Актуальность темы
исследования. В условиях возрастающей роли образования и культуры в современном обществе проблема их изучения становится все более актуальной задачей. Подтверждается это тем, что образование и культура являются одним из самых сложных явлений социальной жизни, обусловленным общественно-исторической практикой людей. Они одновременно выступают не только как форма общественного сознания и познавательной деятельности людей, но и как непосредственная производительная сила общества.
Мы исходим из того, что образование и культура того или иного народа — это, прежде всего, динамично и непрерывно развивающаяся система материальных и духовных ценностей, вбирающая в себя результаты народного творчества с глубокой древности до современности. «Национальная культура, — подчеркивает А. Г. Агаев, — есть вся историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, этических, эстетических и прочих ценностей, полученных им в процессе взаимодействия с другими народами и активно используемых в своем процессе (в том числе и этническом) во всех сферах общественной жизни"1.
Культура народа есть самобытное действие народного духа. Она обладает национальным своеобразием, или менталитетом, как основой социокультурных процессов, происходящих на протяжении всей истории развития и становления любого народа. Как подчеркивает И. В. Кондаков, менталитет культуры — это ее глубинные структуры, «исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому — при всей своей относительной исторической изменчивости — в своих основах константные, стабильные, а потому представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры"3.
1 Агаев А. Г. Социалистическая национальная культура. — М., 1974. — С. 34.
2 Гессен С. И. Основы педагогики.
Введение
в прикладную философию. — М., 1995. — С. 341−342.
3 Кондаков И. В.
Введение
в историю русской культуры. — М., 1997. — С. 41. 3.
В современном научном мире заметно усиливается интерес к вопросам образования и культурно-просветительной работы, ведутся оживленные дискуссии. Интерес этот не случаен. Ведь от образовательного и культурного уровня общества зависит будущее России и ее регионов. Аккумулируя в себе не только фундаментальные и эмпирические знания, но и духовно-нравственные ценности, они оказывают серьезное влияние на развитие всех общественных институтов. Современные реформы требуют постоянного совершенствования работы школ и учреждений культуры. Для этого необходимо не только ориентироваться в современных тенденциях развития образования и культуры, но и иметь глубокое представление об их истории.
Башкирская культура — явление многогранное. Она представляет собой совокупность фактов и явлений, характеризующих широкий спектр ее формообразований, процессов и тенденций, свидетельствующих о длительном и сложном развитии башкирского духа1. Менталитет башкирской культуры в значительной степени обусловлен особенностями мировоззрения и психического склада башкир, природными и историческими условиями из жизни. История любой эпохи и народа бывает достаточно полной, если изучаются его образование и культура, оказывающие огромное влияние на развитие общества. При исследовании вопросов образования и культуры необходим комплексный подход, т. е. учет этнонациональных, географических, демографических, традиционных и иных аспектов, оказывающих сильное влияние на ее развитие.
Актуальность изучения истории становления и развития образовательных и культурно-просветительных учреждений Зауралья Башкирской АССР обусловлена и тем, что они, в силу исторически сложившихся особенностей хозяйственного уклада и образа жизни, выступают как значительная среда развития этнического хранителя и носителя башкирской культуры, внесшего большой вклад в развитие профессиональной культуры башкирского народа. Поэтому анализ истории развития образования и культуры зауральских баш.
1 Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция. — Уфа, 2000. — С. 250. 4 кир в разные исторические периоды является необходимым условием комплексного изучения всего этнокультурного развития башкирского народа.
Следовательно, необходимо исследовать историю школ и культурно-просветительных учреждений не только республики в целом, но и ее отдельных регионов. В нашей работе сделана попытка рассмотреть наиболее важные аспекты культуры — состояние и деятельность школ и культурно-просветительных учреждений районов Зауралья Башкирской АССР, которые ко времени Октябрьской революции 1917 г. несколько отставали по социально-экономическому и культурному развитию от других регионов республики. Но, с другой стороны, этот регион, населенный в основном коренным населением края, к этому времени относительно меньше подвергся общей колонизации и больше других районов сохранил свою традиционную культуру. Советские образовательные и культурно-просветительные учреждения достаточно удачно использовали эти особенности в возрождении традиционной культуры башкирского народа. Все это объясняет выбор данной проблемы темой нашей кандидатской диссертации. В центре внимания нашего исследования находится весь комплекс жизни и деятельности школ и культурно-просветительных учреждений, материальная база, кадры, содержание и формы работы, динамика их развития в годы Советской власти.
Степень изученности проблемы. История развития школьного образования и культурно-просветительной работы в Башкирской АССР привлекала внимание ряда исследователей. Следует сказать, что данная проблема в течение длительного времени представляла не только научный, но и идеологический интерес в плане широкой пропаганды успехов Советской власти в политике просвещения и культуры в одной из национальных окраин. Целый ряд работ, о которых будет сказано ниже, посвящен проблемам партийного руководства народным образованием и культурно-просветительной работой.
В изучении истории культуры и образования, как республики, так и Зауралья Башкирской АССР в 1917;1985 гг. выделяется ряд этапов: первый — с 1917 до начала 1930;х гг.- второй — с середины 1930;х гг. до середины 1950 гг.- третий — с середины 1950;х гг. до 1980;х гг.- четвертый — с 1985 г. по настоящее время.
Изучение истории образования и культуры Зауралья Башкирской АССР началось в первые годы Советской власти, что было связано с той высокой социальной ролью культуры, которая отводилась ей советским государством. Наша тема поднималась в периодической печати и брошюрах работников культуры. В частности, в газете «Башкортостан» от 13 мая 1924 г. была опубликована интересная статья о передаче здания мечети под школу в деревне Кучуково Кубаляк-Телевской волости Тамьян-Катайского кантона. В ней описывается, как житель села Гайса Муртазин, взяв на себя ответственность за перестройку здания под школьное, нанял мастеров за 30 пудов пшеницы и 25 рублей деньгами. Школьное здание состояло из четырех комнат, одну комнату решили отдать комсомольцам под клуб1.
Состояние культурно-просветительной работы в Зауралье освещено в статье газеты «Яцы ауыл» (Новая деревня) от 19 сентября 1926 г. В ней не только дается перечень изб-читален, которых тогда было 19, 17 из них состояли на волостном бюджете, 2 — на счету кооперации, но рассматриваются содержание и направления культурно-просветительной работы вышеуказанного кантона. Далее в статье уделяется внимание передвижным библиотекам, организованным местными избами-читальнями и работе клубов .
Представляет значительный интерес брошюра народного комиссара просвещения БАССР А. Адигамова «Доклад о работе Башнаркомпроса за время с 15-го августа 1921 по 1-е декабря 1922 гг.». В ней отсутствует характерное для того времени восхваление достижений советской власти, а, напротив, содержится критический анализ состояния народного образования в первые годы Советской власти. Причины трудностей культурного строитель.
1 О передаче мечети под школу в деревне Кучуково Кубаляк-Телевской волости Тамьян-Катайского кантона. «Башкортостан» от 13 мая 1924 г. // Культурное строительство в Башкирской АССР. Документы и материалы 1917;1941.-Уфа, 1986.-С. 126.
2 О состоянии культурно-просветительной работы в Тамьян-Катайском кантоне. «Яцы ауыл» («Новая деревня») от 19 сентября 1926 г. // Культурное строительство в Башкирской АССР. Документы и материалы 1917;1941.-Уфа, 1986.-С. 163−164. ства автор видит не только в последствиях гражданской войны, разрухи и голода, но и в слабой работе управленческих структур образования, частой смене руководящих ответственных работников1.
X. Амиров в своих статьях «Начальное образование и вопросы всеобщего обучения в Башкирии», «Проблема всеобщего начального обучения в БАССР» также приводит интересный фактический материал из истории народного образования в республике. Начало его планового развития исследователь относит к 1923/24 и 1924/25 учебным годам. Именно с этого момента, по его мнению, постепенно стала налаживаться и материально-техническая база начального обучения .
Как видно, рассмотренные нами работы написаны непосредственными участниками событий культурного строительства, носили популярный характер и ставили своей целью подведение первых итогов культурного строительства в республике и башкирском Зауралье, содержали рекомендации для дальнейшей практической работы.
Во втором этапе развития историографии (середина 1930;середина 1950;х гг.), прежде всего серьезный анализ состояния школьного образования дан в работах руководителей образовательных учреждений. В работах наркомов просвещения республики Р. А. Абубакирова «Культурное строительство Башкирии к XV годовщине Октября», С. С. Зайнашева «Народное образование за 25 лет», М. Ш. Хасанова «Культурное строительство Башкирской АССР за XX лет» имеются общие сведения о состоянии и перспективах развития, проблемах и трудностях образования и культуры в республике, деятельности управленческих структур, а также есть подробный статистический материал, касающийся различных сторон общеобразовательной и культурной сферы. В то же время руководители просвещения не могли в полной мере критично оценить современные для них явления и события школьной.
1 Адигамов А. К. Доклад о работе Башнаркомпроса за время с 15-го августа 1921 по 1-е декабря 1922. — Уфа, 1922.
2 Амиров X. Начальное образование и вопросы всеобщего обучения в Башкирии // Хозяйство Башкирии. 1929. № 6−7. — С. 127−155- № 8−9. — С. 79−94. Он же. Проблема всеобщего начального обучения в Башкирии // Хозяйство Башкирии. 1927/1928. — УфаСтерлитамак, 1929. — С. 73−82. 7 жизни. Статьи, доклады, брошюры этих авторов в основном носили информационный характер. Правда, в них мало материалов о состоянии школ зауральских районов1.
Обобщающим исследованием рассматриваемой проблемы является монография А. К. Рашитова «Начальная школа в Башкирии за XX лет». Опираясь на документы правительства директивного характера, а также используя обширные статистические сведения, автор рассматривает развитие сети начального образования в республике в 1920;1930;е гг. как плановое, отвечающее потребностям социально-экономического развития республики, не затрагивая проблемы зауральских районов. В монографии анализируются различные учебные программы, приводятся данные по численности учащихся, учителей. Автор тесно увязал школьную политику с этапами «социалистического строительства"2.
В целом эти исследователям сложно было объективно оценить противоречивые процессы 1930;х гг., наложившие свой отпечаток на развитие школы. Фактически не говорится о реальных проблемах образования, авторы в опубликованных трудах больше говорили об успехах, как этого требовали установки Коммунистической партии.
На III этапе (середина 1950;середина 1980;х гг.) исследований по нашей теме стало гораздо больше. В конце 1950;х гг. вопросы государственной политики в сфере школьного образования республики наиболее плодотворно изучали А. Ш. Савельева и Р. У. Кузыев. В частности, А. Ш. Савельевой в статье «К истории осуществления всеобуча в Башкирии» исследованы особенности реализации политики всеобщего начального обучения в Башкирии. Автор определила роль и место Октябрьской революции в создании условий для возрождения культуры башкирского народа. В 1951 г. она защитила.
1 Абубакиров Р. А. Культурное строительство Башкирии к XV годовщине Октября // Социалистическое хозяйство Башкирии, 1932. № 7−9. — С. 158−163- Зайнашев С. С. Народное образование за 25 лет // Народное здравоохранение. — Уфа, 1944. — С. 7−9- Хасанов М. Ш. Культурное строительство Башкирской АССР за XX лет БАССР (1919;1939)-Уфа, 1939.-С. 145−160.
2 Рашитов А. К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. — Уфа, 1941. — С. 34.
3 Савельева А. Ш. К истории осуществления всеобуча в Башкирии // Национальные школы РСФСР за 40 лет. -М., 1958.-С. 48−56. кандидатскую диссертацию «Культурное развитие Башкирии за годы первых сталинских пятилеток: (1928;1949 гг.)», которая была первой попыткой обобщения культурного строительства в республике, в т. ч. школ1.
В обобщающем труде «Советская Башкирия. Исторические очерки», можно найти сведения о деятельности культурно-просветительных учреждений. В разделе «Культурная революция в Башкирии» рассматривается история создания театров в районах республики, в том числе в Зауралье Башкирской АССР. Авторами этих очерков подробно рассматривается отношение руководителей партийных, советских органов по улучшению культурного обслуживания населения отдаленных зауральских районов, в частности, об открытии в Баймакском районе на базе передвижного филиала Башкирского государственного театра. В разделе «Борьба за развитие экономики и культуры республики за 1946;1955 гг.» с положительной стороны упоминаются учреждения культуры зауральских районов. Каждый районный центр зауральских районов располагал хорошо оборудованным районным Домом культуры, и в каждом сельском Совете имелись изба-читальня или клуб. Большое внимание здесь также уделено работе с населением, вовлечению их в различные кружки художественной самодеятельности, организации лекционной пропаганды2.
Существенный вклад в разработку истории культурного строительства внес Р. У. Кузыев. Автор использовал документы партийных и государственных архивов, на их основе показал восстановление сети культурно-просветительных учреждений в первые послевоенные годы. В статье «Из истории культурного строительства в Башкирии в первый период Советской власти (октябрь 1917 г. — июль 1918 г.)» он исследовал мероприятия властей по обустройству школьной жизни республики в 1917;1918 гг., затрагивая.
1 Савельева А. Ш. Культурное развитие Башкирии за годы первых сталинских пятилеток (1928;1949 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук. -М., 1951.
2 Советская Башкирия. Исторические очерки. — Уфа, 1957. — С. 254−281,355.
3 Кузыев Р. У. Культурное строительство в Башкирской АССР в 1946;1955 гг. — Уфа, 1957; Его же. Культурное строительство в Башкирской АССР в годы четвертой пятилетки (1946;1950 гг.). — Уфа, 1958. лишь положительные стороны в деятельности советских органов власти региона1.
Исследователи 1960;1970;х гг. более детально рассматривали вопросы государственной политики в сфере образования республики.
С.Р. Алибаев в своей монографии «Школы Башкирской АССР. Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития» при рассмотрении вопросов всеобуча пользуется довольно обширными статистическими данными, уделяя серьезное внимание школам зауральских районов (Абзелиловский, Бур-зянский, Баймакский, Хайбуллинский и др.). В частности, он пишет, что до 1927 г. на всю территорию нынешнего Баймакского и Хайбуллинского районов имелась одна Темясовская башкирская школа II ступени. Автор считает, что интернаты и общежития играли важную роль в развитии общеобразовательной системы. В данной работе он отмечает отсутствие общежитий при школах крестьянской молодежи и национальных школах II ступени, таких как Тептяро-Учалинская (Тамьян-Катайского кантона). В монографии показано увеличение контингента учащихся школ повышенного типа, особенно за счет башкир, вовлечение которых в старшие классы отставало в течение всего первого десятилетия развития башкирской школы. Приводятся примеры того, что в 16 районах преимущественно или исключительно с башкирским населением (Абзелиловский, Баймакский, Хайбуллинский) увеличилось число учащихся в 3 раза2.
В работах Ф. Х. Мустафиной «Расцвет народного образования в Башкирской АССР», «Народное образование в Башкирской АССР», «Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917;1978 гг.)», «Школа, семья, общественность» имеются интересный материал о деятельности Башнаркомпроса по управлению школами, содержится анализ работы партийных и советских органов по введению всеобуча, а также уделяется.
1 Кузыев Р. У. Из истории культурного строительства в Башкирии в первый период советской власти (октябрь 1917 г. — июль 1918 г.)// Октябрьская революция и рождение советской Башкирии. — Уфа, 1959. — С. 117−131.
2 Алибаев С. Р. Школы Башкирской АССР (прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). — Уфа, 1966. -С. 34,41,57−58. особое внимание развитию образования в Баймакском и Хайбуллинском районах. В работе «Расцвет народного образования в Башкирской АССР» дается анализ школ сельской молодежи. В частности, отмечается, что в 1966 г. произошли заметные улучшения в Ахуновской школе Учалинского района. В 1961/62 учебном году решением Совета Министров Башкирской АССР были открыты первые в республике заочные отделения в девяти районах, среди них 3 района Зауралья: Абзелиловский, Баймакский, Хайбуллинский. В монографии «Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917;1978 гг.)» приводятся данные о деятельности школ Зауралья Башкирской АССР. В частности, в школах Абзелиловского, Баймакского, Учалинского районов в 1971 г. были проведены педагогические эксперименты научными сотрудниками филиала, в ходе которых были изучены состояние преподавания и качества знаний, умений и навыков учащихся по русскому, родному языкам и литературе в башкирской школе. Результаты исследования и обобщения передового опыта учителей нашли свое отражение в учебных программах, учебниках, учебно-методических пособиях, книгах и статьях. Интересны сведения о том, что Баймакская школа-интернат накопила богатый опыт учебно-воспитательной работы, являлась образцовой, на ее базе часто проводились семинары и курсы работников просвещения1.
Положительной стороной книг С. Р. Алибаева и Ф. Х. Мустафиной является освещение истории народного образования республики в широких хронологических рамках, — с конца XIX в. до 1960;х гг. Работы этих авторов представляют, таким образом, широкий ретроспективный взгляд на историю как дореволюционного, так и советского просвещения. Важной проблемой, затрагиваемой исследователями народного образования, является организация учебно-воспитательного процесса, в частности, — работа опытно-показательных общеобразовательных учреждений в 1920;е гг., составление учебников для национальных школ, переход башкирских школ на родной.
1 Мустафина Ф. Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. — Уфа, 1968. Ее же. Народное образование в Башкирской АССР. — Уфа, 1960. Ее же. Школа, семья, общественность // Народное образование. 1964. № 10. — С. 8−10. Ее же. Развитие всеобщего среднего образования в Башкирской АССР (1917;1978 гг.). язык преподавания и т. п. Монографии С. Р. Алибаева и Ф. Х. Мустафиной, в свое время работавших министрами просвещения республики, похожи по структуре и содержанию. Они стремятся показать прежде всего успехи — количественные изменения в образовании, умалчивая при этом о серьезных упущениях и трудностях в области просвещения. Работы несколько перегружены статистическими данными. Однако следует отметить, что в освещении и оценке тех или иных явлений указанные авторы по-своему пытались проследить основные тенденции развития общеобразовательной системы в различные эпохи, выявить определенную последовательность в действиях партийно-государственных органов по руководству просвещением.
Значительным событием в историографии стало издание второго тома «Очерков по истории Башкирской АССР». В них есть некоторый материал об организации учебно-воспитательных учреждений нового типа — школ-интернатов и определена роль школы-интерната в с. Темясово Баймакского района. Большое внимание в данном параграфе уделено обеспечению питанием и повышению роли школьного коллектива в воспитании учащихся. В этом же параграфе описывается активное участие учителей в патриотическом воспитании населения исследуемого нами Таналыкского совхоза Хайбуллин-ского района. В третьем параграфе пятой главы «Башкирская АССР в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства. Победа социализма (1933;1937 гг.)» рассматривается вопрос об организации колхозно-совхозного театра в Баймакском районе, а в пятом параграфе восьмой главы «Башкирская АССР в период послевоенного восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (1945;1950 гг.)» и в пятом параграфе девятой главы «Башкирия на завершающем этапе строительства социализма» освещаются некоторые аспекты осуществления программы социально-культурного развития исследуемых районов Зауралья, в частности, Учалин-ского района1.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 2 (Советский период). — Уфа, 1966. — С. 355, 535.
Большой интерес представляет книга Н. В. Бикбулатова «Башкирский аул», где специально рассматривается социально-бытовой уклад и облик современной башкирской деревни, при том на материалах в основном зауральских районов, в первую очередь Баймакского. Автор исследует быт колхозников Баймакского района, специфические особенности организации их труда и отдыха, формы проведения культурного досуга, художественное творчество и самодеятельное искусство.
Выбранный в качестве опорной базы Баймакский район — отдаленная в прошлом окраина отсталого в целом края — своими культурными достижениями отражает судьбу зауральских башкир в 1960;1970 гг.
В главе «Культурная жизнь деревни» автор рассматривает строительство культурно-просветительных учреждений в селе 1 Иткулово Баймакского района, клубов в колхозах «Красный Октябрь», «Сакмар» им. В. И. Ленина, в селе Акмурун, на центральной усадьбе Зилаирского совхоза, о строительстве типового Дома культуры на центральной усадьбе Байрамгуловского совхоза Учалинского района.
В этой работе большое внимание также уделяется работе массовых библиотек. На примере деятельности клуба Зилаирского совхоза Баймакского района показана роль клубов в культурном досуге сельского населения1.
В разделе «Народное творчество. Игры. Спорт» автор раскрывает работу ансамблей кураистов в Суванякском, Зилаирском, Сибайском совхозах Баймакского района, в Байрамгуловском совхозе Учалинского района, оркестра народных инструментов Хайбуллинского района, танцевальных ансамблей народного танца при Темясовском клубе Баймакского района, домов культуры Хайбуллинского района, Байрамгуловского совхоза Учалинского района.
Автор констатирует, что в 1960;х гг. по уровню культурного развития, по обеспеченности учреждениями культуры и просвещения, по степени дос.
1 Бикбулатов Н. В. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни. — Уфа, 1969. — С. 192.
13 тупности культурных благ население зауральской деревни постепенно приближается к городу1.
Некоторое внимание уделено в «Очерках истории Башкирской организации КПСС», где бегло авторы отмечают умелое руководство школами и культурно-просветительными учреждениями райкомов Зауралья. Кроме того, в этой работе приводятся отдельные примеры, когда в период НЭПа культурные учреждения участвовали в восстановлении народного хозяйства в социалистическом переустройстве деревни, патриотическом воспитании населения Баймака, в освоении целины в Хайбуллинском районе. В первом параграфе «Переход к новой экономической политике, укрепление партийных организаций главы шестой «Башкирская партийная организация в борьбе за восстановление народного хозяйства (1921;1925 гг.)» приводятся отдельные примеры, показывающие роль учреждений культуры в восстановлении народного хозяйства в Тамьян-Катайском кантоне. Представляют интерес материалы о воспитательной работе. Например, в Тамьян-Катайском кантоне в 1922 г. было открыто 6 политшкол, в которых обучалось 240 человек, в помощь марксистко-ленинской учебе было создано 16 библиотек .
Интересным исследованием 1970;х гг. по истории школы республики является диссертация Х. Х. Лукмановой, раскрывающая проблемы начального всеобуча в республике3.
В эти годы заметно усиливается внимание теме партийного руководства школами и культурно-просветительными учреждениями. Авторы стремились показать роль партийных органов в ликвидации неграмотности и осуществлении всеобуча4.
1 Бикбулатов H.B. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни. — Уфа, 1969. — С. 9−10, 164 165, 185−186.
2 Очерки по истории Башкирской организации КПСС. — Уфа, 1973. — С. 285,379,467, 578.
3Лукманова X.X. Осуществление всеобщего начального обучения в Башкирии (1917;1936) — Дисс. .канд. пед. наук. — Казань, 1975.
4Гибадуллина Л. Г. Борьба башкирской партийной организации за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения // Развитие народного образования в Татарии и Башкирии. — Казань, 1976. — С. 54−76- Фати-хов K.3. Деятельность партийной организации Башкирии по ликвидации неграмотности и развитию общеобразовательной школы в республике (1917;1958 гг.) // Вопросы истории Башкирии. Советский период. Вып. 2. — Уфа, 1972. — С. 179−194- Янборисов M.X. Деятельность Башкирской партийной организации по руководству народным образованием (1926;1937)-Автореферат дисс. канд. ист. наук.-М, 1980.
В целом, опираясь на относительно богатую источниковую базу, сумели выявить состояние советской системы образования и культурно-просветительной работы республики и ее регионов.
На IV этапе (с 1985 г. — по настоящее время) продолжается изучение нашей темы.
Роль органов государственной власти в культурном строительстве исследована в монографии Х.В. Султанова1. Работы Г. Ш. Илишева остаются актуальными до настоящего времени. В них исследователь подробно исследует вопросы становления и развития культурно-просветительной работы на селе в первые послевоенные годы2.
В монографиии P.P. Хисамутдиновой освещены некоторые моменты культурного развития уральского села, в том числе и в Башкирии3.
В кандидатской диссертации С. Б. Сайфуллина «Партийное руководство развитием педагогического образования и подготовкой учительских кадров (1920;1937 гг.)» затронута школьная работа в Зауралье Башкирской АССР. Отмечено, что в Учалинском райкоме ВКП (б) в рассматриваемый период, наряду с некоторыми улучшениями постановки школьной работы, имелись недостатки. Это — низкий уровень общеобразовательных, особенно политических знаний самих учителей, слабая методическая подготовка. Из 252 учителей, прошедших аттестацию, освобождено от педагогической работы 41 человек. В решении бюро райкома ВКП (б) отмечалась необходимость усиления идейно-политической работы среди учителей. Автор сделал выводы о том, что в 1923 г. не выполнялись директивы ЦК о материальном снабжении учителей Хайбуллинского и Зианчуринского районов4.
1 Султанов Х. В. Деятельность партийных организаций Башкирии по повышению роли местных Советов. -Уфа, 1986.
2 Илишев Г. Ш. Деятельность Башкирской партийной организации по развитию сельского хозяйства (19 461 970 гг.). — Саратов, 1982; Его же. Башкирская деревня в первые послевоенные годы (1946;1950 гг.). — Уфа, 1988.
3 Хисамутдинова P.P. Аграрная политика Советского государства на Урале после окончания Великой Отечественной войны (июнь 1945 — март 1953 гг.). — Оренбург, 2003.
4 Сайфуллин С. Б. Партийное руководство развитием педагогического образования и подготовкой учительских кадров (1920;1937 гг.). На материалах Башкирской АССР. — Дисс. .канд. ист. наук. — Уфа, 1989.
Достаточно много внимания народному образованию уделено в глубоком комплексном исследовании М. Х. Янборисова. Он обращает внимание на развитие национальных школ и педтехникумов в 1917;1941 гг.1.
История становления и развития национальных учебных заведений в Башкирской АССР 1917;1941 гг. рассмотрена в работах JI.UI. Сулеймановой. В ее кандидатской диссертации «Национальные учебные заведения Башкортостана в 1917;1941 гг.» впервые на основе широкой источниковой базы освещается история школ и педтехникумов нерусских народов республики. Проанализированы учебные заведения как республики в целом, так и зауральских районов. Приводятся статистические данные по кантонам в 1920 и 1922 гг. Рассмотрено положение Тамьян-Катайского кантона. Автор отмечает, что до 1927 г. на всей территории Баймакского и Хайбуллинского районов имелась только одна Темясовская школа П-ой ступени с обучением на башкирском языке. Л. Ш. Сулейманова отмечает, что в основном советские школы в Тамьян-Катайском и Месягутовском кантонах работали в приспособленных зданиях бывших мектебов и медресе. Строили школьные здания медленно. Например, возведение школы в селе Белялово Абзелиловского района, начатое еще в 1933 г., не было закончено и в 1939 г.
В работе, наряду с материально-технической базой, затрагиваются малоизвестные аспекты школьной жизни, состояние опорных, договорных и религиозных школ и др. Л. Ш. Сулейманова выделяет три главных момента в политике в области образования в 1920;1930;е гг. — последовательные меры по организации обучения наций на родном языке, на выравнивание уровня образования всех народов и усиленную подготовку учительских кадров через сеть педтехникумов2.
В ряде современных исторических и педагогических исследований, выходящих в республике, содержится серьезная критика большевистской.
1 Янборисов М. Х. Партийно-государственная политика в области культуры. 1917;1941 (на материалах государственных и общественно-политических организаций Республики Башкортостан). — Дисс. .докт. ист. наук. — М., 1993.
2Сулейманова Л. Ш. Национальные учебные заведения Башкортостана в 1917;1941 гг. — Дисс. .канд. ист. наук.-Уфа, 1995.-С. 182. культурной политики, игнорировавшей духовно-нравственные ценности предшествующих поколений: наблюдается стремление ученых выявить и показать пагубность воздействия упрощенных идеологических догм на социально-культурную сферу, включая и образование. Б. Х. Юлдашбаев в своем учебном пособии «Новейшая история Башкортостана» пишет о деградации духовных ценностей как следствии политики «культурной революции». Научно-образовательная сфера общественной жизни в те годы, по утверждению ученого, «была накрепко опутана казенно-идеологическими сетями», в результате чего развивалась однобоко1.
В книге Зарипова А. Б. «Отчий край ты мой, Яик-юрт» изучается история становления школ, культурно-просветительных учреждений под руководством энергичного председателя исполкома Тамьян-Катайского кантона л.
Исмагила Султанова в 1920;е гг.. В работе М. В. Мурзабулатова «Культура башкир» освещаются отдельные компоненты традиционной материальной культуры башкирского народа в рамках заявленной темы. В книге Каримова К. К. «Культура Башкортостана (1917;2000 гг.)» содержится интересный материал о подготовке специалистов среднего звена в Сибайском и Учалинском горно-геологических техникумах в послевоенные годы4.
Существенный вклад в изучение данной проблемы вносит в своем исследовании Р. З. Алмаев «Школьное образование в Республике Башкортостан в 1930;е гг.». Опираясь на материалы Первого Всебашкирского съезда, где были подведены первые итоги по всеобучу и определены перспективы его развития, автор приводит такие сведения о том, что 10 марта 1931 г. согласно информации съезда, охват детей школьного возраста по республике составлял в среднем 80%, причем ряд районов, например, Учалинский, Абзелилов-ский всеобуч ввели полностью5. В данной работе автор затрагивает проблемы политехнического обучения школ I ступени. Научно-методический центр
1 Юлдашбаев Б. Х. Новейшая история Башкортостана. — Уфа, 1995. — С. 153.
2 Зарипов А. Б. Отчий край ты мой, Яик-юрт. — Уфа, 1998. — С. 105,149,175.
3 Мурзабулатов М. В. Культура башкир. — Уфа, 2000. — С. 28.
4 Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917;2000): Учебное пособие. — Уфа, 2006. — С. 46.
5 ЦГИА РБ. Ф. 798. On. 1. Д. 2497. Л. 3.
Башнаркомпроса летом в 1931 г., обследовав школы I ступени Баймакского и Хайбуллинского районов, подготовил доклад «Политехвоспитание». В докладе отмечались однотипные проблемы, характерные для школ республики. Лишь незначительная часть школ I ступени была прикреплена к предприятиям и колхозам. Отсутствовали мастерские, рабочие уголки и пришкольные участки1.
Шаймухаметов P.P. в своей диссертации «Деятельность сельских культурно-просветительных учреждений Башкортостана в 1917;1941 гг.» отмечает, что к середине 1920;х гг. в сельских учреждениях культуры систематический характер принимают такие формы массовой работы, как лекции, беседы, чтения газет. Содержание последних отражали вопросы внутренней и внешней политики Советской власти в целях мирного развития страны. Для того чтобы привлечь к лекциям, беседам и читкам газет население, во многих случаях их стремились сочетать с проведением развлекательных мероприятий. Так, например, в Тамьян-Катайском кантоне различные беседы проводились непосредственно перед играми и танцами. В диссертации ставится проблема нехватки кадров культурных учреждений. Так, например, говорится, что в Тамьян-Катайском кантоне отсутствовали библиотеки2.
К числу обобщающих исследований данной проблемы по Республике Башкортостан относится коллективная монография «История Башкортостана с древнейших времен до наших дней». В разделе «К духовному возрождению: культура Башкортостана в 1917;2000 гг.» значительное внимание уделено состоянию школ и культурно-просветительных учреждений в республике, в т. ч. зауральских районах. В нем определены основные задачи школ и культурно-просветительных организаций республики, приведены итоговые материалы по наиболее крупным этапам развития страны и республики — в.
1 Алмаев Р. З. Школьное образование в Республике Башкортостан в 1930;е годы. Дисс.. на соискание ученой степени канд. ист. наук. — Уфа, 1999. — С. 70,288.
2 Шаймухаметов P.P. Деятельность сельских культурно-просветительных учреждений Башкортостана в 1917;1941 гг. Дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. — Уфа, 1999. — С. 180. первые годы Советской власти, годы Великой Отечественной войны и 19 501 980;х гг. XX в.1.
История развития школ и культурно-просветительных учреждений республики и отдельные сведения по Зауралью можно обнаружить в энциклопедиях, учебниках и учебных пособиях по истории Башкортостана .
О расширении работы по истории образования и культуры БАССР свидетельствуют опубликованные в последние годы историографические обзоры авторов Барминой З. В., Халфина С. А., Зиязетдинова P.M., в которых не только анализируются публикации, но и сделана попытка наметить перспективы для дальнейшего научного поиска по теме3.
Таким образом, можно сказать, что в исторической науке и литературе конца 1980;х гг. по настоящее время уделено значительное внимание разработке проблем школ и культурно-просветительных учреждений Республики Башкортостан. При их написании использованы разнообразные архивные и статистические материалы.
Как видно, анализ исторической литературы показывает, что по нашей проблеме в республиканском масштабе проделана значительная работа. Однако в них рассматриваются лишь отдельные стороны деятельности школ и культурно-просветительных учреждений зауральских районов, мало приводятся итоговые данные.
Источниковую базу диссертации составили архивные и опубликованные источники. Ценные материалы хранятся прежде всего в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Нами здесь изучены документы 21 фонда: Ф. Р-1. — Президиум Верховного Совета БАССР Уфимского губернского революционного комитета, Ф. Р-95.
1 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней в 2 т. под редакцией И. Г. Акманова, Т. 2.: История Башкортостана XX век. — Уфа, 2006. — С. 462−557.
2 Башкортостан: Краткая энциклопедия. -Уфа, 1996; История Башкортостана (1917;1990;е годы). -Уфа, 1997.
3 Бармина 3.B. Историография культурного строительства в Башкирской АССР (1970;80-е гг.)// Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917;1985 гг.): Межвузовский научн. сб. — Уфа, 1989. — С. 93−102- Халфин С. А. Историография культуры Советской Башкирии (1960;1990 гг.). — Уфа, 1990; Зиязетди-нов P.M. Историография культурно-просветительной работы в Башкортостане (1917;1994 гг.)// История культуры Башкортостана (комплект научных и учебных материалов): Выпуск 8. Историография культуры. -Уфа, 1996.-С. 60−78.
Уфимская продовольственная управа, Ф. Р-394. — Президиум Верховного Совета БАССР, Ф. 472. — Башкирское республиканское бюро статистики, Ф. 629. — Башкирское представительство при ВЦИК, Ф. Р-753. — Исполнительные комитеты кантонных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (кантисполкомов), Ф. 798. — Министерство просвещения БАССР, Ф. 801. — Отдел народного образования Уфимского губернского исполкома (Уфгубоно), Ф. 804. — Государственная плановая комиссия при Совете Министров БАССР, Ф. 933. — Совет Министров Башкирской АССР, Ф. 1185. -Уфимская школа 2 ступени № 9, Ф. 1671. — Областной политико-воспитательный кабинет Наркомата просвещения БАССР, Ф. Р-1833. — Отраслевой обком профсоюзов рабочих текстильной и легкой промышленности, Ф. Р-1862. — Управление по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров БАССР, Ф. Р-1910. — Министерство культуры БАССР, Ф. Р-4536. — Отдел культпросветучреждений исполнительного комитета Учалинского районного Совета депутатов трудящихся БАССР, Ф. Р-4537. — Отдел культуры исполкома Учалинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР, Ф. Р-4261. — Отдел культуры исполкома Хай-буллинского райсовета БАССР, Ф. Р-2225. — Отдел народного образования исполкома Хайбуллинского районного Совета депутатов трудящихся, Ф. Р,-2676. — Отдел народного образования исполкома Баймакского районного Совета депутатов трудящихся, Ф. Р-2677. — Отдел культуры исполкома Баймакского районного Совета депутатов трудящихся.
Наибольшее количество материалов извлечено нами из фонда Тамьян-Катайского кантисполкома (Ф.Р-753). Были изучены протоколы заседаний президиума, пленумов, съездов советов (с I по V), постановления кантисполкома, доклады о деятельности кантревкома и его отделов за 1919;1922 гг. Просмотрены материалы по народному образованию и здравоохранению. Следует отметить, что работа с материалами этого фонда сильно затруднена в связи с тем, что основная масса документов — рукописные, многие записи стерты, часть документов — на башкирском языке с арабским шрифтом. Нами также использованы материалы о деятельности контревкомов за 1919 г., выписки из пленарных заседаний Тамьян-Катайского ревкома и исполкома за 1919;1920 гг.1. В данном фонде также просмотрены материалы о массовой У гибели башкир в голодные 1921;1922 гг. .
В фонде (Р-394) нами изучены архивные материалы, раскрывающие социально-экономическое положение зауральских башкир3. Подробно изучены отчеты Наркомпроса БАСР за 1920 г. к II Всебашкирскому съезду Сове4.
ТОВ .
В фонде Башкирского комиссариата просвещения (Р-798) Башнарком-проса автором просмотрены материалы по Бурзян-Тангауровскому кантон-ному отделу народного образования за 1919;1920 гг., сведения о библиотеках Тамьян-Катайского кантона за 1920 г., о детских домах по Бурзян-Тангауровскому кантону и доклады о деятельности Усерганского кантона5. Нами изучены протоколы I Всебашкирского съезда Советов, материалы о деятельности Бурзян-Тангауровского и Усерганского кантревкомов6.
Большой интерес представляет фонд (472) Башкирского республиканского бюро статистики. В нем хранятся ежегодные статистические отчеты по сельским клубам, избам-читальням, библиотекам, Домам и Дворцам культуры, в которых приводятся не только данные о количестве культпросветучре-ждений, но и об улучшении их материально-технической базы. Они дали нам возможность проследить динамику сети культурно-просветительных учреждений в рассматриваемый период и изменения в составе культпросветработников.
Много материалов обнаружено автором в Центральном Государственном архиве общественных объединений РБ (ЦГАОО РБ). Ценные сведения извлечены из фонда 1 Уфимского губкома РКП (б), П-122 Обкома РКП (б) Малой Башкирии. Значительный объем информации, использованной в.
1 ЦГИА РБ. Ф. Р-753. On. I. Д. 4,5.
2 Там же. On. 1. Д.№ 30а.
3 ЦГИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 5. Д. 6. Л. 95−98.
4 Там же. Оп.4. Д. И. Лл. 29,30.
5 ЦГИА РБ. Ф. Р-798. On. I. Д. 11,146, 340, 508.
6Там же. Д. II, 15,24,30, 83,110. диссертации, содержится в фонде 122 ЦГАОО РБ. Здесь сохранились материалы руководящих органов ЦК КПСС и Башкирского обкома КПСС, районных комитетов партии нами исследуемых районов. Работа в школах и культурно-просветительных учреждениях проводилась под руководством и контролем партии. Культпросветучреждения выполняли, прежде всего, агитационно-пропагандистскую функцию, поэтому интересующие нас сведения были обнаружены среди документов отдела пропаганды и агитации. Изученные материалы содержат планы и отчеты, справки о состоянии школ, высших учебных заведений, культурно-просветительной работы в районах, учебных заведениях и учреждениях, на предприятиях и совхозахгодовые статистические отчеты, сведения о численности и распределении специалистовотчеты о строительстве и состоянии школ, клубов, изб-читален, Домов и Дворцов культурыотчеты и справки о выполнении постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, директивы и указания Управления пропаганды и агитации ЦК КПСС, постановления Башкирского обкома КПСС. Документы, извлеченные из фондов ЦГАОО РБ, позволили проследить как осуществлялись руководство и контроль партии за деятельностью школ, сельских культурно-просветительных учреждений.
Представляет интерес сведения, содержащиеся в этом фонде. Нами были изучены постановление Хайбуллинского райкома ВКП (б) «О практическом осуществлении постановления Башобкома ВКП (б) о развертывании культурно-просветительной работы в деревне», о материальном положении школ Баймакского района, о развертывании строительства школ в Баймак-ском районе, об организации изб-читален книгообслуживании населения1.
Мы ознакомились также с материалами Учалинского райкома ВКП (б) по реализации решения Башкирского обкома ВКП (б) от 15 февраля 1936 г. о культполитическо-просветительной работе в деревне, о состоянии агитмассовой работы в Учалинском районе, о преподавании на родном языке в шко.
1 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 16. Д. 214. Л. 31- Оп. 17. Д. 466. Л. 118- Оп. 16. Д. 159. Л. 10, Д. 159. Л. 8- Оп. 17. Д. 445. Л. 115. лах, решением бюро ОК ВКП (б) от 13 февраля 1936 г. по культурно-просветительной работе в Абзелиловском районе, об обслуживании районов Зауралья семилетними школами1.
В диссертации широко использованы также опубликованные источники. Для понимания роли партии и государственных органов в жизни школ и культурно-просветительных учреждений важны материалы «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898−1986», в которых говорится о задачах развития школ и культурно-просветительных учреждений2.
Следует выделить фундаментальный сборник документов «Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. 1917;1973 гг.». Для нашей темы этот сборник представляет большую ценность, так как в нем помещены наибол лее важные государственные постановления по данным проблемам .
По Башкортостану наибольший интерес для диссертанта представил сборник «Резолюции областных конференций Башкирской партийной организации и пленумов обкома КПСС. 1917;1940 гг.», который позволяет выявить, как претворялись в республике общегосударственные решения по нашей теме. Эти документы в общих чертах отражают процесс становления и развития системы образования и культуры в республике в целом, районах Зауралья — в частности4.
В сборнике «Культурное строительство в Башкирской АССР: Документы и материалы (1917;1941 гг.)» затрагиваются основные направления культурной жизни Зауралья Башкирской АССР. Сведения о положении школ и культурных учреждений Тамьян-Катайского кантона содержатся в протоколе № 1 от 27 декабря 1919 г. Всебашкирского съезда работников народного просвещения.
ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 9. Д. 46. Л. 47- Оп. 16. Д. 212. Л. 22- Оп. 20. Д. 314. Л. 6- Оп. 13. Д. 278. Л. 1-Оп. 16. Д. 150. Л. 59.
2 КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986). — M., 1984. — Т. 5. — С. 184−188, 353−362- - М., 1985. — Т. 6. — С. 151−153,254−258,263−268, 332−334, 364−368- - M., 1985. — Т. 7. — С. 54.
3 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917;1973. — M., 1974. -С. 110−175,42065.
4 Резолюции областных конференций Башкирской партийной организации и пленумов обкома КПСС (19 171 940 гг.). — Уфа, 1959. — С. 433−435,45 8−460, 547−548,605−606, 616−618, 639−640.
В изучении вопросов школ и культурно-просветительных учреждений на помощь приходят многочисленные статистические сборники, опубликованные с 1927 г. и по настоящее время по Башкирской АССР1. Важное значение имеет сборник «Башкиры и Башкортостан. Этностатистика», в котором приводятся сравнительные данные за 1920 и 1926 гг.2. Следует заранее оговориться, что использование этих документов и материалов, статистических выкладок требует от исследователя большой осторожности, вдумчивого подхода. К тому же, не всегда можно проследить динамику. Но в целом это позволяет рассмотреть основные направления государственной политики по вопросам образования и культуры.
В диссертации широко использованы материалы периодической печати. Отдельные важные документы о школьном образовании и культурно-просветительных учреждениях нами извлечены из газет «Известия», «Красная Башкирия», «Советская Башкирия», «Башкортостан», «Яны ауыл» («Новая деревня»), «Октябрьское знамя» Баймакского района, «Ударник», «Ленинское знамя», «Зауралец», «Серп и молот», «Яик» Учалинского района, «Искра» Аб-зелиловского района, «К новой жизни» Хайбуллинского района, которые издавались в 1917;1985 гг.
Конкретный материал о культурных событиях 1960;1990 гг. представлено в многотомной хронике «История культуры Башкортостана», подготовленной С. А. Халфиным. В ней в хронологической последовательности дается систематическое изложение событий и фактов культурной жизни Учалинского, л.
Абзелиловского, Баймакского, Хайбуллинского районов за 1971;1990 гг. .
Таким образом, по истории школ и культурно-просветительных учреждений зауральских районов Башкирской АССР имеется немало архивных и опубликованных источников. Но они неравномерно освещают изучаемые вопросы.
1 Башкирская областная организация КПСС в цифрах. 1917;1987. Ст. сб-Уфа, 1987. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Стат. сборник. — Уфа, 1959; Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Стат. сборник. — Уфа, 1964.
2 Б. Х. Юлдашбаев. Башкиры и Башкортостан. Этностатистика. — М., 1995.
3 История культуры Башкортостана (комплект научных и учебных материалов). Выпуск 3. Культурная жизнь в Башкортостане. Хроника в 3-х частях. 1960;1990 гт. Часть II. 1971;1980 гг. — Уфа, 1993. — С. 4, 35, 36,79, 80, 84, 88,93,95, 97,100,106,120,126,127,131,155,161, 162,172,178,189, 198,203,208.
Больше материалов о состоянии и деятельности школ, меньше — о культурно-просветительных учреждениях, особенно за первые годы Советской власти. Другой особенностью источников является недостаточность итоговых материалов. Трудно проследить также динамику развития образовательных и культурно-просветительных учреждений изучаемых районов. Нельзя не отметить, что изучаемые вопросы обеспеспечены архивными и другими источниками неравномерно по годам. Кроме того, по ряду вопросов, особенно об учебно-воспитательной работе школ, сохранилось очень мало документов. Преобладают различные статистические данные даже в отчетах РОНО и других образовательных учреждениях. Тем не менее, совокупность сохранившихся материалов дают возможность раскрыть состояние и деятельность школ и культурно-просветительных учреждений Зауралья Башкирской АССР в годы Советской власти.
Территориальные рамки исследования включают районы, входящие в Зауралье Башкирской АССР — Абзелиловский, Баймакский, Учалинский и Хайбуллинский.
Объектом диссертационного исследования стало изучение развития школ и культурно-просветительных учреждений Зауралья Башкирской АССР. Предметом исследования является конкретная деятельность школ и культурно-просветительных учреждений этого региона в 1917;1985 гг.
Методологическую основу исследования составляет общий диалек-тико-материалистический подход при изучении исторических процессов, основывающийся на принципах научной объективности, историзма, системного анализа и проблемно-хронологического подхода к изучаемым явлениям.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1985 гг. Отправная точка связана с октябрьским переворотом, конечная — с началом перестройки политической и социально-экономической системы в нашей стране.
Цель и задачи исследования
.
Целью исследования является комплексное изучение становления и развития школьного образования и культурно-просветительных учреждений Зауралья Башкирской АССР в 1917;1985 гг., попытка воссоздания их деятельности в годы Советской власти, выявление места и роли этого процесса в общем этнокультурном развитии всего башкирского народа.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
— изучить состояние и основные этапы развития советских школ и культурно-просветительных учреждений Зауралья в исследуемый период;
— показать роль школ и культурно-просветительных учреждений Зауралья в развитии башкирской культуры в целом;
— проследить роль и место партийных и государственных органов в жизни школ и культурно-просветительных учреждений в регионе.
Заключение
.
За годы Советской власти школы и культурно-просветительные учреждения Зауралья Башкирской АССР прошли большой путь своего развития.
В их истории можно выделить 3 больших этапа.
I этап. 1917;1941 гг. явились временем становления системы народного образования и культурно-воспитательных учреждений. В первые годы после Октябрьской революции, школ в Зауралье Башкирской АССР было мало, их состояние было тяжелым. Материальная база школ после гражданской войны оставалась очень слабой. Почти все здания требовали ремонта, не хватало мебели, учебных пособий, не было учебников, дров, освещения. Нами исследованных Тамьян-Катайском, Бурзян-Тангауровском, Усерганском кантонах даже к концу 1919 г. еще не были организованы отделы народного образования. Увеличилась детская заболеваемость и смертность, массовой становилась беспризорность. В Зауралье Башкирской АССР на государственном обеспечении сохранялось лишь максимум по две школы на волость. Остальные школы в селах могли функционировать только при условии содержания их населением.
Трудное политическое и экономическое положение обусловили длительный характер организационного становления советской системы просвещения в регионе.
Начало восстановления системы просвещения Зауралья Башкирской АССР совпало с началом восстановительных работ в промышленности и сельском хозяйстве, которое относится в Башкирии к 1922;1923 гг.
Постепенно улучшается материальное положение учителей, принимаются меры для повышения их квалификации на различных курсах, для вовлечения их в общественную работу. В 1925/26 учебном году в республике имелась письменность, подготовлено определенное число учительских кадров, учебников, улучшилось преподавание в школе, делопроизводство на башкирском языке.
Но следует отметить то, что сеть школ повышенного типа была довольно малочисленной и располагались по республике неравномерно и нерационально в территориально-национальном отношении. Это обстоятельство побудило правительство БАССР принять меры «по максимальному вовлечению детей коренной национальности в школы П-ой ступени путем предоставления им материальных льгот». Стали открываться особые национальные учебные заведения с интернатами, содержащиеся на государственном бюджете. В 1925/26 г. насчитывалось в республике десять, причем 8 из них в районах республики. Например, до 1927 г. на всю территорию нынешнего Баймакского и Хайбуллинского районов имелась всего одна Темясовская башкирская школа II ступени с общежитием на 20 мест. Отсутствовало общежитие при такой крупной школе крестьянской молодежи и национальных школах II ступени Тептяро-Учалинская Тамьяно-Катайского кантона.
Со становлением советской системы образования в республике начинается борьба за осуществление всеобщего обязательного начального обучения. Постепенный рост школьной сети в республике с середины 1920;х гг., укрепление материально-финансовой базы образования и возрастающий охват детей обучением позволяют сделать вывод об относительно усиленной реализации политики всеобуча в рассматриваемом регионе.
В исследуемых нами районах в 1933 г. возросло количество учащихся школ I ступени, по сравнению с 1930 г. рост составлял более чем в 3 раза. К концу первой пятилетки в регионе дети школьного возраста были охвачены начальными школами. С 1932/33 учебного года в районах Зауралья Башкирской АССР начинается массовый переход ко всеобщему семилетнему обучению. В целях выполнения этой задачи расширяется сеть семилеток и десятилеток, школ колхозной молодежи.
Культурно-просветительные учреждения возникли в Зауралье, главным образом, после Октябрьской революции. Культурно-просветительная и массово-политическая работа в первые годы советской власти велись в избах-читальнях, затем в библиотеках и клубах. Первые клубы появились в Бурзян.
Тангауровском кантоне, Баймакском медьзаводе и Тубинском руднике, в совхозах «Суванякский», «Зилаирский» и крупных селах — Темясово, I Иткулово и II Иткулово и в Тамьян-Катайском кантонах.
Подводя итоги по I этапу можно сказать, что в рассматриваемый период в Зауралье Башкирской АССР отмечается значительный рост образования, ликвидирована неграмотность взрослого населения, осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей, были созданы реальные предпосылки для перехода к всеобщему семилетнему, восьмилетнему обучению детей и дальнейшему расширению среднего образования.
В 1941 г. в школах Зауралья Башкирской АССР функционировало 322 школы с охватом более 20 тысяч учащихся, 216 культурно-просветительных учреждений.
Создавались театры, строились новые школы, открывались библиотеки и избы-читальни, расширялась сеть школ повышенного типа, сделан серьезный шаг в деле ликвидации неграмотности среди рабочих и колхозников. Учреждены районные газеты, районы обслуживаются театром.
II этап в развитии школ и культурно-просветительных учреждений Зауралья Башкирской АССР охватывает 1941;1964 гг. Годы Великой Отечественной войны были годами серьезных испытаний. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия были перестроены для работы на нужды фронта. Несмотря на это школы и культурно-просветительные учреждения продолжали работать. В области народного образования главным звеном осталось осуществление всеобщего семилетнего образования. Несколько изменилось содержание и форма учебно-воспитательного процесса в школах. Важное место в системе образования зауральских районов занимали вечерние школы. Учащиеся получали в них образование, сочетая учебу с трудом на производстве. Школы и учреждения культуры стали центрами идеологической и массово-политической работы в Зауралье. Учителя и работники культурно-просветительных учреждений были активными пропагандистами, агитаторами, организаторами культурно-массовых, политических мероприятий. Руководствуясь постановлением пленума Башкирского обкома КПСС об идейно-политическом воспитании кадров и массово-политической работе среди трудящихся (июнь 1943 г.), райкомы районов Зауралья Башкирской АССР приняли меры по восстановлению закрывшихся культпросветучреждений, восстановлению школ, укомплектованию их работниками.
В результате принятых мер школы и культурно-просветительные учреждения почти полностью были восстановлены. Средние школы Зауралья Башкирской АССР, их в послевоенные годы было 15, были укомплектованы учителями с высшим и с образованием в объеме учительского института. В зауральских районах в те годы работало 4−5 средних, 20−25 семилетних школ. В послевоенные годы в Зауралье Башкирской АССР каждый районный центр располагал хорошо оборудованным районным Домом культуры, и в каждом сельском Совете имелись изба-читальня или клуб.
Значительное расширение подготовки учителей в вузах республики помогло укрепить квалифицированными кадрами семилетние и средние школы Зауралья.
В 1941;1964 гг. укрепилась материальная база школ. В порядке общественной инициативы в Зауралье, как и во всей республике, за счет средств колхозов и совхозов и других шефствующих организаций строились школы.
В данный период главные усилия партийных и советских органов и всей общественности были направлены на преобразование семилетних школ в восьмилетние, создание соответствующих условий. В 1962 г. было осуществлено всеобщее восьмилетнее обучение. Увеличилось количество школ учеников в Зауралье.
В рассматриваемый период в Зауралье Башкирской АССР функционировала разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений. Число массовых библиотек, клубов по сравнению с 1945 г. удвоилось, киноустановок — утроилось, укрепилась материально-техническая база клубов.
1964;1985 гг. стали временем дальнейших заметных успехов в жизни школ и культурно-просветительных учреждений. В это время осуществляется восьмилетнее всеобщее обучение детей и создаются условия для перехода к обязательному среднему образованию. Решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» и республиканские мероприятия различного характера обеспечивали реализацию этих задач по БАССР и Зауралью.
За 10 лет (1956/57 — 1966/67 гг.) количество средних школ Зауралья увеличилось почти в два раза. Укрепилась материально-техническая база школ, были построены типовые школы, интернаты, мастерские, квартиры для учителей. За высокие показатели в социалистическом соревновании за лучшую подготовку школ к новому учебному году Башкирия 5 раз была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, а Баймакский и Учалинские районы — переходящими Красными знаменами.
Таким образом, 1970;е гг. были временем перехода ко всеобщему среднему образованию, укрепления учебно-материальной базы школ, пополнения их высококвалифицированными педагогическими кадрами. Укрепление связей школ с производством заложили прочный фундамент для повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
В это время укрепляется материально-техническая база учреждений культуры и народного образования Зауралья Башкирской АССР. Во всех районах Зауралья в 1970 г. почти в каждом центре колхоза и совхоза были построены добротные дома культуры и клубы.
Улучшилось культурное обслуживание населения региона и облик населенных пунктов зауральских районов.
Сегодня районы Зауралья Башкортостана располагают достаточно развитым производственно-экономическим потенциалом и социально-культурной инфраструктурой. Поистине революционный прорыв осуществлен в отраслях связи. Передачи Башкирского спутникового телевидения теперь стали доступными для всех жителей Зауралья. Успешно осваивается и развивается оптико-волоконная связь, электронная почта, системы сотовой телефонной связи. Население района все шире пользуется Интернетом. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью культурной жизни зауральцев.
Рост экономики, повышение жизненного уровня населения, создание современной инфраструктуры, воссоздание системы образования и воспитания, придание статуса государственного башкирскому языку и другие перемены способствовали созданию благоприятных возможностей для возрождения и развития национальной культуры в районах Зауралья и в целом в Республике Башкортостан.
Ныне в районах Зауралья Башкортостана 368 школ. Почти в каждом населенном пункте есть общеобразовательные школы. Функционируют 232 клубных учреждения, центральные районные библиотечные системы с 131 филиалами.
Славные традиции танцевальной школы Файзи Гаскарова продолжают народные ансамбли танцев «Койон», «Лейсан», детский народный ансамбль танца «Иремель» Учалинского района, ансамбль народного танца «Ирандык», «Йондоз», детский ансамбль «Ляйсан» Баймакского района, ансамбль народного танца «Целина», детский ансамбль танца «Звездочка» Хайбуллин-ского района, а ансамбль народного танца «Яшлек», коллектив народного танца «Шатлык», 15 народных коллективов Дома культуры Абзелиловского района, народный ансамбль кураистов Баймакского района. Театральную жизнь активно представляют народные театры зауральских районов, хорошо зарекомендовавшие себя не только в республике, но и в регионах Российской Федерации. Учалинская филармония успела зарекомендовать себя на республиканской сцене, с успехом гастролирует в регионах России и за рубежом.
Зауралье, отличающееся своей самобытностью, этничностью и наибольшим развитием традиционных форм народной культуры, служит постоянным источником духовного родника, становления и развития профессиональной башкирской культуры. Подтверждением этому является и то, что в.
Зауралье начинали свой творческий путь многие известные деятели культуры и искусства Республики Башкортостан и в этом есть большая роль школ и культурно-просветительных учреждений. Каждый девятый из десяти деятелей башкирской литературы, культуры и искусства Республики Башкортостан родился в Зауралье и там приобщился к башкирской национальной культуре.
Роль районов Зауралья Башкортостана в создании профессиональной культуры выражается и в том, что материалы для своего творчества башкирская творческая интеллигенция черпает в сельской жизни. Сельская глубинка, отличающаяся своей самобытностью, этничностью и наибольшим развитием традиционных форм народной культуры, служит постоянным источником внутреннего обогащения и дальнейшего развития общенациональной, в том числе и профессиональной культуры.
Наметилась заметная тенденция «профессионализации» национальной культуры, особенно это заметно в творчестве районных коллективов художественной самодеятельности. Они обеспечивают своеобразный синтез традиционной и профессиональной культуры. Именно таким образом можно оценить творчество и деятельность Абзелиловского, Баймакского, Учалинского и Хайбуллинского коллективов художественной самодеятельности.
Особенности культурного развития зауральских районов удачно были использованы советскими образовательными и культурно-просветительными учреждениями в возрождении культуры башкирского народа. Не случайно большинство деятелей культуры, которые олицетворяли народную культуру Башкортостана, в XX в. являлись выходцами из зауральских районов. Исходя из вышеизложенного, следует отметить огромное влияние районов Зауралья Башкортостана на башкирскую культуру, выраженную главным образом в творчестве талантливых людей этого региона, создающих основные направления профессиональной башкирской культуры.