Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы оценки эффективности стратегии развития лечебно-профилактических учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях бюджетно-целевого финансирования здравоохранения возникает острая необходимость учета и контроля доходов и расходов медицинской организации, эффективного использования финансовых средств, увеличения качества медицинской помощи и медицинских услуг населению на основе методов стратегического планирования. Система сбалансированных показателей, активно внедряемая в управленческую практику… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИСТЕМАХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛПУ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛПУ
  • Глава 4. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛПУ
  • Глава 5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В
  • МНОГОПРОФИЛЬНОМ ЛПУ
  • Глава 6. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРАКТИКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛПУ

Совершенствование системы оценки эффективности стратегии развития лечебно-профилактических учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных социально-экономических условиях по причине толерантного финансирования и недостаточной разработанности механизмов эффективного управления лечебно-диагностическим процессом, система здравоохранения оказалась не в состоянии удовлетворить повседневный спрос населения на медицинские услуги. Существующий в здравоохранении финансово-управленческий кризис обуславливает потребность создания эффективной модели управления, ориентированной на достижение динамического равновесия и реального финансирования отрасли в нестабильных социально-экономических условиях [Лутцев А.Б., 2002; Девятко В. Н., 2003; Кудрявцев Ю. Н., 2003; Пригорнев М., 2003; Тропникова В. Е., 2004; Грязнова Т. Ю., 2005; Кечаева Н. В., 2005; Кечаева Н. В., 2005; Лисицин Ю. П., 2010; Полунина Н. В., 2010; Хетагурова А. К., 2010]. Опыт реформирования отечественного здравоохранения позволяет анализировать недостатки в управлении как на макро, так и на микроэкономическом уровне и определять наиболее эффективные подходы. Так, внедрение нового хозяйственного механизма (далееНХМ) в управлении здравоохранением обеспечило толчок в развитии отрасли и отдельных лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ), однако не получило должного развития по причине наличия ряда существенных недостатков [Вялков А.И., 2001; Кучеренко В. З., 2005]: не произошло изменения структуры сети ЛПУ с преимущественным развитием внеболь-ничных форм деятельности как наиболее эффективных, порядок финансирования ЛПУ носил спорный характер (финансирование стационара стало осуществляться исходя из стоимости койко-дня и средней длительности пребывания больного в стационаре, рассчитанной для разных профилей коек), стоимость койко-дня не учитывала стоимости хирургических операций, стационар работал себе в убыток, НХМ отражал только экономические аспекты работы ЛПУ, не позволяя оценивать медицинскую эффективность ЛПУ, норматив расчета на 1 жителя не включал реальные потребности в финансовых ресурсах, а отражал лишь ограниченные возможности бюджета, индивидуальные нормы нагрузки работников устанавливались руководителями ЛПУ в зависимости от местных условий, исключалось административное регулирование труда медицинских работников, что вызывало, в свою очередь, отказ от использования централизованно разработанных нормативов, трудовые нормативы не являлись основой планирования, организации, контроля и мотивации труда медицинских работников [Шейман И.М., 1998; Щепин О. П., 2006].

Система обязательного медицинского страхования, которая пришла на смену НХМ и существует сегодня, также имеет недостатки, не позволяющие населению получать качественную медицинскую помощь, а персоналу ЛПУ — достойную зарплату и условия труда [Стародубов В.И., 2004; Щепин В. О., 2007]. К причинам этих проблем можно отнести следующие: несовершенство законодательной базы, низкий тариф страховых взносов — главных элементов управления здравоохранением, несовершенный учет и нестабильное финансовое положение плательщиков страховых взносов, неполное поступление в территориальные фонды платежей от органов исполнительной власти за страхование неработающего населения, использование средств обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) для покрытия бюджетного дефицита, отсутствия определенного размера взноса по ОМС, отсутствие механизма уплаты по ОМС, отсутствие меры ответственности за неуплату страховых взносов, отсутствие в системе ОМС финансирования профилактики и реабилитации как здоровьеформирующих звеньев, низкий уровень финансового обеспечения ОМС [Татарников М.А., 2002; Стародубов В. И., Флек В. О., Дмитриева Е. Д., 2004].

В условиях бюджетно-целевого финансирования здравоохранения возникает острая необходимость учета и контроля доходов и расходов медицинской организации, эффективного использования финансовых средств, увеличения качества медицинской помощи и медицинских услуг населению на основе методов стратегического планирования [Полунина Н.В., 2010]. Система сбалансированных показателей, активно внедряемая в управленческую практику предприятий, может быть использована и в практике здравоохранения как комплексный механизм оценки стратегий медицинской организации. Все вышеуказанное определило цель и задачи исследования.

Цель исследования. На основе комплексной медико-социально-экономической оценки работы многопрофильного ЛПУ научно обосновать возможность применения сбалансированной системы показателей в оценке эффективности стратегий медицинской организации.

Задачи исследования.

1. По данным литературных источников определить степень изученности проблемы и возможность использования системы сбалансированных показателей в оценке стратегии ЛПУ.

2. Оценить значимость и конкурентоспособность ЛПУ посредством определения рыночной доли данного ЛПУ в регионе и объемов медицинской помощи и медицинских услуг в 2007 — 2009 г. г.

3. Оценить показатели работы койки в ЛПУ в динамике в 2007 -2009г.г.

4. Проанализировать структуру финансирования, финансово-экономические показатели ЛПУ.

5. Рассчитать и оценить бюджетную и коммерческую эффективность ЛПУ, уровень рентабельности платных медицинских услуг.

6. Оценить качество оказываемых медицинских услуг и производительность работы в ЛПУ, внедрение системы мотивации, ориентированной на результат в повышении квалификации персонала.

7. Разработать математические модели оценки ключевых стратегических показателей ЛПУ для прогнозирования и планирования деятельности медицинской организации.

Научная новизна работы. Впервые на примере многопрофильной больницы произведена комплексная медико-социально-экономическая оценка деятельности ЛПУ с позиций основных стратегий: «клиенты-пациенты» (или маркетинговая деятельность медицинской организации), «финансы» (ее финансовое положение, доходы, расходы, эффективность использования финансовых средств в системе финансово-экономических коэффициентов), «клинико-диагностические процессы» (повышение качества медицинской помощи и медицинских услуг населению, сокращение сроков пребывания пациентов в стационаре, снижение количества врачебных ошибок), «персонал, развитие» (использование новых технологий в лечебно-диагностическом процессе, повышение уровня квалификации персонала), представлено научное обоснование механизма использования сбалансированной системы показателей в оценке эффективности стратегий медицинской организации, построены математические модели оценки ключевых стратегических показателей, рассмотрена возможность их использования в практике здравоохранения для прогнозирования и планирования деятельности ЛПУ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке теоретических рекомендаций по совершенствованию системы оценки эффективности стратегии развития лечебно-профилактического учреждения на основе сбалансированной системы показателей стратегических моделей оценки деятельности ЛПУ.

Проведенный анализ позволил выявить ключевые показатели, включая монетарные и немонетарные показатели результативности, которые рекомендуется использовать в планировании и прогнозировании деятельности медицинской организации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Использование сбалансированной системы показателей, включающей ключевые стратегии медицинской организации, дает возможность получить комплексную медико-социально-экономическую оценку ЛПУ и является основанием для управления финансированием.

2. Ключевыми показателями стратегии «клиенты-пациенты» являются «выручка (доход)» и ее определяющими: рентабельность, фондоотдача, себестоимость, текучесть кадров, фондоемкость и «количество обслуживаемых пациентов» с детерминантами: доходы от оказания медицинских услуг, доля положительных отзывов пациентов, выработка на одного работника.

3. Ключевым показателем стратегии «финансы» является себестоимость медицинских услуг (помощи), а ее определяют количество дней работы койки, средняя длительность пребывания в стационаре, количество обратившихся пациентовтекучесть кадров.

4. Ключевым показателем стратегии «бизнес-процессы» является средняя продолжительность лечения, а ее детерминанты: средняя продолжительность амбулаторного леченияудельный вес невыполненных заявокдоля дефектов в лечении.

5. Ключевым показателем в стратегии «персонал, развитие» является средние расходы на персонал, а его определяют: текучесть кадров и выручка от продаж.

Внедрение результатов диссертации. Результаты исследования внедрены: в практику работы Комитета здравоохранения г. Астрахани в 2010 году для оценки эффективности стратегий ЛПУ, в практику управления АМОКБ в 2010 году для оценки эффективности стратегии ЛПУ и определения ключевых компетенций медицинской организации, в процесс преподавания на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением при обучении студентов, интернов, ординаторов и слушателей факультета постдипломного образования АГМА.

Личный вклад автора. Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, составлена программа исследования, проведены социологический опрос и выкопировка данных (личное участие — 100%). Программа математико-статистической обработки материала и сама обработка проводилась с участием автора (доля личного участия — 90%). Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены лично автором — 95%.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации доложены на международной научно-практической конференции «Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса» (Саратов, 15 сентября 2009 г.) — международном конгрессе «Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2009 г.) — международной интернет — конференции «В мире научных открытий» (Новокузнецк, 2010) — 87-й итоговой научно-практической конференции сотрудников академии, врачей города и области (Астрахань — 2010), на конференции «Современные аспекты развития сестринского дела Российской Федерации» (Пермь 2010) — международной конференции «Лидерство в переговорах» (Омск, 2010) — заседании Национальной медицинской палаты «Актуальные проблемы сестринского дела: регулирование и финансирование отрасли» (Москва, 2010 г.) — международной конференции «Медицинское право в Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 2010) — заседании общественной врачебно-медицинской палаты ЮФО «Развитие общероссийского объединения медицинских работников» (Астрахань, 2010 г.) — межкафедральном заседании Астраханской государственной медицинской академии, Министерства здравоохранения Астраханской области и практического здравоохранения (Астрахань, 2010).

Структура и объем диссертации

Основное содержание диссертации изложено на 153 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы с изложением материалом и методов исследования, 4 глав с изложением результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя использованных литературных источников, включающего 134 источника, в том числе 127 на русском и 7 иностранных языках, приложения. Работа иллюстрирована 12 таблицами и 37 рисунками.

выводы.

1. Увеличение охвата населения (рынка) медицинской помощью данного ЛПУ подтверждали рост рыночной доли ЛПУ, превышение фактических обращений над запланированными по всем отделениям стационара и в поликлинике, увеличение объемов оказываемых медицинских услуг по программе госгарантий и платных медицинских услуг.

2. Возможность предоставлять специализированнуюмедицинскую помощь всем обратившимся обеспечивалась посредством сокращения сроков пребывания пациентов в стационаре с 12,4 до 11,6 дней. Оборот койки увеличивался от 22,3 до 24,6 дней, что давало возможность увеличения числа дней использования койки в году с 275,6 до 285,97 дней, увеличения эффективности работы койки и уменьшения числа дней простоя койки с 4,0 до 3,2 дней, снижения"цены простоя койки, роста. частоты госпитализации и обеспеченности населения стационарной помощью.

3. Финансирование ЛПУ осуществлялось из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, фонда ОМС, фонда социального страхования, платных услуг, ДМС. При этом уменьшение доли федерального бюджета, ОМС и социального страхования компенсировалось некоторым увеличением доли финансирования из бюджета субъекта РФ и платных услуг. Объемы финансирования ЛПУ распределялись преимущественно в стационар на 80 — 90%% и существенно меньше — в поликлинику: 20 — 10%%. Все источники финансирования стабильно обеспечивали статьи: «оплату труда с начислениями» и «медикаменты и перевязочные материалы».

4. О повышении бюджетной экономической эффективности ЛПУ можно судить по положительной динамике налоговых поступлений в бюджет (начисления на оплату труда), прирост которых составлял 43%. О прибыльности ЛПУ можно было судить лишь по платным медицинским услугам. В ЛПУ зафиксирован рост потребности в получении платных услуг населению, уровня рентабельности медицинских услуг с 24% до 46,8%, экономической эффективности.

5. Стратегия повышения качества реализовывалась через внедрение организационной системы всеобщего управления качеством для достижения приемлемых результатов медицинской помощи, повышения технической оснащенности, квалификации врачей, внедрения менеджмента сестринского персонала, стратегия инноваций через создание перспективных услуг для удовлетворения пациентов с использованием новых технологий.

6. Внедрение системы мотивации, ориентированной на результат, повышение квалификации персонала увеличивало средние выплаты на 1 работника почти в 2 раза, наращивало кадровый потенциал, увеличивало число врачей с ученой степенью, обеспечивало рост запатентованных лечебных технологий.

7. Система сбалансированных показателей, включающая монетарные и немонетарные показатели результативности организации и увязку их с основными стратегиями, как комплексный медико-социально-экономический механизм оценки деятельности медицинской организации определяла стратегические критерии и детерминанты их обуславливающие, обеспечивала прогнозирование и планирование деятельности медицинской организации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Внедрять стратегический менеджмент в здравоохранении, а в качестве системы контроля за реализацией выбранной стратегии использовать сбалансированную систему показателей,.

Оценку реализации стратегии ЛПУ «клиенты-пациенты» осуществлять через «выручку (доход)» и ее детерминанты: рентабельность, фондоотдачу, себестоимость, текучесть кадров, фондоемкость и «количество обслуживаемых пациентов» через доходы от оказания медицинских услуг, долю положительных отзывов пациентов, выработку на одного работника.

Оценку реализации стратегии «финансы» проводить через себестоимость медицинских услуг (помощи) и ее детерминанты: количество дней работы койки, среднюю длительность пребывания в стационаре, количество обратившихся пациентовтекучесть кадров.

Оценку реализации стратегии «бизнес-процессы» осуществлять через среднюю продолжительность лечения и ее детерминанты: среднюю продолжительность амбулаторного леченияудельный вес невыполненных заявокдолю дефектов в лечении.

Оценку реализации стратегии «персонал, развитие» осуществлять через средние расходы на персонал и его определяющие: текучесть кадров и выручку от продаж.

Использовать механизм дифференцированной оплаты труда и материального поощрения как способ повышения качества медицинской помощи и эффективности ЛПУ,.

Доступность и качество медицинской помощи нужно одновременно сочетать с использованием современных ресурсосберегающих медицинских технологий,.

• Повысить инвестиционную привлекательность ЛПУ, сохранив за ЛПУ право оказывать платные медицинские услуги, так как они своими объемами отражают конкурентоспособность ЛПУ, дают возможность реально оценивать эффективность ЛПУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г., Арыкбаев Р. К., Крупнов П. А., Евсеева А. Р., Набиев Р. А. Организация финансовой системы здравоохранения: теория и практика: Монография /Авт. предисл. В. И. Покровский. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. 405 с.
  2. Анализ и оценка деятельности учреждений здравоохранения, их подразделений и служб. М.: ГРАНТ, 2002. — 504 с.
  3. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./Научн. Ред. И ав. Предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  4. Атлас «Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Липецкой области». / Под ред. А. И. Потапова. Липецк: ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в Липецкой области». — 2004. — 426 с.
  5. Л., Кучеренко В., Мартынчик Е., Мартынчик С., Тимчинский Д. Природа и особенности рынка добровольного медицинского страхования в странах Европейского Союза// Экономика здравоохранения. — 2006.-№ 6-С. 5−14.
  6. Библиотека проектов реформы 3flpaBooxpaHeHra//www.zdravinfonn.rii
  7. В.Н. Будущее медико-социального страхования (по материалам научно-практической конференции)/ Экономика здравоохранения.-2002.-№ 5−6.-С. 48−51.
  8. В., Фили Ф., Шишкин С. Расходы населения на медицинские услуги и лекарства (по материалам социологического мониторинга) // Экономика здравоохранения. 2000. — № 7. — С. 45−50.
  9. В.В. Финансовый анализ. — СПб: Питер, 2005. 240 е.: ил. -(Серия «Краткий курс»).
  10. Ю.Бухтурин Н., Грядунова Э. В., Никольский В. И., Евстигнеев C.B. Новые подходы к ценообразованию на платные медицинские услуги, представляемые гражданам сверх территориальных программ госгарантий// Здравоохранение. 2004. — № 6.
  11. П.Василевская И. В. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. — 3-е изд. М.: РИОР, 2009. — 129 с.
  12. М.Ф. Пути организационно-методического обеспечения устойчивого финансирования железнодорожного здравоохранения в период реформирования/ Экономика здравоохранения. — 2002. № 5 — 6. — С. 53−55.
  13. Н.И., Михайлова Л. С., Шелковников A.B. Добровольное медицинское страхование — важнейший источник финансирования медицинских учреждений на современном этапе/ Экономика здравоохранения. 2002. — № 5 — 6. — С. 42 — 47
  14. Н.И., Петрова Н. Г., Макушенко Е. В. Здравоохранение как системообразующий фактор здоровья населения. — СПб., 1999. 124 с.
  15. Внедрение сбалансированной системы показателей/Horvath & Partners-nep.c нем. 3-е изд., — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 478 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
  16. Волкова О.Н.: Управленческий учет.: М.: Издательство «Проспект». — 2005 г.
  17. П.А. Качество только через стандарты// Медицинский вестник-2000.-С. 19.
  18. П.А. Вопросы стандартизации медицинских услуг. Сообщение 1: Концепция и объекты стандартизации// Клиническая геронтология. 1995. — № 2.
  19. А.И. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи. Фармацевтический вестник. — 2001. № 32.
  20. Г. М. Анализ реализации программы государственных гарантий в Российской Федерации в 2002 году на основании сведений статистической формы № 62. // Экономика здравоохранения. — 2003. № 11−12.-С. 5−15.
  21. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования: Методическое пособие/Под редакцией В. Ф. Чавпецова, В. В. Гришина, В. Ю. Семенова, А. М. Рабец.-М., 1998.
  22. Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы. // Экономика здравоохранения. — 1997. № 1. — С. 5−7.
  23. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
  24. Е.П. Маркетинговые исследования теория, методология и практика. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Финпресс, 2000.
  25. Ю.И., Жукова М. В. Основные направления реформирования здравоохранения. // Экономика здравоохранения № 3−4, 2006 г., с.30−35.
  26. Ю.И., Жукова М. В., Суворов Е. Г. К вопросу об оказании некоторых видов платных медицинских услуг в ведомственном лечебном учреждении. // Вестник новых медицинских технологий. — 2004. № 1−2.-С. 86−89.
  27. Т.Ю. Сравнительная характеристика способов оплаты медицинской помощи и оценка их влияния на основные показатели деятельности Л11У. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.- Москва.- 2005.- 23 с.
  28. А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: справ. М.: Русский врач, 2002.
  29. В.Н. Финансирование здравоохранения крупного города на основе программно-целевого планирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. — Москва. — 2003.-47 с.
  30. М.С. Социальные гарантии в здравоохранении: проблемы финансового обеспечения // Бизнес. Образование. Право. 2007. Приложение к № 3.
  31. М.С., Гончаров А. И. Бюджетирование здравоохранения в национальном проекте: содержание и понятийный аппарат // Финансы и кредит. 2007. № 37.
  32. М.С., Гончаров А. И. Банковская карточная технология в механизме финансирования охраны здоровья населения // Финансы и кредит. 2008. № 15.
  33. М.С., Гончаров А. И. Основные приоритеты бюджетных расходов в региональном здравоохранении // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4.
  34. М.С., Гончаров А. И. Структура и функции организационно-финансового механизма регионального здравоохранения // Финансы и кредит. 2007. № 44.
  35. Добровольное медицинское страхование в Европейском Союзе. — Европейское региональное бюро ВОЗ, 2004.
  36. К. Управленческий учет для бизнес-решений:Учебник: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  37. С.А., Гуров А. Н. Некоторые положения экономической теории развития здравоохранения/ Экономика здравоохранения. 2002. -№ 5 — 6. — С. 29 -32.
  38. И.В., Александрова О. Ю., Духанина М. В. Административный учет в деятельности лечебно-профилактических учреждений/ Здравоохранение Российской Федерации. 2006. — № 4. — С. 42 — 44.
  39. A.B., Колинько A.A., Лебедев А. П., Смирнов М. В., Юдин Б. А. Региональная информационно-аналитическая медицинская система Вологодской области/ Экономика здравоохранения. — 2002. № 5 — 6. -С. 25−28.
  40. В.В., Богаченко П. В. Медицинский менеджмент. М.: ИНФРА -М, 2009.-256 с.
  41. В.В., Богаченко П. В., Хан O.K. Формирование системы управленческого учета на основе процессных методов управления компанией // Управленческий учет. 2006. — № 1. — С. 4 -16.
  42. В.В., Богаченко П. В., Хан O.K. Формирование системы управленческого учета на основе процессных методов управления компанией (окончание) // Управленческий учет. 2006. — № 2. — С. 22−35.
  43. В., Попова Т. Бюджетирование по методу Activity baised budgeting // Финансовый директор. — 2004. № 3.
  44. Н.Г., Шипова В. М. Стоимостные оценки санаторно-курортного лечения/ Здравоохранение. — 2001. № 7. — С. 31 — 38.51 .Кадыров Ф. Н. Проблемы развития медицинских учреждений // Медицинское страхование. 1996. № 3. С. 45−48.
  45. Ф.Н. Платные медицинские услуги. М.: Грантъ, 2001.
  46. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. -М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  47. Р., Нортон Д.: Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  48. В.Т. Опыт организации специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях и внедрения стационарозамещаю-щих-технологий/Здравоохранение. 2002. — № 5. — С. 41 — 46.
  49. Д.И., Фомина A.B. Основы экономики и финансирования здравоохранения: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РУДН, 2006. -66 с.
  50. П.Р. Управление медицинской помощью: Практическое руководство в 2 т.: Пер. с англ. / Под общ. ред. акад. РАМН О. Л. Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000 — 743 с.
  51. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993.
  52. Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1980.
  53. Т., Колер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: оценка и управление 2-е изд.: Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2000.
  54. А.Г. Сбалансирована Система Ценностей как эффективный инструмент HR-менеджера для повышения эффективности менеджмента компании// Отдел кадров. 2005. — № 1 (36).
  55. О.Н., Попов Е. В. Классификация методов ценообразования// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4 (30).
  56. Ю.Н. Клинико-экономическое обоснование управления лечебно-диагностическим процессом в современных социально-экономических условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. — Москва. — 2003. 42 с.
  57. В.З., Гришин В. В. Экономика здравоохранения. М.: ФФОМС, 2000.
  58. В.З., Яковлев Е. П. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи и ресурсосбережения. II Проблемы управления здравоохранением. — 2002. — № 2. — С. 24−29.
  59. Л.Г., Малаховская М. В. О методах менеджмента заболевания/Здравоохранение Российской Федерации. — 2006. № 1. — С. 11 — 14.
  60. А. Оптимизация оплаты перонала. Советы для топ-менеджеров// Бизнес без проблем — Пресонал, 2002. Февраль.
  61. A.M., Шиленко Ю. В. Регулирование и планирование медико-предпринимательской деятельности/ Экономика здравоохранения. — 2002.-№ 5−6.- С.36−41.
  62. С., Иванов Р. Как мотивировать топ-менеджеров// Финансовый директор. 2−5. — № 3 (33). — С. 68−77.
  63. Г. И., Луговой P.A., Солдатова А. Университетское управление. 2004.- № 5 — 6 (33).- С. 96 — 103.
  64. В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / В. П. Медведев. М.: Магистр, 2009. — 159 с.
  65. В.А., Токмачев М. С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. М.: ОАО «Издательство „Медицина“», 2006. — 528 с.
  66. Методы, рекомендуемые по оценке эффективности инвестиционных проектов. 2-я ред. / Под ред. В. В. Косова, В. Н. Лившица, А. Р. Шахназарова — М.: Экономика, 2000.
  67. Ю.В., Сон И.М., Данилова Н. В. Реализация пилотного проекта, направленного на улучшение качеств медицинских услуг в здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2009. № 9. С. 7.
  68. Модернизация здравоохранения: сто ответов на актуальные вопросы. — Под ред. д.э.н., профессора Ф. Н. Кадырова. М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2008. — 312 с.
  69. Н.К., Клевлин А. И., Быков И. А. Управление продажами в условиях конкуренции (от маркетинга к логистике). М.: Омега-Л, 2006.
  70. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие// В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  71. М.В., Московский областной фонд ОМС // Экономика и практика обязательного медицинского страхования № 1−2, 2006 г., с.9−18.
  72. B.C. Профилактические рекомендации по здоровому образу жизни на 2011 год.-М., 2010.-132с., ил.
  73. Н.В., Хетагурова А. К., Трифонова Н. Ю. Методические подходы к оценке экономического ущерба вследствие туберкулеза в крупном мегаполисе (на примере г. Москва) // Экономика здравоохранения,-2010.-№ 4.-С.44−48.
  74. Г. А., Успенская И. В. Оценка затрат пациентов при оказании специализированной медицинской помощи // Здравоохранение. — 1998. -№ 8. -С.17−21.
  75. В.Б. Разработка концепции управления здравоохранением и ее программная реализация в федеральном округе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. — Москва.-2003.-47 с.
  76. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий/под ред. В. З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 192 с.
  77. Разработка системы дифференцированной оплаты труда медицинского персонала больницы (Методическое пособие)/под ред. О. П. Щепина. -Москва.-2003.-30 с.
  78. Реформирование системы оплаты медицинской помощи. В 2 т./ Под ред. И. М. Шеймана, JI.E. Исаковой Кемерово: Сибформс, 2002.
  79. Реформы здравоохранения Беларуси в XXI век е./ Материалы IV съезда социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения Республики Беларусь. Минск.- 2000. — 416 с.
  80. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. / Госкомстат России. 2003. — 705 с.
  81. С.А., Подлужная М. Я. О введении одноканальной системы финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования/ Здравоохранение Российской Федерации.-2009.-№ 1.-С. 18−20.
  82. Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. 432 с.
  83. Сборник методических материалов по формированию, экономическому обоснованию и реализации территориальных программ ОМС. Москва. — 2003. — С. 62 — 117.
  84. Сборник нормативов по труду учреждений здравоохранения / Сост. В. М. Шипова, В.Д. Ковальский- под ред. О. П. Щепина. М.: Медицинская книга. 2005. — 600 с.
  85. М., Рожкова Т. Как разработать систему материального стимулирования персонала// Финансовый директор. — 2004. № 4.
  86. Совершенствование управления системой здравоохранения в Российской Федерации/ Проект Тасис «Российская Федерация: Поддержка управления системой здравоохранения». — М.:ТЕИС, 2001.
  87. Справочник экономиста учреждения здравоохранения. М.: Издательство «ГРАНТЪ», 2003. — 1308 с.
  88. В.И. Реформы российского здравоохранения: настоящее и будущее. // Здравоохранение. 1999. — № 4. — С. 7−12.
  89. В.И. Управление здравоохранением на современном этапе. // Профессия и здоровье. / Материалы III Всерос. конгресса (2-й выпуск). Москва, 12−14 октября 2004 г. М.: ООО «Дельта», 2004. — С. 89−98.
  90. В.И., Флек В. О., Дмитриева Е. Д. Расходы российского здравоохранения (по источникам и распределителям финансирования) // Здравоохранение. 2007. — № 4. С. 15−21.
  91. С.А., Гросс A.B. Методы управления производственными и экономическими рисками санатория/ Здравоохранение Российской Федерации. 2007. — № 6. — С. 37 — 41.
  92. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 г. — Липецк: администрация Липецкой области. — 2005. — 143 с.
  93. М.А. Основные этапы реформирования здравоохранения и становления системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации/ Вестник обязательного медицинского страхования. 2002. — № 2. — С. 29 — 38.
  94. М.А. Финансирование лечебных и профилактических мероприятий за счет территориального фонда обязательного медицинского страхования. //Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения № 2, 2005 г., с.4−6.
  95. A.B. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения/ Здравоохранение Российской Федерации. — 2006. № 4.-С. 37−42
  96. В.Е. Эффективность использования ресурсов в региональном здравоохранении (Методология и практика управления). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. — Москва. — 2004. — 23 с.
  97. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 352 с.
  98. А.К., Трифонова Н. Ю. Медико-социальные аспекты организации трудовой деятельности медицинских работников противотуберкулезных учреждений // Сестринское дело.-№ 3.-С.12−16.
  99. О.Б. Формирование модели экономических отношений в муниципальной системе здравоохранения переход от интеграционной к контрактной модели // Экономика здравоохранения.-2003.11.12.-0.33−38.
  100. О.Б., Рахаева И. В. Планирование медицинской помощи населению в рамках территориальной программы обязательногомедицинского страхования в условиях фондодержания первичного звена/ Экономика здравоохранения. — 2003. № 11 — 12. — С. 16 — 20.
  101. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998. — 336 с.
  102. В.В. Основные принципы формирования затратного механизма в целях обеспечения пациентов медицинской помощью по программам медицинского страхования/Здравоохранение Российской Федерации.-2007.- № 4. С. 14 — 17.
  103. О.П., Габуева JI.A. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении/ Под общей ред. Д-ра мед. Наук, акад. РАМН В. И. Стародубова. М.: МЦФЭР. — 2006. — 432 с.
  104. A.C. Необходимость разработки Концепции развития здравоохранения при формировании региональной программы экономической безопасности/Здравоохранение. 2001. — № 7. — С. 19 — 24.
  105. Edwards N., McKee M. The future role of the hospital // Journal of Health Services Research&Policy. 2002. — № 7. — P. 1−2.
  106. Healy J., McKee M. Implementing hospital reform in central and eastern Europe / Health Policy. 2002. — № 61. — P. 1−19.
  107. Kaplan R.S. and Norton D.P. «The Strategy Focused Organisation» Boston: HBS Press? 2001.
  108. Kohl L.T., Corrigan J.M., Donaldson M.S., eds. To err is human: building a safer health system. Washington, DC, National Academy Press, 2000 (http://www.nap.edu/books/309 068 371/html, последнее обновление 25 мая 2004 г.).
  109. McKee М., Healy J., eds. Hospitals in a changing Europe. Buckingham. Open University Press, 2002.
  110. McKee M., Healy J. The changing role of the hospital in Europe: causes and consequences // Clinical Medicine. — 2001. № 1. — P. 299−304.
  111. McKee M., Healy J. The role of the hospital in a changing environment // Bulletin of the World Health Organization. 2000. № 78. — P. 803 810.
Заполнить форму текущей работой