Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации. Впервые в отечественной исследовательской литературе поставлены вопросы влияния инноваций и инновационной политики на национальную конкурентоспособностьпоказана важная особенность новой стадии развития мировой экономики: превращение знаний, или интеллектуального капитала в основной производственный ресурспредложено дополнить систему национальных движущих сил… Читать ещё >

Содержание

Инновации как главная составляющая национальной тоспособности на современном этапе развития МЭО. этические подходы к формированию национальной урентоспособности в современных условиях. я стадия мировой экономики, «основанная на знаниях»: гнности перехода, сущность, последствия. Понятие инноваций .28 инноваций в обеспечении национальной урентоспособности.

Возможности использования инновационного потенциала иоиальных корпораций для повышения конкурентных еств государств.

Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конкурентоспособность является ключевым показателем, определяющим положение компании, отрасли и государства в мировом хозяйстве. В условиях развития процессов глобализации в экономике и, как следствие, усиления конкуренции, в основных экономических центрах мира все большее внимание уделяется вопросам повышения международной конкурентоспособности. Соответствующие правительственные программы приняты в США («Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности» 1988 г.), ЕС (разработанная в начале 90-х гг. стратегия «Рост, конкурентоспособность, занятость. Вызовы и направления развития в XXI веке»), Японии («Шесть стратегий для повышения конкурентоспособности» Министерства экономики, торговли и промышленности), и целом ряде других стран.

Россия экономически уже значительное время отстает от ведущих мировых держав. Однако лишь недавно правительство обратило внимание на неконкурентоспособность отечественной экономики как на причину этого отставания страны, и проблему, требующую неотложного решения, в том числе посредством активной государственной политики. Задача повышения конкурентоспособности названа в качестве приоритетной в ежегодном Президентском послании 2003 г., в котором говорится о том, что «возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира. состоится лишь тогда, когда Россия станет экономически мощной. такое возможно только в условиях устойчивого и быстрого роста,. базирующегося на использовании всех факторов, внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных,. когда производится конкурентоспособная продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас все — товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура» .1.

В 2002 г. Россия занимала 64 место в рейтинге конкурентоспособности, составляемым Всемирным экономическим форумом, среди 80 представленных в исследовании его экспертов государств. Некоторое улучшение позиций страны в рейтинге за последние три года объясняется не столько фундаментальными изменениями в экономике и государственной политике, сколько девальвацией рубля и сравнительно высокими мировыми ценами на топливо, экспорт которого является основным источником пополнения российского бюджета. Решение проблемы повышения конкурентоспособности и уменьшения зависимости национального хозяйства от сырьевых ресурсов становится одной из важнейших задач для обеспечения экономической безопасности страны.

Потребность повышения международной конкурентоспособности России особенно остро проявилась относительно недавно, и отечественная экономическая наука, как представляется, уделяет еще недостаточное внимание данной проблематике. Показатель конкурентоспособности рассматривался до сих пор в основном применительно к отдельным товарам. Несмотря на опубликованные в последнее время научные труды (А.Ю. Юданов и другие), следует констатировать, что западные экономисты значительно дальше продвинулись в этой области. Проведены фундаментальные исследования (М. Портер, М. Скотт и другие), в которых выводится понятие конкурентоспособности в современных условиях из присущих конкретной стране изначально данных и развитых факторов, формирующих в процессе взаимодействия конкурентную экономику. В то же время, по мнению автора, в их исследованиях уделено недостаточное внимание вопросам перехода мировой экономики на новую стадию развития. Главным изменением является превращение знаний, или интеллектуального капитала, в основной производственный ресурс.

В диссертации внимание сосредоточено на инновациях, то есть на процессе внедрения новых знаний в производство, их коммерциализации, которой занимаются компании. В условиях глобализации мирового хозяйства ведущая роль в инновациях принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК), оперирующим в общемировом пространствевместе с тем заинтересованность в инновациях проявляет и значительная часть малого бизнеса.

Общей основной задачей государств и правительств является повышение уровня жизни граждан, зависящее в конечном счете от роста конкурентоспособности национальной экономики. Поскольку на современной стадии развития мирового хозяйства, базирующегося на знаниях, инновации являются главным фактором конкурентоспособности, правительства стремятся стимулировать последние многими способами. Эта их деятельность осуществляется в рамках общенациональной и региональной (Евросоюз) инновационной политики.

Целями экономической реформы в России являются перевод хозяйства страны на более интенсивный путь развития, повышение эффективности использования ресурсов, и углубление интеграции в современную систему международного разделения труда, дающее производству многие преимущества. Одним из главных инструментов для их достижения, как представляется, должна стать разработка и внедрение инновационной политики при параллельном решении таких вопросов, как облагораживание структуры и наращивание объемов экспорта продукции с более высокой долей добавленной стоимости, импортозамещение, и привлечение иностранных инвестиций для получения современных технологий.

Цель диссертационной работы состоит, во-первых, в уяснении механизма воздействия инновационной политики на повышение международной конкурентоспособности государств (непосредственно и через влияние на движущие силы ее формирования) — во-вторых, в определении наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности российской экономики посредством проведения инновационной политики.

В соответствии с этой целью автор ставит перед собой следующие задачи: проанализировать изменения в мировой экономике в результате ее перехода на стадию развития, «основанную на знаниях» — исследовать роль инноваций и инновационной политики в повышении конкурентоспособности государстврассмотреть концепцию национальной инновационной системы и роль компаний как основного субъекта инновационных системизучить мотивы, объемы, динамику развития инновационной активности ТНК, а также инструменты их инновационной политики в интересах повышения конкурентоспособностивыявить особенности передачи новых технологий по каналам ТНК в их инновационной политикепроанализировать важнейшие направления государственной инновационной политики в современных условияхпровести сравнительный анализ конкурентных преимуществ России с точки зрения инновационного развитиярассмотреть главные сферы, объемы, динамику инновационной активности в России и ее влияние на национальную конкурентоспособностьвыработать рекомендации по совершенствованию государственной инновационной политики РФ в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Объектом настоящего исследования является инновационная деятельность, которая определяются автором как процесс применения новых технологии в производстве для усиления конкурентных преимуществ путем выпуска новой продукции, модернизации производства и сферы услуг, более эффективного использования ресурсов.

Предмет исследования — воздействие инноваций на международную конкурентоспособность принимающих государств. При этом конкурентоспособность квалифицируется автором как комплексная экономическая категория, определяющая сравнительное положение страны в системе международных экономических отношений. Она формируется, главным образом, под влиянием инновационного процесса, и выражается в эффективном использовании на страновом уровне основных факторов производства (труда, капитала и природных богатств), что предопределяет способность национальных фирм конкурировать на складывающемся глобальном рынке.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном 90-е гг. XX века и первые годы XXI века, а тенденции и статистические данные предыдущих лет используются в ряде случаев для сравнения.

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу инновационных процессов, развитию национальной конкурентоспособности и глобализации в международных экономических отношениях. В ходе работы над диссертацией изучены и обобщены также монографические работы ученых и специалистов в области мирового хозяйства и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации В. Д. Андрианова, М. И. Гельвановского, A.A. Дынкина, B.JI. Иноземцева, Ю. В. Куренкова, H.H. Ливенцева, И. П. Фаминского, В. Д. Щетинина, А. Я. Эльянова. Были изучены и использованы исследования зарубежных экономистов: Д. Арчибуги, М. Белла, Д. Даннинга, Д. Кантвелла, Ф. Малервы, Д. Мичи, Д. Мовери, Д. Оксли, К. Павитта, П. Патела, М. Портера, М. Франсмана, К. Фримана, Л. Эдвинсона.

Методологической основой диссертации явились основные положения теории конкурентоспособности и инновационной политики. Другими источниками подготовки диссертации стали российские и зарубежные нормативно-правовые акты, исследования международных экономических организаций, статистические и методологические материалы Госкомстата России, периодические издания, а также материалы, полученные из компьютерной сети Интернет. Из западных периодических изданий особо следует выделить журнал «The Economist», из российской периодикижурналы «Эксперт» и «Мировая экономика и международные отношения», на страницах которых в последнее время данные проблемы освещаются наиболее полно.

Научная новизна диссертации. Впервые в отечественной исследовательской литературе поставлены вопросы влияния инноваций и инновационной политики на национальную конкурентоспособностьпоказана важная особенность новой стадии развития мировой экономики: превращение знаний, или интеллектуального капитала в основной производственный ресурспредложено дополнить систему национальных движущих сил конкурентоспособности в связи с переходом мировой экономики на новую стадию категорией «инновации» — приведены показатели оценки достаточности знаний как ресурса для инноваций, и инноваций, внедренных в производство новых технологийопределена роль ТНК как основного субъекта национальных инновационных систем, наряду с участием государственных центров, университетов, и венчурных фондов, в области финансирования НИОКР и коммерциализации знанийвыявлены особенности передачи новых технологий по каналам ТНК, в первую очередь через прямые зарубежные инвестиции, активизирующие инновационную деятельность ТНК и стран-реципиентовпредставлен комплекс мер государственной инновационной политики и приоритетное ее направление — стимулирование развития инфраструктуры для инноваций ТНКпроведен сравнительный анализ современного состояния российской экономики, на базе которого выявлены ключевые для поддержания и усиления конкурентоспособности конкурентные преимущества и высокотехнологичные отраслисформулированы предложения по основным направлениям российской инновационной политики с точки зрения перспектив перехода российской экономики на инновационную стадию развития.

Практическая значимость работы. Полученные на основе диссертационного исследования результаты, выводы и предложения могут быть использованы при формировании российской инновационной политики, включающей в себя программу повышения конкурентоспособности страны, создание российской инновационной системы при подготовке документов по этим вопросам Министерством промышленности, науки и технологий РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ.

Положения диссертации могут также быть использованы в учебном процессе при изучении в ВУЗах курса международных экономических отношений.

Апробация результатов работы. Содержащиеся в исследовании методологические разработки были использованы при проведении лекций на факультете МЭО МГИМО (У) МИД РФ.

Основные положения диссертации и некоторые результаты, полученные при ее подготовке, отражены в публикациях автора общим объемом 2 п.л.: «Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств» (Инвестиции в России". — 2003. — № 8), «Инновационная экономика: роль венчурных фондов в повышении конкурентоспособности России» (Финансовый бизнес. — 2003. — № 4).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.

Заключение

.

Проведённый анализ проблем инновационных процессов на современном этапе развития мировой экономики позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Под влиянием активизации инновационных процессов мировая экономика переходит в новую стадию своего развития — стадию, «основанную на знаниях». Именно знания как субъективная сущность постепенно образуют базу для формирования качественно новой хозяйственной системы, основными характеристиками которой являются глобальный охват, новая организационная структура рыночных отношений, интеллектуальный капитал как основной ресурс, используемый для производства.

2. Под влиянием инновационных процессов понятие «технология» расширилось, и во многих отношениях стало практически идентичным понятию «инновация». В новое понятие «технология» включаются также: процесс обучения и внедрения какой-либо технологии- «неосязаемая» сторона, или неявные элементы — практика налаживания организационной структуры и структуры управления (менеджмента), накопленный опыт по внедрению.

3. Ещё одной особенностью инновационных процессов на современном этапе развития мировой экономики, «основанной на знаниях», стало новое понимание сущности и функции основных субъектов МЭО: компаний, главным образом крупных транснациональных корпораций, и государства в лице государственных институтов и органов власти.

4. Объективные тенденции и активизация инновационных процессов в условиях глобализации мирового хозяйства обусловили необходимость усиления роли ТНК как основных генераторов инноваций. Этот процесс сопровождается заметным ростом тенденции к интернационализации НИОКР. Растущая конкуренция и технологические изменения подталкивают транснациональные компании проводить активную инновационную политику, направленную на поиски информационного и научно-исследовательского опыта, поскольку национальные инновационные системы всё в большей степени неспособны обеспечить полный комплекс необходимых услуг.

5. В процессе интернационализации НИОКР практически все технологии, полученные на филиалах ТНК, передаются другим развитым странам. На развивающиеся страны приходится лишь незначительная часть НИОКР, проводимых на филиалах, которая относится скорее к производству (адаптация и техническая поддержка), нежели к инновациям.

6. В процессе передачи технологий по внутрифирменным каналам ТНК сталкиваются с рядом проблем: определение способа передачи технологиипоиск подходящего филиалавыбор уровня сложности передаваемой технологии. Решение зависит от двух основных факторов: от корпоративной стратегии, а также от возможностей филиала.

7. Усиление роли ТНК как основных генераторов инноваций стало возможным во многом благодаря поддержке, оказываемой им со стороны государства, правительства которых предприняли за последнее время ряд серьёзнейших шагов по улучшению инвестиционного климата, либерализации торговых режимов, созданию региональных экономических интеграционных группировок. Произошедшие изменения столь значительны, что позволяют говорить о новой концепции государства. В соответствии с данной концепцией, государство передаёт часть своих традиционных функций рынку, однако остающиеся на государственном регулировании задачи ничуть не менее важны для экономического процветания. Одновременно государственные институты и органы власти стремятся к более интегрированной и целостной системе организации своих функций, а также к созданию позитивного имиджа государства.

8. Ввиду того, что регулирующая роль государства во всех сферах общества, и в особенности в научно-инновационной сфере, сохраняет высокую важность, основные приоритеты государственной инновационной политики определяются двумя группами факторов: фиаско рынка, ведущие к неоптимальному уровню инвестиций в НИОКРи системные проблемы, возникающие в процессе стимулирования инноваций. В первом случае государственная политика должна быть направлена на сокращение разрыва между частным и социальным эффектом от инвестиций в НИОКР, а основными формами такой политики являются всего субсидии и налоговые льготы. Во втором случае государству необходимо проводить научно-технологическую политику, важнейшими элементами которой являются инвестиции в образование и поддержка венчурного капитала.

9. В условиях активизации инновационных процессов у Российской Федерации появляется шанс интегрироваться в мировую экономику как полноправному участнику многополюсного технологического порядка благодаря наличию необходимого кадрового потенциала и разработкам в сфере перспективных высоких технологий. В противном случае разрыв между нашей страной и мировыми инновационными лидерами ещё больше возрастёт.

10. Основными задачами государственных институтов и органов власти Российской Федерации должны стать выработка программы ликвидации технологического отставания страны от ведущих мировых экономических центров, таких как США, ЕС, Япония, НИС, а также совершенствование механизма включения России в систему мирохозяйственных связей. Одновременно необходимо учитывать стратегические интересы Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная Конвенция об авторском праве (подписана в Женеве 6 сентября 1952 г.)
  2. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г. по состоянию на 14 июля 1967 г.)
  3. Международная конвенция об охране интересов артистов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.)
  4. Ниццкое Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г., пересмотренное в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Женеве 13 мая 1977 г.
  5. Приоритеты для венчурного инвестирования в России. Белая Книга, Санкт Петербург, 2001 г.
  6. Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (Москва, 6 марта 1998 г.)
  7. Страсбургское Соглашение о международной патентной классификации от 24 марта 1971 г.
  8. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 с изменениями и дополнениями.
  9. Commission of the European Communities. Bulletin of the European Union, Supplement 3/97, The first action plan for innovation in Europe. Brussels, European Communities, 1997.
  10. Commission of the European Communities. Competitiveness and Cohesion: Trends in the Regions. Fifth Periodic Report on the Social and Economic Situation and Development of the Regions of the Community. Brussels, 1994.
  11. Commission of the European Communities. Implementation of the First Action Plan on Innovation in Europe. Brussels, European Communities, January 14, 1998.14.
Заполнить форму текущей работой