Актуальность темы
исследования. Отечественная история богата событиями, актуальность которых только возрастает с течением времени. К таким явлениям относится Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.
Эта война стала испытанием, проверкой не только физических, но и духовных сил советского народа. Художественная интеллигенция сыграла важную роль в перестройке сознания и психологии людей. Она идейно и духовно вооружала народ, способствовала подъему морального духа на фронте и в тылу. Великая Отечественная война стала примером колоссального патриотического подъема, массового героизма, самоотверженности и единства советского народа. Советский Союз выступил как единое целое в борьбе с захватчиками. «Великая Победа, — говорится в „Обращении глав государств СНГ в связи с 70-летием начала Великой отечественной войны“, — одно из главных исторических событий, объединяющих народы наших стран. Великая Победа — важнейшая духовная ценность, нравственный ориентир для всех послевоенных поколений, воспитывающихся на идеалах дружбы, братства и добрососедства». «А потому, — подчёркивается в Обращении, — считаем важным передать потомкам историческую правду об этой войне, её трагическом начале и победном завершении"1.
Следует заметить, что в последние годы за рубежом и в России появилось значительное число работ фальсификационного характера, искажающих причины и ход Второй мировой войны, её урокине обоснованно принижающих и умаляющих роль нашей страны в разгроме фашистской Германии. В данном диссертационном исследовании на широкой документальной базе, достоверных сведениях и конкретных.
1 Красная звезда. 2011. 25 июня. примерах доказывается огромная значимость и масштабность героического подвига советского народа.
Опыт 1940;х гг. имеет непреходящее значение для современников, поскольку и в наши дни российское общество остро нуждается в воспитании патриотизма, нравственности и пропаганде национального единства.
Объектом исследования является художественная интеллигенция Верхней Волги1 накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Несмотря на то, что категория интеллигенция является утвердившимся понятием, её определение остается вопросом дискуссионным. Существует множество определений. В современном интеллигентоведении выделяют три основных подхода к определению понятия. Социологический подход характеризует интеллигенцию через профессиональную деятельность, основным признаком которой является умственный труд. Морально-этический подход делает акцент на нравственных чертах. Политологический подход рассматривает интеллигенцию как группу л людей, объединенную общей идеологией .
Одним из первых определение понятия «художественная интеллигенция» сформулировал свердловский исследователь В. А. Копырин. По его мнению, художественная интеллигенция представляет собой социально-профессиональную группу, которая занята высококвалифицированным умственным трудом по художественному освоению мира3. Это определение применимо к анализируемому историческому отрезку.
1 Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская области. В исследовании не рассматривается Тверская (Калининская) область, так как в силу своей близости к Москве, а так же из-за трагических событий начального периода войны (с октября по декабрь 1941 года город был оккупирован немецкими войсками, сильно пострадал во время оккупации и боевых действий) для неё не было характерно региональное своеобразие в отношении изучаемой проблемы.
См.: Купцова И. В. Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны (июль 1914 — март 1918гг.): дис. док. ист. наук. Москва, 2004. С. 15−19.
3 См.: Копырин В. А. Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции // Проблемы теории научного коммунизма. Свердловск, 1974. С. 14;
В 1990;е годы определился круг исследователей, занимающихся проблемами отечественной художественной интеллигенции (В. С. Меметов, Э. Б. Ершова, М. Р. Зезина, И. В. Купцова, Е. М. Раскатова, С. Д. Бортников и др.). Особое значение приобрели материалы научных конференций, состоявшихся в это время, участники которых ставили проблемы, ранее умалчивавшиеся в официальной науке.
Можно выделить ряд устойчивых объектно-субъектных характеристик категории «художественная интеллигенция», которыми, с одной стороны, является профессиональная принадлежность (независимо от образования), заключающаяся в производстве художественных продуктов. С другой стороны, при выделении этой категории, в определенной мере должны учитываться и внутренние характеристики членов этой группы, нравственные и психические свойства ее участников, такие как эмоциональная восприимчивость, социальная совесть, понятие о гражданском долге и служении и т. д. При этом можно говорить о некоторых специфических чертах именно «советской художественной интеллигенции», которую отличала особые взаимоотношения с властью, сформированные в первые послереволюционные десятилетия, что сказывалось в конечном итоге и на ее субъектно-объектных свойствах1.
Исходя из этого, под художественной интеллигенцией в исследовании понимается одна из социально-профессиональных групп в составе советской интеллигенции, которая включает в себя лиц квалифицированного умственного труда, профессионально занятых духовно-практической деятельностью по художественно-образному освоению и отражению действительности. В данной работе она представлена как членами творческих союзов, так и работниками учреждений искусств:
Копырин В. А. Опыт исследования художественной интеллигенции развитого социалистического общества. Свердловск, 1974. С. 26−27.
1 См.: Зябликов А. В. Сущностные черты российской художественной интеллигенции // Интеллигенция: вопросы теории и методологии. Иваново. 2010. С. 204 — 235. писателями, поэтами, журналистами, артистами и режиссерами, музыкантами и художниками.
Предметом исследования является общественно-политическая и социально-культурная деятельность художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы войны.
Территориальные рамки исследования охватывают регион Верхневолжья, включавший в рассматриваемый нами период территории Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей (до 1944 года Владимирская область входила в состав Ивановской, а Костромская — в состав Ярославской). Верхневолжский регион в силу географической близости территорий, в него входящих, и исторических условий развития имеет некоторые общие черты в социально-экономической и культурной жизни. Однако, тесная связь с центром обуславливала проявление здесь как общероссийских черт и тенденций развития, так и специфических местных особенностей в предвоенные и военные годы.
Хронологические рамки охватывают период с 1939 по май 1945 г. Выбор нижней границы связан, во-первых с тем, что третья пятилетка разворачивается именно в это время, и становится возможным оценить её первые результатыво-вторых, с тем, что в марте 1939 г. в Москве прошел XVIII съезд ВКП (б), определивший основные направления как международного, так и внутреннего развития страны, а также пути её дальнейшего развития. Особое внимание на съезде было обращено на роль интеллигенции в жизни советского общества1. Верхняя граница — май 1945 г., знаменует собой окончание войны. Таким образом, выбранные хронологические рамки позволяют в комплексе рассмотреть многие вопросы деятельности художественной интеллигенции, динамику развития и совершенствования форм и методов идеологической работы накануне и в См.: XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) 10−21 марта 1939 г. Стенографический отчёт. М., 1939. годы войны. Выявить и показать как общероссийские тенденции, так и специфические черты Верхневолжского региона. Историография вопроса.
В историографии темы исследования условно можно выделить четыре взаимосвязанных периода:
• первый период: 1939 — 1945 гг.;
• второй период: 1945 — середина 1950;х гг.;
• третий период: вторая половина 1950;х — первая половина 1980;х гг.;
• четвёртый период: вторая половина 1980;х гг. и до наших дней.
В каждом периоде отразились основные черты состояния исторической науки в стране, её достижения, просчеты и тенденции в освещении деятельности художественной интеллигенции в предвоенные и военные годы.
Первый период был этапом опубликования первых работ по данной теме и постепенного накопления фактического материала.
В 1939 г., после выступления И. В. Сталина на XVIII съезде партии, оперативно выходит ряд работ посвященных вопросам интеллигенции1. Эти публикации носили преимущественно социологический характер. Объектом исследования выступала интеллигенция в целом, без выделения её отрядов.
С первых дней войны Коммунистическая партия в передовых статьях газеты «Правда» обратилась к советской интеллигенции, определяя её задачи в войне. Стали появляться первые публицистические статьи на страницах газет и журналов. В некоторых статьях, докладах, выступлениях писателей и работников искусств содержались не только фактические сведения, но и первые попытки обобщения художественного творчества тех лет. Наиболее.
Кафтанов С. В. О советской интеллигенции // Большевик. 1939. № 2- Митин М. Интеллигенция Советского Союза // Большевик. 1939. № 8- Вольфсон С. Интеллигенция как общественная прослойка при капитализме и социализме // Под знаменем марксизма. 1939. № 8- Ярославский Е. М. О старой и новой интеллигенции. Ростов-на-Дону, 1939 и др.
Правда. 1941. 5 сентября- 1942. 14 февраля, 1 апреля и т. д. значимыми были работы П. Н. Поспелова, М. С. Шагинян, С. В. Кафтанова и Е. М. Ярославского, в которых наряду с показом основных направлений развития культуры периода войны, раскрывались мобилизационные задачи литературы и искусства1. Война же представлялась как противостояние советской и фашистской идеологий и культур. Появлялись первые небольшие работы, содержащие разрозненные сведения о литературе и изобразительном искусстве военных лет4. 1944 год положил начало «Летописи советского театра» А. Аганбекяна5.
На территории Верхней Волги в этот период выходили отдельные публикации, в которых раскрывалась жизнь и деятельность различных групп художественной интеллигенции6. Заметим, что для всех материалов военных лет была характерна идеологическая направленность, обусловленная обстоятельствами военного времени.
Во второй период продолжается процесс накопления документального и статистического материала. Во второй половине 1940;х гг. издаётся ряд работ, в которых уделяется внимание творческой и общественной деятельности художественной интеллигенции в годы войны. Одним из.
1 Поспелов П. Н. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик, 1942, № 5. С. 26 — 43- Шагинян М. С. Отечественная война и советская интеллигенция. Сборник статей. Свердловск, 1942; Кафтанов С. В. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик, 1944. № 5. С. 16 — 31- Ярославский Е. Советская интеллигенция в Отечественной войне. Куйбышев, 1944; Пузин А. О некоторых задачах печати в дни Отечественной войны. М., 1942 и др.
2 Юдин П. Ф. Советская культура. М., 1943; Эренбург И. Культура и немецкие вандалы // Пропагандист. М., 1944. № 7 — 8. С. 30 — 34 и др.
3 Белкина Н. Советская литература в Отечественной войне // Под знаменем марксизма. М., 1942. № 8 — 9. С. 125 — 135- Эренбург И. Слово — оружие // Новый мир. 1944. № 1 — 2. С. 210 — 215- Громов П. О литературе военных лет // Звезда. 1945. № 2. С. 115 — 129 и др.
4 Дымшиц А. Искусство антифашистского плаката // Ленинград. 1942. № 7. С. 16- Бродянский Б. На выставке Ленинградских художников-фронтовиков // Ленинград. 1943. № 9. С. 17−18 и др.
5 Аганбекян А. Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны. Материалы // Театр. М., 1944. Кн. 1. С. 246 — 255.
6 Ярославцы в борьбе за Родину. Вып. 1. Ярославль, 1943; Великая Отечественная война: альбом-выставка. Иваново, 1942; За Родину: лит.-худож. сб.: [сб. стихов ивановских поэтов] Иваново, 1942; Ивановский альманах: кн. 5−6: [сб. произведений ивановских литераторов на патриот, тему]. Иваново, 1945 и т. д. первых крупных исследований деятельности писателей и поэтов-фронтовиков явилась книга В. Перцова1. Продолжил начатое во время войны исследование и составил «Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны» А. Аганбекян2. Важным шагом на пути изучения художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны явилось издание в 1946 г. «Театрального альманаха"3. В нём впервые был приведен полный перечень репертуарного плана ведущих театральных коллективов страны в военный период. В 1947 году вышли три работы, посвященные творческой деятельности драматургов4. Несомненный интерес для исследователей представляет книга о Ленинградских театрах в годы Великой Отечественной войны5. В ней обобщен опыт работы творческих коллективов в блокадном Ленинграде и в эвакуации.
В 1951 г. появилась первая книга обобщающего характера «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны"6. Среди исследователей этого вида искусства следует отметить работу П. К. Суздалева (глава «Искусство в годы Великой Отечественной войны» в книге «Русское советское искусство. 1917—1950гг.»). В ней рассмотрена агитационно-воспитательная деятельность художников, виды и жанры п изобразительного искусства предвоенных и военных лет. Однако художественная интеллигенция как объект и субъект научных исследований в это время ещё не рассматривается. В целом, в историографии послевоенных лет был поднят лишь ряд вопросов, касающихся отдельных видов культуры, но отсутствовали исследования о месте и роли.
1 Перцов В. О. Подвиг и герой. Этюды о советской литературе. М., 1946. у.
Аганбекян А. Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны // Театральный альманах: Сб. ст. и матер. Кн.1 (3), 2 (4). М., 1946.
3 Театральный альманах: Сб. статей и материалов. Т. 1. Ч.З. М., 1946.
4 Крути И. В годы Отечественной войны // Советский театр. М., 1947. С. 189 — 247- Русская классика на сцене в дни Отечественной войны. Материалы и исследования. Выпуск 1. М., 1947; Оснос Ю. Советская историческая драматургия. М., 1947 и др.
5 Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Л — М., 1948.
6 Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. М., 1951.
7 Суздалев П. Искусство в годы Великой Отечественной войны // Русское советское искусство. 1917—1950 гг. М., 1954. С. 74 — 97. художественной интеллигенции в годы войны. Материалы в основном носили искусствоведческий характер.
Третий период развития историографии стал качественно новым этапом в разработке вопросов жизни и творчества советской художественной интеллигенции накануне и в годы войны. В послевоенные годы исследователям удалось не только по-новому осмыслить документальный материал, но и дать качественно новое толкование событиям военных лет.
История отечественной культуры получила отражение в обобщающих трудах по истории СССР, Великой Отечественной войны и Коммунистической партии1. Вышла шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.», где ряд разделов был посвящен героическому труду советской интеллигенции и непосредственно художественной интеллигенции. Естественно, эти издания не давали целостной картины о жизнедеятельности художественной интеллигенции накануне и в годы войны.
Появляются также капитальные труды, подготовленные филологами и искусствоведами Академии наук СССР по истории советской литературы, музыки, театра, кино, драматургии3. В 1957 г. вышла в свет книга членакорреспондента АН СССР М. П. Кима. Автор предпринял попытку.
История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. Кн. 1. М., 1970; История Второй мировой войны 1939—1945 гг. М., 1973—1982. Т. 1−12- История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 10. М., 1973.
2 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945. М., 1960—1965. Тт.: 2, 4, 5,6.
3 История русской советской музыки. Т.2−3. М., 1959; Очерки истории советского кино. Т.2. (1935—1945). М., 1959; История русской советской литературы. Т. 2 — 3. М., 1967— 1968 г.- Очерки истории русского советского драматического театра. Т. 4, 5. М., 1969; Очерки истории русской советской драматургии. Т. 2 (1934—1945). М., 1966; История музыки народов СССР. Т. 3. (1941—1945). М., 1972; Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны: Статьи. Воспоминания. М., 1978; История русской советской поэзии (1941—1980). Л., 1984; Советская интеллигенция: история формирования и роста (1917—1965 гг.). М., 1968; Советская интеллигенция: краткий очерк истории (1917—1975 гг.). М., 1977. комплексно рассмотреть вопросы развития культуры и интеллигенции за 1 сорок лет, в том числе и в годы воины .
Основные направления развития культуры СССР в военные годы раскрыла Л. В. Максакова2. Она акцентировала внимание на значении культуры в победе над фашизмом и первой среди исследователей выделила художественную интеллигенцию как самостоятельную творческую и 3 идеино-воспитательную силу .
Выходят также работы о творчестве отдельных отрядов художественной интеллигенции4. В 1966 г. был издан двухтомный труд «Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны», где были опубликованы произведения, созданные в годы войны, но по разным причинам, не появившиеся в печати5. Продолжил изучение изобразительного искусства военных лет искусствовед П. К. Суздалев6. В своих исследованиях автор рассматривал вопросы специфики военного искусства, эволюции форм и видов художественного творчества и другие вопросы. Появляются научные исследования историков и музыковедов о музыкальной культуре в годы войны, о деятельности отдельных композиторов в эвакуации. Большой интерес представляют изданные в этот период воспоминания, дневники писателей, работавших в военное время8. В 1976 году была издана книга.
1 Ким М. П. 40 лет советской культуры. М., 1957.
2 Максакова Л. В. Культурно-просветительные учреждения в первые годы Великой Отечественной войны 1941—1943 гг. // История СССР. 1960. № 3. С. 88 — 100- Она же. Театр — фронту. 1941—1945 // История СССР. 1965. № 3. С. 137 — 145- Она же. В рядах воюющего народа. М., 1965.
3 Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.
4 Соколова Н. Г. Кокорин. М., 1957; Плоткин Л. В.
Литература
и война. М — Л., 1967; Павловский А. И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967; Полищук Э. А. Великая Отечественная война в произведениях советского искусства. М., 1960 и др.
5 Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. В 2-х книгах. М., 1966.
6 Суздалев П. К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965.
7 Сохор А. Н. Русская советская песня. Л., 1959; Он же. Из истории песен Великой Отечественной войны. М., 1963; Музыка продолжала звучать. Л., 1969 и др.
8 Своим оружием: Воспоминания советских писателей, артистов, композиторов и художников об участии в Великой Отечественной войне. М., 1961; Уранова С. С. Четыре.
Советская культура в годы Великой Отечественной войны"1. Этот сборник затрагивал вопросы культурной жизни не только России, но и национальных районов и носил скорее публицистический характер.
На Верхневолжском региональном материале выходят статьи В. М. Бритова, Л. Ф. Целищева и В. Н. Майна, освещающие деятельность партийных организаций Верхней Волги по развитию культурно-просветительной работы среди тружеников тыла, работе в госпиталях и т. д2. Появляются работы об искусстве Холуя, Палеха и Мстеры. Наиболее ценными являются книги по истории Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова4. Анализируется репертуар, проблемы, с которыми театр столкнулся в годы войны. Отдельные стороны жизни и творчества композиторов в ивановском Доме творчества рассматриваются в книге Р. И. Петрушанской5. года в шинели. Фронтовой дневник художницы. 1942—1945. М., 1967; Елисеева В. Незабываемые дни // Подвиг актера. М., 1970. С. 211 — 233- Загурский Б. И. Искусство суровых лет. Л., 1970; Эренберг А. О том, что остается на всю жизнь // Подвиг актера. М., 1970. С. 75 — 87- Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны: Статьи. Воспоминания. М., 1978 и др.
1 Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М., 1976.
2 Бритов Л. Ф., Солдатов М. В. Деятельность партийных организаций Верхней Волги в годы Великой Отечественной воины по оказанию помощи госпиталям и шефству над инвалидами войны // Ученые записки ИГПИ. Т.83. Иваново, 1970. С. 133—146- Целищев Л. Ф. Роль культурно-просветительных учреждений по воспитанию трудящихся в годы Великой Отечественной войны (по материалам Ивановской областной партийной организации) // Ученые записки ИГПИ. Т.96. Иваново, 1971 С. 142—156- Бритов В. М. Из истории партийного руководства культурным строительством в годы Великой Отечественной войны (по материалам Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей) // Ученые записки ИГПИ. Т.96. Вып. 4. Иваново, 1971 г. С.70— 110 и др.
3 Искусство холуйской миниатюрной живописи. Л., 1970; Кукулиев У. А., Стариков В. В. Есть такое село. Ярославль, 1973.
4 Любомудров М. Н. Старейший в России. Творческий путь Ярославского драматического театра. М., 1964; Север Н. М. Летопись театра им. Ф. Г. Волкова. Ярославль, 1973; Любомудров М. Н. Века и годы старейшей сцены: очерк истории Ярославского академического драматического театра им. Ф. Г. Волкова. М., 1981.
5 Петрушанская Р. И. Дом творчества «Иваново». М., 1983.
Появляется ряд обобщающих работ, раскрывающих вклад РСФСР и советской интеллигенции в достижение победы над врагом1. Выходят труды по идеологической работе и партийному руководству художественной интеллигенции. Необходимо выделить работы Г. Д. Комкова, Н. И. Кондаковой, В. П. Киселёва2.
Первой крупной работой, обобщающей опыт партийного руководства деятельностью художественной интеллигенции в годы войны, стала о монография B.C. Меметова. Автор впервые всесторонне рассмотрел многоплановую деятельность партии по руководству художественной интеллигенцией в годы войны на документах и материалах всех союзных республик. В монографии подробно раскрыта роль партии в организации перестройки работы творческих союзов и учреждений искусств на военный лад, показана деятельность партии по идейно-политическому воспитанию работников литературы и искусства, идеологическая работа художественной интеллигенции среди воинов действующей армии и тружеников.
Отметим, что зарубежные исследователи также сделали вывод об особой роли интеллигенции в истории России, особенно в такой переломный период как Великая Отечественная война. Однако подробно вопросами деятельности художественной интеллигенции в годы войны они не занимались4.
Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М., 1982; Савельев В. М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1981; Федюкин С. А. Партия и интеллигенция. М., 1983.
2 Комков Г. Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941—1945 гг. М., 1965; Киселёв В. П. Идеологическая работа партийных организаций среди тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Горький, 1975; Комков Г. Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной. М., 1983; Кондакова Н. И. Идеологическая победа над фашизмом (1941—1945гг). M., 1982. о.
Меметов В. С. Партийное руководство деятельностью художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Воронеж, 1985.
4 Richard Pipes. The Russian intelligentsia. New York, 1961 P. 4- Верт А. Россия в войне 1941—1945 гг. M., 1967; Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х тт. М., 1990 и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что значительная часть исторической литературы конца 1950;х—середины 1980;х гг. была посвящена, прежде всего, вопросам места и роли художественной интеллигенции в общественно-политической жизни страны в период Великой Отечественной войны. Проблемы жизни и творчества художественной интеллигенции предвоенного периода рассматривались вскользь. Основное внимание уделялось внешнеполитическим и экономическим вопросам. Целый ряд аспектов оставался недостаточно исследованным.
Четвертый период является важным с точки зрения появления новых подходов к изучению роли и места интеллигенции в переломные эпохи жизни России. Этому способствовали ежегодно проводимые научные конференции1. К началу 1990;х годов сложились научные школы и коллективные центры разработки проблем интеллигентоведения: в Екатеринбурге (М. Е. Главацкий), Иванове (В. С. Меметов), Новосибирске (В. Л. Соскин), Москве (В. Т. Ермаков и А. В. Квакин), Санкт-Петербурге (В. С. Волков, С. Н. Полторак), Челябинске (И. В. Сибиряков), Омске (В. Г. Рыженко и В. Ш. Назимова) и др.
В последние годы наблюдается нарастание научного интереса к основным направлениям и проблемам деятельности художественной интеллигенции 1930;40-х гг. Появляются труды, раскрывающие отдельные аспекты жизни и творчества работников искусства накануне и в годы войны .
1 50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945. Страницы истории и современность: Материалы научно-теоретической конференции. М., 1996; 50 лет победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне: Материалы научной конференции. Новосибирск, 1995; Великая Отечественная война в оценке молодых учёных: Сб. ст. студентов и аспирантов, молодых учёных. М., 1997; Интеллигенция, провинция, Отечество: проблемы истории, культуры, политики. Тезисы докладов Межгосудар. науч.-теор. конфер. Иваново, 1996; Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории: материалы XXI Междунар. науч.-теор. конф. Иваново, 2010 и др.
2 Куманёв В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991; Голуб Ю. Г., Баринов Д. Б. Судьбы российской художественной интеллигенции в условиях сталинского режима. Саратов, 2002; Советская культура в реконструктивный период. 1928—1941. М.,.
Выходит ряд исследований регионального характера1, но и рассматривается деятельность художественной интеллигенции РСФСР в целом. Защищаются диссертационные исследования по деятельности художественной интеллигенции на региональном материале3, отдельные стороны жизни и творчества художественной интеллигенции Верхней Волги нашли отражение в кандидатских диссертациях Ворожейкиной Е. В4, и Вакуровой О. А.5. Ворожейкина Е. В. уделила внимание рассмотрению процесса эвакуации, адаптации и творчества художественной интеллигенции в 1941—1943 годах и, в частности, на территории Верхней Волги. Автор попыталась проанализировать взаимовлияние эвакуированной и местной интеллигенции, показать условия размещения и работы эвакуированных учреждений искусства, содержание и основные формы деятельности художественной интеллигенции в эвакуации. Исследование Вакуровой О. А. посвящено общественно-организаторской деятельности интеллигенции, поэтому.
1988; Партийное руководство воспитанием творческой молодежи в период строительства социализма (1917—1941). М&bdquo- 1988и др.
1 Мокров К. И. Художники текстильного края: Очерк развития изобразительного искусства в Ивановской области. Л., 1986; Анисков В. Т., Рутковский М. А. История Ярославского края (1928—1998). Ярославль, 2000; Бузин А. И. Костромские художникиветераны войны и труда. Кострома, 1995; Пирогова Л. Палех. История и современность. М., 1994; Искусство Мстёры. Владимир, 1996.
2 Веселов В. Р. Духовная жизнь советского общества накануне и в годы Великой Отечественной войны. Кострома, 1995. С. 227 — 232- Меметов В. С., Олейник О. Ю. Патриотическая деятельность художественной интеллигенции в начальный период Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: опыт, уроки. М., 1995. С. 69 — 72 и др.
3 Богдашина Ю. В. Художественная интеллигенция Восточной Сибири в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.): дис. канд. ист. наук. Иркутск, 1987; Баринов Д. Б. Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945). (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности): дис. канд. ист. наук. — Саратов, 1991; Шальнов М. Ю. Общественно-политическая роль художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны: (На материалах областей и автономных республик Волго-Вятского региона и Среднего Поволжья). Нижний Новгород, 1991 и др.
4 Ворожейкина Е. В. Российская художественная интеллигенция в эвакуации в годы Великой Отечественной войны: 1941—1943 гг.: дис. канд. ист. наук. Кострома, 2004.
5 Вакурова О. А. Общественно-организаторская деятельность интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг.: на материалах областей Верхней Волги: Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской: дис. канд. ист. наук. СПб, 2007. художественная интеллигенция Верхневолжья рассматривается фрагментарно.
С конца 1980;х начинается новый этап в изучении методов партийно-государственного руководства художественной интеллигенцией в годы войны. В ряде работ была предпринята попытка по-новому подойти к анализу культурной, духовной жизни и взаимодействия с властью1. В монографии Д. Л. Бабиченко «Писатели и цензоры» были рассмотрены условия, в которых существовала и развивалась литература в 1940;х годах. Автор проанализировал политику ЦК ВКП (б) в области литературы и искусства в годы войны.
Ряд исследований был посвящен состоянию изобразительного у искусства в годы войны. Из крупных работ следует выделить книгу «Великая Отечественная война. Живопись. Графика. Скульптура», а также капитальные труды Е. В. Зайцева, который рассматривает и театрально-декоративное искусство 1941—1945 гг., и некоторые другие виды работы4.
1 Назимова В. Ш., Рыжеико В. Г. Художественная интеллигенция и властные структуры в условиях войны // 50 лет победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1995. С. 206 -211- Сперанский А. В. Художественная интеллигенция и власть в годы Великой Отечественной войны: опыт взаимодействия // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи». Екатеринбург, 1998. С. 253 — 257- Парамонов В. Н. Политическая власть и культура советского периода. Некоторые аспекты взаимоотношений // Мир культуры, человек, наука, искусство. Самара, 1996. С. 69 — 71 и др.
2 Бабиченко Д. Л. Писатели и цензоры. Советская литература 1940;х годов под политическим контролем ЦК. М., 1994.
3 Лебедев А. Художники в Великой Отечественной войне // Коммунист. 1987. № 17. С. 121 -123- Баринов Д. Б. Шершавым языком плаката // Полит, собеседник. Саратов, 1990. № 3, С. 27 — 30- Назимова В. Ш. Агитационное искусство в дни Великой Отечественной войны // Сибиряки в борьбе за власть Советов, за защиту социалистического Отечества. Кемерово, 1990. С. 42 — 44- Горник Г. А. Тема патриотизма в произведениях искусства периода Великой Отечественной войны // 50-летие победы над фашизмом. Смоленск, 1995. С. 158- 160 и др.
4 Зайцев Е. В. Великая Отечественная война. Живопись. Графика. Скульптура. Театрально-декоративное искусство. М., 1986; Он же. Война и мир глазами художника. Живопись. Графика. Скульптура. Диорама. М., 1995; Великая Отечественная война. Живопись. Графика. Скульптура. М., 1990; Пинегина Л. А. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. М., 1990; Топчиева И. В. Советские художники в годы Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. М., 1990 и др.
Опубликовано несколько трудов о театральном1 и музыкальном2 искусстве военных лет.
Стоит отметить, что современные исследователи всё чаще обращаются к вопросам формирования образа врага в советской пропаганде накануне войны3.
Опыт историографии, посвященный жизни и творчеству художественной интеллигенции в предвоенные и военные годы обширен, между тем, ряд моментов, имеющих ценность в рамках исследуемой проблемы, практически не разработан. Так не освещена творческая судьба отдельных писателей, поэтов, драматургов, журналистов, музыкантов, художников на региональном уровне. По сути, недостаточно внимания уделено исследованию места и роли деятелей искусств и литературы в общественно-политической жизни страны накануне и в годы войныне освещены особенности работы творческих коллективов и художественной интеллигенции на фронте и в тылу, а также проблемы эвакуации и реэвакуации художественной интеллигенции и другие вопросы. Нет ещё исследований, в которых бы раскрывалась психология характера защитника (солдата и военачальника) на войне, при выполнении творческих или боевых задач.
Безусловно, в настоящее время необходима дальнейшая разработка этих вопросов с позиций современного уровня развития исторической науки.
Цель и задачи определены, исходя из актуальности и состояния научной разработки темы. Целью исследования является комплексное.
1 Баринов Д. Б. Музы не молчали // Полит, агитация. Саратов, 1989. № 13. С. 21 — 24- Рыков А. В. Письма из осажденного Ленинграда // В спорах о театре. СПб, 1993. С. 136 -150- Жидков В. С. Культурная политика и театр. М., 1995 и др.
2 Дворниченко О. Д. Шостакович. Путешествия. М., 2006; Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью. М., 1991 и др.
3 Невежин В. А. «Если завтра в поход.». М., 2007; Невежин В. А. Метаморфозы советской пропаганды в 1939—1941 годах // Вопросы истории. 1994. № 8 С. 164 — 171- Голубев А. В. Союзники в пропаганде и массовом сознании советского общества в годы войны // Россия в XX веке. Война 1941—1945гг: современные подходы. М., 2005 С. 151 172- Гордин А. А. Формирование образа Германии в предвоенное десятилетие в СССР // Клио. 2004. № 3 (26). С. 116 — 119 и др. изучение общественно-политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги и выявление её роли в жизни региона накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Определить основные тенденции в развитии историографии анализируемой темы.
2. Рассмотреть формы и методы работы партийно-государственных органов среди художественной интеллигенции.
3. Проследить динамику развития работы художественной интеллигенции среди населения региона накануне и в годы войны.
4. Показать роль художественной интеллигенции региона в деле формирования и воспитания патриотических настроений и укрепления морально-психологического единства советского народа.
5. Раскрыть особенности профессиональной деятельности каждого отряда художественной интеллигенции Верхневолжья накануне и в годы Великой Отечественной войны.
6. Определить вклад деятелей искусства и литературы в общественно-политическую и культурную жизнь региона.
Характеристика источников исследования. Для решения поставленных задач привлечен круг источников, который можно разделить на несколько блоков.
Основной фактический материал составили разнообразные опубликованные и неопубликованные архивные материалы, некоторые из которых впервые введены в научный оборот. В диссертации использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (Г АРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Государственного архива Владимирской области (ГABO), Государственного архива Ивановской области (ГАИО), Государственного архива Костромской области (ГАКО), Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), Государственного архива Ярославской области (ГАЯО). В этих архивах были изучены документы из более 30 фондов.
1. Нормативно-директивные источники представляют собой постановления ЦК ВКП (б), Комитета по делам искусств при СЫК СССР, резолюции, решения и постановления местных органов власти — комитетов ВКП (б) различного уровня, областных и городских отделов искусства при исполнительных комитетах. Данная группа источников позволила рассмотреть основные направления работы, выявить специфику развития региона накануне и в годы войны.
2. Делопроизводственные источники. К данному виду источников относятся: протоколы заседаний бюро, совещаний местных партийных организацийдокументы первичных партийных организаций театров, областных отделений творческих союзов, профсоюзных и комсомольских организаций.
В Государственном архиве Российской Федерации представлены материалы фонда Центрального статистического управления при Совете Министров РСФСР (Ф. А-374) и Центрального комитета профсоюза работников искусств (Ф. Р-5508). В указанных фондах содержится ценный материал: постановления и циркулярно-директивные письма, отчеты, протоколы заседаний, переписка центральных органов правления с их местными отделениями, инструкции, справки. Эти документы позволили охарактеризовать масштаб культурной жизни страны, ознакомиться со статистическими данными о состоянии сети учреждений сферы искусства. Документы и материалы Центрального комитета профсоюза работников искусств (Ф. Р-5508) позволили выявить формы военно-шефской работы художественной интеллигенции накануне и в годы войны, а также проследить их эволюцию.
Материалы Комитета по делам искусств при СНК СССР (Ф. 962), хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, представляют особую ценность при рассмотрении военно-шефской, оборонно-массовой и пропагандистской деятельности художественной интеллигенции страны и региона на фронте и в тылу.
Художественная жизнь страны и областей Верхневолжского региона представлена также в сборниках, составленных по материалам архивов и периодической печати1. Некоторые направления деятельности художественной интеллигенции отражены в сборниках о культурном строительстве в областях Верхневолжья .
Предметом особо тщательного анализа стали фонды партийных, государственных и творческих организаций в государственных архивах областей Верхневолжского региона (Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской). В них содержится материал, представленный в годовых отчетах, статистических сведениях, инструкциях, справках и выписках, переписках и множестве других материалов 1939—1945 гг. Эти данные позволили выявить особенности профессиональной деятельности каждого отряда художественной интеллигенции региона накануне и в годы войны, а также проследить динамику развития форм и методов работы.
Говоря об источниках, использованных в нашей работе, обратим внимание на их некоторые особенности, выявленные в процессе исследования. Материал предвоенного периода отличается отрывочностью и неполнотой данных, чаще всего уделяется внимание производственным и хозяйственным вопросам. Значительно лучше в архивных материалах представлен период с 1941 по 1943 гг. На фоне незавершенной военной пятилетки в каждом отчёте с 1941 по 1942 проводятся параллели и сравнения.
1 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). Т. 7. М., 1985; РСФСР — фронту. 1941—1945. Док. и матер. Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР, ЦГАНХ СССР, Ин-т ист. СССР АН СССР. М., 1987; Культурное строительство в РСФСР: Док. и матер. Т. 2 — 3. М., 1989; Власть и художественная интеллигенция. Док. ЦК ВКП (6) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917—1953. М., 1999; Музы в шинелях: советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны: документы, тексты, воспоминания. М., 2006 и др.
2 Культурное строительство в Ивановской области. 1917—1987. Сб. док. Ярославль, 1987; Культурное строительство во Владимирской области. 1917—1977. Сб. док. Ярославль, 1982; Ярославский край в документах и материалах. 1917—1977. Сб. док. Ярославль, 1980; Иваново в документах, 1941—1945. Сборник документов. Иваново, 2005 и др. с довоенным периодом, характер сведений отличается четкостью и полнотой. О завершающем этапе войны документов значительно меньше, в отчетах присутствует неполнота и противоречивость данных. Наблюдается диспропорция в освещении тех или иных направлений деятельности художественной интеллигенции региона. В документах значительное внимание уделяется военно-шефской работе (например: ГАИО, Ф. 1084 -Ивановский областной комитет Всесоюзного профессионального Союза работников искусствГАЯО, Ф. 2258 — Отдел по делам искусств Исполнительного Комитета Ярославского Областного Совета депутатов трудящихся). Непосредственно профессиональной деятельности художественной интеллигенции внимание уделяется гораздо меньше.
В архивных материалах Владимира, Иванова, Костромы и Ярославля неравномерно отражена деятельность групп художественной интеллигенции. Наиболее полный и разносторонний материал представлен о деятельности театральных коллективов Верхневолжского региона (например: ГАВО, Ф. 3736 — Владимирский областной драматический театр им. А. В. ЛуначарскогоГАИО, Ф. 1190 — Ивановский областной драматический театр, ГАКО, Ф. 1485 — Костромской областной драматически театр им. А.Н. ОстровскогоГАЯО, Ф. 2340 — Ярославская областная филармония). Сведения о жизни и творчестве писателей, журналистов, музыкантов, художников весьма скупы.
3. Статистические источники. В фондах центральных и местных архивов содержится материал, представленный в годовых отчетах, статистических сведениях, инструкциях областных отделов искусств, творческих коллективов Верхней Волги в 1939—1945 гг. Стоит отметить, что, представленные в архивных материалах таблицы не отражают полную картину мероприятий, проводимых художественной интеллигенцией каждых областей, и их результативность, а данные творческих союзов не всегда сопоставимы между собой. Исследователем привлечены также опубликованные архивные статистические данные1, позволяющие выявить количественные характеристики мероприятий проводимых накануне и в годы войны.
4. Справочные издания. К данному виду источников относятся каталоги выставок и художественные альбомы, которые содержат сведения о наиболее известных творческих личностях Верхней Волги и их произведениях2.
5. Материалы периодической печати. Периодика явилась важным источником при изучении работы творческих коллективов, особо актуальных произведений литературы и искусства, культурно-шефских мероприятий, патриотических инициативах коллективов и отдельных художников. В диссертации использованы не только центральные издания — «Правда» (орган ЦК ВКП (б)), «Литература и искусство» (орган правления Союза советских писателей СССР, Комитета по делам искусств и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР), но и региональные газеты: «Призыв» (Владимир), «Рабочий край» (Иваново), «Северная правда» (Кострома), «Северный рабочий» (Ярославль), «Рыбинская правда» (Рыбинск), которые оказывали определенное влияние на общественное сознание. В них содержатся сведения о работе театральных коллективов, военно-шефских мероприятиях и их результатах. Заметим, что в некоторых местных публикациях встречаются неточности и расхождения с данными отчётов отдельных творческих коллективов. Но, несмотря на это, газетные и журнальные публикации не только воспроизводят фактический и.
1 Культурное строительство в СССР: Статистический сборник. М., 1956; РСФСР за 50 лет: стат. сб. М., 1967; Ивановская область за 50 лет. Стат. сб. Иваново, 1967; Костромская областная организация КПСС в цифрах. 1917—1979. Ярославль, 1981 и др.
2 Великая отечественная война: Живопись. Графика. Скульптура. М., 1994; Великая Отечественная война в произведениях советских художников [альбом]. М., 1985; Кострома. Историческая энциклопедия. Кострома, 2002; Художники Костромы. Альбом. Кострома, 1994; Художники Ярославской области — ветераны Отечественной войны 1941—1945 гг. Каталог основных произведений. Ярославль, 1979 и др. событийный ряд, но и позволяют почувствовать уникальную атмосферу той эпохи.
6. Специфическим источником, дополняющим и уточняющим полученный материал о деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги, являются воспоминания, мемуарные и художественные произведения деятелей литературы и искусства изучаемого периода, отразившие некоторые особенности самосознания художника того времени и многие черты эпохи1.
В целом использованный нами корпус источников содержит достаточную базу информации и позволяет провести комплексное исследование творческой и общественно-политической деятельности художественной интеллигенции Верхневолжья накануне и в годы войны.
Методологическая основа.
Основополагающими в процессе исследования стали принципы историзма и объективности, которые незаменимы при рассмотрении поставленных вопросов. Профессиональная деятельность художественной интеллигенции Верхневолжья рассматривается в определенных хронологических рамках, в совокупности с общественно-политическими, культурными процессами и историческими событиями. При написании работы использовались специально-исторические методы: историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический, системный, сравнительно-исторический, статистический.
Искусство в боевом строю: Воспоминания, дневники, письма. М., 1985; Когда пушки гремели. 1941—1945. Воспоминания, очерки, дневники, письма, репортажи, документы. М., 1978; Летописцы Победы: Воспоминания. Очерки. М., 1984; Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны: Статьи. Воспоминания. М., 1978; Музы вели в бой: деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. М., 1985; Нам дороги эти позабыть нельзя: статьи, воспоминания, дневники. М., 1985; Своим оружием: Воспоминания советских писателей, артистов, композиторов и художников об участии в Великой Отечественной войне. М., 1961; Кульчицкий М. Рубеж. М., 1973; Лебедев А. А. Балтийская слава: стихи. М., 1970; Майоров Н. МЫ: стихи. М., 1972; Филиппов Б. М. Музы на фронте: очерки, дневники, письма. М., 1975 и др.
Историко-генетический метод направлен на последовательное раскрытие свойств, функций и изменений исторической реальности, выявление причинно-следственных связей. События показываются в их конкретности и индивидуальности. Проблемно-хронологический метод способствовал выделению отдельных проблем в теме исследования, рассматриваемых в хронологической последовательности. Благодаря этому методу определилась структура диссертационного исследования и ключевые вопросы внутри разделов. Историко-типологический метод позволил оценить реакцию художественной интеллигенции на те или иные события, и выделить типы её поведения и взглядов. Применение системного метода позволило выявить основные тенденции, показывающие те направления, в которых художественная интеллигенция проявила себя наиболее ярко. Это способствовало анализу отдельных компонентов и глубокому изучению заявленной проблемы в целом. Сравнительно-исторический метод позволил изучить культурные, социальные и политические процессы, как на отдельных этапах, так и в контексте исторической обстановки. С помощью данного метода удалось выявить как общие, так и специфические черты, свойственные Верхневолжскому региону накануне и в годы войны. Применение статистического метода позволило выявить динамику количественных и качественных изменений, показать степень эффективности реализации проводимых мероприятий силами партийных и творческих организаций накануне и в годы войны.
Научная новизна.
1. В диссертации впервые предпринимается попытка комплексного исследования вопросов общественно-политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны.
2. На основе анализа широкого круга архивных источников показаны общие и специфические формы и методы работы деятелей искусства и литературы, прослежена их эволюция.
3. Прослежено влияние художественной интеллигенции на формирование патриотических настроений тружеников тыла и воинов фронта.
4. Выявлены количественные и качественные показатели мероприятий, проводимых накануне и в годы войны.
5. С позиций современных научных знаний рассмотрен опыт партийно-государственного руководства деятельностью художественной интеллигенции.
Научно-практическая значимость. В научно-познавательном аспекте собранный и проанализированный в работе материал по истории общественно-политической и профессиональной деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги может быть использован в научно-исследовательской работе, при подготовке учебно-методических пособий, в вузовских и школьных учебных курсах, в том числе по интеллигентоведению и краеведению, а также в музейном деле, при подготовке справочно-библиографической и другой литературы. Материалы работы могут быть полезны для организации самостоятельной исследовательской работы студентов и учащихся. Кроме того, ценный опыт творческой деятельности художественной интеллигенции Ивановской, Владимирской, Костромской и Ярославской областей в годы войны может быть полезен для современных творческих союзов и учреждений искусств региона.
Научная апробация исследования. Отдельные положения и выводы данной работы были представлены автором в докладах на ежегодных конференциях: Фестиваль студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2009—2011 гг.) — XX—XXII Международные научно-теоретические конференции, проводимые НИИ Интеллигентоведения при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Иваново, 2009—2011 гг.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на базе.
Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» (Иваново, 2010—2011 гг.). По теме исследования имеется 10 публикаций, в том числе в издании, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций 2,29 п.л., лично автору принадлежит 2,29 п.л.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Художественная интеллигенция внесла значительный вклад в общее дело борьбы с фашистской Германией. Война стала серьёзным испытанием на прочность не только рядовых советских граждан, но и интеллигенции, которая с первых дней войны и до её победного завершения была вместе со всем народом.
Претворяя в жизнь идеи Коммунистической партии, она своим творчеством оказывала большое воздействие на мысли и чувства людей, способствовала укреплению морального духа советского народа на фронте и в тылу, а также психологической перестройке населения. Представители художественной интеллигенции словом и делом боролись с врагом, усиливая в сознании соотечественников отторжение фашизма.
Рамки диссертационного исследования не позволяют охватить весь путь развития и функционирования художественной интеллигенции. Касательно нашей темы, представляется важным проследить деятельность художественной интеллигенции не только в военные, но и в предвоенные годы. Очевидно, что масштабные мероприятия, активная деятельность партийных, комсомольских, профсоюзных и общественных организаций с первых месяцев и на протяжении всей войны немыслимы без предварительной подготовки. Предвоенный период сыграл важную роль в жизни страны.
Важным событием 1939 года был XVIII съезд ВКП (б), его решения стали программой деятельности партии и народа в предвоенный период. В выполнении поставленных задач немаловажная роль отводилась и интеллигенции, которая в это время получает новый статус и начинает характеризоваться, как «новая», «народная», «социалистическая».
В этот период художественно-творческая деятельность интеллигенции формирует новый тип культурной личности и героико-патриотических стереотипов в общественном сознании.
Анализ документальных источников показал, что для советского общества предвоенных лет было характерно наличие квалифицированного и образованного слоя. Для людей была свойственна тяга к культуре, искусству, что проявлялось в увеличении посещений культурных заведений, организации самодеятельности и участии в смотрах.
Художественная интеллигенция Верхней Волги и ее деятельность более полно может быть изучена только в связи и в сравнении с общей ситуацией в стране и с деятельностью интеллигенции других регионов.
Достигнутый уровень культурного развития Верхневолжского региона стал основой для организации как творческой деятельности художественной интеллигенции, так и культурно-пропагандистской работы с населением.
В тематике произведений и художественных образах, создаваемых деятелями литературы и искусства, находила своё отражение насыщенная жизнь предвоенных лет. Писатели региона в основном были выходцами из журналистской среды, что позволяло им быть в курсе насущных проблем и запросов населения областей. На территории Верхней Волги накануне войны появляются произведения патриотического содержания, которое нашло выражение в темах труда, героического прошлого, истории и развития региона.
В это время происходили изменения и в театральном искусстве: коллективы становились стационарными, что способствовало укреплению местных театров и их творческому росту. Артисты привлекали в свой репертуар классику и новые пьесы. С успехом шли такие постановки, как «Слава» (В. Гусева), «Парень из нашего города» (К. Симонова), «Платон Кречет» (А. Корнейчука), «В степях Украины» (А. Арбузова) и др.
В результате исследования мы приходим к выводу, что некоторые формы и методы работы художественной интеллигенции страны и Верхневолжского региона, востребованные в военные годы, появляются уже накануне войны. В это время наблюдался процесс их становления и развития.
Так работа театральных коллективов региона не замыкалась только в стенах театра. Существовало несколько площадок на договорной основе, куда театры выезжали с гастролями, но это была сезонная работа. Эта форма работы благотворно влияла на развитие театра, так как происходил обмен опытом. Широко практиковались гастроли театральных коллективов на новостройки, в воинские части, на предприятия, в колхозы и совхозы. Артисты, писатели, художники помогали кружкам художественной самодеятельности на предприятиях, они выступали в качестве руководителей и консультантов. Это, несомненно, укрепляло связь между народом и интеллигенцией и способствовало приобщению населения к творчеству, делало его более доступным для тружеников. Архивные материалы свидетельствуют, что наиболее продуктивной шефская работа была среди театральных работников.
В предвоенные годы получает развитие также и военно-шефская работа над армией, авиацией и флотом, однако такая деятельность была характерна в основном для крупных коллективов страны и ведущих артистов, писателей и музыкантов, известных своим талантом всей стране. Организовывались выездные спектакли и концерты в воинские части, тематические вечера, творческие отчёты, доклады и лекции по вопросам искусства. Эти формы работы получили самое активное развитие в годы войны. В период боев за освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии и началом советско-финской войны артисты включились в художественное обслуживание армии, в это время формировались шефские бригады из ведущих артистов столицы. При этом отмечалась действенность и положительное влияние художественного творчества на эмоциональное и психологическое состояние советских воинов. Несомненно, этот опыт был воспринят и занимал ведущее место в годы войны.
В предвоенные годы получает развитие и такая форма работы, как помощь красноармейской и краснофлотской художественной самодеятельности. За предвоенные годы был накоплен определенный опыт работы в подготовке руководителей красноармейской и краснофлотской художественной самодеятельности. Стало традицией в дни годовщины РККА проводить «месячники искусств», а в дни ВМФ «декады искусства», которые не потеряли свою актуальность и в годы войны.
Внезапное нападение фашистской Германии на Советский Союз обусловило необходимость духовной и нравственной перестройки сознания народа. Важным программным документом перестройки всей жизни страны в соответствии с требованиями военного времени явилось директивное письмо ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР партийным и советским организациям от 29 июня 1941 г.
Ведущую роль в осуществлении этого процесса выполнила художественная интеллигенция. Каждое слово, каждая строчка, каждый художественный образ в сложившейся ситуации должен был нести в себе идеи патриотизма и единства. Деятели литературы и искусства не только силой своего творчества, но и личным примером служили делу победы. Они уходили добровольцами на фронт, вступали в народное ополчение.
В военные годы, помимо своей профессиональной деятельности, художественная интеллигенция осуществляла и сбор средств для фронта. Материальная помощь художественной интеллигенции Верхней Волги фронту в военный период приобрела общие для всех работников искусств страны формы: денежные отчисления с дополнительных, сверхплановых концертов, спектаклей, выступлений шли на боевую технику, вооружение РККАпередача личных сбережений, однои двухдневных заработков, драгоценностей в Фонд обороныподписка на военные государственные займы, денежно-вещевые лотереисбор теплых вещей, обмундирования, снаряжения, отправка посылок действующей армии. Художественная интеллигенция активно участвовала в сборе средств на бронепоезда, танковые колонны, эскадрильи самолетов. За годы войны Ярославским драматическим театром имени Ф. Г. Волкова было передано в фонд обороны 400 тысяч рублей1- театрами Ивановской области было проведено 84 спектакля2, средства от которых пошли в Фонд обороны.
Наряду с местной художественной интеллигенцией помощь фронту оказывали и эвакуированные в регион коллективы Латвии и Эстонии.
Великая Отечественная война, наряду со структурными изменениями, потребовала от художественной интеллигенции и обновления в тематике произведений. Так произведениям литературы и искусства, а также всей профессиональной деятельности художественной интеллигенции, в первый период войны был присущ агитационно-пропагандистский характер. В связи с чем в творчестве деятелей культуры преобладали так называемые «малые формы»: одно — и двухактные пьесы — у театральных работниковстихи, басни, «оборонные частушки», очерки, публицистические статьи, рассказы, корреспонденции — у писателей, поэтов, журналистов- «Окна ТАСС», агитплакаты, боевые листки и стенгазеты — у художниковмассовые песни, марши — у композиторов и музыкантов.
Художественной интеллигенции в годы войны приходилось реагировать на новые условия, и на должном уровне отвечать возросшим потребностям в культурном обслуживании. Для всех видов искусства военных лет наряду с чисто художественными, стилистическими особенностями была ещё одна общая характерная черта: творчество имело определённую действенную направленность. В своих произведениях мастера искусства всегда призывали к действию, к активным поступкам. Искусству.
1 Ярославль социалистический. Ярославль. 1960. С. 206.
2 ГАИО. Ф. 1084. Оп. 1. Д. 225. Л. 143. были свойственны оперативность, определённость, чёткость, ясность позиций. Во время войны, как никогда ранее, искусство прямо служило сплочению народа единой цели.
Успехи художественной интеллигенции во многом определялись постоянным руководством, помощью и организаторской политикой партийных и советских организаций Верхней Волги. Определяя тематику и содержание произведений писателей, художников и артистов, руководство региона приближало творчество художественной интеллигенции непосредственно к нуждам и потребностям советского народа, помогало перестроиться в связи с требованиями времени, выработать новый образ мыслей и действий.
В период коренного перелома и на завершающем этапе войны, в связи с новой военной обстановкой, изменились и задачи творческой деятельности художественной интеллигенции. Наблюдался отход от малых форм и пропагандистской направленности в произведениях деятелей литературы и искусства, характерных для первых военных лет. Появлялись современные произведения, отвечающие требованиям войны. Так, в 1943 г. местные театры ставили такие спектакли, как Л. Леонова «Нашествие» и К. Симонова «Жди меня». Этими спектаклями театры утверждали тему непобедимости советского народа, его духовного превосходства над врагом.
Художественная жизнь региона в этот период стала более насыщенной. Совершенствование профессионального мастерства писателей, поэтов, журналистов шло в период войны в основном путем проведения творческих вечеров, бесед, докладов. Художники, в первый период войны уделявшие основное время оформительской работе, с 1943 года разворачивают более активную деятельность: участвуют в местных и всесоюзных выставках, проводят совещания и конференции. В творческий процесс включалась и молодежь. Основными источниками пополнение рядов художников региона являлись Палехское художественное училище и Холуйская художественная профессиональная школа. Среди первых выпускников училища в 1944 году были такие знаменитые в будущем мастера как А. Котухин, Н. Вихров и Е. Пашков.
В 1943—1945 гг. оживает музыкальная жизнь региона. Особая атмосфера творчества в Ивановском Доме советских композиторов способствовала появлению на свет величайших музыкальных произведений в годы войны. Здесь жили и творили: Глиэр Рейнгольд Морицевич, Кабалевский Дмитрий Борисович, Мясковский Николай Яковлевич, Нариманидзе Николай Васильевич, Прокофьев Сергей Сергеевич, Хачатурян Арам Ильич, Чемберджи Николай Карпович, Шостакович Дмитрий Дмитриевич и другие.
Неотъемлемой частью патриотической деятельности художественной интеллигенции в годы войны стала военно-шефская работа. Рассматривая её как одну из составных частей идейно-политической работы в массах, Коммунистическая партия на протяжении всех лет войны постоянно направляла деятельность мастеров литературы и искусства. Формы военно-шефской работы были разнообразными: культурное обслуживание частей Действующей Красной Армии, воинских частей в тылу, помощь фронтовой художественной самодеятельности, шефство над госпиталями и т. д.
Военно-шефская работа художественной интеллигенции из года в год расширялась, повышался её идейный и художественный уровень. Концертная деятельность в составе фронтовых артистических бригад занимала ведущее место во всей военно-шефской работе 1943;1945 гг. С 1943 г. начался новый этап, который отличался более высоким художественным уровнем выступлений и концертов, увеличением количества премьер в программах, времени пребывания на фронте (до 6 месяцев), общего количества выездов. Для обслуживания бойцов действующей армии выезжали также смешанные бригады артистов.
Успех и действенность фронтовых бригад во многом зависели и от репертуара. В репертуаре артистических бригад стало больше произведений русской, советской классики, развлекательных жанров. Были включены спектакли патриотического содержания, такие как: «Парень из нашего города» и «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова. Они вызывали ненависть к врагу, звали на подвиги и героизм. Большой популярностью пользовались спектакли «Фельдмаршал Кутузов», «Солдатская вдова», «Давным-давно». По отчетам бригад видно, что в репертуар включались также песни, танцы, скетчи, водевили. Не менее популярны среди бойцов были и пьесы классического репертуара, такие как: «Не все коту масленица» И. Островского и многие другие. Концертные программы состояли из читки статей И. Оренбурга, Н. Тихонова, Е. Ярославского, лучших героико-патриотических и лирических песен и стихов советских композиторов и поэтов, а так же наиболее известных русских народных песен. Главное место в репертуаре концертных фронтовых бригад заняли русские народные песни, патриотические стихи.
Согласно данным по стране, 3685 артистических бригад, включавших более 42 тыс. участников, постоянно выступали перед воинами и тружениками тыла. За время войны состоялось свыше 500 тыс. выступлений на фронте3. Всего за годы войны артисты Ивановского театра музыкальной комедии, деятельность которых отличалась по сравнению с другими коллективами Верхней Волги, провели 1779 концертов для воинов, из них 516 — в прифронтовой полосе, в районе расположения Ивановской дивизии, на Калининском фронте4.
Театральные коллективы Верхневолжья принимали активное участие в декадах «Театр — фронту». С 1944 года по примеру Киевского Ордена Ленина театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко стали проводиться «Дни.
3 Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917;1975). М., 1977. С. 188.
4 Культурное строительство в РСФСР. Том 3. М., 1989. С. 282. культурного обслуживания и отдыха раненого бойца"5. Театральные коллективы Верхневолжья активно включились в эту инициативу. С каждым годом работа в госпиталях улучшалась количественно и качественно. Работники театра постоянно искали новые формы художественного обслуживания госпиталей. Хорошие результаты дали радиотрансляции монтажей спектаклей в подшефных госпиталях. Живо проходили громкие читки по палатам отрывков из произведений классиков и советских писателей. В целом, за годы Великой Отечественной войны работники искусств организовали в госпиталях 381 700 культурно-шефских мероприятий6. Артисты также организовывали концертные выступления на предприятиях, обслуживали тружеников села, проводили творческие отчёты.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили самоотверженную военно-шефскую работу деятелей искусств. Свыше 500 работников за систематическое художественное обслуживание фронта были награждены орденами и медалями7. Представители художественной интеллигенции Верхней Волги также получили заслуженные звания и награды.
Накануне и в годы войны художественная интеллигенция региона стала социальной опорой партийных организаций региона в деле воспитания патриотизма, в поддержании высокого морального духа и политического единства советского народа. Несомненно, деятели искусства и литературы Верхневолжья внесли весомый вклад в победу над врагом.
5 Максакова JI. В. В рядах воюющего народа. М., 1965. С. 56.
6 Меметов B.C. О военно-шефской работе художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории. Материалы XXI Международной научно-теоретической конференции. Иваново 2010. С. 84.
•у.
Меметов. B.C. Партийное руководство деятельностью художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Воронеж, 1985. С. 126.