Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция энергетической политики ФРГ в условиях европейской интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отношениях с внешними поставщиками ФРГ, как и ЕС в целом, заинтересована в том, чтобы выстроить «рынок потребителя» и распространить правила этого рынка на торговлю с Россией. Россия же, будучи нетто-экспортером энергоносителей, заинтересована прямо в противоположном. На политическом и техническом уровнях это различие интересов находит свое выражение в жестком споре о правилах торговли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ
    • 1. 1. Основные этапы становления. государственной политики ФРГ в энергетической сфере
    • 1. 2. Энергетическая программа
    • 1. 3. Национальная концепция энергетической безопасности
  • ГЛАВА II.
  • ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЕС
    • 2. 1. Соотношение национальной и европейской компетенции в регулировании энергетических рынков
    • 2. 2. Внешняя энергетическая политика ЕС
    • 2. 3. Энергодиалог Россия — ЕС и позиция Германии
  • ГЛАВА III.
  • РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ
    • 3. 1. Международная деятельность германских энергетических концернов
    • 3. 2. Россия в системе внешнеэкономических приоритетов ФРГ
    • 3. 3. Актуальные проблемы российско-германского энергетического сотрудничества

Эволюция энергетической политики ФРГ в условиях европейской интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях европейской интеграции анализ энергетической политики ФРГ, которая является одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России и главным рынком сбыта российских энергоносителей в Европе, представляет не только академический, но и вполне очевидный практический интерес.

Европейское направление является приоритетным в энергетической политике России. Начавшийся по инициативе Евросоюза 11 лет назад энергодиалог РоссияЕС прошел сложный путь, но пока не привел к ощутимым практическим результатам. Большинство крупномасштабных проектов реализуется на основе договоренностей между руководством России и отдельных европейских стран вне рамок диалога. Вступление в силу в марте 2011 г. т.н. «третьего энергетического пакета» стало источником новых разногласий между Россией и ЕС, которые пока не удается устранить в полной мере.

За последние полвека энергетическая политика ФРГ претерпела существенные изменения, что нашло отражение как в структуре ее энергобаланса, так и в системе государственного регулирования энергетической отраслью. Принятая правительством ФРГ осенью 2010 г. «Энергетическая концепция 2050» и внесенные в нее существенные коррективы в июне 2011 г. задают новые параметры долгосрочного развития энергетического комплекса Германии и требует серьезного осмысления с точки зрения интересов России и перспектив российско-германского сотрудничества. При этом следует иметь в виду, что энергетическая стратегия ФРГ эволюционирует под влиянием целого комплекса внутренних и внешних факторов экономического, технологического, финансового, социального и политического.

М' ' ' характера.

Особое значение в этом контексте приобретает влияние ЕС на германскую энергетическую политику. С одной стороны, Германия, будучи самой крупной страной Евросоюза, никогда не была и не является сегодня пассивным объектом попыток органов ЕС расширить круг своих полномочий в энергетической сфере. Более того, она оказывает ощутимое влияние на выработку позиции ЕС по ключевым вопросам энергетической повестки дня. С другой стороны, логика формирования общего европейского внутреннего рынка, строительство которого нельзя считать завершенным без включения в процесс интеграции энергетической отрасли, требует укрепления наднациональных механизмов регулирования в сфере энергетики. Прогрессирующая зависимость государств Евросоюза от импорта энергоносителей усиливает их заинтересованность выступать в отношениях с экспортерами и транзитерами с согласованных позиций, создает дополнительные стимулы к ускоренному созданию единого энергетического рынка на пространстве ЕС.

В самой Германии все более значимым фактором, оказывающим огромное влияние на политическую элиту и бизнес в вопросах выработки энергетической стратегии на перспективу, стало сильно «позеленевшее» общественное мнение. Соответственно экологические аспекты энергетической политики и проблемы, связанные с защитой климата, занимают все более значимое место в программах всех без исключения политических партий ФРГ.

Долгосрочная линия на приоритетное развитие возобновляемых источников энергии получила новый импульс после аварии на японской АЭС «Фукусима» в марте 2011 г., что побудило правительство ФРГ ввести мораторий на работу семи атомных энергоблоков, построенных до 1980 г., а затем пересмотреть в сторону ускорения график окончательного «выхода» из атомной энергетики. В известном смысле задачи, стоящие сегодня перед руководством Германии в энергетической сфере, начинают напоминать квадратуру круга: как в короткие сроки компенсировать выпадение мощностей в атомной энергетике при одновременном сокращении в энергобалансе доли углеводородных энергоносителей и при этом не допустить резкого скачка цен на электроэнергию?

Попытки радикально изменить вектор развития энергетического комплекса.

ФРГ путем форсированного внедрения альтернативных источников энергии наталкиваются на объективные технические и финансовые ограничители. Однако было бы неверно, на наш взгляд, недооценивать значение заявленных руководством.

ФРГ принципиальных ориентиров в энергетической политике, включая задачу 4 снизить чрезмерную, как здесь многие считают, зависимость от России в газовой сфере.

Таким образом, актуальность настоящей работы определяется необходимостью теоретически осмыслить долгосрочное влияние принятых германским руководством решений в энергетической сфере на развитие ситуации с энергообеспечением в ФРГ, других странах ЕС и конкурентоспособность немецкой экономики, а также потребностью оценить реальные достижения и проблемы на пути формирования согласованной энергетической политики ЕС и создания единого европейского энергетического рынка. В этой связи важное значение имеет решение задачи по выявлению области совпадения и несовпадения интересов и позиций ЕС, ФРГ, с одной стороны, и России, с другой, в вопросах энергетического сотрудничества с целью возможной корректировки некоторых установок энергетической стратегии России в Европе.

Степень научной разработанности темы.

Теоретические и практические аспекты энергетической политики ФРГ в российской научной литературе исследованы недостаточно. Доступный круг источников за последние десять лет ограничен несколькими журнальными статьями, главой в монографии Б. Е. Зарицкого «Экономика ФРГ» (М., 2009) и разделом в аналитическом сборнике Института экономики РАН «Энергетическая безопасность» (М., 2009). Отдельные аспекты тематики диссертационной работы отражены в трудах Ю. А. Борко, В. Б. Белова, Г. А. Геродеса, Р. С. Гринберга, С. З. Жилина, П. С. Каныгина, А. А. Коноплянника, А. А. Макарова, Т. А. Митровой, И. Г. Пашковской, К. В. Симонова, А. Д. Хайтуна, посвященных проблемам формирования внутренней и внешней энергетической политики ЕС, а также аналитических докладах Фонда национальной энергетической безопасности. Несмотря на наличие в отечественной литературе упомянутых исследований, проблематика национальной энергетической политики ФРГ остается в целом нераскрытой.

В Германии по интересующей нас теме существует обширный круг научной | м литературы. Среди авторов, внесших наиболее существенный вклад в разработку рассматриваемых в диссертационной работе проблем, следует отметить.

Й.Богеншпергера, Т. Бульмана, К. Вестфаль, Г. Гётца, С. Глатца, Г.-В.Зинна, 5.

М.Майер-Реншхаузена, Й. Майнерта, С. Рипперта, Ф. Фихтнера, М. Хорна, А. Шнайдер и др. В отличие от российских источников работы зарубежных авторов охватывают широкий круг проблем по тематике диссертационного исследования, однако большинство из них имеют достаточно узкую направленность и не дают системного представления об эволюции энергетической политики ФРГ в контексте интеграции на пространстве Евросоюза, не рассматривают упомянутые процессы с точки зрения развития энергодиалога с Россией.

Таким образом, отсутствие в отечественной научной литературе комплексных исследований, посвященных современной энергетической политике ФРГ, требует дальнейшего изучения рассматриваемых процессов и предопределило направление 'диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является решение научной задачи формирования и теоретического обоснования представлений об энергетической политике ФРГ, сс влиянии на энергобезопасность Евросоюза и перспективы российско-германского сотрудничества. В соответствии с этой целью поставлены следующие конкретные исследовательские и практические задачи:

— проанализировать основные этапы эволюции энергетической политики ФРГ, главные факторы и концептуальные подходы, оказавшие влияние на этот процесс;

— выявить специфику подхода ФРГ к формированию общей энергетической политики ЕС и ее позицию по ключевым вопросам в рамках энергодиалога Россия-ЕС, определить, насколько те или иные установки энергетической политики ФРГ соответствует интересам российских игроков;

— сформулировать представление о степени влияния Еврокомиссии на процесс формирования энергетической политики ФРГ, проанализировать проблему соотношения национальной и европейской компетенции в вопросах регулирования энергетических рынков на пространстве ЕС;

— рассмотреть основные направления международной активности германских энергетических концернов и место России в системе внешнеэкономических приоритетов ФРГ;

I • м 1 б.

— оценить современное состояние и перспективы двустороннего сотрудничества между Россией и Германией в энергетической сфере.

Объектом исследования является энергетическая политика ФРГ в контексте развития интеграционных процессов в ЕС.

Предметом диссертационного исследования является комплекс научных и практических положений, раскрывающих особенности энергетической политики ФРГ в ее национальном и европейском измерении, оказывающих влияние на российско-германское сотрудничество в энергетической сфере.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической базой исследования служит междисциплинарный, системный, структурно-функциональный подходы. В работе использовались основные методы научного познания (диалектический, логический, исторический) и эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение).

Теоретическую основу работы составили базовые положения экономической теории, мировой экономики и международных валютно-кредитных и финансовых отношений, сформулированные в трудах российских и зарубежных ученых и специалистов в этой области.

Информационной базой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, официальные публикации ЕС и Еврокомиссии, Международного энергетического агентства, Министерства экономики и технологий ФРГ, Федеральрюго сетевого агентства ФРГ, Федерального союза германской промышленности, Восточного комитета немецкой экономики, Федерального союза газового и водного хозяйства ФРГ, российских и германских энергетических компаний. В работе также использованы материалы международных научно-практических конференций и круглых столов по проблемам энергетики, публикации в научных, деловых изданиях и в периодической печати.

Работа выполнена в соответствии с Паспортом специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.14 — «Мировая экономика».

Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании представлений об основных тенденциях и противоречиях становления и развития энергетической политики ФРГ в контексте изменений на европейском и мировом энергетических рынках.

Новыми являются следующие научные результаты исследования:

— на теоретическом уровне определена роль государства в формировании энергетической политики ФРГ, выявлены главные цели современной энергетической стратегии ФРГ, направленной на ускоренный выход из атомной энергетики, развитие альтернативных источников энергии, повышение энергоэффективности, ужесточение экологических стандартов энергопотребления и снижение зависимости от импорта углеводородных энергоносителей;

— установлены основные причины, тормозящие становление единого европейского энергетического рынка: различие интересов государств-членов ЕС в сфере энергообеспеченияпротекционизмстремление политических элит ряда европейских стран, в т. ч. и ФРГ, сохранить контроль над принятием ключевых решений в энергетической сференедостаточная развитость транспортной инфраструктуры;

— дана оценка новым тенденциям на европейском газовом рынке в связи с увеличением предложения сжиженного газа, ростом объемов спотовой торговли, вступлением в силу «третьего энергетического пакета» и усилением конкурентной борьбы вокруг проектов строительства новых газопроводов;

— выявлены сферы совпадения и несовпадения интересов России и ФРГ в рамках двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, в частности, по таким вопросам как методика ценообразования на газ, роль долгосрочных контрактов, правила доступа иностранных компаний к российским энергетическим ресурсам, нормативно-правовая база регулирования энергетических отношенийустановлен основной круг противоречий сторон по т.н. «третьему энергетическому пакету» в рамках энергодиалога Россия — ЕС и дана оценка позиции ФРГ по ключевым вопросам взаимодействия между Россией и ЕС в энергетической сфере;

— определены целевые установки и главные направления активности германских энергетических концернов за рубежом и место России в системе внешнеэкономических приоритетов ФРГ.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что работа развивает положения теории мировой экономики о роли энергетического комплекса в обеспечении конкурентоспособности экономики стран ЕС, раскрывает долгосрочные тенденции развития европейского энергетического рынка и структуры энергобаланса ФРГ, что напрямую затрагивает интересы России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащаяся в нем информация, положения и выводы могут быть использованы в работе профильных российских ведомств, в деятельности государственных и частных энергетических компаний с целью повышения эффективности энергетической стратегии России в Европе. В работе сформулированы предложения по новым направлениям российско-германского сотрудничества в области энергосбережения,.

I ¦ продвижения технологии строительства реакторов для АЭС на рынках третьих стран, строительства новых газовых хранилищ и трансъевропейских газотранспортных маршрутов и др.

Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы также в высших учебных заведениях экономического профиля при подготовке и чтении базовых и специальных курсов мировой экономики и международных экономических отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования были изложены и обсуждены на международных, всероссийских и вузовских научно-практических конференциях:

Круглый стол" на тему «Внешнеэкономические аспекты инновационного развития экономики России», г. Москва, декабрь 2009 г. (ФГОБУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»), «Круглый стол» на тему «Мировая экономика в условиях кризиса и посткризисного развития», г. Москва, ноябрь 2010 г.

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской.

Федерации), Международная научно-практическая конференция «Интеграция России в мировую экономику: эволюция экономической культуры», г. Екатеринбург, декабрь.

2010 г. (ФГАОУВПО «Уральский Федеральный Университет им. Первого.

Президента России Б. Н. Ельцина"), Международная научно-практическая конференция «Инновации, технологии, экономика — ИНТЕК 2011», г. Иваново, март 9.

2011 г. (ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина»).

Диссертация связана с исследованиями, проведенными в Финансовом университете в рамках общеуниверситетской комплексной темы «Пути развития финансово-экономического сектора России» по кафедральной подтеме «Интеграционные процессы в мировой экономике в условиях глобализации».

Результаты исследования, полученные в рамках работы над диссертацией, в соответствии со справкой о внедрении, нашли практическое применение в деятельности Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия, где использовались в процессе разработки профильных вопросов российско-германского торгово-экономического' сотрудничества, а также при подготовке ряда важных внешнеполитических и внешнеэкономических мероприятий, тематических конференций, конгрессов, встреч и визитов, в т. ч. на высоком и высшем уровнях.

Материалы исследования используются также в учебном процессе на кафедре «Мировая экономика и международный бизнес» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» для методического обеспечения преподавания дисциплин «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», а также спецкурса «Мировой рынок энергоресурсов».

Публикации.

Основные положения диссертации опубликованы в 9 научных работах общим объемом 6,0 п.л. (весь объем авторский). Из них 4 работы авторским объемом 2,7 п.л. опубликованы в журналах, определенных ВАК.

Структура и объем диссертации

сформированы, исходя из цели и задач исследования, а также взаимосвязи рассматриваемых вопросов. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 173 страницах, содержит 15 таблиц и графиков. Список использованной литературы включает 162 источника на русском, немецком и английском языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В начале 2000;х годов основной вектор энергетической политики ФРГ радикально изменился. Был взят курс на свертывание атомной и частично угольной энергетики, форсированное внедрение альтернативных источников энергии и энергосбережение. После двух российско-украинских газовых конфликтов 2006 и 2009 гг. на повестку дня был поставлен вопрос об уменьшении зависимости от импорта углеводородных энергоносителей, поиске альтернативных источников газоснабжения и обходных, минуя Россию, маршрутов транспортировки «голубого топлива».

Все эти цели были достаточно определенно сформулированы в принятой правительством ФРГ осенью 2010 г. «Энергетической концепции 2050», которая задала долгосрочные ориентиры развития энергетического комплекса Германии. Главное «реформаторское» достижение правительства А. Меркель — решение о продлении срока действия АЭС — под влиянием событий в Японии в марте 2011 г. вновь было поставлено под вопрос и в конечном итоге пересмотрено.

Далеко не все происходящие изменения в электроэнергетике ФРГ можно объяснить соображениями экономической целесообразности. Даже с точки зрения сформулированных самим правительством критериев энергетической безопасности «Концепция 2050» вызывает много вопросов. Ответы на них частично следует искать в укреплении позиций «зеленой индустрии», которая обзавелась значительными экономическими, информационно-пропагандистскими и политическими рычагами воздействия. Огромную роль играет общественное мнение, с которым вынуждены считаться все политические партии ФРГ. Необходимо учитывать и влияние руководства Еврокомиссии, которое постоянно педалирует тему «газовой зависимости» от России и стремится выработать согласованную линию ЕС в отношениях с экспортерами нефти и газа.

В целом ФРГ поддерживает курс ЕС на формирование общего европейского энергетического рынка, его либерализацию и проведение согласованной политики в энергетической сфере. В то же время, несмотря на общность стратегических.

157 установок, между ФРГ и Еврокомиссией существует ряд серьезных разногласий относительно конкретных форм и методов достижения вышеназванных целей. Помимо некоторых проблем связанных с реализацией «третьего энергетического пакета», наиболее острой темой в последнее время стал вопрос о создании механизма финансирования трансграничной транспортной инфраструктуры, без развития и модернизации которой создание общего европейского энергетического рынка невозможно в принципе. Постоянным источником напряженности в отношениях с ЕК является также вопрос о соотношении европейской и национальной компетенции в регулировании энергетического сектора.

В отношениях с внешними поставщиками ФРГ, как и ЕС в целом, заинтересована в том, чтобы выстроить «рынок потребителя» и распространить правила этого рынка на торговлю с Россией. Россия же, будучи нетто-экспортером энергоносителей, заинтересована прямо в противоположном. На политическом и техническом уровнях это различие интересов находит свое выражение в жестком споре о правилах торговли энергоносителями, организации рынка, понимании энергетической безопасности, средств ее обеспечения, трактовке принципа взаимности при осуществлении инвестиций. В газовой сфере Россия стремится сохранить систему долгосрочных контрактов, существующую формулу привязки цены газа к стоимости нефти и гарантии на пользование транспортными мощностями. ЕС пытается ограничить объем газа, поставленного по долгосрочным контрактам, за счет увеличения спотовой торговли и распределения транспортных мощностей на основе аукционов. Главный партнер «Газпрома» в Германии — концерн E. on Ruhrgas — настойчиво ставит вопрос о полном отказе от системы контрактных цен и переходе на рыночное ценообразование.

В среднесрочной перспективе доля газовой составляющей в энергобалансе.

ФРГ вряд ли существенно изменится. После принятого в июне 2011 г. под влиянием аварии на японской АЭС «Фукусима» решения об ускоренном выходе из атомной энергетики, она может на какое-то время даже несколько возрасти. Однако послание" к России, сформулированное в «Энергетической концепции 2050», звучит недвусмысленно: российские нефть и газ на немецком рынке готовы «терпеть» примерно до 2030 г. Не исключено, что «Газпром» начнет терять свою долю на.

158 газовом рынке ФРГ и раньше, если не сумеет вовремя адаптироваться к новым реалиям.

Сегодня параллельно с модернизацией торговли нефтью формируется и впервые приобретает самостоятельное значение рынок природного газа, в функционировании которого наблюдаются принципиально новые моменты. Появились качественно новые технологии добычи сланцевого газа, расширяются масштабы и сферы применения сжиженного природного газа (СПГ), сформировались спотовые поставки СПГ, дающие импульс для инвестиционного и территориального маневра потребителей. Иными словами, в противовес стремлению «Газпрома» к монопольной консервации сложившейся схемы газовой торговли сама эта торговля все больше приобретает рыночный характер, а газ превращается в товар мирового энергетического рынка. При этом нет оснований полагать, что со временем российский трубопроводный газ станет более конкурентоспособным — это будет газ из сложных арктических месторождений, подаваемый по протяженным дорогостоящим и неудобным для строительства маршрутам.

Появление у основных европейских потребителей альтернативных возможностей газоснабжения, влияние спотовых цен на контрактные цены и сами условия контрактов скорее всего рано или поздно вынудят «Газпром» изменить свой подход к участию в мировой торговле природным газом: преодолеть очевидное технологическое отставание по спотовым перевозкам СПГ, создать танкерный флот и терминалы.

В самой ФРГ сегодня ведутся активные работы по более широкому использованию биогаза и шахтного метана. Американский концерн Exxon Mobil и компания BNK Petrolium недавно получили от правительства ФРГ лицензию на осуществление пробных бурений для оценки запасов сланцевого газа в ряде северных регионов Германии. Немецкие энергетические компании продолжают наращивать свое участие в разработке газовых месторождений в экономических зонах.

Великобритании, Норвегии, Дании, Нидерландов, расширяют присутствие в газодобывающем секторе Катара, ОАЭ. Все это происходит на фоне целенаправленной политики по развитию альтернативной энергетики, повышению эффективности энергопользования и энергосбережения. Разработчики.

Энергетической концепции 2050″ исходят из того, что Германия сумеет к 2050 г. сократить импорт «голубого топлива» на 60%. При этом как бы само собой разумеется, что сокращение импорта будет происходить, прежде всего, за счет снижения «газовой зависимости» от России.

Российско-германское энергетическое сотрудничество сегодня не сводится только к торговле энергоносителями. Оно включает и более • сложные формы взаимодействия: совместное освоение и разработка месторождений углеводородов на территории России, строительство газопроводов и других объектов газового хозяйства, сотрудничество в сфере энергосберегающих технологий. По масштабу и значимости задач энергосбережение вполне могло бы претендовать на «стратегическое» направление в рамках двусторонней кооперации. Как будет на практике реализован заложенный в этой сфере потенциал зависит прежде всего от V того, сумеют ли российские власти сделать этот проект выгодным для всех субъектов экономики, создать стимулы для развития бизнеса, ориентированного на производство и внедрение энергоэффективного оборудован&trade-, технологий и услуг.

1 I.

Если посмотреть на проблему российско-германского торгово-экономического сотрудничества шире, то оно в своем нынешнем виде вряд ли без серьезных оговорок может быть названо «стратегическим партнерством». В самой Германии этот термин вызывает острые споры — вплоть до категорического отторжения. В России использование этого словосочетания во многом есть попытка выдать желаемое за действительное. В силу сложившейся структуры российской экономики, специфики инвестиционного климата и по причине отсутствия в стране достаточного количества.

— V. ч эффективных средних и малых предприятий, которые в Германии составляют костяк промышленного сектора, Россия просто не готова к «стратегическому партнерству» с ФРГ. Объем прямых германских инвестиций в России на протяжении ряда лет остается достаточно скромным, а в отраслевом плане оставляет желать лучшего. Это вовсе не умаляет значения Германии в качестве одного из важнейших экономических.

• «• «» «-» «М V. 1 1 I ч • • «с * мм* • ! 1 М партнеров для России. Но сегодняшняя реальность такова, что в самой Германии рассматривают Россию, прежде всего, в качестве поставщика энергетического сырья и привлекательного, но не критически важного рынка сбыта своих товаров.

Изменения, происходящие на европейском энергетическом рынке, возрастающая роль Еврокомиссии в формировании энергетической политики ЕС, наконец, новая немецкая «Энергетическая концепция 2050» требуют, на наш взгляд, серьезного переосмысления концептуальных основ российской энергетической политики в Европе в сторону более гибкой адаптации к новым реальностям. Расчет на то, что зависимость Евросоюза от импорта углеводородов позволит России утвердить свои правила игры на энергетическом рынке, вызывает серьезные сомнения. На наш взгляд корректировки требует и сложившийся евроцентризм в российском энергоэкспорте и его инфраструктуре. Что же касается «стратегического партнерства» с ФРГ, то его судьба не должна зависеть от того, сколько газа и по каким трубопроводам поставит «Газпром» в Германию. Корпоративные интересы «Газпрома» вовсе не обязательно совпадают с национальными интересами России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Л., Стровекий Л. Е. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики. М.: Юнити, 2007. — 191 с.
  2. А.Г. «Газовая война»: промежуточный финал или начало новой игры // Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энергодиалога России и ЕС -Институт экономики РАН М. 2009. — 258 с.
  3. В.Б. Россия-Германия: партнерство во имя модернизации // Международная жизнь № 7 — 2010.
  4. Ю.А., Данилов Д. А. Россия Европейский Союз: стратегия стратегического партнерства // ДИЕ РАН — М., 2005. — № 157.
  5. П.А. Политические условия расширения платформы российско-германского взаимодействия // Геополитические интересы России М.: РАГС, 2007. -184 с.
  6. O.A. Стратегические альтернативы традиционным энергоносителям // Мировая экономика и международные отношения 2009. — № 2.
  7. Газопроводные войны в Европе и ЦАР // Аналитический доклад Фонда национальной энергетической безопасность М., 2010. — с. 60.
  8. Газпром отдал немцам Южно-Русское // Комерсант 2009. — 6 июня.
  9. Д.Р. Государственное регулирование деятельности крупных газовых компаний зарубежных стран // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук М., 2011.
  10. Д.Р. Тенденции развития государственного регулирования отношений РФ и ЕС на рынке газа // Российское предпринимательство. 2009. — № 10 (выпуск 1) — 160 с.
  11. Германия. Вызовы XXI века // Под. ред. В. Б. Белова Издательство «Весь мир», М., 2009. — 788 с.
  12. Германо-российский экономический ежегодник 2010−2011 // Российско1 германская внешнеторговая палата М., 2010 — 96 с.
  13. Германские нефтяные и газовые предприятия продолжают расширять своеприсутствие за рубежом // «Germany contact Russia» -2010.-32 с.162
  14. Г. А. Возобновляемые источники энергии в Германии М., 2009. — 64 с.
  15. P.C. Удорожание энергоресурсов основной фактор экономического роста России. // Россия: вчера, сегодня, завтра — М.: Фонд Центр политических технологий — 2007.
  16. P.C. Кто победил в газовой войне России с Украиной? // Политический журнал 2006. — 16 января.
  17. P.C. Россия и Евросоюз: как совместить их интересы и ценности // Человек и труд 2006. — № 2.
  18. P.C. В энергетической схватке победителей не будет // Бизнес и выставки 2007. — № 3 (23)
  19. В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии М., 2002. — 272 с.
  20. М.Ю. ЕС и Россия: в интересах энергетической безопасности // Человек и труд 2008. — № 1 — 72 с.
  21. М.Ю. Сотрудничество Германии с Россией в газовой сфере в условиях формирования единого газового рынка Европы // Автореферат диссертацииii Аi.. >на соискание ученой степени кандидата экономических наук М., 2008.
  22. Западноевропейские страны: Особенности социально-экономических моделей // Отв. ред. В.П. Гутник- Ин-т мировой экономики и междунар. отношений -М.: Наука, 2002.-271 с.
  23. Западный и восточный векторы развития российского нефтегазового комплекса // Аналитический доклад Фонда национальной энергетической безопасности М., 2011. — с. 59.
  24. .Е. Экономика ФРГ Издательство «Магистр», М., 2009. — 239 с.
  25. П.С. Альтернативная энергетика в ЕС: возможности и пределы // Экономист 2010. -№ 1 — 96 с.
  26. П.С. Экономика возобновляемых источников энергии (на примере ЕС). // Мировая экономика и международные отношения 2009. — № 6.
  27. П.С. Энергетическая безопасность Европейского Союза и интересы России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук М., 2007.
  28. П.С. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // Мировая экономика и международные отношения 2007. — № 5.
  29. С.Ю. Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М., 2010. 698 с.
  30. C.B. Проблемы ресурсообеспечения энергодиалога Россия-ЕС // Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энер го диалога России и ЕС. Институт экономики РАН М. 2009. — 258 с.
  31. A.A. Россия и Энергетическая Хартия // Учебное пособие по курсу «Эволюция международных рынков нефти и газа» РГУ нефти и газа им. Губкина. — 2011 г. — 80 с.
  32. A.A. Российский газ в континентальной Европе и СНГ: эволюция контрактных структур и механизмов ценообразования // Институт народнохозяйственного прогнозирования 2010.
  33. A.A. Россия и Энергетическая хартия: долгий и извилистый путь навстречу друг другу // ЭКО: Всероссийский экономический журнал 2010. — № 12 (438).
  34. A.A. Европа больше чем Европа. Третий энергетический пакет ЕС будет иметь последствия и за пределами Евросоюза. // Нефть России — 2011. — № 4, № 5, № 7, № 8.
  35. A.A. Энергетическая хартия: отменить нельзя модернизировать. // ЭКО: Всероссийский экономический журнал 2011. — № 2 (440) — с. 118−136. (часть 2).
  36. В. Германия: споры о будущем // Мировая энергетика 2007. -№ 8(44).
  37. Л. Ш. Современный экономический словарь 6 изд. //Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Стародубцева Е. Б. — М.: Инфра-М, 2008. — 512 с.
  38. A.A. Перспективы топливно-энергетического комплекса России в новых экономических реалиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук- Самара, 2010 т. 12, № 1(9).
  39. Маршруты экспорта газа из России: трубы и газовозы // Аналитический доклад
  40. Фонда национальной энергетической безопасности М., 2009. — с. 70.1ь4
  41. Н.В. «Газовый» диалог Россия ЕС: будет ли свет в конце тоннеля? // Мировая энергетика. — 2007. — № 10(46).
  42. Н.В. ЕС пытается создать газовый «пузырь» // Мировая энергетика -2009. № 8 (67).
  43. Н.В. Международная энергетическая безопасность : учеб. пособие / Н. В. Миронов — МГИМО (У) МИД России, Междунар. ин-т топливно-энергет. комплекса М.: МГИМО, 2003. — 165 с.
  44. Н.В. Реформы энергетической политики Евросоюза. Что они подразумевают? / Н. В. Миронов // Нефтегазовая вертикаль 2007. — № 15.
  45. Н.В. Энергобезопасность Европейского союза: Насколько реальны угрозы? / Н. В. Миронов // Актуальные проблемы Европы 2008. — № 2.
  46. Т.А. Влияние событий в Японии, в Северной Африке и на Ближнем Востоке на перспективы мировых энергетических рынков // Вести в электроэнергетике 2011- № 4.
  47. Т.А. Эволюция рынков природного газа. Основные тенденции // LAP LAMBERT Academic Publishing -2011.
  48. Т.А. Интеграция рынков природного газа и проблемы энергобезопасности // Известия РАН. Энергетика 2010- № 4.
  49. Т.А. Энергорынки в зоне турбулентности // Россия в глобальной политике 2009 — № 3.
  50. Т.А. Фактор энергетической безопасности в экономическом развитии регионов мира // Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества России 2008.
  51. Н.В. История современной Германии 1945 2005 гг. — М.: Астрель, 2006.-512 с.
  52. К.А. Развитие взаимоотношений ФРГ и РФ в области энергетики: историко-международные аспекты проблемы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Нижний Новгород, 2005.
  53. И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств М., 2010. — с. 134.
  54. Перспективы реализации третьего энергопакета и будущее европейского рынка газа // Аналитический доклад Фонда национальной энергетической безопасности -М, 2011.-с. 5
  55. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы» //Аналитический доклад Института Европы РАН // Электронный ресурс. (http://www.alleuropa.ru/index.php?option=comcontent&task)
  56. Российско-германское партнерство для модернизации в общеевропейском измерении // Электронный ресурс, (http://www.moskau.diplo.de/ Vertretung/Moskau/ru/ Reden/Westerwelle)
  57. Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник // Росстат- М., 2010. -558 с.
  58. П.М. Геополитические аспекты энергетической безопасности Европы // Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энергодиалога России и ЕС. Институт экономики РАН М. 2009. — 258 с.
  59. С немецкой энергоэффективностью // Коммерсантъ. Приложение (Екатеринбург) 2010. — № 125 (4423).
  60. К.В. Русская нефть: последний передел М., «Эксмо», «Алгоритм», 2005.-320 с.
  61. К.В. Энергетическая сверхдержава М., «Эксмо-Пресс», 2006. -272 с.
  62. К.В. Глобальная энергетическая война М., «Алгоритм», 2007. — 272 с.
  63. Сланцевая революция откладывается // Эксперт 2010. — № 16−17.
  64. Состояние и перспективы взаимодействия России со странами Центральной Азии и Закавказья //Отв. ред. чл. корр. РАН Г. И. Чуфрин. — М.: ИМЭМО РАН, 2009.1.*-139 с.
  65. Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика //
  66. Общ. ред. А. Ю. Чепуренко М., 2001. — 208 с.166
  67. Е.А. Либерализация европейского газового рынка и российско-германское сотрудничество // Мировая экономика и международные отношения -2009.- № 11.
  68. Украинский фронт и проблема поставок газа в Европу // Аналитический доклад Фонда национальной энергетической безопасности М., 2010. — 52 с.
  69. В.И. Ситуация на рынке углеводородов в контексте глобального кризиса и путей выхода из него // Сборник выступлений на Ученом Совете ИМЭМО 22 мая 2009 г.-М., 2009.
  70. .А. Участие российских компаний в энергодиалоге Россия-ЕС // Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энергодиалога России и ЕС. Институт экономики РАН М., 2009. — 258 с.-IM'
  71. .А. Энергодиалог Россия-ЕС: корпоративный срез // Мировая экономика и международные отношения 2009. — № 8.
  72. .А. Соотношение геополитических интересов энергетической политики России и ЕС на постсоветском пространстве // Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энергодиалога России и ЕС. Институт экономики РАН М. 2009. — 258 с.
  73. А.К., Баринов Н. И. Международное финансирование нефтегазовых компаний: зарубежный опыт: спецкурс // РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина- Каф. экономической теории М., 2006. — 91 с.
  74. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. -Минэнерго Российской Федерации, 2009.
  75. Экспортная стратегия российского нефтегазового комплекса // Аналитический доклад Фонда национальной энергетической безопасности М., 2011. — с. 52.
  76. Ю.И. Россия-Европейский союз: к новому качеству отношений. М.: «ЭКОНИНФОРМ», 2008. — 52 с.
  77. Action Plan (2007−2009) Energy Policy for Europe, Presidency Conclusions, Brussels European Council of 09.03.2007, 7224/07 // Электронный ресурс. (http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cmsData/docs/pressData/en/ec/93 135.pdf).
  78. Aktivitaten der deutschen E&P Industrie in der Nordsee. WEG, 16. April 2009, S. 89.
  79. Au?enwirtschaft. Jahrbuch 2011. Frankfurt am Main, 2010, S. 12−14.
  80. Bericht der Bundesregierung zur Ol- und Gasmarktstrategie. 5. November 2008, Berlin, S. 17−18, 31.
  81. Bogensperger J. Die energiepolitische Beziehungen zwischen der Europaischen Union und Russland. Saarbrucken, 2007, S. 10, 14−16.
  82. Bullmann T. Liberalisierungspolitik in der Bundesrepublik Deutschland. Heidelberg, 2009, S. 39−42, 45−50, 56.
  83. Bundesbericht Forschung und Innovation 2010. Bundesministerium fur Bildung und Forschung, Berlin, 2010, S. 22.
  84. Burret H. Der Wandel der Netzzugangsregulierung im deutschen Gasmarkt. Munchen, 2009, S. 3, 8−9.
  85. Communication External Energy Relations from principles to action, COM (2006) 590 final of 12/10/2006 // Электронный ресурс. (http://ec.europa.eu/comm/externalrelations/energy/docs/com06590en.pdf).
  86. Communication Green Paper Towards a European strategy for the security of energy supply, COM (2000) 769 final of 29.11.2000 // Электронный ресурс. (http://ec.europa.eu/energy/green-paper-energy-supply/doc/greenpaperenergysupply en. pdf).
  87. Communication Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy, COM (2006) 105 final of 08.03.2006 (SEC (2006) 317) // Электронный ресурс. (http://ec.europa.eu/energy/green-paper-energy/doc/2 006 0308gpdocument en. pdf).
  88. Communication Green Paper. Towards a European strategy for the security of energy supply, COM (2000) 769 final of 29.11.2000 // Электронный ресурс. (http://ec.europa.eu/energy/green-paper-energy-supply/doc/greenjpaperenergysupply en. pdf).v. I
  89. Das aktuelle Energieprogramm fur die anstehende Legislaturperiode. Rede des
  90. Bundesministers Rainer Bruderli anlasslich der 17. Handelsblatt Jahrestagung
  91. Energiewirtschaft 2010 in Berlin // Электронный ресурс, (www.bmwi.de).168
  92. Die deutsche E&P-Industrie weltweit aktiv. Wirtschaftsverband Erdol- und Erdgasgewinnung e.V., Hannover, 2010, S. 2−6.
  93. E.ON AG, Pressekonferenz 10. November 2010. Statement Dr. Johannes Teyssen/Dr. Marcus Schenk. Dusseldorf, 10 November 2010.
  94. Eckpunkte des BDI zum geplanten Energiekonzept der Bundesregierung. Dokumenten Nr. D0350, 23. Juni 2010. S. 1, 5.
  95. Energie in Deutschland. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie, 2010, Stand: August 2010. Berlin, S. 15−16, 34−35, 51, 72−73.
  96. Energie in Deutschland. Trends und Hintergrunde zur Energieversorgung in Deutschland. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie, Berlin, April 2009, S.12.
  97. Energiedaten. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie, 2010, S. 10. t
  98. Energiekonzept der Bundesregierung // Электронный ресурс. (http://www.bmu.de/energiekonzept/doc/46 394.php).
  99. Energiekonzept fur eine umweltschonende, zuverlassige und bezahlbare Energieversorgung. 28. September 2010. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologie. Berlin, 2010, S. 4−13, 15−21, 22−25, 31.
  100. Energiesicherheit // Электронный ресурс. (http ://www. aus waertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/GlobaleFragen).
  101. Energieszenarien fur ein Energiekonzept der Bundesregierung. GWS-Prognos, Projekt Nr. 12/10. Basel/Koln/Osnabruck. 27. August 2010, S. 184.
  102. Energieversorgung: ein Konzept fur die Zukunft. IWD, Nr. 37, 16. September 2010, S.4.
  103. Entwicklung der erneuerbaren Energien in Deutschland im Jahr 2009. Stand: 18 Marz 2010. Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorensicherheit. Berlin, 2010, S. 13−14, 23.
  104. Erdgas: Energie aus der Tiefe. IWD, Nr. 31, 5. August 2010, S. 2.
  105. Erneuerbare Energien in Deutschland. Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz und Reaktorensicherheit. Berlin, 2008, S. 11.
  106. Europaische Kommission. Energie in Europa. Nr. 12, Marz 2009, S. 9.
  107. Fichter F. Die au? enpolitische Dimensionen der deutschen Energiepolitik. Risikenund Bedrohungen. Saarbrucken, 2008', S. 7−13, 23, 42−68, 96−101.169
  108. Gasschwemme erreicht Europa. Starke Effekte auf Preise, Sicherheit und Marktstruktur. Deutsche Bank Research. EU-Monitor 75, 27. Mai 2010, S. 9.
  109. Geden O. Die Implementierung des EU-Energieaktionsplans. Europaische Energie-und Klimapolitik im Spannungsfeld von Sorgfalt und Zeitdruck. Berlin, 2009, S. 95, 102.
  110. Glatz S. Die Energiesicherheit der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 2010, S. 45, 66−91,97−104, 126, 135−144 S.
  111. Gotz R. Die Debatte um Europas Energieversorgungssicherheit. Stiftung Wissenschaft und Politik, Berlin, 2009, S. 64−65.
  112. Gotz R. Russlands Erdgas und Europas Sicherheit. SWP-Studie, August 2007. Berlin, S.12.
  113. Grewe J. Energiewirtschaft im Wandel. Munster, 2004, S. 79,123.
  114. GWS-Prognos. Energieszenarien fur ein Energiekonzept der Bundesregierung. Projekt Nr. 12/10. Osnabruck, 27. August 2010, S. 123.
  115. Hennicke P., Muller M. Weltmacht Energie. Herausforderungen fur Demokratie und Wohlstand. Stuttgart, 2008, S. 34.
  116. B. (Hrsg.). Die Zukunft der Energieversorgung in Deutschland. Stuttgart, 2006, S. 41−47.
  117. Horn M. Die Energiepolitik der Bundesregierung von 1958 bis 1972. Berlin, 1977, S. 27−35, 223−224, 276−277.
  118. Institut der deutschen Wirtschaft Koln. Energie fur das Industrieland Deutschland. Stellungnahme. Koln, 20. September 2010, S. 1−20.
  119. International Energy Agency. World Energy Outlook 2010 // 3jieicrpoHHBiH pecypc. (www.worldenergyoutlook.org).
  120. Investieren in Russiand- Theoretische und praktische Hinweise fur ihre Investitionstatigkeit in Russland 2010. Munster, 2010, S. 63.
  121. Kemfeit C. Die Energieversorgung in Deutschland und die Rolle der Steinkohle. «Orientirungen», № 111, Marz 2007, S.38.
  122. Klag N. Die Liberalisierung des Gasmarktes in Deutschland. Marburg, 2008, S. 324.
  123. Leprich U. Deutscher Sonderweg der Strommarktliberalisierung am Ende: Stromwettbewerb durch Regulierung. «Magazin fur Energiewirtschaft», H.3, 2009, S. 1423.
  124. Marks E., Pointvogl A. Deutschlands Energieversorgungssicherheit im Schatten europaischer Energiemarkte. Dikussionspapier FG8, April 2008, SWP, Berlin, S. 5.
  125. Meinert J. Strukturwandlungen der westdeutschen Energiewirtschaft. Frankfurt am Main, 1980, S. 447, 468−485, 452.
  126. Meyer-Renschhausen M. Energiepolitik in der BRD von 1950 bis heute. Koln, 1978, S. 132−135, 141−142.
  127. Mittel- und Osteuropa. Jahrbuch 2010. Munster, 2010, S. 18−19.
  128. Monitoring Bericht nach Paragraph 51 EnWG zur Versorgungssicherheit bei Erdgas. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologien. Berlin, Juli 2010, S. 3,8.
  129. Papenkort К. der Energietitel im Vertrag von Lissbon Alter Wein in neuen Schlauchen, RdE 2010 S.77.
  130. Paper from Commission/SG/HR for the European Council. An External Policy To
  131. Serve Europe’s Energy Interests, S160/06 of 15−16.06.2006 // Электронный ресурс. рhttp://ec.europa.eu/dgs/energytransport/international/doc/papersolanasg energyen. pdf).
  132. Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem Prasident von Turkmenistan Berdymuchammedow. 14. November 2008 // Электронный ресурс. (http://www.bundesregierung.de).
  133. Protasov V., Long-term modeling of resilience and flexibility of European gas transportation system: integrated factors//materials of Enerday conference, 2009.
  134. International Gas Union, Meeting the Global Energy Challenge, 2009- ExxonMobil, Outlook for energy: a view to 2030, 2009.
  135. Protasov V., EU-Russia Gas Relations: a View From Both Sides. International Association for Energy Economics. Fourth Quarter 2010.
  136. Rahr A. Russland gibt Gas. Die Ruckkehr einer Weltmacht. Munchen, 2008, S. 206 207.
  137. Rippert S. Die energiepolitischen Beziehungen zwischen der Europaischen Union und Russland 2000−2007. Berlin, 2008, S. 47,145, 152.
  138. Schmidt-Preu? M. Europarechtliche Grundlagen der Energiepolitik, in: Sacker F. (Hrsg.), Berliner Kommentar zum Energierecht. Bd. I., Frankfurt a.M., 2010, S. 134, 138.
  139. Schmutzige Geschafte in Osteuropa. Greenpeace, 2009, S. 2−3.
  140. Schneider A. EU-Kompetenzen einer Europaischen Energiepolitik. Baden-Baden, 2010, S. 26−27, 28−41.
  141. Schneider-Deters W., Schulze P. Die Europaische Union, Russland und Eurasien. Berlin, 2010, S. 138−145.
  142. Science, Technology and Innovation in Europe. //Eurostat Pocketbook. Luxembourg. 2010.
  143. Sinn H.-W. Das grune Paradoxon. Pladoyer fur eine illusionsfrei Klimapolitik. Berlin, 2008, S. 12−15,143−149, 400, 442.
  144. Strom und Gas 2010: Energiemarkte im Spannungsfeld von Politik und Wettbewerb. Sondergutachten der Monopolkommission. Berlin, 2010, S. 67−68.
  145. Strom wird gruner. IWD, Nr. 18, 6. Mai 2010, S. 6−7.
  146. Umbuch F. Energiesicherheit im 21. Jahrhundert, in: Kleinwachter L. (Hrsg). Deutsche Energiepolitik. Eggersdorf, 2007, S. 12−34, 40−45, 49−57, 91−98.
  147. Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP. Beschlossen und unterzeichnet am 26. Oktober 2009, S. 25−30.
  148. Weck M. Die garantierte Einspeisevergutung fur Strom nach dem Gesetz uber den Vorrang erneuerbarer Energien Anwendungsprobleme. Frankfurt am Main 2004, S. 5−7.
  149. Westphal K. Medwedew beim Wortnehmen. SWP-Aktuell 42, Juli 2009, S. 1−4.
  150. Westphal K. Russisches Erdgas, ukrainische Rohren, europaische Versorgungssicherheit. Lehren und Konsequenzen aus dem Gasstreit 2009. SWP-Studie, Juli 2009, Berlin, S. 22−23.
  151. Westphal K. Solarstrom aus Nordafrika. SWP-Studie. Berlin, 2010, S. 15, 27−28.172
  152. World Energy Outlook der Internationalen Energieagentur prognostiziert weltweiten Anstieg des Energieverbrauchs // Электронный ресурс. (http://www.bmwi.de/BMWi/Navigation/Presse/pressemitteilungen).
  153. Официальный сайт Германского энергетического агентства ДЭНА // www.dena.de
  154. Официальный сайт Еврокомиссии // http://ec.europe.eu
  155. Официальный сайт Министерства защиты окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов ФРГ // www.bmu.de
  156. Официальный сайт Министерства иностранных дел ФРГ // www. auswaertiges-amt.de
  157. Официальный сайт Министерства экономики и технологий ФРГ// www.bmwi.de
  158. Официальный сайт Объединения торгово-промышленных палат ФРГ // www.dihk.de
  159. Официальный сайт Посольства России в Берлине // www. russische-botschaft.de
  160. Официальный сайт Посольства ФРГ в Москве // www.moskaudiplo.de
  161. Официальный сайт Представительства ТПП РФ в Германии // www. hik-russland.de//
  162. Официальный сайт Российско-Германской Внешнеторговой палаты // www.russland.ahk.deим1!
  163. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ // www.tpprf.ru
  164. Официальный сайт Федерального статистического ведомства ФРГ // www.destatis.de
Заполнить форму текущей работой