Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов
Диссертация
С научной точки зрения термин «музыкальная педагогика» является своеобразным «симбиозом», однако он имеет широкое распространение в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки и его использование достаточно оправданно. развернутых полотен вокально-симфонического жанра) приобщает к шедеврам мировой культуры, способствуя развитию творческого потенциала каждого участника хора (имеются… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. " Историко-теоретические аспекты детского хорового исполнительства в России"
- I. I «Из истории детского хорового искусства»
- I. II «Психолого-педагогические аспекты управления детскими хоровыми коллективами»
- I. III «Профессиональный облик дирижера детского хора: основные характеристики и параметры»
- Глава II. «Взаимосвязь специальных (музыкальных и психолого-педагогических) дисциплин в процессе профессиональной подготовки дирижера-хоровика»
- Вводная часть
- II. I «Методика профессионального ориентирования будущего дирижера-хоровика в процессе занятий»
- II. II «Моделирование проблемных ситуаций в практическом обучении — как способ профессиональной адаптации»
- Глава III. «Опытно-экспериментальное исследование проблемы подготовки учащегося к работе с детским хоровым коллективом»
- Вводная часть
- III. I «Педагогические наблюдения»
- III. II «Педагогические беседы, интервью и анкетирование»
- III. III «Обучающий (формирующий) эксперимент»
- Выводы
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1983. -111с.
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. — 186 с.
- Абелян Л.М., Гембицкая Е. Я. Детский хор института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР: Содержание и методы работы. М.: Музыка, 1976. — 120 с.
- Аверина Н.В. Условия певческого развития ребенка в детской хоровой школе «Весна». //Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М., 1999, — 104−111 с.
- Алиев И.Ю. Певческая подготовка дирижера-хормейстера.//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М., 1999. — 81−88 с.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: МОДЕК, 1998.- 350 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002. — 334 с.
- Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования: Учебное пособие для дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов. -М.: Музыка, 1969. -118 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
- П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности.//Формирование музыкальноисполнительского мастерства. М., 1981. — 22−30 с.
- Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки.//Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. М.: МГОПУ, 1994.-5−16 с.
- Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально педагогического образования.//Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. — М., 1980. — 4−12 с.
- Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание второе. Л.: Музыка, 1973.- 143 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 189 с.
- Базиков А.С. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий (к проблеме активизации учебной деятельности). //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции. — М.: МПГУ, 1997. — 178−180 с.
- Батюк И.В. Современная хоровая музыка: Теория и практика. М.: 1999.- 192 с.
- Баранов Б.В. Курс хороведения: Учебник. М., 1991. — 214 с.
- Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Березин А.А. Дирижер и хор: Обзор учебно-методических пособий за 1959 1964 годы. //Хоровое искусство: Сборник. — Л.: Музыка, 1967. — с. 130- 154.
- Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л.: Музыка, 1974.- 144с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ACADEMIA, 2002. -317с.
- Бондарь М.А. Выявление и воспитание эмоционального начала устудента на уроках дирижирования//Научно методическая работа. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979.
- Борис Тевлин. Хоровые пути. Статьи. Воспоминания. Материалы. -М.: Музыка, 2001.-381 с.
- Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера. Екатеринбург, 1977.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-415с.
- Виноградова Л.И. Проблемы развития эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей.//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М.: 1999.9−12 с.
- Выготский JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 224 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 567с.
- Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия.//Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Музыка, 1979. — 187 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
- Гоноболин Ф.Н. Психология: Учебное пособие. /Под редакцией Н.Ф. Добрынина/ М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
- Гончарук А.Ю. Гармоническое развитие личности ребенка -реальное дело. М., 2000. — 18 п/л
- Горяйнов Ю.С. Гавриил Якимович Ломакин. /Издание 2-е, уточненное/ Белгород: Везелица, 1993. — 64 с.
- Горяйнов Ю.С. Степан Аникеевич Дегтярев. /Издание 2-е, уточненное/- Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
- Горяйнов Ю.С. России славу пел. Воронеж: Центрально -черноземное издательство, 1987.- 151 с.
- Горяйнов Ю.С. Г.Я. Ломакин. /Издание 2-е, уточненное и дополненное/ Белгород: Везелица, 1993. — 238 с.
- Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Опытно экспериментальная работа. — М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999.- 59 с.
- Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: Элементарный курс. -М.- Л.: Гос. Муз. изд-во, 1948. 105 с.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1989.- 207 с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. /Второе издание, переработанное/.- М.: Музыка, 1996. 368 с.
- Дмитриев Л.Б. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М., 2002.- 188 с.
- Егоров А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин: Пособие для педагогов консерваторий. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1958.-186 с.
- Елисеева А. Обучение хормейстеров в дореволюционной России. //Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXIII. М., 1975. — с.42−65.
- Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 282 с.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.323с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1986, Т.2. -296 с.
- Засорина JI.H. Голос в развивающем обучении: Книга для педагога. СПб.: издательство «Лицей», 1999. — 132 с.
- Зверева С.Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба.Монография. М.: Вузовская книга, 1999.- 240 с.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Составитель О.А. Апраксина/ М.: Просвещение, 1990.- 207 с.
- Ильин В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера хормейстера.// Хоровое искусство. Выпуск третий. -JL: Музыка 1977. — с. 32−46.
- Ильичева А.В. Игровая деятельность как средство развития музыкального восприятия школьников. /Автореферат канд. диссертации/ -М.: МПГУ, 2003.- 16 с.
- Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967.
- Киященко Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983.- 224 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Мол. Гвардия, 1977.191 с.
- Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. — 104 с.
- Коменский Я.А. Дидактические принципы. (Отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940. — 91 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.-10 п/л
- Кравченко A.M. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. М., АО «СофтЭрго», 1993. — 160 с.
- Критский Б.Д. Художественность как методологическая основа педагогики искусства.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции/ - М.: МПГУ, 1997. — 8284 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.- 316 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 2-е издание. М.:УРАО, 1997. — 175 с. 70 .Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
- Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы: Учебное пособие для учащихся музыкальных училищ. М.: Музыка, 1985. — 143 с.
- Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. — М., 2002.
- Леванова Е.А. К вопросу о воспитательных системах.//В сб. науч. Статей: Проблемы педагогического образования. -М., 1999. 0,5 п/л
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.- 304с.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.//Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983, Т. 1.- 391 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спец. курс. М.: Прометей, 1995.-280 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. уч. Заведений. М.: Прометей, 1993. — 526 с.
- Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 132 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-634 с.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Эйдос, 1994.-96 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогии, сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, Т. I. — 397 с.
- Малинина А. Вокальное воспитание детей. Д.: Музыка, 1967.- 88с.
- Мартынов И. Золтан Кодай. М.: Сов. композитор, 1983. — 231 с.
- Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско хоровых дисциплин. — М.: Музыка, 1978. — 135 с.
- Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России.//Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1985. — 150 с.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. — 496 с.
- Морозова С.Н. Далекое близкое. (Б.Л. Яворский о музыкальном воспитании детей). /Музыкальное воспитание в школе, выпуск 16, составитель О.А. Апраксина/ - М.: Музыка, 1985.
- Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 3./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1964. — 92 с.
- Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 11 ./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1976. — 136 с.
- Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 16./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1985. — 92 с.
- Мусин И.А. О воспитании дирижера. Л., 1987.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.
- Издание четвертое/- М.: Музыка, 1982.- 300 с.
- Немыкина И.Н. Методология и методика организации профессиональной подготовки учителя музыки. Екатеринбург: УГПУ, 1997.- 10п/л
- Никольская Береговская К. Ф. Русская вокально — хоровая школа IX — XX веков. Мет. пособие. — М.: «Языки русской культуры», 1998.- 192 с.
- Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки. /Автореферат канд. диссертации/ М.: МИГУ, 1997. — 25 с.
- Огороднов Д.Е. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. — JL, 1972.-152 с.
- Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. JL: Музыка, 1984.- 160 с.
- Ольхов К.А. О дирижерском жесте и его элементах. /Хоровое искусство: Сборник/ Л.: Музыка, 1967.- с. 42−75.
- Орлова Н.Д. О детском голосе. М., 1966.
- Осеннева М.С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов муз. пед. факультетов. — М., 1999.
- Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Памяти Н.М. Данилина: Письма. Воспоминания. Документы. Сборник статей. /Сост. ред. А.А. Наумов/- М.: Советский композитор, 1987.- 312 с.
- Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания/сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998. — 328 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. /Издание 2-е, исправленное и дополненное/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
- Пигров К.К. Руководство хором. /Под редакцией К.Б. Птицы/ -М.: Музыка, 1964.-219 с.
- Подуровский В.М. Психологическая коррекцияпрофессиональной музыкально — педагогической деятельности: Теория, проблемы, практика. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000.- 246 с.
- Птица К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970.- 119 с.
- Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором: материал к курсу техники дирижирования. М.- JL: Гос. муз. изд-во, 1948. — 157 с.
- Психологический словарь. /Под общей редакцией Ю.Л. Неймера/ -Ростов на — Дону: Феникс, 2003. — 637 с.
- Работа в хоре: Сборник статей. / под ред. Д.Л. Локшина/ -издательство ВЦСПС, ПРОФИЗДАТ, I960.- 294 с.
- Работа с детским хором. /Сборник под редакцией В.Г. Соколова/. -М.: Музыка, 1981.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие в 2-х частях. М.: Владос, 1997. — 63 п/л
- Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
- Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки в педагогическом университете (культурологическая концепция).//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции. -М.: МПГУ, 1997. -128−131 с.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-600 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989, T.I. — 485 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.- 147 с.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2002.- 352 с.
- Семенюк В.О. На полях конкурсных программ .//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборникстатей. -М., 1999.- 17−22 с.
- Семенюк В.О. Заметки о хоровой фактуре. МГИМ им. А. Шнитке, 2000. — 174 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность М.: Магистр, 1997. — 221 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995, — 383 с.
- Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк. Пресса, 2000.-416 с.
- Соколов В.Г. Работа с хором. М., Музыка, 1967.- 227 с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Моск. психол- соц. ин-т: Флинта, 1998.- 363 с.
- Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. М.: Моск. психол.-соц. институт- Воронеж: изд-во МОДЕК, 2001.-352 с.
- Струве Г. А. Школьный хор: Книга для учителя М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
- Струве Г. А. Музыка для всех. М.: Молодая гвардия, 1978.-206 с.
- Стулова Г. П. О формировании творческих способностей учащихся.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции/ - М.: МПГУ, 1997.- 39−41 с.
- Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 172 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1988. — 269 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-хт. М: Педагогика, 1979. T.I. — 558 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Тенета Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович: Очерк о жизненном и творческом пути. — М., 2002. -128 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.- Л.: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-113 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 5. -526 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
- Фрейд А. Лекции по введению в психоанализ. М.: Апрель-Пресс: Эксмо- Пресс, 2001. — 526 с.
- Хазанов П.А. Музыкальное обучение и гуманная педагогика. //Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Сборник научных статей. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2001.-с. 3−13.
- Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: Музыка, 1990.
- Хоровое искусство: Выпуск третий.//Сб. статей. М.: Музыка, 1977.- 142 с.
- Хоровое искусство: Сборник статей. Л.: Музыка, 1967. — 154 с.
- Цыпин Г. М. Музыкально исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. -320 с.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. — 384 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М.: Интерпракс, 1994. — 372 с.
- Чабанный В.Ф. Стили управления хором. Санкт — Петербург, 1995.- 53 с.
- Чесноков П.Г. Хор и управление им. М.: Государственное музыкальное издательство, 1952.- 223 с.
- Шепелев В. Некоторые особенности работы над выразительностью пения.//Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 3. -М.: Музыка, 1964.
- Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.: Музгиз, 1959.-40 с.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сборник статей. Т. I М.: Музыка, 1975.-407 с.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сборник статей. Т. II М.: Музыка, 1978.-327 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии М.: Межд. пед. акад., 1995. — 219 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 358 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет) М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. /Издание второе/ СПб.: ДЕАН, 2002.- 128 с.
- Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972.
- Яковлева А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учебное пособие по курсу «История вокального искусства"/2-е издание, исправленное/-М., 2003. 96 с.