Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В противовес этой тенденции государства, имеющие эффективную национальную систему экспортного контроля, все шире используют ее в целях защиты национальной промышленности и получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Этому способствует быстрый рост темпов научно — технического прогресса, следствием которого является становление технологии и информации в качестве основного товара… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление и развитие международной системы экспортного контроля
    • 1. 1. Предпосылки и причины создания международной системы экспортного контроля
    • 1. 2. Многосторонние режимы современной системы экспортного контроля и участие в них России
    • 1. 3. Роль Вассенаарских договоренностей об экспортном контроле над обычными вооружениями и технологиями двойного примнения
  • Глава II. Экспортный контроль в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
    • 2. 1. Формирование национальной системы экспортного контроля
    • 2. 2. Функционирование системы экспортного контроля
    • 2. 3. Обеспечение доступа российских высоких технологий двойного применения на внешний рынок
  • Глава III. Направления совершенствования экспортного контроля Российской Федерации
    • 3. 1. Проблемы контроля за неосязаемой передачей технологий
    • 3. 2. Пути предотвращения незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов
    • 3. 3. Основные направления совершенствования экспортного контроля в целях защиты национальной безопасности России

Совершенствование системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю. Существует реальная опасность расползания оружия массового уничтожения (ОМУ), поставившая мировое сообщество перед необходимостью серьезно усилить контроль за экспортом продукции и технологий двойного применения, которые могут быть использованы как в гражданских целях, так и в интересах разработки и производства ОМУ и ракетных средств его доставки.

Наибольшее беспокойство вызывает возможность попадания данного оружия и технологий в страны с нестабильной обстановкой либо к. террористическим организациям и группам, действия которых способны дестабилизировать обстановку в том или ином регионе мира, ибо международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения представляют собой главную угрозу мировому сообществу на пороге нового столетия. Эти два глобальных явления способны не только привести человечество к катастрофе с непредсказуемыми последствиями, но и окончательно уничтожить всю человеческую цивилизацию.

Основной задачей современной системы экспортного контроля в развитых странах является предотвращение распространения ОМУ и средств его доставки. В России необходимость создания национальной • системы экспортного контроля была обусловлена дополнительно соблюдением международных обязательств, конверсией оборонной промышленности, выходом на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности.

Исследуемаяв диссертации тема становится еще более актуальной в связи с интеграцией России в мировое хозяйство. В этой связи перед Российской Федерацией постоянно стоит проблема баланса между продвижением высокотехнологичных отечественных товаров на мировые рынки, развитием международного научно-технического сотрудничества, с одной стороны, и соблюдением международных обязательств по нераспространению ОМУ — с другой.

Поставка за рубеж «чувствительных технологий», обострение конкуренции на внешних рынках высокотехнологичной продукции, распространение и незаконный оборот ОМУ нуждаются в научном анализе.

В настоящее время, и в государственных программах, и ц научно-экономических публикациях с учетом современных условий недостаточно исследованы вопросы развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля.

Поэтому данная проблематика требует системного подхода для глубокого и всестороннего исследования в целях обеспечения национальной безопасности страны.

Степень разработанности проблемы. Как показало диссертационное исследование, научная и специальная литература, освещающая вопросы экспортного контроля, представлена сравнительно узким кругом работ, отражающих лишь отдельные их аспекты, но не определяющих общей картины нынешнего состояния системы экспортного контроля России.

Тем не менее теоретическому осмыслению проблемы экспортного контроля посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Это прежде всего исследования Д. Г. Евстафьева, С. В. Ермакова, Ю. А. Ершова, А. Д. Ершова, В. И. Зволинского, Е. Зведре, А. И. Зобова, Г. П. Калининой, Н. Н. Карповой, Э. В. Кириченко, Г. В. Коржова, Ю. Ф. Кормнова, Э. Г. Кочетова, В. Н. Михайлова, А. А. Неушкина, В. А. Орлова, В. С. Панькова, В. В. Покровской, В. Ю. Преснякова, М. Пядушкина, А. Рея, А. Г. Савельева, В. Д. Семенкова, И. Г. Тараторина, P.M. Тимербаева, М. И. Тымонюка, И. П. Фаминского, А. В. Хлопкова, О. Ходырева, Г. К. Хромова, Н. Е. Чудновского.

Из числа зарубежных авторов, занимающихся проблемами экспортного контроля, отметим К. Адлер — Карлсона, Э. Арнетта, П. Бидваи, Ф. Блэкэби,.

МВальберга, А. Ванаик, Ж. Вульф, Ш. Джонатана, Р. Джонса, Ж. Зандерса, Н.3аримпаса, Ш. Кайл, Э. Коха, М. Маззара, М. Макдонау, Д. Мартина, М. Рокара, Дж. Ротблата, Р. Спида, Дж. Стейнбергера, Ж. Симона, Я.Энтони.

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблематике с учетом рассмотрения мировой практики.

В соответствии с поставленной целью были определены и последовательно разрешались следующие задачи:

— обобщить международный опыт развития экспортного контроля, а также используемые методы и инструменты, принципы реализации и построения институциональной структуры этого контроля;

— показать роль многосторонних режимов современной системы экспортного контроля и участия в них России и выявить основные недостатки этих режимов;

— проанализировать организацию и взаимозависимость основных этапов становления национальной системы экспортного контроля России;

— проанализировать положение России на рынке наукоемкой продукции в динамике и международном сопоставленииопределить критерии и направления по обеспечению доступа отечественной высокотехнологичной продукции на мировой рынок;

— сформулировать принципы формирования механизма государственной поддержки российских экспортеров-производителей высокотехнологичной продукции двойного применения и рассмотреть возможности его реализации;

— дать научное определение понятия «контроль за неосязаемой передачей технологий»;

— разработать рекомендации и предложения по усовершенствованию инструментов предотвращения незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов;

— сформулировать основные проблемы и возможные решения по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности России.

Объектом исследования является национальная система экспортного контроля России и многосторонние режимы экспортного контроля.

Предмет исследования — совершенствование национальной системы экспортного контроля в целях обеспечения национальной безопасности России.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основу исследования положены базовые методы научного познания экономики, включающие использование логических моделей, сравнительных сопоставлений, факторных и экономико-статистических методов анализа.

Теоретические основы исследования опираются на труды российских и зарубежных авторов. Диссертантом изучен мировой опыт экспортного контроля, накопленный развитыми странами, положительные результаты которого были учтены при выработке соответствующих рекомендаций.

Источниками для проведения исследований послужили законодательство Российской Федерации по проблемам экспортного контроля, нормативные акты, инструкции, письма, разъяснения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, международные соглашения в области нераспространения оружия массового уничтожения, а также работы Центра политических исследований России (ПИР-Центр), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей при Минэкономразвития России (ВНИИВС), Центра анализа стратегий и технологий, Дипломатической академии МИД.

России, Монтерейского института международных исследований (США), Международного агентства по атомной энергии, Центра политики в области международной безопасности и обороны Корпорации «RAND» (Швеция), Центра по международной торговле и безопасности Университета штата Джорджия (США), Лос-Аламосской, Ливерморской и Аргонской национальных лабораторий (США).

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы, а также ее недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационной работы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— на базе комплексного анализа применен систематизированный подход к исследованию проблем развития и становления национальной системы экспортного контроля России;

— впервые дано научное определение понятия «контроль за передачей неосязаемых технологий»;

— определены организационные меры, способствующие доступу российских участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок высоких технологий;

— разработаны предложения о недопущении неконтролируемой передачи за рубеж жизненно важных для страны перспективных разработок, технологий и открытий;

— разработаны рекомендации по усовершенствованию многосторонних режимов экспортного контроля;

— сформулированы рекомендации по осуществлению идентификации контролируемых товаров и технологий, требующих высокой профессиональной подготовки кадров для оформления наукоемкой и технически сложной продукции;

— разработаны организационные меры, способствующие проведению мероприятий по финансовому обеспечению и совершенствованию технического оснащения национальной системы физической защиты, учета и контроля ядерных материалов;

— сформулированы конкретные мероприятия по предотвращению незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Хронологические рамки исследования охватывают период становления и развития международной системы экспортного контроля 19 492 004 гг. В ряде случаев приведены материалы предшествующих лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации могут способствовать повышению эффективности функционирования национальной системы экспортного контроля в России при вывозе контролируемых товаров и технологий, увеличению этой системы вклада в создании благоприятных условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику на равноправной и взаимовыгодной основе. Основные предложения и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут использоваться в учебном процессе.

Апробация результатов работы. Результаты исследования отражены в отчетах научно-исследовательских работ по плану Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей за 2002;2003 гг.

Основные положения и выводы диссертации используются автором в учебном процессе на кафедре международной торговли Российского государственного торгово-экономического университета Минэкономразвития России при чтении лекций по курсу «Таможенное дело» и «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности». Кроме того, соискатель выступил на «круглом столе» по теме «Инновации в экономическом. развитии зарубежных стран и России», организованном кафедрой экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова 20 апреля 2004 г.

Публикации. Основные результаты диссертации отражены в 6 статьях, опубликованных в центральных периодических изданиях общим объемом 6,6 п.л.

Диссертационная работа выстроена в соответствии с целями, задачами и логикой исследованиясостоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексное исследование актуальных проблем национальной системы экспортного контроля, осуществленное автором в соответствии с сложившимся международным опытом современной системы экспортного контроля, позволяет сделать следующие выводы.

1. Развитие интеграционных процессов в мировой хозяйственной жизни и ускорение научно-технического прогресса прив. одят к значительному расширению научно-технических и экономических связей между различными странами. Требованием времени становится активизация внешнеэкономического сотрудничества, развития новых форм экономического и научно-технического сотрудничества прежде всего в области передовых, критических важных с военной точки зрения технологий, определяющих стратегические и экономические позиции в мире, в результате чего значительно вырос рынок товаров и технологий двойного применения.

2. В этих условиях мировое сообщество столкнулось с проблемой угрозы распространения оружия массового уничтожения при одновременном создании таких условий, которые бы не поставили дополнительные барьеры на пути развития сотрудничества в области экспорта-импорта товаров военного и гражданского применения. В связи с этим особую важность имеет рассмотрение негативного и позитивного опыта, полученного мировым сообществом.

3.Экспортный контроль — это крупный международный политический и стратегический вопрос. Позитивная роль международной системы экспортного контроля состоит в предотвращении распространения оружия массового уничтожения, ибо это является одним из наиболее важных факторов поддержания международной стабильности, а вследствие этого — приоритетным элементом политики национальной безопасности любой страны.

4. После окончания «холодной войны», роспуска КОКОМ, усилиями международного сообщества удалось сформировать многосторонние режимы, которые с учетом современной политической и экономической ситуации не могут способствовать налаживанию механизмов предотвращения распространения оружия массового уничтожения и развитию международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, расширению возможностей для доступа участников внешнеэкономической деятельности на мировые рынки высоких технологий.

5. Существующие меры оказались недостаточными для нейтрализации угрозы, проистекающей из существования серого рынка формально контролируемых материалов и технологий, которые относятся к категории чувствительных с точки зрения распространения ОМУ. Именно через систему серого рынка реализуется значительная часть интересов развивающихся государств в сфере чувствительных технологий, и развитые экспортеры имеют возможность реализовывать свои точечные геополитические интересы во взаимоотношениях с потенциальными пролиферантами.

6. Сложной и нерешенной проблемой в международной системе экспортного контроля остается вопрос распространения чувствительных технологий за счет утечки мозгов. Это важнейшая на сегодняшний день проблема, которая подрывает устои системы обеспечения нераспространения оружия массового уничтожения и выходит за рамки экспортного контроля.

7. Весьма противоречивым и неразрешенным остается вопрос о том, что, с одной стороны, экспортный контроль есть механизм обеспечения нераспространения оружия массового уничтожения, а, с другой стороны, данная система является серьезным инструментом регулирования внешней торговли между государствами, стоящими на разных уровнях промышленного и технологического развития. Система нераспространения оружия массового уничтожения является дискриминационной в отношении неядерных государств. Здесь уже появляются элементы идеологии системы нераспространения на общую систему организации внешней торговли в условиях повсеместного господства рыночных отношений и создается уже явное противоречие между целями внешней торговли, то есть ориентацией системы на расширение объемов между регионами и определенной демократизацией таможенно-тарифного режима, которое предусматривает создание высокотехнологичной продукции, и задачами в сфере нераспространения.

8. Такое противоречие объясняется тем, что некоторые страны и их союзники, пользуясь формально — юридическими нормами, закрепленными в договоренностях в сфере нераспространения, оказывают давление на экономических конкурентов в процессе обсуждения конкретных контрактов на поставку чувствительных материалов или иных проектов. В таком случае происходит политическое воссоздание дискриминационной парадигмы в мировых экономических отношениях. Это подвергает сомнению право равного доступа к ресурсам мировой экономики, создает повышенную напряженность в многостороннем диалоге, так как такая тенденция развития системы экспортного контроля ставит свободу доступа к мировому рынку в прямую зависимость от внутренней политики того или иного государства.

9. В 90-х гт. прошлого столетия был вброшен тезис в мировое сообщество о том, что роль той или иной страны в глобальной системе экспортного контроля должна определяться ее экономическим потенциалом и местом в мировой торговле. Такая постановка вопроса весьма опасна в том плане, что система экспортного контроля либо становится частью системы регуляторов мировой торговли и критериями ее эффективности служат факторы управления экспортно-импортных отношений и разрешения сложных случаев конкурентной борьбы, либо же она остается политическим фактором и служит для предотвращения развития негативных геополитических процессов. И в том, и в другом случае система не может быть использована для укрепления чьих-то конкретных позиций в конкурентной борьбе на рынке высокотехнологичных товаров и услуг. А именно такое желание прослеживается в концепциях асимметричной роли развитых и развивающихся стран в системе экспортного контроля. Все государства вне зависимости от уровня развития национальных экономик должны иметь равные возможности по доступу к ним, если они не нарушают международные соглашения в сфере экспортного контроля.

10. Две составные части системы экспортного контролямеждународные режимы и национальное законодательство — находятся в постоянной взаимосвязи. Международные режимы обязуют государства принять на национальном уровне меры контроля за передачами иностранным лицам товаров и технологий по определенной номенклатуре и устанавливают основные принципы такого контроля. При этом контроль осуществляется каждым из государств на национальном уровне и в соответствии с национальным законодательством.

11. Положения международных режимов определяют существование экспортного контроля в качестве инструмента практического осуществления политики нераспространения оружия массового уничтожения. Эта сторона экспортного контроля соответствует общим интересам мирового сообщества, и именно такое понимание лежало в основе создания международных режимов. Но вместе с тем эти режимы не устанавливают норм, обязательных для соблюдения всеми государствами, и не содержат механизмов, в достаточной мере гарантирующих безопасность. Поэтому считаем целесообразным о создании единого международного контролирующего органа, который бы был арбитром по торговым спорам между экспортерами и импортерами и нераспространению ОМУ.

12. В противовес этой тенденции государства, имеющие эффективную национальную систему экспортного контроля, все шире используют ее в целях защиты национальной промышленности и получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Этому способствует быстрый рост темпов научно — технического прогресса, следствием которого является становление технологии и информации в качестве основного товара современного мирового рынка. Поскольку под действие экспортного контроля попадает в первую очередь высокотехнологичная продукция, значимость этого инструмента государственного регулирования в последние годы возросла. Развитые страны широко используют эту особенность экспортного контроля для обеспечения своих экономических интересов.

Российская Федерация только начинает движение по этому пути и занимает особую роль в сфере совершенствования своей национальной системы экспортного контроля. Формирование и обновление национальной системы экспортного контроля в России происходило шаг за шагом и к настоящему времени практически она полностью законодательно оформлена. Это должно успокоить как Запад, так и развивающиеся страны.

13. Но вместе с тем еще существует много проблем и недостатков в существующей системе экспортного контроля России.

К главными проблемами национальной системы экспортного контроля, по мнению диссертанта, можно отнести следующее:

— отсутствие взаимопонимания и принятия совместных решений между заинтересованными министерствами и ведомствами по вопросам развития и совершенствования экспортного контроля;

— отсутствие всеобъемлющего контроля за товаропотоками- (неполная информация о конечных пользователей экспортируемых товаров и технологий).

На наш взгляд, предстоит еще многое сделать для придания ей стройности, создания таких механизмов экспортного контроля которые учитывали бы как интересы государства, так и каждого отдельного участника внешнеэкономической деятельности.

14. Как показала практика, создание эффективной системы экспортного контроля на основе развития нормативно-правовой базы оказалось недостаточным, так как участники внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций, особенно в 90-х гг. показали низкий уровень правовой сознательности.

15. В формировании полноценной системы экспортного контроля весьма негативную роль сыграл фактор глубокой коммерциализации государственных интересов и основных критериев развития страны. Во главу угла внешнеторговой деятельности были поставлены интересы сиюминутной коммерческой выгоды в целях получения максимальной прибыли, а не интересы долгосрочного развития и совершенствования механизма экспортного контроля в рамках государственно — правового регулирования экономических отношений. Это связано с тем, что до сих пор не завершено формирование полноценной экономической системы и инструментов его регулирования.

16. Анализ в данном исследовании показал, что одним из основных недостатков развития национальной системы экспортного контроля можно отнести нестабильность укрепления государственных структур, отвечающих за политику экспортного контроля. После развала СССР функциональная подчиненность системы экспортного контроля не была определена, так как отсутствовало понимание о ее макроэкономической роли. Постоянные реорганизации, изменения функциональной подчиненности, кадровые перестановки никак не способствовали улучшению функционированию экспортного контроля. Все эти негативные тенденции развития и организации системы подтвердили слабую исполнительскую дисциплину низшего звена.

17. Нередко были случаи, когда органы исполнительной власти под давлением внешних обстоятельств, в частности, в целях снижения недовольство западных кредиторов Российской Федерации не могли вести самостоятельную экспортную политику касательно поставок чувствительных материалов, оборудования и технологий так называемым «государствам — изгоям».

18. Проблема незаконного оборота ядерных материалов (НЯОМ) и экспортный контроль в данной области является отчасти политической проблемой. И вопросы выработки адекватного ответа на угрозу НОЯМ не являются проблемами какого-либо одного государства, но всех государств, на территории которых размещены ядерное оружие либо предприятия ядерного топливного цикла.

19. Усилия, предпринимаемые в целях пресечения НОЯМ должны предприниматься прежде всего каждым отдельным государством, заинтересованным в этом. Они должны быть в первую очередь направлены на укрепление так называемой «первой линии защиты» -надежного и безопасного хранения ядерных материалов и эффективных мер их защиты, контроля и учета для предотвращения распространения, а также на совершенствование национальных систем экспортного контроля.

20. Необходимо развивать международное сотрудничество в целях предотвращения НОЯМ и в рамках такого сотрудничества осуществлять:

— создать международный консультативный центр по экспертизе контрактов по товарам двойного применения вместе с единой информационной базой по предприятиям — экспортерам товаров двойного применения;

— создать единый демократический и рациональный правовой режим для всех, режим без «двойных стандартов». Ко всем должны применяться одинаковые правила. И эти правила должны быть выгодными для производителей, они должны стимулировать.

21. В России национальная система экспортного контроля создана, но далеко не совершенна. Ее проблемы являются следствием системного кризиса общества, экономики и страны в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. «О государственной тайне».
  2. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе».
  3. Закон от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ «0 государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
  4. Закон Российской Федерации от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 г. № 63-Ф3.
  6. Федеральный закон от 02.05.1997 г. № 76 «Об уничтожении химического оружия».
  7. Федеральный закон от 05.11.1997 г. № 138 «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия».
  8. Федеральный закон от 14.04.1998 г. № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
  9. Федеральный закон от 03.07. 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  10. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 18Э-ФЗ «Об экспортном контроле».
  11. Федеральный закон от 12.05.2000 г. № 68. «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии».
  12. Кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ. «Об административных правонарушениях».
  13. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61.
  14. Указ Президента Российской Федерации" Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" от 14.02.1996 г. № 202.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 26.02. 1996 г. № 1268 «0 контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения».
  16. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».
  17. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.1996 г. № 228 «0 контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется».
  18. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, ' опытно-констукторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 «0 структуре федеральных органов исполнительной власти».
  20. Указ Президента Российской Федерации от 29.01.2001 г. № 96 «0 Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации».
  21. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которыемогут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль».
  22. Указ Президента Российской Федерации от 28.08.2001 г. № 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и вотношении которых установлен экспортный контроль».* *
  23. Постановление Правительства Российской Федерации «от 22.01.1998 г. № 57 „Об усилении контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки“.
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2000 г. № 176 „Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля“.
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06,2001 г. № 477 „О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля“.
  26. Военная доктрина Российской Федерации от 21.04.2000 № 706
  27. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24.
  28. Концепция внешней политики Российской Федерации от 10.72 000.
  29. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 г.* *
  30. Приказ Министерства внешних экономических связей Российской Федерации от 18.03.1997 г. № 144 „Об утверждении правил оформления заявления и выдачи экспортных и импортных лицензий“ (в ред. Приказа МВЭС России от 25.05.1998 г. № 214).
  31. Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля (утверждено 12.05.1998 зам. руководителя Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю).
  32. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.08.2000 г. № 17 „О порядке оформления экспортных и импортных разрешительных документов“.
  33. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 19.03.2000 г. № 72"Об аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля».
  34. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 07.08.2000 г. № 270 «О государственной экспертизе внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности».
  35. Инструктивное письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.01.1996 г. № 02−16/1286.
  36. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 22.01.2002 г. 163 № 55 «Об использовании результатов научно -технической деятельности».
  37. Распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.01.2002 г. № 19-р «Об обеспечении соблюдения разрешительного порядка перемещения контролируемых товаров и технологий».
  38. Протокол от 1925 г. «О запрещении применения на войне удушливых ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств».
  39. Конвенция от 1972 г. «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении».
  40. Договор от 14.02.1967 г. «О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко)».
  41. Резолюция Совета Безопасности ООН 225 от 19.06.1968 г.
  42. Договор от 01.07.1968 г. «О нераспространении ядерного оружия».
  43. Договор от 24.09.1996 г. «О всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний».
  44. Договоренности Комитета ядерных экспортеров («Комитета Цангера») от 14.08.1974 г. (в ред. от 9 марта 2000 г.)
  45. Программа противодействия незаконному обороту ядерных материалов.
  46. Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов (1999).2. Монографии и статьи
  47. Д.А. Некоторые практические рекомендации по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной программы экспортного контроля / /Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России». 2002, № 1 3−6 с.
  48. Д.А. О государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля //Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России».- 2001.- № 1- 6−7с. .
  49. И.А., Евстафьев Д. Г., Орлов В. А., Соков Н. Н., Тимербаев P.M. Ядерное нераспространение// в 2-х т. Под ред. В. А. Орлова. М:. ПИР -Центр, 2002.-350−355 с.
  50. В.Ф. Ядерные материалы угроза безопасности //США — экономика, политика, идеология.- 1997.- № 3.
  51. А.Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД //Учебник для вузов.-С-Пб.: СПбИВЭСЭП, 2001.-62−76 с.
  52. В., Зведре Е. Эволюция экспортно-контрольного законодательства США //Ядерный контроль. 2001.- № 4.
  53. И.В. Основные проблемы российско-американской торговли.
  54. Е.К. Становление системы экспортного контроля в России. Участие России в международном сотрудничестве в области нераспространения и экспортный контроль//Ядерный контроль. 2001.-№ 1.-33 с.
  55. Е.К. Глобальная система контроля и международный кодекс поведения //Ядерный контроль. 2003.- № 1.- 157 с.
  56. Г. П. Новое правовое поле в области экспортного контроля химической и биологической продукции //Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России». -2001.- № 4 7- 9 с.
  57. Н.Н. Экспортный контроль и патентно-лицензионная политика ведущих капиталистических стран. М.: ВНИИПИ, 1991. — 5−7 с.
  58. Э.В. Политика экспортного регулирования США. М.:ИМЭМО, 1991.- 15−17 с.
  59. Э.В. «Первая линия защиты» против распространения ядерного оружия: Оценка американской помощи России.- М.: ИМЭМО, 2002.- 23−24 с.
  60. Э.В. Национальные системы экспортного контроля США и России: сравнительный анализ //Ядерный контроль. 2000.- № 5.
  61. Критический экспорт и экспортный контроль в России.//Монография Под ред. Д. Г. Евстафьева и В. А. Орлова. М.: ПИР-Центр, 2000. — 206−209 с.
  62. В.В. Экспорт продукции военного назначения. Правовое регулирование. М.: Спарк, 2000. — 131с.
  63. Г. Л. Об опыте организации контроля за экспортом в Минатоме России. //Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России». 2001,-№ 3.-7 с.
  64. Международные экономические отношения. Учебник. Под ред. И. П. Фаминского. М.: Юристь, 2001. — 303 с.
  65. Ю.М. Эволюция оборонных технологий// Двойные технологии.- 1998.- № 1.
  66. В.Н. Ядерная безопасность /Век.- 2000. № 49.
  67. А.А. Новое в лицензировании ядерного экспорта. //Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России». -2001.-№ 1.-4−6 с.
  68. В.А., Тимербаев P.M., Хлопков А. В. Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия.- М.: ПИР-Центр.- 2001.-75.- 149 с.
  69. Основы внешнеэкономических знаний. Учебник. Под ред. И. П. Фаминского.-М.: Международные отношения.- 1993.-369 с.
  70. B.C. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты// Внешнеэкономические связи. 1992.- № 8.
  71. Ю. Россия усилит экспортный контроль// Красная Звезда.-2001.-24 фев.
  72. В.В. Организация и регулирование ВЭД./ Учебник. М.: Юристъ.- 2002. — 344−345 с.
  73. Порядок оформления обязательств по использованию импортируемых товаров двойного применения. Сборник нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля.-тЛ. М.: ЦПЭК, 2002.- 5−8 с.
  74. В.Ю. Экспортный контроль в России и за рубежом //Учебное пособие. М.: ВАВТ, 1993. — 31 с.
  75. В.Ю. Экспортный контроль в системе внешнеэкономических связей России./Интерлик.- 1992, — № 3.
  76. В.Ю. Внутрифирменные механизмы экспортного контроля //Внешняя торговля.- 1992. № 8.
  77. В.Ю. Экспортный контроль и интересы России//Мировая экономика и международные отношения.-1992.- № 11.
  78. В.Ю. Экспортный контроль во внешнеэкономических связях России //Внешняя торговля.- 1992.- № 7.- 43 стр.
  79. В.Ю. Внутрифирменные механизмы экспортного контроля //Внешняя торговля.- 1992. № 8.
  80. Проведение экспертизы //Экспортный контроль в России: списки товаров и технологий, экспорт которых контролируется. 2002.- № 5.- 78−80 с.
  81. М. Участие России в международных режимах контроля за экспортом вооруженийЮкспорт вооружений. 2000.- № 4.
  82. Россия на мировом рынке высоких технологий. «Внешнеэкономический комплекс России в начале нового тысячилетия: тенденции и перспективы развития». Сборник научных трудов ВНИКИ. М.: ООО ФИЛИПП МОРИС.- 2002. — 90 с.
  83. А. Вопросы ядерной безопасности под неослабным контролем высшего руководства страны //Ядерный контроль.- 2002.- № 2.
  84. СИПРИ. Вооружения, разоружение и международная безопасность./ Издание, подготовленное совместно СИПРИ и ИМЭМО РАН при содействии женевского центра демократического контроля над вооруженными силами. М.: Наука.- 2001. — 767−772 с.
  85. СИПРИ. Вооружения, разоружение и международная безопасность./ Издание, подготовленное совместно СИПРИ и ИМЭМО РАН при содействии женевского центра демократического контроля над вооруженными силами. М.: Наука, 2002. — 667- 677 с.
  86. Стратегические проблемы экономической реформы в России//Информационно-аналитический бюллетень. Под ред. Ю. С. Хромова.- М.: РИСИ, 2002.- 97 с.
  87. В.Д. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями //Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России».- 2001.- № 3.- 9 с. .
  88. В.Д. Правила оформления заявления о выдаче лицензии. /Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России». 2001.-№ 4.- 14 с.
  89. Справочник специалиста по таможенному оформлению//Под ред. А. Н. Мячина. С.-Петербург.: «Тирекс».- 2003. — 93 с.
  90. В. Совбез задумался над совершенствованием экспортного контроля //Независимая газета.- 2000, — 23 фев.
  91. P.M. Состояние и перспективы ядерного нераспространения //Ядерный контроль.-2001.-№ 2.
  92. А.В. Международные режимы экспортного контроля с участием России. Вассенаарские договоренности //Внешнеэкономический бюллетень. 2001.- № 8.- 56−57 с.
  93. ЮЗ.Тымонюк М. И. Отдельные вопросы идентификации товаров и технологий как подлежащих экспортному контролю //Информ атом.-2003.-№ 4.
  94. М.И. Ядерный экспорт в страны, не обладающие ядерным оружием и не имеющие соглашений с МАГАТЭ о полномасштабных гарантиях // Информационный бюллетень «Экспортный контроль в России» .-2001.-№ 3. 3−5 с.
  95. Н. Приветственное слово от Совета безопасности Российской Федерации //Ядерный контроль.-2000.- № 6.
  96. Юб.Чебан В. Парламентский контроль над стратегическим экспортом: роль комитетов ГД // Ядерный контроль.- 2002.-№ 3.
  97. С.А. Роль технологий двойного назначения в современных экономических условиях // Двойные технологии. -1997.- № 1.
  98. Potter William. Nuclear Proliferation: U.S. — Soviet Cooperation. Washington Quarterly, Winter 1985, p. 153.
  99. Bidwai Praful and Vanaik Achin. New Nukes, India, Pakistan and Global Nuclear Disarmament. New York, Interlink Books, 2000.
  100. Chari P.R. Iddia’s Nuclear Doctrine: Confused Ambitions. Nonproliferation Review, № 3,Vol.7, Fall-Winter 2000, p. 127.
  101. Arms Control Today, № 1,Vol.31, January/February 2001, p.33.
  102. Schell Johnathan. The Folly of Arms Control. Foreign Affairs, September/October 2000, pp.23, 24, 32.
  103. Scheinman Lawrence. The International Atomic Energy Agency and World Nuclear Order. Wash. D.C., Resources for the Future, 1987.
  104. Hersh Seymour M. The Samson Option. Israel Nuclear Arsenal and American Foreign Policy. New York, Random House, 1991.
  105. Koch Andrew, Wolf Jeanette. Iran’s Nuclear Procurement Program: How Close to the Bomb. Nonproliferation Review, No. l, Vol.5, Fall 1997, p. 123.
  106. Jones Rodney, McDonough Mark, Dalton Toby, Koblentz Gregory. Tracking Nuclear Proliferation. Washington D.C., Carnegie Endowment for International Peace, 1998, p. l 12.
  107. Smith Jeffrey. N. Korea and the Bomb: High-Tech Hide and Seek. Washington Post, 27 April 1993.
  108. Skolnikoff Eugene, Suzuki Tatsujiro, Oye Kenneth. International Responses to Japanese Plutonium Programs. Cambridge, Mass., Center for International Affairs, Massachusetts Institute of Technology, August 1995, p.2.
  109. Arnett Eric. Military capacity and the risk of war (China, India, Pakistan and Iran). Oxford University Press, 1997.
  110. Feldman Shai. Nuclear Weapons and Arms Control in the Middle East. MIT Press, 1997.
  111. Hamza Khidhir, Stein Jeff. Saddam’s Bombmaker. Scribner, 2000.
  112. Kemp Geoffrey. Iran’s Nuclear Weapons Options: Issues and Analysis. Nixon Center, 2001.
  113. Mazarr Michael J. Nuclear Weapons In Transformed World. New York, St. Martin’s Press, 1997.
  114. Katahara Eiichi. Japan’s Plutonium Policy: Consequences for Nonproliferation. Nonproliferation Review, No. l, Vol.5, Fall 1997, p.57.
  115. Radin Charles A. In Japan, Quiet Talk of Nuclear Arms. Boston Globe, 19 September 1993.
  116. Kessler Richard. Menem Government Eyes Isotope Production Reactors for Algeria. Nucleonics Week, 4 January 1990, p. ll
  117. Официальные сайты Интернета
  118. Аналитический центр по проблемам нераспространения npc.sarov. ru.
  119. Военно- промышленный комплекс- www.vpk.ru.
  120. Движение за ядерную безопасность- www.nuclaropoligy.ru.
  121. Институт США и Канады iskran.iip.net
  122. Казахстанский независимый журнал www.Arba.ru
  123. Минобороны России www.mil.ru137. МИД России www.mid. ru.
  124. Минатом России www.minatom.ru.
  125. Росавиакосмос www.rosaviakosmos. ru.
  126. Совет безопасности РФ www.scrf.gor.ru.
  127. Федеральное собрание Совета Федерации http. msoft. msk. ru.
  128. Центр по разоружению, энергетике и экологии МФТИ -www.armskontrol.ru.
Заполнить форму текущей работой