Организация социальной защиты населения в сфере культурно-досуговой деятельности
Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) различных социальных групп в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Опираясь… Читать ещё >
Организация социальной защиты населения в сфере культурно-досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа Организация социальной защиты населения в сфере культурно-досуговой деятельности
1. Социальная работа и теория организации культурно-досуговой деятельности
Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью жизни общества, а ее формы и виды имеют свои корни в историческом прошлом, но при этом активно соприкасаются с деятельностью социального работника на современном этапе.
Для специалиста по социальной работе особое значение имеет социальная функция культурно-досуговой деятельности, в особенности ее рекреационная составляющая, поскольку основной целью данной деятельности является восстановление жизненной энергии, утраченных сил человека. Однако не стоит оставлять без внимания и тот факт, что культурнодосуговая сфера, особенно процесс ее организации, теснейшим образом связан с развлекательной и гедонистической (наслаждение, удовольствие) функциями, так как именно они обеспечивают комфортные условия для того, чтобы человек с накопившимся социальным напряжением, прибегнув к помощи социального работника, в рамках выше обозначенных функций был способен снять излишнее напряжение и получить удовольствие от свободы, веселья и др.
Отсюда становится понятным, что досуговое время человека должно быть посвящено духовному росту, активному развитию эмоциональной, и что очень важно, художественной и эстетической сферам личности. Здесь явно проявляется назначение культурно-досуговой деятельности через привлечение человека к культуре, в основе которой лежит творчество, которое, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на его жизнь и все виды деятельности.
Досуг в контексте человеческой жизнедеятельности определяется как часть внерабочего времени, остающегося после вычета непреложных затрат (сон, принятие пище, самообслуживание и др.), как деятельность по реализации свободного времени.
Культурно-досуговая деятельность — это целенаправленный процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности, или перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.
Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь и на все виды деятельности. Для эффективного включения человека в сферу досуга специалист по социальной работе, используя средства, технологии и методы досуговой деятельности в процессе организации досуга, будет способствовать духовному росту, развитию эмоциональной и художественно-эстетической сфер личности. Однако отсутствие возможности провести досуг с пользой приводит к негативным социальным проявлениям. Именно здесь социальный работник, объединив два направления: организацию досуга в направлении самодеятельного творчества и практику применения в её реализации специалистом по социальной работе, будет способствовать самореализации личности в процессе реального досуга.
При таком взаимодействии ярко реализуется социальная составляющая досуговой деятельности, которая направлена на формирование положительного отношения человека с человеком и на организацию общественной жизни в целом. Две направляющие — культурная и социальная — органически связаны и выступают как двуединство.
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств Понукалина О. В. Социальное конструирование представлений истории досуга // Высшее образование в России, 2009. № 1. С. 118.
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация (№ ЭЭ5-ФЗ от 21.12.2009 г.).
Понятие культурно-досуговая деятельность вошло в научный оборот в 80-х гг. XX в. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.
Определение сущности понятия досуг отражается в трех наиболее распространённых концепциях: деятельностной, философско-социологической и общесоциологической.
Интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 50−60-х гг. XX в. Связано это с сокращением в середине 30-х гг. XX в. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения. Также определенным импульсом послужило бурное развитие в послевоенные годы средств массовой коммуникации, появление телевидения, перевернувшие традиционные представления людей о досуге и способах своего поведения за пределами профессионального труда41.
В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени».
Можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. В Древней Г реции досуг (schole) — серьезная деятельность без давления необходимости. Английское слово scool, образованное от греч. schole (досуг), объединяет досуг и образование.
Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения. Рассмотрев основные подходы к определению понятия досуг, можно прийти к следующим выводам: досуг является благоприятной почвой для испытания различными социальными группами фундаментальных человеческих потребностей; в процессе досуга гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности; досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера (особенно ребенка), в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность .
Реальный досуг — общественно полезный (состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения) — находится в состоянии взаимодействия личности и общества.
Мнимый — асоциальный, личностно значимый досуг (обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам). Это является насилием либо над собой, либо над обществом, и как результат — разрушение себя и общества.
«Рабочее время» и часть «внерабочего времени» или «необходимое внерабочее время» идентифицируется с «непреложными занятиями», которые включают в себя трудовую деятельность, дающую человеку необходимые средства к существованию, а также деятельность по организации собственного быта, способствующую восстановлению физических и психических сил человека, затраченных в сфере производства.
Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» является деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга.
Таким образом, «досуг», «досуговая деятельность», «свободное время» можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. Однако наиболее четко смысл понятия «досуг» как деятельности, противостоящей труду, проявился лишь в период индустриального и постиндустриального развития человеческих обществ в связи с выделением сферы производства в самостоятельную, жестко отграниченную от всех других область человеческой жизнедеятельности.
На рубеже 70−80-х гг. в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции. Одна из них сводилась к определению досуга как деятельности, предназначенной для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.
В соответствии с другой при выделении параметров досуга следовало учитывать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась разновекторность социальной направленности таких занятий: для одних людей они могут выступать как развивающие личность, для других — не развивающие. Западные социологи особенно фиксировали внимание на том, чтобы при характеристике досуга не выпускать из поля зрения явления антикультуры — различные виды отклоняющегося поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т. п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга.
Некоторой попыткой снять возникшее противоречие явился анализ феномена досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности.
Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям: по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурнодосуговой деятельности); по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности); по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности).
На сегодняшний день многие ученые сходятся во мнении о том, что такие виды занятий, как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и др. относятся к пассивным формам культурнодосуговой деятельности, а любительские занятия, занятия художественным и техническим творчеством и т. п. — к активным.
Правомерно говорить о социальной роли культурно-досуговой деятельности, основы которой четко прописаны и определены в законодательстве РФ о культуре (федеральные законы от 23.06.1999 г. № 115-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 03.11.2006 г. № 175-ФЗ, от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ, от 21.12.2009 г. № ЭЭ5-ФЗ, от 08.05.2010 г. № 8Э-ФЗ, с изменениями, внесенными федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186- ФЗ) Законодательство в сфере культуры: сборник документов. М., 1993. Вып. 1. Основы законодательства РФ о культуре.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) различных социальных групп в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Опираясь на теоретические подходы в определении досуговой деятельности в социальной сфере специалист по социальной работе должен учитывать, что досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, способствует самовоспитанию личности, формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
досуг культурный социальный
2. Технология и методика организации досуга
В задачи организации досуговой деятельности, особенно для специалиста по социальной работе, входит: создание культурно-досуговых программ для различных групп населении; поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм; индивидуальный подход в процессе организации и реализации досуговой программы.
В целом технология культурно-досуговой сферы представляет собой слаженную систему, основными элементами которой могут быть организационная, методическая и психолого-социальная составляющие. Функциональная сторона этих элементов состоит в следующем: организационная включает в себя планирование, управление, финансирование, распределение работы; методическая — сценарные разработки, проведение репетиций и досуговых программ, анализ результатов и обобщение опыта; социально-психологическая — стимулирование, регламентирование отношений в социальной среде, а также исследование структуры личности участника и организатора культурно-досуговых программ.
Технология досуговых программ всегда реализуется через форму, под которой в культурно-досуговой деятельности принято понимать способ организации деятельности людей на досуге; программы можно классифицировать исходя из следующих основных признаков: содержание деятельности (игровая, коммуникативная, соревновательная, зрелищная); количество участников (массовая, групповая, индивидуальная).
Общие подходы в понимании формы культурно-досуговой программы базируются на характере взаимодействия участников (например, массовая игра, групповое соревнование, индивидуальная беседа).
Здесь не следует забывать важную составляющую — это средство, которое является компонентом технологии культурно-досуговой деятельности в социальной сфере. Именно средство является механизмом доведения содержания до потребителя (печатные издания, живое слово, телевидение, искусство, техника). Средство — это носитель содержания, отсюда его выбор может демонстрировать, как раскрыта сущность содержания.
Методы и средства также не следует рассматривать отдельно друг от друга. В культурно-досуговой деятельности под методами принято понимать способы использования средств и воздействия на аудиторию. Специалист по социальной работе, выбирая методы организации досуговых программ, должен понимать, что именно методы способны повысить воздействие средств на потребителя, именно они лучше всего способны донести информацию до аудитории, делают ее убедительной, воспринимаемой.
Итак, в основе технологии культурно-досуговой деятельности находится четыре основных метода:
1) монтаж,
2) иллюстрирование,
3) театрализация,
4) игра.
Монтаж — это способ организации литературного материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программ. Применяя метод монтажа, социальный работник в своей основе может полагаться на документальный материал и различные приемы (контраст и подобие, последовательность и параллельность, аналогии, метафоры, гиперболы, историческая хронология и пр.).
Иллюстрирование — организация содержательного материала в виде иллюстрации (она делает информацию зримой).
Театрализация — организация единого действия на основе сценарного замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события.
Игра — организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре.
Итак, технология и методика культурно-досуговой деятельности в социальной сфере — это творческий процесс. В процессе организации досуга социальный работник должен помнить, что задача их заключается в преобразовании идей (целей, задач, планов) в конкретные программы действий (сценарии).
Организацией и проведением досуговых программ на современном рынке подобных услуг занимается еvent-менеджер, эту функцию может выполнять и социальный работник, в обязанности которого будут входить:
• подготовка концепции и программы праздника;
• написание сценария;
• расчет бюджета.
В основе любой деятельности, в том числе и творческой, лежит технология Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема [Элек-тронный ресурс] // Образование и общество. 2007. № 2. URL: education.recom.ru. Технологию культурно-досуговой деятельности можно представить в виде технологической схемы: цель — задачи (содержание деятельности) — формы организации аудитории — методы и средства для решения задач — результат.
Основу технологии культурно-досуговой деятельности составляют: совокупность фактов, источников и носителей формирующего воздействия на аудиторию; разнообразие содержания, способов, форм, методов и средств их взаимодействия, отражаемых в сознании людей; регулирование процессов, направленных на достижение целей культурно-досуговой деятельности; знание традиций, обычаев, сохранение преемственности поколений; умение развивать инициативу у населения в культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, становится важным взаимодействие формы и содержания программы. Приведем одну из распространенных классификаций форм культурно-досуговой деятельности: массовые (самые дорогостоящие), групповые, индивидуальные. Каждая форма содержит в себе четыре основных компонента: содержание; композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; масштаб, характер аудитории и ее расположение в пространстве.
Технология подготовки программы начинается с изучения состояния социальной среды. Для достижения результата в процессе проведения досуговой программы необходимо: правильно поставить цель и определить задачи, которые обусловливают эту цель; определить, в какой логической последовательности действовать; какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Методика подготовки досуговой программы делится на несколько этапов: Первый этап — планирование, включает в себя:
— создание оргкомитета, в состав которого входят представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры и т. д.);
— создание организационно-постановочной группы (состав: директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);
— постановку цели и прогнозирование результатов;
— определение формы проведения программы, места и времени;
— разработку подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает.
Второй этап — составление, обсуждение и утверждение сценария или программы.
Третий этап (самый ёмкий и сложный) — осуществление программы.
После того как программа составлена и утверждена, необходимо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя: работу с творческим коллективом (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовку сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление — поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов); работу с рекламой.
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения, после чего на четвертом этапе подводятся итоги и анализируются полученные результаты.
В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка ^ задача^ формам методы^- средства^ результат. Поэтому становится очевидным, что технологические особенности культурно-досуговой деятельности могут определяться как одна из составляющих социальной работы. Используя досуговые технологии, специалист по социальной работе способен рационально и содержательно организовать досуг людей, способствовать удовлетворению и развитию их культурных потребностей, создавая условия для самореализации каждой отдельной личности, в рамках свободного времени.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 235 с.
2. Безрукова, О. Н. Социология молодежи: учеб.-метод. пособие /О.Н. Безрукова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 35 с.
3. Бирженюк, Г. М. Основы культурной региональной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. — СПб., 1992. — 231 с.
4. Гончарова, Н. Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук Н. Г. Гончаровой. — Ростов н/Д, 2009. — 29 с.
5. Законодательство в сфере культуры: сборник документов. — М., 1993. — Вып. 1. Основы законодательства РФ о культуре. — 123 с.
6. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К, 2007. — 328 с.
7. Стрельцов, Ю. А. Свободное время и развитие социально-культурной деятельности // Вестник МГУ культуры и искусств. — 2003. — № 1. — С. 76.
8. Тарасова, Л.В. Соцально-культурная адаптация: принципы, задачи, содержание // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2003. — № 2.
9. Филатов, В. А. Программа и планы семинарских занятий / В. А. Филатов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. — 28 с.