Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация таможенного дела

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны — к тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин… Читать ещё >

Организация таможенного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа

Организация таможенного дела

Вопросы

1. Основные понятия, используемые в таможенном законодательстве. Таможенная территория и таможенная граница.

2. Товары — объекты перемещаемые через таможенную границу.

3. Управление таможенным делом. Функции таможенных органов.

4. Правовое положение должностных лиц таможенных органов.

5. Порядок обжалования действий таможенных органов.

6. Порядок рассмотрения жалобы таможенными органами.

1. Основные понятия, используемые в таможенном законодательстве. Таможенная территория и таможенная граница

Основные термины, используемые в ТК ТС и соответственно в таможенном законодательстве приведены в ст. 4 ТК ТС. Изучаем самостоятельно.

Следует обратить внимание что перечисленные в ст. 4 ТК ТС термины в других областях права или обыденной жизни могут иметь иной смысл и значение. Например, понятие товара. Подробнее об этом в следующем вопросе.

Понятие таможенной территории и таможенной границы раскрыто в Ст. 2 ТК ТС.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза.

До создания таможенного союза рассматриваемые понятия формулировались иначе. Так, территория Республики Беларусь составляла единую таможенную территорию Республики Беларусь, а пределы таможенной территории являлись таможенной границей. Таможенная граница совпадала с Государственной границей Республики Беларусь.

2. Товары — объекты перемещаемые через таможенную границу

Как вы посмотрели в предыдущем вопросе, под товарами понимается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Выделяют товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;

Товары таможенного союза — находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;

изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза из вышеуказанных товаров, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза.

Следует обратить внимание на различную трактовку понятия «товар» различными областями права. Например, с точки зрения Гражданского кодекса товары — это объекты сделок. С точки зрения ТК ТС понятие товара не зависит от причин, условий, целей и т. д. перемещения его через таможенную границу. Любой объект движимого имущества становиться товаром только в силу того, что он перемещается через таможенную границу. таможенный граница орган должностной Так же нужно отличать от товаров, как объектов перемещаемых через таможенную границу, транспортные средства. Под ними понимают разновидность товаров, используемых для перемещения через таможенную границу других товаров. В определенных условиях один и тот же объект может одновременно быть транспортным средством и товаром. Например, перемещаемый через таможенную границу приобретенный за границей грузовой автомобиль, который одновременно перевозит и иной товар.

Могут иметь место ситуации, когда товар перемещается через таможенную границу как своеобразный контейнер, содержащий собственно необходимый объект. Например, можно приобрести за границей музыкальные произведения на компакт — диске. Через таможенную границу будет перемещаться физический объект — диск, но ценность представляют находящиеся на нем музыкальные произведения. В этой ситуации потребуется таможенное оформление данного товара и уплата таможенных платежей.

Те же музыкальные произведения можно приобрести за границей через Интернет. В этой ситуации никакой физический объект через границу не перемещается и каких либо таможенных правоотношений не возникает, следовательно уплаты платежей в отношении приобретенных музыкальных произведений не требуется.

3. Управление таможенным делом. Функции таможенных органов

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь.

Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.

Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему.

Таможенными органами являются:

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

таможни.

ГТК имеет статус министерства. Он возглавляется Председателем ГТК, который является министром. Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.

Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Создание и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности .

Т.е. различные таможни обладают различными функциями. Например, Минская центральная таможня вообще не занимается таможенным оформлением. В ее задачи входит материальное обеспечение таможенных органов, разработка программного обеспечения и т. д.

Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;

осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;

ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;

обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;

проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Задачи таможенных органов, определенные ст. 6 ТК ТС определены несколько иначе:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Таможенные органы имеют флаг и геральдический знак — эмблему таможенных органов. Описание и рисунки флага и геральдического знака — эмблемы таможенных органов утверждаются Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 2 марта 2001 г. № 125 «О геральдическом знаке — эмблеме и флаге таможенных органов Республики Беларусь).

Эмблема представляет собой перекрещенные кадуцей и ключ золотистого цвета.

Эмблема служит основой для создания эмблем Государственного таможенного комитета, таможен и других учреждений таможенных органов.

Приведена эмблема Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Кадуцей — «посох вестника» — атрибут Гермеса. Являлся традиционным «жезлом герольда» (вестника). Изображался в виде крылатого жезла, увитого двумя змеями (первоначально — белыми лентами). Гермес, как посланник богов, получил крылатый посох, обладающий силой примирять противников. Когда он решил испытать подарок, поместив его между двумя борющимися змеями, они обвили посох, примирившись между собой.

Изображение эмблемы размещается на:

флаге таможенных органов;

элементах форменной и специальной одежды должностных лиц таможенных органов;

автотранспортных средствах, воздушных и речных судах, находящихся в распоряжении таможенных органов, в качестве опознавательного знака;

официальных изданиях таможенных органов;

печатной продукции, издаваемой по заказам Государственного таможенного комитета, а также на выпускаемых по его заказам кино-, видеои фотоматериалах;

рекламно-информационной и сувенирной продукции, изготавливаемой по заказам Государственного таможенного комитета.

Флаг таможенных органов Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище темно-зеленого цвета (отношение ширины флага к его длине 2:3), в центре которого расположены вписанные в условный квадрат со стороной, равной половине ширины флага, перекрещенные кадуцей и ключ золотистого цвета.

Флаг поднимается:

на здании Государственного таможенного комитета;

на зданиях таможен, на территории таможенных постов и в пунктах

таможенного оформления;

на речных судах, находящихся в распоряжении таможенных органов.

Флаг может быть поднят также при церемониях и на других торжественных мероприятиях, проводимых таможенными органами.

Флаг устанавливается в служебных помещениях руководителей таможенных органов.

4. Правовое положение должностных лиц таможенных органов

Правовое положение должностных лиц таможенных органов определено статьями 325 — 331 ТК РБ.

Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий.

Право поступления на службу в таможенные органы имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Должностным лицам таможенных органов, руководителям и иным категориям работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, присваиваются персональные звания. Персональные звания и порядок их присвоения определяются Президентом Республики Беларусь.

Знаками различия по персональным званиям должностных лиц таможенных органов являются погоны. Они имеют следующий вид:

Государственный советник таможенной службы I ранга

Государственный советник таможенной службы II ранга

Государственный советник таможенной службы III ранга

Советник таможенной службы I ранга

Советник таможенной службы II ранга

Советник таможенной службы III ранга

Инспектор таможенной службы I ранга

Инспектор таможенной службы II ранга

Инспектор таможенной службы III ранга

Инспектор таможенной службы IV ранга

Новый сотрудник принимается на работу в таможню с 6-ти месячным испытательным сроком. Пройдя испытательный срок, по окончании которого проводится аттестация, сотрудник назначается на должность инспектора и ему присваивается первое персональное звание — инспектор таможенной службы IV ранга.

В таможне существуют следующие основные должности: начальник таможни, (заместитель), начальник таможенного поста (заместитель), начальник отдела (заместитель), главный инспектор, старший инспектор, инспектор.

Существует строгая взаимосвязь между занимаемой должностью и персональным званием. Очередное звание присваивается после выслуги определенного количества лет при условии, что к этому времени сотрудник занимает соответствующую должность. В противном случае очередное звание не присваивается. Кроме того, в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов очередное звание (или внеочередное) может присваиваться досрочно в качестве поощрения.

Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, являются государственными служащими, и на них распространяется законодательство о государственной службе в той мере, в которой их правовое положение не определено ТК РБ.

Для должностных лиц таможенных органов устанавливается ношение форменной одежды. Форма одежды утверждается Президентом Республики Беларусь, а правила ее ношения — Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Форменная одежда выдается бесплатно.

Должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (Приложение 1). Дисциплинарный устав распространяется на должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь и определяет содержание служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий.

Тесно связан с Дисциплинарным уставом Перечень грубых нарушений порядка осуществления государственного таможенного контроля должностными лицами таможенных органов (Приложение 2).

Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда должностных лиц таможенных органов, определяются Президентом Республики Беларусь.

Должностные лица таможенных органов при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Оскорбление должностного лица таможенного органа, угроза, сопротивление, насилие или посягательство на его жизнь, здоровье и имущество влекут за собой ответственность в соответствии с законодательными актами. Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи должностного лица таможенного органа от преступных посягательств в связи с исполнением этим должностным лицом своих служебных обязанностей гарантируется законодательными актами.

Должностное лицо таможенного органа при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законодательством и подчиняется непосредственному и прямым начальникам (см. Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов).

Незаконное воздействие или вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность таможенных органов и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемое таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществляемое этим должностным лицом действие не допускаются и влекут за собой ответственность, установленную законодательством.

Никто не имеет права понуждать должностное лицо таможенного органа выполнять обязанности, не возложенные на таможенные органы законодательством.

При получении приказа или указания, явно противоречащих законодательству, должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться положениями указанного законодательства.

Из этого следует, что должностные лица таможенных органов несут персональную ответственность за свои действия. Подробнее см. пп. 4, 5 Дисциплинарного устава.

В таможенных органах не могут создаваться и действовать структуры политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Это связано с тем, что должностные лица таможенных органов в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законодательства и не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных объединений.

Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа при исполнении им своих служебных обязанностей обязательны для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей, влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевое и служебное оружие в порядке, предусмотренном ТК РБ.

Применению физической силы, специальных средств и (или) оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого применяются физическая сила, специальные средства и оружие, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

При применении физической силы, специальных средств и (или) оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

В случае применения физической силы, специальных средств и (или) оружия с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

Физическая сила применяется для: пресечения правонарушения; задержания лиц, совершивших правонарушение; преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов; воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспортных средств, другие специальные средства.

Должностные лица таможенных органов обязаны принять меры по оказанию лицам, получившим телесные повреждения, медицинской помощи и немедленно уведомить о произошедшем начальника таможенного органа.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

При исполнении своих служебных обязанностей отдельные категории должностных лиц таможенных органов наделяются правом ношения и хранения оружия.

Должностные лица таможенных органов вправе применять оружие для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, а также в иных случаях и целях, установленных законодательством об оружии.

5. Порядок обжалования действий таможенных органов

Международные подходы к организации таможенных процедур придают огромное значение нормативному закреплению возможности обжалования действий должностных лиц таможенных органов. Это требование подробно изложено в Киотской конвенциии об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 г. Она вступила в силу 25 сентября 1974 г. В Киотской конвенции участвуют более 70 государств, на которые приходится основная масса внешнеторгового оборота нашей страны. РБ присоединилась к Конвенции в начале 2011 г.

Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны — к тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и обще6ства, т. е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе методов аудита и управления рисками. Именно поэтому Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Кроме того, Киотская конвенция является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.

Положения Конвенции сформулированы в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для выработки на основе этого принципа конкретных правил регулирования тех или иных процедур, и того самого поиска компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

Одним из требований Конвенции является закрепленное законодательством право участника ВЭД обжаловать действие таможенных органов и их должностных лиц.

Подробно Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур будет изучаться в курсе «Таможенный контроль».

Ст. 9 ТК ТС «Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» определяет эту процедуру следующим образом:

Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Как видно, ТК ТС в этой части содержит отсылочную норму к национальному законодательству. Для РБ это Глава 5 ТК РБ 2007. Рассмотрим ее основные положения.

Прежде всего, следует отметить, что описанная ниже процедура обжалования действий должностных лиц таможенных органов, установленная ТК РБ 2007 превосходит требования Киотской конвенции, что является важным элементом создания в РБ современной таможенной службы. Это при том, что РБ присоединилась к Конвенции только в 2011 г, т. е. РБ добровольно выполняло наиболее важные положения Киотской конвенции.

Право на обжалование может быть реализовано в течение определенных ТК РБ сроков. Порядок обжалования, установленный ТК РБ не распространяется на обжалование действий должностных лиц таможенных органов, связанных с наложением административных взысканий.

Решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд. Подача жалобы в таможенные органы не исключает права на подачу жалобы в суд.

Обжалование может быть произведено в общем или упрощенном порядке.

Общий порядок обжалования.

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган, т. е на практике, с учетом структуры таможенных органов, действия таможни могут быть обжалованы в ГТК.

Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа может быть подана как непосредственно в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, так и через таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого обжалуются. Таможенный орган, на решение, действия (бездействие) которого подана жалоба, направляет ее в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вместе с подтверждающими материалами в течение пяти календарных дней со дня ее поступления в такой таможенный орган.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо.

Жалоба на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана не позднее одного года:

со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав и (или) законных интересов либо о незаконном возложении на него каких-либо обязанностей;

со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом решения или совершения таможенным органом или его должностным лицом действий, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РБ и иными актами таможенного законодательства (например, таможня должна вынести решение по обращению плательщика таможенных платежей по вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей в течении 30 дней. Если в этот срок решение таможней не вынесено, плательщик вправе обжаловать такое действие начиная с 31 дня).

Жалоба, подаваемая в письменной форме, должна быть подписана физическим лицом, обратившимся с жалобой, либо его представителем в силу полномочия, основанного на законодательстве или акте уполномоченного государственного органа, а при подаче жалобы организацией — представителем организации, уполномоченным в соответствии с законодательством или учредительными документами.

Жалоба должна содержать следующие сведения:

наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

изложение сути обжалуемых решения, действий (бездействия).

К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в этой жалобе. При этом жалоба принимается к рассмотрению, даже если такие документы не представлены лицом, обратившимся с жалобой, либо представлены не в полном объеме.

Если необходимые документы отсутствуют в таможенном органе, а представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы, таможенный орган, рассматривающий жалобу, обязан запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца.

В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы, т. е. если жалоба содержит какие либо сведения, в отношении которых отсутствуют подтверждающие документы, решение по этим неподтвержденным сведениям не принимается. Таким образом, такая жалоба может не рассматриваться или рассматриваться частично.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия (бездействия), если иное не установлено законодательством.

При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение не соответствует законодательству, а также в случае, если неприостановление исполнения обжалуемых решения, действий (бездействия) может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действий (бездействия) до принятия решения по существу жалобы.

Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы в случае, если:

не соблюдены установленные сроки обжалования;

не соблюдены требования, установленные к форме и содержании жалобы (например, жалоба не подписана — анонимка);

лицо уже обращалось с жалобой на то же решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в суд и по ней вынесено решение;

предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанной жалобы. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы доводится до лица, обратившегося с жалобой, в письменной форме и может быть обжаловано им в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и (или) в суд, а решение Государственного таможенного комитета Республики Беларусь — непосредственно в суд.

Упрощенный порядок обжалования В упрощенном порядке могут быть обжалованы действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает сорока базовых величин.

Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с жалобой в устной форме к вышестоящему должностному лицу таможенного органа, в котором проходит службу лицо, действия (бездействие) которого обжалуются.

Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке (далее — акт о рассмотрении жалобы), в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотрении жалобы на действия (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте о рассмотрении жалобы указываются причины отказа. Акт о рассмотрении жалобы подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Форма акта о рассмотрении жалобы определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы в общем порядке.

6. Порядок рассмотрения жалобы таможенными органами

Решение по жалобе, от имени таможенного органа, принимают начальник таможенного органа или уполномоченное им должностное лицо таможенного органа. При этом рассмотрение жалобы не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемые действия (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом таможенного органа.

Жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца. Данный срок может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем на один месяц. Срок рассмотрения жалобы при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации может быть продлен до шести месяцев начальником таможенного органа, рассматривающего жалобу.

При продлении срока рассмотрения жалобы таможенный орган информирует об этом лицо, подавшее жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Решение таможенного органа по жалобе принимается в письменной форме. В таком решении должны быть указаны:

наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе;

фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;

краткое изложение сути жалобы;

принятое по жалобе решение;

доводы и основания принятого решения;

сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение:

об удовлетворении жалобы полностью или частично;

об отказе в удовлетворении жалобы, если обжалуемые решение признаны правомерными либо если факт принятия обжалуемого решения таможенным органом или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при рассмотрении жалобы не подтвердился.

В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган:

отменяет полностью или частично принятое таможенным органом решение;

отменяет принятое таможенным органом решение и обязывает этот таможенный орган принять новое решение в соответствии с законодательством либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

признает действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение, действия (бездействие) которого или действия (бездействие) должностного лица которого признаны неправомерными, незамедлительно, но не позднее десяти календарных дней со дня принятия такого решения этим органом либо не позднее десяти календарных дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если решение об удовлетворении жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа принято Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы направляется лицу, обратившемуся с жалобой.

Нормативные правовые акты:

1.Конституция РФ // «Российская газета"1993., 25 декабря.

2.Таможенный кодекс РФ (ред. от 30.12.2006) // «Российская газета», N 106, 03.06.2003.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 30.12.2006) // «Российская газета», N 148−149, 06.08.1998.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.12.2006) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.12.2006) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2006) // «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

7. Гражданский кодекс РФ ч. 1. //СЗ РФ, 1994, № 32 ст. 3301

8. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. //ВВС. 1993. № 17 Ст. 594.

9. ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 26.07.2006) «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) //"Российская газета", N 253, 17.12.2003.

10. Приказ ФТС РФ от 22.11.2006 N 1208 «Об утверждении порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2006 N 8642) // «Российская газета», N 293, 28.12.2006.

11. Приказ ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 (ред. от 16.11.2006) «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // «Таможенный вестник», N 2, 2004 (опубликован без приложений).

12. Приказ ГТК РФ от 10.10.2002 N 1082 (ред. от 16.10.2006) «Об утверждении общего положения о таможенном посте» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.12.2002 N 3992) // «Российская газета», N 238, 19.12.2002.

13. Письмо ФТС РФ от 27.04.2006 N 01−06/14 662 «О таможенном оформлении транспортных средств"// «Таможенный вестник», N 10, 2006.

Учебники и монографии по таможенному праву:

1. Тимошенко И. В. Таможенное право России: Курс лекций / 2-е изд. перераб. и доп. М. «ПРИОР», 2005.

2. Тимошенко И. В. Таможенное право России: Курс лекций. Общая часть. М. «ПРИОР», 2003.

3. Тимошенко И. В., Девяткина Е. М. Таможенное право России: Особенная часть. М. «ПРИОР», 2003.

4. Таможенное право. Учебное пособие. Под. ред. В. Г. Драганова, М. М. Рассолова. М. 2006.

5. Халипов С. В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). М.: Зерцало — М, 2003.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой