Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культы эллинистической Бактриина материалах «храма с уступчатыми нишами» в Ай-Ханум и храма Окса в Тахти-Сангине

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наибольшее влияние на складывание образа среднеазиатской Наны оказал образ Атаргатис. Это проявилось не только в особенностях ее культового инвентаря (штандарт) и в большом числе изображений, ориентированных на ее традиционную иконографию, но и в сочетании ее культа с почитанием тех божеств, которые были тесно связаны с ней в рамках сирийского пантеона. В Ай-Ханум это был отождествленный с Зевсом… Читать ещё >

Содержание

  • Предмет и цель исследования
  • Хронологические рамки исследования

Культы эллинистической Бактриина материалах «храма с уступчатыми нишами» в Ай-Ханум и храма Окса в Тахти-Сангине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научная новизна исследования———————————————————-6.

Метод исследования——————————————————————————-6.

Теоретико-методологическая значимость исследования————7.

Практическая значимость исследования——————————————8.

Структура работы————————————————————————————8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе данного исследования мы пришли к выводу, что как «храм с уступчатыми нишами» в Ай-Ханум, так и храм в Тахти-Сангине, могли быть посвящены одному и тому же синкретическому божеству — Атаргатис-Нанайе или Нане, которая в Ай-Ханум была дополнительно синкретизирована с Кибелой и Деметрой. Данный культ представлял собой один из вариантов общеэллинистического культа 'АуаОТ) Тихл и был распространен на значительной части державы Селевкидов, от Сирии на западе до Бактрии на востоке. Оба.

1308 Scerrato U. Excavations at Dahan-i Ghulaman (Seistan, Iran). First preliminary report (1962;1963). Rome, 1966. P. 12−14. храма были возведены при первых СелевкидаХ (Селевке I и Антиохе I) в рамках масштабной программы строительства на востоке державы, включавшей в себя не только основание городов и возведение фортификационных сооружений, но и строительство, связанное с пропагандой. Популярный культ ' AyaOf] Тихл был призван сплотить подданных державы благодаря тому, что в нем были отождествлены богини разных народов, включая покровительницу дома Селевкидов Нанайю. Нет ничего удивительного в том, что сооружения, возведенные на средства огромной державы в период ее процветания, оказались ') значительнее и долговечнее построек чисто местного значения.

Наибольшее влияние на складывание образа среднеазиатской Наны оказал образ Атаргатис. Это проявилось не только в особенностях ее культового инвентаря (штандарт) и в большом числе изображений, ориентированных на ее традиционную иконографию, но и в сочетании ее культа с почитанием тех божеств, которые были тесно связаны с ней в рамках сирийского пантеона. В Ай-Ханум это был отождествленный с Зевсом бог-громовержец Хадцад, а в Тахти-Сангине — божество реки, аналогичное сирийским богам Оронта или источника Эфка. Разумеется, в Бактрии genius loci был местным, как и подобает таким существам по определению, но важно, что им оказался традиционный иранский бог реки Амударьи — Вахшу, что привело к смешению ближневосточного и иранского культа в этом храме.

Наряду с Наной и Хадцадом в «храме с уступчатыми нишами», возможно, почитались боги-близнецы, спутники Атаргатис и Кибелы, отождествленные с греческими Диоскурами, а также левантийское божество, отождествленное с Гераклом. Вероятно, последнему была посвящена небольшая капелла греко-македонской архитектуры, располагавшаяся на территории этого храмового комплекса. Он же, вероятно, выступал в качестве покровителя или одного из покровителей агонистики в Ай-Ханум.

Об обрядовой жизни «храма с уступчатыми нишами» судить достаточно сложно. Судя по сделанным в нем находкам, определенную роль в совершавшихся там обрядах, помимо многочисленных статуй, служивших, несомненно, основными объектами почитания, должны были играть культовый штандарт сиро-месопотамского типа, а также курильницы, предназначенные для возжигания фимиама или других благовоний. С культом воды, вероятно, был связан арык, протекавший по территории храмового комплекса (Атаргатис была, в частности, богиней вод).

Большой интерес представляют совершавшиеся в этом храме хтонические либации. О них свидетельствуют врытые в землю близ задней стены храма перевернутые вверх дном сосуды. По всей видимости, этот обряд имел чисто иранское происхождение.

В Тахти-Сангине основными объектами почитания, вероятно, служили статуи Вахшу и Наны, стоявшие на постаменте в глубине целлы. Там же, в целле, должен был стоять священный храмовый штандарт, вероятно, почитавшийся в храме Окса не меньше, чем в Ай-Ханум. Второстепенную, но все же заметную роль играл также типично иранский культ огня, возжигавшегося на специальных алтарях. Возможно, что один из огней был зажжен в честь иранского Вахшу, а другой — в честь ближневосточной по своему происхождению Наны. Кроме того, священный огонь почитался в данном храме в форме, характерной для I Сирии. Помещение храма Окса, в котором располагались очаги и скамьи между ними, является аналогом культовых помещений Мари и Алалаха, а также т. н. «храма со скамьями» в палестинском Лахише. То обстоятельство, что оно примыкало к двум другим помещениям, в одном из которых располагался алтарь огня, а другое представляло собой хранилище для священной золы (возможно, ссыпавшейся туда не только с алтаря огня, но и с очагов), указывает на тесное сближение и даже переплетение двух форм почитания священного огня. Оно, в свою очередь, служит доказательством исключительной глубины и сложности сирийско-иранского культового синкретизма в Тахти-Сангине.

Можно указать также на наличие в храме обрядов, связанных с водой — либаций и омовений. Последние сопровождали переход из менее сакрального в более сакральное пространство: вход прихожан и жрецов из внешнего, профанного пространства во двор храма, и вход жрецов в сам храм. (Правом на вход в храмовое здание, возможно, обладали только жрецы). Мы склонны связывать эти обряды скорее с почитанием в храме божества реки, а также с общим для большинства культур представлением о воде как об очищающей стихии, нежели с зороастрийской концепцией воды как «благого творения».

Таким образом, обрядность обоих храмов была смешанной, ближневосточно-иранской. Причина этого в Тахти-Сангине легко объяснима, исходя из вышесказанного о смешении двух культов. В Ай-Ханум такого смешения не быловсе божества, почитавшиеся в «храме с уступчатыми нишами», вероятно, имели ближневосточное происхождение. По всей видимости, инкультурация ближневосточных культов в Средней Азии не могла совершенно обойтись без заимствования элементов местной обрядности.

Поскольку речь идет о памятниках периода эллинизма, нельзя обойти молчанием присутствие греческого культурного начала в обоих храмах. Оно проявило себя наиболее ярко в изобразительном искусстве. Большая часть произведений искусства, найденных в храме Окса, а также около четверти таких произведений, найденных в Ай-Ханум, выполнены в греческом стиле. В храмовой архитектуре это начало проявило себя слабее. С ним связаны ионические капители колонн в обоих храмах, в Ай-Ханум — капелла, в Тахти-Сангине сравнительно поздние колоннады по сторонам двора. Последние, возможно, были заимствованы через посредство Сирии. Поскольку Кибелу (а также Марсия) нельзя считать чисто греческими богами, а черты Деметры сравнительно слабо проявляют себя в образе Наны, то по-настоящему существенной греческой составляющей культов этих храмов можно считать лишь идею Тюхэ. Впрочем, нельзя не признать, что именно она послужила, в конечном счете, их глубинной основой. В храмовой обрядности греческий элемент практически не заметен.

Таким образом, роль греческого начала в исследуемых нами бактрийских храмах можно признать противоречивой. Даже значение идеи Тюхэ не позволяет считать ее доминирующей, поскольку конкретное ее воплощение оказалось в большей мере восточным, нежели греческим. Можно признать, что греческое начало выступало в храмах на равных правах с сирийским и иранским (по отдельности, а не взятыми вместе).

Не следует забывать также о сравнительно слабых, и все же заслуживающих внимания проявлениях месопотамского культурного начала, связанного с культом Нанайи.

Все это позволяет — пока с большой осторожностью — делать вывод о том, что общая культурная ситуация в эллинистической Бактрии была иной, чем ее обычно представляют. Вместо традиционной дилеммы «эллинизация — сохранение местных традиций» и столь же традиционного ее снятия («и то, и другое»)1309, предлагается представление о сложном культурном мире, в котором весьма причудливо и едва ли описуемо с помощью какой-либо простой формулы переплелись не только эллинское и местное начало, но и влияния других восточных цивилизаций, включенных Александром в рамки единого эллинистического мира и варившихся в общем «котле» благодаря значительному облегчению культурных контактов. То есть, контакты восточных цивилизаций друг с другом значили для культуры и религии периода эллинизма не меньше, чем контакты греческой культуры с Востоком.

Источники.

1. Абан-яшт. // Авеста в русских переводах. СПб., 1998.

2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.

3. Апулей. Метаморфозы в XI книгах. // Апулей. Апология или речь в защиту самого себя от обвинений в магии. Метаморфозы в XI книгах. Флориды. М., 1956.

1309 Литвинский Б. А. Бактрийский храм Окса и восточный эллинизм. // ВДИ, 2000, № 1. С. 217−220.

4. Бируни Абурейхан Мухаммед ибн Ахмед. Избранные произведения. Т.1. Ташкент, 1957.

5. Вторая книга Маккавейская. // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988.

6. Вторая книга Паралипоменон. // Там же.

7. Замйад-япгг. // Авеста в русских переводах. СПб., 1998.

8. И воззвал (Левит). // Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

9. И вот имена (Исход). // Там же.

10. Карта верховьев Аму-Дарьи. Составлена при Военно-топографическом отделе Главного штаба по новейшим сведениям в 1885 году.

11 .ЛогофетД. Н. На границах Средней Азии. Кн. 3. Бухарско-Афганская граница. СПб., 1909.

12. Лукреций Кар, Тит. О природе вещей. М., 1983.

13. Михр-яшт. // Авеста в русских переводах. СПб., 1998.

14. Овидий Назон, Публий. Метаморфозы. М., 1977.

15. Покотило Н. И. Путешествие в Центральную и Восточную. Бухару в 1886 году. // Известия имп. Русского Географического общества. Т. XXV. СПб., 1889.

16. Порфирий. Об источнике нимф. // Приложение к: Плутарх. Об Исиде и Осирисе. Киев, 1996.

17. Ригведа. Избранные гимны. М., 1972.

18. Третья книга Царств. // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988.

19. Aelianus. De natura animalium. // TLG.

20. Appianus. Syriaca. // TLG.

21. Apuleius. Metamorphoses. // Phi5.

22. Arrianus Flavius. Alexandri anabasis. // TLG.

23. Athenaeus. Deipnosophistae. // TLG.

24. Cicero, Marcus Tullius. De natura deorum. // Phi5.

25. ClemensAlexandrinus. Protrepticus.//TLG.

26. Curlius Rufus, Quintus. Historiae Alexandri Magni. // Phi5.

27. Demetrius Comicus. Fragmenta. I I Comicorum atticorum fragmenta. Vol. III. Lipsiae, 1888.

28. Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. // TLG.

29. Granius Licinianus. Annales. I I Phi5.

30.Herodotus. Historiae.//TLG.

31. Hymni Homerici. // TLG.

32. IG XIV 1293. // http://epigraphv.packhum.org/inscriptions/oi?ikev=141 279&bookid=26.

33.Justinus. Epitoma Historiarum Philippicarum Pompei Trogi. Stutgardiae, 1972.

34. Lucianus. De Syria Dea. // TLG.

35. Lucretius Carus, Titus. De rerum natura. // Phi5.

36. Machabaeorum Liber II. // TLG. Septuaginta.

37. Macrobius. Saturnalia. // penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Macrobjus/Saturnalia/.

38. Nonnus. Dionysiaca.//TLG.

39. Pausanias. Graeciae descriptio. // TLG.

40. Plinius Secundus, Gaius. Naturalis historia. // Phi5.

41. Plutarchus. Artaxerxes. // TLG.

42. Plutarchus. De Iside et Osiride. // TLG.

43. Polyaenus. Strategemata. // TLG.

44. Polybius. Historiae. // TLG.

45. Porphyrius Tyrius. De abstinentia. // TLG.

46. Scholia in Lucianum (scholia Vetera et recentiora Arethae). // TLG.

47. Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. // TLG.

48. Sophocles. Trachiniae. // Sophocles. Tragoediae. T. 2. Leipzig, 1985.

49. Strabo. Geographica. // TLG.

50. Suda. Lexicon. // TLG.

51. Xenophon. Anabasis. // TLG.

52. The Zend-Avesta. Part 1. // The Sacred Books of the East. Vol. 4. Delhi — Varanasi — Patna, 1965.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. О культе Геракла в Бактрии (некоторые вопросы иконографии), // ИМКУ. Вып.22. Ташкент, 1988.
  2. Абдуллаев К Терракоты Ай-Ханум. // РА, 1996, № 1.
  3. JI. И. Исследование Фаяз-тепе в 1973 г. // Бактрийские древности. Л., 1976.
  4. С. Б. Нанэ. // МС.
  5. В. К. Первые земледельцы Нижней Месопотамии и Элама. // ИДВ. Т. 1. М&bdquo- 1983.
  6. В. К. Нанна. // МС.
  7. В. К. Энки. // МС.
  8. А. Д. X. Митра и Серапис. // ВДИ, 1991,№ 3.
  9. Э. Хронология древнего мира. М., 1975. \. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.
  10. О. В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности. (Дисс. канд. ист. наук). СПб., 1998.
  11. О. В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности. (Автореф. дисс.). СПб., 1998.
  12. Г. И. Изображения всадников с городища Канка. // ИМКУ. Вып.20. Ташкент, 1986.
  13. БойсМ. Зороастрийцы: верования и обычаи. СПб., 2003.
  14. Н. Н. Греческая терракота. М., 1969.
  15. Н. М., ПьянковаЛ. Т. Работы в Гиссарской долине в 1977 г. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. 17. Душанбе, 1983.
  16. Н. И. Новые изображения всадников на Боспоре (по материалам раскопок городища Артезиан в Крымском Приазовье). // Древности Боспора. Т. 5. М., 2002.
  17. . Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
  18. Л. Забытое царство. М., 1986.21 .Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара. // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.
  19. Э. А. Послесловие. // Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М., 1987.
  20. М. А. Новые данные о религии в Персии на рубеже VI—V вв.. до н. э. // ВДИ, 1974, № 2.
  21. М. А. Рец. на: Gnoli G. Zoroaster in History. New York, 2000 // ВДИ, 2002, № 3.
  22. M. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.
  23. Древний Таджикистан. Каталог выставки. Душанбе, 1985.
  24. И. М. Протописьменный период в Двуречье. // ИДВ. Т. 1. М., 1983.
  25. И. М. Эламское царство в Старовавилонский период // ИДВ. Т. 1. М., 1983.
  26. И. М., Дандамаев М. А., Лившиц В. А. Месяцы в древней Передней Азии. // Приложение 1 к: Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
  27. И. М., Зеймаль Е. В. Правитель Парфии Андрагор и его монеты. // ВДИ, 1988, № 431 .Дьяконов М. М. Археологические работы в нижнем течении реки Кафирнигана (Кобадиан) (1950−1951 гг.). // МИА, № 37. М. Л., 1953.
  28. В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999.
  29. В. Их величества пирамиды. М., 1986.
  30. Ф. А. Терракотовые статуэтки всадников с булавами из Афрасиаба в собрании Музея истории УзССР. // Труды Музея истории Узбекской ССР. Выпуск III. Ташкент, 1956.
  31. А. О. Греко-Бактрия эпохи Евкратида I // Восток. 2001. № 4.
  32. Е. В. Амударьинский клад. Л., 1979.
  33. Е. В. Монетные находки Тахти-Сангина (реестр). // Приложение к: Литвинский Б. А., Пичикян И. Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. М., 2000.
  34. В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
  35. ИнверницциА. Селевкия-на-Тигре, греческая метрополия в Азии. // ВДИ, 1990, № 2.
  36. Искусство Индии. М., 1958.
  37. История древнего мира. Т. 2. Расцвет древних обществ. М., 1989.
  38. И. С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.
  39. А. Б. Риторика в тени пирамид: Массовое сознание римского Египта. М., 1988.
  40. Г. А. Рец. на: Merlat P. Jupiter Dolichenus. Paris, 1960. // ВДИ, 1964, № 1.
  41. Г. А. Культура Парфии. М., 1966.
  42. Г. А. О западных влияниях в терракоте Маргианы. // Культура античного мира. М., 1966.
  43. Г. А., Гаибов В., Бадер А. Монеты Андрагора как источник по ранней истории Парфии. // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 7. М. -Магнитогорск, 1999.
  44. Г. А., Новиков С. В. О коропластике Маргианы эллинистического периода. //РА, 1999, № 4.
  45. И. Т. Дильберджин. Храм Диоскуров. М., 1986.
  46. С. М. Фракийцы в античном Северном Причерноморье. М., 1993.
  47. Г. Е. Отождествление Инанны с планетой Венера как критерий для определения времени выделения созвездий в древней Месопотамии. // ВДИ, 2000, № 1.
  48. Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000.
  49. ЛевекП. Эллинистический мир. М., 1989.
  50. Л. А. Вопросы истории Бактрии в свете данных Михр-яшта. // Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии. Информационный бюллетень. Вып.З. М., 1982.
  51. Л. А. Вопросы интерпретации среднеазиатской коропластики эллинистического времени. // С А, 1985, № 1.
  52. В. А. Бактрийский язык. // Языки мира. Иранские языки. III. Восточноиранские языки. М., 2000.
  53. . А. Бактрийский храм Окса и восточный эллинизм. // ВДИ, 2000, № 1.
  54. . А. Храм Окса в Бактрии (Южый Таджикистан). Т. 2. Бактрийское вооружение в древневосточном и греческом контексте. М., 2001.
  55. . А. Новое о находке Клада Окса (Амударьинского клада). // Приложение к: Литвинский Б, А. Храм Окса в Бактрии (Южый Таджикистан). Т. 2. Бактрийское вооружение в древневосточном и греческом контексте. М., 2001.
  56. . А., Виноградов Ю. Г., Пичикян И. Р. Вотив Атросока из храма Окса в Северной Бактрии. // ВДИ, 1985, № 4.
  57. . А., Пичикян И. Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. М., 2000.
  58. . А., Пьянков И. В. Средняя Азия в ахеменидское время- // ИДВ. Т. 3. М., 2004.
  59. А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
  60. Фр. Реальный словарь классической древности. СПб., 1888.
  61. А. М. Кочевники на пути в Индию. // МИА, № 136. М. JI., 1966.
  62. МачинскийД. А. Пектораль из Толстой Могилы. // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. JI., 1978.
  63. Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.
  64. В. И. Городище и курганы Потчеваш. // МИА, № 35. М., 1953.
  65. А. Античные и раннесредневековые монеты Музея истории народов Узбекистана. // Нумизматика Узбекистана. Ташкент, 1990.
  66. X. Ю. Терракоты Саксанохура как источник по истории и культуре Северной Бактрии. (Автореф. дисс.). Душанбе, 1973.
  67. X. Ю. Бактрийский всадник (археологические материалы о бактрийско-скифских контактах). // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980.
  68. М. Греческая народная религия. СПб., 1998.
  69. С. В. Гимн Аполлону из Селевкии-Суз как исторический источник. // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1986, № 6.
  70. С. В. Юго-Западный Иран в античное время. М., 1989.
  71. Н. И. Культ Кавиров в Древней Греции. Варшава, 1891.
  72. К. JI. Раскопки урартского города Эребуни. // С А, 1960, № 3.
  73. И. Р. Тахти-Сангин. Открытие культовых закладов. // Археологические открытия 1980 года. М., 1981.
  74. И. Р. Возобновление работ на Каменном городище. (Раскопки Тахтиквадского отряда ЮТАКЭ 1976 г.). // Археологические работы в Таджикистане. Вып. 16. Душанбе, 1982.
  75. И. Р. Культура Бактрии: Ахеменидский и эллинистический периоды. М., 1991.
  76. В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
  77. С. В. Клавдий Элиан и его «Пестрые рассказы». // Элиан. Пестрые рассказы. М.-Л., 1963.
  78. В. И. Терракотовые статуэтки всадников на Боспоре. // История и культура античного мира. М., 1977.
  79. Г. А. Пути развития архитектуры южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. // Труды ЮТАКЭ. Т. 6. М., 1958.
  80. Г. А. Маргианская богиня. // Советская археология. Т. XXIX-XXX. М., 1959.
  81. Г. А. Об одной группе лепных терракотовых статуэток Тохаристана. // Новое в советской археологии. М., 1965.
  82. Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971.
  83. Г. А. Новые данные о художественной культуре Бактрии. // Из истории античной культуры Узбекистана. Ташкент, 1973.
  84. Г. А. О культах Бактрии в свете археологии. // ВДИ, 1974, № 3.
  85. И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997.
  86. Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977.
  87. Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.92. Раевский Д. С. Апи. //МС.
  88. Д. С. Араке. // МС.
  89. Раиен А". Святилища Средней Азии в эпоху эллинизма (состояние вопроса). // ВДИ, 1994, № 4.
  90. М. И. Скифский конный бог на юге России. // Seminarium Kondakovianum. Вып.1. Прага, 1927.
  91. М. И. Скифский конный бог на юге России. // ВДИ, 1990, № 2.
  92. Э. В. Из недавних открытий Узбекистанской искусствоведческойэкспедиции в северной Бактрии Тохаристане. // ВДИ, 1990, № 4.
  93. Э. В. Бактрийский Гопатшах. (Нефритовая пластинка с изображением бактрийского правителя и человеко-быка). // ВДИ, 1995, № 1.
  94. М. Е. Жизнь Древнего Рима. M.-JL, 1964.
  95. Словарь античности. М., 1989.
  96. Г. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
  97. . Я. К югу от Железных ворот. М., 1977.
  98. . Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977.
  99. Г. А. Страбон и его «География». // Страбон. География. JI., 1964.
  100. О. А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков. // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975.
  101. И. Р. История Израиля и Иудеи в эпоху Первого Храма. Первая половина I тысячелетия до н. э. // История Древнего Востока. Т. 3. М., 2004.
  102. Тахо-Годи А. А. Геката. // МС.
  103. Тахо-Годи А. А. Кабиры // МС.
  104. С. П. Древний Хорезм. М., 1948.
  105. И. И. Черноморская легенда о Геракле и змееногой деве. // Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М., 1966.
  106. В. Н. Вишведева. // МС.
  107. К. В. Гопатшах пастух-царь. // Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Т.2. JI., 1940.
  108. Ю. Б. Мифология Мелькарта. // Античный мир и археология. Вып. 3. Саратов, 1977.
  109. И. Ш. Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв.). М., 1987.
  110. И. Ш. Атаргатис. // МС.116. Шифман И. Ш. Балу. // МС.
  111. И. Ш&bdquo- Лундин А. Г. Баалшамем. // МС.
  112. ШлюмбержеД. Эллинизированный Восток. М., 1985.
  113. Е. М. Беллона. // МС.
  114. В. 77. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.
  115. В. А. Предисловие. // ИДВ. Т. 3. М., 2004.
  116. Ackerman Ph. Cult Figurines. //A Survey of Persian Art. Vol. 1. Text. London -I New York, 1938.
  117. Ambos C. Nanaja eine ikonographische Studie zur Darstellung einer altorientalischen Gottin in hellenistisch-parthischer Zeit. // Zeitschrifit fur Assyriologie und vorderasiatische Archaologie. 2003, Bd. 93, Hbd. 2.
  118. Amiet P. Antiquites iraniennes recemment acquises par la Musee du Louvre. // Syria, 45,1968.
  119. Azarpay G. Nana, the Sumero-Akkadian Goddess of Transoxiana // JAOS, 96,1976.
  120. Barnett R., The Art of Bactria and the Treasure of the Oxus. // Iranica Antiqua, 8,1968.
  121. Basirov O. Development of Temple Cults. // http:// www. cais-soas.com/CAIS/Religions/Iranian/Zarathustrian/Oric.Basirov/developmentoftemplecults. htm.
  122. Baudrillart A. Les divinites de la victoire en Grece et en Italie d’apres les textes et les monuments figures. Paris, 1894.
  123. Bernard P. Quatrieme campagne de fouilles a Ai Khanoum (Bactriane). // CRAI, 1969.
  124. Bernard P. Campagne de fouilles 1969 a Ai' Khanoum en Afghanistan. // CRAI, 1970.
  125. Bernard P. La campagne de fouilles de 1970 a Ai' Khanoum. // CRAI, 1971.
  126. Bernard P. Fouilles d’Ai Khanoum (Afghanistan). Campagnes de 1972 et 1973.1I CRAI, 1974.
  127. Bernard P. Les traditions orientales dans Г architecture greco-bactrienne. // Le plateau Iranien et l’Asie Centrale des origines a la conquete islamique. Paris, 1977.
  128. Bernard P. Les monnaies hors tresors. Questions d’histoire greco-bactrienne // FAKh. Т. IV. Paris, 1985.
  129. Bernard P. L’architecture religieuse de l’Asie Centrale a l’epoque hellenistique // Akten des XIII Internationalen Kongresses fur klassische Archaologie (Berlin, 1988). Mainz am Rhein, 1990.
  130. Bernard P. Le temple de dieu Oxus a Takht-i Sangin en Bactriane: temple du feu ou pas?//SI, 1994. T.23,1.
  131. Bieber M. The Sculpture of the Hellenistic Age. New York, 1967.
  132. BivarA. D. H. Рец. на: Mukherjee В. Nana on Lion. Calcutta, 1969. // Bulletin of the (School of Oriental and African Studies, 1971.
  133. BivarA. D. H. Рец. на: Boyce M., Grenet F. A History of Zoroastrianism. Vol. 3. Leiden, 1991. //The Journal of Roman Studies, 82,1992.
  134. BoardmanJ., Hayes J. Excavations at Tocra, 1963−1965. The archaic deposits. 1. Oxford, 1966.
  135. Bopearachchi 0. Monnaies greco-bactriennes et indo-grecques. Paris, 1992.
  136. Bopearachchi 0. The Miho Museum Coin Collection. // Treasures of Ancient Bactria. Shigaraki, 2002.
  137. Boucharlat R. Monuments religieux de la Perse aclremenide: etat des questions.// Temples et sanctuaires. Lyon, 1984.
  138. Bounni A. Iconographie d’Heracles en Syrie // Bulletin de correspondence hellenique. Suppl. 14,1986.
  139. Boyce M. On the Zoroastrian Temple Cult of Fire. // JAOS, 95,1976.
  140. Boyce M. A History of Zoroastrianism. Vol. 2. Leiden Koln, 1982.
  141. Buchanan B. Catalogue of Ancient Near Eastern Seals in the Ashmolean Museum. Vol. 1. Oxford, 1966.
  142. Burchner. Didyma. // RE, Bd. 5. Stuttgart, 1905.
  143. Burkert W. Griechische Religion der archaischen und klassischen Zeit. Stuttgart, 1977.
  144. Butler H. Explorations at Si'. // Revue archeologique, 5,1905.
  145. Campbell L. Mithraic Iconography and Ideology. Leiden, 1968
  146. Chapouthier F. Dioscures au service d’une deesse. Paris, 1935.
  147. Chaumont M. AnahTd. iii. The cult and its diffusion. // EI. Vol. 1, fasc. 9. London etc., 1985.
  148. La civilisation phenicienne et punique. Leiden, 1995.
  149. DebordP. Aspects sociaux et economiques de la vie religieuse dans l’Anatolie greco-romaine. Paris, 1982.
  150. Dentzer J. A propos du temple dit de «Dusares» a Si'. // Syria, 56,1979.
  151. Dentzer-Feydy J. Decor architectural et developpement du Hauran dans l’antiquite (du Ier s. av. au Vile s. de notre ere). // Hauran I: Recherches archeologiques sur la Syrie du sud a l’epoque hellenistique et romaine. Partie 2. Paris, 1986.
  152. Dever W. Palaces and Temples in Canaan and Ancient Israel. // Culture of the Ancient Near East. Vol. 1. New York, 1996.
  153. Dieulafoy M. L’acropole de Suse d’apres les fouilles executees en 1884,1885,1886 i sous les auspices du Musee du Louvre. Partie 3. Paris, 1891.
  154. Dirven L. Palmyrenes in Dura Europos: A Study of Religious Interaction in Roman Syria. Leiden, 1999.
  155. Downey S. Mesopotamian Religious Architecture: Alexander through the Parthians. Princeton, 1988.
  156. Drijvers H. Cults and Beliefs at Edessa. Leiden, 1980.
  157. Drujiina A. Die Ausgrabungen in Taxt-i SangTn im Oxos-Tempelbereich (Siid-Tadzikistan). Vorbericht der Kampagnen 1998−1999. // Archaologische Mitteilungen aus Iran und Turan, 33,2001.
  158. Duchesne-Guillemin J. La religion de Г Iran ancien. Paris, 1962.
  159. Ehlers W. Oscilla. // RE, Reihe 1, Hbd. 36. Stuttgart, NB !!!
  160. Enoki K., Koshelenko G. A., Haidary Z. The Yueh-Chih and Their Migration. // History of Civilizations of Central Asia. Vol. 2. Paris, 1994.
  161. Erdmann K. Das iranische Feuerheiligtum. Leipzig, 1941.
  162. Fahndrich S., Weber Th. Bemerkungen zum Statuendenkmal aus Sahr al-Ledja, Syrien. // Archaologischer Anzeiger, 2001.
  163. Failaka. Fouilles franfaises, 1983. Lyon Paris, 1984.
  164. Farnell I. Cults of the Greek States. Vol.5. Oxford, 1909.
  165. Francfort H.-P. Le plan des maisons greco-bactriennes et le probleme de structures de 'type megaron' en Asie Centrale et en Iran. // Le plateau Iranien et l’Asie Centrale des origines a la conquete islamique. Paris, 1977.
  166. Francfort H.-P. Le sanctuaire du temple a niches indentees. 2. Les trouvailles. // FAKh. Т. III. Paris, 1984.
  167. Francfort H.-P. L’archeologie de l’Empire achemenide. L’Asie Centrale (version «light»). // http://www.achemenet.com/pdf/colloque/Francfort.pdf
  168. Francovich G. de. Problems of Achaemenid Architecture. // East and West, 16, 1966.
  169. Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient. Harmondsworth (Mx), 1970.
  170. FrazerJ. Adonis, Attis, Osiris: Studies in the History of Oriental Religion. London -New York, 1906.
  171. Fritze von H. Birytis und die Kabiren auf Munzen. // Zeitschrift fur Numismatik, 24, 1904.
  172. Furtwangler A. Die antike Gemmen. Bd. 1. Osnabriick, 1985.
  173. Fussman G. Surkh Kotal. Tempel der Kuschan-Zeit in Baktrien. Mtinchen, 1983.
  174. Garrison M. Fire Altars. // http://www.iranica.com/articles/v9f6/v9f623.html.
  175. Garstang J. The Syrian Goddess. London, 1913.
  176. George A. House Most High. Winona Lake, 1993.
  177. Gerkan A. von. Der Altar des Artemis-Tempels in Magnesia am Maander. Berlin, 1929.
  178. Gese H. Die Religionen Altsyriens, Altarabiens und der Mandaer. Stuttgart, 1970.
  179. Ghirshman R. Iran: Parthes et Sassanides. Paris, 1962.
  180. Ghirshman R. Terrasses sacrees de Bard-ё Nechandeh et Masjid-i Solaiman. Paris, 1976.
  181. GodardA. Les monuments du feu. // Athar-ё Iran, 3, 1938.
  182. Goossens G. Hierapolis de Syrie. Louvain, 1943.
  183. Grabar O. Ayvan // EI. Vol. 3, fasc. 2. London New York, 1987.
  184. Grenet F. L’onomastique iranienne a Ai' Khanoum. // Bulletin de correspondance hellenique, 57,1983.
  185. Grenet F. Les pratiques funeraires dans TAsie Centrale sedentaire de la conquete grecque a l’islamisation. Paris, 1984.
  186. Grenet F. Mithra au temple principal d’Aif Khanoum? // Histoire et cultes de Г Asie Centrale preislamique. Paris, 1991.
  187. Grenet F., Marshak B. Le mythe de Nana dans Г art de la Sogdiane. // Arts Asiatiques, 53,1998.
  188. Guillaume O., Rougeuille A. Les petits objets. // FAKh. Т. VII. Paris, 1987.
  189. Gullini G. Architettura iranica dagli Achemenidi ai Sassanidi. II «Palazzo» di Kuh-i Khwagia (Seistan). Torino, 1964.
  190. Haerinck E. L’Iran m6ridional des Achemdnides jusqu’a l’avenement de l’lslam: bilan des recherches. // Arabie Orientale, Mesopotamie et Iran m6ridional: De Г age de fer au d6but de la pdriode islamique. Paris, 1984.
  191. Hanfmann G. Sardis from Prehistoric to Roman Times. Cambridge (Mass.) -London, 1983.
  192. Hannestad L., Potts D. Temple Architecture in the Seleucid Kingdom. // Religion and Religious Practice in the Seleucid Kingdom. Aarhus, 1990.
  193. Heinrich E. Die Tempel und Heiligtumer im Alten Mesopotamien. Bd. 1. Berlin, 1982.
  194. Herzfeld E. Iran in the Ancient East. London, 1941. t 201. Hinnels J. Reflections on the Bull-Slaying Scene. // Mithraic Studies. Vol. 2.1. Manchester, 1975.
  195. Holt F. Thundering Zeus: The Making of Hellenistic Bactria. Berkeley Los Angeles — London, 1999.
  196. Horig M. Dea Syria. Neukirchen-Vluyn, 1979.
  197. Houghton A. Seleucid Coins: A Comprehensive Catalogue. Part 1. Seleucus I through Antiochus III. Vol. 1,2. New York, 2002.
  198. Houtkamp J. Some Remarks on the Fire Altars of the Achaemenid Period. // Iranica Antiqua, Suppl. 5,1991.
  199. Jeppesen К A Royal Message to Ikaros: The Hellenistic Temples of Failaka. // Kuml, 1960.
  200. Kalos M. Le sanctuaire de Sahr al-Lagat (Syrie du sud). Nouvelles donnees archeologiques. // Kulturkonflikte im Vorderen Orient an der Wende von Hellenismus zur romischen Kaiserzeit. Rahden, 2003.
  201. Karagheorghis V. Cypro-Geometric horse and rider terracotta figurine. // Report of the Department of Antiquities (Cyprus), 1992. Nicosia, 1992.
  202. Karvonen-Kannas K. The Seleucid and Parthian Terracotta Figurines from Babylon: In the Iraq Museum, the British Museum and the Louvre. Firenze, 1995.
  203. Kellens J. L’ideologie religieuse des inscriptions achemenides. // Journal Asiatique, 290,2002.
  204. Kleiner G. Alexanders Reichsmiinzen. Berlin, 1949.
  205. Kleiss W. Bemerkungen zu achaemenidischen Feueraltaren. // Archaologische Mitteilungen aus Iran, 14,1981.
  206. Koch H. Die religiosen Verhaltnisse der Dareioszeit: Untersuchungen an Hand der elamischen Persepolistafelchen. Wiesbaden, 1977.
  207. Koch H. Feuertempel oder Verwaltungszentrale? Uberlegungen zu den Grabungen in Takht-e Sangin am Oxos. // Archaologische Mitteilungen aus Iran und Turan, 26,1993.
  208. Kritt В. Seleucid Coins of Bactria. Lancaster (Penn.), 1996.
  209. Laughlin J. The Remarkable Discoveries at Tel Dan. // http://members.bib-arch.org/nphproxv.pl/00A/htto/www.basarchive.org/bswbSearch.asp-3fPubID=3dBSBA&Volume =3d7&Issue=3d5&ArticleID=3dl&UserID=3d0&
  210. J. Рец. на: Biran A. Biblical Dan. Jerusalem, 1994. // http://members.bib-arch.org/nphproxv.pl/00A/http/www.basarchive.org/bswbSearch.asp=3fPubID=3dBSBA& Volume3d20&Issue=3d4&ArticleID=3d8&UserID=3d0&
  211. Launey M. Recherches sur les armees hellenistiques. Partie 2. Paris, 1950.
  212. Le Rider G. Suse sous les Seleucides et les Parthes: Les trouvailles monetaires et Thistoire de la ville. Paris, 1965.
  213. Leriche P. Les remparts d' AY Khanoum et les monuments associes. // FAKh. T V. Paris, 1986.
  214. Leriou N. Constructing an Archaeological Narrative: The Hellenization of Cyprus. // http://archaeology.stanford.edu/journal/newdraft/leriou/papeфage.html.
  215. Litvinskij B. A., Pichikyan I. R. Pantherae Antesedentes: A Corynthian Motif in Bactria. // East and West, 42,1992.
  216. Lo Muzio C. The Dioscuri at Dilbeijin (Northern Afghanistan): Reviewing Their Chronology and Significance. // SI, t. 28,1.1999.
  217. Lyttelton M. Baroque Architecture in Classical Antiquity. New York, 1974.
  218. Manfrini-Aragno I. Bacchus dans les bronzes hellenistiques et remains. Lausanne, 1987.
  219. Marshall J. Taxila. Vol. 1. Cambridge, 1951.
  220. Martin L. Hellenistic Religions. New York Oxford, 1987.
  221. Mayrhofer M. Onomastica Persepolitana: Das altiranische Namengut der Persepolis-Tafelchen. Wien, 1973.
  222. Mazar A. Archaeology in the Land of the Bible. New York et al., 1992.
  223. Merlat P. Repertoire des inscriptions et monuments figures du culte de Jupiter Dolichenus. Paris Rennes, 1951.
  224. Merlat P. Jupiter Dolichenus. Paris, 1960.
  225. Miller S. Arete: Greek Sports from Ancient Sources. Berkeley, 1991.
  226. Miroschedji P. de. La fin du royaume d’Ansan et la naissance de l’Empire perse. // Zeitschrift fur Assyriologie und vorderasiatische Archaologie, 75,1985.
  227. Mdbius H. Die Gottin mit dem Lowen // Festschrift fur Wilhelm Eilers. Wiesbaden, 1967.
  228. Muller D. Agypten und die griechischen Isis-Aretalogien. Berlin, 1961.
  229. P. Рец. на: Bommas M. Heiligtum und Mysterium: Griechenland und seine agyptischen Gottheiten. Mainz am Rhein, 2005 // http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2006/2006−07−07.html.
  230. Naster P. Le motif astral inscrit dans un croissant sur les sceaux et les monnaies de Mesopotamie. // Festoen opgedragen an A. N. Zadoks-Josephus Jitta bij haar zeventigste verjaardag. Groningen, 1976.
  231. Naumann R. Architektur Kleinasiens von ihren Anfangen bis zum Ende der hethitischen Zeit. 2, erweiterte Auflage. Tubingen, 1971.
  232. Newell E. The Western Seleucid Mints. New York, 1941.
  233. Novakova N. Terres cuites de Tell Erfad. Partie 1. Prague, 1971.
  234. Oelmann F. Persische Tempel. // Archaologischer Anzeiger, 1921.
  235. Oesterley W., Litt D. An Introduction to the Books of the Apocrypha. // http://www.katapi.org.uk/OTApoc/2Maccabees.htm
  236. Olmo Lete del G. Mitologia у religion de Siria en el II milenio A. C. (1500−1200). // Mitologfa у religion del Oriente Antiguo. II/2. Semitos occidentales. Barcelona, 1995.
  237. Olmstead A. History of the Persian Empire. Chicago, 1960.
  238. Olmstead A. History of Palestine and Syria. Grand Rapids (Mich.), 1965.
  239. Ottosson M. Temples and Cult Places in Palestine. Uppsala, 1980.
  240. Pakkanen P. Interpreting Early Hellenistic Religion. Helsinki, 1995.
  241. Parrot A. Le palais. Architecture. // Mission archeologique de Mari. T. 2. Paris, 1958.
  242. N. Рец. на: Grainger J. The Cities of Seleucid Syria. Oxford, 1990 // http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/1990/01.02.08.html.
  243. E. Рец. на: Keel 0″ Schroer S. Studien zu den Stempelsiegeln aus Palastina/Israel. В. 1. Freiburg Gottingen, 1985. //JAOS, 109,1989.
  244. Pugachenkova G. Small Stone Bases of Bactria. // International Association for the Study of the Cultures of Central Asia. Information Bulletin. Issue 20,1996.
  245. Rapin C. Les inscriptions economiques de la tresorerie hellenistique d’Ai Khanoum. // Bulletin de correspondance hellenique. 1983, t. 57.
  246. Rapin C. La tresorerie du palais hellenistique d’Ai Khanoum. Paris, 1992.
  247. Rapin С. Indo-Greeks and Vishnuism: On an Indian Object from the Sanctuary of the Oxus and Two Temples in Taxila. // claude.rapin.free.fr/5Taxilaweb.htm
  248. Rausa F L’immagine del vincitore. L’atleta nella statuaria greca dall’eta archaica airellenismo. Treviso Roma, 1994.
  249. Reuther O. Die Innenstadt von Babylon // Wissenschaftliche Veroffentlichungen der Deutschen Orient-Gesellschaft. Bd. 47.1926.
  250. Roaf M. Palaces and Temples in Ancient Mesopotamia. // Culture of the Ancient Near East. Vol 1. New York, 1996.
  251. Roaf M., Stronach D. Tepe Nush-i Jan 1970: Second Interim Report. // Iran, 11, 1973.
  252. Rosenfeld J. The Dynastic Art of Kushans. Berkeley Los Angeles, 1967.
  253. Salzmann D. Untersuchungen zu den antiken Kieselmosaiken. Berlin, 1982.
  254. Scerrato U. Excavations at Dahan-i Ghulaman (Seistan, Iran). First preliminary report (1962−1963). Rome, 1966.
  255. Scerrato U. Evidence of Religious Life at Dahan-e Ghulaman, Sistan. // South Asian Archaeology, 1977. Papers from the Fourth International Conference of the Association of South Asian Archaeologists in Western Europe. Vol. 2. Naples, 1979.
  256. Schaefer H. Two Gandharan Temples and Their Near Eastern Sources. // JAOS, 62, 1942.
  257. Schippmann K. Die iranischen Feuerheiligtumer. Berlin New York, 1971.
  258. Schippmann K. Bard-e Nesanda. // EI. Vol. 3, fasc. 7. London etc., 1987.
  259. Schmidt E. F. Persepolis. Vol. 1. Structures, Reliefs, Inscriptions. Chicago, 1953.
  260. Schmidt E. F. Persepolis. Vol. 2. Contents of the Treasury and Other Discoveries. Chicago, 1957.
  261. Schmitt R. Oxyartes. // http://www.cais-soas.com.
  262. Schrammen J. Der Grosse Altar. Der obere Markt. // Altertumer von Pergamon. Bd. Ill, 1. Berlin, 1906.
  263. Segal A. The «Kalybe Structures» Temples for the Imperial Cult in Hauran and Trachon: An Historical-Architectural Analysis. // http://www.tau.ac.il/arts/proiects/PUB/assaph-art/assaph6/articles assaph6/ArthurSegal.pdf
  264. SixJ.-P. Monnaies d' Hierapolis de Syrie // The Numismatic Chronicle, 18,1878.
  265. SourdelD. Les cultes du Hauran a l’epoque romaine. Paris, 1952.
  266. Stol M. Nanaja. // RA, Bd. 9. Berlin New York, 1998.
  267. Stol M. Nanea. I I Dictionary of Deities and Demons in the Bible. Leiden Boston -Koln, 1999.
  268. Stronach D. Urartian and Achaemenian Tower Temples. // Journal of Near Eastern Studies, 26,1967.
  269. Stronach D. On the Evolution of the Early Iranian Fire Temple. // Acta Iranica, 1985.
  270. The Swedish Cyprus Expedition. Vol. 3. Text. Stockholm, 1937.
  271. Tallqvist K. Akkadische Gotterepitheta. Helsinki, 1938.
  272. К. ОНЮ: Another Kushan Wind God. // Silk Road Art and Archaeology, 2,1991/92.
  273. Tarn W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1951.
  274. Teixidor J. The Pagan God. Popular Religion in the Greco-Roman Near East. Princeton, 1977.
  275. Teixidor J. La religion siro-fenicia en el primer milenio A. C. // Mitologia у religion del Oriente Antiguo. II/2. Semitos occidentales. Barcelona, 1995.
  276. Tod M. Greek Inscription from the Persian Gulf. // The Journal of Hellenic Studies, 63,1943.
  277. Totti M. Ausgewahlte Texte der Isis- und Sarapis-Religion. Hildesheim Zurich -New York, 1985.
  278. G. Рец. на: Gullini G. Architettura iranica dagli Achemenidi ai Sassanidi. II «Palazzo» di Kuh-i Khwagia (Seistan). Torino, 1964. // East and West, 16,1965.
  279. Van Buren E. Symbols of the Gods in Mesopotamian Art. Roma, 1945.
  280. Veuve S. Le gymnase. Architecture, ceramique, sculpture // FAKh. T.VI. Paris, 1987.
  281. Vogue M. de. Syrie Centrale. Architecture civile et religieuse du Ier au Vllme siecle. Т. 1. Paris, 1865.
  282. Vogue M. de. Syrie Centrale. Inscriptions зёпн^иез. Paris, 1868.
  283. Wentzel. Acheloos. I I RE, Bd. 1. Stuttgart, 1894.
  284. Wernicke. Artemis. // RE, Reihe 1, Hbd. 3. Stuttgart, 1895.
  285. Wiesehofer J. Die «dunklen Jahrhunderte» der Persis. Miinchen, 1994.
  286. Wikander S. Feuerpriester in Kleinasien und Iran. Lund, 1946.
  287. Willemsen F. Die Lowenkopf-Wasserspeier vom Dach des Zeustempels. I I Olympische Forschungen, Bd. 4. Berlin, 1959.
  288. Winter Fr. Die Typen der figiirlichen Terrakotten. Teil 1,2. Berlin Stuttgart, 1903.
  289. Woolley Ch. L. Alalakh. Oxford, 1955.
  290. Wroth W. Catalogue of the Greek Coins of Crete and the Aegean Islands. London, 1886.
  291. Yavis С. Greek Altars. St. Louis 1949.
  292. Ziegler Ch. Die Terrakotten von Warka. Berlin, 1962.
Заполнить форму текущей работой