Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение точности определения местоположения внутритрубных инспекционных снарядов за счет использования спутниковых радионавигационных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения точности определения координат ВИС целесообразно использовать спутниковые радионавигационные системы (СРНС). Вопросы создания интегрированных БИНС-СРНС навигационных систем для наземных, воздушных, и морских подвижных объектов рассмотрены в работах В. Н. Харисова, A.C. Девятисильного, М. С. Ярлыкова, А. И. Перова С.П. Дмитриева, Ю. А. Соловьева других ученых. В данных работах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния вопроса, постановка задачи исследования
    • 1. 1. Анализ траекторных особенностей трасс магистральных трубопроводов и определение предельных параметров движения внутритрубных снарядов
    • 1. 2. Внутритрубная диагностика и навигационное обеспечение магистральных трубопроводов в настоящее время
    • 1. 3. Особенности применения автономных навигационных систем для определения местоположения внутритрубных инспекционных снарядов
    • 1. 4. Анализ способов коррекции инерциальной навигационной системы внутритрубного инспекционного снаряда
    • 1. 5. Анализ возможности использования СРНС для коррекции инерциальной навигационной системы изолированного трубопроводом внутритрубного снаряда
  • Выводы по первой главе, постановка задачи исследования
  • Глава 2. Разработка принципов построения, схемы и алгоритма функционирования системы. Разработка методов формирования шкалы времени и определения координат маркеров
    • 2. 1. Разработка функциональной схемы и алгоритма функционирования системы определения местоположения внутритрубного снаряда с использованием СРНС
    • 2. 2. Разработка метода синхронизации шкал времени пространственно разнесенных маркеров и изолированного трубопроводом внутритрубного снаряда
      • 2. 2. 1. Синхронизация шкал времени снаряда и маркеров методом измерения доплеровского сдвига частоты сигналов СРНС
      • 2. 2. 2. Синхронизация шкал времени снаряда и маркеров методом накопления фазового сдвига сигналов СРНС
    • 2. 3. Алгоритм БИНС
      • 2. 3. 1. Основные уравнения и схема алгоритма БИНС
      • 2. 3. 2. Анализ погрешностей БИНС
    • 2. 4. Алгоритм счисления пути, одометрическая система внутритрубного снаряда
      • 2. 4. 1. Основные уравнения и погрешности одометрической системы
      • 2. 4. 2. Основные уравнения алгоритма счисления пути
    • 2. 5. Разработка метода определения координат маркерных пунктов по сигналам СРНС
      • 2. 5. 1. Анализ методов определения координат маркерных пунктов по сигналам СРНС с повышенной точностью
      • 2. 5. 2. Анализ погрешности определения координат базы между маркерами
      • 2. 5. 3. Относительные фазовые измерения и методы разрешения неоднозначностей фазовых измерений
      • 2. 5. 4. Разработка методики вычисления абсолютных и относительных координат маркеров по относительным фазовым измерениям
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Разработка схемы и алгоритма комплексирования данных автономных измерителей внутритрубного снаряда с данными СРНС
  • Разработка алгоритма сглаживания траекторных измерений
    • 3. 1. Анализ схем и алгоритмов комплексирования
    • 3. 2. Схема и основные уравнения рекуррентного фильтра Калмана
    • 3. 3. Разработка схемы комплексирования, формирование вектора состояния
    • 3. 4. Разработка модели состояния и наблюдений
      • 3. 4. 1. Математическая модель погрешностей БИНС
      • 3. 4. 2. Математическая модель погрешностей алгоритма счисления пути
      • 3. 4. 3. Формирование матричного уравнения состояния в непрерывном времени
      • 3. 4. 4. Формирование рекуррентного матричного уравнения состояния
      • 3. 4. 5. Формирование вектора наблюдений на основании данных СРНС и одометра
    • 3. 5. Оценка наблюдаемости и управляемости разработанной модели состояния и наблюдений
    • 3. 6. Разработка алгоритма сглаживания траекторных измерений по участкам между маркерами
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Моделирование, экспериментальные исследования
    • 4. 1. Моделирование алгоритма сглаживания траекторных измерений
    • 4. 2. Экспериментальные исследования
      • 4. 2. 1. Подготовка экспериментов, описание аппаратуры
      • 4. 2. 2. Исследование погрешности синхронизации шкал времени пространственно разнесенных маркеров по сигналам СРНС
      • 4. 2. 3. Исследование погрешности синхронизации шкалы времени внутри-трубного снаряда и шкалы времени наземных маркеров по сигналам СРНС
      • 4. 2. 4. Исследование погрешности определения координат базы между маркерами по сигналам СРНС методом относительных фазовых измерений и по отсчетам кодовых псевдодальностей
  • Выводы по четвертой главе

Повышение точности определения местоположения внутритрубных инспекционных снарядов за счет использования спутниковых радионавигационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов составляет около 1 млн. км. На протяжении всего срока службы трубопровод подвергается различным механическим воздействиям, воздействиям на стенки трубы перекачиваемого продукта, коррозии, изменяется его пространственное положение из-за пучинистости, подвижек, оползней и провалов грунтов, что приводит к возникновению напряжений в конструкции и разрушению трубопровода. Реализуемые в настоящее время крупные проекты России по строительству магистральных трубопроводов (МТ), старение старых МТ, повышение объемов добычи и транспортировки углеводородного сырья, на фоне ужесточающихся требований по безопасности и экологичности трубопроводных магистралей, заставляют по-новому взглянуть на задачи мониторинга и диагностики состояния трубопроводов. Получившая в последнее время широкое распространение, среди трубопроводных операторов, технология внутритрубной неразрушающей дефектоскопии с использованием автономных внутритрубных инспекционных снарядов (ВИС) позволила многократно повысить надежность и безаварийность магистральных трубопроводов [1−7]. При этом, наряду с высокими достижениями в области внутритрубной дефектоскопии имеются, нерешенные в настоящее время, проблемы в координатной привязке результатов дефектоскопии, а также в контроле пространственного положения подземных и подводных трубопроводов.

При внутритрубной неразрушающей дефектоскопии, ВИС перемещается по трубопроводу давлением перекачиваемого продукта при этом показания диагностических датчиков (магнитные, ультразвуковые и т. д.) одновременно с показаниями одометра записываются в бортовой накопитель. В дальнейшем по данным датчиков дефектоскопии определяют потенциально опасные дефекты [4,8,9]. Для привязки дефектов на местности используется одометр, измеряющий расстояние по оси МТ от маркерного пункта до дефекта.

Различие профиля продольной оси МТ и профиля земной поверхности приводит к погрешности выхода на дефект на местности до 200 м, что обуславливает серьезные временные и экономические потери, связанные с ложными вскрытиями МТ. Применяемые методы повышения точности, которые заключаются в увеличении количества маркеров и в осуществлении повторных прогонов снарядов, трудоемки и ведут к дополнительным затратам.

Существующие в настоящее время способы контроля смещений МТ [4,10] с использованием инклинометров, глубинных реперов (экстензомет-ров) и тезодатчиков очень дороги, не позволяют охватить всю линейную часть МТ. По этой причине трубопроводные операторы России проводят контроль смещений МТ только на коротких участках, при этом на 90 процентах линейной части МТ контроль не обеспечивается. Смещения могут происходить как по причине нестабильности грунта (оползни, провалы, пучини-стости), так и в результате перепада температур, в [10] показано, что перепад температуры в 60 градусов приводит к возникновению в трубопроводе продольного осевого усилия 1800 — 2500 т, приводящего к смещениям и всплытиям нитки МТ из грунта на несколько метров. Зафиксировано много фактов когда несвоевременно обнаруженное изменение пространственного положения МТ приводило к появлению опасных гофр вмятин и разрушению трубопровода [10−13]. Контроль пространственного положения МТ позволит предотвращать аварии МТ, происходящие по причине его смещения.

Доступная в настоящее время трубопроводным операторам методика определения трехмерного пространственного положения МТ заключается в проведении комплексных полевых изысканий с применением приборов трас-соискателей совместно с традиционными приборами топогеодезической привязки к пунктам триангуляции или приемниками GPS [14−18]. Применение данной методики для контроля пространственного положения МТ обуславливает периодическое проведение всего комплекса поисково-геодезических измерений, что связано с большими временными и финансовыми издержками и не применяется на практике.

Актуальной задачей является координатная привязка дефектов, а также контроль пространственного положения подводных МТ. Согласно статистическим данным [12] по причине несвоевременного обнаружения смещений, размывов и оголений происходит 80% аварий на подводных участках МТ. Кроме этого, технологии привязки дефектов и определения пространственного положения, применяемые для наземных трубопроводов, не могут применяться для подводных МТ.

В работах [19−24] показано, что определение с высокой точностью географических координат ВИС позволит осуществлять привязку дефектов, определяемых снарядом в географических координатах, а также позволит осуществлять контроль смещений МТ на всем диагностируемом участке путем сравнения текущей траекторий ВИС с результатами предыдущего обследования. Данная методика применима и для подводных трубопроводов.

Появление бесплатформенных инерциальных навигационных систем оптимальных (БИНС) по массогабаритным показателям и энергопотреблению позволило создавать ВИС с бесплатформенной инерциальной навигационной системой на борту, при помощи которой определяются параметры ориентации и координаты ВИС. Исследование работ по использованию БИНС во внутритрубной диагностике выявило ряд решений, которые могут использоваться для определения координат ВИС и, как следствие, координат трубопровода и дефектов [25−37]. Однако основной недостаток данных устройств, ограничивающий их использование, это низкая точность определения координат снаряда, обусловленная накапливающейся погрешностью свойственной инерциальным системам. В производимых за рубежом ВИС, оснащенных БИНС, БИНС при сложной постобработке данных и при комплекси-ровании с неинерциальными датчиками (одометры, ультразвуковые измерители скорости ВИС и другие датчики.) позволяет определять координаты ВИС со среднеквадратической погрешностью до 300 м при длине диагностируемого участка 100 км [37]. Анализ нормативной документации [38−43] показал, что для достоверного контроля пространственного положения МТ необходимо проводить измерение его координат со среднеквадратической погрешностью не более 1 м. Существующие ВИС, оснащенные БИНС, не позволяют обеспечить такую точность, поэтому данные бортовой БИНС используются в настоящее время для определения геометрических параметров, таких как радиусы кривизны, углы уклона и т. д., локальных участков трубопровода. Известным эффективным способом повышения точности БИНС является её коррекция по данным более высокоточной навигационной системы [44−47] или по данным спутниковых радионавигационных систем [48−54].

Для повышения точности определения координат ВИС целесообразно использовать спутниковые радионавигационные системы (СРНС). Вопросы создания интегрированных БИНС-СРНС навигационных систем для наземных, воздушных, и морских подвижных объектов рассмотрены в работах В. Н. Харисова, A.C. Девятисильного, М. С. Ярлыкова, А. И. Перова С.П. Дмитриева, Ю. А. Соловьева других ученых. В данных работах показано, что при непрерывном комплексировании БИНС и СРНС погрешность определения координат объекта интегрированной системой уменьшается на несколько порядков по сравнению с БИНС без коррекции. Однако существующие алгоритмы комплексирования с использованием СРНС не могут использоваться для коррекции БИНС внутритрубного снаряда, т.к. отсутствует возможность непрерывной коррекции из-за полной экранировки снаряда трубопроводом.

Определение географических координат ВИС с повышенной точностью позволит осуществлять привязку дефектов в географических координатах, и обеспечивать контроль смещений МТ на всем диагностируемом участке, путем сравнения текущей траекторий ВИС с результатами предыдущего обследования.

Анализ публикаций показал, что на сегодняшний день отсутствуют разработки, позволяющие определять координаты ВИС с повышенной точностью, а также отсутствуют законченные решения, позволяющие повысить точность определения координат ВИС за счет использования СРНС. Отмеченные обстоятельства определяют объект и предмет исследований, а также цель диссертационной работы.

Объект исследований. Определение координат внутритрубных инспекционных снарядов.

Предмет исследований. Повышение точности определения координат внутритрубных инспекционных снарядов за счет использования спутниковых радионавигационных систем.

Цель работы. Целью диссертации является разработка системы для определения координат внутритрубного инспекционного снаряда с повышенной точностью за счет использования спутниковых радионавигационных систем.

Задачи. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1 Исследовать и провести сравнительный анализ применяемых и перспективных разработок, позволяющих определять координаты ВИС.

2 Разработать принципы построения, функциональную схему и алгоритм функционирования системы для определения координат ВИС с повышенной точностью за счет использования СРНС.

3 Разработать методику, позволяющую определять относительные и абсолютные координаты маркерных пунктов коррекции при постобработке, по данным приемников СРНС системы маркеров.

4 Разработать методику синхронизации шкал времени наземных пространственно разнесенных маркеров и изолированного трубопроводом ВИС за счет использования СРНС.

5 Разработать алгоритм комплексирования данных БИНС, одометра и СРНС, позволяющий получать оценки координат и оценки погрешностей координат ВИС.

6 Разработать алгоритм сглаживания траектории ВИС, позволяющий уменьшить погрешность сглаженной траектории по отношению к исходной.

Методы исследования. Для выполнения поставленных задач в работе использованы методы математического анализа, линейной алгебры, теории матриц, теории оптимальной фильтрации Калмана, теории вероятности и случайных процессов, методы численного моделирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Разработанная функциональная схема системы для определения координат внутритрубного снаряда позволяет осуществлять коррекцию БИНС внутритрубного снаряда и синхронизацию, со среднеквадрати-ческой погрешностью до 150нс, его шкалы времени и шкал времени пространственно разнесенных маркеров, за счет применения СРНС.

2 Разработанный алгоритм комплексирования данных БИНС снаряда с данными СРНС маркеров и данными одометра, позволяет вычислять координаты внутритрубного снаряда со среднеквадратической погрешностью не более 1 м за счет учета погрешностей БИНС и одометра, оцениваемых расширенным фильтром Калмана, измерения для которого формируются с учетом координат базы между маркерами участка, определенных по данным СРНС.

3 Алгоритм двустороннего сглаживания траектории ВИС, на участке ограниченном маркерами с известными координатами, позволяет уменьшить погрешность сглаженной траектории в два раза по отношению к исходной за счет использования методов двусторонней интерполяции на фиксированном интервале.

Научная новизна. Новыми являются следующие результаты работы:

1. Впервые предложено и обосновано использование СРНС в качестве корректирующей системы для БИНС внутритрубного снаряда, а также для синхронизации его шкалы времени и шкал времени наземных маркеров. Разработана и защищена патентом РФ система для определения координат внутритрубного инспекционного снаряда, с повышенной точностью, использующая данные предложения.

2. Впервые разработан алгоритм комплексирования, по участкам ограниченным маркерами, массивов данных СРНС, массивов данных БИНС и одометра ВИС, позволяющий учитывать погрешности БИНС и одометра ВИС, получать прямые и обратные оценки координат и оценки погрешности координат ВИС на участке. Схема комплексирования основана на расширенном фильтре Калмана, для которого разработаны модель состояния и модель измерений. Измерения формируются с учетом скорости измеряемой одометром и координат базы между маркерами участка, определенных по данным СРНС.

3. Для сглаживания траектории ВИС на участке МТ, ограниченном маркерами с известными координатами, применены методы двусторонней интерполяции на фиксированном интервале, что позволило уменьшить погрешность координат сглаженной траектории ВИС в 2 раза по отношению к исходным прямой и обратной траекториям, сформированным из прямых и обратных оценок координат ВИС на участке.

Практическая значимость работы и реализация результатов.

Разработанная система и алгоритмы позволяют определять географические координаты траектории ВИС со среднеквадратической погрешностью не более 1 м, как следствие этого, позволят с указанной погрешностью определять координаты дефектов и координаты продольной оси МТ. Это обеспечит регулярный контроль пространственного положения протяженных участков МТ, и устранит ложные выходы на дефект на местности. Результаты исследований, проведенных в диссертационной работе, использованы в НИР и ОКР, выполненных в НИИ Радиотехники Красноярского государственного технического университета: «Исследование вариантов использования спутниковых навигационных систем для определения уклона железнодорожного пути», «Исследование возможности использования АП СНС МРК-11 в качестве корректирующей системы в интегрированных инерциально-спутниковых системах».

Достоверность.

Достоверность основных научных и практических результатов работы подтверждается корректностью исходных алгоритмов, использованием адекватного апробированного математического аппарата, вычислительным моделированием, экспериментальными исследованиями и внедрением разработанных методик и алгоритмов.

Апробация работы.

Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых и студентов «Современные проблемы радиоэлектроники» в г. Красноярске (2000, 2002, 2003, 2004 г. г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Достижения науки и техники — развитию сибирских регионов» в г. Красноярске (2003г.), на научно-практической конференции третьего Сибирского международного авиационно-космического салона (САКС-2004) в г. Красноярске (2004г.), на 5-й научно-технической конференции ОАО «Транссибнефть» в г. Омске (2003г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие регионов Сибири» в г. Красноярске (2006г.), на 10-й международной научно практической конференции «Решетневские чтения» в г. Красноярске (2006г.).

Публикации.

Основные результаты диссертации защищены патентом РФ и опубликованы в 10 печатных работах, из которых 1 статья в журнале по списку ВАК, 9 статей в научных сборниках.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 4 глав основного текста, заключения, списка литературы из 92 наименований и 2 приложений. Общий объем работы составляет 120 страниц и иллюстрируется 38 рисунками.

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ.

Выполнено моделирование алгоритма сглаживания траектории ВИС, с использованием метода двусторонней интерполяции на конечном интервале. Моделирование показало, что использование данного алгоритма позволяет уменьшить погрешность определения координат результирующей траектории в 2.5 раза по сравнению с исходной. При этом максимум погрешности приходится на середину участка.

Выполнены экспериментальные исследования погрешности синхронизации ШВ пространственно разнесенных маркеров по сигналам СРНС. Экспериментально подтверждено, что ШВ маркеров и соответственно измерения маркеров, могут быть синхронизированы между собой с погрешностью 200нс.

Выполнены экспериментальные исследования метода синхронизации, при помощи СРНС, ШВ ВИС и ШВ маркеров. Экспериментально подтверждена возможность синхронизации опорного генератора ВИС к системному ОГ СРНС с погрешностью 10″ 11. С учетом того, что на ВИС используются кварцевые опорные генераторы с относительной нестабильностью 10″ 8, можно сделать вывод, что при использовании СРНС для синхронизации ШВ ВИС и маркеров, погрешность синхронизации будет определятся нестабильностью опорного генератора ВИС.

Выполнены экспериментальные исследования погрешности определения относительных координат маркеров по псевдодальностям, измеренным по коду и по отсчетам фаз несущих частот с разрешением неоднозначности динамическим методом, основанным на вычислении разностей приращений фазовых сдвигов, накопленных за счет движения НКА. Экспериментально подтверждено, что фазовый метод позволит определять координаты стандартной базы между маркерами длиной 2−3км со среднеквадратической погрешностью 2 см при условии использования специальных антенн, уменьшающих погрешность, обусловленную неидентичностью фазовых характеристик антенн и переотражениями.

120 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных автором исследований, были решены основные задачи по разработке системы для высокоточного определения координат внутритрубного инспекционного снаряда, оснащенного бесплатформенной инерциальной навигационной системой за счет использования спутниковых радионавигационных систем. Основные результаты, полученные при выполнении данной работы, можно сформулировать следующим образом:

1 Выполнен анализ существующих и перспективных методик и разработок, предназначенных для определения координат магистральных трубопроводов и координат дефектов. Сделан вывод о перспективности использования ВИС для определения координат МТ. Показано отсутствие законченных решений, позволяющих определять координаты ВИС с высокой точностью. Показаны преимущества использования спутниковых радионавигационных систем для повышения точности определения местоположения внутритрубного инспекционного снаряда.

2 Разработана и защищена патентом РФ система для определения координат внутритрубного инспекционного снаряда (ВИС) с повышенной точностью за счет коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) ВИС по данным маркерных пунктов, оснащенных приемниками СРНС, а также за счет синхронизации шкал времени ВИС и маркеров с использованием СРНС.

3 Разработан алгоритм комплексирования данных БИНС и одометра ВИС с данными СРНС маркеров по участкам МТ, ограниченным маркерами, позволяющий получать оценки координат ВИС на участке между маркерами за счет учета погрешностей БИНС и одометра, которые оцениваются в расширенном фильтре Калмана.

4 Разработан алгоритм сглаживания траектории ВИС по участкам между маркерами с известными координатами, позволяющий уменьшить погрешность координат сглаженной траектории в 2 раза по сравнению с исходной за счет применения методов двусторонней интерполяции на фиксированном интервале, что подтверждается результатами моделирования.

5 Сформулирована и решена задача синхронизации шкал времени изолированного трубопроводом ВИС и системы наземных маркеров за счет использования СРНС. Методика синхронизации проверена экспериментальными исследованиями.

6 Предложен метод, позволяющий определять абсолютные координаты маркеров со среднеквадратической погрешностью не более 0.5м, что подтверждается проведенными экспериментальными исследованиями.

7 Результаты диссертации позволяют создать систему для определения координат ВИС, с требуемой для эксплуатации трубопроводов точностью, что решит ряд важных прикладных задач в эксплуатации магистральных трубопроводов, для решения которых необходимо определять координаты внутритрубного инспекционного снаряда с повышенной точностью.

Опираясь на результаты, полученные в диссертации можно сформулировать направление дальнейших исследований в области определения координат внутритрубных инспекционных снарядов: дальнейшее повышение точности определения координат ВИС за счет усложнения алгоритма ком-плексирования путем оценки всех составляющих погрешности БИНСразвитие результатов диссертации применительно к подводным магистральным трубопроводам большой протяженности.

Автор выражает особую благодарность руководителю диссертации Ко-корину Владимиру Ивановичу за помощь, постоянный интерес к работе, моральную поддержку, полезные советы и рекомендации, а также признательность сотрудникам НИИ Радиотехники КГТУ и кафедры Радиотехники КГТУ Фатееву Ю. Л., Алешечкину А. В, Казанцеву М. Ю., Сушкину И. Н., Ва-лиханову М. за полезные материалы и ценные советы при работе над диссертацией.

Автор благодарит «Российское общество инженеров нефти и газа» (РОСИНГ), а также ОАО «Транссибнефть» за предоставление материалов по особенностям внутритрубной диагностики и вопросам эксплуатации магистральных трубопроводов, использовавшихся в ходе работы над диссертацией.

123 .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Внутритрубная диагностика. Техническое чудо? Электронный ресурс. / А. Белкин, В. Мормуль. — Электрон, текстовые, граф. дан. // Знание-сила. — 1999. — № 7 — Режим доступа: http://www/znaniesila.ru/online/issue528.html, свободный.
  2. , С.А. Ультразвуковой дефектоскоп «УльтраСкан CD» Текст. / С. А. Рыбка, A.A. Белкин, А. Н. Кулешев // Приложение к журналу ТТН. 2000. -№ 9.-с. 19−23.
  3. , С.А. Опыт применения внутритрубных инспекционных снарядов в трубопроводной системе АК Транснефть Текст. / С. А. Рыбка // Трубопроводные транспорт нефти. 1996. — № 4. — с. 19−20.
  4. , A.C. Диагностика магистральных трубопроводов Текст. / A.C. Шумайлов, А. Г. Гумеров, О. И. Молдованов.-М.: Недра, 1992.-251с.
  5. , К.В. Комплексный подход к проведению диагностики магистральных нефтепроводов Текст. / К. В. Черняев, A.A. Белкин // Трубопроводный транспорт нефти. 1999. — № 6. — С. 24 — 30.
  6. , С.А. Обеспечение работ по диагностированию и очистке нефтепрр-водов высококачественными полиуретановыми изделиями Текст. / С. А. Рыбка // Трубопроводные транспорт нефти. 1998. — № 10. — с. 31−35.
  7. Правила технической диагностики магистральных нефтепроводов внутри-трубными инспекционными снарядами Текст.: РД 153−39.4−035−99: ОАО «АК Транснефть», ОАО ЦТД «Диаскан». М.: 1999. — 271 с.
  8. , А.И. Обработка данных поступающих от дефектоскопа «Ультра-скан» Текст. / А. И. Кулешов // Трубопроводный транспорт нефти. 1996. -№ 4.-С. 21 -25.
  9. Трубопроводный транспорт в странах мира Текст.: Трубопроводный транспорт — ВИНИТИ. Итоги науки и техники / ред. Ю. Е. Панов. Т. 12 (1988).-М., 1988.- 108с.
  10. Трубопроводный транспорт за рубежом Текст.: Трубопроводный транспорт — ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Т.13 (1990). — М., 1990. — 132 с.
  11. , В.Р. Некоторые закономерности отказов подводных переходов магистральных газонефтепроводов Текст. / В. Р. Андрианов // Строительство трубопроводов. 1997 — № 2. — С. 19—21.
  12. , С.П. Геодезическое позиционирование объектов трубопроводной системы Текст. / С. П. Синицын, С. П. Имшенецкий // Трубопроводный транспорт нефти и газа. 2003. — № 10. — С.122−125.
  13. Прибор для обнаружения труб и кабелей MFE90 Текст. /техническое описание и инструкция по эксплуатации: разработчик и изготовитель Seba dy-natronic Inc.
  14. Методика оценки фактического положения и состояния подземных трубопроводов Текст.: ВРД 39−1.10−026−2001.- М.: 2001. 105 с.
  15. , И.В. Возможности современных трассопоисковых комплектов Текст. / И. В. Иванцов. Вестник связи. — 2003. — № 8. — С. 26−32.
  16. , A.B. Позиционирование трассы и определение местоположения дефектов магистральных трубопроводов Текст. / A.B. Андропов, В. И. Кокорин // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. Красноярск, 2003.-С. 67−68.
  17. , A.B. Навигационное обследование подземных трубопроводов Текст. / A.B. Андропов, В. И. Кокорин // Достижения науки и техники -развитию сибирских регионов: материалы Всероссийской научн. практ. конф. В Зч. Ч.З. — Красноярск, 2003- С. 97−98.
  18. , A.B. Определение величины смещения продольной оси подземного трубопровода Текст. / A.B. Андропов, В. И. Кокорин // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. Красноярск, 2004. — С.446−448.
  19. , A.B. Навигационное обследование переходов магистральных трубопроводов через водные преграды Текст. / A.B. Андропов // САКС-2004: тез. докл. науч. практ. конф. третьего Сибир. междунар. авиац. -косм-, салона — Красноярск, 2004. — С.80−82.
  20. Пат. 2 084 757 Российская Федерация, МПК7 6 F 17 D 5/00. Устройство для определения местоположения дефектов в трубопроводе Текст. / Кунафин Р. Н., Мугаллимов Ф. М., опубл. 20.07.97, Бюл. №. 5с.
  21. Пат.'2 183 011 Российская Федерация, МПК7 G 01 С 21/16. Способ навигационного обследования трубопроводов (варианты) Текст. / Коленцов С. И., Тягунов A.B., Чукавин С. П., опубл. 27.05.02, Бюл. №. 21с.
  22. Пат. 2 143 636 Российская Федерация, МПК7 6 F 17 D 5/06. Робототехниче-ский комплекс для внутреннего контроля герметичности газопровода Текст. / Каралюн В. Ю., Колесников И. Н., опубл. 27.12.99, Бюл. №. 16с. '
  23. Пат. 2 261 424 Российская Федерация, МПК7 G 01 M 3/24, F 17 D 5/06, G 01 В 17/00, G 01 V 3/08. Система для определения координат трассы и координат дефектов подземного трубопровода Текст. / Андропов А. В., Кокорин В. И., опубл. 27.09.2005, Бюл. № 27. 18с.
  24. Пат. 2 152 059 Российская Федерация, МПК7 G 01 V 3/11. Система позиционирования трассы подземного трубопровода Текст. / Плотников П. К., Синев А. И., Мусатов В. Ю., опубл. 27.06.2000, Бюл. №. Юс.
  25. Пат. 2 102 704 Российская Федерация, МПК7 6 G 01 В 17/02. Устройство для определения и регистрации геометрических параметров трубопроводов Текст. / Плотников П. К., Бакурский Н. Н., Рамзаев А. П., опубл. 20.01.98, Бюл. №. 13с.
  26. Пат. 2 197 714 Российская Федерация, МПК7 G 01 В 17/00, F 17 D 5/00. Система определения координат трассы подземного трубопровода Текст. / Плотников П. К., Синев А. И., Никишин В. Б., Рамзаев А. П., опубл. 27.01.03, Бюл. №. 18с.
  27. Pat. 01/71 377 WIPO, IPC7 G01S 13/00. Method and system for identification of subterranean objects / Miceli Gilbert F., Parisi Michael, publication date 27.09.2001.-40p.
  28. Pat. 4 495 775 United States, IPC7 GO 1С 9/06. Inertial based pipeline monitoring system / Jonh R. Adams, Patrick S. Price, Jim W. Smith, date of patent 07.08.1990. -19 p.
  29. Pat. 6 170 344 United States, IPC7 GO 1С 9/06. Pipeline distortion monitoring system / Mario B. Ignagni, date of patent 07.08.1990. 12 p.
  30. Simmons, M. Technology transfer between GE businesses results in advanced pipeline diagnostics / Mike Simmons // Advanced technology news- The latest innovations in the oil & gas industry. 2006. — January. — P.4.
  31. Магистральные трубопроводы Текст.: СНиП Ш-42−80: утв. постан. Гос. ком. СССР по делам строительства 16.05.80: ввод, в действие с 01.01.81. -М., 1981.-30 с.
  32. Магистральные трубопроводы Текст.: СНиП 2.05.06−85*: утв. постан. Гос. ком. СССР по делам строительства 18.03.85: ввод, в действие с 01.01.86. -М., 1986.-71 с.
  33. Расчет и конструирование трубопроводов Текст.: справ, пособие. Л.: Машиностроение, 1979. — 246 с.
  34. Рекомендации по расчету продольных перемещений прямолинейных и упруго-искривленных трубопроводов в неоднородных грунтах Текст.: РД 39−147 103−303−88Р: ВНИИСТ нефть. М.: ИПТЭР, 1998. — 202с.
  35. Инструкция по внутритрубной инспекции трубопроводных систем Текст.: РД 51−2-97. М.: ЦРИ «Газпром», 1997. — 27 с.
  36. , В.Н. Введение в теорию бесплатформенных инерциальных навигационных систем Текст. / В. Н. Бранец, И. П. Шмыглевский. М.: Наука, 1992.-280 с.
  37. , A.B. Повышение точности инерциальных навигационных систем с использованием внешней информации Текст.: учеб. пособие / A.B. Быковский, А. К. Неусыпин, О. С. Салычев — под ред. А. К. Неусыпина. М.: МГТУ, 1989.-42 с.
  38. Дмитроченко, J1.A. Бесплатформенные инерциальные навигационные системы Текст.: учеб. пособие / JT.A. Дмитроченко, В. П. Гора, Г. Ф. Савинов. -М: МАИ, 1984.-64 с.
  39. , JI.A. Инерциальные навигационные системы Текст.: конспект лекций по курсу «Навигационно-пилотажные системы и устройства» / JI.A. Дмитроченко. -М.: МАИ, 1971. 88 с.
  40. , К.К. Навигационно-посадочный комплекс на основе радионавигационной системы Текст. / К. К. Веремеенко, В. А. Тихонов // Радиотехника. 1996.-№ 1. С. 94−99.
  41. Резниченко, В. И. Организация взаимодействия спутниковых и автономных навигационных средств морских подвижных объектов Текст. / В. И. Резниченко, В. И. Лапшина. СПб., 2004. — 88 с.
  42. , Г. Ф. Применение методов оптимальной фильтрации при построении навигационных комплексов Текст.: учеб. пособие / Г. Ф. Савинов. -М.: МАИ, 1980.-73 с.
  43. , Ю.А. Комплексирование глобальных спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС и GPS с другими навигационными измерителями (обзор) Текст. / Ю. А. Соловьев // Радиотехника. 1999. — № 1. — С. 3 -21.
  44. Mohinder, S. Global Positioning Systems, Inertial Navigation, and Integration / Mohinder S. Grewal, Lawrence R. Weill, Angus P.Andrews. New York: John Wiley & Sons, Inc., 2001. — 409 p.
  45. Keller, D. Geodetic Application of a Laser-Inertial Strapdown System / D. Keller, S. Rohrich, M Becker// IAG Simposium. Banff, 1990. — P. 154−167.
  46. Skog, I. A low-cost GPS Aided Inertial Navigation System for Vehicular Applications: Master’s thesis: March 2005 / Isaac Skog — Royal Institute of Technology, Sweden. Stockholm, 2005 — 49p.- IR-SB-EX-0506.
  47. , В.И. Использование спутниковых навигационных систем при проведении внутритрубной диагностики Текст. / В. И. Шолухов, А. О. Куприянов // Трубопроводный транспорт нефти. 1996. — № 4. -С. 17 — 18.
  48. , В.В. Система сопровождения внутритрубных снарядов ССВС-001 Текст. / В. В. Супрунчик, Н. М. Коновалов, М. О. Мызников // Приложение к журналу ТТН. 2003. -№ 12. — С. 9 -12.
  49. А. с. 1 770 750 СССР, МПК G01D5/00. Устройство для определения места дефекта трубопровода Текст. / Н. Н. Бакурский, А. К. Рузляев, Ю.Н. Голун-ский (СССР). -1992−12с.
  50. ГОСТ 24950(81. Отводы гнутые и вставки кривые на поворотах линейной части стальных магистральных трубопроводов. Технические условия Текст. Введ. 1982−07−01. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 14 с.
  51. Petr, P. Time scale synchronization using adaptive LQG control algorithm / Petr Panek // International Conference Radioelektronika 2003: Materials of conference. Brno, Czech Republic, 2003 .-4p.
  52. Сетевые спутниковые радионавигационные системы Текст. / B.C. Шеб-шаевич, П. П. Дмитриев, Н. В. Иванцевич [и др.]- под ред. B.C. Шебшаевича. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — 408 с.
  53. , И.Н. Исследование методов и разработка аппаратуры для частотно-временной синхронизации объектов : дис.. канд. техн. наук: 05.12.21 / И. Н. Сушкин — рук. Работы М. К. Чмых. Защищена 2000. — Красноярск: б.и., 2000.-106с.
  54. Прецизионные твердотельные генераторы Текст.: технические характеристики: разработчик и изготовитель ОАО «Морион». М., 2003. — 15 с.
  55. , Н.Т. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация Текст. / Н. Т. Кузовков, О. С. Салычев М.: Машиностроение, 1982.-216с.
  56. , В.Д. Теория инерциалыюй навигации. Автономные системы. Текст. / В. Д. Андреев. М.: Наука, 1966. — 673 с.
  57. , С.П. Инерциальные методы в инженерной геодезии Текст. / С. П. Дмитриев. СПб.: ГНЦ РФ — ЦНИИ «Электроприбор», 1997.- 208 с.
  58. , A.B. Система точной посадки вертолетов / A.B. Андропов, В.И.j"
  59. Кокорин // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. Красноярск, 2000. — С. 66−68.
  60. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС Текст. / В. А. Болдин, В. И. Зубинский, Ю. Г. Зурабов [и др] - под ред. В. И. Харисова, А. И. Перова, В. А. Болдина. М.: ИПРЖР, 1998. — 400с.
  61. , Ю.А. Спутниковая навигация и ее приложения Текст. / Ю. А. Соловьев. М.: Эко-Трендз, 2003. — 326 с.
  62. , A.A. Определение относительных координат по радиосигналам системы ГЛОНАСС Текст. / A.A. Поваляев, В. В. Тюбалин, A.A. Хвальков // Радиотехника. 1996. — № 4. — С. 48 — 51.
  63. , В.И. Статистический анализ и синтез радиотехнических устройств и систем Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Тихонов, В. Н. Харисов .М.: Радио и связь, 1991. 608 с.
  64. , А. Теория фильтрации Калмана Текст. / А. Балакришнан — перевод с англ. М.: Мир, 1988. — 168 с. — Перевод H3fl.:Optimization Software, Inc: Kaiman Filtering Theory / A.V. Balakrishnan. New York, 1984.
  65. , А.И. Сравнительный анализ характеристик двух алгоритмов комплексной вторичной обработки информации в инерциально-спутниковых навигационных системах Текст. / А. И. Перов, АЛО. Шатилов // Радиотехника. 2003.-№ 7. — С. 88−98.
  66. , О.С. Сравнение точности нейросетевых фильтров и фильтров Кал-мана для оценки параметров движущихся объектов Текст. / О. С. Самсов, A.C. Девятисильный // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2003. -№ 9. — С.32- 36.
  67. , М.Я. Справочник по высшей математике Текст. / М. Я. Выгодский. М.: ACT: Астрель, 2005. — 991 с.
  68. , A.B. Расширение функциональных возможностей спутниковых радионавигационных приемников Текст. / A.B. Андропов, В. И. Кокорин // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. Красноярск, 2002.-С. 71−72.
  69. , A.B. Применение данных ГЛОНАСС/GPS для повышения точности позиционирования внутритрубных инспекционных снарядов / A.B. Андропов, В. И. Кокорин // «Решетневские чтения»: материалы 10-й меду-нар. научн. конф. Красноярск, 2006. — С.86−87.
  70. , A.B. Повышение точности позиционирования внутритрубных инспекционных снарядов с использованием данных ГЛОНАСС/GPS / A.B. Андропов // Вестник СибГАУ. 2006.- Спец.вып. — С.28−35.
  71. Бортовые устройства спутниковой радионавигации Текст. / И. В. Кудрявцев, И. Н. Мищенко [и др.] - под ред. B.C. Шебшаевича. М.: Транспорт, 1988.-215с.
  72. , Е.С. Теория вероятностей и ее инженерные приложения Текст. / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров — Гл. ред. физ.-мат. Лит. М.: Наука, — 1988. -480 с.
  73. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС Текст.: интерфейсный контрольный документ (редакция 4.0) / Координационный научно-информационный центр. М., 1998. — 57 с.
  74. Система геодезических параметров земли «параметры земли 1990 года» (ПЗ-90) Текст.: справочный документ / В. Ф. Галазин, Б. Л. Каплан, М.Г. [и др.] - под общ. ред. В. В. Хвостова — Координационный научно-информационный центр. М., 1998. — 37 с.
  75. , Б.Ф. Основы статистической обработки траекторных измерений Текст. / Б. Ф. Жданюк. М.: Сов. радио, 1978. — 287 с.
  76. , В.А. Методы решения геодезических задач на эллипсоиде Текст. / В. А. Карякин. -М.: Недра, 1990. 155 с.
  77. , И.Е. Фазовый метод определения координат Текст. / И. Е. Кинкулькин, В. Д. Рубцов, М. А. Фабрик. М.: Сов. радио, 1979. — 144 с.
  78. Klukas, R. A Super resolution Based Cellular Positioning System Using GPS Time Synchronization: Department of Geomatics Engineering / Richard Walter Klukas // UCGE Reports.- Calgary, Alberta, Canada- December, 1997. Number 20 114.-272p.
  79. , C.C. Определение параметров ориентации объекта бесплатформенной инерциальной системой Текст. / С. С. Ривкин, З. М. Берман, И. М. Окон. СПб.: ГНЦ РФ — ЦНИИ «Электроприбор», 1996. — 226 с.
  80. Ю.А. Системы спутниковой навигации Текст. / Ю. А. Соловьев. -М.: Эко-Трендз, 2000. 269 с.
  81. , В.Н. Реализация алгоритма двухсторонней интерполяции для относительных определений в СРНС с использованием фазовых измерений Текст. / В. Н. Харисов, А. Е. Перьков, JI.A. Крючков, С. Г. Звенков // Радиотехника. 2006. — № 7. — С. 89 — 92.
  82. , М.С. Статистическая теория радионавигации Текст. / М. С. Ярлыков. М.: Радио и связь, 1985. — 344 с.
  83. Rubanenko, A. State estimation using measurements with uncertain time-tag :
  84. Research Thesis: March 2002 / Ariel Rubanenko — Submitted to the Senate of the' t
  85. Technion Israel Institute of Technology-Adar 5762-Haifa, 2002.-40p.
  86. ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
  87. БОиС Блок обработки и сопряжения
  88. БИНС Бесплатформенная инерциальная навигационная система
  89. ВИС Внутритрубный инспекционный снаряд
  90. ГЛОНАСС Глобальная Навигационная Спутниковая Система
  91. ГЭВЧ Главный эталон времени и частоты
  92. ГЦСК Геоцентрическая система координат
  93. ДУС Датчик угловой скорости
  94. ИНС Инерциальная навигационная система
  95. МТ Магистральный трубопровод1. МПм Маркерный приемник
  96. НКА Навигационный космический аппарат1. НС Навигационный спутник1. ИИ Навигационный приемник1. НД Накопитель данных1. ОГ, Опорный генератор
  97. ПИНС Платформенная инерциальная навигационная система
  98. ПСП Псевдослучайная последовательность1. ПС Перекачивающая станция
  99. РНП Радионавигационные параметры1. СК Система координат
  100. СРНС Спутниковая радионавигационная система1. ФК Фильтр Калмана1. ШВ Шкала времени
Заполнить форму текущей работой