Формирование механизма управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия
![Диссертация: Формирование механизма управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия](https://westud.ru/work/2789984/cover.png)
Диссертация
Развитие и преобразование социально — экономических процессов в российском обществе под влиянием рыночного и институционального трансформирования, конкуренции и научно-технического прогресса обусловливает возникновение новых потребностей и соответственно принципиально новых способов их удовлетворения. В свою очередь, это требует изменения как в способах производства таких новых видов товаров, так… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию экономической сущности интеллектуального капитала предприятий
- 1. 1. Сущность интеллектуального капитала как фактора конкурентоспособности и увеличения стоимости предприятия
- 1. 2. Роль интеллектуального капитала в эволюции теорий и практики конкурентной борьбы
- 1. 3. Классификация элементов интеллектуального капитала и их структурирование
- Глава 2. Анализ научно-методических основ и практики управления интеллектуальным капиталом предприятий
- 2. 1. Основные теоретические предпосылки и условия эффективного управления интеллектуальным капиталом
- 2. 2. Особенности и содержание процесса управления интеллектуальным капиталом
- 2. 3. Методические основы анализа и оценки интеллектуального капитала
- 2. 4. Оценка уровня управления интеллектуального капитала и его использования на отечественных предприятиях
- Глава 3. Разработка организационно — экономического механизма управления интеллектуальным капиталом
- 3. 1. Формирование блок-схемы управления интеллектуального капитала на предприятии
- 3. 2. Рекомендации по внедрению механизма управления интеллектуальным капиталом на отечественных предприятиях
- 3. 3. Организация работы с рынком интеллектуальных продуктов
Список литературы
- Алёшина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект// Маркетинг в России и за рубежом. 1998, № 1.
- Азгальдов Г. Г., Карпова H.H. Оценка интеллектуальной собственности предприятий в современных условиях // Вопросы оценки.- 1999. № 2.
- Азгальдов Г. Г., Карпова H.H. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности // Московский оценщик. 2000. № 7
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2002.
- Бухгалтерский учет. Учебник под ред. П. С. Безруких, М.: изд-во Бухгалтерский учет, 2004.
- Бендиков М.А., Хрусталев Е. Ю. Управление интеллектуальной собственностью // Консультант директора.- 2002. № 1.
- Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. Пер с анг./ Под ред. С. Г. Бежук.- СПб.: Питер, 2001.
- Бобылов Ю. Засекречивание интеллектуальной собственности важный ресурс экономики // Интеллектуальная собственность.- 1999. № 3.
- Бовин A.A., Чередникова JI.E. Интеллектуальная собственность: экономический аспект, — М.: ИНФРА-М, 2001.
- Ю.Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с фр. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Большой экономический словарь / Под.ред. А. Н. Азрилияна.- М.: Фонд Правовая культура. 1994.
- Борохович JI.H., Монастырская A.A., Трохова М. В. Ваша интеллектуальная собственность.- СПб: Питер, 2001.
- Борщ-Компанеец Н. С. Некоторые аспекты использования интеллектуальной собственности на рынке России // Консультант директора.- 2001. № 22.
- Бромберг Г. В. Реализация интеллектуальной собственности — условие экономического успеха / Под общей ред. Лебедева С. А. М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.
- Бромберг Г. В., Мокрышев В. Передел интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. -1999. № 1.
- Брукинг Э. Интеллектуальный капитал ключ к успеху в новом тысячелетии. — СПб., изд-во «Питер», 2001.
- Бушмарин И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 1994, № 2.
- Валдайцев C.B., Завлин П. Н., Миндели Л. Э. Нематериальные активы в науке: оценка и использование //Бюллетень ВАК России.-1997.- № 2.
- Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУВ-ШЭ, 2001.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Волков А.Т. Интеллектуальная собственность в правовом пространстве Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом.- 1997.-Ноябрь-декабрь.
- Гапоненко А.Л. Управление знаниями.- М.: Изд-во «Социальные отношения», 2001.
- Гапоненко А.Л. Ворота в глобальную экономику.- М.: Изд-во «Социальные отношения», 2001.
- Гапоненко А.Л. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. -М.: Изд-во «Социальные отношения», 2003.
- Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Герчикова И.Н. Менеджмент.- М.: Изд. Объединение ЮНИТИ, 1998.
- Гибсон ДЖ. Л., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. -мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001.
- Городов O.A. «Собственность» и «интеллектуальная собственность» // Интеллектуальная собственность.- 1994.- № 9−10.
- Грузинов В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Грязнова А.Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 1998.
- Десмонд Г. М., Келли Р. Э. Руководство по оценке бизнеса.- М.: Академия оценки, 1996.
- Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение. СПб.: Питер, 2000.
- Дмитриев О. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность.- 1999. № 5−6.
- Добрынин А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике.- СПб.: Наука, 1999.
- Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость./ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
- Дорошенко Ю.А. Экономический потенциал территории.- СПб.: Химия, 1997.
- Друкер П. Посткапиталистическое общество / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева.- М.: Academia, 1999.
- Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Совместное предприятие «БУК Чембэр Интернэшнл», 1994.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2000.
- Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Издательство СПб.: УЭФ, 1994.
- Дятлов С.А. Информационный императив и глобальный кризис рыночной цивилизации / Экономическая теория на пороге XXI века -3. Под. Ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой.- М.: Юрист, 2000.
- Ежов В.А. Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование, участие в экономическом обороте.- Краснодар: Советская Кубань, 1997.
- Еременко В. Содержание и природа исключительных прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность.-2000. № 4.
- Игнатьева A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Иноземцев B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества.-М.: Academia, 1997.
- Иноземцев B.JI. Новая индустриальная волна на Западе: Антология. М!: Academia, 1999.
- Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. 2-е изд., испр. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации,— СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.
- Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. — М.: Экпертное бюро-М. 1997.
- Козырев A.A. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб., 2000.
- Конвенция по охране промышленной собственности.- Париж, 20 марта 1883 г., редакция 1979.
- Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколения: Монография. М.: РАГС, 2000.
- Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП Издательство магистр, 1997.
- Котлер Ф. Основы маркетинга.- СПб.: АО КОРУНА, АОЗТ ЛИТЕРА ПЛЮС, 1994.
- Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/пер. с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой. М.: «Издательство ACT», 2000.
- Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.-2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2001.
- Критский М.М. Человеческий капитал.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
- Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
- Лафта Дж. К. Менеджмент. М.: КноРУС, 2002.
- Леонтьев Б.Б. Методология и параметры нематериальных активов в Российской Федерации // Вопросы оценки.- 1998.-№ 3.
- Леонтьев Ю.Б. Оценка нематериальных активов. Методология затратного подхода // Вопросы оценки.- 1999.-№ 2.
- Леонтьев Ю.Б. Оценка стоимости интеллектуальной собственности дело тонкое // Интеллектуальная собственность.- 1999.- № 5.
- Лынник H.B. Международные стандарты оценки и сертификации стоимости объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 1996. № 9/10.
- Лынник Н.В. Методика стимулирования авторов объектов промышленной собственности // Интеллектуальная собственность. 1999. № 3.
- Лынник Н.В. России необходима государственная политика в области промышленной собственности // Интеллектуальная собственность.-1999. № 2.
- Макеева С. Оценка интеллектуальной собственности // Коммерсант Baltic. 2001. № 6(70).
- Макконелл K.P., Брю С.Л. Экономикс. КН. 1,2- М.: Республика, 1992.
- Макконоши Г. Управление интеллектуальными активами существенный вклад в бизнес. Опыт корпорации «Доу кэмикал»: Труды Международной конференции «Коммерционализация технологий: российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7−10 июля 1997 г.- СПб., 1997.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, 4.11.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1997.
- Мине Г., Шнайдер Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: Какими будут компании и рынки в XXI веке. М.: Альпина паблишер, 2001.
- Могилевский Р. Маркетинг, который мы выбираем // SPb. Business Omnibus.2000. № 5.
- Мокрышев В. Суть нематериальных активов // Интеллектуальная собственность. 1999. № 3.
- Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление.- 2-е изд. Перераб. и доп. — М.: ИНИЦ, 1998.
- Новосельцев О.Н. Оценка интеллектуальной собственности // Финансовая газета.- 1993 .-№ 32.
- Орлова H.A. Развитие системы нематериальных активов в Российской Федерации // Вопросы оценки.- 1998.- № 3.
- Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М.: Изд-во РАГС, 2002.
- Оценка интеллектуальной собственности: Учеб. Пособие / Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Финансы и статистика, 2002.
- Пантюхина А.М. Оценка интеллектуальной деятельности // Проблемы промышленной собственности.- 1997.- № 9.
- Пантюхина А.М. Стратегическое управление интеллектуальной собственностью // Финансовая газета. 1997. № 50, декабрь.
- Портер М. Конкуренция.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
- Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000.
- Ренкель А. Интеллектуальные грабли // Интеллектуальная собственность.-2000. № 4.
- Репетя Е., Хорольский П. Оценка новизны, предварительной стоимости и времени морального износа объекта интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2000. № 1.
- Роос И. Интеллектуальный капитал. Вы можете управлять тем, что можете измерить // Маркетинг.- 1998.- № 3.
- Рюэгг-Штюрм И, Ахтенхаген J1. Сетевые организационно-управленческие формы — мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
- Савиковская Е. Виды стоимости интеллектуальной стоимости // Интеллектуальная собственность.- 2000. № 8.
- Санников А. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление (американский опыт) // Интеллектуальная собственность. -2000. № 5.
- Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.- М.: Теис, 1996.
- Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие, — М.: Финансы и статистика, 2001.
- Сергеев И.В., Веретенникова И. А., Сергеев А. И. Научно-технический прогресс и экономика: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Сергеева, М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
- Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике.-Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия, 2000.
- Смирнов В.И. Кому должны принадлежать права на НТП?// Интеллектуальная собственность.-1999. № 3.
- Соловьева Г. М. Нужны стандарты оценки // Патенты и лицензии.-2000. № 1.
- Страссман П. Как измерить знания? // COMPUTER WORLD. Россия. -№ 15, 1998.
- Страссман П. Информация в век электроники: проблемы управления, — М.: 1987.
- Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. B. J1. Иноземцева.- М.: Academia, 1999.
- Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технологии и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.: Инфра-М, 2000.
- Хэнди Ч. По ту сторону уверенности: Пер. с англ./Под. Ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. (Серия „Теория и практика менеджмента“).
- Хурматуллин В. Интеллектуальная собственность как нематериальные активы //Аудитор — 1996, № 12.
- Фатхуднинов P.A. Стратегический маркетинг, 2-е изд, перераб и доп. — СПб.: Питер, 2002.
- Фатхуднинов Р. А Разработка управленческого решения, — М.: Бизнес-школа, 1998.
- Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е. С. -M.: Дело, 2001.- 435с.
- Чернышев А., Дегтярев А. Как оценивать промышленную собственность в России // Финансовая газета.- 1993, — № 34.- с. 2.
- Шеремет А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2003.
- Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1999.
- Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. -2001. № 3.
- Шумпетер И. Теория экономического развития.-М.: Прогресс, 1982.
- Экономика в вопросах и ответах. Под ред. Николаевой И. П., М. Изд-во Проспект, 2003.
- Щербакова Л.Н., Щетинина Е. Д., Роль торговой марки в формировании рыночной стоимости компании» // Сб. научн. тр. «Человек. Экономика. Общество», Вып.З.- Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2002.
- Щербакова Л.Н. Проблемы идентификации и управления интеллектуальной собственностью в рыночных условиях Российской Федерации // Вестник БГТУ. Научно-теоретический журнал.- 2003. № 7, 4.IV.
- Щербакова Л.Н. Проблемы формирования позитивного корпоративного имиджа Российских предприятий // Вестник БГТУ. Научно-теоретический журнал.- 2003. № 7, ч.1У.
- Щетинина Е.Д., Щербакова JI.H. Структурные составляющие интеллектуального капитала // Сб. докл. Международной научно-практической конференции «Экономические проблемы вступления России в ВТО». — Белгород: Изд-во БГУ, 2004.
- Щербакова JI.H. Сущность и особенности интеллектуального капитала как фактора конкурентоспособности предприятия // Сб. научн. тр. «Человек. Экономика. Общество», Вып.7.- Изд. БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004.
- Щербакова JI.H. Интеллектуальные активы стратегический ресурс современного предприятия // Сб. докл. Международной научно-практической Интернет — конференции «Совершенствование механизма хозяйствования в современных условиях». Белгород, 2004.
- Экономика в вопросах и ответах. Под ред. Николаевой И. П., М.: Изд-во Проспект, 2003.
- Эдвинссон JI., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. B.JI. Иноземцева.- М.: Academia, 1999.
- Яновский А. Интеллектуальная собственность в деятельности предприятия // Интеллектуальная собственность. 2000. № 5.
- Amidon D. Innovatoin Strategy for the Knowledge Economy: The Ken Awakening. Boston: Butterworth-Heinemann, 1997.
- Barber J. Intangible Assets and Competitive Advantage in the Knowledge-based Economy London, Dept. of Trade and Industry, 1999.
- Becker G., Murphy K., Tamura R. Economic growth, human capital and population growth//Journal of Political Economy, Vol.98, 1990.
- Boisot M. Knowledge Assets. Oxford University Press, 1998.
- Branderburger A.M., Nalebuff B.M., Co-opetition.- N.Y.: Doubleday, 1996.
- Brooking A. Intellectual Capital: Core Assets for the Third Millennium Enterprise. International Thompson Business Press, London, 1996.
- Coleman J. S. Foundations of Social Theory — Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1990.
- Brooking A., Motta E. A. Taxonomy of Intellectual Capital and Methodology for Auditing It//17th Annual National Business Conference, McMaster University, Hamilton, Ontario, Canada, January 24−26, 1996.
- Davenport T., DeLong D. Building Successful Knowledge management Projects/ Working Paper Ernst & Young Center for Business Innovation, January 1997.
- Davenport T., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know.- Harvard Business School Press, 1998.
- Chattel A. Creating Value in the Digital Era: Achieving Success through Insight, Imagination and Innovation. Macmillan Press, London, 1998.
- Cope M. Know your value? Value what you know. L., 2000.
- DeVoretz D., Laryea S. Canadian Human Capital Transfers: The United States and Beyond. C.D. Howe Institute, 1998.
- Drucker P. The New Realities. London. 1990.
- Drucker P. Post Capitalist Society.- Butterworth Heinemann. 1993.
- Drucker P. The Next Information Revolution // Forbes ASAP 1998 — August 24.
- Dixon N. Common Knowledge. Harvard Business School Press, 2000.
- Dyson E. Intellectual Property on the Net December // Release 1.0., 1997.
- Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing Your companies true value by finding its hidden brainpower. New York: Harper Collins Publishers Inc., 1997.
- Edvinsson L., Sullivan P. Intellectual Capital and Knowledge Management // European Management Journal- 1996-vol. 14.
- Feiwel G.R. The Intellectual Capital of Michael Kalecki London, 1975.
- Fortune T.S. Intellectual Capital. — London, 1998.
- Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.) — 1994.
- Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.) — 2000.
- Hunt R. Creating a Thinking Organization. Gower, London, 1999.
- Kaplan R.S., Norton D.P. The balanced scorecard measures that drive performance // Harvard Business Review 1992 /- January-February — P. 7179.
- Leibmann M.A. Way to KM Solutions. Things to Consider When Building Knowledge Management Solutions with Microsoft Technologies. Microsoft Corporation, 2000.
- Mcgee J., Prusak L. Managin Information Strategically.- John Wiley Sons Inc., 1993.
- Measuring What People Know: Human Capital Accounting for the Knowledge Economy OECD, Paris, 1996.
- Moore J.F. The Dearth of Competition. N. Y.: Harper business, 1996.
- Nonaka I., A Dynamic Theory of Organizational Knowledge//Creation. Organization Science, Vol. 5, No 1, 1994.
- Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation.- New York, NY: Oxford University Press, 1995.
- O’Dell C. If We Only Knew What We Know: The Transfer of Internal Knowledge and Best Practice. — Free Press, New York, 1998.
- Pfeffer G., Sutton R.I. The Knowledge-Doing Gap: How Smart Companies turn Knowledge into Action. — Harvard Business School Press, Cambridge, 1999.
- Polanyi M. Tacit Knowledge New York, NY: Doubleday Publishers, 1966.
- Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology//Annual Review of Sociology. Vol.22, 1998.
- Prusak L. Knowledge in organizations Boston: ButterworthHeinemann, 1997.
- Pulic A. Human Capital in Transformation. Intellectual Capital prototype Report. Skandia, 1998.
- Romer P. Idea gaps and object gaps in economic development//Journal of Political Economy, Vol. 98, 1990.
- Roos J., Roos G., Dragonetti, N.C. and Edvinsson L. Intellectual Capital: Navigating in the New Business Landscape. Macmillan, Houndsmills, Basingtoke, 1997.
- Schneider U. The Austrian Approach to the Measurement of Intellectual Potential. 1999.
- Skyrme D. Capitalizing on Knowledge. From e-business to k- business. Oxford., 2001.
- Stewart T. Intellectual Capital: The New Wealth of organizations. Nicholas Brealey Publishing, London, 1997.
- Strassmann P. Taking the Measure of Knowledge Assets // Computerworld. -1998.- April, 6.
- Strassmann P. When Spending is Investing // Knowledge Management.- 2000.-January.
- Strassmann P. Accumulating Knowledge Efficiency // Knowledge Management.- 2000. February.
- Sullivan P. Value-driven Intellectual Capital. How to convert intangible corporate assets into market value.- Wiley.-2000.
- Sveiby K.-E., Lloyd T. Managing Know-how Bloomsbery, London, 1997.
- Sveiby K.-E., Koehler B. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Intangible Assets, 1997.
- Sveiby K.-E. The Intangible Assets Monitor.- 1997.
- Sveiby K.-E. The Balanced Score Card (BSC) and The Intangible Assets Monitor, 1997.
- Sveiby K.-E. Intellectual Capital and Knowledge Management, 1997. Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies and Nations in a Knowledge-based Economy Harper Collins Publishers Inc., 1999.
- Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading, 1995.
- Wiig K. Assessment of the State of Intellectual Capital in XY Corp./Working Paper, Knowledge Research Institute, Inc., 1990, No 3.
- Wiig K. Comprehensive Knowledge Management/Working Paper, Knowledge Research Institute, Inc., 1990, No 4. иложения
- Прогноз развития интеллектуальных ресурсов промышленно-развитых стран
- Характеристика Конец XX века Начало XXI века
- Стратегия развития общества Технократизм, накопление капитала в разных формах, повышение качества жизни Полицентризм, вложение средств в развитие интеллекта и информатики, глобализация
- Жизненный и воспроизводственный цикл товара Два-пять лет (компьютеры — 1 год) Сокращение в два раза
- Идеология Роль и место личности определены системой Раскрепощение человеческих возможностей, гуманитаризм, гармоническое развитие личности
- Интеграция инновационной деятельности Интеграция по стадиям жизненного цикла, формирование технопарков, технополисов Разработка трансатлантических инновационных проектов, международных проектов на базе глобальных стратегий
- Информационные технологии На основе микроэлектроники, спутниковой связи, Интернета На основе новых носителей информации DVD, трёхмерной оптико-электронной памяти
- Технологии производства Преимущественно дискретные процессы на основе ГПС АСУП и т. п.О Непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии с использованием замкнутых безотходных циклов, нанотехнологии
- Ресурсоемкость товаров Тенденция к снижению ресурсоемкости За 15 лет может снизиться вдвое
- Тип производства Крупносерийное, массовое, автоматизированное производство Интегрированные производственные автоматизированные модули и системы
- Форма организации производства Развитие концентрации, специализации и комбинирования производства на всех уровнях Развитие всех форм организации производства в международном масштабе в рамках ТНК, МНК
- Рейтинги США, Китая и Российской Федерации по критериям интеллектуальной конкурентоспособности (по данным Всемирного экономического форума)
- Критерий Пояснения Параметры1. США Китай Россия
- Рез- Рейтинг Рез- Рейтинг Рез- Рейтингтат тат тат
- Средняя Для населения 12,25 1 5,74 44 10,49 7продолжительность до 25 лет, по школьного обучения данным 2000 г.
- Качество В баллах от 4,8 25 3,5 41 4,1 36общеобразовательных школ 1(низкое) до 7 (высокое)
- Разница в качестве В качестве 3,0 37 3,1 36 3,4 34школ школ, обучающих бедных и богатых
- Послевузовское В % от числа 81 2 6 58 45 20образование лиц, имеющих высшее образование
- Расход на НИОКР В % от ВВП 2,63 5 0,66 37 0,88 30
- Технологическое Позиция в 6,7 1 3,4 42 3,6 37совершенство страны технологич. ранге среди лидеров (1 наименее соответствует, 7-наиболее соответствует)
- Тех нологическое Компании 5,9 2 4,2 26 4,5 18развитие компаний получают технологии самостоятельно (7- наиболее)
- Частные инвестиции Инвестиции в 5,5 3 2,8 37 3,4 22 В НИОКР НИОКР
- Лицензирование 7 баллов 4,6 37 3,9 50 3,9 52технологии
- Утечка умов Наиболее талантливые работники остаются стране 6,4 1 2,8 48 3,2 44
- Международные Компании 6,0 8,0 4,2 2,8 4,4 2,5марки (бренды) торгующие во всем мире (7 баллов)
- Рейтинг областей интеллектуальной деятельности по приоритетности вложений капитала (по 100-балльной шкале)
- Область интеллектуальной деятельности Количество баллов1. Космос 51,82. Информатика 49,8
- Биология и другие науки о жизни 49,34. Здравоохранение 48,05. Коммуникации 46,66. Электроника 43,77. Транспорт 40,08. Материаловедение 36,69. Экология 25,81. Ю. Сельское хозяйство 18,411 .Урбанизация 15,1
- Источник: Шестой японский прогноз развития мировой науки, техники и технологии.
- Анализ объема и динамики НМА предприятий Белгородской области
- Предприятие Абсолютное значение, НМА т. руб. Удельный вес НМА в СовА, % Изменение Темп прироста, %абсолютного значения удельного веса н.2002 н.2003 к.2003 н.2002 н.2003 к.2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003
- ОАО «БелАЦИ» 460 431 402 0,394 0,23 0,180 -29 -29 -0,16 -0,050 -6,30 -6,73
- ЗАО «Белметалл контракт» 4,3 3,8 3,4 0,02 0,025 0,01 -0,486 -0,485 0,005 -0,015 -11,2 -12,61
- ОАО «Колос» 35 5 1 0,04 0,006 0,006 -30,0 -4,00 -0,034 -0,005 85,71 -80,00
- ОАО «Белгородский абразивный завод» 108 93 4758 0,096 0,041 1,41 -15 4665 -0,055 1,37 -13,89 5016,13
- ОАО «Содружество» 166 /158 149 0,70 0,64 0,25 -8,00 -9,00 -0,06 -0,39 -4,82 -5,70
- ЗАО «Сокол-АТС» 16 223 29 882 5706 8,58 14,20 2,25 13 659 -24 176 5,62 -11,95 84,2 -80,9
- ОАО «Шебекиномел» 60 22 20 0,07 0,02 0,02 -38 -2 -0,05 -0,6 -0,09
- ОАО «Белгороднефтепродукт» 463 111 0,202 0,045 -352 -111 -0,157 -0,045 -76,03
- ОАО «Белгородский завод «Ритм» 2147 1914 2,03 1,57 — -233 -1914 -0,46 -1,57 -10,85 -1001. Продолжение приложения 5
- ОАО «Белгородский хладокомбинат» 153 170 111 0,09 0,06 0,04 17 -54 -0,03 -0,02 11,11 -31,76
- ООО «Торговый дом ЖБИ» 105 210 1,18 1,35 105 105 1,18 0,17 4,63
- ООО «Строй комф ЖБК-1» 3 2 0,25 0,03 -1 -2 -0,22 -0,03 -33,33 -100
- ОАО «Шебекинский машиностроительный завод» 6 5 5 0,007 0,005 0,003 -1 -0,002 -0,002 -16,6
- ЗАО «Белогорье» 4446 3334 8,17 2,79 4446 -1112 -8,17 -5,38 -25,01
- ЗАО «Белгородский цемент» 4 3 17 0,0009 0,0006 0,003 -1 14 -0,0003 0,0024 -25,00 466,66
- ОАО «Белгородский пищевой комбинат» 13 11 9 0,02 0,016 0,012 -2 -2 -0,004 -0,004 -15,38 -18,18
- Анализ эффективности использования НМЛ предприятий Белгородской области
- ОАО «БелАЦИ» 445,5 416,5 93,38 762 028 920 340 120,78 60 040 75 128 125,13 134,77 180,38 133,84 1710,5 2209,7 129,18 7,88 8,16 103,55
- ОАО «Белгородский хладокомбинат 161,5 140,5 86,99 445 449 444 121 97,51 30 440 34 502 113,34 188,48 245,57 130,29 2758,2 3161,0 114,60 6,83 7,77 113,76
- ОАО «Колос» 20 3 15,00 120 761 396 045 327,96 3387 2259 66,70 169,35 753,00 444,64 6038,1 132 015 2186,38 2,80 0,57 20,36
- ОАО «Шебекинский машиностроительный завод» 5,5 5 90,91 204 715 245 783 120,06 9482 9305 98,14 1724 1861 107,95 37 220,91 49 156,6 132,07 4,63 3,79 81,86
- ОАО Содружество 162 153,5 94,75 121 412 169 111 139,29 865 1210 139,88 5,34 7,88 147,57 749,46 1101,70 147,00 0,71 0,72 101,41
- ОАО «Белгородский абразивный завод» 100,5 2425,5 2413,4 429 694 511 099 118,94 67 639 76 094 112,50 673,02 31,37 4,66 4275,56 210,72 4,93 15,74 14,89 94,60
- ОАО «Пищевой комбинат» 12 10 83,33 248 251 226 716 91,33 5985 306 5,11 498,75 30,60 6,14 20 687,58 22 671,6 109,59 2,41 0,13 5,39
- ЗАО «Белгородский цемент» 3,5 10 285,71 967 995 1 518 412 156,86 93 530 16 035 17,14 26 722,86 1603,5 6,00 276 570 151 841,2 54,90 9,66 1,06 10,97
- Программа формирования интеллектуального капитала предприятия
- Компоне Элементы Основные мероприятия и действия1. Вид нтыИК развитиясвязи
- Связь Произвол Рост Организация фундаментальных и прикладных исследований:
- ИК» более установление индивидуальных планов и введение системы сдельной оплаты труда для основногоэффектив- производительного персонала-ной работе установление почасовой оплаты труда для организационно-вспомогательного персонала.
- Стимулирование новаторства, инициативы и т. д. путем премирования, вручения памятных подарков.
- Проведение мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности сотрудников организации иулучшению условий труда.
- Разработка положение, должностных инструкций, нормативных документов.
- Введение системы взысканий за опоздания, неявку на работу, явку в нетрезвом состоянии и другиенарушения дисциплины труда.
- Приглашение студентов для прохождения летней и преддипломной практики на предприятии.
- Учет и анализ жалоб, предложений и идей потребителей, связанных с необходимостью осуществлениякорректировки внутренней культуры фирмы.
- Стимулирование сотрудников самостоятельно разрабатывать программы по повышению знаний иквалификации своих коллег, развитию взаимодействия в коллективе и т. д. через объявление конкурса налучшую программу с последующей наградой победителя.
- Управ ление рыночными ИА-управление ИК"1. Рыночные ИА
- Усиление взаимосвязи фирмы и ее потребителей-
- Повышение имиджа- Увеличение удовлетворенности клиента