Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных высших учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, коренным переосмыслением роли человеческого капитала как элемента национального богатства. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что человеческий капитал как сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 1. 1. Развитие негосударственного высшего учебного заведения как сложной социально-экономической системы
    • 1. 2. ' Особенности развития негосударственных высших учебных заведений на современном этапе
  • Выводы по главе
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БАЗИС УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО РАЗВИТИЮ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 2. 1. Сущность, содержание и механизм управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных высших учебных заведений
    • 2. 2. Методика формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза
    • 2. 3. Показатели экономической и целевой эффективности инвестиционных программ
  • Выводы по главе
  • Глава 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 3. 1. Экономико-математические модели оптимизации инвестиционных программ развития негосударственных высших учебных заведений /
    • 3. 2. Практическая апробация моделей оптимизации инвестиционных программ развития негосударственных высших учебных заведений
  • Выводы по главе

Совершенствование управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Произошедшая в 90-х гг. XX в. в нашей стране социально-экономическая реформа, направленная на отказ от плановой системы хозяйствования и внедрение модели рыночной экономики, способствовала появлению и бурному росту рынка образовательных услуг и, соответственно, негосударственных высших учебных заведений (вузов). За неполные двадцать лет своего существования данные учебные заведения стали закономерным структурным элементом всей системы высшего образования. Вместе с тем современные тенденции развития мировой и российской экономики выдвигают перед отечественной системой образования более высокие требования к качеству подготовки специалистов, что, в свою очередь, объективно предполагает дальнейшее развитие негосударственных вузов. В этой связи с особой остротой встает научная задача совершенствования управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных высших учебных заведений (вузов).

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, коренным переосмыслением роли человеческого капитала как элемента национального богатства. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что человеческий капитал как сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход, все в большей мере определяет экономическое развитие той или иной страны. Удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве неуклонно растет. Так, если в 1913 г. доля физического капитала в общей структуре совокупного капитала в мире составляла 67−69%, а доля человеческого капитала — 31−33%, то в 1997 — 1998 гг. ситуация стала диаметрально противоположной1, а в ряде стран (например, ФРГ, Японии, Швейцарии) его доля составляет 80%2. Согласно имеющимся оценкам, в развитых странах 60% национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. В этой связи способность государства и общества к формированию человеческого капитала, эффективным технологическим, экономическим, социальным, социокультурным и другим преобразованиям становятся важнейшим критерием развития. Это объективно требует дальнейшего развития отечественной системы образования, в том числе и негосударственных вузов.

Во-вторых, необходимостью интеграции в мировое образовательное пространство, предполагающее переход к двухуровневой системе образования. В практическом плане присоединение России к Болонскому процессу означает разработку и внедрение новых образовательных программ, обеспечивающих подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, т. е. сохранение конкурентных позиций негосударственного вуза в настоящее время немыслимо без его развития. Однако любое развитие невозможно без осуществления необходимых инвестиций и, соответственно, без эффективной инвестиционной деятельности.

В-третьих, высокой значимостью управления инвестиционной деятельностью для обеспечения конкурентных позиций негосударственного вуза на рынке образовательных услуг. Эпоха стабильного роста (сохранения) спроса на образовательные услуги со стороны негосударственных высших учебных заведений безвозвратно ушла в прошлое. В условиях высокой динамики макроэкономических показателей внешней среды существенно возрастает значение временного фактора. Поэтому эффективное управление инвестиционной деятельностью по развитию негосударственного вуза, предполагающего про.

1 См.: Мельянцев В. Счастье от ума // Известия, 2000. — 17 мая. — С. 5.

2 См.: World Bank. Monitoring Environmental Progress. — Washington D.C., 1995.

3 См.: Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения, 2001. — № 12. — С. 44. гнозирование развития рыночной ситуации и оперативную реакцию на изменение условий инвестиционной деятельности, приобретает ключевое значение для обеспечения его конкурентоспособности.

В-четвертых, усложнением условий инвестиционной деятельности для негосударственных вузов. Глобальный экономический кризис оказал существенное воздействие и на экономику нашей страны. Резкое снижение доходов населения, ставшие закономерным следствием экономического кризиса, способно, несмотря на принимаемые государством меры, привести к оттоку части обучаемых, падению доходов негосударственных вузов и, соответственно, существенному сокращению объема располагаемых ими инвестиционных ресурсов. В этих условиях необходимо распорядиться весьма ограниченными и имеющими тенденцию к сокращению инвестиционными ресурсами максимально эффективно, что объективно требует совершенствования управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных вузов.

Таким образом, актуальность темы настоящего исследования заключается в разрешении противоречия, сложившегося между острой потребностью в совершенствовании управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных вузов и отсутствием теоретического и методического аппарата такого совершенствования.

Степень научной разработанности задачи. Отказ от плановой системы хозяйствования и переход к рыночной экономической модели вызвали повышенный интерес к изучению проблемы инвестиционной деятельности. Данные вопросы глубоко и всесторонне рассмотрены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Ансоф И., Александер Г., Балабанов И. Т., Беккер Г., Бейли Д., Бланк И. А., Гитман Дж., Джонк М., Горгуль Г. С., Евси-ков В.Е., Ермасова Н. Б., Киселева Н. В., Лахметкина Н. И., Макарова М. В.,.

Мертенс A.B., Плеханова А. Ф., Подшиваленко Г. П., Фатхутдинов P.A., Царев В. В., Шарп Ф. и др.1.

Различные аспекты инвестиционной деятельности применительно к образовательным учреждениям исследовали Балыхин Г. А., Баскакова М. Е., Га-понюк П.Н., Клименко A.B., Кураков B. JL, Онокой A.B., Петрова С. Б., Рас-творцев И.М., Рогалев Н. Д., Сидоров Е. А. и ряд других ученых.2.

Однако следует отметить, что, не смотря на достаточно большое количество работ по проблематике, связанной с развитием высших учебных заведений, изученность проблемы создания теоретико-методического аппарата и выработки практических рекомендаций по совершенствованию управления.

1 См.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998; Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. — К.: «Ника-Центр», «Эльга-Н», 2002; Гитман Дж., Джонк М. Основы инвестиций. — М.: Дело, 1996; Горгуль Г. С. Управление социальными инвестициями в человеческий капитал: Дисс. канд. экон. наук. — Волгоград, 2006; Ермасова Н. Б. Методология управления инвестиционной деятельностью экономических систем в условиях неопределенности и рисков: Дисс. докт. экон. наук. — Саратов, 2004; Инвестиции: Учебное пособие / Г. П. Подшиваленко, Н. И. Лахметкина, М. В. Макарова и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2004; Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Н. В. Киселева, Т. В. Боровикова, Г. В. Захарова и др.- под ред. Г. П. Подшиваленко и Н. В. Киселевой. — М.: КНОРУС, 2005; Ипотечно-инвестиционный анализ: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Евсикова. — СПб.: СПбГУЭФ, 1998, Мертенс A.B. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. — К., 1997; Плеханова А. Ф. Методология оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях неопределенности: Дисс. докт. экон. наук. — Нижний Новгород, 2000; Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. — СПб.: Питер, 2004 и др.

2 См.: Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. — М.: Экономика, 2003; Баскакова М. Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование в современной России: тендерный аспект: Дисс. докт. экон. наук. — М.: ИСЭПН РАН, 2002; Гапонюк П. Н. Повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе формирования государственного задания на их обучение: Дисс. канд. экон. наук. — М., 2007; Клименко A.B., Рогалев Н. Д. Университеты в современном мире: модели образования, организации научных исследований, технологических инноваций. — М.: МЭИ, 2005; Кураков B.JI. Стратегическое планирование развития составляющих социальной сферы: Дисс. докт. экон. наук. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003; Онокой A.B. Развитие методологии моделирования инвестиционной деятельности в системе открытого социального образования: Дисс. канд. экон. наук. — М., 2005; Петрова С. Б. Формирование системы стратегического управления инвестиционной деятельностью в негосударственном вузе: Дисс. канд. экон. наук. — М.: МЭИ (ТУ), 2008; Растворцев И. М. Интеграционная стратегия негосударственного вуза: Дисс. канд. экон. наук. — М.: МЭСИ, 2003; Сидоров Е. А. Повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для предприятий промышленного комплекса Москвы: Дисс. канд. экон. наук. — М.: НИЦИ при МИД России, 2007 и др. инвестиционной деятельностью, направленной на развитие негосударственных вузов, не соответствует российским социально-экономическим реалиям и является начальной.

Актуальность научной проблемы диссертационного исследования, ее недостаточная разработанность в экономической науке, высокая практическая значимость обусловили выбор темы диссертации, предопределили объект, предмет, гипотезу, цель и задачи работы.

Гипотезой исследования является предположение о существенной зависимости эффективности развития негосударственных высших учебных заведений Российской Федерации в рамках сложившейся социально-экономической ситуации от выбора стратегии развития, формирования и реализации инвестиционных программ по развитию вуза, причем эта зависимость носит сложный нелинейный характер.

Объектом исследования выступают негосударственные высшие учебные заведения России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в ходе осуществления инвестиционной деятельности по развитию негосударственных высших учебных заведений.

Цель исследования — повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных высших учебных заведений.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:

1. Исследовать сущность развития негосударственного вуза как сложной социально-экономической системы.

2. Проанализировать особенности состояния и перспектив развития негосударственных вузов России на современном этапе.

3. Разработать типологию стратегий развития негосударственного вуза в условиях кризисных тенденций на рынке образовательных услуг.

4. Исследовать сущность, содержание и механизм управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственных высших учебных заведений.

5. Разработать методику формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза.

6. Исследовать показатели экономической и целевой эффективности инвестиционных программ развития негосударственного вуза.

7. Разработать экономико-математические модели оптимизации инвестиционных программ развития негосударственных высших учебных заведений и провести их практическую апробацию.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют законы, закономерности и принципы экономической науки, ее категориальный аппаратв работе использованы традиционные подходы экономической науки: анализ, синтез и моделирование экономических процессов, системный и комплексный подход к исследуемым явлениям и процессам. В диссертации широко использованы ключевые положения трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам функционирования и развития социально-экономических систем, а также нормативные правовые документы, регламентирующие процессы развития негосударственных вузов.

В процессе исследования глубоко проанализированы и использованы разработки научных коллективов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Центрального экономико-математического института РАН, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Всероссийского заочного финансово-экономического института, Государственного университета — Высшей школы экономики, Государственного университета управления, Московской финансово-юридической академии, Московского энергетического института (технический университет) и других организаций, а также ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития системы образования и инвестиционной теории.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, сети Интернет.

Содержание диссертации соответствует п. 4.12 «Развитие теоретических основ и методического инструментария приоритетного инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в экономических системах» и п. 4.15 «Развитие методологии анализа методов оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системах» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью).

Научная новизна исследования состоит в разработке методического инструментария и практических рекомендаций по совершенствованию управления инвестиционной деятельностью в целях развития негосударственных высших учебных заведений.

В диссертации получены и выносятся на защиту следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны:

1. Авторский подход к определению сущности развития негосударственного высшего учебного заведения, под которым следует понимать достижение им как социально-экономической системой нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала. Данное определение позволяет применить методологию системного подхода к исследованию всех аспектов его деятельности (в т.ч." и инвестиционной), учесть специфику экономических отношений в негосударственном вузе, а также характерные особенности образовательных услуг.

2. Результаты анализа современного состояния, детерминант со стороны внешней среды и перспектив развития негосударственных высших учебных заведений: значительное падение темпов развития отечественного промышленного производства, рост безработицы и резкое снижение доходов населения, обострение конкуренции на рынке образовательных услуг как со стороны отечественных государственных, так и иностранных вузовжесткое лоббирование интересов государственных и муниципальных вузов со стороны органов государственной власти и управления, объективная ситуация на рынке труда, характеризующаяся в своей основе кризисом перепроизводства специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля существенно ухудшают условия функционирования негосударственных вузов. По существу большинство из них в настоящее время находятся в точке бифуркации. Вместе с тем специфика предоставляемых негосударственным вузом образовательных услуг (их фактическая предоплата и получение таковой в течение относительно продолжительного периода) создают для негосударственных вузов сравнительно небольшой временной запас (примерно 3−4 года), распорядиться которым необходимо весьма эффективно.

3. Типология стратегий развития негосударственных вузов в зависимости от степени диверсификации образовательных программ, реализуемых вузом, и уровня новаторства внедряемых образовательных технологий и организационно-технических решений, описывающая четыре основных типа стратегий: инновационно-специализированного вуза, характеризующегося наивысшими темпами развития за счет сосредоточения усилий на инновациях и наибольшими рисками ввиду отсутствия диверсификацииинновационно-многопрофильного вуза, обладающего высокими темпами развития, но при этом уменьшающего свои риски за счет диверсификации специальностейконсервативно-специализированного, который стабильно функционирует в замкнутой нише с невысокими рисками и темпами развитияи консервативно-многопрофильного, имеющего невысокие оперативные риски, но слабые перспективы развития. Данная типология позволяет за счет анализа рисков и возможностей, присущих каждому типу, осуществлять выбор наиболее рациональной стратегии развития негосударственного вуза в современных экономических условиях.

4. Авторская трактовка инвестиционной деятельности по развитию негосударственного вуза, под которой следует понимать вложение инвестиций и осуществление практических действий по достижению им нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала. Данная трактовка более адекватно отражает сущность инвестиционной деятельности как социально-экономической категории, поскольку позволяет рассматривать инвестиционную деятельность как диалектический симбиоз вложений инвестиционных ресурсов, обеспечивающих предоставление образовательных и социальных услуг, что в современных условиях в наибольшей степени соответствует концепции развития человеческого потенциала.

5. Методика формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза, основанная на рациональном комплексировании организационно-технических и информационно-аналитических мероприятий и использовании разработанной экспертно-аналитической системы управления финансовыми потоками с целью их сосредоточения на прорывных направлениях развития вуза.

6. Комплекс экономико-математических моделей оптимизации инвестиционных программ развития негосударственного вуза, включающий детерминированные и стохастические модели, в которых инвестиционные программы формируются исходя из оптимума чистого дисконтированного дохода, социальной значимости, суммарных затрат на ее реализацию при ограничениях на различные виды необходимых ресурсов и соответствующие риски.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что научные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, дополняют теоретический арсенал исследования проблемы совершенствования инвестиционной деятельности по развитию негосударственных вузов в условиях рыночной экономики авторским подходом, прежде всего, в части обоснования концептуальной модели и типологии стратегий развития, разработки комплекса экономико-математических моделей оптимизации инвестиционных программ развития негосударственных вузов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанные автором научно-теоретические основы и методический базис инвестиционной деятельности могут быть эффективно использованы негосударственными вузами любого типа, так как позволяют высшему менеджменту этих высших учебных заведений принимать обоснованные решения по формированию инвестиционных программ развития, обеспечивающих наиболее приемлемое значение по выбранному критерию оптимизации. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании ряда экономических дисциплин в высших учебных заведениях, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в 6 авторских публикациях общим объемом 5,2 п.л., а также представлены диссертантом в докладах и сообщениях на научных конференциях и семинарах по проблематике развития негосударственных высших учебных заведений в Московской финансово-юридической академии, Российском государственном гуманитарном университете и ряде других высших учебных заведений и научных организаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации составляет 224 страницы машинописного текста, включая 16 таблиц, 13 рисунков, 8 приложений. Библиографический список содержит 163 наименования использованной литературы.

Выводы по главе 3.

1. В общем случае формирование инвестиционной программы развития негосударственного вуза предполагает выбор наилучших вариантов по обеспечению рационального использования инвестиционных ресурсов, которые могут быть выделены на его развитие. При этом классическим считается использование триады показателей: достигаемый эффект, затраты инвестиционных ресурсов и время реализации инвестиционной программы. В зависимости от характера решаемой задачи один из перечисленных показателей выбирается в качестве критерия, а два других выступают в качестве ограничений.

2. На возможность реализации того или иного инвестиционного проекта развития негосударственного вуза воздействуют факторы не только финансового, но и конкретно-ситуационного характера, в ряде случаев существенно ограничивающие возможность его реализации. Поэтому в современных экономических условиях оптимизацию экономико-математических моделей инвестиционных программ развития негосударственных вузов с использованием показателя экономической эффективности необходимо производить с учетом возможности их реализации (реализуемости). Реализуемость выполняет функцию ограничительных условий на уровень требований к конкретному инвестиционному проекту, сроки и объемы выполняемых работ в ходе его реализации и является неотъемлемой составной частью общей задачи моделирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза, выступая в ней в качестве ограничительного условия.

3. В настоящей главе разработан комплекс экономико-математических моделей оптимизации инвестиционных программ развития негосударственного вуза с использованием показателей экономической и целевой эффективности при детерминируемых и стохастических характеристиках инвестиционных проектов, а также с учетом фактора реализуемости.

4. Практические аспекты оптимизации инвестиционных программ развития негосударственных высших учебных заведений рассмотрены на примере Московской финансово-юридической академии. Академия является многопрофильным высшим учебным заведением, организующим обучение по 39 специальностям и направлениям высшего профессионального образования, 12 научным специальностям аспирантуры, а также программам дополнительного образования. Наличие необходимой учебно-материальной базы, дающей возможность наиболее оптимального территориального выбора места обучения, высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и устойчивого положительного имиджа как организации, не только предоставляющей качественные образовательные услуги, но и создающей условия для всемерного развития личности позволяют Московской финансово-юридической академии устойчиво функционировать на рынке образовательных услуг. Вместе с тем в целях реализации стратегии «планомерного наступления» необходима разработка комплекса инвестиционных проектов, предусматривающих практическое внедрение новых образовательных программ, соответствующих требованиям Болонского процесса и обеспечивающих подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, а также предоставления обучаемым социальных услуг, обеспечивающих всемерное развитие их человеческого потенциала.

С этой целью найдены конкретные оптимальные инвестиционные программы развития Московской финансово-юридической академии, ориентированные на получение прибыли, по критерию максимизации чистого дисконтированного дохода при различных объемах ее финансирования, а также оптимальный вариант инвестиционной программы, ориентированный на получение только социального эффекта, по критерию максимизации коэффициента значимости. Данная оптимизационная задача решалась с использованием функции «Поиск решения» Microsoft Excel.

Сформированные инвестиционные программы развития негосударственного вуза являются наилучшими в смысле выбранного критерия оптимизации. Окончательное решение по выбору того или иного подхода к формированию оптимальной инвестиционной программы развития негосударственного вуза остается за субъектами инвестиционного решения (высшим менеджментом вуза).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В XXI веке доминантой долговременной стратегии развития российской экономики должна стать адекватная реакция на вызовы информационно-индустриального общества, формирование которого связано с «новой экономикой» (экономикой знаний), базирующейся на интеллектуальных ресурсах и наукоемких технологиях. Предпосылками адаптации экономики к постиндустриальной структуре становятся высокий уровень развития науки и образования, инновационная активность, способствующая распространению новейших информационных и наукоемких технологий во всех сферах общественной жизни. При этом данная стратегия должна опираться на модель социального рыночного хозяйства, ориентироваться на развитие человеческого потенциала и признание знаний в качестве основной движущей силы всех преобразований. Это, в свою очередь, ставит на повестку дня задачу развития негосударственных высших учебных заведений.

Существующие на данный момент трактовки понятия «негосударственное высшее учебное заведение» по своему смысловому содержанию имеют явно лимитированный характер и не могут быть применены с точки зрения его исследования как социально-экономической системы. В этой связи предлагается под негосударственным высшим учебным заведением понимать имеющую статус юридического лица систему входящих в него подразделений, объединяющих обучаемых (студенты, аспиранты, докторанты) и работников (административный, педагогический, научный, лаборантский, обеспечивающий персонал), и специфических экономических отношений, функционирующую в целях предоставления обучаемым комплекса образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих их потребности в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала, и не находящуюся в ведении какого-либо государственного органа или органа местного самоуправления.

Специфическими особенностями негосударственного вуза как сложной социально-экономической системы являются:

1) большая по сравнению с государственными и муниципальными вузами гибкость и оперативность реакции на изменение условий хозяйственной деятельности;

2) более низкая устойчивость к неблагоприятному воздействию экономических факторов внешней среды;

3) наличие значительного временного интервала на обратную реакцию системы;

4) относительно «мягкие» формы и методы государственного регулирования деятельности, предусматривающие в основном меры нормативноОправового и налогового характера;

5) относительно небольшая предистория и, как следствие, отсутствие должного опыта управления негосударственным вузом, особенно в кризисных ситуациях;

6) специфика «процесса производства» образовательных услуг, предполагающая включение обучаемых в состав системы в качестве активного элемента.

Указанные особенности существенно повышают роль и значение стратегического прогнозирования всех элементов развития негосударственного вуза, в т. ч. и инвестиционных.

Под развитием негосударственного высшего учебного заведения следует понимать достижение им как социально-экономической системой нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала. Данное определение, по мнению автора, более адекватно отражает сущность развития негосударственного вуза, поскольку позволяет учесть его системный характер и, соответственно, применить методологию Г системного подхода к исследованию всех аспектов его деятельности (в т.ч. и инвестиционной), специфику экономических отношений в негосударственном вузе, а также характерные особенности образовательных услуг.

Начавшаяся в 90-е годы XX века коренная реформа социально-экономической и политической систем нашей страны привела к ускоренному росту числа негосударственных высших учебных заведений, составляющих в настоящее время почти 40% всех высших учебных заведений страны и выпускающих почти 16% от общего числа специалистов с высшим профессиональным образованием. Формирование негосударственных вузов, как правило, осуществлялось в основном как учреждений моноспециализированного характера, осуществляющих подготовку в основном специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля.

Бурное развитие сети негосударственного высшего образования в постреформенный период обусловлено комплексом факторов психологического и экономического характера (понимание молодежью роли и значения образования в эпоху инновационной экономикирост благосостояния широких масс населения за последние 8 летменьший объем необходимого по сравнению с вузами естественно-научного и технического профиля стартового капитала, необходимого для начала функционированиямотивация выбора негосударственного вуза и т. д.), в совокупности сформировавших устойчивый спрос на образовательные и социальные услуги со стороны негосударственных вузов.

В современных условиях экономическая ситуация в нашей стране кардинальным образом изменилась. Глобальный экономический кризис привел к значительному падению темпов развития отечественного промышленного производства, росту безработицы и резкому снижению доходов населения. Указанные негативные тенденции как факторы внешней среды применительно к негосударственнымвузам дополняются существенным обострением конкуренции на рынке образовательных услуг как со стороны отечественных государственных, так и иностранных вузовжестким лоббированием интересов государственных и муниципальных вузов со стороны органов государственной власти и управления, объективной ситуацией на рынке труда, характеризующейся в своей основе кризисом перепроизводства специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля и др. Данные факторы в той или иной степени воздействуют на весь сектор негосударственного высшего образования. Результатом их интегрального воздействия станет общее ухудшение условий функционирования негосударственных вузов. По экспертным оценкам, в ближайшее время из-за снижения платежеспособности населения будут вынуждены покинуть вуз не менее 1 млн. 200 тыс. студентов (четверть от общего числа, обучающегося на контрактной основе). Это приведет к резкому сокращению запланированных доходов, что не может не сказаться на развитии учебно-материальной базы и заработных платах преподавательского состава. Наибольшее сокращение студентов (по умеренным оценкам, до 70% от общего их числа) ожидается. в негосударственных вузах, что, по мнению автора, может поставить значительную часть из них на грань дефолта и массового банкротства.

Экономический кризис, имеющий системный характер и оказывающий комплексное воздействие на все элементы отечественной системы образования (в том числе как на государственные и муниципальные, так и на негосударственные вузы), в современных условиях необходимо рассматривать не только как совокупность угроз, но и как «окно возможностей», которое открывается для каждого вуза в целях его дальнейшего развития, приобретения нового качественного состояния и закрепления на рынке образовательных услуг. При этом специфика предоставляемых негосударственным вузом образовательных услуг (их фактическая предоплата и получение таковой в течение относительно продолжительного периода) создают для негосударственных вузов сравнительно небольшой временной запас (примерно 3−4 года), распорядиться которым необходимо весьма эффективно. В этой связи представляется необходимым разработка соответствующей стратегии развития негосударственного вуза.

В современных условиях выбор конкретной стратегии развития негосударственного вуза определяется, прежде всего, двумя параметрами:

1) степенью диверсификации образовательных программ, реализуемых вузом. По данному параметру все негосударственные вузы могут быть разделены на две большие группы: а) специализированные вузы, число образовательных программ в которых относительно невелико — и сосредоточено, как правило, в рамках одной или нескольких групп специальностей или одном направлении подготовки. Такие вузы по виду учебного заведения имеют статус института и составляют большинство негосударственных вузовб) многопрофильные вузы, обеспечивающие подготовку по широкому спектру специальностей и направлений подготовки (как правило, академии и университеты);

2) степенью новаторства внедряемых образовательных технологий и организационно-технических решений.

При данном подходе можно выделить следующие типы стратегий негосударственного вуза.

1. Стратегия «структурной оптимизации». Главной целью данной стратегии является сохранение контролируемого сегмента рынка образовательных услуг или минимизация уровня его сокращения. Основные мероприятия по выходу из кризисного состояния при реализации данной стратегии направлены на структурные преобразования и призваны создать условия для выживания вуза, снижения издержек и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды;

2. Стратегия «управляемой диверсификации», главная цель которой аналогична стратегии реструктуризации, однако ее реализация достигается за счет оперативного перераспределения финансовых ресурсов в рамках имеющихся в вузе групп специальностей и направлений, сокращение или постепенное прекращение подготовки специалистов по невостребованным специальностям, увеличение числа студентов, обучающихся по востребованным рынком специальностям или в случае их отсутствия организация подготовки по ним. Данная стратегия в условиях кризиса способна в относительно короткие сроки вывести негосударственный вуз из сложного экономического положения, однако в случае наличия ошибок при ее реализации (анализ рынка образовательных услуг, планирование и др.) она также в короткие сроки приводит вуз к экономическому краху.

Если две предыдущие стратегии относятся к категории «стратегий выживания», то главной целью следующих стратегий («стратегии развития») является увеличение контролируемого сегмента рынка образовательных услуг. Однако они существенно различаются по степени новаторства внедряемых образовательных технологий и организационно-технических решений.

3. Стратегии «активной экспансии» и «слияния и поглощения». Применение каждой из этих стратегий детерминируется высокой степенью риска колебаний получаемых доходов и производимых расходов. В случае стабильного получения доходов и эффективных расходов негосударственный вуз реализует стратегию активной экспансии, т. е. за счет повышения рейтинга популярности, продвижения своего бренда и других мероприятий стабильно расширяет контролируемый сегмент рынка. В том случае, если экономическая ситуация для данного типа вуза складывается неблагоприятно (производимые расходы не дают желаемого результата и контролируемый сегмент рынка неуклонно сокращается), то данный вуз, как правило, ввиду приверженности своего руководства новаторскому стилю руководства будет пытаться реализовать стратегию слияния и поглощения, войдя в состав более мощной организации.

4. Стратегия «планомерного наступления». Для данной стратегии характерны более медленные, чем при реализации стратегии активной экспансии, темпы расширения контролируемого сегмента рынка, которые одновременно за счет высокой степени диверсификации образовательных программ носят более стабильный характер.

Выбор конкретной стратегии осуществляется высшим менеджментом вуза и зависит от широкого комплекса факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на каждый конкретный негосударственный вуз, и имеет уникальный характер. Следует отметить, что выбор стратегии выживания для негосударственных вузов в некоторых случаях также может дать положительный эффект. Вместе с тем, по мнению автора, для большинства негосударственных вузов предпочтительнее выбор стратегии развития как более адекватной как общему состоянию отечественной экономики, так и потребностей рынка образовательных услуг.

Под инвестициями в развитие негосударственного вуза следует понимать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в различные объекты инвестирования с целью достижения прибыли и (или) социального эффекта и обеспечивающие предоставление обучаемым образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих их потребности в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала.

Переход к постиндустриальной (инновационной) экономике привел к резкому возрастанию роли человеческого фактора во всей системе общественного воспроизводства. Человеческое развитие в соответствие с концепцией развития человеческого потенциала становится целью и критерием общественного прогресса, а не только средством экономического роста. Иначе говоря, со стороны молодого поколения растет запрос на создание условий для развития человеческого потенциала каждой личности. Поэтому в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг это побуждает негосударственные вузы к формированию социально-ориентированного имиджа, что в практическом плане предполагает инвестиции в предоставление не только высококачественных образовательных услуг, но и социальных услуг, обеспечивающих дополнительный рекрутинг обучаемых в эти вузы. Именно этим, а не просто благотворительностью, объясняется необходимость их предоставления. Поэтому применительно к развитию негосударственного вуза под инвестиционной деятельностью следует понимать вложение инвестиций и осуществление практических действий по достижению им нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала. Инвестиционная деятельность негосударственного вуза должна быть направлена на реализацию такой стратегии развития, которая должна обеспечить конкурентоспособность и эффективность негосударственного вуза в динамично изменяющихся условиях в долгосрочной перспективе.

Управление инвестиционной деятельностью по развитию негосударственного вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов определения объема инвестиционных ресурсов, разработки отдельных инвестиционных проектов, формирования инвестиционных программ развития и обеспечения их реализации, направленных на достижение негосударственным вузом нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала. Содержанием управления инвестиционной деятельностью по развитию негосударственного вуза является циклически повторяющийся процесс разработки, принятия и организации выполнения инвестиционных решений, связанных с выполнением функций управления.

Инвестиционные решения по развитию негосударственного вуза могут быть классифицированы следующим образом:

Субъектами инвестиционного решения по развитию негосударственного вуза могут быть:

— учредитель (учредители);

— попечительский совет (в рамках полномочий, определяемых учредителем);

— руководство (высший менеджмент) образовательного учреждения (в рамках полномочий, определяемых учредителем или по его поручению попечительским советом и зафиксированных в уставе вуза);

— инвесторы (в случае наличия таковых).

Инвестиционная программа развития негосударственного вуза — это система взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой по содержанию, срокам, инвестиционным ресурсам и месту проведения инвестиционных проектов, представляющих собой комплекс мероприятий, действий по достижению негосударственным вузом нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала.

При большом количестве инвестиционных проектов развития негосударственного вуза в их составе обычно выделяют ряд подпрограмм, сгруппированных по целевому (реже территориальному при распределенном характере вуза) признаку.

Необходимость разработки методики формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза продиктована уникальным характером воздействия факторов внешней среды на каждой конкретный негосударственный вуз. При этом императивом, положенным в основу ее разработки, должно стать признание неразрывности предоставления негосударственным вузом образовательных и социальных услуг и, как следствие, необходимости учета при оценке того или иного инвестиционного проекта, соответственно, показателя экономической или целевой эффективности.

Реализация данного подхода в практическом плане предполагает последовательную реализацию ряда этапов (каждый из которых представляет собой комплекс мероприятий информационно-аналитического и организационного характера), в совокупности позволяющих сформировать оптимальную инвестиционную программу с учетом специфических особенностей функционирования каждого конкретного вуза.

В качестве показателя экономической эффективности инвестиционных программ (инвестиционных проектов) развития негосударственных вузов предлагается использовать суммарный показатель чистого дисконтированного дохода ЫРУ по всей инвестиционной подпрограмме, содержащей инвестиционные проекты, предполагающие получение прибыли, в целом, что, в свою очередь, позволяет применять математические методы оптимизации по одному целевому показателю (критерию).

В качестве показателя целевой эффективности инвестиционных программ (инвестиционных проектов) развития негосударственных вузов целесообразно использовать коэффициент значимости по всей инвестиционной подпрограмме, содержащей инвестиционные проекты, предполагающие получение только социального эффекта, в целом, что, в свою очередь, также позволяет применять математические методы оптимизации по одному целевому показателю (критерию).

В общем случае формирование инвестиционной программы развития негосударственного вуза предполагает выбор наилучших вариантов по обеспечению рационального использования инвестиционных ресурсов, которые могут быть выделены на его развитие. При этом классическим считается использование триады показателей: достигаемый эффект, затраты инвестиционных ресурсов и время реализации инвестиционной программы. В зависимости от характера решаемой задачи один из перечисленных показателей выбирается в качестве критерия, а два других выступают в качестве ограничений.

На возможность реализации того или иного инвестиционного проекта развития негосударственного вуза воздействуют факторы не только финансового, но и конкретно-ситуационного характера, в ряде случаев существенно ограничивающие возможность его реализации. Поэтому в современных экономических условиях оптимизацию экономико-математических моделей инвестиционных программ развития негосударственных вузов с использованием показателя экономической эффективности необходимо производить с учетом возможности их реализации (реализуемости). Реализуемость выполняет функцию ограничительных условий на уровень требований к конкретному инвестиционному проекту, сроки и объемы выполняемых работ в ходе его реализации и является неотъемлемой составной частью общей задачи моделирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза, выступая в ней в качестве ограничительного условия.

В работе разработан комплекс экономико-математических моделей оптимизации инвестиционных программ развития негосударственного вуза с использованием показателей экономической и целевой эффективности при детерминируемых и стохастических характеристиках инвестиционных проектов.

Практические аспекты оптимизации инвестиционных программ развития негосударственных высших учебных заведений рассмотрены на примере Московской финансово-юридической академии. Академия является многопрофильным высшим учебным заведением, организующим обучение по 39 специальностям и направлениям высшего профессионального образования, 12 научным специальностям аспирантуры, а также программам дополнительного образования. Наличие необходимой учебно-материальной базы, дающей возможность наиболее оптимального территориального выбора места обучения, высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и устойчивого положительного имиджа как организации, не только предоставляющей качественные образовательные услуги, но и создающей условия для всемерного развития личности позволяют Московской финансово-юридической академии устойчиво функционировать на рынке образовательных услуг. Вместе с тем в целях реализации стратегии «планомерного наступления» необходима разработка комплекса инвестиционных проектов, предусматривающих практическое внедрение новых образовательных программ, соответствующих требованиям Болонского процесса и обеспечивающих подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, а также предоставления обучаемым социальных услуг, обеспечивающих всемерное развитие их человеческого потенциала.

С этой целью найдены конкретные оптимальные инвестиционные программы развития Московской финансово-юридической академии, ориентированные на получение прибыли, по критерию максимизации чистого дисконтированного дохода при различных объемах ее финансирования, а также оптимальный вариант инвестиционной программы, ориентированный на получение только социального эффекта, по критерию максимизации коэффициента значимости. Данная оптимизационная задача решалась с использованием функции «Поиск решения» Microsoft Excel.

Сформированные инвестиционные программы развития негосударственного вуза являются наилучшими в смысле выбранного критерия оптимизации. Окончательное решение по выбору того или иного подхода к формированию оптимальной инвестиционной программы развития негосударственного вуза остается за субъектами инвестиционного решения (высшим менеджментом вуза).

Автор полагает, что теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования позволят обеспечить дальнейшее развитие негосударственного сектора высшего образования России на основе совершенствования управления инвестиционной деятельностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституции Российской Федерации // Российская газета, 1993. 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. — № 32. -Ст. 3301- 2001.-№ 17.-Ст. 1644.
  3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» / СЗ РФ. 1999. -№ 9.-Ст. 1096.
  4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 08. 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. — № 35. — Ст. 4135.
  5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // .СЗ РФ. 1996. — № 3. — Ст. 145.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 30. — Ст. 1−797.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации № 751 от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. — № 41. — Ст. 4089.
  8. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» // Налоговый вестник, 1999.--№ 11.
  9. Ю.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и Госстроя № ВК 477 от 21 июня 1999 г.
  10. И.Абдулов А. Инновационные направления в реформе российской системы образования // Инвестиции в России, 2007. № 10. — С. 37−42.
  11. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Основы моделирования и первичная обработка данных. — М.: Финансы и статистика, 1983.
  12. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 417 с.
  13. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1998. — 147с.
  14. И.В. Управление развитием предприятия. М.: Изд. дом «ИНЖЭК», 2003. — 317 с.
  15. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1997. — 274 с.
  16. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. — 175 с.
  17. Г. Вклад образования в создание ВВП страны // Экономист, 2006.-№ 7.-С. 35−39.
  18. М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование в современной России: тендерный аспект: Дисс. докт. экон. наук. М.: ИСЭПН РАН, 2002. — 310 с.
  19. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Thesis, 1993. Т. 1. — Вып. 3. — С. 24−40.
  20. Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология, 1993. -№ 1.
  21. И.А. Энциклопедия финансового менеджмента. К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2003. — Т. 1. — 478 с.
  22. И.А. Основы инвестиционного менеджмента. К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2001. — Т. 1. — 398 с.
  23. И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. К.: «Ника-Центр», «Эльга-Н», 2002. — 448 с.
  24. А. Еще одна война плюс глобальный экономический кризис // Независимая газета, 2008. 22 декабря. — С. 9 — 10.
  25. Болыпой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  26. И.В. Совершенствование системы управления качеством подготовки специалистов в негосударственном вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2007. — 19 с.
  27. С.М., Дорошенко Ю. А. Количественная оценка потребительской и общественной эффективности социальных инвестиций // Экономический анализ: теория и практика, 2006. № 10. — С. 14−22.
  28. И.Е. Развитие предприятий машиностроительного комплекса на основе оптимизации внутрифирменных проектов: Дисс. канд. экон. наук.-М., 2006.- 181 с.
  29. С.А. Формирование инвестиционных программ социального развития региона: Монография. М.: МГСУ, 2002. — 281 с.
  30. В.А. Менеджмент устойчивого развития предприятия. М.: ЦУЛ, 2005. — 177 с.
  31. Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 282 с.
  32. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики, 2002. № 8. — С. 14−18.
  33. Военно-экономический анализ / Под ред. С. Ф. Викулова. М.: Воениздат, 2001.-350 с.
  34. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: Госкомвуз, НИИВО, 2006. — 187с.
  35. Высшее и послевузовское профессиональное образование. М.: Книга-сервис, 2002. — 128 с.
  36. П.Н. Повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе формирования государственного задания на их обучение: Дисс. канд. экон. наук. — М., 2007.- 199 с.
  37. Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. — М.:. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 587 с.
  38. E.H. Наша служба ориентирована на позитивное общение с образовательными учреждениями // Вестник образования России, 2006. -№ 17.-С. 53−57.
  39. Дж., Джонк М. Основы инвестиций. М.: Дело, 1996. — 767 с.
  40. С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист, 2007. № 5. — С. 3−16.
  41. В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2000. — 104 с.
  42. Г. С. Управление социальными инвестициями в человеческий капитал: Дисс. канд. экон. наук. Волгоград, 2006. — 232 с.
  43. В.А., Нестерова Н. В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 594 с.
  44. Государственная аккредитация, лицензирование и аттестация, учреждений профессионального образования Российской Федерации: Основные документы. М.: Научно-информационный центр государственной аккредитации, Высшая школа, 2003. — 400 с.
  45. Гражданское право: Учебник. Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М.: Проспект, 2001. — Т. 1. — 632 с.
  46. Гребнев JL, Попов В. Аккредитация и контроль качестваобразовательных программ в США // Высшее образование в России, 2005.-№ 2.-С. 16−20.
  47. М. Диплом для безработного // Российская газета, 2007. 16 января. — С. 4.
  48. В., Киселев В. Об оценке эффективности инвестиций // Экономист, 2007. № 3. — С. 38−48.
  49. Демографический ежегодник России. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. 561 с.
  50. Доклад о развитии человека за 2000 г. ПРООН. Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 2000.
  51. Н.Б. Методология управления инвестиционной деятельностью экономических систем в условиях неопределенности и рисков: Дисс. докт. экон. наук. Саратов, 2004. — 408 с.
  52. E.H., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учебное пособие. М.: Теис, 2007. — 288 с.
  53. А.Г. Управление развитием высшего профессионального образования на основе оптимизации государственного задания на подготовку специалистов: Дисс. докт. экон. наук. — М.: ФЮА, 2006. — 352 с.
  54. О.О. и др. Математические методы в экономике. М.: ДИС, 1997.-368 с. 56.3убаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. 3-е изд. — М.: Издательство ЛЕСИ, 2007. 264 с.
  55. Инвестиции: Учебное пособие / Г. П. Подшиваленко, Н. И. Лахметкина, М. В. Макарова и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2004. -208 с.
  56. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Н. В. Киселева, Т. В. Боровикова, Г. В. Захарова и др.- под ред. Г. П. Подшиваленко и Н. В. Киселевой. М.: КНОРУС, 2005. — 432 с.
  57. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. М.: Росстат, 2007. — 60 с.
  58. Инвестиции в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 317 с.
  59. Инвестиции в России. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005. — 287 с.
  60. Индикаторы науки: 2008. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. 336 с.
  61. Индикаторы образования: 2008. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. — 168 с.
  62. Ипотечно-инвестиционный анализ: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Евсикова. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  63. И. О тенденциях инвестиционного процесса // Экономист, 2007.-№ 4.-С. 61−67.
  64. Качал ов В. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству // Стандарты и качество, 2000. № 5. — С. 8−16.
  65. A.B., Рогалев Н. Д. Университеты в современном мире: модели образования, организации научных исследований, технологических инноваций. М.: МЭИ, 2005. — 44 с.
  66. В.И. Теория, практика и искусство управления. — М.: ИНФРА-М, 1999.- 134 с.
  67. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  68. A.M. Финансы. М.: Финансы и статистика, 1996. — 387 с.
  69. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) //Высшее образование в России, 2006.-№ 2.-С. 3−8.
  70. .А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы. М.: Издательство В. А. Михайлова, 2000. — 432 с.
  71. Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М.: Экономика, 1989.
  72. В.И. Основы менеджмента устойчивого развития. М.: Ступени, 2002. — 179 с.
  73. Краткий словарь экономических терминов / Под ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1999. — 160 с.
  74. Я. Реформа образования: причины и цели // Отечественные записки, 2002. № 1. — С. 12−20.
  75. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
  76. .Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: Учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 427 с.
  77. В.Л. Стратегическое планирование развития составляющих социальной сферы: Дисс. докт. экон. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2003. -368 с.
  78. Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстатниформ», 1997. — 640 с.
  79. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 720 с.
  80. В. Д. Теоретико-методологические основы социальных инвестиций и повышение их эффективности в современных российских условиях: Дисс. канд. экон. наук. М., 2005. — 159 с.
  81. Л.С. Научно-методические основы инвестиционной деятельности по развитию социальной сферы региона в современных условиях. М.: МАКС-ПРЕСС, 2007. — 132 с.
  82. Л.С. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью по развитию социальной сферы региона на современном этапе: Монография. М.: МАКС-ПРЕСС, 2008. — 200 с.
  83. К., Брю С. Экономика: принципы, проблемы и политика. -Т. 2. М.: Республика, 2002.
  84. Е.В. Формирование производственной программы промышленного предприятия в условиях динамичной конкурентной среды: Дисс. канд. экон. наук. М., 2006. — 241 с.
  85. Математическое моделирование экономических процессов / Под ред. Е. Г. Белоусова и др. М.: МГУ, 1990.
  86. И.Н. Маркетинг в социальной сфере: Монография. М.: Дашков и К°, 2003. — 338 с.
  87. О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. -М.: Издательство «Машиностроение», 2004.- 400 с.
  88. В. Счастье от ума // Известия, 2000. 17 мая. — С. 5.
  89. A.B. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. К., 1997.
  90. H.H. Проблемы повышения качества образовательных услуг // Экономика региона, 2008. № 1. — С. 195−198.
  91. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. -СПб.: Питер, 2001.
  92. JI. М. Антикризисное управление промышленными предприятиями оборонных и оборонно-ориентированных отраслей производства. М., 2000.
  93. Образование в Российской Федерации. 2007. Статистический ежегодник. М.: ГУ — ВШЭ, 2007. — 484 с.
  94. Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 528 с.
  95. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня, 2005. № 1. -С. 6−12.
  96. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования: Доклад Министра образования и науки Российской Федерации A.A. Фурсенко // Высшее образование в России, 2005. -№ 11.-С. 3−15.
  97. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. -М.: Русский язык, 1988. — 749 с.
  98. В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. -М., 1996.
  99. A.B. Развитие методологии моделирования инвестиционной деятельности в системе открытого социального образования: Дисс. канд. экон. наук. -М., 2005. 142 с.
  100. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. A.A. Радугин. М.: Центр, 1998. — 432 с.
  101. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991−1997) / Под ред. Е. Т. Гайдара. — М.: Институт экономики переходного периода, 1998. — 978 с.
  102. Т. Современное состояние и перспективы развития систематической теории в социологии // Информационный бюллетень Научного совета Академии наук СССР по проблемам конкретных социологических исследования, 1968. № 6. — С. 3−28.
  103. ПО.Перар Ж. Управление финансами (с упражнениями). М.: Финансы и статистика, 1999. — 577 с.
  104. Ш. Перская В. В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: Анкил, 2007. — 216 с.
  105. С.Б. Формирование системы стратегического управления инвестиционной деятельностью в негосударственном вузе: Дисс. канд. экон. наук. М.: МЭИ (ТУ), 2008. — 169 с.
  106. A.B., Ершова Т. Б. Инновационный фактор развития промышленного предприятия: Монография. — М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2008. 144 с.
  107. А.Ф. Методология оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях неопределенности: Дисс. докт. экон. наук. Нижний Новгород, 2000. — 405 с.
  108. В. П. Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  109. В.П. Экономическая оценка инвестиционных решений: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996. — 173 с.
  110. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов- Ред. кол.: B.C. Автономов, О. Т. Богомолов, С. П. Глинкина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 367 с.
  111. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. -496 с.
  112. Ю., Чучалин А. Модели рейтинга вузов и образовательных программ // Высшее образование в России, 2005. № 11. — С. 3−20.
  113. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года: Статистический бюллетень / Росстат. М., 2008. — 235 с.
  114. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496 с.
  115. И.М. Интеграционная стратегия негосударственного вуза: Дисс. канд. экон. наук. М.: МЭСИ, 2003. — 155 с.
  116. .А. Системный анализ и методы системотехники. М.: МО СССР, 1990.
  117. Е.В. Глобализация: Изменение интеллектуальной компоненты // Бизнес-образование, 2003. № 2 (15). — С. 4−10.
  118. Российская газета, 2007. Спецвыпуск «Экономика. Здравоохранение». 26 апреля.
  119. Российская газета, 2007. Спецвыпуск «Экономика. Образование». 5 апреля.
  120. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 494 с.
  121. Россия и страны мира. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 366 с.
  122. Е.В. Совершенствование управления системой российского негосударственного образования в условиях трансформации: социологический анализ: Дисс. канд. социол. наук. — Уфа, 2005. — 194 с.
  123. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. — М.: Дело, 2000. — 336 с.
  124. П. Экономика. М.: Прогресс, 1994. — 252 с.
  125. А. Условия активизации инвестиционного процесса // Экономист, 2006. № 4. — С. 3−13.
  126. М. Полоса бездоходности // Независимая газета, 2008. — 22 декабря. С. 1−2.
  127. Е.А. Повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для предприятий промышленного комплекса Москвы: Дисс. канд. экон. наук. М.: НИЦИ при МИД России, 2007. — 164 с.
  128. С.Ю. Концептуальная и методическая реализация измерений социальных инвестиций в образовательные проекты: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2007. — 22 с.
  129. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  130. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2007. — 960 с.
  131. Социальное государство: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник. / Под общ. ред. H.H. Гриценко. М.: АТиСО, 2004. — 286 с.
  132. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 493 с.
  133. Стивенсон Уильям Дж. Управление производством. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
  134. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 606 с.
  135. В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики, 2005. № 3. — С. 11−20.
  136. В.И., Моисеев C.B., Терехин Д. В., Цыганков С. Н. Финансовое управление фирмой / Под ред. В. И. Терехина. М.: ОАО Издательство «Экономика», 1998.
  137. C.B. Совершенствование социально-экономической оценки эффективности инвестиционных проектов: Дисс. канд. экон. наук. -М.: МЭИ, 2007. 208 с.
  138. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003.-716 с.
  139. Е.В. Негосударственные вузы в условиях модернизации российского образования: Дисс. докт. пед. наук. Кемерово, 2006. — 396 с.
  140. P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992 -2015. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 606 с.
  141. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2001.
  142. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. -СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  143. Ф., Александер Г., Бейли Д. Инвестиции. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.-649 с.
  144. Н.М. Организация непрерывного профессионального образования в современных социально-культурных условиях: на примере негосударственного вуза: Дисс. канд. пед. наук. — Барнаул, 2003.-216 с.
  145. Й. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.
  146. Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера. Пер с нем. / Под общ. ред. А. П. Горина, И. Л. Тумановой, H.H. Шаповаловой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 432 с.
  147. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004. -618 с.
  148. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л. И. Абалкин. — М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. 1055 с.
  149. Экономическая энциклопедия. Промышленность и строительство / Ред. кол. А. И. Ефимов (гл. ред.) и др. Том 1. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — 952 с.
  150. Schultz T.W. Capital Formation by Education // Jurnal of Political Economy, 1960 (December).
  151. Schultz T.W. Investment in Human Capital: the Role of Education and Research. New York, 1971.
  152. Schultz T.W. Investment in People. The Economics of Population Quality. Berkeley: University of California Press, 1981.
  153. Sen A. Development as Capability Expansion // Griffin K., Knight J. (eds.): Human development and the International Development Strategy for the 1990s. London: Macmillan, 1990.
  154. Sen A. Capability and Well-being // Sen A., Nussbaum M. (eds.): The Quality of life. Oxford: Oxford University Press, 1993. — P. 30−53.
  155. World Bank. Monitoring Environmental Progress. Washington D.C., 1995.
  156. Отличительные характеристики государственных и негосударственных вузов Российской Федерациип/п Негосударственные вузы РФ Государственные вузы РФ1 2 3
  157. Учредитель: общество или его члены Учредитель: государство
  158. Система оплаты образовательных услуг
  159. Внебюджетная (студент, родители, работодатели) Бюджетная (государство более 60%)22 Внебюджетная (около 40%)
  160. Доля в сфере высшего профессионального образования в РФ
  161. По количеству вузов в 2007 году, составляют40,6% 59,4%
  162. По общему количеству студентов в 2007 году, составляют15,27% 84,73%
  163. Темпы роста (1993−2007 гг.)
  164. Количество вузов в сфере высшего профессионального образования в РФ
  165. Увеличилось на 429,3% (с 78 до 413) Увеличилось на 19,5% (с 548 до 655)
  166. Общее количество студентов
  167. Увеличилось на 1441,43% (с 70 до 1079) Увеличилось на 135,35% (с 2543 до 5985)
  168. Продолжительность образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования в РФ1. Мах -15 лет Более 70 лет
  169. Средняя рыночная цена года обучения
  170. От 33 000 рублей и более От 41 000 рублей и более7 Система управления
  171. Государственный заказ на обучение студентов1. Наличие бренда
  172. Формирование традиций на начальных этапах. Сложившиеся за долгие годы внутренние традиции, сформированные десятилетиями, а то и столетиями. Сформированная школа Российского высшего профессионального образования1 2 3
  173. Слабое финансирование привело к -низкому уровню зарплаты преподавателей, устареванию материально-технического оснащения
  174. Возможность работать по различным направлениям и специальностям
  175. Большая приближенность негосударственного вуза к производству
  176. Гибкость учебных планов, в рамках действующих госстандартов образования, их направленность на спрос (рынка образовательных услуг, рынка труда).
  177. Узкопрофильная ориентация на специальность.
  178. Диплом государственного вуза для работодателя предпочтителен
  179. Обладает финансовой независимостью Не обладает финансовой независимостью, или она значительно ограничена
  180. Система управления сложилась в течение 10-ти, 15-ти летней деятельности, поэтому обладает значительной гибкостью Система управления сложилась в течение многолетной деятельности, поэтому обладает значительной степенью консервативностью
  181. Традиции негосударственных вузов в настоящее время еще не сформировались окончательно, и лишь время покажет, в каком направлении пойдет их развитие в дальнейшем1 2 3
  182. Одни из самых известных университетов мира Гарвард и Йель — негосударственные, частные. В США только 50% вузов принадлежит государству. В Японии, Южной Корее — всего около 20%
  183. Динамика развития сектора негосударственных вузов РФ говорит о том, что он отвечает запросам части населения, выполняя тем самым общественно полезную функцию, сродни малому бизнесу
  184. Источник: Петрова С. Б. Формирование системы стратегического управления инвестиционной деятельностью в негосударственном вузе: Дисс. канд. экон. наук. М.: МЭИ (ТУ), 2008. — С. 49 — 51.
  185. Численность студентов негосударственных высших учебных заведений по группам специальностей и направлений подготовки: 1997/1998−2003/20 041 997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004
  186. Всего 201 829 250 726 344 885 470 590 629 526 718 819 859 541
  187. Прием студентов в негосударственные высшие учебные заведения по группам специальностей и направлений подготовки: 1997−20 031 997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
  188. Всего 66 285 81 063 112 592 152 164 198 163 203 953 231 699
  189. Выпуск специалистов негосударственными высшими учебными заведениями по группам специальностей и направлений подготовки: 1997−2003 (человек)1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
  190. Всего 21 470 30 200 40 194 56 212 72 381 87 338 116 725
Заполнить форму текущей работой