1. Салическая правда, Салический закон (Lex Salica), запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Содержит перечень преступлений и соответствующих им наказаний (налагавшихся главным образом в виде штрафов).
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дат. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:
1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);
2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);
3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);
4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 «О переселенцах»).
В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.
Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельдза убийство и пеняза менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду.
Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне. Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическаяправда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество.
Соприсяжникиэто родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы» .
Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком». Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление судапостепенно переходит в руки королевской администрации.
Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
Преступление и наказание по «Салической правде» и «Каролине» .
Уголовное право германцев претерпело существенные изменения на протяжении столетий с V в. по XVI в. н. э. Связано это прежде всего с изменениями в структуре социума и общественной жизни стран Западной Европы. С течением времени изменялось понятие преступлений, вводились новые правовые категории и основания. Наиболее существенным изменениям подвергнулись наказания, в связи с изменением той цели, которую они преследовали в разное время. Наиболее явно это можно подтвердить, проанализировав такие основополагающие, отстоящие друг от друга на десять веков документы как Салическая правда и Каролина.
Салическая правда (различные историки датируют время ее составления от конца V в. до начала VI в.) представляет собой одну из многочисленных т.н. «варварских правд», которые были у многих народов, и к, которым, кстати, относилась и Русская правда. Это в незначительной степени кодифицированная запись правовых обычаев, устоявшихся образцов судебных решений у германцев. Текст Салической правды не дошел до нас в первоначальном виде, только в последующих копиях, наиболее близкой к оригиналу из которых считается Парижская рукопись.