Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности правового режима товарных знаков и наименования мест происхождения товаров

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом, с одной стороны, отечественный законодатель признает за владельцем охраняемого наименования исключительное право на его использование, устанавливает, что использованием считается применение наименования на товаре, упаковке, в рекламе, а также иным образом в связи с введением товара в гражданский оборот, а также устанавливает запрет использования наименования места происхождения товара… Читать ещё >

Особенности правового режима товарных знаков и наименования мест происхождения товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что официальный курс проводимой руководством страны политики направлен на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки наряду с привлечением инвестиций в экономику Республики Беларусь. При этом одной из тенденций современной экономики заключается в том, что во многом она развивается в результате применения знаний, поэтому важную роль в настоящее время играет такой институт как интеллектуальная собственность, т. е. совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг.

Подтверждается это тем, что доля нематериальных активов в передовых компаниях значительно превышает их балансовую стоимость, а, например, доля нематериальных активов в сфере информационных технологий составляет 70%- 80% [27, c. 41].

Соответственно, экономическую жизнь современного государства невозможно представить без активного участия в ней объектов интеллектуальной собственности, среди которых важное место занимают товарные знаки и знаки обслуживания (далее — товарные знаки). При этом товарные знаки имеют давнюю историю.

Товарные знаки как знаки, указывающие на источник происхождения товара, использовались уже в древние времена, и хотя они не выполняли своей современной функции — способствовать распространению товаров на сложно организованном рынке — однако они представляли собой реализацию важного элемента законодательства о товарных знаках, действующего по сей день, а именно: фиксировали взаимосвязь между товаром и его изготовителем. Позже развитие массового производства, формирование более сложной системы распространения товаров, доведения их до покупателя, расширение торговли вызвало потребность в универсальной идентификации товаров и установление их особого правового режима и охраны.

Кроме того, рассматриваемые ниже вопросы актуальны в силу того, что интеграционные процессы в рамках ЕЭП и Таможенного союза, в которые активно вовлечена Республика Беларусь, вносят существенные коррективы в условия функционирования отечественных субъектов хозяйствования, что обуславливает адекватную реакцию законодателя и необходимость внесения в действующее законодательство Республики Беларусь соответствующих изменений и дополнений.

Все вышеприведенные факторы подтверждают как практическую, так и теоретическую значимость и актуальность темы исследования, так как в данном случае прослеживается прочная взаимосвязь между теоретическими исследованиями и практикой нормотворчества и правоприменения.

Таким образом, объектом исследования выступает доктрина гражданского права и законодательство Республики Беларусь как основа правового режима средств индивидуализации субъектов хозяйствования в современном гражданском правопорядке.

В свою очередь, предметом исследования выступает специфика правового режима товарных знаков и наименования мест происхождения товаров.

Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне изучить особенности правового режима указанных средств индивидуализации в Республике Беларусь.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

— охарактеризовать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров с позиций правовой теории и норм действующего национального законодательства;

— изучить особенности процедуры регистрации товарных знаков;

— выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака;

— проанализировать ключевые аспекты международного и национального права в отношении средств индивидуализации субъектов хозяйствования;

— выделить проблемные аспекты правового регулирования указанных правоотношений и предложить возможные пути их решения.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как методы анализа и синтеза, а также специальные методы правовой науки: формально-юридический и сравнительно-правовой.

При написании работы были использованы научные и аналитические статьи, комментарии законодательства, монографии и учебные пособия таких авторов, как В. Ф. Чигир, В. В. Подгруша, Ю. Ф. Навойчик, Т. Маевская, С. С. Лосев, И. В. Попова, Е. А. Свадковская, Ю. А. Федорова, Д. В. Иванова и др.

1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА

1.1 Понятие и виды товарных знаков

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [3].

Таким образом, в п. 1 ст. 44 ГК содержится традиционный перечень признаков юридического лица, к которым законодатель относит:

— организационное единство;

— наличие обособленного имущества;

— самостоятельную гражданско-правовую ответственность;

— участие в гражданском обороте от собственного имени.

В силу того, что юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, его правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта правоотношений. Так, для коммерческой организации такими признаками будут являться фирменное наименование, место регистрации, товарный знак и т. д. [28]. В свою очередь, товарным знаком согласно ст. 1017 ГК признается обозначение, способствующее отличию товаров одного лица от однородных товаров других лиц.

Помимо ГК, основным профильным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, является Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее — Закон), согласно п. 1 ст. 1 которого товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц. При этом в настоящее время в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

— словесные обозначения, включая имена собственные;

— сочетания цветов;

— буквенные;

— цифровые;

— изобразительные;

— объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку;

— комбинации таких обозначений.

Подчеркнем, что товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, а иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Однако на сегодняшний день законодательными актами подобные случаи не предусмотрены.

В связи с этим, некоторые авторы отмечают, что, на первый взгляд, законодательными актами признаются товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное восприятие. Однако согласно п. 2 ст. 1017 ГК в предусмотренных законодательными актами случаях в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы иные обозначения. Это дает основание сделать вывод, что в Республике Беларусь в качестве товарного знака могут также использоваться звуковые, световые и иные обозначения (например, звуковые обозначения могут использоваться в качестве позывных сигналов радиостанции или телевизионного канала). В то же время, очевидно, что весьма проблематично использование в качестве товарного знака запаха, хотя в некоторых государствах обонятельные знаки все же используются в качестве товарных знаков, например в Австралии, Великобритании.

При этом Ю. А. Федорова и Д. И. Иванова отмечают, что по графической форме товарные знаки делятся на словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений (комбинированные). Существуют также звуковые, обонятельные, световые и иные обозначения, однако в Республике Беларусь они не регистрируются, соответственно не охраняются [27, c. 62].

Помимо формы выражения, товарные знаки можно условно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от количества субъектов права на товарный знак, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки, в зависимости от известности — обычные и общеизвестные, а в зависимости от уровня регистрации — национальные и международные. При этом особого внимания заслуживают коллективные и общеизвестные товарные знаки, особенности правового регулирования которых определены в Законе.

Так, согласно п. 1 ст. 17−1 Закона по заявлению лица, поданному в Апелляционный совет при государственном учреждении «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее — Апелляционный совет и НЦИС соответственно), его товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, могут быть признаны общеизвестным в Республике Беларусь товарным знаком и зарегистрированы, если эти товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования заявителем стали на указанную в заявлении дату широко известны в Республике Беларусь среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. При этом товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, признаются общеизвестными в соответствии с Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2. Например, в Республике Беларусь на сегодняшний день зарегистрированы такие общеизвестные товарные знаки, как Intel (владелец Intel Corporation (US), Мiлавiца (владелец — СПЗАО «Милавица» (BY), Атлант (владелец — ЗАО «Атлант» (BY) и др.

Подчеркнем, что ключевой особенностью правового режима данной разновидности товарных знаков является то, что в отличие от обычных товарных знаков правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

В свою очередь, согласно статье 18 Закона коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, например, коллективный товарный знак, который используют участники холдинга.

При этом важным моментом в данном случае является то, что коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы.

В завершение данного раздела целесообразно обратить отдельное внимание на такой элемент правового режима товарного знака, как его приоритет. При этом в Законе не раскрывается сущность данного понятия, однако в праве интеллектуальной собственности этот термин широко используется как юридический факт, с которым связывают возникновение гражданских прав и обязанностей. Понятие приоритета используют и другие институты интеллектуальной собственности, например, патентное право, где существует приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца. Правовая охрана селекционных достижений также использует понятие приоритета.

Легальное определение приоритета закреплено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. [1], в соответствии со ст. 4 которой любое лицо, подавшее заявку на товарный знак в одной из стран образованного Парижской конвенцией Союза, пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета сроком на шесть месяцев. Основанием для возникновения приоритета признается подача заявки. Аналогичное понятие приоритета использует и Мадридское соглашение Всемирной организации интеллектуальной собственности о международной регистрации знаков 1891 г.

В свою очередь, ст. 7 Закона установлено, что приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в НЦИС. Датой подачи заявки считается дата поступления в НЦИС документов, предусмотренных п. 4 ст. 6 Закона. Одновременно приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве — участнике Парижской конвенции (конвенционный приоритет), если в НЦИС заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты. Кроме того, приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств — участников Парижской конвенции, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка подана в НЦИС в течение шести месяцев с указанной даты [5; 15].

Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в правовой охране товарных знаков понятие приоритета имеет также важное правоустанавливающее значение и используется законодателем для установления факта правовой охраны товарного знака и определения срока начала охраны, а также для защиты заявленного для регистрации обозначения от регистрации сходных или тождественных обозначений, поскольку новизна товарного знака определяется по дате приоритета, первенства в заявлении о регистрации. Кроме того, приоритет товарных знаков имеет определяющее значение для определения оснований для пересмотра регистрации товарного знака, признания общеизвестными товарных знаков, а также отсчета процессуальных сроков.

1.2 Материальные и процессуальные особенности регистрации товарных знаков

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в НЦИС в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, или в силу международных договоров Республики Беларусь (п. 1 ст. 2 Закона). При этом порядок регистрации товарного знака установлен в Положении о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719 (далее — Положение).

Так, для получения свидетельства на товарный знак необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака в Республике Беларусь, причем на каждый товарный знак или знак обслуживания должна быть оформлена отдельная заявка на специальном бланке. Заявка должна содержать сведения о заявителе, а также перечень товаров и услуг, для которых регистрируется товарный знак в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). К заявке прилагается графическое изображение товарного знака и описание (при необходимости) с указанием цвета или цветового сочетания, в котором испрашивается регистрация, а также документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере.

После подачи заявки и ее принятия патентным органом осуществляется экспертиза заявки, которая может длиться несколько лет. Она состоит из предварительной экспертизы и экспертизы. Срок проведения предварительной экспертизы составляет два месяца с даты подачи заявки в патентный орган, а при ее проведении заявителю может быть предложено внести в материалы заявки исправления, дополнения или изменения.

По результатам предварительной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в ее принятии к рассмотрению. Соответственно, при принятии заявки к рассмотрению назначается непосредственно экспертиза заявки, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Отметим, что при несогласии заявителя с решением экспертизы он имеет право в трехмесячный срок со дня получения решения подать в патентный орган ходатайство о проведении повторной экспертизы. Повторная экспертиза проводится в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства заявителя, а за ее проведение уплачивается патентная пошлина в размере 0,25 базовой величины.

При несогласии с решением предварительной экспертизы об отказе в принятии заявки к рассмотрению, либо решением об отказе в регистрации товарного знака, либо решением, принятым по результатам повторной экспертизы заявленного обозначения, заявитель вправе в течение одного года с даты получения решения подать жалобу в Апелляционный совет при патентном органе и (или) в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца с даты ее поступления в Апелляционный совет. Решение Апелляционного совета может быть обжаловано заявителем в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты получения решения.

Подчеркнем, что требования, которым должно соответствовать некоторое обозначение, чтобы быть товарным знаком, во всем мире стандартизированы. При этом различают требования двух типов:

1) обусловленные основными функциями товарных знаков, так как последние выделяют продукты или услуги одного предприятия среди других подобных.

Следовательно, товарные знаки должны быть характерными, то есть они должны давать возможность четко различать продукты разных предприятий.

2) требования, связанные с возможным вредом, причиненным товарными знаками, если они имеют дезориентирующий характер либо противоречат общественному порядку или морали.

Так, в ст. 6-quinquies Парижской конвенции предусмотрено, что охрана товарных знаков не может быть предоставлена в результате регистрации, если они «лишены каких-либо отличительных признаков» или если «противоречат морали или публичному порядку, и в особенности если они могут ввести в заблуждение общественность». Одновременно в Республике Беларусь законодательство о товарных знаках не предусматривает условия охраноспособности товарных знаков, и оперирует понятиями абсолютных и иных оснований к отказу в регистрации товарного знака. На основании анализа последних в качестве условий охраноспособности исследователи выделяют новизну и различительную способность товарного знака.

Требование новизны означает, что не существует обозначений, совпадающих или сходных до степени смешения с заявленным обозначением, которым в Республике Беларусь охрана была бы предоставлена ранее и эта охрана оставалась бы действующей. В свою очередь, при проверке различительной способности оцениваются тождество и сходство до степени смешения заявленного обозначения и обозначения, ему противопоставляемого. При этом тождество означает совпадение обозначений во всех элементах, а говорить о сходстве до степени смешения можно, если знаки ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на отдельные отличия [27, c. 64].

Соответственно, основанием для отказа в регистрации товарного знака является отсутствие различий (различительной способности заявленного обозначения). Согласно Положению обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. При этом оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого с учетом неохраняемых элементов.

На основании решения о регистрации товарного знака патентный орган в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной патентной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь (далее — Реестр). В Реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. В свою очередь, выдача свидетельства на товарный знак производится патентным органом в течение одного месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре, которой является дата внесения сведений о регистрации товарного знака в Реестр. В течение одного месяца с даты регистрации товарного знака свидетельство направляется владельцу по почте либо по желанию владельца вручается ему или его представителю лично в патентном органе.

По общему правилу, регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. Также в течение срока действия регистрации товарного знака по заявлению владельца, поданному в патентный орган до истечения срока действия регистрации товарного знака, национальная регистрация может быть заменена международной регистрацией [5; 6; 18].

Отдельно следует отметить, что порядок регистрации общеизвестного товарного знака отличается от регистрации обычных товарных знаков. В частности, в соответствии со ст. 17−2 Закона товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, признаются общеизвестным товарным знаком по решению Апелляционного совета. На основании решения о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком НЦИС вносит сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, в перечень общеизвестных в Республике Беларусь товарных знаков.

Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак лицу, подавшему заявление в Апелляционный совет при НЦИС о признании его товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком, производится НЦИС в течение одного месяца с даты внесения сведений в перечень общеизвестных товарных знаков. При этом сведения, внесенные в перечень общеизвестных товарных знаков, публикуются в официальном бюллетене в течение трех месяцев с даты их внесения в этот перечень.

Следует обратить внимание на то, что решение Апелляционного совета, принятое по результатам рассмотрения заявления о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком, может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь лицом, подавшим указанное заявление, в течение одного года с даты получения этого решения или иным лицом в течение одного года с даты публикации сведений, относящихся к этому общеизвестному товарному знаку, в официальном бюллетене.

Что касается коллективного товарного знака, то следует отметить, что к заявке на коллективный знак прилагается положение о коллективном знаке, которое содержит наименование лица, уполномоченного регистрировать коллективный знак, перечень лиц, имеющих право на использование этого знака, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение положения о коллективном знаке. кроме того, в Реестр и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным п. 1 ст. 12 Закона, вносятся сведения о лицах, имеющих право на использование коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из положения о коллективном знаке, касающаяся единых качественных или иных общих характеристик товаров, для которых этот знак зарегистрирован, публикуются патентным органом в официальном бюллетене. Владелец коллективного знака уведомляет НЦИС об изменениях в положении о коллективном знаке.

В завершение отметим, что получение свидетельства на товарный знак является правом, а не обязанностью субъекта хозяйствования. Однако только свидетельство предоставляет лицу совокупность прав интеллектуально собственности, которые действуют с даты подачи заявки и на протяжении срока действия свидетельства, который, как упоминалось выше, составляет 10 лет и может быть продлен по ходатайству владельца каждый раз на 10 лет.

В то же время, при отсутствии свидетельства владелец незарегистрированного знака может защищать свои интересы на основании правил о защите от недобросовестной конкуренции [12, c. 995].

Таким образом, сегодня товарный знак является одним из средств индивидуализации субъекта хозяйствования, и выполняет не только отличительную функцию, но и индивидуализирующую, рекламную, гарантийную и т. д. Кроме того, владелец товарного знака не только может бороться с контрафактом, но и определять стратегию продвижения своего товара на различные рынки.

1.3 Правовой режим наименования места происхождения товара как элемента географических указаний

Отнесение географических указаний к средствам индивидуализации обусловлено их функцией различать однородные товары, обладающие особыми свойствами и происходящие из разных географических объектов. В соответствии со ст.ст. 1024−1028 ГК географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

При этом понятие «географическое указание» включает в себя понятия «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара». В свою очередь, наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов. Наименованием места происхождения товара также может являться историческое название географического объекта.

В то же время, согласно нормам Закона Республики Беларусь от 17 февраля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях» (далее — Закон о географических указаниях) [4], не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой название географического объекта или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Республике Беларусь во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. При этом следует обратить внимание на то, что Закон о географических указаниях не содержит каких-либо критериев для определения того, какое наименование следует признать вошедшим во всеобщее употребление, и даже не содержит отсылки на возможное определение этих критериев на уровне подзаконных актов.

Целесообразно отметить, что указанием происхождения товара признается обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Оно может быть представлено в виде названия географического объекта или изображения. Таким образом, наименование места происхождения товара и указание происхождения товара хотя и похожи, но имеют определенные различия.

Так, и в том, и в другом случае делается ссылка на географическое место происхождения товара. Однако в первом случае речь идет об указании на район или местность, характерные природные или этнографические факторы, которые обусловливают исключительно либо преимущественно качественные особенности изготовляемых или добываемых в них товаров. Кроме того, наименование места происхождения товара должно было внедриться в сознание потребителя как отвечающее определенным свойствам или качествам товара. Помимо этого, наименование места происхождения товаров может быть как официальным, так и неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим.

Особые свойства наименования места происхождения товара исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Под людскими факторами при этом следует понимать профессиональные навыки местных мастеров, тогда как природные факторы включают почвенные, климатические и тому подобные факторы.

Говоря о значении наименования места происхождения товара следует отметить, что выполняемые ими функции, совпадают с функциями, выполняемыми товарными знаками. Институциональное оформление знакового обозначения товаров или услуг является необходимым условием признания такого обозначения охраняемым и способным служить в качестве средства индивидуализации, выполняющего следующие функции:

— идентификационную (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю, выделяя его из массы других);

— информационную (каждый знак отсылает человека к обозначаемому товару или услуге);

— гарантийную (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара или услуги, их качество и репутацию на рынке);

— рекламную (товарный знак выделяет из массы однородных товаров или услуг именно данный товар или услугу как обладающие определенным набором положительных характеристик);

— ограничительную (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения) [13, c. 271].

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Республике Беларусь также предоставляется на основании его регистрации в патентном органе или в силу международных договоров Республики Беларусь. На основании регистрации выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган.

Вместе с тем как самостоятельный объект правовой охраны наименование места происхождения товара обладает рядом присущих только ему признаков. К числу таких признаков следует отнести следующие:

— наличие указания на географический объект;

— фактор известности обозначения;

— наличие фактической связи обозначения с особыми свойствами товара;

— зависимость особых свойств товара от природных и (или) людских факторов.

При этом исключительным право на использование наименования места происхождения является в том смысле, что лицо, не зарегистрированное в качестве обладателя права на наименование места происхождения товара и не имеющее соответствующего свидетельства, не вправе использовать зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара обозначение, даже если при этом указывается подлинное место происхождение товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использовать сходное обозначение для любых товаров, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовая охрана наименования места происхождения товара обусловлена особыми свойствами последнего, который, как правило, является высококачественным и уникальным. Высокое качество и уникальность товара придаются ему посредством особых свойств, которые отсутствуют у аналогичных по номенклатуре товаров. Особые свойства, которыми характеризуется товар, возникают вследствие производства последнего в определенном географическом месте либо вследствие традиций самого производства и профессионального опыта изготовителей, проживающих в данной местности. В первом случае особые свойства товара формируются только за счет природных факторов и под их воздействием; во втором — предопределяются главным образом за счет производственного опыта, специфических навыков и умений, в том числе ноу-хау. Поэтому наименование места происхождения должно быть привязано к этим особым свойствам, позволяющим отличить данный товар от иных его разновидностей, причем эта связь должна носить стабильный и постоянный характер.

товарный знак процессуальный географический

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Основные полномочия субъекта права на товарный знак по его использованию

Характеризуя правовой режим использования товарных знаков и наименований мест происхождения товара как средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, приравненных по правовому режиму к интеллектуальной собственности, прежде всего, отметим, что в их отношении установлены механизмы правовой охраны, включающие институт исключительных прав, посредством которого третьи лица юридически отстраняются от возможных актов подражания и копирования используемых управомоченными субъектами обозначений, а также институты права пользования средствами индивидуализации и права использования комплекса исключительных прав.

При этом специфика исключительных прав как юридического инструмента, опосредующего отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием средств индивидуализации, проявляется в следующем:

— во-первых, абсолютный характер исключительного права на некоторые средства индивидуализации предполагает наличие не только персонифицированного обладателя этого права, но и иных юридически независимых субъектов, обладающих тем же правом, что и управомоченный на то персонифицированный субъект (например, право на использование коллективного знака);

— во-вторых, территориальный характер исключительных прав на некоторые средства индивидуализации подвержен известной изменчивости, например, по сравнению с территориальным характером действия исключительного права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Это, в частности, происходит благодаря наличию института общеизвестных знаков, режим правовой охраны которых не ограничен территориальными пределами одного государства.

— в-третьих, свои особенности имеет действие права на средства индивидуализации во времени.

Так, правовая охрана общеизвестного знака действует практически бессрочно, тогда как регистрация товарного знака действует (с возможностью неоднократного продления на десятилетний срок) до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в патентный орган.

— в-четвертых, комплексный характер исключительных прав на средства индивидуализации проявляется в отношении последних менее отчетливо, чем в отношении объектов авторского или патентного права.

Так, в структуру исключительных прав на средства индивидуализации не входят, например, такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя, право на обнародование. Вместе с тем нельзя не признать, что отдельные права неимущественного характера как элементы исключительного права присутствуют в структуре последнего, но это относится не ко всем средствам индивидуализации. По отношению, например, к товарным знакам в качестве неимущественных прав следует назвать право приоритета, а также право на продление срока действия регистрации товарного знака.

В отношении субъектов права на товарный знак следует подчеркнуть, что в Республике Беларусь таковыми выступают как организации, так и граждане (п. 2 ст. 2 Закона). Другими словами товарный знак может быть зарегистрирован на имя коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью.

При этом в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 3 Закона владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца. Использованием товарного знака признаются его использование владельцем товарного знака либо лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, путем применения товарного знака на товарах, для которых он зарегистрирован, а также на этикетках, упаковках, в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени), на документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, при выполнении работ, оказании услуг либо использовании товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим правовую охрану, предоставленную товарному знаку.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь, при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или их упаковке.

В соответствии со ст. 21 Закона владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь. Юридические лица, имеющие право использовать коллективный знак, могут наряду с коллективным знаком использовать свои товарные знаки на выпускаемых ими товарах.

В свою очередь, лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой знак на реализуемых ими товарах наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также помещать его вместо товарного знака изготовителя.

Подчеркнем, что использование зарегистрированного торгового знака является не только правом, но и обязанностью его обладателя. Поэтому в случае неиспользования товарного знака в Беларуси без уважительных причин непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации любое лицо вправе обратиться в Верховный Суд Республики Беларусь с заявлением о прекращении действия свидетельства полностью или частично.

Соответственно, нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.

Причем права, например, владельца товарного знака «Nike» будут нарушаться, если кто-то будет ввозить в Беларусь, хранить здесь, продавать или раздавать бесплатно спортивную одежду и обувь (товары, однородные тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак «Nike»), имеющие обозначение «Nikee». В данном случае обозначение «Nikee» будет сходным до степени смешения с товарным знаком «Nike». Более того, нарушение прав владельца товарного знака «Nike» будет также и в ситуации, когда ввозимые на территорию Беларуси (или производимые в самой Беларуси) товары будут иметь обозначение «Nike», которое нанесено лицом, не имеющим на это права. В данном случае такие товары обычно именуются контрафактными.

Еще одним возможным вариантом нарушения прав владельца товарного знака «Nike» в рассматриваемом случае будет ввоз в Республику Беларусь и или последующая продажа здесь легально произведенного товара «Nike», которые осуществляет лицо, не имеющее права на ввоз (импорт) в Республику Беларусь товаров марки «Nike».

Вместе с тем в п. 5 ст. 20 Закона закреплен региональный принцип исчерпания права на товарный знак, согласно которому не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств — участников Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного в г. Москве 9 декабря 2010 г. (далее — Соглашение) [2], непосредственно владельцем товарного знака или другими лицами с его согласия. Как отмечают эксперты, в основу данного правила положена идея обхода искусственных барьеров для свободной торговли, которые могут возводиться обладателями абсолютных исключительных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Суть правила об исчерпании прав на товарный знак заключается в том, что, передав право на использование знака, правообладатель утрачивает юридическую возможность контроля за дальнейшими продажами индивидуализированных этим знаком товаров и не вправе запретить использование указанных товаров третьими лицами.

В завершение данного раздела также следует обратить внимание на ст. 22 Закона, согласно которой право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору организации или гражданину в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, а также выступать предметом залога. Кроме того, право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору для всех или части товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Право на использование товарного знака также может быть передано по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в виде одной из составляющих комплекса исключительных прав (ст. 910 ГК).

При этом лицензионный договор, договор уступки права на товарный знак, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, а также изменения в зарегистрированные лицензионный договор, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, регистрируются в патентном органе в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [7], и без такой регистрации считаются недействительными.

2.2 Актуальные вопросы правового режима средств индивидуализации в условиях интеграционных процессов

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) предполагает установление единых правил экономического оборота, действующих на всей территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, в том числе и в отношении товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности. Поэтому в пакет подписанных 9 декабря 2010 г. соглашений, определяющих правовые основы существования ЕЭП, было включено и Соглашение. Причем из нормы п. 1 ст. 3 Соглашения вытекает обязанность государств-участников не только предоставлять лицам из других государств-участников такой же уровень охраны, что и своим собственным лицам, но и зафиксировать соответствующие положения в своем национальном законодательстве.

В то же время, из абзаца второго п. 1 ст. 11 Соглашения следует, что в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации, что означает возможность регистрации в качестве товарного знака любого обозначения. В свою очередь, это означает необходимость отказаться от применяемого в настоящее время ограничительного подхода в определении обозначений, способных быть товарными знаками, и допускать регистрацию иных обозначений (звуковых, аудиовизуальных, обонятельных и др.), способных выполнять различительную функцию в отношении товаров и услуг. Однако, как видно из предыдущего анализа, это положение Соглашения не учтено в Законе, и белорусское законодательство по-прежнему допускает возможность регистрации в качестве товарных знаков только словесных, изобразительных и объемных обозначений, а также их сочетаний.

В отношении норм Соглашения, посвященных охране наименования места происхождения товара, следует отметить, что отечественный законодатель на сегодняшний день не в полной мере учел требования данного международного договора. Так, согласно норме п. 2 ст. 15 Соглашения его стороны должны предусмотреть правовые меры, позволяющие заинтересованным сторонам предотвращать:

1) использование любых средств при обозначении или презентации товара, которые указывают или вызывают ассоциацию, что этот товар происходит из географического района, отличного от настоящего места происхождения, таким образом, что это вводит общественность в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара;

2) любое использование, которое представляет собой акт недобросовестной конкуренции по смыслу статьи 10-bis Парижской конвенции.

При этом, с одной стороны, отечественный законодатель признает за владельцем охраняемого наименования исключительное право на его использование, устанавливает, что использованием считается применение наименования на товаре, упаковке, в рекламе, а также иным образом в связи с введением товара в гражданский оборот, а также устанавливает запрет использования наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе или в сочетании с такими выражениями, как «вид», «род», «тип», «стиль», «имитация» и тому подобными. Однако, с другой стороны, законодательство Республики Беларусь исходит из более узкого определения прав владельцев охраняемых наименований мест происхождения товара: согласно нормам Закона о географических указаниях не допускается использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара, в то время как Соглашение использует большую по объему категорию «вызывает ассоциации».

Отсюда можно сделать вывод о том, что белорусскому законодателю придется еще раз вернуться к вопросу определения объема прав владельца охраняемого наименования места происхождения товара с целью выполнения обязательств Республики Беларусь в соответствии с Соглашением.

Что касается правоприменительных аспектов, то, как отмечалось выше, в Республике Беларусь в настоящее время действует принцип регионального исчерпания исключительного права на товарный знак. При этом в Соглашении не поясняется, как следует применять принцип регионального исчерпания прав для ситуаций, когда товарный знак охраняется правообладателем только в одном или двух из государств — членов Таможенного союза. Соответственно, возникает вопрос о том, каким будет режим распространения на территории Таможенного союза товара, впервые введенного в оборот в государстве, в котором знак не зарегистрирован, так как в таком государстве согласия правообладателя в принципе не требуется ввиду отсутствия исключительного права.

Кроме того, в условиях Таможенного союза актуальным является вопрос о том, каким образом разрешать конфликтные ситуации, связанные с так называемыми советскими товарными знаками. Дело в том, что с переходом на единый механизм регистрации товарных знаков в Таможенном союзе проблема наличия в нем интеллектуально-правовых границ не исчезнет, так как только в Беларуси на сегодняшний день действуют более 30 000 регистраций товарных знаков по национальной процедуре и более 70 000 международных регистраций в рамках Мадридского союза. Большое количество реально действующих регистраций товарных знаков также существует и в России, и в Казахстане.

Проблема заключается в том, что эти товарные знаки принадлежат конкретным субъектам, причем это могут быть как один правообладатель во всех государствах — участниках Таможенного союза, так и разные правообладатели в каждом из государств. Соответственно товарный знак может иметь одинаковый режим охраны на территории Таможенного союза или провоцировать конфликты между различными правообладателями. Ярким примером в данном случае является товарный знак «Аленка», владельцем которого в Беларуси является СП ОАО «Спартак», в России — ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», а в Казахстане — ОАО «Рахат». Следовательно, субъектам хозяйствования необходимо учитывать возможность принадлежности прав на товарные знаки в государствах — членах Таможенного союза различным правообладателям и организовывать сообразно этому свою деятельность.

Что касается конкретных возможностей для оптимизации правового режима товарных знаков в сложившейся ситуации, то специалисты предлагают несколько путей урегулирования данной проблемы. Так, один из них подразумевает, что сложившаяся система не будет изменена и гарантирует тем правообладателям, у которых уже есть соответствующие товарные знаки, защиту в пределах только того государства, где товарный знак зарегистрирован. При этом у них сохранится право запрещать введение в гражданский оборот товаров с идентичными или сходными до степени смешения обозначениями на территории своего государства. Второй путь подразумевает переход к принципу экстерриториальной защиты товарных знаков. В этом случае владельцы национальных товарных знаков получат право вводить в хозяйственный оборот и использовать свои товарные знаки на территории всего Таможенного союза без ограничений, несмотря на существующие коллизии. Недостатками этого подхода являются существенное ограничение исключительных прав владельцев национальных товарных знаков, ослабление их различительной способности, а также возможное нарушение прав потребителей, которые не всегда смогут получить достоверную информацию о производителе (качестве) продукции.

Третий вариант заключается в полном или частичном признании советских товарных знаков общественным достоянием. В тех случаях, в которых советские товарные знаки утратили свою различительную способность и не могут различать продукцию одних производителей от продукции других производителей, они могут быть признаны вошедшими во всеобщее употребление и стать общественным достоянием на территории Таможенного союза. Однако негативным эффектом такого варианта может стать снижение качества производимой продукции [27]

Наконец, четвертый путь — это передача прав на старые советские товарные знаки наднациональным органам (например, Евразийской экономической комиссии) и наделение их правом выдавать лицензии на использование товарных знаков заинтересованным лицам (на конкурсной основе или по заявлению.) Существенными недостатками этого подхода являются, во-первых, необходимость выплаты компенсации правообладателям за утраченные имущественные права, а, во-вторых, снижение эффективности управления интеллектуальной собственностью по сравнению с частными правообладателями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой