Общее и специфическое художественных образов с вербальной и визуальной основой (проблема «слова и изображения» на материале литературы и фотографии)
Потребность переноса акцентов на основу социального бытияпрактику, деятельность / в том числе, — и деятельность художественную/ стала сегодня важнейшим условием построения гуманитарных теорий. В процессе духовно-практического освоения действительности люди вступают в социальные отношения, целостно, композиционно всесторонне реализующиеся в самом человеке, а также, неразрывно, — и в мире… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРВАЯ ГЛАВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- I. Деятельностная природа художественного образа
- 2. Художественный образ и человек
- 3. Художвенный образ и художвенный факт
- ВТОРАЯ ГЛАВА. СЛОВЕСНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
- I. Автор и литературная конструкция
- 2. Репродукционная, ролевая и художественная
- литература
- 3. Композиция и ее роль в формированиидержания художественно-речевой деятельности а/ Интегративность литературногожета б/ 0 «синтаксической композиции» и «стилистике текста». в/ Компонема
- 4. Информация, порождаемая литературным произведением в читательском восприятии
- ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ФОТОГРАФИИ
- I. Фотография ибъект визуальной культуры
- 2. Визуальное мышление а/Зрение, видение, изображение б/ Интегративность изображения в фотоискусстве
- 3. Условия порождения фотохудожественной информации,
- 4. Проблема фотоштампа
- ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА. СЛОВО И Ф0Т0И30БРАШИЕ
- I. Теоретичие предплки
- 2. Практическое применениеовесно-визуальныхчетаний а/ Фотоснимок и подпись б/ Вербализация фотоизображения в/ Синтезова и фотоизображения
- ЗАКЛШЕНИЕ
- СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. с Л
Общее и специфическое художественных образов с вербальной и визуальной основой (проблема «слова и изображения» на материале литературы и фотографии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Объект исследования. Художественный образ — необычный объект изучения. Прямое эмпирическое наблюдение, основанное на регистрации признаков объекта, приводит к механистическому, формальному представлению о художественном образе как вещи или знаке. «Теоретизирование» же грозит оказаться искусной подменой объекта, подавляющей свободу проявления его свойств и закономерностей в предмете познания.
Очевидно все же, что без «теоретизирования» ' работа по теории не может состояться, но оно /следует специально подчеркнуть/ -только вспомогательный эвристический инструмент, применимый на отдельных /интуитивных/ этапах снятия объекта в мышлении.
Исследователь художественного образа вынужден «вступать в общение» со своим объектом, отнестись к нему частично и как к субъекту. По этой причине особенное внимание приходится уделять «контексту объекта», его связям с художественным произведением, художественной деятельностью, целостной человеческой индивидуальностью, процессом ценностного взаимодействия личности и общества, индивидуального самосознания и родовой сущности человека.
Следование названным принципам делает работу постоянно ориентированной на гуманистическую проблематику. Изучая искусство, представляется необходимым осваивать его отражательную сущность не только через собственно профессиональную рефлексию, но и через отношение к некоторому социальному двойнику, «себе-другому» как равноценному субъекту эстетического отношения и полноценно.
— 5 му способу бытия художественного образа.
Художественное произведение в таком случае последовательно признается процессуальным явлением, трактуется в качестве особого социального отношения, потребность в котором удовлетворяется только композиционно-творческой деятельностью. Последняя же рассматривается как неотъемлемый компонент многообразной человеческой практики и, тем самым, как общественная ценность, подлежащая сохранению в культуре./I/.
Актуальность проблематики. Проблема художественного образа имеет комплексный характер. О художественном образе сегодня пишут специалисты в области истории и философии, эстетики и психологии, социологии и культурологии, педагогики и этики, кибернетики и теории информации, искусствознания и журналистики.
Теоретическое литературоведение не может оставаться в стороне от комплексно-системного подхода уже потому, что этого требует его собственный активно растущий человековедческий потенциал.
Актуальной задачей науки о литературе является существенное расширение предмета на основе всестороннего осмысления отражательной природы словесного искусства как сложного фактора ду.
I/. Еще А. Н. Веселовский в исследовании эпитета продемонстрировал отчетливое ощущение композиции /и отдельных ее актов/ как социальной ценности. Ученый писал о «цепи таинственных соответствий, окружающих и определяющих наше «я», и о том, что поэт «раскрывает нам нас самих», поскольку «все мы более или менее открыты суггестивности образов.» См.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика.-Л.:Гослитиздат, 1940, с. 72,88−89. ховного прогресса общества и личности./2/. Утверждение подобной тенденции не означает ухода от специфики предмета, т.к. именно объяснение законов художественного образа оказывается естественной сферой исследования, ориентирующегося на историко-материа-листическую концепцию искусства и ленинскую теорию отражения как программу научного поиска./3/.
Подлинно научная теория литературы не может быть сведена только к относительно непротиворечивой сетке понятий, позволяющей интерпретировать предмет исследования в интересах самого литературоведения. Теория не должна довольствоваться жестким механизмом «работающих терминов» — она призвана еще и порождать потребность деятельного участия познания в самых различных областях человеческой жизни, так или иначе связанных с художественной практикой и духовным производством в целом. Сказанное, разумеется, нисколько не умаляет относительной самостоятельности теоретических дисциплин и используемой ими высокой степени абстра-гированности в познании, ибо абстракция тем глубже, чем с большей последовательностью предмет теоретизирования берется в дви.
2/. «Образное освоение действительности,-справедливо отмечает академик М. Б. Храпченко, — это особая и очень важная область духовной деятельности человека, которой присуща поразительная мно-голикость.» См.: Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа.- М.:Худож.лит-ра, 1982, с. 65.
3/. О продуктивной разработке ленинской теории отражения современной марксистской наукой см. в кн.: Шингаров Г. Х. Теория отражения и условный рефлекс.- М.:Наука, 1974, с.5−15. А также:
Сморж Л. А. Искусство в свете ленинской теории отражения.-Киев: Вища школа, 1980. жении, а искомая сущность не провозглашается «истиной в последней инстанции» .
Предмет исследования. Теория, стремящаяся к методологической свободе, свойственной диалектико-материалистическому детерминизму, делает особенно ощутимой операцию субъективного выбора тех или иных сторон объекта. Выбор этот явно двунаправлен, т.к. и предмет «выбирает исследователя» в той мере, в какой избирательность оказывается действительно необходимой для достижения целей познания. Оставаясь, например, литературоведом, исследователь вынужден попеременно становиться лингвистом и психологом, эстетиком и социологом, теоретиком массовой коммуникации, рекламы, ритуала и т. п./4/.
В настоящей работе единство предмета принципиально динамично и осложнено разнообразием конкретных объектов: это и факты искусства, и различные явления из области журналистики, и межсистемные переходные формы /как внутри словесности, так и между нею и визуальной культурой/. Такая пестрота — не случайность, а необходимость.
Предмет выявляется в сознательно провоцируемой подвижности мысли, требует отхода в сторону для «верного попадания». Поэтому аналитическое истолкование художественного образа, который, по верному замечанию К. Горанова, представляет собой «особый ас/4/. Черты подобного „расслоения“ исследовательского субъекта определяют интересную работу: Гей Н. К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль.-М.:Наука, 1975, а также целый ряд публикаций Комиссии комплексного изучения художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры АН СССР. пект жизни» со свойственным ему «богатством жизненной целостности» /^/, неизбежно должно стремиться к системности и синтетичности.
Потребность переноса акцентов на основу социального бытияпрактику, деятельность / в том числе, — и деятельность художественную/ стала сегодня важнейшим условием построения гуманитарных теорий. В процессе духовно-практического освоения действительности люди вступают в социальные отношения, целостно, композиционно всесторонне реализующиеся в самом человеке, а также, неразрывно, — и в мире создаваемой человеком культуры. Активной продлеваемостью, преемственностью и прогрессом в эстетической культуре обладает, прежде всего, художественная деятельность, содержание которой и должно, на наш взгляд, стать предметом теории художественного образа.
Цель исследования. Внешней целью диссертации можно считать определение общего для речевой и зрительной способности человека иерархического с (c)расположения информационных форм, порождаемых в системе культуры деятельностью совокупного субъекта /в соответствии с «разделением труда» внутри него/. Внутренней целью, основным мотивом исследования следует признать поиск неповторимости, своеобразия каждой из форм деятельности. Взаимопроникновение деятельностей не приводит к утрате их специфичности, т.к. обогащение содержательного плана активности и обнаруживает естественную интегративность всего многообразия проявлений человека как целостной индивидуальности.
1. Какие из героев повести кажутся Вам типичными, характерными /и. в какой степени/ для окружающей нас жизни? Расположите имена героев в порядке убывания типичности.
2. Как распределились Ваши симпатии и антипатии к героям «Обмена»? В первую графу запишите /в порядке убывания/ тлена тех, кому Вы склонны отдавать предпочтение. Во вторую графу запишите /таким же образом/ тех, кто, в основном, не вызывает Вашей симпатии.
3. Расположите имена героев в таком порядке, чтобы он отражал степень возможного внутреннего отождествления Вас с ними. Герои более похожие на Вас упоминаются первыми.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, — Соч. 2-е изд., т.2, с. 7−230.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2-х тт.- М.: Искусство, 1967.
6. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с. 125−346.
7. Ленин В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.-Полн. собр. соч., т. 17, с. 206−213.
8. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн. собр. соч, т. 18, с. 7−384.
9. Ленин В. И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии» .- Полн. собр. соч., т. 29, с. 41−64.
10. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» .- Полн.собр. соч., т. 29, с. 77−218.
11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- ГЛ., 1981.
12. Абульханова К. А. 0 субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии.- М.: Наука, 1973. 288с.
13. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: /Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида/. М.: Мысль, 1977.224 с.
14. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 335 с.
15. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М.: Наука, 1977. 320 с.
16. Аверьянов А.H. Система: философская категория и реальность.-М.: Мысль, 1976. 188 с.
17. Абзианидзе К. И. Эстетические эмоции и чувства как форма отражения действительности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филос. наук.- M., 1972. 24 с.
18. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. 381 с.
19. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт.-М.: Педагогика, 1980, — 230 е.- 287 с.
20. Ананьев Б. Г. Выступление на обсуждении книги «Человек как предмет познания» .- В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения/1983. Л.: Наука, 1983, с. 262−268.
21. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы.- ГЛ.: Наука, 1981. 193 с.
22. Андроникова М. И. Слово или изображение? Вестник Моск. унта. Серия XI. Журналистика, 1969, № 3, с. 22−27.
23. Антонов A.B. Восприятие внетекстовых форм информации в издании.- М.: Книга, 1972. 104 с.
24. Антонов A.B., Свирко В. А. Психология понимания пиктографических знаковых систем.- Киев: Знание, 1981. 50 с.
25. Ануфриев С. И. Проблема человека в современной марксистской философии и понятие «деятельность» .- В кн.: Роль субъективной диалектики в исследовании общественных явлений.- М.: МОПИ, 1981, с. 62−68.
26. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974. 392 с.
27. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей.-М.: — 163 -Искусство, 1968, — 654 с.
28. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста, — М.: Наука, 1982. 192 с.
29. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе, — М.?Прогресс, 1976. 556 с.
30. Афасижев М. Н. Структура эстетической потребности человека.-В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с. 100−104.
31. Базен А. Что такое кино?: Сб. статей, — М.: Искусство, 1972.383 с.
32. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук,-М., 1976. 27 с.
33. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 64 с.
34. Басин Е. Я. О природе изображения, — Вопросы философии, 1968, № 4, с. 47−57.
35. Бахтин М. М. К эстетике слова.- В кн.: Контекст-1973: Литературно-теоретические исследования.- М.: Наука, 1974, с. 259 280.
36. Бахтин М. Проблема текста: Опыт философского анализа, — Вопросы литературы, 1976, № 10, с. 122−151,.
37. Бахтин М. М. Проблема автора.- Вопросы философии, 1977, $ 7, с. 149−160,.
38. Бенвенист Э. Общая лингвистика.- М.: Прогресс, 1974.-447 с.
39. Блажек Б. Фотография и теория познания.- Фотография-77,1977, № 4, с. 58−60.
40. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности челове- 164 ка: Уч. пособие.- Калинин: Изд-во К Г У, 1975, — 106 с.
41. Боголюбова Н. Г. Специфика художественного абстрагирования в процессе восприятия произведений искусства /на материале зрительного образа/: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. филос. наук.- М., 1978. 22с.
42. Болотов В. И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности:/Основы эмотивной стилистики текста/.- Ташкент: Фан, 1981. 116 с.
43. Борев В. Ю. Аудио-визуальные средства в структуре массовой коммуникации:/К синхронно-диахронному анализу художественно-коммуникативных систем/: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения.- М., 1976. 20 с.
44. Борев Ю. Б. Эстетика. 3-е изд. М.: Политиздат, 1981.-399 с.
45. Борисенко В. И. Социально-эстетическая природа и цель словесно-художественной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, — Донецк, 1973. 28 с.
46. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации.- М.: Прогресс, 1977. 412 с.
47. Варламова Э. Пути усовершенствования рекламного текста на основе изучения закономерностей восприятия газетно-журналь-ной информации.- Рига, 1980. /дипломная работа/.
48. Вартазарян С. Р. От знака к образу.- Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973.-199 с.
49. Вартанов Ан. Образы литературы в графике и кино.- М.:Изд-во АН СССР, 1961. 312 с.
50. Вартанов А. Фотография: документ и образ.- М.: Планета, 1983. 271 с.
51. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. З. Субъект. Переживание.- 165 Действие. Сознание.- Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1981, — 326 с.49• Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 246 с.
52. Веселовский А. Н. Историческая поэтика.- Л.: Гослитиздат, 1940. 648 с.
53. Взаимодействие и синтез искусств.- Л.: Наука, 1978. 269 с.
54. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
55. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве.- М.: Искусство, 1970.-591с.
56. Возможности фотографии /" круглый стол" /.- Техническая эстетика, 1982, В 6, с. 18−19.
57. Волкова Е. В. Композиция как эстетическая категория.- Вестник Моск. ун-та. Философия, 1969, В 6, с. 32−39.
58. Волкова Е. В. Произведение искусства предмет эстетического анализа.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 286 с.
59. Волков-Ланнит Л. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит.- М.: Искусство, 1968. 191 с.
60. Волчек Г. Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике.- М.:Изд-во Моск. ун-та, 1962. 191 с.
61. Вопросы социологии искусства: Теоретические и методологические проблемы— М.: Наука, 1979. 351 с.
62. Ворон Н. И. Становление жанров советской фотожурналистики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.-М., 1978. 18 с.
63. Всесоюзный симпозиум по проблеме «Мышление и общение» .-Алма-Ата, 1973. 347 с.
64. Выготский Л. С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Искусство, 1968. 576 с.- 166.
65. Гавриленко Л. Адаптация повести Ю. Трифонова «Обмен» в научно-критической литературе и театре.- Рига, 1981. /дипломная работа/.
66. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка.- М.: Наука, 1974. 175 с.
67. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.: Наука, 1981. 139 с.
68. Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа.- М.: Искусство, 1972, — 200 с.
69. Гачев Г. Образ в русской художественной литературе.- М. Искусство, 1981, — 247 с.
70. Гачев Г. Д-. Развитие художественного образа в литературе: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филол. наук.- М., 1983. 31 с.
71. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.4.-М.Искусство, 1973, — 407 с.
72. Гей Н. К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль.- М.: Наука, 1975. 471 с.71- Гинзбург Л. О литературном герое.- Л.: Сов. писатель, 1979^- 222 с.
73. Гиппенрейтер Ю. Б. О месте движений глаз в незрительных видах деятельности и их исследовании.- В кн.: Моторные компоненты зрения.- М.: Наука, 1975, с. 213−221.
74. Гиппенрейтер Ю. Б. Движения человеческого глаза.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 256 с.
75. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы: Монография.- М.:Сов. писатель, 1982. 367 с.
76. Гогуадзе В. В. Человек как эстетический феномен.- Дисс. на- 167 соиск. уч. степ. докт. филос. наук.- Тбилиси, 1983. 405 с.
77. Голованова В. Г. Искусство и система общения.- Ташкент: Фан, 1977. 137 с.
78. Гончарова H.A. Композиция и архитектоника книги.- М.: Книга, 1977. 96 с.
79. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.-ГЛ.: Искусство, 1970. 519 с.
80. Горанов К. Художественное произведение и его социально-психологические измерения.- В кн.: Вопросы эстетики. Вып.9.-М.: Искусство, 1971, с. 227−254.
81. Грегори Р.-Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия, — М.: Прогресс, 1970. 271 с.
82. Грегори P.-JI. Разумный глаз.- М.: Мир, 1972. 209 с.
83. Григорьев В. П. Поэтика слова:/На материале русской советской поэзии/.- М.: Наука, 1979. 343 с.
84. Гуманитарная теория и научно-техническая революция.- Калинин: Изд-во К Г У, 1975. 94 с.
85. Дворцова Н. П. Творческая природа литературного художественного образа: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. калд. филол. наук.- М., 1984. 20 с.
86. Демко Т. Н. Художественный образ форма познания жизни. В кн.: Эстетическая культура и искусство.- М.: М0ПИ, 1975, с. 52−63. 168.
87. Дешериев Ю. Д. Социальная лингвистика: К основам общей теории." М.: Наука, 1977. 382 с.
88. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность.- М.: Наука, 1976.191 с.
89. Дмитриева Н. Изображение и слово.- В кн.: Вопросы эстетики. Вып.З.-М.: Искусство, i960, с. 208−256.
90. Дмитриева H.A. Изображение и слово.- М.: Искусство, 1962.314 с.
91. Дмитриева H.A. Слово и изображение.- В кн.: Взаимодействие и синтез искусств.- Л.: Наука, 1978, с. 44−54.
92. Додонов Б. И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.272 с.
93. Документальное и художественное в современном искусстве.-М.: Мысль, 1975. 278 с.
94. Дридзе Т. М. Уровень семиотической подготовки и функционирование массовой информации в обществе.- Вопросы философии, 1976, № II, с. II8-I29.
95. Дубровский Д. И. Проблема идеального.- М.: Мысль, 1983.288 с.
96. Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве. Изд. 2-е, переработ, и доп.- М.- Искусство, 1977. 276 с.
97. Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии.- М.: Высшая школа, 1983. 135 с.
98. Дьёзед А. Видеозапись и жизнь.- Курьер ЮНЕСКО, 1974, октябрь, с • 32 •.
99. Екельчик Ю. И. Изобразительное мастерство в фотографии.- М.: Госкиноиздат, 1951. 96 с.
100. Еремеев А. Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.- 169 Часть I: Ценностно-познавательные основы художественного отражения.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1969. 150 с.
101. Еремеев А. Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Части 2 и 3: Социально-коммуникативная природа искусства.-Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1971. 358 с.
102. Еремеев А. Ф. Социальный статус искусства.- В кн.: Природа искусства и механизмы художественной деятельности. /Проблемы этики и эстетики. Вып. 2/.- Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975, с. 88−94.
103. Жинкин Н. И. Механизмы речи.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 370 с.
104. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982. 158 с.
105. Зарецкий В. А. Семантика и структура словесного художественного образа: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Тарту, 1966. 23 с.
106. Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 307 с.
107. Зинченко В. П. Я хотел бы посвятить свое выступление проблеме воспитания визуальной культуры подрастающего поколения. /Круглый стол «Вопросов философии» «Современные проблемы образования и воспитание» /. Вопросы философии, 1973, is II, с. 42−47.
108. Зись А. Я. 0 природе искусства фотографии, — М.: ЦЩК, 1961,32 с.
109. Зись А. Конфронтации в эстетике: Очерки о природе искусства.- М.: Искусство, 1980. 239 с.
110. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Части 1−4. 170 Душанбе: Дониш, 1971 1974. — 264 е.- 278 е.- 232 е.- 255с.
111. Иванов В. П. Человеческая деятельность познание — искусство, — Киев: Ейук. думка, 1977, — 251 с.
112. Иванчикова Е. А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979. — 287 с.
113. Игнатенко H.A. Читатель как участник литературного процесса: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.-Киев, 1977, — 27 с.
114. Илиада А. Н. Открытые и закрытые системы художественного произведения.- В кн.: Природа искусства и механизмы художественной деятельности./Проблемы этики и эстетики.Вып.2/.- Л.: Изд-во Ленингр* ун-та, 1975, с. 107−112.
115. Искусство в системе культуры: Социологические аспекты.-Л.: ЛШТМиК, 1981. 107 с.
116. Каган М. Эстетика и художественная фотография: Теоретические очерки.- Советское фото, 1968, 15 № 2−8.
117. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, расширенное и перераб.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. 766 с.
118. Каган М.
Литература
как человековековедение.- Вопросы литературы, 1972, В 3, с. 152−175.
119. Каган М. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств.- Л.: Искусство, 1972. 440 с.
120. Каган М. С. Искусство как общественное явление.- В кн.: Марксистско-ленинская эстетика.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973, с. 356−381.
121. Каган М. С. Человеческая деятельность: /Опыт системного ана- 171 лиза/.- М.: Политиздат, 1974, — 328 с.
122. Каган М. Художественная деятельность как информационная система.- Искусство кино, 1975, Ш 12, с. 99−121.
123. Каган М. С. Художественная деятельность и всестороннее развитие личности.- В кн.: Влияние научно-технической революции на искусство и нравственность. /Проблемы этики и эстетики. Вып.4/.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977, с. 123−128.
124. Каган М. С. Социальные функции искусства.- Л.: Знание, 1978.34 с.
125. Каган М. С. Искусство в системе культуры:/К постановке проблемы/.- В кн.: Советское искусствознание'78. Кн.2. М.: Искусство, 1979, с. 239−273.
126. Каган М. Что же это такое драма? — Театр, 1979, J? 6, с.57−60.
127. Каган М. С. Проблема субъектно-объектных отношений в марксистско-ленинской философии.- Философские науки, 1980, В 4, с. 40−49.
128. Каган М. Функционирование фотографии в современной культуре. Советское фото, 1982, № 4, с. 26−27.
129. Каган М. С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения.- В кн.: Советское искусствознание^. Вып.1/16/.-М.: Сов. художник, 1983, с. 168−201.
130. Каган М. С., Малинина Н. Л. Проблема художественного образа в советской эстетике.- Л., 1984. /машинописный текст/.
131. Казанский A.A. Некоторые гносеологические вопросы фотои телевизионной журналистики.- В кн.: Гуманитарная теория и научно-техническая революция.- Калинин: Изд-во К Г У, 1975, с. 98- 107.
132. Канаев И. И. Жорж Луи Леклер де Бюффон.1707−1788.-М.-Л.: Наука, 1966. 266 с.
133. Карабанова Д. А. Роль иллюстраций в восприятии литературно-художественных произведений в младшем дошкольном возрасте.-Вестник Моск. ун-та. Серия 14.Психология.- 1984, $ 2, с.30−34.
134. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка.- М.: Наука, 1981. 366 с.
135. Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека.- М.: Медицина, 1978. 247 с.
136. Карягин А. Некоторые актуальные проблемы социологического изучения искусства.- В кн.: Вопросы социологии искусства: Теоретические и методологические проблемы.- М.: Наука, 1979, с. 5−32.
137. Квасова И. И. Проблема субъективности в гегелевской эстетике. В кн.: Философия Гегеля и современность.- М.: Мысль, 1973, с. 338−347.
138. Квасова И. И. Некоторые проблемы теории художественного творчества.- В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики, — М: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с. 71−72.
139. Киселева Л. А. Язык как средство воздействия.- Л.: ЛГШ, 1971. 60 с.
140. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия, — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978, — 160 с,.
141. Клименко Л. О соотношении эстетического и художественного.-В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с. I07-II0.
142. Коваленко Г, Рождение жанра, — Журналист, 1971, J& 4, с. 8,.
143. Кожинов В. В. Художественный образ и действительность, — В кн.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. T.I.- М.: Изд-во АН СССР, 1962, с. 58−71,.
144. Кожинов В. В.
Литература
— В кн.: К Л Э, т. 4. М.: Сов. эн-цикл., 1967, ст. 219−227.
145. Козлова И. Н. Теория личностных конструктов в современной психологии: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук.- M., 1976. 19с.
146. Колшанский Г. В. Паралингвистика.- М.: Наука, 1974. 81 с.
147. Колшанский Г. В. Контекстная семантика.- М.: Наука, 1980.149 с.
148. Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста, — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. 168 с.
149. Кон И. С, Социология личности.- М.: Политиздат, 1967. 383 с.
150. Кон И. Люди и роли.- Новый мир, 1970, № 2, с. I68-I9I.
151. Кон И. С. Открытие «Я» .- М.: Политиздат, 1978. 367 с.
152. Конрад Н. И. 0 некоторых вопросах истории мировой литературы.- В кн.: Конрад Н. И. Избранные труды: Литература и театр.-М.: Наука, 1978, с. 3−16.
153. Копнин П. В.
Введение
в марксистскую гносеологию.- Киев: Наук. думка, 1966. 288 с.- 174.
154. Кракауэр S. Природа фильма: Реабилитация физической реальности.- М.: Искусство, 1974. 424 с.
155. Крюковский Н. И. Homo pulcher. Человек прекрасный: Очерк теоретической эстетики человека.- Шнек: Изд-во Б Г У, 1983. 303 с.
156. Левина Л. И. Сюжетно-композиционные средства выражения содержания в повести Ю. Трифонова «Обмен» .- В кн.: По страницам литературы: Сб. науч. трудов.- Ташкент: Изд-во Т Г У, 1978, с. 40- 55.
157. Лейзеров И. 0 природе образности в искусстве.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып.2. М.: Искусство, 1973, с,' 45−69.
158. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве.- М.: Наука, 1974.208 с.
159. Лейзеров Н. Л. Художественный образ в эстетической концепции социалистического реализма.- В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с. 67−68.
160. Лекомцев Ю. К. Процесс абстрагирования в изобразительном искусстве и семиотике.- Учен. зап. Тарт. гос. ун-та, 1979, вып. 467. Труды по знаковым системам XI, с. 120−142.
161. Леонов Л.
Литература
и время.- М.: Мол. гвардия, 1967.-368 с.
162. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1965.245 с.
163. Леонтьев A.A. Социальное и естественное в семиотике.- В кн.: Философские проблемы психологии общения.- Фрунзе: Илим, 1976, с. 40−53.
164. Леонтьев А. Н. Деятельность.Сознание.Личность.- М.:Политиздат, 1975. 304 с.
165. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия /вступительная статья/.- В кн.: Восприятие и деятельность.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, с. 3−27.
166. Лессинг Г.-Э, Лаокоон, или 0 границах живописи и поэзии.-М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957. 519 с.
167. Лессинг и современность: Сб. статей.- М.: йзобр. иск-во, 1981. 224 с.
168. Лингвистика и поэтика./Отв. ред. В. П. Григорьев.- М.: Наука.-309 с.
169.
Литература
и живопись.- Л.: Наука, 1982. 288 с.
170. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения.-Вопросы литературы, 1968, 15 8, с.
171. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Наука, 1976,-с. 67−92.
172. Ляпон М. В. Структура отношения и ситуативные условия его реализации в сложном предложении.- В кн.: Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI.- М.: Наука, 1982, с. 63−77.
173. Ляхов Н. В. Теоретические проблемы искусства книги: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. искусствознания.-М., 1973.-43 с.
174. Малахов В. А. Творческая природа и социально-культурная обусловленность художественного образа.- В кн.: Искусство и творческая деятельность.- Киев: Наук, думка, 1979, с.57−121.
175. Малинина Н. Л. Диалектика движения образа в художественном творчестве: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос.- 176 -наук.- Л., 1984. 17 с.
176. Малышев Б. Т. Человеческая личность как система отношений. /Философский анализ процесса художественного творчества/: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук.-Минск, 1966. 32 с.
177. Мамасахлиси A.B. Некоторые вопросы художественной специфики фотожурналистики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Тбилиси, 1971. 21 с.
178. Маркович. Г. Основные проблемы науки о литературе.- М.: Прогресс, 1980. 375 с.
179. Марущак Ю. Д. Структура газетного жанра.- М.: ВКШ, 1983.-22с.
180. Мархель А. йконика массовой почтовой открытки 1910;х 1930;х годов. — Рига, 1981. /дипломная работа/.
181. Машезерская Л. Я, Общее и особенное в литературном художественном образе: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд.филос. наук.- Шнек, 1967. 21 с.
182. Машек Э.-В. Зрительная поэзия и тексты для рассматривания.-Arta, 1980, JE 9/10, с. 44−46.
183. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности /компоненты и градации/. В кн.: Психолингвистика: Сб. статей.- М.: Прогресс, 1984, с. 241−259.
184. Мерзон Л.С.- Проблемы научного факта: Курс лекций.- Л. :ЛШИ, 1972. 188 с.
185. Методологические проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1975. 295 с.
186. Мигунов A.C. Художественный образ: Эстетический анализ./Материалы к спецкурсу/.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980. 96 с.- 177.
187. Мигунов A.C. Генезис и бытие художественного образа.- В кн.: Марксистско-ленинская эстетика, — М.: Высшая школа, 1983, с. 159−163.
188. Минаев В. Ф. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике.- Вестник Моск. ун-та. Серия XI. Журналистика, 1969, & 2, с. 15−28.
189. Михайлова A.A. Художественный образ как динамическая целостность.- В кн.: Советское искусствознание"76. М.: Искусство, 1976, с. 222−257.
190. Моль А. Социодинамика культуры.- М.: Прогресс, 1973. 406 с.
191. Морозов С. Искусство видеть.- М.: Искусство, 1963. 271 с.
192. Морозов С. А. Фотография как искусство.- ГЛ.:Знание, 1970,64 с.
193. Морозов С. Фотография среди искусств.- М.: Планета, 1971.103 с.
194. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи.- М.: Сов. художник, 1983. 375 с.
195. Музы XX века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации.- М.: Искусство, 1978. 304 с.
196. Муравьев B.C. Документальная литература.- В кн.: К Л Э, т. 9.-М.: Сов. энцикл., 1978, ст. 280−282.
197. Нарский И. С. Неопозитивизм.- В кн: Современная буржуазная философия.- М.: Высшая школа, 1978, с. 87−210.
198. Невская A.A. Опознание зрительных образов.- В кн.: Физиология сенсорных систем: Физиология зрения, — Л.: Наука, 1971, с. 344−347.
199. Никитин В. А. 0 жанровой структуре фотопубликаций в советской прессе.- Вестник Ленингр. ун-та. История.Язык.
Литература
1984, 2, с. 48−52.
200. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы.- М.: Книга, 1972. 152 с.
201. Николаев П. А. Марксистско-ленинское литературоведение, — М.: Просвещение, 1983, — 256 с.
202. Николаев Ю. П. Эстетическая природа документализма в искусстве: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук,-М., 1977, — 20 с.
203. Новикова I. Об эстетической деятельности.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып. 3. М.: Искусство, 1974, с. 210−237.
204. Новоспасский В. В. Фотография в книге.- М.: Книга, 1973.-119с.
205. Одинцов В. В. Стилистика текста.- М.: Наука, 1980. 263 с.
206. Одинцов В. В. Стилистика текста: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филол. наук.- М., 1981. 42 с.
207. Палиевский П.В.' Внутренняя структура образа.- В кн.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Т.1.-М.: Изд-во АН СССР, 1962, с. 72−114.
208. Палиевский П. В.
Литература
и теория: Пути реализма.- М.:Современник, 1974. 222 с.
209. Панфилов Н. Д.
Введение
в художественную фотографию.- М.: Планета, 1977, — 191 с.
210. Панфилов Н. Д. Фотография и ее выразительные средства. Изд. 2-е, перераб, — М.: Искусство, 1981. 144 с.
211. Парандовский Ян. Алхимия слова.- М.: Прогресс, 1972. 335 с.
212. Перов Ю. В. Искусство в сфере общения.- В кн.: Эстетическая культура советского человека./Под ред. проф. М. С. Кагана.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976, с. 89−96.
213. Петрова Ю. Н. Динамика эстетического развития личности в про- 179 цессе ее общения с искусством, — В кн.: Искусство и эстетическое воспитание молодежи.- М.: Наука, 1981, с. 137−166.
214. Печко Л. Общественно-этическая позиция художника и стилевая структура произведения.- В кн.: Эстетика и жизнь. Вып.1.-М.: Искусство, 1971, с. 155−182.
215. Плотниекс И. Взгляд.- Наука и техника /Рига/, 1974, № 4,с. 23.
216. Пондопуло Г. К. Кино и фотография в системе современной художественной культуры: Уч. пособие.- М.: ВГИК, 1979. 90 с.
217. Пондопуло Г. К. Фотография и современность: Проблемы теории.-М.: Искусство, 1982. 174 с.
218. Поршнев Е. Ф. 0 начале человеческой истории: /Проблемы палео-психологии/.- М.: Мысль, 1974. 487 с.
219. Приедитис Х. В. Соотношение литературы и искусства с жизньюв свете ленинской теории отражения: Автореф. дисс. на соиск, уч. степ. канд. филос. наук.- М., 1981. 24 с.
220. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени.- М.: Наука, 1983. 206 с.
221. Проблема комплексности изучения художественного творчества.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1980. 174 с.
222. Проблемы эстетики и теории литературы: Сб. статей.- ТбилисиМецниереба, 1979. 263 с.
223. Пробст М. А. 0 преобразованиях в системе текстов.- В кн.: Лингвистика и поэтика.- М.: Наука, 1979, с. 106−117.
224. Прозерский В. В. Критический очерк эстетики эмотивизма.- М.: Искусство, 1983. 174 с.
225. Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. 211 с.- 180.
226. Пространство и время в литературе и искусстве.- Даугавпилс: Д П И, 1984. 96 с.
227. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия./Под ред. Ю. А. Жлуктенко, А. А. Леонтьева.- Киев: Вища школа. Изд-во при Киевск. ун-те, 1979.248 с.
228. Разлогов К. Э. Средства аудиовизуальной коммуникации и искусство.- Вопросы философии, 1975, № 7, с. 128−138.
229. Рамишвили Д. И. К природе некоторых видов выразительных движений.- Тбилиси: Мецниереба, 1976. 127 с.
230. Раппопорт С. Х. Художественные потребности личности.- В кн.: Проблема потребностей в этике и эстетике./Проблемы этики и эстетики. Вып.З./.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976, с. 9397.
231. Раппопорт С. Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства.- М.: Сов. художник, 1978. 237 с.
232. Раппопорт С. Х. Практическая действенность искусства.- В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество.-М.: Прогресс, 1980, с. 145−156.
233. Раушенбах Б. В. Восприятие и перспективные изображения пространства.- В кн.: Искусство и точные науки.- М.: Наука, 1979, с. 142−184.
234. Роднянская И. Художественный образ.- В кн.: Философская энциклопедия, Т.5.-М.: Сов. энцикл., 1970, е.- 452−455.
235. Роднянская И. Б. Художественный образ.- В кн.: Б С Э, т.28.-М.: Сов. энцикл., 1978, с. 418−420.
236. Рождественский Ю. В.
Введение
в общую филологию.- М.: Высшаяшкола, 1979. 224 с.
237. Розанова М. На окраине искусства.- Декоративное искусство СССР, 1968, № 3, с. 32−37.
238. Розенталь Д. Э., Кохтев H.H. Язык рекламных текстов.- М.: Высшая школа, 1981. 127 с.
239. Ротенберг B.C. Слово и образ: проблема контекста.- Вопросы философии, 1980, В 4, с. 152−155.
240. Руденко Л. П. Смысловая компрессия как метод исследования внутренней смысловой программы речевого целого.- В кн.: Исследование рече-мыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974, с. 57−67.
241. Рунин Б. М. Вечный поиск.- М.: Искусство, 1964. 176 с.
242. Рунин Б. Логика науки и логика искусства.- В кн.: Содружество наук и тайны творчества.- М.: Искусство, 1968, с. 114 138.
243. Семенов В. Е. Личность и группа на страницах промышленной газеты /социально-психологический контент-анализ/.- В кн.: Психология личности и малых групп./Экспериментальная и прикладная психологиявып. 8/.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977, с. 100−105.
244. Сидяков Л. С. Художественная проза А. С. Пушкина.- Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1973. 218 с.
245. Сильвестров Д. Между поэзией и живописью.- Декоративное искусство СССР, 1968, J& 3, с. 10−17.
246. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания.- М.:Политиздат, 1971, — 271 с.
247. Смирнов И. П. Диахронические трансформации литературных жанров и мотивов.- Wiener Slawistischer Almanach.SondeгЪапб.Wien, I98I.~ S. 262 .
248. Современная книга по эстетике: Антология.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957. 603 с.
249. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление.- М.: Просвещение, 1968. 236 с.
250. Соколов B.C. Особенности технических средств изображения в искусстве.- В кн.: Искусство и научно-технический прогресс.-М.: Искусство, 1973, с. 123−150.
251. Соколова Л. А. О жизни слова в художественном тексте.- В кн.: Язык художественных произведений: Сб. статей.- Омск: Зап.-сиб. книжн. изд-во, 1966, с. 159−167.
252. Сорокин Ю. А. Художественный текст как совокупность читательских оценок.- В кн.: Социология и психология чтения.- М.: Книга, 1979, с. 194−199.
253. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание.- М.: Политиздат, 1972. 279 с.
254. Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 174 с.
255. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы.-Л.: Наука, 1984. 246 с.
256. Стебун И. И., Борисенко В. И. Реальный мир и словесно-художественная реальность.- Донецк: Изд-во Д Г У, 1972. 34 с.
257. Степанов Г. В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста.- Известия АН СССР. С ерш литературы и языка, т. 39, май-июнь, 1980, IS 3, с. 195−204.
258. Стигнеев В. Т. Новый тип бытования фотографии в современной культуре.- В кн.: Эстетика: теория, история, практика./Тез.- 183 докладов.- М.: И.Ф., 1982, с. 72−74.
259. Столин В. В. Самосознание личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 286 с.
260. Стриженко A.A. Роль языка в системе средств пропаганды:/На материале буржуазной прессы/.- Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1980. 210 с.
261. Сыдыкбекова Д. Функции текста в системе культуры.- В кн.': Духовная культура и социальный прогресс.- Фрунзе, 1980, с. 80−85.
262. Тарасов Е. Ф. Место речевого общения в коммуникационном акте.- В кн.: Национально-культурная специфика речевого поведения.- М.: Наука, 1977, с. 67−95.
263. Творческий процесс и художественное восприятие.- Л.: Наука, 1978. 278 с.
264. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания.- Тбилиси: Хелов-неба, 1982. 179 с.
265. Тооминг П. Газетная фотография.- Таллин, 1975./машинописный текст/.
266. Тухарели Дм.А. Рождение образа: Писатель и книга.- Тбилиси: Мерани, 1983. 219 с.
267. Тынянов Ю. Н. Поэтика, История литературы. Кино.- М.: Наука, 1977. 574 с.
268. Тгохтин B.C. 0 природе образа. /Психическое отражение в свете идей кибернетики/. М.: Высшая школа, 1963, — 123 с.
269. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика: Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода.- М.: Наука, 1972, — 256 с.
270. Успенский Б. А. Поэтика композиции: Структура художественно- 184 го текста и типология композиционной формы.- М.: Искусство, 1970. 255 с.
271. Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.2. М, 1955. 943 с.
272. Фейнберг Е. Л. Искусство и познание.- Вопросы философии, 1976, й 7, с. 93−108.
273. Флоренская Т. А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности.- В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.: Наука, 1979, с. 151−174.
274. Фотография и современность: Тезисы научно-практической конференции.- Шяуляй: Общество фотоискусства Лит. ССР, 1977.56 с.
275. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности.- В кн.: Человек в мире художественной культуры.- М.: Наука, 1982, с. 157−207.
276. Фрейлих С. И. Об эстетических свойствах кинодокумента,-В кн.: Документальное и художественное в современном искусстве.-ГЛ.: Мысль, 1975, с. 47−80.
277. Фридлендер Г. М. Методологические проблемы литературоведения.-Л.: Наука, 1984. 238 с.
278. Фролов В. Судьбы жанров драматургии.- М.: Сов. писатель, 1979. 423 с.
279. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук.- М.:Про-гресс, 1977. 488 с.
280. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа.- М.: Худож. лит-ра, 1982. 334 с.
281. Хренов Н. Фотография и культура видения.- Советское фото, 1980, № 10, с. 26−27. 185.
282. Хренов H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики.- М.: Наука, 1981. 304 с.
283. Художественная деятельность: Проблема субъекта и объективной детерминации, — Киев: Наук, думка, 1980. 295 с.
284. Художественная культура и гармоническое развитие личности.-Киев: Наук, дамка, 1982. 239 с.
285. Художественное произведение и его читатель: Межвуз. темат. сб.- Калинин: Изд-во К Г У, 1980. 183 с.
286. Целма Е. М. Специфика искусства как социального явления: Уч. пособие.- Рига: ЛГУ им. П.Стучки, 1974. 26 с.
287. Червинский П. П. Семантика слова в системе стихотворного целого./На материале поэзии С. Есенина и Д. Кедрина/: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Ростов-на-Дону, 1981, — 18 с;
288. Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984.-П5с.
289. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии.- М.-.Наука, 1977. 144 с.
290. Чистович Л. А. Речеобразование и восприятие речи.- В кн.: Физиология сенсорных систем.- Л.: Медицина, 1976, с.199−216.
291. Чуковский К. Читая Чехова.- Вопросы литературы, 1967, JS 5, с.
292. Чулков В.й. Субъектная организация сюжета и проблема творческого метода.- В кн.: Сюжет и художественная система./Межвуз. сб. науч. трудов.- Даугавпилс: Д П И, 1983, с. 11−18.
293. Чуприкова Н. И, Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека.- М.: Просвещение, 1967. 327.
294. Чхеидзе Н. Б. Некоторые вопросы литературного образа: Автореф.- 186 дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Тбилиси, i960. 19 с.
295. Шабоук С. Искусство-система-отражение.- М.: Прогресс, 1976.224 с.
296. Шаповал 10.Т. Фотопублицистика в периодической печати./Вопросы специфики, теории жанров и мастерства/: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Львов, 1975. 19 с.
297. Шария П. А. Проблема интуиции в научном и художественном творчестве.- В кн.: Проблемы эстетики и теории литературы.-Тбилиси: Мецниереба, 1979, с. 9−67.
298. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств.- М.: Прогресс, 1980. 248 с.
299. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.- М.: Наука, 1971. 224 с.
300. Шингаров Г. Х. Теория отражения и условный рефлекс.- М.: Наука, 1974. 319 с.
301. Шингаров Г. Х. Условный рефлекс и проблема знака и значения.-M.ïНаука, 1978. 199 с.
302. Шитов И. П. Природа художественной ценности./Под ред.докт.фи-лос. наук А. Т. Гордиенко.- Киев: Головное изд-во изд. объединения «Вща школа», 1981. 222 с.
303. Шкловский В. Энергия заблуждения: Книга о сюжете.- М.: Сов. писатель, 1981. 351 с.
304. Шмок Ян, 0 проблематике жанров в фотографии.- Фотография-81, 1981, 13, с. 20−23.
305. Шрейдер Ю. А. Ритуальное поведение и формы косвенного целе-полагания.- В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения, — М.: Наука, 1979, с. 103−127. 187.
306. Шукуров Ш. М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция./Текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI XI7 веков/.- М.: Наука, 1983. 176 с.
307. Шульц Л. Б. Против эклектики в теории искусства.- В кн.: Философия искусства в прошлом и настоящем.- М.: Искусство, 1981, 146−169.
308. Эйнгорн Э. Основы фотографии.- М.: Искусство, 1967. 279 с.
309. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983. 304 с.
310. Эстетическое сознание и художественная культура./Проблемы взаимодействия/.- Киев: Наук, думка, 1983. 279 с.
311. Явчуновский Я. И. Документальные жанры: Образ, жанр, структура произведения.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 232с.
312. Языковая номинация. /Общие вопросы/.- М.: Наука, 1977.359 с.
313. Якубова Х. Ш. Художественный образ как процесс: Автореф.дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук.- Л., 1966. 19 с.
314. Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство.- М.: Наука, 1976. 295 с.
315. Estetika. /P.Zeiles red.- Rigat Zvaigzne, 1981. 340 1pp.
316. Valeinis V. Literaturas teorija.- Riga: Zvaigzne, 1982.270 1pp.319* Zeile P. Vertibu pasauler Apcere par aksiologiju tin vertib-orientaciju.- Rigai Zinatne, 1983. 231 lpp*.
317. Almasy P. La photographie moyen d’information.- Paris, 1975.270 p.- 188.
318. Arnheim E. Visual Thinking, — Berkeley and Los Angeles: Univ. of Californ. Press, 1969. 4−30 p.
319. Beiler B. Die Gewalt des Augenblicks.- Leipzig, 1969.-S. 384.
320. Chatman S. Story and Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film.- Ithaca and London: Cornell Univ. Press 1980. 277 P.
321. Clements B. j Rosenfeld D. Photographic composition.- N.Y.: Van Nostrand Reinhold.- 1979*- 260 p.
322. Dlubak Zb. Podowac w w^tpliwoac.- Fotografia, 1969″ Nr. 8, s. I7I-I76.
323. Feininger A. Principles of Composition in photography London, 1973*- 137 p.
324. GlowiAski M. Style odbiorui Szkice o komunikacji literac-key.- Krakow: Wyd-wo lit., 1 977 259 s.
325. Karginow G. Rodschenko.- Budapest: Corvina, 1979" — 508 s.329* Keim J.-A. La photographie et l’homme: Sociologie et psychologie de la photographie.- Tournai: Casterman, I97I.- 153 P".
326. Kumor A. Fotografiajako odwarzanie rzeczywistosci. Waltera Benjamina teoria fotografii.- Fotografia, 1969, Nr. 2, s.27*331″ Ligocki A. Fotograficzne penetracje.- Krakow: Wid-wo lit., 1979. 213 s.
327. Mante H. La composition en photographie.- Paris, I974.-II2p.333* Mante H. La couleur en photographie.- Paris: Dessain et Tolra, 1977. 108 p.
328. Munro Th. The arts and their interrelations.- N.Y., I95I.-625 P.
329. Rothstein A. Color Photography Now.- N.Y.s Look Magazine, 1970. 198 p.339″ Psychology and the Visual Arts ./Ed. by J.Hogg.- London, 1970. 175 P.
330. Scaglione A. The classical theory of composition from its origins to the presents A historical survey.- Chapel Hills The Univ. of North Carolina Press, 1972. 447 P.
331. Scharf A. /Dr./ Art and Photography.- Open University, 1975.504 p.
332. Sontag S. On photography.- Londons Lane, 1979*- 207 p.
333. Stein B.- Kaplan L. Wedding and Party Photography. 3-d. ed.-N.Y., 1968. 115 p.
334. Smok J. Za tajomstvami fotografie.- Praha, 1975. 249 s.
335. Tausk P. An introduction to press photography.-Prague:IUJ, 1976. 123 p.
336. Trzynadlowski J. Sztuka slowa i ohrazus Studia teoretyczno-literackie.- Wroclaws Ossolineum, 1982. 527 s.
337. Weismann D.-L. Language and visual form.- Austin& London: Univ. of Texas press, 1968. 122 p.
338. Whiting J.R. Photography is a Language.- ChicagoN.Y., 1946. 210 p.