Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические факторы становления ценностных ориентаций личности: на примере студенческой молодежи Казахстана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многими исследователями рассмотрены вопросы ценностно-смыслового структурного содержания психики личности, определяющими в качестве условий ее формирования внешние и внутренние детерминирующие факторы. «Основой» разграничения типов ценностей исследователями предлагаются: 1) критерии, обуславливающие выбор целей деятельности и допустимые способы их достижения (М.Рокич) — 2) иерархическое уровневое… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Ценностные ориентации личности как психологическая проблема
    • 1. 1. Подходы в разработке ценностной проблематики
  • Определение ценностных ориентаций
    • 1. 2. Классификация ценностных ориентаций личности
    • 1. 3. Развитие личности и система ее ценностных ориентаций
  • Глава 2. Ценностные ориентации личности и факторы их становления
    • 2. 1. Система психологических условий становления ценностных ориентаций личности
    • 2. 2. Обоснование процедуры и методов изучения психологических факторов
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов изучения ценностных ориентаций
  • Глава 3. Эмпирическое исследование становления ценностных ориентаций личности студентов
    • 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования

    3.2. Эмпирическое исследование влияния фактора социальной направленности, обусловленной внешним окружением 114−122 3.3 Эмпирическое исследование влияния фактора субъективно-смысловой направленности, обусловленной индивидуальнопсихологическим содержанием.122

Психологические факторы становления ценностных ориентаций личности: на примере студенческой молодежи Казахстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из стратегических направлений любого современного государства является, прежде всего, развитие духовного и социально-культурного потенциала, позволяющего сформировать систему основных базисных ценностей как идею государственной и образовательной политики, дающей основные требования к личностно-развивающей среде, личностному пространству, образу жизни. Вместе с тем современные жизненные реалии обнаруживают серьезные противоречия, выражающиеся: в отсутствии единого содержания ценностно-смыслового общественного ориентира (идеала) и потребностью личности в дифференциации окружающей действительности по степени значимостиприоритетности высоких технологий, требующих новой информационной инфраструктуры, проецирующейся на структуру социальных ценностей и создающей новое ценностно-ориентационное содержание и содержанием системы ценностных ориентаций в разных возрастных и социальных группахнеобходимости сформированности системы ценностей, учитывающей как традиции, идущие из глубины веков, так и те подлинно новые обретения, которые, конечно же, при всех перегибах и издержках были во времена перестройки и после нее (А.Д. Никандров). То есть, речь идет о формировании национальной идеи ценностных компонентов, которая через систему воспитания и социализации стала бы достоянием всех граждан, обретая ценностно-содержательную основу самосознания. Разделяя убеждение, что условия социокультурного окружения представляют собой основной источник становления ценностных предпочтений личностимы утверждаем, что ценностные ориентации, обеспечивая побудительный компонент мотивационной направленности, способность дифференцировать условия своего окружения по степени значимости и субъектную позицию личности, являются также показателем ее социальной зрелости. Наиболее важным возрастным периодом становления ценностных ориентаций как структурного содержания личностного сознания, является юношеский период, так как он обусловлен самоопределением в профессиональном и личностном аспекте. Использование нами в данном случае понятия «становление», а не «развитие» или «формирование» обусловлено его содержательной характеристикой, отражающей «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития».

Следует отметить, что ценностные ориентации, являющиеся одним из содержательных компонентов современной философии, социологии и психологии, рассматриваемые как в небольших статьях постановочного плана, так и в крупных монографиях, вызывают различное трактование природы ценностных представлений. Анализ подходов к разработке ценностной проблематики позволяет обнаружить философские «корни» (Гераклит, Платон, Демокрит, Эпикур и другие).

Введение

в специальный лексикон понятия «ценность» (Г.Лотце) в середине XIX века позволяет закрепить его определенное смысловое значение. Дальнейшее изучение ценностей представляет их как: объективные условия, выступающие важными элементами понятия социальной ситуации (Ф.Знанецкий, У. Томас) — содержательную сторону мотивационных побуждений личности (Г.Олпорт) — разделяемые убеждения, выступающие основой целеполагания, жизненного пути личности (Д.Н.Узнадзе). Аксиологический подход (баденская школа неокантианства В. Виндельбанд, Г. Риккерт) определяет ценности как нечто существующее, марксистская философия как результат воздействия факторов общественного плана, преломленного через призму конкретных условий жизни и психологических особенностей человека. Русская идеалистическая философия нач. ХХ века (В.Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Лосский, С. Франкл и другие) представляет панораму христианских духовных ценностей, с признанием абсолютных ценностей, воплощенных в поведении и творчестве человека. Социологический аспект определяет объективную обусловленность ценностей, прежде всего, экономическими условиями деятельности социальных общностей в отличие от идеалистических и позитивистский концепций, рассматривающих ценности в качестве «коллективных представлений» (Э.Дюркгейм), или в качестве объектов субъективного интереса и предпочтений определенного способа действий (Т.Парсон). Советская психологическая школа рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер (Б.Г.Ананьев), как созданные человеком значимые компоненты (С.Л.Рубинштейн) — общественные предметные идеалы, мотивационные структуры личности («модели должного») (Д.А.Леонтьев). Терминологическое изучение значения «ценностные ориентации» позволяет определить их как особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное историческое отражение групповых ценностей (социологический аспект) — «обобщенную концепцию природы, определяющую поведение людей» (К.Клакхон) — «комплекс строго определенных принципов, детерминирующих различные человеческие поступки» (Ф.Клакхон, Ф. Стробдек). Психологический аспект ценностных ориентаций обозначен важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний (Б.Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов и другие).

Многими исследователями рассмотрены вопросы ценностно-смыслового структурного содержания психики личности, определяющими в качестве условий ее формирования внешние и внутренние детерминирующие факторы. «Основой» разграничения типов ценностей исследователями предлагаются: 1) критерии, обуславливающие выбор целей деятельности и допустимые способы их достижения (М.Рокич) — 2) иерархическое уровневое содержание структуры личности: абстрактные ценности, ценности-свойства и ценности-способы поведения (С.С.Бубнова) — 3) функциональную составляющую ценностного ориентирования (Э.В.Соколов) — 4) базальный и социальный аспект (В.П.Тугаринов, О. Г. Дробницкий, Б.Г.Ерасов) — 5) побудительный компонент (Б.Г.Ананьев, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович, В.Н.Мясищев). Концептуальный анализ позволяет рассматривать ценностные ориентации: как интериоризацию общественно-значимого содержания (культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский) — как результат активного надситуативно обусловленного взаимодействия личности и среды (деятельностно-опосредованный подход (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский)) — как сложное многокомпонентное образование, внешне и внутренне обусловленное (комплексно-системный подход (Б.Г.Ананьев)) — как аутистический опыт, приобретенный в условиях взаимодействия с социумом (человекоцентрированный подход (К.Роджерс)) — как характеристику наиболее значимой обобщенной сферы действительности, стороны жизни человека, через отношение к которой он осознает, выделяет и утверждает свое «Я» (полифонический подход (Н.И.Непомнящая)) — как результат деятельностно-мотивационной направленности (концепция смысловых образований личности (Д.А.Леонтьев)). Изучение ценностной проблематики современными российскими и казахстанскими исследователями обнаруживает: актуальность переосмысления устоявшихся парадигм и переориентацию человеческих сообществ и культур от старых ценностей к новым (А.К.Абишева) — кризис духовной сферы (Н.В.Астраханцева) — выработку каждым этносом системы ценностей, представленной категориями общечеловеческой значимости (С.П.Иванов) — отсутствие единого проблемного поля ценностной проблематики (Е.Аубакиров) — порождение ценностного кризиса, развивающегося вслед за крушением тоталитарной идеологии (Г.Т.Кульжанова) — понимание ценностных ориентаций как действенного по своему происхождению образования, основанного одновременно на индивидуальном и социальном опыте (М.С.Яницкий) — потерю системой общественных ценностей своего «терминального» значения (Е.Н.Кубарев) — оригинальную типология ценностей, включающую ценности: политического строяисторического, природного, научно-познавательного и религиозно-конфессионального содержанияхудожественно-эстетические, этические и этнические предпочтения (Ю.Г.Вешнинский). Вместе с тем слабо изучена проблема содержания ценностных ориентаций личности в условиях адаптации к новой социальной ситуации развития, а также саморазвития в соответствии с требованиями освоения профессиональной направленности.

Цель исследования: выявить психологические факторы становления ценностных ориентаций личности.

Объект исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет исследования — психологические факторы становления ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута и эмпирически обоснована гипотеза, заключающаяся в следующих допущениях:

1. Ведущим фактором, определяющим становление ценностных ориентаций личности, является социокультурная система окружения, имеющая референтно-групповое значение.

2. Изменение условий социального окружения личности, в частности студентов, оказавшихся во время обучения в новой социальной ситуации развития, способно оказаться содержательным фактором, обуславливающим перестройку системы ее ценностных ориентаций.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать подходы к разработке проблемы становления ценностных ориентаций в философско-психолого-социологических концепциях, определить тенденции и приоритеты ценностей в современном обществе как предмета психологического анализа.

2. Рассмотреть особенности содержания ценностных ориентаций личности в период юности.

3. Изучить влияние семьи на содержательный аспект ценностной системы личности в период юности.

4. Организовать опытно-экспериментальное исследование по созданию психологических условий как фактора становления ценностных ориентаций личности.

Методологическую базу исследования составили: принцип аксиологизации науки, требующий акцентирования внимания не только на объективных характеристиках предметов изучения, но и необходимости учета ценностных компонентов познавательного процесса (т.е. его «ценностно-целевых» элементов) — культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, рассматривающая ценности как интериоризацию общественно значимого содержанияконцепция смысловых образований личности (Д.А.Леонтьев и др.), представляющая ценностные ориентации как результат деятельностно-мотивационной направленности.

Теоретическую основу исследования составили: деятельностно-опосредованный подход (А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского), комплексно-системный подход (Б.Г.Ананьева) — системно-деятельностный подход (А.Г.Асмолова) — человекоцентрированный подход (К.Роджерса) — теория ценностей, разрабатываемая в философии (В.О.Василенко, О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов и др.), позволившие уточнить дефиниции понятия «ценностные ориентации», а также полифонический подход (Н.И.Непомнящая), содержащий систему базовых оснований личности, представленных ценностностью как характеристикой наиболее значимой обобщенной сферы действительности, стороны жизни человека, через отношение к которой он осознает, выделяет и утверждает свое Я.

Методы исследованиятеоретический анализ философской, социологической и психологической литературы по проблеме исследования, позволивший сформулировать исходные теоретические положения исследования. Эмпирические: анкетный опрос, тестирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности, контент-анализ, включенное наблюдение, констатирующий и формирующий этапы эксперимента, а также статистические методы обработки экспериментальных данных: х2 критерий Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера, факторный и корреляционный анализ.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования, представленных в диссертации, обеспечивалась: применением факторного и корреляционного анализа, комплексным применением различных методов исследования, использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, взаимопроверкой результатов, содержательным анализом полученных данных и выявленных факторов.

Организация, база и этапы исследования. Исследование осуществлялось на базе Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова (г.Усть-Каменогорск). Выборку составили студенты 1, 3, 4 курсов, всего в исследовании принимало участие 385 респондентов. Состав участников группы носил репрезентативный характер и был стандартизирован по основным социально-демографическим характеристикам: сходство по возрасту, социальному положению, языковой форме общения. Также следует отметить, что в нашем случае допускается этническая неоднородность (т.е. не все студенты сходны по национальному признаку), зависящая от условий и целей нашего исследования.

Исследование проводилось в 4 этапа (2002;2008гг).

Первый этап включал в себя разработку плана, обоснование актуальности и проблемы диссертационного исследования, определение объекта и предмета, постановку цели и задач исследовательской работы. Изучалось состояние проблемы в теории и практике ценностного восприятия личностью окружающей действительностипроводился анализ философской, социологической и психологической литературы по теме исследования, разрабатывалась структура и критерии изучения условий становления ценностных ориентаций личности, а также методический инструментарий эмпирического исследования психологических факторов становления ценностных ориентаций.

На втором этапе была подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза исследования, проведен натурный констатирующий эксперимент.

На третьем этапе проанализированы и уточнены результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась апробация результатов исследования, организовывался и проводился формирующий этап эксперимента.

На четвертом этапе проводилась проверка и подтверждение выдвинутых положений гипотезы, оформлялись теоретические и эмпирические положения, завершалось литературное оформление диссертационного исследования, разрабатывалась и внедрялась в практику проектная программа «Психология становления ценностных ориентаций личности».

Основные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна:

• Конкретизировано содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Новизна позиции автора заключается во введении следующего содержания понятия «ценности», «ценностные ориентации», под которыми понимается «обобщенный идеальный концепт, содержание которого обусловлено дифференциацией личностью, явлений своего окружения», «индивидуализировано представленные в сознании личности идеальные концепты, содержащие дифференцированное осмысление явлений своего окружения».

• Изучены и экспериментально обоснованы принципы и методы становления ценностной системы личности. Новизна заключается в определении факторных структур показателей ценностных ориентаций личности с учетом признаков социальной (социально-экономическое положение семьи, ее состав и уровень образования родителей) и субъективно-смысловой (социальная активность, диспозиции, жизненные перспективы и учебная успешность) направленности. и.

• Выявлены различия в ценностно-смысловом содержании сознания студентов в зависимости специфики семейных традиций воспитания: а) традиционной модели семьи, имеющей родственно-семейный тип организации, больше ориентированной на общественные интересыб) современной модели семьи, ценностям рода предпочитающей экономические, материальные и личностные интересы, т. е. интеграцию индивидуальных предпочтений, в) системой включенности личности в социальную ситуацию развития.

• Эмпирическим путем доказано, что юношеский период жизни личности отмечается началом становления дифференцированной структуры ценностных ориентаций. Технологии обучения, концептуально опирающиеся на функциональное содержание ценностно-нравственной системы, обусловливают сформированность психологического механизма дифференциации ценностных ориентаций, позволяют определить смысл жизни личности и средства достижения жизненных целей, что, в свою очередь, является важным показателем личностной зрелости.

Теоретическая значимость. Определено, что особенности микрои макросоциальной ситуации развития, обусловливающие содержание личностной направленности, способны интегрировать адаптационный процесс и ценностно-содержательную составляющую личностиэмпирически показано, что на начальном этапе обучения в вузе выделяется значительная процентная доля студентов с формирующейся дифференцированной структурой ценностных ориентаций. Определено, что психологический механизм становления ценностных ориентаций оказывается обусловленным как социальной ситуацией развития личности студентов, так и концептуальным содержанием технологий обучения, что обогащает теорию психологии личности (раздел «Самосознание личности»).

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный интегративный подход позволяет выделить концепты и выявить признаки ценностного дифференцирования социального окружения.

Впервые изучены особенности становления ценностной системы личности студентов в условиях внедрения экспериментального учебно-образовательного курса «Самопознание». Реализована апробация авторской программы социально-психологического тренинга «Психологические особенности личностного и профессионального самопознания студентов» в рамках реализации проекта «Создание социальной службы по развитию и поддержке инициатив студенческой молодежи». Разработанная автором программа «Психология становления ценностных ориентаций личности», может быть использована при планировании учебно-воспитательной деятельности, а также при изучении курсов по психологии личности, рассчитанных на студентов высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки, научно-методических материалов, направленных на совершенствование работы по становлению нравственного сознания личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на заседании кафедры общая психология и история психологии Новосибирского государственного университета (2005, 2006, 2007, 2008 гг). Теоретико-методологические положения и выводы, полученные на основе научного анализа и опытно-экспериментальной работы, докладывались, обсуждались и получили одобрение на научных семинарах, научно-практических конференциях разного уровня: Межвузовских научно-практических конференциях «Особенности подготовки специалистов в условиях университета (Усть-Каменогорск, 1997), «Современная педагогика: вопросы теории и практики» (Усть-Каменогорск, 1999), «Мотивация, активность личности» (Новосибирск, 2002) — Международных научно-практических конференциях: «Взаимосвязь и взаимовлияние народов Восточного Казахстана в хозяйственной и культурной деятельности ХХ-ХХ1 вв» (Усть-Каменогорск, 2001, 2002), «Проблемы и перспективы интеграционного развития и образования» (Усть-Каменогорск, 2003), «Аманжоловские чтения.

— 2007″ (Усть-Каменогорск, 2007), «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 2008). Основные положения диссертации реализованы в разработке и апробации программ: социально-психологического тренинга «Психологические особенности личностного и профессионального самосознания студентов» в рамках реализации проекта «Создание социальной службы по развитию и поддержке инициатив студенческой молодежи" — семинаров-тренингов для педагогов «Психологические особенности профессионального самопознания педагога», «Культура самовоспитания личности», «Методологические основы нравственного становления личности ребенка. Психологический аспект», «Помощь детям в процессе саморазвития их личности" — в организации и проведении конкурса для воспитателей детских домов «Обучение общечеловеческим ценностям» на базе областного детского фонда «Саулетай» (г.Усть-Каменогорск). Апробация результатов исследования подтверждена актами о внедрении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение подходов к проблеме становления ценностных ориентаций позволило уточнить их классификацию и обозначить ценностные ориентации как «индивидуализировано представленные в сознании личности идеальные концепты, содержащие дифференцированное осмысление явлений своего окружения».

2. Психологические факторы становления ценностных ориентаций представлены как специфическим содержанием модели семейного взаимодействия, так и структурно-образовательными условиями, позволяющими осуществлять социокультурную и профессиональную дифференциацию. Процесс вхождения студентов в новую социальную среду и их приспособление к культурным, психологическим и социальным условиям, способен интегрировать. направленность действий, и приспособительные функции респондентов, имеющих родственно-семейный тип организации. Респонденты, имеющие индивидуально-самобытный тип организации семьи, способны проявлять целенаправленный конформизм, при котором происходит внешнее признание требований окружающей среды, но придерживается своя система ценностей.

3. Проведенное исследование показало, что на этапе вхождения в вузовскую систему обучения для испытуемых раннего юношеского возраста характерно преобладание неадекватности выбора профессии, средняя степень общей активности, начальная стадия становления дифференцированной системы ценностных ориентаций, а также недостаточно выраженные адаптационные возможности. Дальнейшая интеграция личности студентов, условия социализации которой не содержат факторов личностно-развивающего пространства, обнаруживает ассимилированность поведенческих проявлений при которой происходит отказ от прежних ценностей и принимается система ценностей новой среды. Выборка студентов, социальная ситуация развития которых детерминирована условиями самоопределения, самовыражения и самореализации обнаруживает: адекватность выбора профессии, сопровождаемую стремлением. к приобретению знаний, овладением профессионально важными качествами, а также наличие в достаточной мере дифференцированной структуры ценностных ориентаций.

4. Сформированная система ценностных ориентаций, являющаяся показателем социальной зрелости студентов, проявляется в мотивационной направленности, способности дифференцировать условия своего окружения и субъектной позиции личности.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет отметить, что вузовская система обучения является новой социальной ситуацией развития, представляющей собой социальную систему, формирующую специфические социальные эталоны, групповые стереотипы и стандарты, образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции к данному социуму студенты вынуждены усваивать социальный опыт путем вхождения в систему существующих социальных отношений. Вузовский этап жизни студентов представляет собой этап социализации, когда растущий человек развивает и осваивает собственную субъективность, осуществляет социальную типизацию своей личности, адаптацию и интеграцию индивидуально-психологических качеств, благодаря усвоению социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономии личность студента должна сохранять и развивать тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции и развитию индивидуальности. Следствием действий этой тенденции является преобразование как самой личности, так и общества. Одним из психологических факторов развития личности является социальное окружение, которое не бывает чем-то спонтанным и случайным, оно должно быть спроектировано, хорошо организовано и структурировано. Как показали данные исследования, внедрение в процессе вузовской системы обучения концептуально-методологических основ курса «Самопознание», включение в образовательную среду программы «Психология становления ценностных ориентаций личности» создают развивающую среду, содержащую возможность личностного роста, самореализацию, свободу творчества и нравственного развития. Концептуально-методологическая основа данных курсов, опирающаяся на гуманистическую осмысленность процесса социализации (А.Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др), ориентированная на процесс самоактуализации Я-коицепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоление негативных влияний внешней среды, рассматривает субъекта учебного взаимодействия как самостановящуюся и саморазвивающуюся систему, продукт самовоспитания.

Опираясь на культурно-историческую концепцию развития высших психических функций Л. С. Выготского, рассматривающего социализацию как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности, мы отмечаем, что становление системы ценностных ориентаций личности обусловлено «окультуриванием», как присвоением социального опыта личностью, через агентов — носителей данного опыта. Становление системы ценностных ориентаций осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. Обстоятельства, которые способствуют развитию дифференцированной структуры ценностных ориентаций называются психологическим факторами становления ценностных ориентаций. К существенным психологическим факторам становления ценностных ориентаций также относится специфический образ жизни личности, определенный разными системами расселения людей, включающий различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях, ментальности, проявляющийся по-разному выраженными ценностными ориентациями, способами жизнедеятельности, уровнем притязания, спецификой взаимодействий и взаимоотношений, социальными нормами, традициями, обычаями и т. п.

Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации, обусловливает трансляцию социальных и культурных ценностей личности. Реальная ценность производимых на личность в семье воздействий находится в прямой зависимости от их социальной и гражданской позиции, а также включенности в жизнедеятельность других социальных групп. Культивирование в семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее — все эти факторы способны превратить семью в личностно-развивающее пространство, обусловливающее процесс становления ценностных ориентаций личности.

Как показали данные исследования, на этапе вхождения в систему вузовского обучения адаптационными навыками студентов выступают целенаправленный конформизм, позволяющий реализовать имеющийся поведенческий опыт и сохранять систему ценностных ориентаций. Адаптивная модель поведения, проявляемая респондентами, характеризуя их стремление соответствовать внешним требованиям, вместе с тем способствует снижению качества обучения, порождает такие феномены как невозможность проявления индивидуальности, защитное и невротическое поведение. Дальнейшая интеграция личности студентов, особенности социализации которой не содержат условий личностно — развивающего пространства, обнаруживает ассимилированность поведенческих проявлений, при которой происходит отказ от прежней системы ценностей и принимается система ценностей новой среды. Опираясь на концептуальное условие социально-психологической концепции развития личности А. В. Петровского, определяющей развитие личности влиянием закономерностей ее вхождения в новые группы и учитывая изменения, возникающие в результате динамики социальных позиций личности внутри относительно стабильной группы, мы отмечаем: 1) с одной стороны, личностная активность студентов направлена на то, чтобы утвердить себя, свою индивидуальность- 2) с другой стороны, общность, в которую включена личность студента, способна принимать только те ее проявления, которые соответствуют групповым целям, задачам и нормам. Данные противоречия осуществимы при условии, что сама общность является стабильной, чего нельзя сказать о исследуемой студенческой группе, находящейся в этот период на этапе становления и развития как вновь созданной социальной общности.

Проведенное исследование показало, что юношеский период жизни личности отмечается началом формирования дифференцированной структуры ценностных ориентаций. Технологии обучения, концептуально опирающиеся на функциональное содержание ценностно-нравственной направленности, способны обеспечить формирование психологического механизма дифференциации ценностных ориентаций, что позволяют определить смысл жизни личности, а также те средства, которые выбираются для достижения жизненных целей. Это, в свою очередь, как было отмечено нами, является важным показателем личностной зрелости.

Таким образом, проведенное нами исследование дало положительные результаты и подтвердило первое положение нашей гипотезы полностью, а второе — частично, позволило полностью реализовать поставленные цели и задачи. Представленные результаты могут быть использованы в качестве воспитательно-образовательной технологии, используемой в целях создания условий для нравственно-духовного формирования личности и становления ее ценностной системы как одной из составляющих мировоззрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: автореф.дис. / Т. П. Абакирова — Новосибирск., 2000. — С. 21.
  2. , Л. О новом мышлении и стереотипах общественного сознания/ JI. Абалкин // Коммунист. 1991. — № 7. — С. 22−32.
  3. , О.Г. Психология среды: источники и направления/ О.Г. Абрамова//Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 130−137.
  4. , А.К. Проблема ценностного смысла в философии и психоанализ / А. К. Абишева. — Алматы: «Гылым», 2002. — С. 244.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/К.А.Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 19−44.
  6. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психологической деятельности/ К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука., 1973. — С. 288.
  7. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1977. — С. 324.
  8. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности/ К.А. Абульханова-Славская. //Психологический журнал. 1995. — № 5. — С. 3−18.
  9. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — С. 299.
  10. Агеев, B.C. Введение в психологию человеческой уникальности./Агеев B.C. Томск, 2002. — С. 934.11 .Агеев, B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком ./В.С.Агеев. //Вопросы психологии. 1986. — № 1.
  11. , А. Теория и практика индивидуальной психологии./ А. Адлер -М., 1995. С. 274.
  12. Адлер, Ю.П., Маркова, Е.В., Грановский, Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий./ Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. М., 1983. — С. 214.
  13. , В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности/ В. Г. Алексеева //Психологический журнал. 1984. — № 5. -С. 12−17.
  14. Альмодовар, Ж. Рассказ о жизни и индивидуальная троектория: сопоставление масштабов анализа/ Ж. Альмодовар //Вопросы социологии. -1992.-Т.1.-№ 2.-С. 98−104.
  15. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания./ Б. Г. Ананьев. — М., 1996.-С. 423.
  16. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. JL, 1969. — С. 312.
  17. , Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия/Анциферова Л.И. //Психологический журнал. 1993. -Т.14. — № 2. — С. 3−16.
  18. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А. Г. Асмолов. М., 1984. — С. 217.
  19. Астраханцева, Н. С. Социально-политические ориентации студенческой молодежи современной России: состояние и тенденции развития (социально-политический анализ)/Астраханцева Н. С. Тула, 1999.- С. 185.
  20. , E.H. Проблема ценностей в контексте трансформации процессов общества переходного периода: автореф. Дис./ E.H. Аубакиров. -Алматы, 2000. С. 198.
  21. Ъб.Бодалев, A.A., Степанов, С. Ю. Факторы достижения «акме» человеком/Юсновы общей и прикладной акмеологии/ А. А. Бодалев., С. Ю. Степанов. М., 1995. — С. 37−43.
  22. , Л.И. Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович. -Воронеж. 1996. — С. 326.
  23. Ъ.Братусъ, Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б. С. Братусь //Психологический журнал. 1980. — № 2. — С. 3−12.
  24. , A.B. О природных предпосылках психического развития человека/А.В.Брушлинский. М., 1977.-С. 177.
  25. , A.B. Проблемы психологии субъекта/ А. В. Брушлинский. -М.: ИП РАН, 1994. С. -213.
  26. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С. С. Бубнова //Психологический журнал. 1999. — Т.20.- № 5. С. 38−44.
  27. , JT.JI. Социальная среда и сознание личности/ Л. Л. Буева. М., 1968. -С. 223.
  28. АЪ.Ван Цзнн. Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности: автореф.дис. / Цзин Ван. Новосибирск, 2000.- С. 184.
  29. , О.С., Демченко, Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека/ О. С. Васильева, Е. А. Демченко //Вопросы психологии. Март-апрель. — 2001. — № 2. — С. 74−85.
  30. BapdoMCKuii, А. П. Аксиографическая методика/ А.П. В ар домский.//Социо логические исследования. 1991. — № 7. — С. 80−84.
  31. , Ю.Г. Аксиология культурного пространства-времени (в границах постсоветского культурного пространства)/ Ю.Г.Вешнинский// Мир психологии. 2005. — № 5. — С. 226−235.
  32. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека/Отв.ред.Н. Ф. Наумова. -М., 1990.— С. 217.
  33. , A.A., Ермоленко, Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности/ А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко //Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 2. — С. 17−33.
  34. Выготский, JI.C. I Л. С. Выготский // Л. С. Выготский. Собр.соч. Т.2, Т.6. -М., 1982.
  35. , С.Г. Запад и Восток- традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей/ С. Г. Галаганов. М., 1993.- С. 181.51 .Гипьбух, Ю. З. Метод психологических тестов: сущность и значение/
  36. Ю.З.Гильбух //Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 9−14.
  37. , Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент/Н. К.Дружинин.- М.: Статистика, 1977. С. 233.бЪ.Дудченко, ОН. Социальная идентификация и адаптация личности/под ред.В.А.Ядова/ О. Н. Дудчеико. М., 1994. — С. 321.
  38. , А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи/ А. Н. Елизаров //Вест.МГУ. сер. 14. — психология. — 1996. — № 1. — С. 42−48.
  39. , Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме/Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Ю. М. Жуков. М., 1976. — С. 254−277.
  40. Х.Захаров, В. П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях/ В. П. Захаров. JL: ЛГУ, 1985. — С. 166.
  41. , А.Г. Потребности, интересы, ценности/ А. Г. Здравомыслов.- М., 1986.-С. 221.
  42. Каракулова, 3. Семейные традиции воспитания и их влияние на формирование суицидально направленной личности/ З. Каракулова //Вестник АГУ им. Абая. Серия «психолого-педагогические науки». — № 5(10). — 2002. -С. 76−81.
  43. , Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности/ Н. А. Кирилова //Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 29−37.11 .Ковалев, А. Г. Психология личности/ А. Г. Ковалев М.: Просвещение, 1970.- С. 228.
  44. Концепция духовно-нравственного образования «Самопознание"/под ред. Х. Т. Шерьяздановой, Т. А. Левченко. — Алматы, 2002. С. 46. 19. Кон КС. Социология личности/И.С.Кон//Социологическая психология. — М.: Воронеж, 1999, С. 177−193.
  45. , Т.В. Введение в психологический эксперимент :Учебник Т. В. Корнилова. М.: ЧеРО, 1997. — С. 256.81 .Крапивская, Л. В. Личность и ее ценностные ориентации/Л.В.Крапивская. -М., 1983.-С. 201.
  46. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени/ Ф. А. Кузин М.: «Ось-89», 2000. — С. 224.
  47. , Г. Т. Правовая культура как детерминант ценностных ориентаций в обществе переходного периода/ Г. Т. Кульжанова. Алматы, 2000.-С. 221.
  48. , Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н. М. Лебедева //Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С. 73−87.
  49. , Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. Н. М. Лебедева. М., 1999. — С. 274.
  50. , Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности/ Г. Е. Леевик. — Л: Знание, 1990. — С. 30.89 .Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения/ А. Н. Леонтьев. -Т.2. М., 1983.
  51. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов. М., 1984.
  52. , Д., Максвелл, А. Факторный анализ как статистический метод/ Д. Лоули, А.Максвелл. М., 1967.
  53. , C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов/Лурье C.B. М.: Аспект Пресс, 1997. — С. 488.
  54. , B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощи/ B.C. Магун //Психологический журнал. 1991. — № 6. — С. 12−15.
  55. , B.C. История исследований социальных установок аттитюдов/Хрестоматия по социальной психологии (сост.Т.В.Кутасова)/В.С. Магун М.: Междунар.педаг.академия. 1994. — С. 156−162.
  56. , В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века/В.А.Мазилов//Психологический журнал. — 2006. № 1. — Том. 27. — С. 24−33.
  57. , В.Н. Жизненная позиция личности/ В. Н. Маркин М.: Мысль, 1988.
  58. , A.A. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии/ А. А. Маслак. Курск, 1998. — С. 167.
  59. , А. Новые рубежи человеческой природы/ А.Маслоу. М.: Смысл, 1999.- С. 291.
  60. , А. Психология бытия/.Маслоу. М., 1997. — С. 226.
  61. , B.C. Очерк интегрированного исследования/ В. С. Мерлин. М., 1986.
  62. , B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности/ В. С. Мерлин. Пермь, 1970.
  63. Методика «Ценностные ориентации М. Рокича"//Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/отв.ред.А. Ф. Кудряшов.- Петрозаводск: Петроком, 1992. — С. 114.
  64. Методы межкультурных исследований ценностей. Социология. — Т.9. -М., 1997. — С. 477.
  65. , Д., Галантер, Ю., Прибрам, К. Планы и структура поведения/пер. с анг. Д. Миллер, Ю. Галантер, К.Прибрам. М.: Прогресс, 1965.- С. 311.
  66. Моральные ценности и личность/под ред.А. И. Титаренко. М., 1994.
  67. , В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР/ В. Н. Мясищев. М., 1960.
  68. , В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии: В кн. «Психология и педагогика"/В.Н. Мясищев. JL, 1957. — С. 3−23.
  69. , В.Н. Психология отношений. /В.Н. Мясищев. Воронеж, 1995.- С. 174.
  70. , Ш. А. Понятие установка в общей и социальной психологии/Ш.А.Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1974.
  71. Наш, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований/Найн А.Я. //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−49.
  72. , В.В. Теория эксперимента/ В. В. Налимов. М.: Наука, 1971. -С. 207.
  73. , Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения/Н.Ф. Наумова. М., 1988.
  74. , Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: учебное пособие для вузов/Н.И.Непомнящая. — Москва-Воронеж, 2000. С. 213.
  75. , Н.И. Психодиагностика личности/Н.И.Непомнящая. — М., 2001.-С. 266.
  76. , Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности: автореф. дис./ Г. К. Нургалиева. -Алматы, 1993.- С. 51.
  77. Общая психология/под ред.A.B.Петровского. М.: Просвещение, 1976. -С. 237.
  78. Общий практикум по психологии. Психологические измерения. Часть 1/П.Б.Шошин/под ред.М. Б. Михалевской М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- С. 56.
  79. , В.В. Личность и социальные ценности/ В. В. Ольшанский /Социология в СССР/под ред.Г. В. Осипова. М., 1966. — С. 211.
  80. , С. С. Математические методы в социальной психологии/ С. С. Паповян. М. 1988.
  81. , Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности/ЯТроблемы личности/Б.Д.Парыгин. М., 1969.-С. 172.
  82. , Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура/Т.Н.Персинова: Учебное пособие. — М.: Логос, 2004. С. 224.
  83. , A.B., Петровский, В.А. Индивид и его потребность быть личностью/ А.В.Петровский, В.А. Петровский //Вопросы философии. 1982. — № 3. — С. 7−11.
  84. , A.B., Петровский, В. А. Категориальная система в психологии/ А.В.Петровский, В.А. Петровский //Вопросы психологии. 2000.- № 5. С. 3−17.
  85. , К.К. Структура и развитие личности/ К. К. Платонов. М., 1986.
  86. , Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности/Е.А.Подольская. Харьков, 1991.— С. 144.
  87. Практикум по психодиагностике личности/под оющ.ред.Н. К. Ракович. — Минск, 2002. С. 224.
  88. , A.C. Исследования по психологии установки/ А. С .Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1967.
  89. Проблемы культуры: Сб.науч.трудов. Новосибирск, 1998. — С.57.
  90. Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1966. — С. 46.
  91. Психологические механизмы регуляции социального поведения/ред.М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С. 156.
  92. Психология. Словарь/под общ.ред.A.B.Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. С. 494.
  93. , Т.Е., Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив/Т.Е.Резник, Ю.М. Резник. М., 1995. — С. 132.
  94. , H.H. Психология личности/ Н. И. Рейнвальд. М., 1987.
  95. , Ю.А., Степанов, С.Ю., Семенов, И. Н. Личностная ориентация непрерывного образования: теория и практика/ Ю. А. Репецкий, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. Волгоград: ВГПУ, 1994. — С. 94.
  96. , C.JJ. Основы общей психологии: Учебник/ С.Л.' Рубинштейн СПб, 1999.
  97. , В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуцальности/В.М.Русалов.-М., 1997.-С. 166.
  98. , В.М. Биологические основы индивидуально-психологических свойств/В.М.Русалов. М., 1979. — С. 352.
  99. , Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи/под ред.Е. В. Шороховой. М., 1987. — С. 177.
  100. , В.И. Психология волевой активности/ В. И. Селиванов. -Рязань, 1974.
  101. , H.H., Степанов, С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии. Наука о человеке/ И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: ИПАН, 1990. — С. 83.
  102. , Е.В. Методы математической обработки в психологии./ Е. В Сидоренко. СПб., 2000. — С. 154.
  103. , Д., Милтон, Ингер Дою. Социология рассовых и этнических отношений. В кн.: Социология сегодня: проблемы и перспективы/ Д. Симпсон, Ингер Дж.Милтон. М.: Прогресс, .1965. — С. 417−444.
  104. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии/ЯТсихология человека: Введение в психологию субъективности/ В. И. Слободчиков, Е.И.Исаев/ Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 422.
  105. , JJ.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей/ JI. M Смирнов //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. -№ 1.-С. 157−168.
  106. , JI.M. Ассоциация базовых ценностей и графических символов/ Л.М.Смирнов// Развитие личности. 2002. — № 1. — С. 138−149.
  107. , JI.M. Типология базовых ценностей на основе неосознаваемого сравнения/Л.М.Смирнов// Вопросы психологии. — 2006. № 6.-С. 120−131.
  108. , Е.Т. Проективные методы исследования личности/ Е. Т. Соколова. М., 1980.
  109. , В.В. Самосознание личности/ В. В. Столин. М.: изд-во Моск. ун-та, 1983.- С. 39.
  110. , Г. В. Основы математической статистики для психологов/Г.В. Суходольский. Л., ЛГУ, 1972. — С. 61.
  111. , Д.Н. Психологические исследования/ Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. — С. 192.
  112. , Д.Н. Теория установки/ Д. Н. Узнадзе. Воронеж, 1997. — С. 211.
  113. , Д.И. Психология развития личности/ Д. И. Фельдштейн. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- С. 321.
  114. , О.Г. Социальная психология. Конспект лекций/под ред. В .А.Михайлова/ О. Г. Филатова. СПб., 2000. — С. 112.
  115. Философский энциклопедический словарь. М., 1994. — С. 791.
  116. Формирование духовных потребностей школьников. Новосибирск, 1966.- С. 83.
  117. Формирование социальной активности. Рязань, 1990. — С. 74.
  118. , В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. М., 1990. — С. 368.
  119. , JI.M. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогическом исследовании/ Л. М. Фридман //Советская педагогика. 1971. — № 3. — С. 64−74.
  120. , Э. Иметь или быть/ Э.Фромм. Киев, 1998.
  121. , К. Невроз и развитие личности/ К.Хорни. М., 1996. — С. 138.
  122. Этнопсихологический словарь/под ред.В. Г. Крысько. М., 1999. — С. 343.
  123. , Н.З. Культура и ценности/ Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси, 1984.- С. 117.
  124. , И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — С. 87.
  125. , В.Э. Нравственная устойчивость личности/ В. Э. Чудновский. М.: Педагогика, 1981.
  126. , В.Э. Смысл жизни и судьба /В.Э. Чудновский. М., 1997. -С. 233.
  127. , М.А. Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации к рынку/ М. А. Шабанова //Социологические исследования. 1995. — № 4. — С. 88−97.
  128. , Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях/Ч.А.Шакеева. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — С. 192.
  129. , A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дис. / A.C. Шаров. Новосибирск, 2000. — С. 314.
  130. , П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования: В кн. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ П. Н. Шихарев. М.: Наука, 1976. — С. 278 295.
  131. , Е.В. Социальная детерминация поведения. В кн. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Е. В. Шорохова. М., 1976. — С. 5−28.
  132. , Е.А. Субъекты общественной психологии/Теоретическая и прикладная социальная психология/ Е. А. Яблокова. М.: Мысль, 1988. — С. 129.
  133. , В.А. Стратегия социологического исследования/ В. А. Ядов. М., 1999.-С. 387.
  134. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: в кн. Методологические проблемы социальной психологии / В. А. Ядов. М., 1975. — С. 89−105.
  135. , В.А. Диспозиционная концепция личности: в кн. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования. / В. А. Ядов. JL, 1979.-С. 106−120.
  136. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека/П.М.Якобсон. М.: Просвещение, 1969.
  137. , М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций: автореф.дис./ М. С. Яницкий. Новосибирск, 2000. С. 301.
Заполнить форму текущей работой