Стратегическое планирование деятельности мясоперерабатывающих предприятий АПК на рынке мясной продукции Кировской области
Диссертация
Рынок мяса и мясопродуктов является важнейшим сегментом продовольственного рынка страны. Сокращение объемов производства мяса в России за последние 18 лет обусловлено уменьшением поголовья скота, слабой кормовой базой. Производство мяса продолжает оставаться убыточным, что отрицательно влияет на мотивацию труда сельхозтоваропроизводителей. Формирование продовольственных ресурсов мясной продукции… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
- 1. 1. Экономическая сущность стратегического планирования предприятий АПК
- 1. 2. Методологические основы процесса стратегического планирования деятельности предприятий
- 1. 3. Основные методы учета рисков в стратегическом планировании деятельности мясоперерабатывающих предприятий
- 1. 3. 1. Качественные методы оценки рисков
- 1. 3. 2. Количественные методы оценки рисков
- 2. 1. Характеристика российского рынка мяса и мясопродуктов: макроэкономический аспект
- 2. 2. Характеристика сырьевой базы мясного подкомплекса Кировской области
- 2. 3. Анализ и диагностика конкурентной среды рынка мясных изделий Кировской области
- 2. 3. 1. Конкурентная карта рынка мясных изделий Кировской области
- 2. 3. 2. Анализ конкурентоспособности производителей мясной продукции на основе финансово-экономических показателей
- 2. 3. 3. Анализ потребителей рынка мяса и мясной продукции Кировской области
- 2. 4. Стратегические ориентиры мясоперерабатывающих предприятий Кировской области
- 3. 1. Основные направления совершенствования стратегического планирования деятельности мясоперерабатывающих предприятий
- 3. 2. Выбор стратегии развития мясоперерабатывающих предприятий АПК Кировской области
- 3. 3. Оценка риска реализации стратегии развития предприятия
- 3. 4. Оценка экономической эффективности реализации выбранной 131 стратегии
Список литературы
- Федеральный закон РФ от 29.12.06 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета. 2007. — 11 января. — С. 3−6.
- Постановление от 5 декабря 2005 г. № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 2009 годах» // Российская газета — 2005. — 14 Декабря. — С. 3−5.
- Распоряжение Правительства области «О концепции областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года» от 15.05.2007 № 205 Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www.ako.kirov.ru
- Постановление Правительства области от 12.08.2008 года № 142/319 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ako.kirov.ru/strategy
- Распоряжение Правительства области «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории Кировской области» от 09.12.2008 № 507 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ako.kirov.ru
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Абдуллаев H.A. Современные инструменты, методы и технология формирования и обоснования стратегии развития предприятий / Абдуллаев H.A. Электронный ресурс. Режим доступа: www.rppe.ru/wp-content/uploads/2008/10/abdullaev-na.pdf.
- Аграрная экономика / Под ред. М. Н. Малыша.-2-e изд. перераб. и доп,-СПб.:Лань, 2002.- 688 с.
- Ю.Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- П.Айвазян С. А., Мхитарян B.C., Прикладная статистика и основы эконометрики. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.
- З.Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS 1994. -Т.2. Вып.4. — с. 11−19.
- Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1998. -205 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999. — 416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
- Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Д. Основы маркетинга: Пер. с анг. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.-1200 с.
- Аткина H.A., Ханжина В. Л., Попов Е. В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 2. — с.3−12.
- Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г. Л. Багиев, В.М. Тара-севич, X. Анн- Под общ. ред.Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Издательство экономика», 1999.-703с.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996
- Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 260 с.
- Беспятых В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в агропромышленном комплексе: Монография. Киров, 2000.-214с.
- Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия. Сыктывкар: Издательство СГУ, 1994.
- Бурцева Т.А. Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара. Учебное пособие. Киров: ВГСХА, 2003.- 208с.
- Бурцева Т.А., Сизов B.C., Цень O.A. Стратегическое планирование маркетинга: Учебное пособие. Киров: ВСЭИ, 2003.- 180 с.
- Бучина О.В. Выработка оптимальной стратегии предприятия. // Материалы пятой межрегиональной научной конференции «Студенческая наука — экономике России». Ставрополь. 2005.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / Пер. с нем. — М.: Экономика, 1995.
- Вебер Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии // Проблемы теории и практики управления, 1998. -№ 2. с. 105−110.
- Великая Е.Г. Стабилизация экономики промышленных предприятий на основе разработки системы маркетинга: Дисс: канд. экон. наук. Старый Оскол, 2001.-153с.
- Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Финпресс, 2000. 200с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление / 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономисть, 2006. 296 с.
- Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. — 308 с.
- Волков, И. Анализ проектных рисков / И. Волков, М. Грачева Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/invest.
- Волков, И. Вероятностные методы анализа рисков / И. Волков, М. Грачева Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/invest.
- Воронцовский, А. В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования / А. В. Воронцовский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 1998.-528 с.
- Гайдаенко Т.А. Проблемы применения методики анализа маркетинговой среды предприятия // Вестник московского университета сер.6. Экономика. 2003. — № 5. — с.108−126.
- Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Омега-Л, 2004. 472 с.
- Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России.- М.: Финансы и статистика, 2002.-176с.
- Гончаров В.Д. Рынок мяса и мясопродуктов в России — М.: ВНИИМП, 2001.-27 с.
- Горемыкин В.А., Богомолов O.A. Экономическая стратегия предприятия.
- Государственный комитет статистики Электронный ресурс. http://www.gks.ru
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения / В. М. Гранатуров. М.: Дело и Сервис, 1999. — 174 с.
- Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1997.-208 с.
- Гуреев A.C. Развитие региональных рынков мяса и мясопродуктов // Ре-гионология № 4 — 2008. — с. 193−197
- Давние В.В., Тинякова В. И. Современные методы анализа и прогнозирования в задачах обоснования маркетинговых решений // Маркетинг в России и за рубежом. 2006.- № 2. — с. 16−23
- Дибб С., Симкин JL, Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию / Пер. с англ. СПб, 2001.
- Дитхль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.-255с.
- Дмитриев, М. Н. Количественный анализ риска инвестиционных проектов / М. Н. Дмитриев, С. А. Кошечкин Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/invest.
- Доладов, К. Ю. Экономическая оценка инвестиционного риска при принятии управленческих решений: На примере промышленных предприятий Самарской области: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / К. Ю. Дола-дов. Самара, 2002. — 187 с.
- Друкер Питер Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 1998.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы для экономистов и менеджеров. М., 2000.
- Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
- Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Hofer/Shendel // Менеджмент в России и за рубежом. -1998.-№ 2.-С. 121−132.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. -М.: Финпресс, 1998. 192 с.
- Ефремов B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. № 2. — с. 3−26
- Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финпресс, 2001.-240 с.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. 195 с58.3авгородняя A.B., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб.: Питер, 2002.- 352с.: ил.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1998. -415с.бО.Золотогоров В. Г. Экономика. Энциклопедический словарь. — Мн: Интер-пресссервис- Книжный Дон, 2003. 720 с.
- Игонина, JI. JI. Инвестиции : учеб. пособие / JI. JI. Игонина- под ред. д-ра экон. наук, проф. В. А. Слепова. М.: Экономистъ, 2004. — 478 с.
- Игошин, Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: учебник для вузов / Н. В. Игошин. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 413 с.
- Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учебник. 4 изд. Мн.: Новое знание, 2003. — 635 с.
- Ионов, Ю. Г. Риск-предикторы в задачах обоснования управленческих решений : дис.. канд. экон. наук: 08.00.13 / Ю. Г. Ионов. Воронеж, 2004.- 162 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
- Кинев Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. № 5 — с. 78−83
- Кировская область в 2006 году: стат. ежегодник в 3 ч. Ч. 1: Население и социальная сфера. Киров: Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Киров, обл., 2007. — 164 с.: ил.
- Клюкач В.А. Управление маркетингом в системе планирования АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 1. — С. 27−28.
- Колотынюк, Б. А. Инвестиционные проекты : учебник /Б. А. Колотынюк. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 422 с.
- Коробейников О.П., Колесов В. Ю., Трефилова A.A. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 3. — с. 88−129.
- Костяев А.И. Методические рекомендации по исследованию территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства. СПб. -Пушкин: СЗ НИЭСХ. — 2005. — 38 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001.-496с.: ил.
- Кошечкин, С. А. Концепция риска инвестиционного проекта / С. А. Ко-шечкин Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/flnanalysis/invest.
- Круглова Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент. М.: РДЛ, 2003.-464 с.
- Крылатых Э.Н. Принятие управленческих решений с учетом факторов риска / Тезисы доклада международной научно-практической конференции. СПб., 2000.
- Кузнецов С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией // Проблемы теории и практики управления. — 2000.-№ 2.-с. 78−84.
- Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб: Наука, 1996. — 589с.
- Липсиц, И. В. Экономический анализ реальных инвестиций : учеб. пособие / И. В. Липсиц, В. В. Коссов. М.: Экономиста, 2004. — 347 с.
- Лисицын А.Б., д.т.н., профессор, академик РАСХН, Леонова Т. Н., Юмашева H.A. ГНУ ВНИИМП им. В. М. Горбатова Россельхозакадемии Рынок мяса и мясных продуктов России в 2007 году // Всё о мясе. — 2008.- № 2. с. 7−11.
- Логинов Г. В., Попов Е. В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом № 2. -2004.-с. 3−16
- Логинов Д. Маркетинговое позиционирование в системе стратегического планирования агробизнеса. // Экономика сельского хозяйства России. -2002. -№ 11. -с. 16.
- Лукасевич, И. Я. Имитационное моделирование инвестиционных рисков / И. Я. Лукасевич Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.crm.ru/finanalysis/invest.
- Любанова Т. П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие. М.: Изд. «ПРИОР», 2001.- 272 с.
- Любушин Н.П., Лещева В.Б, Сучков Е. А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс / Под ред. Проф. Н. П. Любушина. -М.: Юристь, 2002, — 480с.
- Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / Пер. с англ. -СПб, 2001.
- Малхотра, Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.-960с.
- Мамонов В.И., Мамонова Е. В. Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 2. — с. 12−19.
- Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ, 1999−255 с.
- Материалы концепции областной целевой программы «Развитие АПК Кировской области на период до 2015 года»
- Меляник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1996.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993.-702 с.
- Милосердов В.В. Экономические интересы и отношения. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2006. — 92 с.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2001.
- Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Учебное пособие / A.M. Дубров, Б. А. Лагоша, Е.Ю. Хрусталев- под ред. Б. А. Лагоши. -М.: Финансы и статистика, 2000. 176 с.
- Московский А.И. О предмете и методе современной экономической науки // Вестник МГУ- сер. 6 Экономика 2002. — № 3. — с. 21−39.
- Назаров Л.Н. Моделирование экономических и технологических процессов в сельском хозяйстве с помощью функциональных, экономико-статистических и балансовых моделей. Киров, 2002.-102с.
- Неганова В. Маркетинговая стратегия агропредприятий. // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 12. — с.28.
- Недосекин, А. О. Новый показатель оценки риска инвестиций / А. Недо-секин, К. Воронов Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/invest.
- Организация управления агропромышленным комплексом России в условиях перехода к рынку: научный доклад. — М.: ВНИЭСХ, 1999.
- Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А. И. Орлов. -М.: Издательство «Экзамен», 2007. 1107 с.
- Основы научных исследований / Трифонова.М.Ф., Заика П. М., Устюжанин А. П. -М.: Колос, 1993.
- Петренко И.Я., Чужинов П. И. Экономика сельскохозяйственного производства.-Алма-Ата: Кайнар, 1992, — 560с.
- Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб.: СПб. УЭФ, 1992. 127 с.
- Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: СПб. УЭФ, 1993.- 106 с.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: «Ось 89», 1997.- 80с.
- ПО.Планкетт JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 168 с.
- Ш. Погудин А. Исследования рынка мясокопченостей и колбасных изделий // Товар- деньги товар, 2001. — № 34.- с. 26−27.
- Показатели развития агропромышленного комплекса в январе-декабре 2007 года: стат. бюл. Киров: Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Киров, обл., 2008. — 168 с.
- Показатели развития агропромышленного комплекса в январе-декабре 2006 года: стат. бюл. Киров: Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Киров, обл., 2007. — 172 с.
- Поляк В., Андрюшенко С., Беруков А., Видро В. Формирование маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия// АПК: экономика и управление 2001.- № 5.- с. 30−36.
- Портер М. Конкурентная стратегия.: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1985. -260 с.
- Пб.Прыкин Б. В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-360с.
- Ричард Кох. Как использовать и создавать эффективную стратегию. -СПб.: Питер, 2003.
- Розен В.В. Математические модели принятия решений в экономике. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002.-288 с.
- Романов А.Е. Теория pi практика управления АПК. — Минск, 1999.
- Романов B.C. Бутуханов A.B. Риски предприятия как составная часть рисков. Моделирование и Анализ Безопасности, Риска и Качества в Сложных Системах: Труды Международной Научной Школы МА БРК-2001, СПб. НПО «Омега», 2001 г.
- Романов B.C. Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно-практической конференции 30 октября 2001 г. Киров: Изд-во Вятского ГПУ, 2001 г. с. 7177
- Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб./ Росстат-М., 2008. -510 с.
- Рэдхэд К. Управление финансовыми рисками / К. Рэдхэд, С.Хьюс. — М.: Инфра-М, 1996.-287 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ООО «Новое знание», 1999.- 688с.
- Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я Коваленко и др.- М.: Колос, 2001. 264 с.
- Семин А.Н. Особенности бизнес-планирования в системе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2003.-№ 8. С. 13−14.
- Симионова Н.Е. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 2000.- 128 с.
- Сошникова Л.А., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике. М., 1999.
- Стат. бюлл. Федеральной службы государственной статистики. 2008.
- Стиглиц Д. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 5. — с. 64−72.
- Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. СПб.: Питер, 2005.-496 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Изд-во ЭК-МОС, 1998.-440 с.
- Суслов И.П. Методология экономического исследования. 2-е изд. М.: Экономика, 1983.
- Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб./ В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, H.A. Русак и др.- Под общ. ред. В. В. Осмоловского. -Мн.: Новое знание, 2001.- 318 с.
- Теплова, Т. В. Финансовые решения: стратегия и тактика: учеб. пособие / Т. В. Теплова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 264 с.
- Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки реализации стратегии: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
- Узун В.Я. Политика финансового оздоровления неплатежеспособных хозяйств // Аграрная экономическая наука на рубеже веков: методология, традиции, перспективы развития. — М.: Энциклопедия российских деревень. 1999. — 326 с.
- Ушачев И.Г. Нужны новые подходы к аграрной политике // АПК: экономика, управление.- 2006. № 7. — С. 5 — 9.
- Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS -1994. Т.2. Вып.4. — с. 20−52.
- Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002. — 288 с.
- Хасси Д. Стратегия и планирование. СПб.: Питер, 2001.
- Хаусман Д.М. Экономическая методология в двух словах // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 3. — с. 105−113.
- Хохлов Н. В. Управление риском. М.: Юнити — Дана, 1999.
- Чернова Г. В., Кудрявцев A.A. Управление рисками: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 160 с.
- Черчилль Гилберт А. Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2000. -752 с.
- Четыркин, Е. М. Финансовый анализ производственных инвестиций / Е. М. Четыркин. М.: Дело, 1998. — 256 с.
- Читипаховян П. Метологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур // Российский экономический журнал. 2000. — № 9. — с. 67−74.
- Човушян Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. Учебное пособие для экономических вузов. М.: Издательство РЭА имени Г. В. Плеханова, 1999
- Шапкин А. С. Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебник. -М.: Издательство «Дашков и К», 2005. — 880 с.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: Бух. учет, 1999.- 208 с.
- Экономика предприятия Учебник для вузов / Под ред. Ф. К. Беа. Э. Дитхла, М. Швайтцера. Пер. с нем. -М.: ИНФРА-М, 1999.-928с.
- Экономический анализ. Уч. для вузов/ Под ред. JI.T. Гиляровской. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-527с.
- Ягуткин С., Китова Е. Управление маркетингом// АПК: экономика и управление, 1994, — № 4.- с. 26−29.
- Яковлев А.С. Маркетинговые стратегии и совершенствование качества продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 10.- с.56−59.
- Chandler A.D. Strategy and Strukture: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press, 1962.
- Gordon, G. 1993. Strategic planning for local government. Washington, DC: ICMA
- Kemp, R. 1992. Strategic planning in local government: a casebook. Washington, DC: Planners Press (АРА)
- Miller, A. and Dess, G. 1996. Strategic management. 2nd. Edition. Toronto: McGraw-Hill
- Mintzberg, H. 1994. The rise and fall of strategic planning. Toronto: Maxwell Macmillan Canada
- Patton, C. 1986. «Policy analysis with implementation in mind». In Check-oway, B. (ed.). Strategic perspectives on planning practice. Toronto: Lexington Books
- Smiley, M. 1998. Strategic planning for nonprofit organizations. Washington, DC: National Trust for Historic Preservation
- Steiner G.A. Strategic planning: What every manager must know. NY, Free Press, 1979.
- Zadeh, L. A. Fuzzy sets / L. A Zadeh // Inf. and Control. 1965. № 8. P. 338 -353.