Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие и преобразование социально — экономических процессов в российском обществе под влиянием рыночного и институционального трансформирования, конкуренции и научно-технического прогресса обусловливает возникновение новых потребностей и соответственно принципиально новых способов их удовлетворения. В свою очередь, это требует изменения как в способах производства таких новых видов товаров, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию экономической сущности интеллектуального капитала предприятий
    • 1. 1. Сущность интеллектуального капитала как фактора конкурентоспособности и увеличения стоимости предприятия
    • 1. 2. Роль интеллектуального капитала в эволюции теорий и практики конкурентной борьбы
    • 1. 3. Классификация элементов интеллектуального капитала и их структурирование
  • Глава 2. Анализ научно-методических основ и практики управления интеллектуальным капиталом предприятий
    • 2. 1. Основные теоретические предпосылки и условия эффективного управления интеллектуальным капиталом
    • 2. 2. Особенности и содержание процесса управления интеллектуальным капиталом
    • 2. 3. Методические основы анализа и оценки интеллектуального капитала
    • 2. 4. Оценка уровня управления интеллектуального капитала и его использования на отечественных предприятиях
  • Глава 3. Разработка организационно — экономического механизма управления интеллектуальным капиталом
    • 3. 1. Формирование блок-схемы управления интеллектуального капитала на предприятии
    • 3. 2. Рекомендации по внедрению механизма управления интеллектуальным капиталом на отечественных предприятиях
    • 3. 3. Организация работы с рынком интеллектуальных продуктов

Формирование механизма управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие и преобразование социально — экономических процессов в российском обществе под влиянием рыночного и институционального трансформирования, конкуренции и научно-технического прогресса обусловливает возникновение новых потребностей и соответственно принципиально новых способов их удовлетворения. В свою очередь, это требует изменения как в способах производства таких новых видов товаров, так и в используемых при этом ресурсах. Информатизация экономики, необходимость инновационного характера развития промышленности, постепенная дематериализация создаваемого продукта соответственно требуют новых подходов к формированию, использованию и воспроизводству факторов производства, иной структуры фирменного капитала, иного — гораздо более креативного — характера труда и качества рабочей силы. На первый план при этом выходит такой вид капитала, как информационно-интеллектуальный — знания, навыки, высокие технологии, организационная культура, торговые марки и прочие многочисленные элементы интеллектуальной собственности.

Несмотря на новизну рассматриваемых вопросов, к проблемам исследования интеллектуального капитала (ИК) и интеллектуальной собственности, методов оценки и формирования нематериальных активов обращалось немало ученых, большая часть которых может быть отнесена к зарубежным. Это такие ученые, как Д. Белл (основоположник теории постиндустриального общества), П. Дойль, В. Хансон, Т. Вурстон, Н. Стивенс, И. Роос, Т. Стюарт, Л. Эдвинссон, К. Свейби, Г. Модильяни и ряд других. Среди отечественных специалистов можно отметить А. Козырева, В. Павлова, Н. Старкову, Л. Борохович, Г. Бромберга, Н. Лынника, А. Монастырскую, Б. Максимова, И. Чернышова, И. Яновского, В. Иноземцева, В. Гойло, С. Климова, А. Гапоненко и других.

Однако следует признать, что методологические и методические проблемы управления ИК — в силу его специфики, связанной с неосязаемостью, неощутимостью с материальной точки зрения — даже в развитых странах еще далеки от своего решения: это, прежде всего, вопросы учета и оценки ИК, поиска и выбора способов и методов трансформации интеллектуальных ресурсов в реальные активы, теоретические и практические вопросы их менеджмента и т. п.

Существует также назревшая необходимость адаптации зарубежных теорий корпоративного управления к условиям и особенностям хозяйствования российских предприятий, включая вопросы, связанные с менеджментом интеллектуальными активами. Проблема обостряется особенно в связи с предстоящим вступлением России в ВТО (Всемирную торговую организацию), что значительно ужесточит условия конкуренции для отечественных производителей.

Вместе с тем положение с разработкой теории интеллектуального капитала в отечественной экономической науке осложняется еще бытующей иногда точкой зрения, что для России как страны, далекой от построения информационного общества, проблемы управления интеллектуальным капиталом надуманны и не столь актуальны. Но современные тенденции ускорения всех процессов и в том числе вовлечения России как страны с особым геополитическим положением в мировое хозяйство, явственно демонстрируют необходимость учета того факта, что уже в ближайшее время мировое лидерство в экономической, политической и духовной сфере будет принадлежать странам с преимущественным развитием ИК.

Россия всегда была и остается, несмотря на посткризисные негативы, страной, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом. По оценкам специалистов, Россия обладает интеллектуальной собственностью стоимостью около 400 млрд долл.США, что дает общее представление о величине нереализованных возможностей в этой области. Это источник значительных дополнительных доходов для многих российских предприятий, а также НИИ, КБ, лабораторий и тех организационных структур, которые пришли им на смену. Между тем коммерческое использование интеллектуальной собственности российскими предприятиями и организациями связано сегодня с рядом сложностей и прежде всего, с низким уровнем научно-теоретической базы для практической реализации имеющихся и потенциальных интеллектуальных ресурсов, неразвитостью управленческой технологии в этой важнейшей сфере менеджмента.

Вышесказанное обусловило актуальность исследований в данном направлении и предопределило выбор темы настоящей диссертационной работы, а именно: формирование эффективного механизма управления интеллектуальным капиталом на предприятиях промышленности.

Целью настоящей работы является исследование теоретико-методических вопросов управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия как решающим фактором его конкурентоспособности. В соответствии с указанной целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

— выявлена и обозначена роль интеллектуальных ресурсов в обеспечении конкурентоспособности фирмы и росте ее рыночной стоимости;

— на основе изучения отечественных и зарубежных концепций исследована и уточнена экономическая сущность интеллектуального капитала;

— предложена структура ИК и классификационный состав его элементов;

— определено содержание и особенности процесса управления ИК на предприятиях, а также последовательность этапов его реализации;

— проанализированы и оценены уровень и проблемы управления ИК на российских промышленных предприятиях;

— изучена специфика организации взаимоотношений предприятия с субъектами рынка ИК;

— разработаны методические подходы к формированию экономического механизма управления ИК.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования интеллектуального капитала предприятия.

Объектом исследования выступают промышленные предприятия различных отраслей и форм собственности.

Методологическая база и методы исследования. В процессе диссертационного исследования при разработке методических положений, обосновании выводов и предложений, практических рекомендаций использованы основные положения экономической теории, научные исследования отечественных и зарубежных ученых в области управления и оценки ИК, законодательные и нормативные акты, общенаучные методы познания, основанные на теории и принципах диалектики, системной методологии, а также специфические методы исследования в области экономики, организации и менеджмента, теории фирм и стратегического управления. Эмпирической базой послужили данные официальной статистики, публикаций периодической печати, отчетные данные предприятий, результаты собственных исследований автора.

Научная новизна результатов данного исследования заключается в формировании концептуального подхода, позволяющего более обоснованно решать важную и относительно новую научно-практическую проблему повышения эффективности управления интеллектуальным капиталом предприятий. Основные элементы научной новизны состоят в следующем:

— установлена взаимосвязь уровня конкурентоспособности предприятия и уровня использования им интеллектуального капитала;

— уточнена экономическая сущность ИК и его отличие от других форм капитала;

— предложена классификация элементов ИК как теоретическая основа формирования его структуры на предприятиях;

— выявлены основные этапы и функции управления ИК и уточнено их содержание;

— разработана методика оценки уровня управления развитием ИК на отечественных предприятиях;

— разработана конкретная программа формирования механизма управления ИК на уровне предприятия и предложена схема управления ИК по связям.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что основные теоретические разработки и методические положения, рекомендации и предложения, сформированные на основе предложенного теоретического подхода к формированию механизма управления РЖ, доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности российских предприятий с целью повышения их конкурентоспособности на основе более эффективного использования интеллектуальных активов.

Разработанные методические положения и практические рекомендации имеют универсальный характер и могут быть использованы любыми промышленными предприятиями независимо от их отраслевой принадлежности.

Апробация работы и внедрение результатов работы. На протяжении всего времени работы над диссертационным исследованием основные положения и его результаты докладывались на научно-практических конференциях:

— Международной научно-методической конференции «Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом ВУЗе», (г. Белгород, 2003 год);

— Международном конгрессе «Современные технологии в промышленности строительных материалов и стройиндустрии», посвященный 150-летию В. Г. Шухова, (г. Белгород, 2003 год);

— Международной научно-практической конференции «Экономические проблемы вступления России в ВТО», (г. Белгород, 2004 год);

— Международной научно-практической Интернет — конференции «Совершенствование механизма хозяйствования в современных условиях», (г. Белгород, 2004 год).

Отдельные выводы, предложения и результаты использовались:

— в учебном процессе в Белгородском Государственном Технологическом Университете им. В. Г. Шухова при изучении студентами специальностей 80 502 «Экономика и управление на предприятии», 80 105 «Финансы и кредит», 80 109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дисциплин «Стратегическое управление», «Маркетинг», «Экономика организации»;

— экономическими субъектами при разработке комплекса мероприятий, связанных с процессом формирования механизма управления ИК.

— Результаты использованы также в ОАО «Завод краски КВИЛ» при управлении его интеллектуальной собственностью.

Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в восьми работах, общим объемом 1,64 печатных листа, в том числе авторских 1,53.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 186 наименований, 7 приложений. Содержание работы изложено на 178 страницах машинописного текста, включая 15 таблиц, 8 рисунков.

Заключение

.

1. Изучение теорий конкурентной борьбы и их эволюции показывает, что в постиндустриальных экономиках наиболее устойчивым и долгосрочным конкурентным преимуществом, определяющим рыночную стоимость компаний, является определенное сочетание нематериальных факторов производительных сил: знаний и навыков, интеллектуальных продуктов, технологических секретов и т. п. Информационно-интеллектуальные ресурсы отличаются неограниченным характером и требуют значительно меньших затрат на свое обслуживание. Исходя из этого, эффективность конкурентной борьбы предприятия непосредственно зависит от структуры капитала компании, поэтому управление ею, и особенно «невидимой» частью капитала, выдвигается сегодня на первый план корпоративного менеджмента.

2. Несмотря на исключительную важность рассматриваемого вида ресурсов и их рационального сочетания с другими факторами производства, управление ИК имеет в настоящее время крайне ограниченную теоретическую базу. Уточнение существующего в теории и на практике понятийно-категориального аппарата, используемого для определения явления информационно-интеллектуальных факторов, позволило сделать вывод о том, что в работах российских и зарубежных ученых и экономистов не сформировалось исчерпывающего представления о сущности неосязаемых активов предприятия. В работах зарубежных авторов традиционно основной упор делается на исследование информационных ресурсов и информационных потоков предприятия, либо на правособственнические отношения по поводу средств и продуктов интеллектуальной деятельности субъектов бизнеса.

3. Используемые в отечественной теории и практике термины «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы» недостаточно точно и полно отражают содержательную сущность информационно-интеллектуальных факторов в позитивном экономическом аспекте, акцентируя внимание на нормативном или затратном подходе к идентификации и использованию. Всё это существенно затрудняет формирование научно-методических подходов к эффективному управлению этим важнейшим видом корпоративных активов: их выбору, оценке, формированию, восстановлению и использованию.

4. Исходя из того, что сущность тех или иных активов определяется не их физической природой, а ролью в экономической деятельности и способах получения полезности от использования, состав нематериальных активов фирмы следует рассматривать гораздо шире определяемого бухгалтерскими трактовками и инструкциями. В нем можно выделить две основные группы: интеллектуальные активы и права собственности или иные права на эти активы. Обе эти группы в совокупности составляют интеллектуальный капитал. Права собственности или иные права являются активами постольку, поскольку защищают возможности фирмы по владению, пользованию, распоряжению интеллектуальными или иными объектами. Защищенное право становится самостоятельным источником рыночной ценности фирмы, то есть ее капиталом.

5. Под интеллектуальным капиталом, таким образом, предлагается понимать совокупность информационно-интеллектуальных факторов функционирования организации, находящихся в ее собственности или владении и способных приносить доход. Его высочайшая роль в современном производстве объясняется тем, что знание и информация является организующим началом любой деятельности. Интеллектуальный капитал формируется и используется как внутри организации, так и в окружающей среде с целью получения желаемых экономических результатов за счет уникальных конкурентных преимуществ.

6. Анализ экономической сущности и особенностей функционирования интеллектуального капитала позволил сформировать расширенную классификацию его элементов, выявив в то же время их общие и специфические черты. Формирование ИК есть результат трансформации различных типов информационных потоков, которые нуждаются в управлении: сборе, анализе и обработке, оценке, хранении, преобразовании, контроле и т. п. процессах. В работе выделены следующие основные виды ИК: промышленная собственность, включая стратегические активырепутационные активы или организационный капиталчеловеческий капитал (квалификация и способности). Предложено классифицировать их по месту приложения, по возможности отчуждения, по составу элементов.

7. Исследование сущности и состава ИК и определение его как особой, относительно самостоятельной подсистемы производительных сил позволило аргументировать необходимость создания на предприятии соответствующей подсистемы корпоративного менеджмента. Определено содержание функций этой подсистемы УИК: формирование оптимальной структуры ИК в соответствии с миссией и целями компанииоценка уровня ИК и его внутрифирменного использования, включая его аудит и мониторингорганизация коммерческого использования ИКуправление человеческим потенциаломправовая защита объектов ИКмотивация персоналамаркетинг объектов ИК.

8. На основе анализа теоретических подходов и обобщения эмпирического опыта (обследованных предприятий) сформулированы основные принципы и условия эффективного управления ИК на промышленных предприятиях. Они в свою очередь вытекают из специфической экономической сущности интеллектуальных активов, отличия их оборота от оборота материальных ресурсов, а также из особенностей работы с рынком интеллектуальной собственности, которые установлены в работе.

9. Критический анализ существующих методов оценки уровня развития ИК дал возможность установить, что они весьма разнообразны, оценивая PIK с различных позиций и целей: учетной, инвестиционной, рыночной, юридической и т. д. Рассмотрены методы экономической оценки величины ИК предприятия и определены как их достоинства, так и недостатки. Использование имеющихся подходов в отдельности не в состоянии дать полной картины о том, как осуществляется развитие ИК на предприятии, каковы его тенденции. Таким образом, установлена необходимость и выявлены направления дальнейшего совершенствования методов оценки управления ИК. Исходя из этого предложена расширенная методика оценки уровня управления ИК на основе комбинаторного и сравнительного принципов, сочетающего монетарный и немонетарный подходы и позволяющий охарактеризовать процесс управления ИК в его динамике.

10. Анализ, проведенный по авторской методике на ряде предприятий Белгородской области, обнаружил следующие тенденции: доля учтенного ИК в совокупных активах чрезвычайно низка и колеблется от 0,1% до 1,5%- однако имеют место неучтённые элементы ИК — такие, как организационный капиталпреобладающим элементом учтённого ИК являются патенты на изобретения, то есть промышленная собственностьвсе обследованные предприятия испытывают трудности с методическим обеспечением процесса управления ИКдоходность ИК колеблется по обследованным предприятиям в широком диапазоне: от 4,66 руб. до 1600 руб.- возможности коммерческой реализации компонентов ИК используются недостаточно (доля прибыли от неё в общем объеме прибыли на предприятиях составляет менее 2%). Рейтинговая оценка предприятий показала, что имеется тесная связь между уровнем ИК, эффективностью его использования и устойчивой конкурентной позицией предприятия.

11. Инвестирование в ИК определено как важнейший элемент корпоративного стратегического управления на современном этапе. При выборе и формировании структуры ИК предприятия наибольшее предпочтение и приоритет следует отдавать тем элементам ИК, которые носят мультипликативный характер, положительно влияя на все остальные элементы капитала и трудовые ресурсы фирмы, а также тем, которые способны к саморазвитию и самообновлению. К таким элементам, в частности, можно отнести информационные технологии, организационный и марочный капитал, а также капитал маркетингового взаимодействия (прежде всего с клиентами и бизнес — партнерами).

12. Механизм управления ИК предложено строить на основе «управления по связям», основными из которых являются следующие: связь «Производство — ИК», связь «Финансы — ИК», связь «Кадры — ИК», связь «Рынок — ИК», связь «Организационные изменения — РЖ», связь «Защита ОИС — ИК». Исходя из этого, предусматривается наличие соответствующих блоков в подсистеме УРЖ, обеспечивающих качество данных связей и определяются функции и задачи этих блоков. В целом механизм УРЖ должен быть нацелен на решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятия за счёт инновационной деятельности, наращивания интеллектуального потенциала компании и повышения уровня его использования при создании товара.

13. Предложена программа формирования подсистемы УРЖ для конкретного предприятия, состоящая из нескольких этапов (разделов). Содержание данных разделов программы планируется исходя из того, какая именно связь будет поддерживаться мероприятиями, намеченными данным разделом. Результаты выполнения данной программы целесообразно отражать рядом предложенных показателей и индексов, в совокупности оценивающих динамику процессов развития ИК на данном предприятии. Наиболее важными из них при этом являются такие, как индекс доходности РЖ от внешнего и внутреннего использования, индекс инновационности развитияуровень наукоемкости продукции, индекс эффективности инвестирования в ИК.

14. Намечены основные направления по организации взаимодействия предприятия с рынком интеллектуальных продуктов, исходя из учета особенностей и современных форм этого специфического рынка. Выделены его основные сегменты и разработан алгоритм поведения предприятия на данном рынке. Предложены формы маркетинговой деятельности в этой сфере, позволяющие прогнозировать возможные изменения в конъюнктуре рынка ОИС, ориентироваться в ней и осуществлять выбор инновационных продуктов для покупки или продажи, а также строить эффективную рыночную политику на основе использования нормативов конкурентоспособности, и, прежде всего нормативов использования РЖ при создании товара.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект// Маркетинг в России и за рубежом. 1998, № 1.
  2. Г. Г., Карпова H.H. Оценка интеллектуальной собственности предприятий в современных условиях // Вопросы оценки.- 1999. № 2.
  3. Г. Г., Карпова H.H. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности // Московский оценщик. 2000. № 7
  4. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2002.
  5. Бухгалтерский учет. Учебник под ред. П. С. Безруких, М.: изд-во Бухгалтерский учет, 2004.
  6. М.А., Хрусталев Е. Ю. Управление интеллектуальной собственностью // Консультант директора.- 2002. № 1.
  7. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. Пер с анг./ Под ред. С. Г. Бежук.- СПб.: Питер, 2001.
  8. Ю. Засекречивание интеллектуальной собственности важный ресурс экономики // Интеллектуальная собственность.- 1999. № 3.
  9. A.A., Чередникова JI.E. Интеллектуальная собственность: экономический аспект, — М.: ИНФРА-М, 2001.
  10. Ю.Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с фр. М.: ИНФРА-М, 2001.
  11. Большой экономический словарь / Под.ред. А. Н. Азрилияна.- М.: Фонд Правовая культура. 1994.
  12. JI.H., Монастырская A.A., Трохова М. В. Ваша интеллектуальная собственность.- СПб: Питер, 2001.
  13. Борщ-Компанеец Н. С. Некоторые аспекты использования интеллектуальной собственности на рынке России // Консультант директора.- 2001. № 22.
  14. Г. В. Реализация интеллектуальной собственности — условие экономического успеха / Под общей ред. Лебедева С. А. М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.
  15. Г. В., Мокрышев В. Передел интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. -1999. № 1.
  16. Э. Интеллектуальный капитал ключ к успеху в новом тысячелетии. — СПб., изд-во «Питер», 2001.
  17. И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 1994, № 2.
  18. C.B., Завлин П. Н., Миндели Л. Э. Нематериальные активы в науке: оценка и использование //Бюллетень ВАК России.-1997.- № 2.
  19. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУВ-ШЭ, 2001.
  20. X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
  21. А.Т. Интеллектуальная собственность в правовом пространстве Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом.- 1997.-Ноябрь-декабрь.
  22. А.Л. Управление знаниями.- М.: Изд-во «Социальные отношения», 2001.
  23. А.Л. Ворота в глобальную экономику.- М.: Изд-во «Социальные отношения», 2001.
  24. А.Л. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. -М.: Изд-во «Социальные отношения», 2003.
  25. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  26. И.Н. Менеджмент.- М.: Изд. Объединение ЮНИТИ, 1998.
  27. ДЖ. Л., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. -мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  28. Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001.
  29. O.A. «Собственность» и «интеллектуальная собственность» // Интеллектуальная собственность.- 1994.- № 9−10.
  30. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1998.
  31. А.Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  32. Г. М., Келли Р. Э. Руководство по оценке бизнеса.- М.: Академия оценки, 1996.
  33. Джи Б. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение. СПб.: Питер, 2000.
  34. О. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность.- 1999. № 5−6.
  35. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике.- СПб.: Наука, 1999.
  36. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость./ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
  37. Ю.А. Экономический потенциал территории.- СПб.: Химия, 1997.
  38. П. Посткапиталистическое общество / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева.- М.: Academia, 1999.
  39. П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Совместное предприятие «БУК Чембэр Интернэшнл», 1994.
  40. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  41. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2000.
  42. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Издательство СПб.: УЭФ, 1994.
  43. С.А. Информационный императив и глобальный кризис рыночной цивилизации / Экономическая теория на пороге XXI века -3. Под. Ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой.- М.: Юрист, 2000.
  44. В.А. Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование, участие в экономическом обороте.- Краснодар: Советская Кубань, 1997.
  45. В. Содержание и природа исключительных прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность.-2000. № 4.
  46. A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2000.
  47. С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1997.
  48. B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества.-М.: Academia, 1997.
  49. B.JI. Новая индустриальная волна на Западе: Антология. М!: Academia, 1999.
  50. А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. 2-е изд., испр. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  51. М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  52. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации,— СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000.
  53. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. — М.: Экпертное бюро-М. 1997.
  54. A.A. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб., 2000.
  55. Конвенция по охране промышленной собственности.- Париж, 20 марта 1883 г., редакция 1979.
  56. В.И. Формирование управленческих команд нового поколения: Монография. М.: РАГС, 2000.
  57. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП Издательство магистр, 1997.
  58. Ф. Основы маркетинга.- СПб.: АО КОРУНА, АОЗТ ЛИТЕРА ПЛЮС, 1994.
  59. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/пер. с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой. М.: «Издательство ACT», 2000.
  60. М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие.-2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2001.
  61. М.М. Человеческий капитал.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
  62. Дж. К. Теория организации: Учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  63. Дж. К. Менеджмент. М.: КноРУС, 2002.
  64. .Б. Методология и параметры нематериальных активов в Российской Федерации // Вопросы оценки.- 1998.-№ 3.
  65. Ю.Б. Оценка нематериальных активов. Методология затратного подхода // Вопросы оценки.- 1999.-№ 2.
  66. Ю.Б. Оценка стоимости интеллектуальной собственности дело тонкое // Интеллектуальная собственность.- 1999.- № 5.
  67. H.B. Международные стандарты оценки и сертификации стоимости объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 1996. № 9/10.
  68. Н.В. Методика стимулирования авторов объектов промышленной собственности // Интеллектуальная собственность. 1999. № 3.
  69. Н.В. России необходима государственная политика в области промышленной собственности // Интеллектуальная собственность.-1999. № 2.
  70. С. Оценка интеллектуальной собственности // Коммерсант Baltic. 2001. № 6(70).
  71. K.P., Брю С.Л. Экономикс. КН. 1,2- М.: Республика, 1992.
  72. Г. Управление интеллектуальными активами существенный вклад в бизнес. Опыт корпорации «Доу кэмикал»: Труды Международной конференции «Коммерционализация технологий: российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7−10 июля 1997 г.- СПб., 1997.
  73. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, 4.11.
  74. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1997.
  75. Г., Шнайдер Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: Какими будут компании и рынки в XXI веке. М.: Альпина паблишер, 2001.
  76. Р. Маркетинг, который мы выбираем // SPb. Business Omnibus.2000. № 5.
  77. В. Суть нематериальных активов // Интеллектуальная собственность. 1999. № 3.
  78. В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление.- 2-е изд. Перераб. и доп. — М.: ИНИЦ, 1998.
  79. О.Н. Оценка интеллектуальной собственности // Финансовая газета.- 1993 .-№ 32.
  80. H.A. Развитие системы нематериальных активов в Российской Федерации // Вопросы оценки.- 1998.- № 3.
  81. Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  82. Оценка интеллектуальной собственности: Учеб. Пособие / Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Финансы и статистика, 2002.
  83. А.М. Оценка интеллектуальной деятельности // Проблемы промышленной собственности.- 1997.- № 9.
  84. А.М. Стратегическое управление интеллектуальной собственностью // Финансовая газета. 1997. № 50, декабрь.
  85. М. Конкуренция.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  86. Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000.
  87. А. Интеллектуальные грабли // Интеллектуальная собственность.-2000. № 4.
  88. Е., Хорольский П. Оценка новизны, предварительной стоимости и времени морального износа объекта интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2000. № 1.
  89. И. Интеллектуальный капитал. Вы можете управлять тем, что можете измерить // Маркетинг.- 1998.- № 3.
  90. Рюэгг-Штюрм И, Ахтенхаген J1. Сетевые организационно-управленческие формы — мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
  91. Е. Виды стоимости интеллектуальной стоимости // Интеллектуальная собственность.- 2000. № 8.
  92. А. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление (американский опыт) // Интеллектуальная собственность. -2000. № 5.
  93. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.- М.: Теис, 1996.
  94. И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие, — М.: Финансы и статистика, 2001.
  95. И.В., Веретенникова И. А., Сергеев А. И. Научно-технический прогресс и экономика: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Сергеева, М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  96. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике.-Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия, 2000.
  97. В.И. Кому должны принадлежать права на НТП?// Интеллектуальная собственность.-1999. № 3.
  98. Г. М. Нужны стандарты оценки // Патенты и лицензии.-2000. № 1.
  99. П. Как измерить знания? // COMPUTER WORLD. Россия. -№ 15, 1998.
  100. П. Информация в век электроники: проблемы управления, — М.: 1987.
  101. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. B. J1. Иноземцева.- М.: Academia, 1999.
  102. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технологии и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001.
  103. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.: Инфра-М, 2000.
  104. Ч. По ту сторону уверенности: Пер. с англ./Под. Ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. (Серия „Теория и практика менеджмента“).
  105. В. Интеллектуальная собственность как нематериальные активы //Аудитор — 1996, № 12.
  106. P.A. Стратегический маркетинг, 2-е изд, перераб и доп. — СПб.: Питер, 2002.
  107. Фатхуднинов Р. А Разработка управленческого решения, — М.: Бизнес-школа, 1998.
  108. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е. С. -M.: Дело, 2001.- 435с.
  109. А., Дегтярев А. Как оценивать промышленную собственность в России // Финансовая газета.- 1993, — № 34.- с. 2.
  110. А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2003.
  111. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1999.
  112. . О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. -2001. № 3.
  113. И. Теория экономического развития.-М.: Прогресс, 1982.
  114. Экономика в вопросах и ответах. Под ред. Николаевой И. П., М. Изд-во Проспект, 2003.
  115. Л.Н., Щетинина Е. Д., Роль торговой марки в формировании рыночной стоимости компании» // Сб. научн. тр. «Человек. Экономика. Общество», Вып.З.- Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2002.
  116. Л.Н. Проблемы идентификации и управления интеллектуальной собственностью в рыночных условиях Российской Федерации // Вестник БГТУ. Научно-теоретический журнал.- 2003. № 7, 4.IV.
  117. Л.Н. Проблемы формирования позитивного корпоративного имиджа Российских предприятий // Вестник БГТУ. Научно-теоретический журнал.- 2003. № 7, ч.1У.
  118. Е.Д., Щербакова JI.H. Структурные составляющие интеллектуального капитала // Сб. докл. Международной научно-практической конференции «Экономические проблемы вступления России в ВТО». — Белгород: Изд-во БГУ, 2004.
  119. JI.H. Сущность и особенности интеллектуального капитала как фактора конкурентоспособности предприятия // Сб. научн. тр. «Человек. Экономика. Общество», Вып.7.- Изд. БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004.
  120. JI.H. Интеллектуальные активы стратегический ресурс современного предприятия // Сб. докл. Международной научно-практической Интернет — конференции «Совершенствование механизма хозяйствования в современных условиях». Белгород, 2004.
  121. Экономика в вопросах и ответах. Под ред. Николаевой И. П., М.: Изд-во Проспект, 2003.
  122. JI., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. B.JI. Иноземцева.- М.: Academia, 1999.
  123. А. Интеллектуальная собственность в деятельности предприятия // Интеллектуальная собственность. 2000. № 5.
  124. Amidon D. Innovatoin Strategy for the Knowledge Economy: The Ken Awakening. Boston: Butterworth-Heinemann, 1997.
  125. Barber J. Intangible Assets and Competitive Advantage in the Knowledge-based Economy London, Dept. of Trade and Industry, 1999.
  126. Becker G., Murphy K., Tamura R. Economic growth, human capital and population growth//Journal of Political Economy, Vol.98, 1990.
  127. Boisot M. Knowledge Assets. Oxford University Press, 1998.
  128. Branderburger A.M., Nalebuff B.M., Co-opetition.- N.Y.: Doubleday, 1996.
  129. Brooking A. Intellectual Capital: Core Assets for the Third Millennium Enterprise. International Thompson Business Press, London, 1996.
  130. Coleman J. S. Foundations of Social Theory — Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1990.
  131. Brooking A., Motta E. A. Taxonomy of Intellectual Capital and Methodology for Auditing It//17th Annual National Business Conference, McMaster University, Hamilton, Ontario, Canada, January 24−26, 1996.
  132. Davenport T., DeLong D. Building Successful Knowledge management Projects/ Working Paper Ernst & Young Center for Business Innovation, January 1997.
  133. Davenport T., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know.- Harvard Business School Press, 1998.
  134. Chattel A. Creating Value in the Digital Era: Achieving Success through Insight, Imagination and Innovation. Macmillan Press, London, 1998.
  135. Cope M. Know your value? Value what you know. L., 2000.
  136. DeVoretz D., Laryea S. Canadian Human Capital Transfers: The United States and Beyond. C.D. Howe Institute, 1998.
  137. Drucker P. The New Realities. London. 1990.
  138. Drucker P. Post Capitalist Society.- Butterworth Heinemann. 1993.
  139. Drucker P. The Next Information Revolution // Forbes ASAP 1998 — August 24.
  140. Dixon N. Common Knowledge. Harvard Business School Press, 2000.
  141. Dyson E. Intellectual Property on the Net December // Release 1.0., 1997.
  142. Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing Your companies true value by finding its hidden brainpower. New York: Harper Collins Publishers Inc., 1997.
  143. Edvinsson L., Sullivan P. Intellectual Capital and Knowledge Management // European Management Journal- 1996-vol. 14.
  144. Feiwel G.R. The Intellectual Capital of Michael Kalecki London, 1975.
  145. Fortune T.S. Intellectual Capital. — London, 1998.
  146. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.) — 1994.
  147. Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.) — 2000.
  148. Hunt R. Creating a Thinking Organization. Gower, London, 1999.
  149. Kaplan R.S., Norton D.P. The balanced scorecard measures that drive performance // Harvard Business Review 1992 /- January-February — P. 7179.
  150. Leibmann M.A. Way to KM Solutions. Things to Consider When Building Knowledge Management Solutions with Microsoft Technologies. Microsoft Corporation, 2000.
  151. Mcgee J., Prusak L. Managin Information Strategically.- John Wiley Sons Inc., 1993.
  152. Measuring What People Know: Human Capital Accounting for the Knowledge Economy OECD, Paris, 1996.
  153. Moore J.F. The Dearth of Competition. N. Y.: Harper business, 1996.
  154. Nonaka I., A Dynamic Theory of Organizational Knowledge//Creation. Organization Science, Vol. 5, No 1, 1994.
  155. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation.- New York, NY: Oxford University Press, 1995.
  156. O’Dell C. If We Only Knew What We Know: The Transfer of Internal Knowledge and Best Practice. — Free Press, New York, 1998.
  157. Pfeffer G., Sutton R.I. The Knowledge-Doing Gap: How Smart Companies turn Knowledge into Action. — Harvard Business School Press, Cambridge, 1999.
  158. Polanyi M. Tacit Knowledge New York, NY: Doubleday Publishers, 1966.
  159. Portes A. Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology//Annual Review of Sociology. Vol.22, 1998.
  160. Prusak L. Knowledge in organizations Boston: ButterworthHeinemann, 1997.
  161. Pulic A. Human Capital in Transformation. Intellectual Capital prototype Report. Skandia, 1998.
  162. Romer P. Idea gaps and object gaps in economic development//Journal of Political Economy, Vol. 98, 1990.
  163. Roos J., Roos G., Dragonetti, N.C. and Edvinsson L. Intellectual Capital: Navigating in the New Business Landscape. Macmillan, Houndsmills, Basingtoke, 1997.
  164. Schneider U. The Austrian Approach to the Measurement of Intellectual Potential. 1999.
  165. Skyrme D. Capitalizing on Knowledge. From e-business to k- business. Oxford., 2001.
  166. Stewart T. Intellectual Capital: The New Wealth of organizations. Nicholas Brealey Publishing, London, 1997.
  167. Strassmann P. Taking the Measure of Knowledge Assets // Computerworld. -1998.- April, 6.
  168. Strassmann P. When Spending is Investing // Knowledge Management.- 2000.-January.
  169. Strassmann P. Accumulating Knowledge Efficiency // Knowledge Management.- 2000. February.
  170. Sullivan P. Value-driven Intellectual Capital. How to convert intangible corporate assets into market value.- Wiley.-2000.
  171. Sveiby K.-E., Lloyd T. Managing Know-how Bloomsbery, London, 1997.
  172. Sveiby K.-E., Koehler B. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Intangible Assets, 1997.
  173. Sveiby K.-E. The Intangible Assets Monitor.- 1997.
  174. Sveiby K.-E. The Balanced Score Card (BSC) and The Intangible Assets Monitor, 1997.
  175. Sveiby K.-E. Intellectual Capital and Knowledge Management, 1997. Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies and Nations in a Knowledge-based Economy Harper Collins Publishers Inc., 1999.
  176. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading, 1995.
  177. Wiig K. Assessment of the State of Intellectual Capital in XY Corp./Working Paper, Knowledge Research Institute, Inc., 1990, No 3.
  178. Wiig K. Comprehensive Knowledge Management/Working Paper, Knowledge Research Institute, Inc., 1990, No 4. иложения
  179. Прогноз развития интеллектуальных ресурсов промышленно-развитых стран
  180. Характеристика Конец XX века Начало XXI века
  181. Стратегия развития общества Технократизм, накопление капитала в разных формах, повышение качества жизни Полицентризм, вложение средств в развитие интеллекта и информатики, глобализация
  182. Жизненный и воспроизводственный цикл товара Два-пять лет (компьютеры — 1 год) Сокращение в два раза
  183. Идеология Роль и место личности определены системой Раскрепощение человеческих возможностей, гуманитаризм, гармоническое развитие личности
  184. Интеграция инновационной деятельности Интеграция по стадиям жизненного цикла, формирование технопарков, технополисов Разработка трансатлантических инновационных проектов, международных проектов на базе глобальных стратегий
  185. Информационные технологии На основе микроэлектроники, спутниковой связи, Интернета На основе новых носителей информации DVD, трёхмерной оптико-электронной памяти
  186. Технологии производства Преимущественно дискретные процессы на основе ГПС АСУП и т. п.О Непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии с использованием замкнутых безотходных циклов, нанотехнологии
  187. Ресурсоемкость товаров Тенденция к снижению ресурсоемкости За 15 лет может снизиться вдвое
  188. Тип производства Крупносерийное, массовое, автоматизированное производство Интегрированные производственные автоматизированные модули и системы
  189. Форма организации производства Развитие концентрации, специализации и комбинирования производства на всех уровнях Развитие всех форм организации производства в международном масштабе в рамках ТНК, МНК
  190. Рейтинги США, Китая и Российской Федерации по критериям интеллектуальной конкурентоспособности (по данным Всемирного экономического форума)
  191. Критерий Пояснения Параметры1. США Китай Россия
  192. Рез- Рейтинг Рез- Рейтинг Рез- Рейтингтат тат тат
  193. Средняя Для населения 12,25 1 5,74 44 10,49 7продолжительность до 25 лет, по школьного обучения данным 2000 г.
  194. Качество В баллах от 4,8 25 3,5 41 4,1 36общеобразовательных школ 1(низкое) до 7 (высокое)
  195. Разница в качестве В качестве 3,0 37 3,1 36 3,4 34школ школ, обучающих бедных и богатых
  196. Послевузовское В % от числа 81 2 6 58 45 20образование лиц, имеющих высшее образование
  197. Расход на НИОКР В % от ВВП 2,63 5 0,66 37 0,88 30
  198. Технологическое Позиция в 6,7 1 3,4 42 3,6 37совершенство страны технологич. ранге среди лидеров (1 наименее соответствует, 7-наиболее соответствует)
  199. Тех нологическое Компании 5,9 2 4,2 26 4,5 18развитие компаний получают технологии самостоятельно (7- наиболее)
  200. Частные инвестиции Инвестиции в 5,5 3 2,8 37 3,4 22 В НИОКР НИОКР
  201. Лицензирование 7 баллов 4,6 37 3,9 50 3,9 52технологии
  202. Утечка умов Наиболее талантливые работники остаются стране 6,4 1 2,8 48 3,2 44
  203. Международные Компании 6,0 8,0 4,2 2,8 4,4 2,5марки (бренды) торгующие во всем мире (7 баллов)
  204. Рейтинг областей интеллектуальной деятельности по приоритетности вложений капитала (по 100-балльной шкале)
  205. Область интеллектуальной деятельности Количество баллов1. Космос 51,82. Информатика 49,8
  206. Биология и другие науки о жизни 49,34. Здравоохранение 48,05. Коммуникации 46,66. Электроника 43,77. Транспорт 40,08. Материаловедение 36,69. Экология 25,81. Ю. Сельское хозяйство 18,411 .Урбанизация 15,1
  207. Источник: Шестой японский прогноз развития мировой науки, техники и технологии.
  208. Анализ объема и динамики НМА предприятий Белгородской области
  209. Предприятие Абсолютное значение, НМА т. руб. Удельный вес НМА в СовА, % Изменение Темп прироста, %абсолютного значения удельного веса н.2002 н.2003 к.2003 н.2002 н.2003 к.2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003
  210. ОАО «БелАЦИ» 460 431 402 0,394 0,23 0,180 -29 -29 -0,16 -0,050 -6,30 -6,73
  211. ЗАО «Белметалл контракт» 4,3 3,8 3,4 0,02 0,025 0,01 -0,486 -0,485 0,005 -0,015 -11,2 -12,61
  212. ОАО «Колос» 35 5 1 0,04 0,006 0,006 -30,0 -4,00 -0,034 -0,005 85,71 -80,00
  213. ОАО «Белгородский абразивный завод» 108 93 4758 0,096 0,041 1,41 -15 4665 -0,055 1,37 -13,89 5016,13
  214. ОАО «Содружество» 166 /158 149 0,70 0,64 0,25 -8,00 -9,00 -0,06 -0,39 -4,82 -5,70
  215. ЗАО «Сокол-АТС» 16 223 29 882 5706 8,58 14,20 2,25 13 659 -24 176 5,62 -11,95 84,2 -80,9
  216. ОАО «Шебекиномел» 60 22 20 0,07 0,02 0,02 -38 -2 -0,05 -0,6 -0,09
  217. ОАО «Белгороднефтепродукт» 463 111 0,202 0,045 -352 -111 -0,157 -0,045 -76,03
  218. ОАО «Белгородский завод «Ритм» 2147 1914 2,03 1,57 — -233 -1914 -0,46 -1,57 -10,85 -1001. Продолжение приложения 5
  219. ОАО «Белгородский хладокомбинат» 153 170 111 0,09 0,06 0,04 17 -54 -0,03 -0,02 11,11 -31,76
  220. ООО «Торговый дом ЖБИ» 105 210 1,18 1,35 105 105 1,18 0,17 4,63
  221. ООО «Строй комф ЖБК-1» 3 2 0,25 0,03 -1 -2 -0,22 -0,03 -33,33 -100
  222. ОАО «Шебекинский машиностроительный завод» 6 5 5 0,007 0,005 0,003 -1 -0,002 -0,002 -16,6
  223. ЗАО «Белогорье» 4446 3334 8,17 2,79 4446 -1112 -8,17 -5,38 -25,01
  224. ЗАО «Белгородский цемент» 4 3 17 0,0009 0,0006 0,003 -1 14 -0,0003 0,0024 -25,00 466,66
  225. ОАО «Белгородский пищевой комбинат» 13 11 9 0,02 0,016 0,012 -2 -2 -0,004 -0,004 -15,38 -18,18
  226. Анализ эффективности использования НМЛ предприятий Белгородской области
  227. ОАО «БелАЦИ» 445,5 416,5 93,38 762 028 920 340 120,78 60 040 75 128 125,13 134,77 180,38 133,84 1710,5 2209,7 129,18 7,88 8,16 103,55
  228. ОАО «Белгородский хладокомбинат 161,5 140,5 86,99 445 449 444 121 97,51 30 440 34 502 113,34 188,48 245,57 130,29 2758,2 3161,0 114,60 6,83 7,77 113,76
  229. ОАО «Колос» 20 3 15,00 120 761 396 045 327,96 3387 2259 66,70 169,35 753,00 444,64 6038,1 132 015 2186,38 2,80 0,57 20,36
  230. ОАО «Шебекинский машиностроительный завод» 5,5 5 90,91 204 715 245 783 120,06 9482 9305 98,14 1724 1861 107,95 37 220,91 49 156,6 132,07 4,63 3,79 81,86
  231. ОАО Содружество 162 153,5 94,75 121 412 169 111 139,29 865 1210 139,88 5,34 7,88 147,57 749,46 1101,70 147,00 0,71 0,72 101,41
  232. ОАО «Белгородский абразивный завод» 100,5 2425,5 2413,4 429 694 511 099 118,94 67 639 76 094 112,50 673,02 31,37 4,66 4275,56 210,72 4,93 15,74 14,89 94,60
  233. ОАО «Пищевой комбинат» 12 10 83,33 248 251 226 716 91,33 5985 306 5,11 498,75 30,60 6,14 20 687,58 22 671,6 109,59 2,41 0,13 5,39
  234. ЗАО «Белгородский цемент» 3,5 10 285,71 967 995 1 518 412 156,86 93 530 16 035 17,14 26 722,86 1603,5 6,00 276 570 151 841,2 54,90 9,66 1,06 10,97
  235. Программа формирования интеллектуального капитала предприятия
  236. Компоне Элементы Основные мероприятия и действия1. Вид нтыИК развитиясвязи
  237. Связь Произвол Рост Организация фундаментальных и прикладных исследований:
  238. ИК» более установление индивидуальных планов и введение системы сдельной оплаты труда для основногоэффектив- производительного персонала-ной работе установление почасовой оплаты труда для организационно-вспомогательного персонала.
  239. Стимулирование новаторства, инициативы и т. д. путем премирования, вручения памятных подарков.
  240. Проведение мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности сотрудников организации иулучшению условий труда.
  241. Разработка положение, должностных инструкций, нормативных документов.
  242. Введение системы взысканий за опоздания, неявку на работу, явку в нетрезвом состоянии и другиенарушения дисциплины труда.
  243. Приглашение студентов для прохождения летней и преддипломной практики на предприятии.
  244. Учет и анализ жалоб, предложений и идей потребителей, связанных с необходимостью осуществлениякорректировки внутренней культуры фирмы.
  245. Стимулирование сотрудников самостоятельно разрабатывать программы по повышению знаний иквалификации своих коллег, развитию взаимодействия в коллективе и т. д. через объявление конкурса налучшую программу с последующей наградой победителя.
  246. Управ ление рыночными ИА-управление ИК"1. Рыночные ИА
  247. Усиление взаимосвязи фирмы и ее потребителей-
  248. Повышение имиджа- Увеличение удовлетворенности клиента
Заполнить форму текущей работой