Организация работы администрации муниципального образования
В планы включаются перечни конкретных мероприятий с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения и форм контроля. Ход реализации планов рассматривается еженедельно на аппаратных совещаниях, проводимых главой администрации или его заместителем. Особое внимание уделяется анализу причин, которые не позволили достичь планируемых результатов, по мере необходимости в принятые ранее планы… Читать ещё >
Организация работы администрации муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Кубанский государственный университет"
Филиал «Кубанский государственный университет» в г. Армавире
Контрольная работа
по дисциплине: " Муниципальное управление "
Вариант № 8
Преподаватель: Гуренкова О.В.
Студентка 5-го курса МУ (ЗФО) Мустафаева А.Р.
г. Армавир 2015
1. Организация работы местной администрации
2. Значение и регламентация работы местной администрации
3. Организация работы главы администрации муниципального образования и его заместителей
4. Организация работы аппарата местной администрации
5. Организация работы коллегии администрации Заключение Список использованной литературы
Сегодня определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соо?? е?с??ии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
В современных условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит от способности к стратегическому планированию, ориентации на цели и задачи социальноэкономического развития муниципального образования, существующие линейно-функциональные организационные структуры оказываются недостаточно гибкими и не успевают адаптироваться к изменениям внешней среды, объекта управления, потребностей граждан.
Деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.
Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.
1. Организация работы местной администрации
Формирование рациональной организационной структуры органов местного самоуправления является необходимым, но недостаточным условием их эффективной работы. Не меньшее значение имеет организация деятельности муниципальной власти, воплощенная в планах, регламентах, инструкциях, организационных процедурах. Любая модель структуры управления должна быть подкреплена системой функциональных связей между структурными звеньями. Изучение практики муниципального управления позволяет сделать вывод не только о несовершенстве организационных структур, но и о нечеткости функциональных связей и взаимодействий.
Наблюдается дублирование функций и неравномерная загруженность работников, причем, чем выше должность, тем больше нагрузка. Имеется отраслевая разобщенность структурных подразделений, слабое горизонтальное взаимодействие между ними. В результате усложняются процессы информационного обмена, затрудняется выполнение совместных поручений. Это, в свою очередь, приводит к некачественному выполнению совместных заданий, перекладыванию структурными подразделениями ответственности друг на друга.
Отсутствуют карты организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой (например, процедура прохождения проекта бюджета, формирования муниципального заказа, принятия решений об операциях с недвижимостью и др.). Положения о подразделениях администрации и должностные инструкции работников не всегда дают четкое представление об объеме выполняемых ими функций, а реально выполняемые функции существенно отличаются от указанных в официальных документах. Устранение перечисленных недостатков требует четкой организации, регламентации и планирования всех сторон деятельности муниципальной власти и ее структурных подразделений.
С целью обеспечения соответствия текущей деятельности местной администрации стоящим перед ней целям и задачам формируется система планирования работы администрации. Система планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых местной администрацией и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в соответствии с целями администрации на основе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов. Планирование обеспечивает эффективное использование организационных ресурсов, внутреннюю координацию, адаптивность структурно-функциональной организации администрации к внешним требованиям, осознание организационных стратегий руководителями и специалистами. Процесс планирования включает в себя анализ стратегических целей, являющихся отражением текущего состояния и проблем в сфере деятельности местной администрации; прогноз будущего состояния целевых объектов и внешних условий; формирование системы задач; определение оптимальных стратегий деятельности.
Эффективному планированию деятельности местной администрации должно предшествовать определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, основанное на всестороннем анализе текущей ситуации во всех сферах жизни местного сообщества. На базе сформулированных приоритетов формируется стратегия социально-экономического развития муниципального образования (или вносятся коррективы в существующую стратегию), определяются цель и задачи деятельности местной власти на долгосрочную перспективу.
В свою очередь, на основании стратегии развития, целей и задач деятельности органов местного самоуправления формируются среднесрочные программы социально-экономического развития территории и стратегический план (концепция) деятельности местной администрации.
Как правило, существующие системы планирования работы администрации направлены в основном на согласование во времени деятельности руководства местной администрации и ее структурных подразделений. С этой целью в администрациях разрабатывают годовые и квартальные, а иногда и месячные планы работы местной администрации и ее структурных подразделений. На уровне структурных подразделений могут формироваться недельные планы работы.
Система планирования поддерживается и регулируется внутренними правовыми актами, главным из которых является регламент местной администрации.
Годовой план администрации — документ, включающий перечень мероприятий, проводимых администрацией в течение года, с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и плановых показателей эффективности и результативности деятельности с конкретными значениями. Мероприятия группируются по основным направлениям деятельности администрации.
Ответственным за формирование годового плана администрации является руководитель аппарата администрации, находящийся, как правило, в статусе заместителя главы администрации.
Предложения по формированию годового плана вносятся главой администрации, его заместителями, структурными подразделениями. Руководители структурных подразделений в установленные сроки вносят в аппарат администрации предложения по включению мероприятий в годовой план работы администрации с указанием сроков исполнения, ответственного структурного подразделения и плановых показателей эффективности и результативности деятельности. Руководитель аппарата обобщает поступившие предложения и готовит проект годового плана работы администрации. Проект плана работы направляется на согласование руководителям структурных подразделений и дорабатывается с учетом полученных замечаний.
Вопросы о ходе выполнения мероприятий, включенных в годовой план работы администрации должны, выноситься на постоянно действующее совещание при главе администрации. Мероприятия годового плана работы администрации, годовых планов работы отделов и секторов могут корректироваться в течение года.
Квартальный (месячный) план представляет собой элемент годового плана. Он формируется на уровне администрации, уровне самостоятельных структурных подразделений. Мероприятия годового плана, планируемые на соответствующий месяц, могут корректироваться в соответствии с актуальными проблемами, заданиями и поручениями представительного органа муниципального образования.
Недельный план представляет собой перечень мероприятий, проводимых в течение недели. Недельный план может формироваться на уровне самостоятельных структурных подразделений как элемент месячного плана с учетом дополнительных поручений и заданий и по решению руководителя структурного подразделения.
В соответствии со стратегическим и оперативными планами определяется объем планируемых работ для каждого сотрудника, его вклад или участие в достижении общих целей деятельности, отраженными в индивидуальных планах сотрудника.
Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников местной администрации, способствующим эффективному использованию рабочего времени, определению главных и второстепенных направлений деятельности и препятствующим выполнению излишних функций. Индивидуальные планы составляются на квартал, месяц, неделю, очередной день.
Координационные и совещательные органы (коллегия, постоянно действующее совещание, рабочие группы), образуемые в администрации, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них.
2. Значение и регламентация работы местной администрации
администрация муниципальный регламент документопоток Основным документом, определяющим организацию деятельности местной администрации, является ее регламент, утверждаемый главой администрации. Соблюдение регламента позволяет установить четкие границы между уровнями управления и горизонтальные связи между подразделениями.
На основе регламента организуются документопотоки, распределяются обязанности, ответственность и права, формируется система единых требований к руководителям. Наряду с регламентом работы администрации, важную роль в организации ее деятельности играют нормативные документы, регламентирующие деятельность отдельных структурных подразделений и исполнителей. К их числу относятся положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников. Положения о структурных подразделениях предназначены для нормативно-правовой регламентации деятельности подразделений, распределения их функций, прав и ответственности в системе управления администрацией. Составлению положений предшествует анализ содержания и объема выполняемых работ.
Положения для всех структурных подразделений должны составляться по единой методике и на основе современных технических средств.
В соответствии с положениями и профилем своей работы структурные подразделения администрации:
— курируют работу подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
— осуществляют сбор информации, анализ состояния социально-экономической и экологической ситуации в муниципальном образовании;
— готовят необходимые справочно-информационные и аналитические материалы;
— по поручению главы администрации, его заместителя или по собственной инициативе готовят проекты постановлений;
— осуществляют экспертизу проектов постановлений главы администрации по профилю своей деятельности, визируют указанные проекты;
— организуют по профилю своей деятельности консультативную поддержку главы администрации, его заместителей, других структурных подразделений, выполняют иные работы и поручения.
Должностные инструкции разрабатываются на основе положений о структурных подразделениях и с учетом технологического и квалификационного разделения труда. Они должны содержать перечень конкретных обязанностей по каждой муниципальной должности в зависимости от функциональных особенностей данной должности.
Система планирования работы позволяет согласовывать во времени все стороны деятельности руководства местной администрации и структурных подразделений. В администрациях принято разрабатывать годовые и квартальные (реже месячные) планы работы, а также недельные оперативные планы. Предложения по проекту плана вносятся главой администрации, его заместителями, структурными подразделениями и сводятся в единый проект аппаратом администрации. Наличие такого плана позволяет организовать работу наиболее эффективно.
Обычно план работы администрации включает:
— вопросы, выносимые администрацией на рассмотрение представительного органа муниципального образования;
— вопросы, выносимые на рассмотрение коллегии администрации;
— вопросы, выносимые на рассмотрение главы администрации;
— вопросы, рассматриваемые у заместителей главы администрации;
— организационные мероприятия, проводимые администрацией в масштабе муниципального образования.
В планы включаются перечни конкретных мероприятий с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения и форм контроля. Ход реализации планов рассматривается еженедельно на аппаратных совещаниях, проводимых главой администрации или его заместителем. Особое внимание уделяется анализу причин, которые не позволили достичь планируемых результатов, по мере необходимости в принятые ранее планы вносятся коррективы. Общий контроль выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом работы администрации, возлагается на руководителя аппарата администрации. Важное направление деятельности администрации — ее взаимодействие с представительным органом муниципального образования, подготовка проектов нормативных и других документов, требующих рассмотрения в представительном органе согласно законодательству и уставу муниципального образования. В качестве субъекта правотворческой инициативы в этих вопросах выступает глава администрации.
3. Организация работы главы администрации муниципального образования и его заместителей
Как отмечалось выше, во многих муниципальных образованиях при главе администрации создается коллегия или иной совещательный орган, предназначенный для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов функционирования муниципального образования. В состав коллегии обычно входят: глава администрации (председатель коллегии), его заместители, руководитель аппарата, руководитель финансового органа администрации, руководитель местного органа внутренних дел, и могут входить руководители некоторых предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, а также высококвалифицированные специалисты отдельных сфер муниципального управления. Их участие обеспечивает всестороннее, квалифицированное и объективное решение проблем управления муниципальным образованием. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
На них обычно рассматриваются крупные и комплексные вопросы, в частности:
— планы и программы социально-экономического развития муниципального образования;
— предложения к планам и программам, принимаемым органами власти субъекта РФ и затрагивающим интересы муниципального образования;
— проекты крупных договоров на поставку и приобретение продукции за счет бюджетных средств;
— программы по охране окружающей среды, вопросы строительства и реконструкции природоохранных объектов;
— вопросы деятельности структурных подразделений администрации по исполнению их полномочий;
— предложения о размещении, развитии и специализации предприятий и организаций различных форм собственности, деятельность которых важна для муниципального образования;
— сложные (неординарные) ситуации, возникающие в муниципальном образовании и требующие принятия всесторонне продуманных решений.
Перечень вопросов, выносимых на заседание коллегии, зависит от специфики конкретного муниципального образования.
Порядок работы коллегии определяется положением, утверждаемым главой администрации. Решения, принятые на коллегии, оформляются при необходимости постановлениями и распоряжениями главы администрации
4. Организация работы аппарата местной администрации
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:
1) вопросы социально-экономического развития территории;
2) вопросы муниципального хозяйства;
3) финансовые вопросы;
4) социальные вопросы;
5) административно-организационные вопросы;
6) исполнение переданных государственных полномочий.
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
Указанные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, в результате чего создается типичная линейно-функциональная структура местной администрации, которая обычно включает:
1) руководящее звено: главу администрации, заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;
2) структурные подразделения, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении между собой:
— отраслевые структурные подразделения, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, здравоохранение, транспорт и т. д.);
— функциональные структурные подразделения, исполняющие одну или несколько функций во всех отраслях (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);
3) территориальные органы (например, для города с районным делением);
4) аппарат администрации, обеспечивающий и организующий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.
Подобные организационные структуры называют линейно-функциональными из-за основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми (линейными) и функциональными структурными подразделениями. Первые являются, как правило, инициаторами принятия решений, а вторые исполняют функции экспертизы, согласования проектов решений.
В зависимости от роли и места в организационной структуре, важности и объема решаемых задач структурные подразделения обладают разным статусом и, соответственно, имеют разные наименования.
1) Департаменты — функционально-отраслевые структурные подразделения, осуществляющие исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной отрасли или сфере управления муниципальным образованием и определяющие концептуальное развитие в данной сфере (отрасли); возглавляются заместителями главы администрации.
2) Управления — относительно самостоятельные структурные подразделения местной администрации, обеспечивающие определенное направление деятельности местной администрации; вправе издавать акты управления.
3) Комитеты — структурные подразделения, созданные и функционирующие на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.
4) Отделы — структурные подразделения местной администрации, осуществляющие оперативные, либо вспомогательные функции.
5) Сектора — организационно не обособленные структурные подразделения отдела (реже — управления), осуществляющие исполнительную деятельность и формируемые для решения однородных задач, как правило, на протяжении определенного периода времени.
6) Комиссии — создаются на определенный срок для решения какой-либо проблемы.
5. Организация работы коллегии администрации
Коллегия администрации создана для коллективного рассмотрения наиболее важных вопросов социально-экономического развития района и подготовки решений по ним, обеспечения реализации государственной политики на территории района, повышения эффективности взаимодействия администрации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Коллегия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основными задачами Коллегии являются:
1.Разработка мер, направленных на повышение качества жизни населения района, совершенствование системы управления и обеспечение комплексного социально-экономического развития района.
2.Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия администрации района, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на территории района, по рассмотрению и решению актуальных проблем жизнеобеспечения населения района.
3. Выработка принципиальных решений по реализации стратегических направлений государственной политики на территории района.
4. Выработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности района.
5. Координация деятельности органов государственной власти и организаций, расположенных на территории района, по комплексному обеспечению оказания содействия избирательным комиссиям всех уровней при подготовке и проведении выборов и референдумов.
6. Создание оптимальных условий для повышения эффективности государственного регулирования вопросов социальной, экономической, культурной деятельности и координации решений по важнейшим вопросам функционирования района.
Состав Коллегии
Персональный состав Коллегии утверждается распоряжением администрации района. При этом в состав Коллегии входят:
1. Глава администрации.
2. Первый заместитель главы администрации.
3. Заместители главы администрации.
4. Руководители структурных подразделений администрации.
5. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (по согласованию с указанными органами).
6. Руководители структурных подразделений иных исполнительных органов государственной власти и руководители подведомственных им предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории района в сферах управления государственным имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, финансов, архитектуры и градостроительства.
Коллегию возглавляет глава администрации, а в его отсутствие — один из заместителей главы администрации. Обязанности секретаря Коллегии возлагаются на начальника отдела организационной работы и взаимодействия с органами местного самоуправления администрации.
Полномочия Коллегии.
Для выполнения возложенных на Коллегию задач Коллегия обладает следующими полномочиями:
— Участвовать в подготовке проектов правовых актов администрации.
— Участвовать в исследовании и обобщении актуальных проблем социального и экономического развития района.
— Осуществлять подготовку предложений по совершенствованию правовой базы, финансовой, налоговой, социальной и экономической политики.
— Осуществлять разработку планов совместных мероприятий по решению задач, возложенных на Коллегию, организовывать выполнение соответствующих мероприятий.
Привлекать специалистов структурных подразделений администрации, иных исполнительных органов государственной власти и подведомственных им предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории района, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для участия в подготовке решений по вопросам, входящим в компетенцию Коллегии.
Анализировать эффективность реализации программ, планов и мероприятий по решению вопросов управления районным хозяйством, деятельность управлений и отделов, участвующих в решении указанных проблем.
Разрабатывать рекомендации по организации деятельности структурных подразделений администрации района, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации важнейших направлений социального и экономического развития района.
Взаимодействовать в установленном порядке в пределах ведения Коллегии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Осуществлять иные полномочия, необходимые для решения задач, возложенных на Коллегию.
Планирование работы Коллегии
Коллегия организует работу на основе квартального плана работы Коллегии. Мероприятия квартального плана работы Коллегии входят составной частью в квартальный план работы администрации. Проект квартального плана работы Коллегии разрабатывается секретарем Коллегии на основе предложений членов Коллегии, представленных в письменном виде секретарю Коллегии.
Предложения в проект квартального плана работы Коллегии могут подаваться также руководителями структурных подразделений администрации, иных исполнительных органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Указанные предложения должны быть рассмотрены и согласованы для включения в проект квартального плана работы Коллегии заместителем главы администрации по соответствующему направлению.
Вопросы, рассматриваемые на заседаниях Коллегии
На Коллегии подлежат рассмотрению следующие вопросы:
— Прогнозирование и планирование социального и экономического развития района, разработка и обеспечение реализации планов и программ развития района;
— Проекты распоряжений администрации, затрагивающие интересы значительной части населения района, в том числе в сферах образования, жилищно-коммунального хозяйства, охраны правопорядка, осуществления местного самоуправления, здравоохранения, культуры, потребительского рынка, физической культуры и спорта;
— Подготовка городского хозяйства к работе в зимний период на территории района;
— Подготовка и организация проведения летней оздоровительной кампании;
— Вопросы хода работы по выполнению законов;
— Концепции и программы развития подведомственных учреждений образования, социальной защиты населения и т. д.;
— Обеспечение реализации избирательных прав граждан и оказание содействия избирательным комиссиям в проведении выборов и референдумов;
— Обеспечение правопорядка и безопасности на территории района;
— Реализация инвестиционной политики на территории района;
— Рассмотрение и выработка мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством;
— Вопросы гражданской обороны и защиты населения района от чрезвычайных ситуаций, по предотвращению условий, способствующих совершению террористических актов и нарушению общественной безопасности;
— Вопросы формирования архитектурного облика района и его отдельных кварталов (микрорайонов);
— Участие в составлении и исполнении бюджета;
Иные вопросы в соответствии с квартальным планом работы Коллегии.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.11.2013 г.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2013)
3. Бабун Р. В. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление. — 2011. — № 5. — c.13−22
4. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие / Р. В. Бабун. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. — 165 с.
5. Бежаев, О. Г. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов // Муниципальная власть. — 2013. — № 3.
6. Васильев В. И. Местное самоуправление.- М., 2011.
7. Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — «Юстицинформ», 2011.
8. Игнатюк Н. А., Замотаев А. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: Учебник для вузов. — «Юстицинформ», 2012.
9. Иванов В. В. Муниципальное управление: справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: Инфра — М, 2012. — 736 с.
10. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — Система ГАРАНТ, 2013.
11. Кутафин О. Е., Фадее В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М. Проспект, 2010.
12. Мокрый, В.С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований // Муниципальная власть. — 2012. — № 2.
13. Москалев А. В. Вопросы правового статуса местной администрации // Юридическая наука и развитие. российского государства и права: Тез. докл. науч.-практ.конф. (Пермь, 11−12 октября 2011 г.) / Перм. ун-т., 2012.
14. Парахин В. Н. Муниципальное право. М., КНОРУС, 2010.
15. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. — М.: Юрид. лит., 2011. — 784 с.
16. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). — Проспект, 2012.
17. Наумов Ю. С., Беликов П. П., Зюзин С. Ю., Подсумкова А. А., Мокеев М. М. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (под редакцией Бабичева А. Г., Наумова С.Ю.). — Система ГАРАНТ, 2014.