Особенности налоговых проверок по проектно-изыскательским работам в строительстве
Основным документом, регламентирующим выполнение изыскательских работ, является СНиП 11−02−96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Он устанавливает общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий для обоснования предпроектной документации, проектирования и строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения… Читать ещё >
Особенности налоговых проверок по проектно-изыскательским работам в строительстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Глава 1. Сущность и состав проектно-изыскательских работ в строительстве Глава 2. Нормативно-правовое регулирование проектно-изыскательских работ в строительстве Глава 3. Методы проверки, применяемые в ходе налоговых проверок проектно-изыскательских работ в строительстве Заключение Список использованной литературы
Строительство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей финансово-хозяйственной деятельности. Результатом строительства являются объекты недвижимости. Строительство, как и любая другая деятельность, осуществляется в несколько этапов. Одним из важнейших этапов строительства является осуществление проектно-изыскательских работ. В процессе осуществления проектно-изыскательских работ создаются проект будущего объекта недвижимости, составляется смета расходов и формируется первоначальная стоимость этого объекта. Если проект будет разработан некачественно, то и результат строительства не будет пользоваться должным спросом, а также возникнет угроза обрушения или иного нанесения урона объекту недвижимости. В случае же недобросовестного составления сметы, на строительство здания может просто не хватить ресурсов, что приведет к нежелательным результатам.
Для выявления налоговых правонарушений в сфере проектно-изыскательских работ необходимо:
знать, какие именно работы входят в группу проектно-изыскательских, каково их содержание, когда и как они осуществляются;
какими нормативно-правовыми документами регламентируются проектно-изыскательские работы в строительстве;
какие документы формируются к началу, в процессе и по окончании проектно-изыскательских работ;
какие первичные бухгалтерские и иные документы подлежат обязательной проверке в процессе осуществления налогового контроля над проектно-изыскательскими работами.
Поставленные вопросы подробнейшим образом раскрываются в соответствующих частях данной работы.
Глава 1. Сущность и состав проектно-изыскательских работ в строительстве
Проектно-изыскательские работы представляют собой комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства объектов, зданий, сооружений. Изыскательские работы представляют собой комплекс технических и экономических исследований района строительства. В зависимости от договорных отношений, выполняются заказчиком проектирования и строительства или генеральным проектировщиком. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Как и другие виды подряда, данный договор по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Вместе с тем он выделяется в отдельный вид договора подряда благодаря двум характерным особенностям:
особый характер работ, выполняемых подрядчиком;
специфические черты результата работ, подлежащего передаче заказчику.
Выполнение проектно-изыскательских работ — необходимый этап, предшествующий всякому строительству. Инженерные изыскания производятся для подготовки проектно-технической документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка и реализация проектно-технической документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускаются.
Инженерные изыскания выполняются в целях получения:
материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство или реконструкция объектов, и о факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
материалов, необходимых для основания компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проектов организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектно-технической документации, ее согласовании или утверждении.
Выделяют пять основных видов инженерных изысканий:
инженерно-геодезические;
инженерно-геологические;
инженерно-гидрометеорологические;
инженерно-экологические;
изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод.
К инженерным изысканиям также относятся около десятка видов работ вспомогательного характера геотехнический контроль;
обследование грунтов оснований фундаментов существующих зданий и сооружений;
оценка опасности и риска от природных и техногенных процессов;
обоснование мероприятий по инженерной защите территорий;
авторский контроль использования изыскательской продукции и другие подобные им виды работ.
Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, а также их состав, объем, и метод выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий. Эта программа разработана на основе задания заказчика и с учетом требований технических регламентов. Программа инженерных изысканий может изменяться в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство или реконструкция объектов, степени изученности указанных условий. В зависимости от размеров и сложности проектируемых объектов, сложности инженерно-геологических условий изыскания выполняются одной или несколькими изыскательскими организациями. В последнем случае одна из организаций выполняет функцию генерального исполнителя, а остальные работают на правах субподряда (т.е. на основе договоров с генеральным исполнителем). В подавляющем большинстве случаев весь объем работ для конкретного строительства производится одной организацией. Этап выполнения инженерных изысканий завершается передачей заказчику результатов указанных работ в виде заключений, описаний, технических обмеров, справочных материалов и иных подобных документов.
Выполнение проектных работ заключается в подготовке проектно-технической документации, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства или реконструкции его объектов. В ходе этого этапа организации строительства составляются проекты строительства и сметы к ним, а завершается указанный этап экспертизой проектно-технической документации с последующей передачей ее заказчику. Под проектно-технической документацией обычно понимается комплекс документации, включающий в себя технико-экономическое обоснование (ТЭО), чертежи, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для осуществления намеченного строительства или реконструкции здания, сооружения или иного объекта.
Предмет договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ составляют выполнение соответствующих работ и передача их результата заказчику. Последний носит промежуточный характер применительно к отношениям по организации строительства. Конечный же результат достигается при реализации договора строительного подряда, по которому осуществляется строительство на основе соответствующей проектно-технической документации. Поэтому, окончательная оценка проектно-технической документации и данных, полученных в результате изыскательских работ, может проявиться при завершении строительства и последующей эксплуатации объекта, выстроенного в соответствии с проектно-технической документацией и с учетом проведенных изысканий. Ответственность подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ за недостатки в выполнении этих работ и в их материальном результате распространяется на случаи, когда указанные недостатки обнаруживают себя в ходе строительства и последующей эксплуатации объекта, созданного на основе соответствующих данных изыскательских работ и проектно-технической документации.
Другая особенность результата договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, во многом предопределяющая специфику его правового регулирования, состоит в том, что он может представлять собой объект авторского права либо содержать признаки защищаемой законом служебной или коммерческой тайны. К числу объектов авторского права относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. За лицом, чьим творческим трудом создан проект, признается авторское право на указанный проект, на документацию на строительство, а равно на сам архитектурный объект.
Этим объясняется законоположение, обязывающее подрядчика гарантировать заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком проектно-технической документации.
В случае, когда проектно-техническая документация отвечает требованиям служебной или коммерческой тайны права субъектов договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ защищаются следующими ограничениями:
запрет подрядчику передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика;
запретом заказчику передавать документацию третьим лицам и разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика.
Исполнение обязательств сторон по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ обычно начинается с того, что заказчик выполняет свою обязанность по передаче подрядчику задания на проектирование, а также иных исходных данных, необходимых для составления соответствующей технической документации.
Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае указанное задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. С момента получения задания заказчика или утверждения заказчиком задания, подготовленного подрядчиком, последний должен приступить к исполнению обязательства, вытекающего из договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. При выполнении проектных и изыскательских работ какие-либо отступления от полученного задания возможны для подрядчика исключительно с согласия заказчика. Результатом проектных работ, подлежащим передаче заказчику, является подготовленная подрядчиком проектно-техническая документация на объект капитального строительства. Подготовленная подрядчиком проектно-техническая документация должна быть во всех случаях согласована с заказчиком, а если это предусмотрено законодательством — также с компетентными органами и организациями, в обязанности которых входит проведение соответствующей экспертизы. Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Предметом государственной экспертизы проектно-технической документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
По результатам государственной экспертизы, уполномоченным государственным органом принимается заключение о соответствии или несоответствии проектно-технической документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. Отрицательное заключение государственной экспертизы проектно-технической документации может быть исправлено заказчиком и отправлено на повторную экспертизу или оспорено заказчиком в судебном порядке.
Исполнение обязанностей подрядчиком по данному договору по общему правилу завершаются передачей заказчику готовой проектно-технической документации и результатов изыскательских работ. Однако и после этого у подрядчика сохраняется обязанность не передавать проектно-техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование проектно-изыскательских работ в строительстве
Основу законодательной базы, регулирующей проектно-изыскательские работы в строительстве, составляют кодексы и федеральные законы:
Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ — Часть 2;
Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ — Часть 4;
Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» ;
Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» ;
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2013);
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
В кодексах и федеральных законах прописаны основные определения, формы проектно-изыскательских работ, а также установлены участники, вступающие в правовые отношения, прописаны их права и обязанности.
Также, законодательную базу составляет ряд постановлений Правительства РФ, уточняющих вышеперечисленные нормативно-правовые акты:
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 5 марта 2007 № 145;
Постановление Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16 февраля 2008 № 87;
Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» от 15 февраля 2011 г. № 73.
Также одной из составляющих нормативно-правовой базы проектно-изыскательских работ являются ведомственные приказы, такие как:
Приказ Роскомзема «О форме договора на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель и соблюдении договорных обязательств» от 16.04.96 № 28;
Приказ РосСтроя «О перечне документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ» от 20 апреля 2007 № 110;
Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 30 апреля 2008 г. № 143 «О внесении изменений и дополнений в Приказ РосСтроя от 20 апреля 2007 № 110 «О перечне документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ» .
Система нормативных документов охватывает:
нормы проектирования;
организацию, управление, методологию и экономику проектирования и инженерных изысканий;
организацию, производство и приемку работ;
сметные нормы и коэффициенты пересчёта; нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений, требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при производстве строительных конструкций, изделий и материалов.
Основными задачами нормирования в строительстве являются:
проведение единой технической политики в капитальном строительстве;
ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрение современных достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта;
обеспечение надежности и долговечности объектов;
обеспечение качества строительства, снижение его стоимости; установление требований, обеспечивающих здоровье и безопасные условия труда, рациональное использование земель и охрану окружающей среды.
Нормативные документы подразделяются на следующие виды:
строительные нормы и правила (СНиП);
нормы технологического проектирования;
нормативные документы органов государственного надзора.
Совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства именуется строительными нормами и правилами. Обычно используется общепринятая аббревиатура «СНиП». СНиПы устанавливают: требования к организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных изысканий и строительства; нормы проектирования; правила организации производства и приемки работ; методы определения стоимости строительства и сметные нормы; нормы затрат материальных и трудовых ресурсов. В дополнение к СНиПам разрабатываются пособия, в которых детализируются отдельные положения нормативных документов, приводятся примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные, вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства. Пособия разрабатываются и утверждаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися разработчиками нормативных документов. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания выпускаются одно или несколько пособий. Пособия не являются нормативными документами. Организации, утвердившие пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных.
Основным документом, регламентирующим выполнение проектных работ, является СНиП 11−01−95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». СНиП определяет состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений различных отраслей промышленности и видов строительства.
При разработке проектов необходимо руководствоваться:
законами РФ;
решениями правительства;
нормативными актами и документами по проектированию и строительству;
государственными стандартами по проектированию и строительству;
нормами технологического и строительного проектирования;
каталогами оборудования и приборов;
строительным каталогом типовых сборных железобетонных, металлических, пластмассовых, деревянных и асбестоцементных конструкций и изделий для всех видов строительства.
При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в генеральных планах городов и поселков, проектах планировки промышленных зон городов, схемах комплексного использования и охраны вод.
Основным документом, регламентирующим выполнение изыскательских работ, является СНиП 11−02−96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Он устанавливает общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий для обоснования предпроектной документации, проектирования и строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений для всех видов строительства и инженерной защиты территорий, а также к инженерным изысканиям, выполняемым в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов. Положения СНиП 11−02−96 обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений, независимо от их форм собственности и принадлежности, а также для иных юридических и физических лиц (включая зарубежные), осуществляющих деятельность в области инженерных изысканий для строительства на территории Российской Федерации.
Глава 3. Методы, применяемые в ходе налоговых проверок проектно-изыскательских работ в строительстве
строительство смета учетный документация Строительству, как отрасли материального производства присущи определенные технико-экономические особенности. Они связаны:
с характером продукции строительства (неподвижна, непосредственно связана с землей, большие размеры, масса, высокая материалоемкость и стоимость, носит индивидуальный характер, длительные сроки изготовления и службы). Отсюда — расчеты в отрасли производятся с применением промежуточных платежей, т. е. за отдельные объекты или их части и конструктивные элементы, а не за стройку в целом;
с процессом строительного производства (большое количество участников инвестиционного процесса, чей капитал переплетается в отдельно взятом строительстве, образуя многообразие кооперированных связей и сложную комбинацию интересов). В строительстве ни одна строительно-монтажная организация (СМО) не в состоянии осуществить собственными силами весь комплекс работ по созданию готовой строительной продукции. Поэтому для выполнения отдельных их видов привлекаются различные специализированные организации;
многообразие и индивидуальный характер продукции строительства предопределяет специфику организации ее проектирования и определения стоимости.
Поэтому в строительстве широко применяется индивидуальное проектирование. Без предварительно разработанной проектно-сметной документации строить запрещено. Проектную документацию на строительство разрабатывают специализированные проектно-изыскательские (ПИО) и архитектурные организации, которые являются самостоятельными юридическими лицами и, следовательно, налогоплательщиками.
Разработка проекта осуществляется на основании договора подряда с ПИО. Процесс проектирования объектов строительства регламентирован нормативными документами, указанными во второй главе настоящей работы. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, сооружений и их частей осуществляется на основе проектной документации, которая в свою очередь разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со СНиП, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с законодательством.
Одно из самых распространенных ныне нарушений связано с тем, что значительное количество строек ведется без проектов. Проект на строительство — это комплекс графических, текстовых, экономических и других документов и расчетов, определяющих техническую возможность и экономическую целесообразность строительства объекта в данном районе и в установленные сроки. Разработка проекта охватывает широкий круг вопросов:
проведение изысканий;
расчеты конструкций;
выбор и компоновка оборудования;
выполнение чертежа генплана, зданий в целом и их отдельных частей;
составление пояснительных записок, смет, расчетов экономических показателей и пр.
Кроме выполнения изыскательских и проектных работ на них, в необходимых случаях, возлагается авторский и технический надзор за строительством.
Индивидуальный характер продукции строительства обусловил и особую систему определения ее стоимости. Неповторимость каждого отдельно взятого объекта строительства усложняет его экономическую оценку, проводимую на основе аналогов. Практически невозможно, чтобы дважды совпали условия строительства, цена на материалы, рабочую силу и др. факторы. Отсюда субъективный характер цены на строительную продукцию и необходимость калькулирования индивидуальных издержек подрядных СМО.
Стоимость строительства — это сумма денежных средств, требующихся для его осуществления. Для ее оценки составляются специальные документы — сметы, поэтому стоимость строительства называется сметной, т. е. это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Существуют следующие виды смет:
локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или общеплощадочным работам на основе объёмов, определившихся при разработке рабочей документации (РД), рабочих чертежей;
локальные сметные расчёты составляются в случаях, когда объёмы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основе РД, или в случаях, когда объёмы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства;
объектные сметы объединяют в своём составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты. В объектной смете сводится информация из нескольких локальных смет;
объектные сметные расчёты объединяют в своём составе на объект в целом данные из локальных смет, их расчётов и подлежат уточнению, как правило, на основе РД;
сметные расчёты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, в целом по стройке, лимит средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсация в связи с изъятием земель под застройку, расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти и т. д.)
сводный сметный расчёт стоимости строительства составляется на группу строек, стройку, очередь, пусковой комплекс или объект, и сводит информацию из объектных сметных расчётов, локальных сметных расчётов и сметных расчётов на отдельные виды затрат.
Сметная стоимость строительства охватывает весь комплекс расходов, необходимых для его осуществления, и является основой для формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные работы. На основе сметной документации осуществляется также учет и отчетность СМО.
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов СМР, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, пояснительные записки к проектным материалам;
сметные нормативы, цены на оборудование, отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения государственного и других органов управления.
При отсутствии необходимых сметных нормативов в действующей сметно-нормативной базе, могут составляться индивидуальные сметные нормы.
При проверке проектно-изыскательских организаций необходимо учитывать особенности их деятельности, которые, в свою очередь влияют на формирование налогооблагаемой базы и выбор методики проверок данных организаций.
Часть проектно-изыскательских работ выполняются на строительной площадке, которая расположена вне места нахождения ПИО (т.е. по другому адресу). В этом случае может говорить об обособленном подразделении, необходимости его постановки на налоговый учет и уплате налогов по месту нахождения строительной площадки.
По окончании работ на строительной площадке (после выполнения всех условий заключенного договора подряда) организация должна сняться с налогового учета в ИФНС по месту нахождения своего обособленного подразделения. Не постановка на учет строительной площадки является нарушением налогового законодательства и может привести к негативным последствиям — под штраф может попасть сумма проектно-изыскательских работ, выполненных за соответствующий период на данном объекте.
При выполнении проектно-изыскательских работ на объекте строительства подрядчик должен вести журнал учета выполненных работ по форме КС-6а где на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ отражается стоимость работ, выполненных за отчетный период, а также нарастающим итогом с начала года и с начала строительства.
На основании журнала по форме КС-6а по окончании каждого отчетного периода (окончания работ по объекту, либо определенного договором этапа) подрядчик составляет и передает заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2. В нем отражается сметная (договорная) стоимость выполненных работ в соответствии с заключенным договором подряда за соответствующий период.
На основании формы КС-2 подрядчик составляет справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, которая служит основанием для расчетов с заказчиком.
В настоящее время нет нормативных документов, регулирующих порядок учета себестоимости проектно-изыскательских работ, отражающих их особенности. На практике налогоплательщики используют «Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ», утвержденные приказом Минстроя РФ от 04.12.95 г. № БЕ-11−260/7. На данный момент этот документ утратил силу, однако применяется с учетом положений письма Минфина от 29.04.2002 г. № 16−00−13/03 и в части, не противоречащей положениям главы 25 НК РФ, ПБУ 10/99, другим нормативным документам Минфина.
При проверке проектно-изыскательских работ следует руководствоваться нормативными актами:
Положением по бухгалтерскому учету договоров строительного подряда (ПБУ 2/2008) — приказ Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н;
Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81−35.2004, утв. Постановлением Госстроя от 05.03.2004 г. № 15/1;
Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81−33.2004, утв. Постановлением Госстроя от 12.01.2004 г. № 6;
Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина от 30.12.1993 г. № 160;
Методическими рекомендациями по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции, работ (услуг) для строительства и формирования финансового результата МДС 81−15.2000 (утв. Приказом Минфина от 23.05.1994 г. № 66);
Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, утв. приказом Минстроя РФ от 04.12.95 г. № БЕ-11−260/7, (утратили силу), применяемые с учетом положений письма Минфина от 29.04.2002 г. № 16−00−13/03 и в части, не противоречащей положениям главы 25 НК РФ, ПБУ 10/99, другим нормативным документам Минфина.
При проверке правильности исчисления налогооблагаемой базы ПИО следует использовать следующие первичные документы, утв. постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100 (унифицированные формы первичной учетной документации по капитальному строительству):
акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2;
справки о стоимости выполненных работ по форме № КС-3;
общий журнал работ по форме № КС-6;
журнал учета выполненных работ по форме КС-6а;
акт о сдаче в эксплуатацию временного (не титульного) сооружения по форме №КС-8;
акт о разборке временных (не титульных) сооружений по форме № КС-9;
акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений по форме № КС-10;
акт приемки законченного строительством объекта по форме № КС-11;
акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14;
акт о приостановлении строительства по форме № КС-17;
акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству по форме № КС-18.
Помимо приведенных выше форм первичной учетной документации, постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 698 утверждены формы Разрешения на строительство и Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Инструкция о порядке их заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 г. № 120.
Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по капитальному строительству не предусмотрены такие документы, как:
акт приемки этапа выполненных работ по договору строительного подряда;
акт приемки выполненных отдельных видов и комплексов работ;
акт приемки заказчиком выполненных ремонтно-строительных работ.
Применить форму КС-2 в этих случаях можно, только если срок выполнения работ укладывается в один отчетный период, что бывает крайне редко. Напрашивается вывод о необходимости организациям, у которых появляются такие хозяйственные ситуации, предусматривать учетной политикой формы первичных учетных документов для оформления этих операций.
Также для проверки нужны:
формы бухгалтерской отчетности;
формы государственного статистического наблюдения;
документы на отпуск материалов в производство и включению их в себестоимость работ (требования, лимитно-заборные карты, форму М-29 по обоснованию номенклатуры и количества списываемых в производство материалов);
отчеты материально-ответственных лиц по наличию и движению материальных ценностей по форме М-19;
документы по начислению и выдаче заработной платы и другие документы.
Заключение
В данной работе раскрыто понятие проектно-изыскательских работ в строительстве, как комплекса работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства объектов, зданий, сооружений. Проектно-изыскательские работы можно разделить на два этапа:
инженерные изыскания;
проектные работы.
Выделяют пять основных видов инженерных изысканий:
инженерно-геодезические;
инженерно-геологические;
инженерно-гидрометеорологические;
инженерно-экологические;
изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод.
Выполнение проектных работ заключается в подготовке проектно-технической документации, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства или реконструкции его объектов. В ходе этого этапа организации строительства составляются проекты строительства и сметы к ним, а завершается указанный этап экспертизой проектно-технической документации с последующей передачей ее заказчику. Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Исполнение обязанностей подрядчиком по данному договору по общему правилу завершаются передачей заказчику готовой проектно-технической документации и результатов изыскательских работ.
Также указан наиболее полный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих проектную и изыскательскую деятельность. Можно отметить, что регулирование происходит на всех уровнях государственной власти: от федерального и заканчивая ведомственными приказами и, не обязательными к исполнению, пособиями.
В заключительной главе работы описаны отличительные особенности ценообразования и формирования себестоимости продукции в сфере проектно-изыскательских работ в строительстве. Подробно разъяснено, что такое строительные сметы, какие они бывают и на основании каких документов формируются цены на проектно-изыскательские работы. Наиболее детально описаны документы, подлежащие проверке в обязательном порядке, в ходе осуществления налоговой проверки проектно-изыскательских работ в строительстве.
1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ — Часть 4.
3. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
4. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
5. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // www.garant.ru;
6. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» // www.garant.ru;
7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2013) // www.garant.ru;
8. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // www.garant.ru;
9. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 5 марта 2007 № 145 // www.garant.ru;
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16 февраля 2008 № 87 // www.garant.ru;
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» от 15 февраля 2011 г. № 73 // www.garant.ru;
12. Приказ Роскомзема «О форме договора на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель и соблюдении договорных обязательств» от 16.04.96 № 28 // www.garant.ru;
13. Приказ РосСтроя «О перечне документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ» от 20 апреля 2007 № 110 // www.garant.ru;
14. Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О внесении изменений и дополнений в Приказ РосСтроя от 20 апреля 2007 № 110 «О перечне документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ» от 30 апреля 2008 г. № 143 // www.garant.ru;
15. Ардзинов В. Д. Заработная плата и сметное дело в строительстве — Спб.: Питер, 2010 — 256 с.
16. Бузырев В. В. Экономика строительства, 3-е изд. — Спб.: Питер, 2009 — 416 с.
17. Ордынская Е. В., Кирина Л. С. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник для бакалавров — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 406 с.
18. Степченко Е. М. Налоговые проверки: ответы на самые задаваемые вопросы из практики налогового консультирования: практическое пособие — М.: КНОРУС, 2010 — 384 с.
19. Церпенто С. И., Предеус Н. В. Бухгалтерский учет в строительстве: учебное пособие — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2011 — 448 с.
20. Шувалова Е. Б., Шувалов А. Е., Солярик М. А., Федоров П. Ю. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебное пособие — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 — 300 с.