Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессы планирования обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг в настоящее время еще недостаточно изучены как в теории, так и практике, поэтому практические проблемы обеспечения конкурентоспособности с позиций её планирования не нашли достаточного применения как в России, так и за рубежом. Основой планирования конкурентоспособности услуг ОТРС должны быть инновационные технологии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ
    • 1. 1. Проблемы обеспечения конкурентоспособности в современной теории развития туристско-рекреационной сферы
    • 1. 2. Основные факторы, определяющие конкурентоспособность организаций туристско-рекреационной сферы
    • 1. 3. Конкурентные преимущества как основа обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ
    • 2. 1. Основные тенденции развития туристско-рекреационного комплекса
  • Краснодарского края
    • 2. 2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы
    • 2. 3. Разработка механизма обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы
  • ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТУРИСТСКО РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ
    • 3. 1. Апробация методических подходов по оценке конкурентоспособности организаций туристско-рекреационного бизнеса
    • 3. 2. Планирование обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций
    • 3. 3. Использование информационных технологий в процессе обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы

Формирование механизма обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Туристско-рекреационные организации в настоящее время представляют собой важнейшую составляющую развития всей туристской сферы экономики, обладают огромным потенциалом для формирования доходов государственного бюджета. Устойчивое развитие организаций туристско-рекреационной сферы (ОТРС) является одним из стратегически важных направлений в туризме и экономике России в целом.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» на ближайшие пять лет государство намерено потратить 322 млрд руб., в том числе 96 млрд руб. из средств федерального бюджета на развитие и повышение привлекательности туристско-рекреационного комплекса России. Авторы данной ФЦП прогнозируют, что к 2018 году Россия войдет в десятку самых популярных туристских стран мира.1.

В последнее время в РФ возросла степень доступности туристско-рекреационных услуг для многих категорий туристов, что было вызвано упрощением ряда формальностей при оформлении туристских путевок, внедрением инновационных технологий в процесс обслуживания, ростом концентрации ОТРС, а также повышением эффективности функционирования национальной экономики. Тем не менее, уровень отечественного туристско-рекреационного обслуживания зачастую отстает от зарубежного. Российские организации туристско-рекреационной сферы отличаются от мировых недостаточным уровнем сервисного обслуживания и качеством самих предоставляемых услуг, что не позволяет в достаточной степени обеспечивать потребность рынка и, соответственно, успешно конкурировать.

Современный рынок диктует соответствующие условия обеспечения конкурентоспособности, которые являются необходимой процедурой для любой туристско-рекреационной организации. Конкурентоспособность зависит от множества факторов и в первую очередь от социальных, экономических,.

1 www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55 071 986/ технологических и политических процессов, а также от действий участников рынка, использующих современные теории управления, инновационные технологии и собственные предпринимательские возможности. Поэтому изучение законов конкурентной борьбы является важнейшим источником, с помощью которого организации могут реализовывать и прогнозировать эффективные конкурентные преимущества.

В этой связи обеспечение конкурентоспособности, позволяющее удовлетворять спрос потребителей на высококачественные туристские услуги, является важнейшим направлением формирования конкурентных позиций туристско-рекреационных организаций.

В современных условиях реализация данного подхода вынуждает руководство ОТРС изыскивать оптимальные методы, инструменты и средства обеспечения собственной конкурентоспособности. Несовершенство существующих рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности связано, в первую очередь, с недостаточно полной проработанностью вопросов формирования механизма, который позволял бы оценивать степень конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы, выявлять их конкурентные преимущества, а также планировать эффективность обеспечения конкурентоспособности. В этой связи существует объективная необходимость формирования механизма обеспечения конкурентоспособности, который способствовал бы достижению высокого уровня развития ОТРС.

Следовательно, актуальность диссертационного исследования, его научная и прикладная значимость обуславливается необходимостью разработки механизмов повышения и обеспечения конкурентоспособности в сфере туристско-рекреационного бизнеса.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы конкурентоспособности исследуются в отечественной литературе сравнительно недавно. Вопросы, посвященные конкурентным отношениям, и их составной части — конкурентоспособности в наибольшей степени отражены в трудах как современных исследователей, так и экономистов-классиков: Ансофа И., Котлера Ф., Коно Т.,.

Ламбена Ж.Ж., Маршала А., Портера М., Риккардо Д., Смита А., Шумпетера Й. и пр. Весомый вклад в развитие проблем конкурентоспособности был внесен отечественными экономистами-исследователями: Азоевым Г. Л., Багиевым Г. Л., Го-лубковым Е.П., Лифицом И. М., Лозовским Л. Ш., Светуньковым С. Г., Староду-цевой Е.Б., Фатхутдиновым P.A., Юдановым А. Ю. и др.

В последние годы в теории и практике проведены исследования, которые связаны с изучением вопросов по обеспечению и повышению конкурентоспособности в туристско-рекреационной сфере. Данными вопросами занимались такие ученые как Азар В. И., Боков М. А., Ветитнев A.M., Джанджугазова Е. А., Жуков Б. М., Кабушкин Н. И., Карпова Г. А., Квартальное В. А., Левченко Т. П., Лесник А. Л., Морозов М. А., Песоцкая Е. В., Романова Г. М., Чудновский А. Д. и др.

Общетеоретическим вопросам конкурентоспособности организаций посвящено большое количество работ, однако в них отсутствует целостная теория, связанная с обеспечением конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы. Вопросы планирования обеспечения конкурентоспособности на рынке туристско-рекреационных услуг недостаточно изучены. В более детальной проработке нуждаются проблемы оценки эффективности обеспечения конкурентоспособности ОТРС.

Необходимость теоретического и методического решения обозначенных проблем, а также их практическая значимость, определили актуальность выбранной темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — организации туристско-рекреационной сферы Краснодарского края.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования механизма обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании и практической разработке методических положений по формированию механизма обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций.

Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

— исследование особенностей формирования конкурентных преимуществ организаций туристско-рекреационной сферы;

— анализ факторов и уровней обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационного бизнеса;

— обоснование алгоритма эффективности обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций;

— формирование механизма обеспечения конкурентоспособности ОТРС;

— разработка методических рекомендаций по оценке конкурентоспособности ОТРС на основе анализа преимуществ и недостатков существующих методик;

— определение комплекса мероприятий по планированию обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг;

Гипотеза научного исследования. Дальнейшее развитие организаций туристско-рекреационной сферы находится в тесной зависимости от степени конкурентоспособности их услуг. Вместе с тем обеспечение конкурентоспособности ОТРС позволит удовлетворять спрос на высококачественные туристские услуги и будет способствовать дальнейшему развитию туристско-рекреационной сферы.

В этой связи весьма важным является предположение о том, что существует объективная необходимость в разработке соответствующего механизма обеспечения конкурентоспособности в сфере туристско-рекреационных услуг, позволяющего своевременно выявлять возникающие проблемы, формировать конкурентные преимущества, а также осуществлять оценку и мониторинг конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы.

Методология исследования. Важнейшие методологические принципы исследования обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы основываются на фундаментальных и прикладных исследованиях как российских, так и зарубежных ученых, занимающихся проблемами управления конкурентоспособностью. Теоретические аспекты диссертационного исследования направлены на развитие теории конкурентоспособности, её обеспечения в туристско-рекреационной сфере.

В диссертации применяются современные концепции управления и обеспечения конкурентоспособности, а также результаты исследования, связанные с оценкой конкурентоспособности ОТРС.

Базой для осуществления экономических расчетов послужили материалы в области законодательства, действующие нормы и нормативы, инструкции и рекомендации, составленные по статистическим материалам Федеральной службы государственной статистики РФ, Краснодарского краевого комитета государственной статистики, личные опросы, выводы и наблюдения автора, полученные в ходе выполнения диссертационного исследования, информационные ресурсы сети Интернет.

Эмпирическая база. Формулировка теоретических положений и обоснование выводов автора проводились на основе эмпирических исследований, теоретических познаний, общелогических методов и приемов, а также методов системного анализа, статистических методов, методов обобщений и экспертных оценок, методов аналогий и сравнений, графоаналитических методов.

Соответствие темы диссертации паспорту специальности ВАК. Диссертационное исследование соответствует п. 15.19 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационной сферы» и п. 15.20 «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере рекреации и туризма» Паспорта специальности 08.00.05-Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в использовании системного подхода к исследованию теоретических и методических вопросов по формированию и обеспечению конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы на основе разработки соответствующего механизма. Наиболее существенные положения научной новизны диссертационной работы заключаются в следующем:

1. В рамках проведенного исследования выявлена необходимость обоснования конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы, представляющей собой интеграцию определенных характеристик, связанных с качеством обслуживания, инфраструктурой номерного фонда, ценовой политикой, а также эффективностью продвижения и реализации туристского продукта, позволяющих удовлетворять запросы потребителей, удерживать конкурентные позиции на рынке и обеспечивать при этом коммерческий успех.

2. Предложена классификация факторов конкурентных преимуществ ОТРС на основе учета специфики туристско-рекреационной сферы, позволяющих выявить тактические позиции, характеризующие организацию, туристско-рекреационную услугу, процесс обслуживания клиентов, а также маркетинговую и сбытовую политику.

3. Дано обоснование методических подходов к формированию механизма обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций, ориентированного на увеличение эффективности деятельности ОТРС по экономическим параметрам, параметрам, определяющим реализацию и продвижение турпродукта, обслуживание по ценовым и качественным характеристикам, а также использование информационных технологий. Структура предложенного механизма включает в себя не только учет внутренних воздействий, но и факторов внешней среды, а также оценку конкурентоспособности и процесс планирования ее обеспечения.

4. Доказана взаимосвязь эффективности с процессом обеспечения конкурентоспособности, результатом которой явилась разработка алгоритма формирования эффективности обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы, учитывающего две важнейшие составляющие: цели расчета и виды оценок по соответствующим показателям, что позволит выявить не только позицию ОТРС на рынке туристских услуг, но и наиболее точно определить их конкурентные преимущества.

5. Разработаны методические рекомендации по интегральной оценке конкурентоспособности ОТРС, которые в отличие от ранее предложенных включают в себя критерии и соответствующие показатели, характеризующие результативность экономической деятельности, качество оказываемых услуг, эффективность реализации и сбыта, предполагающие использование информации не только о текущих затратах и получаемом результате, но и стабильности достигнутого эффекта в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что позволит обеспечить конкурентоспособность при наименьших затратах.

6. Предложен процесс планирования обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы, состоящий из ряда этапов, связанных с разработкой системы плановых показателей, комплексом мероприятий в отношении потребительских свойств туристско-рекреационной услуги, ее цены, продвижения и сбыта, а также с формированием бюджета обеспечения и повышения конкурентоспособности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Конкурентоспособность организаций туристско-рекреационной сферы является весьма относительным понятием, которое возможно выявить только посредством ряда сравнений по определенному набору критериев и показателей. Определено, что конкурентоспособность возможно направить не только на сопоставимость продукции и услуг, но и на технологические процессы, научно-методическую документацию и интеллектуальную собственность. Конкурентоспособность всегда определяется не в статике, а в динамике, что связано, в большей степени с влиянием внешних управляемых параметров. Доказано, что конкурентоспособность услуг организаций туристско-рекреационной сферы можно представить как некую интеграцию определенных характеристик, связанных с уровнем обслуживания, инфраструктурой оборудованием номерного фонда, позволяющую удовлетворять запросы потребителей, удерживать конкурентные позиции на рынке и обеспечивать при этом коммерческий успех.

2. Определение факторов конкурентных преимуществ дает возможность ОТРС эффективно функционировать на достаточно продолжительном периоде времени, так как предлагают средства и способы к повышению конкурентоспособности. Оценка факторов конкурентных преимуществ состоит способности к выявлению сильных и слабых сторон в деятельности самой ОТРС и в работе организаций-конкурентов, что позволяет избегать наиболее острые формы конкуренции, использовать свои преимущества, а также слабости конкурентов.

3. Формирование механизма обеспечения конкурентоспособности ОТРС основывается на основных правилах и порядке воздействия органов управления на деятельность рекреационных организаций. Рыночный механизм является элементом внешней среды по отношению к ОТРС, слабо поддающимся управлению, однако к которому необходимо эффективно приспосабливаться. Поэтому одной из основных задач предлагаемого механизма обеспечения конкурентоспособности является учет и минимизация негативных воздействий со стороны внешней среды. Внутренняя среда также оказывает огромное воздействие на обеспечение конкурентоспособности ОТРС. Факторы внутренней среды формируют процесс создания и качество туристско-рекреационных услуг на основе требований рынка, а также формируют конкурентные преимущества в соответствии с принципами планирования и тактического управления. Механизм обеспечения конкурентоспособности ОТРС построен автором с учетом общих принципов и методов управления, а также управленческих воздействий, возникающих в процессе обеспечения конкурентоспособности.

4. На основе анализа экономической литературы можно говорить о том, что существуют разнообразные подходы к понятию «эффективность», при этом ни в одном из подходов нет четкой связи между эффективностью и обеспечением конкурентоспособности. Специфика туристско-рекреационной сферы предполагает не просто управление конкурентоспособностью, а эффективное управление ею, которое можно рассматривать в направлении достижения максимальных результатов по улучшению положения туристско-рекреационных организаций на рынке услуг при сложившемся уровне затратдостижения определенных результатов по улучшению конкурентной позиции на рынке туристско-рекреационных услуг при наименьших затратах, чем у конкурентовоптимальности соотношения между затратами имеющихся у ОТРС ресурсов и степени изменения конкурентных преимуществ.

5. В современных условиях, не смотря на существование множества методик и методологий оценки конкурентоспособности, не существует адекватной методики, которую можно применить к туристско-рекреационной сфере. Неоднозначность и достаточная сложность понятия конкурентоспособность обуславливает множество способов её оценки. Считаем возможным предложить три группы параметров, характеризующих конкурентоспособность организаций ту-ристско-рекреационной сферы: конкурентоспособность туристско-рекреационной услуги с позиций её привлекательности, экономическая эффективность функционирования как экономический результат деятельности ОТРС, эффективность продвижения и реализации туристско-рекреационного продукта.

6. Процессы планирования обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг в настоящее время еще недостаточно изучены как в теории, так и практике, поэтому практические проблемы обеспечения конкурентоспособности с позиций её планирования не нашли достаточного применения как в России, так и за рубежом. Основой планирования конкурентоспособности услуг ОТРС должны быть инновационные технологии. В этой связи планы, связанные с повышением конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг, должны находиться в тесной увязке с планированием инноваций по внедрению в деятельность ОТРС новых достижений в области реализации турпродукта. Обеспечение конкурентоспособности во многом зависит от экономических, сбытовых факторов, факторов качества обслуживания, а также конъюнктуры рынка. Поэтому в планах повышения и обеспечения конкурентоспособности ОТРС должны быть предусмотрены соответствующие разделы в целях оптимального сочетания указанных факторов.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного диссертационного исследования определяется методами исследования, основанными на анализе как российской, так и иностранной литературы, применением принципов и методов системного подхода. Разработанные методические рекомендации опираются на экспериментальные расчеты, выполненные на основе материалов финансовой отчетности ОТРС, собранных автором в процессе исследования. В диссертационной работе проанализированы статистические данные, которые характеризуют основные тенденции развития туристско-рекреационной сферы, подтверждающие достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение результатов, полученных автором заключается в систематизации существующих подходов к проблеме обеспечения конкурентоспособности на микроуровне. Доказана необходимость повышения и обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы. Логика исследования базируется на теоретических основах конкурентоспособности, позволивших сформировать механизм обеспечения, который будет способствовать устойчивому росту конкурентоспособности ОТРС.

Практическая значимость результатов выполненного исследования состоит в возможности использования методических рекомендаций по оценке конкурентоспособности и комплекса мероприятий, связанных с планированием, в процессах обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций. Материалы диссертационного исследования могут применятся в процессе преподавания учебных дисциплин, таких как «Менеджмент туризма» и «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме».

Апробация и внедрение основных результатов диссертации. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры «Менеджмент организации» Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента и получили положительную оценку на международных и научно-практических конференциях и симпозиумах: «Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем» (Пенза 2010), «Современные аспекты подготовки кадров для Олимпийских и Паралимпийских игр: Ванкувер-Лондон-Сочи» (Краснодар 2010), «Экономика и бизнес в России: проблемы и перспективы глазами молодого поколения» (Краснодар 2011), «Инновационный потенциал социально-экономического развития Украины в условиях глобализации» (Словакия, г. Кошице 2012), «Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России» (Краснодар 2012).

Результаты исследования нашли применение в практической деятельности Министерства курортов и туризма Краснодарского края, а также в Южном институте менеджмента в процессе преподавания.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 15 публикациях общим объемом 8,5 п.л. (в т.ч. авторских — 7,45 п.л.), 4 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 2,6 п.л. (в т.ч. авторских — 2,05 п.л.).

Структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 146 страницах машинописного текста, включает в себя три главы, введение и заключение, библиографический список, приложения, содержит 21 таблицу и 31 рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования диссертационной работе позволили сделать следующие выводы:

1. Конкурентная борьба постоянно находится в фокусе внимания любой организации. Основываясь на конкурентной среде, осуществляются процессы принятия управленческих решений, которые направлены на увеличение финансовой устойчивости в конкурентном окружении. Для организаций туристско-рекреационной сферы присущ высокий уровень конкуренции. На усиление конкурентной борьбы большое влияние оказывает уменьшающийся спрос на туристско-рекреационные услуги, сезонность, уровень финансовой активности, а также усиливающееся влияние предприятий и организаций, обеспечивающих функционирование туристско-рекреационной сферы.

2. Исследования показали, что ни в российской, ни в зарубежной теории сложно найти точное и равнозначное определение конкурентоспособности услуги, в том числе туристско-рекреационной. Многие исследователи предпочитают не трактовать отдельно такие понятия как «продукт» и «услуга», считая их равнозначными. С нашей точки зрения, данный подход недостаточно точно определяет конкретные особенности услуги, а именно такие как их неосязаемость, неотделимость от источника реализации, невозможности транспортировки и хранения. Однако данные параметры напрямую объясняют их специфику, а также специфичность самой туристско-рекреационной сферы, что предопределяет проблему обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы, связанную с обеспечением качества услуги как таковой и качество обслуживания.

Все вышеизложенное позволяет дать следующее определение конкурентоспособности туристско-рекреационной услуги:

Туристско-рекреационная услуга — представляет собой результат комплекса взаимодействий в туристско-рекреационной сфере, ориентированный на удовлетворение четко определенных потребностей туристов и рекреантов соответствует применяемым стандартам и техническим условиям, и направленный на максимизацию доходов.

3. Развитие рыночных отношений в туристско-рекреационной сфере привело к объективной необходимости научной разработки теоретической и методической базы, основанной на системном, комплексном подходе к проблемам обеспечения конкурентоспособности. Данный подход позволяет всесторонне проанализировать и увязать в единое целое: системность самой туристско-рекреационной услуги, основные условия обеспечения конкурентоспособности организаций туристско-рекреационной сферы, а также оценить эффективность обеспечения конкурентоспособности.

4. В постоянно меняющейся внешней среде весьма актуальным является проблема выявления и классификации основных критериев и факторов, воздействующих на формирование конкурентных преимуществ, представляющих собой основу для стабильного конкурентного положения на рынке ту-ристско-рекреационных услуг. Конкурентные преимущества организаций туристско-рекреационной сферы можно определить как совокупность внешних и внутренних частных и интегральных критериев и факторов, формирующих потребительское отношение к туристско-рекреационным услугам. Факторы конкурентоспособности ОТРС определяют характерные позиции в их деятельности, а критериями могут выступать определенные качественные или количественные характеристики туристско-рекреационного продукта.

5. Необходимость четкого представления и управления процессами обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций выдвигает весьма важную проблему, связанную с формированием механизма обеспечения конкурентоспособности. Организация может быть конкурентоспособной, если осуществлен комплекс мероприятий, связанных с выявлением и реализацией конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ. Формирование механизма обеспечения конкурентоспособности ОТРС основывается на основных правилах и порядке воздействия органов управления на деятельность рекреационных организаций. Рыночный механизм является элементом внешней среды по отношению к ОТРС, слабо поддающимся управлению, однако к которому необходимо эффективно приспосабливаться. Поэтому одной из основных задач разрабатываемого механизма обеспечения конкурентоспособности является учет и минимизация негативных воздействий со стороны внешней среды. Механизм обеспечения конкурентоспособности ОТРС построен с учетом общих принципов и методов управления, а также управленческих воздействий, возникающих в процессе управления конкурентоспособностью. Одним из основных условий обеспечения конкурентоспособности является внутренняя и внешняя среда ОТРС. Внешняя среда зависит от факторов, связанных с государственным регулированием, рынком туристско-рекреационных услуг и социально-политических механизмов Основу конкурентной среды составляют отношения собственности, без которых трудно говорить об эффективности использования ресурсов на всех уровнях управления: макро-, мезои микроуровни.

6. Исследование трудов отечественных ученых позволило сделать вывод об отсутствии единой методики по оценке конкурентоспособности, которая бы учитывала специфику туристско-рекреационной сферы. В этой связи автором предложены методические подходы к оценке конкурентоспособности туристско-рекреационных организаций, объединяющие три важнейших направления ее исследования: результативность экономической деятельности, рост качества оказываемых услуг, а также эффективность реализации и сбыта. Обоснованность предложенных подходов определяется их комплексным характером, поскольку реализует возможность расчета интегрального коэффициента. Разработанные методические подходы апробированы при исследовании конкурентоспособности трех организаций туристско-рекреационной сферы, расположенных на территории г. Краснодар.

7. В целях практического использования оценки эффективности воздействия на уровень обеспечения конкурентоспособности автором разработан алгоритм формирования эффективности обеспечения конкурентоспособности, в основе которого заложены три направления исследования.

Первое направление предполагает достижение максимальных результатов по улучшению положения туристско-рекреационных организаций на рынке услуг при сложившемся уровне затрат, поскольку любая эффективность предполагает соотношение результатов и затрат. В данном случае речь идет об эффективности обеспечения конкурентоспособности на основе имеющихся затрат.

Второе направление связано с достижением определенных результатов по улучшению конкурентной позиции на рынке туристско-рекреационных услуг при наименьших затратах, чем у конкурентов, то есть эффективность обеспечения конкурентоспособности в данном случае основана на минимизации затрат.

Третье направление основано на соотношении между затратами имеющихся у ОТРС ресурсов и степени изменения конкурентных преимуществ в результате использования этих ресурсов, то есть эффективность обеспечения конкурентоспособности представляет собой улучшение конкурентных позиций на основе соотношения затрат по различным видам ресурсов.

8. Необходимым условием реализации сформированного механизма обеспечения конкурентоспособности ОТРС является процесс планирования. Вопросы планирования конкурентоспособности продукции и услуг в настоящее время еще недостаточно изучены как в теории, так и практике, поэтому практические проблемы обеспечения конкурентоспособности с позиций её планирования не нашли достаточного применения как в России, так и за рубежом. С нашей точки зрения процесс планирования конкурентоспособности услуг в туристско-рекреационном обслуживании необходимо осуществлять по следующим направлениям:

— формирование системы плановых показателей,.

— планирование организационно-экономических, сбытовых параметров, а также мероприятий по повышению качества обслуживания клиентов.

В предлагаемых рекомендациях по планированию обеспечения конкурентоспособности необходимо соблюдать следующие этапы:

— определение целей гостиничной организации в области планирования обеспечения конкурентоспособности на определенный период,.

— разработка системы плановых показателей обеспечения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг и расчет их прогнозных значений,.

— разработка комплекса мероприятий по достижению поставленных целей в рамках определенной стратегии развития,.

— формирование бюджета — документа, в котором контролируются и анализируются фактически полученные результаты.

9. В настоящее время конкурентоспособность туристско-рекреационных организаций во многом зависит от степени их интеграции в информационное пространство. Современные информационные технологии являются мощным инструментом и одним из способов обеспечения конкурентоспособности, так как позволяют формировать новые конкурентные преимущества. Информационные технологии предполагают наличие большого объёма информации по планированию, поддержке отношений с клиентами, что позволяет ОТРС лучше адаптироваться к постоянно меняющимся условиям ведения бизнеса. Информационная поддержка конкурентных преимуществ тесно связана с процессами их сохранения, увеличения, а также управления и планирования. В этой связи автором представлена модель обеспечения конкурентоспособности ОТРС с использованием информационных технологий, которая представляет собой процесс привлечения дополнительных туристов на основе долговременных договорных отношений, приводящим к увеличению объемов продаж турпродукта.

Процесс реализации модели заключается в следующем:

— планирование продаж турпродукта,.

— формирование и анализ баз данных о клиентах,.

— расширение перечня основных и дополнительных услуг,.

— поиск и привлечение туристов посредством информационных технологий,.

— создание и поддержка сайта ОТРС,. -. увеличение доходов ОТРС,.

— оценка и обновление баз данных о клиентах.

Предложенная модель дает возможность организациям туристско-рекреационной сферы постоянно наращивать количество клиентов, увеличивать объем реализации туристских услуг, а также расширить рынок сбыта, что в конечном счете приведет к укреплению и обеспечению конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В., Барзыкин Ю. А., Шарафутдинов В. Н. XXI век станет веком туризма Текст. // ЭКО. 2005. С. 46−57.
  2. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст./ Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
  3. А. Ю. Международный туризм. М.: Кнорус, 2010. 464 с.
  4. А. Ю. Структура туристского рынка. М., 2002.
  5. , М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов Текст. / М. М. Амирханов, A.A. Татаринов A.A., А. Д. Трусов. М.: Экономика, 1997.-141 с.
  6. , И. Новая корпоративная стратегия. Теория и практика менеджмента Текст./ И. Ансофф. СПб: Изд-во «Питер», 1999. 416 с.
  7. A.A., Гапоненко A.B. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий: Монография / Кубан. гос. тех-нол. ун-т: Изд. Куб ГТУ, 2004. 128 с.
  8. М.П. Маркетинг стратегия и практика фирмы. М.: Финста-тинформ, 2002. 242 с.
  9. М., Попов Е.Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, № 4. 2006. — с. 18−21
  10. Ю.Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003
  11. , И.С. Санаторно-курортное дело Текст./ И. С. Барчуков. -М.: ЮНИТИ, 2006.-159с.
  12. , М. Н. Совершенствование санаторно-курортного продукта и повышение эффективности его продаж Текст./ М. Н. Барыбкина // Курортные ведомости. 2002. № 6 (15). — С. 3.
  13. В. П., Козлов Д. А., Лайко М. Ю., Попов Л. А. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и туризма. М., 2008.
  14. Н.Берлин, С. И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития Текст./ Берлин. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 57с.
  15. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом «Герда», 2007. 576 с.
  16. B.C. Экономика туризма. М.: Академия, 2005. 311 с.
  17. , М.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов всех форм обучения Текст./ М. А. Боков, JI.B. Самарина. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. 201с.
  18. Г. А., Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Мн., 2003.
  19. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект-пресс, 1995. 384 с.
  20. А. Анкетирование. Разработка опросных листов и их роль и значение при проведении рыночных исследований- Пер. с англ., Днепропетровск- Баланс Бизнес Букс, 2005.
  21. Е.В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. 160 с.
  22. Н. Ю. Организация туристского бизнеса. Краснодар, 2005.
  23. , A.M. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями Текст./ A.M. Ветитнев. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 230с.
  24. , A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С., Конкурентная способность санаторно-курортных организаций Текст. / A.M. Ветитнев, М. А. Боков, Е. С. Угрюмов. Сочи: СГУТиКД, 1998.- 95с.
  25. Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 384 с.
  26. Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 352 с.
  27. В.Ю. Международный туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 255 с.
  28. Н.И., Зорин И. В., Ильина E.H. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. 288 с.
  29. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ЭКМОС», 2008. 352 с.
  30. Гостиничный и туристский бизнес. Под ред. M. М. Ашомко. М.: 2008.
  31. Д. Маркетинг: новые возможности. М.: Гранд- Фаир-Пресс, 2002. 352 с.
  32. Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. / Пер. с англ. М.: Консалтинговая группа Имидж-Контакт: ИНФРА-М, 2010.
  33. А. В., Сенин В. С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. М., 2008
  34. Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М., 2005.
  35. Ю. В. Коммерческая деятельность в индустрии гостеприимства и туризме. Хабаровск, 2007
  36. П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  37. Европейский гостиничный маркетинг. Пер. с англ. Е. Ю. Драгныш. М.: Финансы и статистика, 2004. 224 с.
  38. И. Современный туристский бизнес. Экостратегия в управлении фирмой: М.: Финансы и статистика, 2003.
  39. О. П. Ефимова H.A. Под ред. Н. И. Кабушкина. Экономика гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2004.
  40. Жиль Вальтер. Конкурентоспособность: Общий подход // Проект Российско-Европейского Центра Экономической Политики (РЕЦЭП). -Москва, 2005. 52 с.
  41. М. А., Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. М., 2005.
  42. М. А., Сенин В. С., Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. М., 2005.
  43. , П. Конкурентоспособность и маркетинг Текст. / П. Завьялов // Российский экономический журнал. 2004. № 12. — С.50 — 55.
  44. А. Б. Экономика туризма. М., <Финансы и статистика>, 2007
  45. , И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий Текст. / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. № 4(24). С. 12−23.
  46. Е. Л., Козлов Д. А., Лайко М. Ю., Нощенко О. Ю. Введение в индустрию гостеприимства и туризма. М., 2002.
  47. Индустрия рекреационных и туристских комплексов. Под ред. С. Ю. Вайнштейна. Новосибирск, 2007.
  48. Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг. М.: 2004. 96 с.
  49. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Мн: Новое знание, 2001. 216 с.
  50. А.Д. Организация сферы туризма. СПб.: Издательский дом «Герда», 2008. 368 с.
  51. В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.
  52. Т. В. Организация гостиничного хозяйства. Кемерово, 2009.
  53. , М.Н. Сравнительная характеристика реальной и потенциальной конкурентоспособности предприятий Текст. / М. Н. Колегов // Ученые записки РГСУ. 2008. № 2. — с. 194.
  54. A.B. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационных стратегий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.06. -Екатеринбург, 2005. 24 с.
  55. А.Б. География Российского внутреннего туризма. М.: Кно-Рус, 2010. 272 с.
  56. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: ЮНИТИ, 2008. 787с.
  57. Ф. Основы маркетинга. М.: Вильяме, 2007. 656 с.
  58. , В.И. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных и гостиничных комплексов: часть 1 Текст./ В. И. Криворучко, В. Г. Новикова. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела, 2000. 70с.
  59. , JI. В. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой Текст./ JI.B. Криворучко, Э. А. Зорин // Гос. ИПК руководящих работников и специалистов курортного дела. Сочи, 2002. 98с.
  60. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2007−2011гг.: стат. сб. Текст./ Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. Краснодар.- 2012. 103с
  61. A.C., Джаладян Ю. А. Основы туризма. М.: КноРус, 2010.
  62. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг Текст. / Жан-Жак Лам-бен. Спб, 2004. 254с.
  63. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие», Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 416 с.
  64. И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие 2-е изд. Перераб. И доп. М. Высшее образование: Юрайт-Издат., 2009
  65. О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Томск: Издательство ТПУ, 2005. 152 с.
  66. И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. Под ред. канд. пед. наук Лапина А. Ю. М.: Академия, 2002. 208 с.
  67. С., Инграм X. Гостиничный бизнес. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 224 с.
  68. М. Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-пресс, 2004
  69. , В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции: учебное пособие Текст./ В. М. Мишин. М.: ГАУ, 2003. 278с.
  70. А. А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. СПб.: Питер, 2009.
  71. М. Качество и конкуренция в гостиничном бизнесе //Парад отелей. 2004., № 1.
  72. Е.Ю., Лайко М. Ю. Стратегическое управление человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства. М.: Издательство Российской экономической академии, 2008. 150 с.
  73. , O.A. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов: монография Текст./ O.A. Никитина. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. — 166с.
  74. , O.A. Особенности интегрирования системообразующих элементов регионального санаторно-курортного комплекса Текст./ O.A. Никитина //Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сб. науч. тр. Вып. 2. 2009. С. 112−119.
  75. Е.Ю. Конкурентоспособность персонала индустрии гостеприимства. Двадцатые международные Плехановские чтения. Доклады профессорско-преподавательского состава. М.: Издательство Российской экономической академии, 2008. 210 с.
  76. B.C. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007. 208 с.
  77. , Н. В. Содержание и этапы маркетингового управления продуктом Текст./ Н. В. Павлов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2009.-№ 3.-С. 319−325.
  78. А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг, № 2. 2006. — с. 23.
  79. М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005.
  80. М. Международная конкуренция. М., 1994.
  81. М. Конкурентное преимущество. Как достичь результата и обеспечить его устойчивость.: — М.: Алышна Бизнес Букс, 2008
  82. , Ю.Н. Оценка эффективности развития санаторно-курортного кластера Текст. / Ю. Н. Реутова // Стратегия обеспечения экономической безопасности России: материалы международ, науч.-практ. конф. (Сочи, 14— 17 мая 2009 г.). Сочи, 2009. С. 14−16.
  83. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник для вузов Изд. 7-е, перераб., доп. Серия: Университетская серия Издательство: Маркет ДС (2008 г.), 608 с.
  84. С.Г. Методы маркетинговых исследований. М.: ДНК, 2003, 352 с.
  85. С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М: КноРус, 2010. 256 с.
  86. А. 3. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 2007, 384 с.
  87. В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.
  88. Ю.С. Гостиничный бизнес. М.: Приор-издат, 2009. 144 с.
  89. H.B. Оценка эффективности работы гостиничного комплекса и его подразделений // Гостиничное дело 2007, № 9.
  90. A.A. Организация международного туризма. М.: Гардари-ки, 2008. 250 с.
  91. С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма. М.: Магистр, 2009. 431 с.
  92. С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2001.
  93. Современный экономический словарь Текст./ Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2010.
  94. Туризм и гостиничное хозяйство. Коллектив авторов. М.: ИКЦ «МарТ», Феникс, 2010. 352 с.
  95. Туризм и гостиничное хозяйство. Под ред. А. Д. Чудновского. М.: ЮРКНИГА, 2005.
  96. Туризм и гостиничное хозяйство. Под ред. В. Шматько. Ростов-на-Дону: Феникс, Издательский центр «МарТ», 2010. 352 с.
  97. Д.С. Экономика туристской отрасли. М.: ИКЦ «МарТ», Феникс, 2010. 448 с.
  98. P.A. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2003.
  99. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый ценр «Маркетинг», 2002. 892 с.
  100. P.A. Управление конкурентоспособностью организации: Серия: Университетская серия. Издательство: Маркет ДС, 2008 г.- 208 с.
  101. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.).
  102. Федеральный закон «О техническом регулировании в РФ» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.
  103. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 22.08.2004).
  104. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. зак-ва РФ. 2003. № 40 ст. 3822.
  105. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"//Собр. зак-ва РФ. -2007.-№ 25.
  106. B.C. Санаторно-курортный комплекс: социально-экономические аспекты функционирования и развития / B.C. Хряков. -М.: Человек и Труд. 2007. — № 1. — С.7−9.
  107. , В.А. Формирование стратегии конкурентоспособности услуг санаторно-курортных организаций Текст. / В. А. Царенко // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2009. № 5. -С.8−14.
  108. А.Д. Управление индустрией туризма: Учебн. пособие. 2-е изд. / АД. Чудновский, М. А Жукова, B.C. Сенин. — М.: КНО-РУС, 2005. -448 с.
  109. Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
  110. И. Теория экономического развития, М.: Прогресс, 1982.
  111. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий //Маркетинг в России и за рубежом, № 9. 2008. — 347 с.
  112. Экономика современного туризма. Под ред. Г. А. Карповой. СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2007. 412 с.
  113. Г. А. Экономика и статистика туризма. М., 2005.
  114. Barrows C.W., Powers T. Introduction to the Hospitality Industry. USA, New Jersey: Wiley&Sons, Inc., 2009.
  115. Aaker, David A. Advertising Management / David A. Aaker, John G. Myers Prentice-Hall International, Inc., 1987
  116. Baker, M.J., Dictionary of Marketing and Advertising / MJ Baker. NY: Nichols Publishing, 1990.
  117. Drucker P. The Post-Capitalist Society. Harper Collins Publishers, 1993
  118. Groonroos, C. Strategic Marketing in the Service Sector / C. Groon-roos // Journal of Marketing. 1989. -№ 8. P. 72−81.
  119. Juran, Joseph M. Planning for Quality / Joseph M. Juran. Juron Institute inc. Wilton CT, USA, 1986.
  120. King, D. Social Impacts of Tourism. Host Percoption / D. King, A. Pi-zam, A. Milman // Annals of Tourism Research. 1993. 20. — P.650−665.
  121. Kotier, Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control / Philip Kotier. New York: Prentice Hall, 2004. 524 P.
  122. Moore, J.F. The Death of Competition / J.F. Moore. N.Y.: Harper Business, 1996.
  123. Porter, M.E. On competition and strategy / M.E. Porter // — A Harvard Business Review Paper back, 1991.
Заполнить форму текущей работой