Организация учета налогоплательщиков в налоговой инспекции
Постановка на учет физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, и органами (учреждениями… Читать ещё >
Организация учета налогоплательщиков в налоговой инспекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Порядок учета налогоплательщиков в налоговых органах
- 1.1 Общие положения постановки на учет налогоплательщиков в налоговых органах
- 1.2 Постановка на учет физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов
- Глава 2. Организация учета налогоплательщиков в налоговой инспекции
- 2.1 Структурное подразделение организации учета налогоплательщиков государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации
- 2.2 Регламент работы с налогоплательщиками
- Глава 3. Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков
- Заключение
- Список использованной литературы
Каждый гражданин и юридическое лицо обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. В связи с этим юридические лица и граждане постоянно взаимодействуют с налоговыми и иными уполномоченными органами по вопросам, связанным с учетом налогоплательщиков, исчислением и уплатой налогов и сборов. Не всегда эти отношения строятся бесконфликтно. Часто причиной этого является несоблюдение участниками налоговых правоотношений возложенных на них обязанностей, особенно при осуществлении налоговых процедур. Налоговым законодательством детально закреплен ряд важнейших процедур налоговых правоотношений. Так, одной из основных налоговых процедур является процедура постановки налогоплательщиков на налоговый учет.
Субъектами налоговых процедур являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, налогоплательщики, налоговые агенты, банки, нотариусы, органы юстиции и т. д. Отношения между участниками налоговых правоотношений взаимосвязаны, и права одной стороны зачастую являются обязанностями другой.
В случае нарушения норм налогового законодательства участники налоговых правоотношений несут ответственность в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ. При этом необходимо отметить, что помимо привлечения к ответственности в соответствии с нормами налогового законодательства должностные лица организаций и государственных органов, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к ответственности по правилам Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Для того чтобы упорядочить систему правоотношений необходимо, в первую очередь, регламентировать отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Поэтому проблематика учета налогоплательщиков в налоговых органах актуальна.
Целью курсовой работы явилось правовое обоснование порядка учета налогоплательщиков в налоговых органах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
дать характеристику общим положениям постановки налогоплательщиков-организаций на учет в налоговых органах;
рассмотреть порядок постановки на учет физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов;
охарактеризовать порядок организации учета налогоплательщиков в налоговых органах;
изучить проблемы учета крупнейших налогоплательщиков в налоговых органах.
Предметом курсовой работы является правовое регламентирование процедуры учета налогоплательщиков в налоговых органах.
Объект исследования — инспекции Федеральной Налоговой Службы.
Поставленные цель и задачи послужили основанием для построения основных структурных элементов в курсовой работе: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Порядок учета налогоплательщиков в налоговых органах.
1.1 Общие положения постановки на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2007 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который вступил в силу с 1 января 2008 года, в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены существенные изменения Федченко СИ. О порядке учета налогоплательщиков в налоговых органах // «Налоговый вестник», N 9, сентября 2004 г. — Система Консультант Плюс, 2010 г.
На основании ст. 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям наряду с частными нотариусами относятся адвокаты, учредившие адвокатские кабинетыНалоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ст. 11 — Система консультант Плюс, 2010. Частные охранники и частные детективы с 1 января 2008 года в целях НК РФ индивидуальными предпринимателями не признаются.
В соответствии с п. 2 ст.23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 вышеназванной статьи настоящего Кодекса, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, а также о реорганизации ст. 23 Там же.
налоговая инспекция учет налогоплательщик Согласно изменениям, внесенным в ст. 83 и 84 НК РФ, изменился порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, который осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 настоящего Кодекса. Заявительный порядок постановки на учет и снятия с учета в соответствии со ст. 84 НК РФ сохранился только при постановке на учет и снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии с п. 3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2008 N ПО, постановка на учет (снятие с учета) организации подтверждается документом по форме, установленной МНС России, который выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ1.
Таким образом, налоговый орган по месту нахождения организации обязан осуществить ее постановку на учет не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, по формам, утвержденным соответственно постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 439 и приказом МНС России от 03.03.2008 N БГ-3−09/178, зарегистрированным в Минюсте России 24.03.2008, регистр. N 5685.
Вместе с тем необходимо отметить, что организациям, в отношении которых в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2005 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) федеральными законами установлен специальный порядок государственной регистрации (кредитные организации, общественные объединения и др.), свидетельство о постановке на учет выдается (направляется) не позднее пяти дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.), ст. 10 — Система консультант Плюс, 2010.
Снятие организации с учета в случае ее ликвидации или реорганизации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, организация представляет в налоговый (регистрирующий) орган документы, предусмотренные ст. 14, 21 Закона N 129-ФЗ, на основании которых осуществляется государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, или государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией. После государственной регистрации на основании выписки из ЕГРЮЛ налоговый орган по месту нахождения организации снимает ее с учета и направляет соответствующую информацию в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным НК РФ, для снятия ее с учета.
В соответствии с п. 5 ст.83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановка на учет, а также снятие с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответственно органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в течение пяти дней со дня поступления сведений от вышеуказанных органов. В тот же срок налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств выдает организации (направляет по почте) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
На основании п. 3 ст.84 НК РФ изменения в сведениях об организации подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.
При изменении места нахождения организации ее снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации выдает (направляет) уведомление о снятии с учета в налоговом органе. Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным. В налоговый орган вышеуказанное свидетельство не представляется.
Постановка на учет в налоговом органе по новому месту нахождения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения, и подтверждается свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения.
1.2 Постановка на учет физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
На основании п. 3 ст.83 НК РФ постановка на учет индивидуальных.
предпринимателей в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В тот же срок индивидуальному предпринимателю выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.
Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации является документом, подтверждающим присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Уведомление же является документом, подтверждающим постановку физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие с учета также осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением физического лица о его снятии с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.
Однако на основании п. 5 приказа МНС России от 03.03.2008 N БГ-3−09/178, зарегистрированного в Минюсте России 24.03.2008, регистр. N 5685, до 1 января 2009 года постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2008 года, а также снятие с учета вышеуказанных индивидуальных предпринимателей в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего государственную регистрацию, осуществляются с применением заявления о постановке на учет и заявления о снятии с учета по формам, утвержденным приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3−12/309, зарегистрированным в Минюсте России 22.12.1998, регистр. N 1664.
В соответствии с п. 3.9.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2008 N БГ-3−09/178, зарегистрированным в Минюсте России 24.03.2008, регистр. N 5685 (далее — Порядок и условия от 03.03.2008), налоговый орган, осуществивший снятие с учета физического лица в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, направляет сообщение о снятии с учета и выписку из ЕГРИП в налоговые органы, в которых физическое лицо состоит на учете в качестве налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по иным основаниям, установленным НК РФ; налоговый орган на основании полученной информации снимает предпринимателя с учета в этом качестве. Датой снятия с учета является дата внесения в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ст. 11 НК РФ частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, отнесены к индивидуальным предпринимателямНалоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ст. 11- Система консультант Плюс, 2010.
В соответствии с п. 6 ст.83 НК РФ постановка на учет частных.
нотариусов и адвокатов осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых соответственно органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, и советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации, в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган.
Налоговый орган по месту жительства частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, выдает в вышеуказанный срок (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства, которое подтверждает постановку физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика — частного нотариуса или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, формы адвокатского образования.
Если частному нотариусу или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то выдается (направляется по почте) только уведомление.
Снятие с учета частного нотариуса и адвоката также осуществляется на основании поступивших от вышеуказанных органов сведений о прекращении полномочий частного нотариуса, о прекращении статуса адвоката, об изменении адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.
Снятие с учета осуществляется путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от вышеназванных органов, с последующим уведомлением физического лица о его снятии с учета в качестве налогоплательщика — частного нотариуса или адвоката. При этом адвокату, учредившему адвокатский кабинет, также направляется уведомление о постановке на учет в качестве налогоплательщика-адвоката в соответствии с п. 2 ст.84 НК РФ.
Датой снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика ;
частного нотариуса или адвоката является дата освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката, изменения формы адвокатского образования (для адвоката, учредившего адвокатский кабинет).
Датой постановки физического лица на учет в качестве налогоплательщика-адвоката в случае его снятия с учета в качестве налогоплательщика-адвоката, учредившего адвокатский кабинет, является дата снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика-адвоката, учредившего адвокатский кабинет.
В соответствии с п. 7 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 настоящего Кодекса, а именно: органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, — которые сообщают соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц.
Постановка на учет осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления сведений от вышеназванных органов с последующим уведомление физического лица.
Пунктом 2.2.8 Порядка и условий от 03.03.2008 установлено, что физическое лицо, получившее уведомление о постановке на учет в налоговом органе (за исключением физического лица — владельца недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не имеющего места жительства на территории Российской Федерации), а также физическое лицо (в том числе законный представитель ребенка в возрасте до 14 лет) в случае возникновения необходимости указания ИНН в документах, подаваемых в налоговые или иные органы, необходимости сообщения ИНН источнику выплаты доходов, банку и т. д., в случае возникновения иных причин вправе обратиться в налоговый орган.
по месту жительства с заявлением для получения документа, подтверждающего присвоение ИНН (в том числе в отношении ребенка в возрасте до 14 лет).
В этом случае в течение пяти дней со дня поступления заявления выдается свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации.
Постановка на учет физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, и органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, а также нотариусами, осуществляющими частную практику, о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения, в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган с последующей выдачей (направлением по почте) уведомления о постановке физического лица на учет в налоговом органе.
Изменение сведений об индивидуальных предпринимателях подлежит учету в налоговом органе по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП.
Изменение сведений о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежит учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
Если налогоплательщик изменил место жительства, то он снимается с учета налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.
Снятие с учета индивидуального предпринимателя в связи с изменением им места жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением индивидуального предпринимателя.
Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании информации, полученной от налогового органа по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя, с последующей выдачей (направлением по почте) свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.
Снятие с учета физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, а также частного нотариуса и адвоката в связи с изменением места жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации лица по новому месту жительства, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства. Снятие с учета осуществляется путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации лица по новому месту жительства с последующим уведомлением физического лица.
Налоговый орган по новому месту жительства осуществляет постановку на учет и выдает (направляет по почте) физическому лицу, не относящемуся к индивидуальным предпринимателям, частному нотариусу и адвокату уведомление о постановке на учет, а частному нотариусу и адвокату, учредившему адвокатский кабинет, — также свидетельство о постановке на учет в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства.
Глава 2. Организация учета налогоплательщиков в налоговой инспекции.
2.1 Структурное подразделение организации учета налогоплательщиков государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации.
Структурное подразделение (управление, отдел, подотдел, сектор) по обеспечению учета налогоплательщиков входит в состав государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации Типовое положение о структурном подразделении организации учета налогоплательщиков государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации (утв. приказом Госналогслужбы РФ от 7 сентября 1998 г. N БФ-3−19/231) — Система Консультант Плюс, 2010 г.
Структурное подразделение непосредственно подчиняется начальнику государственной налоговой инспекции, а функционально — Управлению организации учета налогоплательщиков Госналогслужбы России.
Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов власти районов, городов, районов в городах по вопросам учета налогоплательщиков в пределах предоставленных им прав, приказами, инструкциями и указаниями Госналогслужбы России, а также настоящим Положением.
Штатное расписание структурного подразделения утверждается начальником государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации. Должностные инструкции работников структурного подразделения утверждаются начальником структурного подразделения.
Начальник структурного подразделения назначается начальником государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации.
Главной задачей структурного подразделения является контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков.
В соответствии с данной задачей структурное подразделение:
участвует в разработке проектов нормативных актов по субъектам Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам учета налогоплательщиков, постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщиков, о применении идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), учета сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях;
проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению учета налогоплательщиков, постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщиков, по присвоению идентификационных номеров налогоплательщикам, учета сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях;
составляет и ведет в установленном порядке Единый государственный реестр налогоплательщиков и своевременно доводит все изменения и дополнения в нем до Госналогслужбы России;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях контроль за правильностью заполнения налогоплательщиками заявлений, по осуществлению процедур постановки на учет, переучета, снятия с учета налогоплательщиков;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими.
указаниями для налоговых органов учет сведений о счетах, открытых налогоплательщикам в кредитных организациях;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями для налоговых органов учет сведений о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях, представляемых органами, осуществляющими регистрацию организаций;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями для налоговых органов учет сведений, представляемых органами о зарегистрированныхфизическихлицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или о прекративших свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями для налоговых органов учет сведений, представляемых органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации либо о тех, у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, в целях их учета;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями учет сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, либо регистрацию рождения и смерти физических лиц, в целях их учета;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых указаниями для налоговых органов учет сведений о счетах, открытых налогоплательщикам в кредитных организациях;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями для налоговых органов учет сведений о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях, представляемых органами, осуществляющими регистрацию организаций;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями для налоговых органов учет сведений, представляемых органами о зарегистрированныхфизическихлицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или о прекративших свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями для налоговых органов учет сведений, представляемых органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации либо о тех, у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, в целях их учета;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях в соответствии с приказами, инструкциями и методическими указаниями учет сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, либо регистрацию рождения и смерти физических лиц, в целях их учета;
осуществляет непосредственно и организует в государственных налоговых инспекциях работу по подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков;
организует работу структурных подразделений государственных налоговых инспекций по осуществлению учета налогоплательщиков, постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщиков, присвоения идентификационных номеров налогоплательщикам, учета сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, подготовки дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;
подготавливает и представляет в Госналогслужбу России отчетность о количестве, изменении числа и состава налогоплательщиков в соответствии с приказами, инструкцией и методическими указаниями Госналогслужбы России;
составляет и ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков на региональном (местном) уровне, контролирует обеспечение полноты, достоверности его данных и своевременность их обновления;
проводит в установленном порядке камеральные налоговые проверки по учету налогоплательщиков;
осуществляет информационную работу по подготовке ответов на запросы правоохранительных органов, министерств и ведомств, организаций и учреждений с учетом требований законодательства по защите информации;
принимает участие в работе по подготовке соглашений о порядке взаимодействия налоговых органов с территориальными органами Минюста России, Минфина России, Банка России, ГТК России, ФСНП России, МВД России, Госкомстата России, других министерств и ведомств, а также с внебюджетными фондами, кредитными организациями в части получения и использования в работе информации по учету налогоплательщиков;
осуществляет подготовку руководству государственной налоговой инспекции предложений по включению в доклады информации о состоянии учета налогоплательщиков в регионе, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения;
принимает участие в проведении Всероссийских совещаний государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации по вопросам учета налогоплательщиков и ведения Единого государственного реестра по учету налогоплательщиков;
оказывает методическую помощь государственным налоговым инспекциям по районам и районом в городе по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения;
участвует в работе ведомственных комиссий по приемке программного обеспечения в опытную и промышленную эксплуатацию в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации;
принимает в установленном порядке участие в осуществляемых контактах с национальными организациями иностранных государств, международными организациями в области экономического сотрудничества с целью изучения и обобщения практического зарубежного опыта по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения;
принимает участие в пропаганде налогового законодательства и информационных мероприятиях, представляет в установленном порядке в структурное подразделение связей с общественностью и информации предложения для подготовки публикаций о деятельности государственной налоговой инспекции;
рассматривает и подготавливает в установленном порядке и в сроки ответы на письма и запросы налоговых органов, министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений, граждан по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения;
осуществляет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов.
Работа структурного подразделения организуется на основе квартальных планов, представленных начальником структурного подразделения на утверждение начальнику государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации.
Начальник структурного подразделения:
непосредственно подчиняется начальнику государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации;
осуществляет общее руководство структурным подразделением, определяет обязанности своих заместителей, утверждает должностные инструкции работников структурного подразделения, вносит предложения о назначении, перемещении и увольнении работников, а также о поощрении и наложении на них взысканий;
осуществляет функциональное руководство деятельностью структурных подразделений государственных налоговых инспекций по районам, городам и районам в городах, на которые возложены функции по обеспечению контроля за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков и дает им обязательные для исполнения поручения и указания по вопросам, отнесенным к ведению структурного подразделения;
в установленном порядке отвечает на письма предприятий, учреждений, организаций и граждан, ведет прием граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;
принимает участие в работе коллегии и совещаниях, проводимых руководством государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации и вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;
несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на структурное подразделение настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов, инструкций и указаний Госналогслужбы России и государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации, сохранность имущества и документов, находящихся в.
ведении подразделения, за соблюдение пропускного и внутриобъектного режима, разглашение государственной тайны и ведомственной информации, состояние трудовой и исполнительской дисциплины, воспитательной работы в структурном подразделении.
Заместители начальника структурного подразделения несут персональную ответственность за порученные участки деятельности структурного подразделения в соответствии с распределением обязанностей.
2.2 Регламент работы с налогоплательщиками.
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками ФНС России приказом от 9 сентября 2009 г. N САЭ-3−01/444@ утвердила Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее — Регламент). Налоговое ведомство потребовало от налоговых инспекций обеспечить с 1 ноября 2009 г. исполнение этого документа Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утв. приказом Федеральной налоговой службы от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3−01/444) — Система Консультант Плюс, 2010 г.
Первый раздел Регламента посвящен организации приема налогоплательщиков в инспекциях ФНС России: ежедневно в течение всего рабочего времени в соответствии с приказом МНС России от 29 октября 2007 г. N БГ-3−27/575 «О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России». Для этого рекомендовано использовать принцип сменности^.
Прием налогоплательщиков не должен прерываться даже на период двухчасовой еженедельной учебы сотрудников ИФНС России (п. 1.1.4 Регламента).
Регламент запрещает прикреплять налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т. д.
Многие налогоплательщики еще в прошлом году убедились, что если им предоставлено право решать вопросы с любыми сотрудниками налоговой инспекции, то последние решать эти вопросы не торопятся. Поскольку за работу с налогоплательщиком отвечают все, в конечном счете за нее не отвечает никто.
Сотрудникам ИФНС России приказано корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам (п. 1.1.7 Регламента).
Чтобы налоговым инспекторам в коридорах инспекции не досаждали назойливые налогоплательщики, приказано сделать для них отдельные входы в здание инспекции.
Указания по оборудованию залов ожидания налогоплательщиков системой звукового информирования и по установке в них компьютера со справочно-правовыми системами носят в Регламенте только рекомендательный характер. Похоже, что очереди в налоговой — это данность, с которой все смирились.
Руководство ФНС России решило, что проще потратиться на оборудование инспекции электронной системой управления очередью и стулья для ожидания приема, чем бороться с очередями.
Довольно подробно в Регламенте прописан порядок организации приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками.
2Егоров В. В. Регламент работы с налогоплательщиками: так будет или так нужно? // «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», N 20, октябрь 2009 г. — Система Консультант Плюс, 2010 г.
Особо хочется остановиться на ситуации, когда налогоплательщик отправляет документы по почте. В этом случае отдел финансового и общего обеспечения регистрирует документ или комплект документов, проставляет дату приема, присвоенный входящий номер, указывает дату отправки документа по почте.
Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указываются регистрационный (входящий) номер, дата отправки налогоплательщиком по почте и дата поступления документа в налоговую инспекцию.
Документы, полученные от налогоплательщиков по почте, передаются из отдела финансового и общего обеспечения в отдел работы с налогоплательщиками по сопроводительному листу не позднее дня, следующего за днем регистрации документа (п. 2.1.3 Регламента).
При выявлении несоответствия установленной форме представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган не принимает такую документацию (п. 2.1.4 Регламента). В таком случае должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками в трехдневный срок должно подготовить уведомление установленной формы (приложение 1 к Регламенту) о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме с указанием нормативного правового акта, утвердившего форму налоговой декларации (п. 2.1.5 Регламента).
Рекомендуется налогоплательщикам в декларации, составленной по новой форме, указывать, что она уточненная. Так как подача уточненной декларации лишает первоначальную налоговую декларацию юридической силы. Кроме того, ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме налоговым законодательством не предусмотрена.
При наличии в зарегистрированных и переданных в отдел ввода и обработки данных налоговых декларациях ошибок, не позволяющих ввести нужные данные, декларации по реестру возвращаются в отдел работы с налогоплательщиками, где подготавливается уведомление и передается в отдел финансового и общего обеспечения для отправки по почте. В уведомлении должна быть указана конкретная ошибка, совершенная налогоплательщиком.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер (п. 2.1.7 Регламента).
О возможности приглашения сотрудника отдела камеральных проверок.
для проверки представленных налогоплательщиком документов упоминается лишь в п. 2.1.8 Регламента. Там речь идет лишь о случае, когда налоговая инспекция принимает документы, предусмотренные Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Пункт 2.2.2 Регламента устанавливает, что на втором экземпляре представленных документов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками проставляет отметку о принятии и дату представления заявления только по просьбе налогоплательщика.
Справки и иные документы по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов, могут выдаваться отделом работы с налогоплательщиками, если налогоплательщик в заявлении указал: «Получить лично» (п. 2.2.4 Регламента).
Сроки подготовки таких справок в Регламенте не установлены. Есть только обязанность выдавать уже подготовленные справки в течение семи дней. Только по истечении этого срока справки будут переданы в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте.
Сроки отправки по почте в Регламенте также не установлены. Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
по инициативе налогоплательщика;
в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах. Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки.
расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового.
органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.
В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.
Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен (п. 3.1.2 Регламента).
Затем налоговой инспекции дается еще три рабочих дня, чтобы акт сверки вручить налогоплательщику.
При выявлении расхождений проводится сверка с данными первичных документов налогоплательщика. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная).
При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, он ее должен исправить в течение пяти рабочих дней (п. 3.1.5 Регламента).
Помимо общих фраз о ведении информационной работы в Регламенте указано на то, что налогоплательщик должен представлять документы по почте и в электронном виде. При этом Регламент рекомендует вручать налогоплательщикам памятки о преимуществах представления документов в электронном виде.
В памятках должны быть указаны следующие преимущества такой подачи документов:
экономия рабочего времени (нет необходимости посещать налоговую инспекцию);
отсутствие дублирования документов на бумажных носителях;
избежание ошибок (использование средств входного контроля заполнения полей форм отчетности);
возможность оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
возможность получения информации о состоянии своих расчетов;
оперативное информирование;
подтверждение доставки отчетности (налоговый орган высылает протокол о приеме налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи);
конфиденциальность;
оперативность обработки информации, избежание технических ошибок (отчетность, направленная в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, проходит входной контроль, не позднее двух рабочих дней с даты регистрации в налоговом органе осуществляется ввод данных налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в информационную систему налогового органа).
Кроме того, налоговая инспекция должна доводить до налогоплательщиков информацию о специализированных операторах связи в регионе, а также организовывать доступ налогоплательщиков к программным продуктам, предназначенным для формирования в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен дать ответ самостоятельно (п. 4.3.1.1 Регламента).
Если сотрудник не может сам ответить на вопрос, ему следует пригласить представителя отдела работы с налогоплательщиками, занимающегося информированием налогоплательщиков (в том числе в письменной форме). Сотрудники отдела работы с налогоплательщиками принимают все необходимые меры для ответа налогоплательщику (п. 4.3.1.2 Регламента).
Ответ на письменный запрос должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем тлей, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления (и.4.3.2.3 Регламента). Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием Ф.И.О., номера телефона исполнителя (п. 4.3.2.4 Регламента).
В налоговых инспекциях должна быть организована телефонная справочная служба с назначенным для этой работы сотрудником на выделенных для этого телефонах. Все звонки должны быть зафиксированы в журнале учета принятых вопросов налогоплательщиков.
Практически все свободное место на стенах налоговых инспекций должно быть увешано информационными стендами. Их содержание также регламентировано.
Например, информация о порядке представления налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов страховых взносов, включает в себя:
календарь налогоплательщика;
коды бюджетной классификации;
образцы заполнения платежных поручений и др.
Информация о регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники должна содержать:
образцы заявлений на регистрацию ККТ;
перечень документов, необходимых для замены фискальной памяти;
перечень документов, необходимых для освидетельствования ККТ:
порядок постановки на учет ККТ, снятия с учета ККТ;
перечень ККТ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники.
Глава 3. Проблемы учета крупнейших налогоплательщиков.
Согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики учитываются в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, принадлежащих ей объектов недвижимости и транспортных средств; Минфин России вправе определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков. Ранее эти полномочия принадлежали МНС России.
НК РФ называет, таким образом, четыре основания налоговой регистрации:
создание организации;
создание обособленных подразделений организации;
приобретение объекта недвижимости;
приобретение (регистрация) транспортного средства.
Кроме того, НК РФ определяет и налоговые органы, полномочные зарегистрировать налогоплательщика, а именно налоговые органы, действующие по месту возникновения каждого из перечисленных оснований.
Регистрация по месту нахождения налогоплательщика — это основной вид регистрации. Учет по другим основаниям играет вспомогательную роль, обусловленную, во-первых, задачами налогового контроля, а во-вторых, особенностями государственного и административно-территориального устройства страны.
Налоговый орган, реализующий полномочия по месту нахождения организации, обособленного подразделения, имущества или транспортного средства, может быть только территориальным налоговым органом, причем низшим в иерархии налоговых органов. Согласно абзацу пятнадцатому п. 2 ст.11 НК РФ место нахождения организации — это место ее государственной регистрации. Федеральный закон от 08.08.2005 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил, что единственным критерием определения места государственной регистрации юридического лица является адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого органа — адрес иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Действующее законодательство под адресом подразумевает почтовый адрес, позволяющий связаться с адресатом. Адрес имеет весьма конкретные реквизиты, позволяющие точно определить территориальную расположенность адресата.
Тем самым становится возможным определить, какой территориальный орган государственного управления вправе реализовывать свои полномочия в отношении этого лица, — тот орган, чья компетенция соответствует понятию «место нахождения» с наибольшей степенью детализации, то есть низший в иерархии соответствующих органов управления.