всем вопросам трудового законодательства.
Одним из направлений проверки соблюдения законодательства является проверка соблюдения требований при приеме на работу (необоснованный отказ в приеме на работу, форма трудового договора, длительность испытательного срока и т. д.). Так, Прокуратурой Советского района г. Минска была проведена проверка по заявлению гражданина Р. о нарушении в отношении него законодательства о труде индивидуальным предпринимателем Ш. Индивидуальный предприниматель Ш. 3 ноября 2006 г. заключила контракт с гражданином Р. сроком до 31 декабря 2006 г.
Контрактом установлен испытательный срок на два месяца.
Из изложенного видно, что срок действия контракта меньше, чем срок предварительного испытания.
Кроме того, при заключении контракта с гражданином Р. не соблюдены требования п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». В частности, не были предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда, в том числе повышение тарифной ставки (не более чем на 50%), предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней.
Приказом от 30 ноября 2006 г. гражданин Р. уволен с работы на основании ст. 29 ТК.
В нарушение ст. 29 ТК гражданин Р. не был уведомлен нанимателем о расторжении контракта за три дня письменно с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.
С приказом об увольнении гражданин Р. не ознакомлен. Трудовая книжка Р. не выдана, записи о работе у индивидуального предпринимателя Ш. не внесены.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о труде прокурором Советского района г. Минска индивидуальному предпринимателю Ш. внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде.
Еще одним направлением, наиболее часто нарушаемым, является проверка соблюдения законодательства о выплате заработной платы (требования о сроках выплаты заработной платы, замене денежной оплаты натуральной, проведение окончательного расчета, индексирование заработной платы и т. п.).
Пример. Прокуратурой Партизанского района г. Минска совместно с Минским городским управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена проверка деятельности ООО «С» по вопросам соблюдения трудового законодательства.
Проверкой было установлено, что руководство предприятия допустило задолженность по выплате заработной платы работникам в размере 28 770 000 руб.
По результатам проверки прокурором директору ООО «С» вынесено предписание о принятии необходимых мер по погашению возникшей задолженности по заработной плате. Одновременно прокурором района в отношении директора указанного предприятия возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Наиболее важной областью проверки соблюдения законодательства прокурорами является требования по охране труда:
обеспечение исправного состояния машин, инструментов и прочего оборудования;
наличие у каждого работника (в соответствии с их специальностями и квалификацией) закрепленного за ними определенного рабочего места, станка, машины;
соблюдение отраслевых норм по охране труда и правил техники безопасности;
обеспечение контроля за соблюдением работниками требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране;
соблюдение нанимателем (прежде всего мастерами и начальниками цехов) обязанностей по обеспечению выполнения правил и норм по охране и дисциплине труда, созданию здоровых и безопасных условий труда на производственных участках и рабочих местах.
Пример. Так, 13 марта 2006 г. произошел несчастный случай на производстве со слесарем по ремонту подвижного состава К.
Согласно заключению главного государственного инспектора отдела по надзору и контролю за соблюдением правил и норм по охране труда Минского городского управления Департамента причинами несчастного случая являются неприменение потерпевшим выданных ему защитных очков при работе с ударным инструментом, а также невыполнение руководителем работ обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением потерпевшим инструкции по охране труда.
Согласно заключению лицом, допустившим нарушение законодательства о труде, является начальник ремонтно-строительного участка Г., который недостаточно контролировал соблюдение потерпевшим инструкции по охране труда, чем нарушил подпункт 3.12 п. 3 должностной инструкции, а также п. 6 ст.55 ТК.
Постановлением главного государственного инспектора на предприятие наложен штраф в размере 50 базовых величин.
Штраф предприятием был оплачен 5 апреля 2006 г.
В связи с изложенным, прокурор Московского района г. Минска предъявил иск к Г. на основании ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Иск прокурора удовлетворен.
Кроме этого, прокурором контролируется соблюдение установленного порядка допуска к работам лиц только после проведения инструктажа по вопросам техники безопасности; были ли случаи травматизма на производстве, соблюдался ли нанимателем порядок расследования несчастных случаев на производстве; анализировались ли их причины, допускалось ли сокрытие несчастных случаев на производстве, в том числе с тяжелым исходом; и имелись ли случаи непривлечения к ответственности должностных лиц, виновных в несчастных случаях; во всех ли случаях, вызвавших у работников потерю трудоспособности не менее одного дня или необходимость его перевода на другую работу на один день и более, наниматель выдавал пострадавшему акт о несчастном случае на производстве; всегда ли медсанчасти (здравпункт, поликлиника), обслуживающие предприятие, информировали нанимателя и профсоюз о несчастных случаях с работниками, обратившимися за помощью; направлялись ли сообщения о несчастных случаях с тяжелыми исходами в органы Департамента и прокуратуры.
Также выясняется: в полном ли объеме осуществляются выплаты за причиненный здоровью вред работникам, получившим производственную травму, либо семьям погибших на производстве; взыскивается ли нанимателем материальный ущерб с ответственных должностных лиц после применения экономических санкций к предприятию за нарушения законодательства об охране труда и техники безопасности государственными инспекциями труда.
Пример, 29 июня 2006 г. суд Заводского района г. Минска рассмотрел уголовное дело в отношении М. Он, будучи должностным лицом (прорабом), ответственным за соблюдение правил охраны труда, 19 октября 2005 г. выдал задание маляру Л. на покраску кран-балки на территории строящегося объекта «В» .
При этом он не проверил рабочее место маляра и допустил потерпевшую Л. к производству работ на ремонтную площадку, расположенную на высоте 3,7 м с отсутствующим защитным ограждением.
Производителем работ были нарушены п. 5 ст.55 ТК и подпункты 19.9 и 19.10 п. 19 должностной инструкции производителя работ, утвержденной главным инженером 15 июня 2004 г.
Выполняя покраску, потерпевшая Л. не заметила, что ограждение отсутствует, и упала на бетонный пол. В результате она получила тяжкие телесные повреждения.
Суд признал прораба М. виновным в нарушении правил техники безопасности должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения, и на основании ч.1 ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь назначил наказание в виде штрафа в доход государства в размере 30 базовых величин.
Кроме того, суд взыскал с М. в пользу Городской станции скорой медицинской помощи 63 810 руб. и госпошлину в доход государства в размере 6 380 руб.
Прокурором в соответствии со ст. 933 ГК был заявлен гражданский иск в интересах ГУ БелНИИ травматологии и ортопедии за лечение потерпевшей Л. в сумме 7 396 290 руб. В порядке гражданского судопроизводства данный иск судом удовлетворен.
Также при проверке соблюдения законодательства об охране труда женщин устанавливается: применяется ли труд женщин на работах, где он запрещен (тяжелые работы и работы с вредными условиями труда, а также подземные работы); допускались ли нарушения установленных законодательством ограничений в использовании труда женщин: привлечение к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники, выходные и праздничные дни беременных женщин и женщин, кормящих грудью, имеющих детей в возрасте до 3-х лет; направление их в командировку; допускались ли нарушения установленного порядка предоставления женщинам отпусков по беременности и родам; имеют ли место случаи непредоставления дополнительных перерывов для кормления ребенка женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, и др. [25, 53−59c.].
2.2 Работа Департамента государственной инспекции труда по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде
Статьей 462 ТК РБ определено, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
ВI квартале 2007 г. Минским областным управлением Департамента проверено 807 организаций, из которых 266 относятся к организациям малого предпринимательства. Проверки проводятся в присутствии руководителя организации или уполномоченных им должностных лиц. Срок проведения проверки определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей деятельности нанимателя и не должен превышать 15 рабочих дней.
Актом реагирования государственного инспектора труда в случае выявления нарушений нанимателями законодательства о труде является предписание, которое содержит требование об устранении нарушений (приложение А). Данные предписания являются обязательными для исполнения в установленный государственным инспектором труда срок, что закреплено в подпункте 9.9 п. 9 Положения о Департаменте.
По результатам проведенных проверок государственными инспекторами Минского областного управления выдано 649 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде. Необходимо отметить большое количество нарушений, допущенных в организациях малого предпринимательства.
Так, из 649 предписаний, выданных государственными инспекторами труда, 212 были составлены по результатам проверок вышеуказанной категории нанимателей. То есть 80% проверок, проведенных в организациях малого предпринимательства, заканчивались выявлением у нанимателей нарушений законодательства о труде. Всего в ходе проведенных проверок выявлено 12 112 нарушений законодательства о труде различными группами нанимателей.
Государственным инспекторам труда в случае выявления нарушений законодательства о труде предоставлено право налагать штрафы на нанимателей (юридических лиц) либо непосредственно на уполномоченных должностных лиц нанимателей, виновных в совершении данных нарушений (подпункт 9.14 п. 9 Положения о Департаменте).
По результатам проверок применены санкции к 303 нанимателям, из которых 82 отнесены к организациям малого предпринимательства. Кроме того, привлечено к административной ответственности 306 уполномоченных должностных лиц нанимателей, из которых 84 являются работниками организаций малого предпринимательства.
В I квартале 2007 г. общая сумма взысканных с нанимателей штрафов составила 75,6 млн руб. Учитывая, что законом предусмотрена более мягкая ответственность в отношении физических лиц, чем в отношении юридических, размер взысканных штрафных санкций с уполномоченных должностных лиц нанимателей составил 12,5 млн руб.
Необходимо отметить увеличение размера сумм взысканных санкций в сравнении с предшествующими периодами. Кроме того, ответственность ужесточается в случае повторного совершения нанимателем либо его должностным лицом административного правонарушения.