Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности и проблемы управления регионом в условиях приграничного положения

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы миграционной политики находятся в противоречии со стратегическими задачами социально-экономического развития страны. Примером нерационального контроля миграционных потоков является российско-казахстанская граница в пределах нашей области. Практически она прозрачна, но количество официальных мест пропуска невелико, система регистрации и контроля требует времени, что обрекает… Читать ещё >

Особенности и проблемы управления регионом в условиях приграничного положения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности и проблемы управления регионом в условиях приграничного положения

управление приграничный регион Глобализация экономики, интенсивные процессы международной интеграции и кардинальные изменения на политической карте Европы, произошедшие в течении последних десятилетий 20 века, актуализируют проблематику границ и развития регионов в условиях приграничного положения. В мире появились научные исследования, связанные с разработкой совместных программ развития территорий, находящихся в непосредственной близости от государственной границы.

Вопросы приграничья имеют как научное, так и практическое значение, поскольку с ними связаны определенные экономические и геополитические действия государств и региональных властей. Для таких территорий разрабатываются специальные приоритеты и ограничения в социально-экономической и экологической политике.

В настоящее время созрели необходимые предпосылки для организации принципиально новых форм взаимодействия приграничных регионов бывших советских республик, учитывающих их экономические интересы, с одной стороны, и обеспечивающих достижение поставленных перед ними целей, с другой стороны. Однако организация данного взаимодействия во многом сдерживается отсутствием научно обоснованных рекомендаций по стратегическому управлению приграничными регионами в новых экономических условиях. Государственное управление со стороны федеральных и региональных органов власти по отношению к территориям отличается непостоянством. Несмотря на признание особенностей региона, в настоящее время не всегда осуществляется какое-либо целенаправленное государственное управление и стратегическое планирование. Подходы к определению стратегических направлений развития приграничных регионов в большей степени основываются на субъективных критериях. Методология стратегического планирования, анализа социально-экономического положения, определения целей и задач развития, а также выбора стратегии развития региона используются не в полной мере. Указанные обстоятельства убедительно свидетельствуют о необходимости проведения научных исследований с целью совершенствования регионального управления, разработки теоретических, методических и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического развития Оренбургской области.

Таким образом, выбор направлений развития приграничного региона приобретает в настоящее время особую значимость, что и определяет актуальность выбранной темы работы.

К настоящему времени российская региональная наука представлена различными школами и направлениями.

Проблемы территориального развития страны исследованы в работах Е. Ф. Авдокушина, Л. С. Бляхмана, Т. И. Герасименко, И. Н. Герчиковой, Ю. Н. Гладкий, А. Г. Гранберга, Д. Дэниелса, П. Джеймса, Н.Н. Колосовско-го, М. П. Комарова, П. X. Линдерта, Д. С. Львова и др.

Особенности развития и взаимодействия приграничных регионов нашли отражение в работах И. Ансоффа, Д. А. Гайнанова, В. В. Гончарова, С. Г. Горшенина, С. В. Голунова, П. Джемса, П. Друкера, Ф. Кожурина, Дж. Мартина, Г. Мюрдаля, Н. Некрасова, Нестерова Н.П.

Однако анализ публикаций по теме исследования показывает явную недостаточность и дискуссионность освещения вопросов о выборе стратегических направлений развития приграничных регионов, а так же некоторую недооценку роли приграничных регионов в сотрудничестве между странами.

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления приграничным регионом.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

— дать характеристику приграничного региона и особенностям его функционирования;

— проанализировать особенности и выявить проблемы управления приграничным регионом;

— разработать рекомендации по совершенствованию управления регионом в условиях приграничного положения;

Объектом исследования является Оренбургская область как приграничный регион Российской Федерации.

Предметом исследования является система управления регионом в условиях приграничного положения.

В данной работе использованы следующие методы исследования: анализ, одна из разновидностей метода экспертных оценок — метод обобщения независимых характеристик, а также графический метод исследования.

1. Концептуальные основы формирования системы управления приграничной территорией

1.1 Понятия «приграничный регион», «трансграничный экономический регион»

Вопросы приграничья имеют как научное, так и практическое значение, поскольку с ними связаны определенные экономические и геополитические действия государств и региональных властей. Для таких территорий разрабатываются специальные приоритеты и ограничения в социально-экономической и экологической политике.

Понятие «приграничная территория» (как единое экономическое пространство) становится центральной категорией анализа феномена границ. Часто в понятие «приграничная территория» разными специалистами вкладывается далеко не одинаковое содержание, что обусловлено нечетким определением границ, свойств, функций и типов таких территорий.

Определение приграничных территорий в контексте категории «пространство». Одним из нерешенных вопросов, связанных с понятием «приграничная территория», является выделение границ. Для определения территориальных границ в литературе используются понятия «пограничное пространство», «приграничное пространство». [1]

Пространство — один из основных, базисных факторов, воздействующих на формирование политических систем.

Пространство П. Клаваль определяет, в первую очередь, как протяженность. Оно одновременно и основа для существования групп людей, и среда их деятельности. Пространство является ареной деятельности, связанной как с объединением, так и с перемещением людей, следовательно, его можно определить как расстояние — препятствие для передвижения людей, вещей и идей. [2]

Под термином «пограничное пространство» понимается социально-географическая зона вдоль границы или пункта в глубине территории страны, в пределах которой наблюдаются пограничные процессы и явления, связанные с интересами соседних стран и взаимодействием между их экономическими, культурными, правовыми и политическими системами. [3]

Пограничное пространство Л. Б. Вардомский и С. В. Голунов характеризуют как зону, охватывающую государственную границу, пункты пропуска через государственную границу и связанны ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море, их подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. [1]

Академик А. Г. Гранберг сформулировал понятие «приграничный регион» как территорию, на которую оказывает существенное влияние государственная граница, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная. Гранберг рассматривал три уровня приграничья: макроровень, мезоуовень и микроуровень.

Таким образом, указанные подходы позволяют определить приграничную территорию с позиции категории «пространство» как определенную территорию, которая является частью геосистемы региональной размерности, прилегающей к государственной границе, и — одновременно — частью целостного природно-хозяйственного района, экономическая, социальная, культурная и экологическая ситуация в котором зависят от состояния прилегающей территории соседнего государства, и, в свою очередь, оказывает на нее влияние. [1]

Денис де Ружмонт приводит следующую формулировку приграничных территории с позиции эффективного взаимодействия: «приграничный регион — это потенциальный регион, с присущей ему географией, историей, экологией, экономическими возможностями, но разделенный суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы».

В определении приграничной территории в контексте трансграничности П. Я. Бакланов С.С. Ганзей отмечают, что приграничные территории представляют собой специфические географические объекты с их характерными свойствами и функциями, в том числе могут рассматриваться как звенья контактных структур, но, как правило, не являются целостной географической системой.

По В. А. Колосову, под трансграничным регионом следует понимать охватывающую часть территории двух или нескольких соседних государств, социально-экономическая система, характеризующаяся определенным единством природной первоосновы и расселения, трудовых и культурно-бытовых связей населения, хозяйства, инфраструктуры, а также нередко исторических, этнических и культурных традиций.

По мнению В. А. Дергачева, «трансграничный регион — регион, включающий приграничные территориальные общины двух или нескольких государств, обладающий консолидированным бюджетом и совместными программами в области экономики, транспорта, культуры, науки, образования и экологии».

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что трансграничный экономический регион — это территория, объединяющая пригранично-хозяйственные районы двух или нескольких стран, для которых характерно тесное экономическое, хозяйственное, социальное и культурное взаимодействие, направленное на преодоление существующих по обе стороны границы проблем, а также на трансформацию границ как социально-экономического и культурного барьера. [1]

В работах П. Я. Бакланова и С. С. Ганзея содержание понятий «приграничная территория» и «трансграничная территория» соответствует определенной иерархии. Приграничная территория в экономико-географическом плане — это определенный природно-хозяйственный район со своим сочетанием природных ресурсов, социально-экономические свойства которого отражают тесную взаимосвязь с приграничной территорией как природно-хозяйственным районом соседнего государства. В социальном и культурном отношениях это контактные территории, осуществляющие обмен национальными обычаями, традициями, миграцией населения. Приграничные территории обеих стран являются составными частями международной трансграничной территории, границы которой определяются границами природно-хозяйственных районов обеих стран.

1.2 Цели, задачи, функции управления приграничной территорией

Основная цель стратегического управления в приграничном регионе заключается в необходимости учета взаимосвязи и взаимовлияния внешней и внутренней среды при определении целей экономической подсистемы приграничного региона. При этом стратегия вступает в качестве инструмента достижения целей, а для реализации самой стратегии необходимо, чтобы вся система функционировала в стратегическом режиме.

Стратегическое управление экономической подсистемой региона представляет собой процесс, который включает выбор стратегических целей и направлений, разработку стратегии развития и ее реализацию, а также целенаправленное, согласованное и своевременное формирование производственного и управленческого потенциалов, что в комплексе обеспечивает эффективную деятельность экономической подсистемы региона в целом. В Приложении, А приведена общая последовательность разработки стратегии развития региона. [4]

В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ 3.07.1996 года подчеркивалось, что создание благоприятных условий для социально-экономического подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного развития населения является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности России в ее приграничном пространстве.

Региональная политика — это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В Приложении Б представлена классификация региональной политики.

Приграничная политика включает в себя:

— создание условий для производственной деятельности приграничных территорий с учетом характера новых международных и межрегиональных связей;

— создание условий для эффективного развития свободных экономических зон;

— сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных регионов;

— обеспечение регулирования потоков внешней миграции;

— противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

— поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

— сохранение и приумножение духовных ценностей, развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих поколений;

— создание условий для реализации прав человека в области свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;

— создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по защите населения при их возникновении. [5]

Приграничные регионы входят в группу особых регионов, где острые социально-экономические проблемы связаны с географической или исторической спецификой и где вследствие сложных условий хозяйствования реализация научно обоснованной региональной политики требует специальных методов регулирования экономики.

В этих регионах, возникших как результат крупных геополитических и экономических трансформаций, первоочередного внимания требует решение не имеющих прецедентов задач:

— создание и устройство новых транспортно-распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных пунктов в местах пересечения государственной границы;

— формирование центров активной приграничной производственно-торговой коммерческой деятельности, а в отдельных городах с развитой инфраструктурой — свободных экономических зон;

— содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственно-интеграционных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические схемы;

— регулирование потоков и размещения беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с федеральными и региональными миграционными программами;

— создание новых рабочих мест и расширение социальной инфраструктуры в расчете на потенциальных переселенцев из зарубежья;

— гармонизация законодательства;

— сближение налогового законодательства. [5]

Ускоренное развитие приграничных регионов является одной из приоритетных задач России. Обособляясь от внешнего мира границами, государство посредством таможенных и визовых барьеров защищает интересы национальных производителей и потребителей, реализуя протекционистскую функцию. Посредством барьерной функции государство защищает национальную безопасность, что особенно актуально в условиях угрозы терроризма, расширения торговли наркотическими средствами и нелегальных миграций. Проблемы приграничных территорий, возникшие на основе единого советского пространства, требуют серьезного государственного осмысления. [6]

1.3 Особенности развития Оренбургской области как приграничной зоны России

Для современной России, как и для регионов, решение проблемы развития приграничных территорий имеет большое практическое и научное значение. Оценка некоторых аспектов развития позволяет решить ряд следующих вопросов:

— формировать оптимальную структуру экономики региона;

— определять отрасли специализации региона;

— оценивать эффективность региональных производств;

— обеспечивать продовольственную независимость, как часть экономической безопасности региона и соответственно страны в целом;

— учитывать нелегальных мигрантов;

— представлять более полную информацию на муниципальном уровне о численности экономически активного населения;

— устанавливать эффективные экспортно-импортные взаимоотношения;

— формировать оптимальную рыночную структуру в регионе. [7]

Оренбургская область относится к приграничной территории России. Протяженность государственной границы с Казахстаном составляет 45% (1876 км) от общей протяженности границы области. На юго-восточном направлении область является стратегическим торговым коридором с азиатскими государствами СНГ и по праву может претендовать на роль своеобразной интеграционной лаборатории для статистического исследования финансово-экономических, социальных и миграционных процессов в приграничной зоне России.

Направление внешнеэкономических связей Оренбургской области определялось достаточной протяженностью государственной границы с Казахстаном и изначально находило свое отражение в ориентации многих предприятий области на использование сырьевой базы Казахстана. В современных условиях сырьевая зависимость предприятий обусловила ряд проблем. Эффективное функционирование области в открытом экономическом пространстве с учетом особенностей ее географического положения определило активное участие заинтересованных структур органов местного самоуправления в разработке мероприятий по сотрудничеству приграничных зон. [7]

Приграничный фактор в условиях глубоко интегрированной экономики оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение области. Республика Казахстан является важнейшим стратегическим партнером Оренбуржья. Товарооборот оренбургских предприятий с хозяйствующими предприятиями Республики Казахстан является одним из самых высоких показателей межрегиональной торговли, который составляет около 10% всего объема внешней торговли РФ с Республикой Казахстан. [8]

Оренбургская область находится на основных транспортных магистралях, связывающих государства Центральной Азии и внутренние регионы РФ.

Необходимо отметить, что с наступлением весеннее — летнего периода через оренбургский участок российско-казахстанской границы кратно увеличиваются поставки плодоовощной продукции из республик Центральной Азии в РФ.

Также положение области предопределяет интенсивность и основные направления иммиграционных потоков иностранных граждан в РФ через Оренбургскую область.

В последние два десятилетия на постсоветском пространстве в сфере внешнеэкономических отношений произошли глобальные изменения. Тому пример — достигнутые договоренности между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, где в качестве стратегических ориентиров системной модернизации экономики провозглашены идеи единого таможенного пространства. [8]

Формирование Таможенного союза предполагает отмену таможенных границ между странами и перенос государственного контроля, кроме пограничного, на внешние рубежи.

В современных условиях финансовой дестабилизации экономическая политика многих государств склоняется к введению элементов государственного регулирования, защите отечественного производителя. Таможенный союз с введением общего таможенного тарифа и образованием единой таможенной территории открывает возможность коллективного протекционизма.

Для Оренбуржья создание Таможенного союза открывает возможность свободного перемещения товаров, увеличение товарных потоков, укрепления межрегиональных связей.

Решая задачи Таможенного союза, необходимо учитывать особенности российско-казахстанской границы. В связи с высокой актуальностью проблематики борьбы с наркотрафиком, с нелегальной миграцией, санитарной охраны территории от заноса и распространения инфекционных болезней необходимо сохранять государственный контроль по данным направлениям в пунктах пропуска на государственной границе России и Казахстана.

2. Анализ особенностей и выявление проблем управления приграничным регионом

2.1 Оценка приграничной инфраструктуры Оренбургской области

Приграничную инфраструктуру Оренбургской области можно представить в виде действующих на границе семи автомобильных, двух железнодорожных, трех авиационных пунктов пропуска и одного пункта иммиграционного контроля «Оренбургаэро».

С целью объективного отображения экономических, социальных, демографических и других процессов в приграничной территории рассмотрена система социально-экономических показателей. Данная система включает триста два наименования абсолютных показателей и пятьсот восемьдесят — относительных. Индикаторы позволяют получить дополнительную информацию в следующем разрезе: уровень развития, уровень специализации, тенденции развития, эффективность функционирования производства, экономическая безопасность.

В последние годы правительство РФ принимает реальные меры по созданию современной приграничной инфраструктуры. На обустройство оренбургского участка выделено более восьми миллиардов рублей государственных инвестиций.

Сегодня на территории области задачи по охране государственной границы, обеспечению государственной и экономической безопасности выполняют Пограничное управление ФСБ России по Оренбургской области, Оренбургская таможня. Кроме этого на границе осуществляется иммиграционный, эпидемиологический, фитосанитарный и транспортный контроль. Обустроено по временной схеме семнадцать согласованных мест упрощенного пересечения российско-казахстанской границы. В рамках ФЦП «Государственная граница РФ (2003;2010)» построилось девять пограничных городков районных и межрайонных отделов ПУ ФСБ России по Оренбургской области, два из которых в райцентрах Ташла и Светлый введены в эксплуатацию уже в 2010 году. [8]

Продолжено строительство трех современных многосторонних автомобильных пунктов пропуска «Маштаково», «Илек», «Орск», которые в настоящее время находятся в разной степени готовности.

В качестве дальнейшей перспективы следует рассматривать включение объектов приграничной инфраструктуры Оренбургской области в разрабатываемую ФЦП «государственная граница (2012;2017)». Это, в первую очередь, строительство тридцати шести пограничных отделений, международного терминала аэропорта Центральный Оренбурга, МАПП «Сагарчин». [8]

2.2 Организация мониторинга миграционных процессов и реализация целевой миграционной программы в условиях приграничного региона

Постоянно расширяющиеся масштабы миграционных потоков, влияющих на социально-политическое и экономическое развитие области, требуют создания устойчивой системы управления миграционными процессами. Достижение эффективности в этом направлении возможно при комплексном подходе к решению всех проблем, связанных с внешней миграцией, особенно таких, как привлечение иностранной рабочей силы, адаптация и интеграция, сокращение незаконной миграции, а также тесное взаимодействие областных органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области за 6 месяцев 2013 года через пункты пропуска на Оренбургском участке российско-казахстанской границы по миграционным картам проследовало 828 362 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 26,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ), из них: въехало на территорию Российской Федерации 525 567 иностранных граждан (+ 24,9% к 6 месяцам 2012 года).

Среди въезжающих наибольший удельный вес, более 80%, составляют граждане стран Центральной Азии, с которыми Российской Федерацией заключены соглашения о безвизовых поездках граждан. Это Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан.

За 6 месяцев 2013 года управлением ФМС России по Оренбургской области поставлено на миграционный учёт 52 624 иностранных граждан, что на 11,3% больше чем за 6 месяцев прошлого года.

Поставлено на миграционный учёт по месту пребывания (до девяноста суток) 49 955 иностранных граждан, что на 9,2% больше чем за 6 месяцев прошлого года. В Приложении В представлены коэффициенты миграционного прироста в Оренбургской области.

За период с 2000 по 2012 годы количество иностранных граждан, зарегистрировавшихся на территории области в режиме временного пребывания возросло в 16 раз. На рисунке 3 отображено количество иностранных граждан прибывших в Оренбургскую область в 1 полугодии 2013 года Рисунок 3 — Количество иностранных граждан прибывших в Оренбургскую область в 1 полугодии 2013 года На 2013 год квота на выдачу разрешений на временное проживание (до трех лет) была установлена в размере 3000 человек.

За 6 месяцев 2013 года оформлено 1463 разрешений на временное проживание (+4,9% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе, в пределах квоты — 1160 разрешений.

Всего на 1 июля 2013 года в области проживает 7018 иностранных граждан этой категории (АППГ-7125).

За 6 месяцев 2013 года оформлено 1443 видов на жительство, что в 9 раз больше чем за аналогичный период прошлого года.

Всего на 1 июля 2013 года в области по виду на жительство проживает 1881 (АППГ-562) иностранных граждан.

За 6 месяцев 2013 года принято в гражданство Российской Федерации 701 человек, что на 42% меньше чем в 2012 году (1109).

Кратный рост желающих получить вид на жительство и уменьшение получивших гражданство РФ связан с отменой упрощённой процедуры принятия в гражданство РФ: теперь для получения гражданства обязательно сначала получить вид на жительство.

Временно пребывающие и временно проживающие иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность по разрешениям на работу, выдаваемым Управлением ФМС России по Оренбургской области. Правительством РФ ежегодно устанавливается квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам.

На 2013 год Правительством РФ для Оренбургской области установлена квота в размере 13 156 человек.

За 6 месяцев 2013 года было выдано 5125 разрешений на работу, что на 30% меньше чем за аналогичный период времени прошлого года.

Наибольшее количество иностранных работников — это граждане Узбекистана — 62,8% (973), Таджикистана — 20,2% (313), Азербайджана — 5,4% (84), сферы экономики, в которых используется труд этих граждан, отображены на рисунке 4.

Рисунок 4 — Основные сферы экономики, где используется труд иностранных работников Начиная с 1 июля 2012 года иностранные граждане могут трудиться на основании патента на трудовую деятельность. На 1 июля т.г. оформлен 5229 патентов.

Таким образом, по разрешениям на работу и патентам осуществляют трудовую деятельность более 10 тыс. иностранных граждан.

2.3 Проблемы управления регионом как приграничной зоной

Приграничному региону приходится разрешать претензии принимающего сообщества к мигрантам, которые сводятся к ухудшению криминогенной ситуации в регионе, повышению стоимости жилья, сокращению возможностей трудоустройства.

Еще одной немаловажной проблемой при миграции выступает разрешение национальных вопросов. Интеграция мигрантов в российский социум с многообразием национальностей — процесс сложный и требует учета национальных традиций, обычаев и вероисповеданий. Поэтому исполнительные власти приграничной Оренбургской области должны проводить политику признания культурных ценностей и традиций разных национальностей. [6]

Основные недостатки проводимой государственной политики в области миграционной политики сгруппированы по следующим проблемам:

— правоохранительный характер государственной политики в области миграции, когда все внимание направлено на контроль, а не на прием и интеграцию мигрантов в миролюбивое сообщество граждан и рынок труда;

— жесткая централизация финансовых средств и инструментов правового регулирования на уровне федерации, которая не позволяет приграничному региону и местным органам власти полноправно принимать участие в государственных вопросах;

— несогласованность действий в отношении внешней и внутренней миграции;

— слабое использование мирового опыта и собственного научного потенциала. [9]

Проблемы миграционной политики находятся в противоречии со стратегическими задачами социально-экономического развития страны. Примером нерационального контроля миграционных потоков является российско-казахстанская граница в пределах нашей области. Практически она прозрачна, но количество официальных мест пропуска невелико, система регистрации и контроля требует времени, что обрекает законопослушную часть жителей на многокилометровые переезды и значительные траты. Такая политика государства ведет к тому, что мигранты избегают процедуры регистрации, игнорируют правила, государство и регион лишаются возможности получить истинную картину трансграничной миграции.

Эффективный контроль за использованием иностранной рабочей силы без достаточного технического оснащения и финансирования Федеральной миграционной службы существенно затруднен. На государственном уровне миграционные потоки регулируются недостаточно, поэтому область многие проблемы вынуждена решать самостоятельно. [6]

Мониторинг исполнения приграничных функций на примере Оренбургской области позволяет констатировать, что субъект Федерации, имеющий границы с суверенным государством, отвлекает средства регионального бюджета на решение задач федерального значения. Происходит это посредством следующих форм: выделения дополнительных финансовых средств на функционирование правоохранительной деятельности, решения миграционных вопросов, в некоторой степени обустройства приграничной инфраструктуры, предоставления финансовой помощи в увеличенных размерах приграничным муниципальным образованиям, реализации региональных целевых программ, дополнительного выделения социальной помощи мигрантам. Но при этом решение многих приграничных проблем не осуществляется комплексно: в сфере решения миграционных вопросов отсутствует комплексная федеральная программа по их разрешению. Разрешение миграционной проблемы возможно лишь при возведении ее в ранг общенациональной проблемы и при соответствующем финансовом обеспечении. [6]

Учитывая тот факт, что Оренбургская область является приграничной территорией, региональными институтами власти проводится целенаправленная, комплексная работа по укреплению приграничного сотрудничества, нормативно-правовому оформлению и укреплению государственной границы.

3. Рекомендации по совершенствованию управления регионом в условиях приграничного положения

3.1 Общие пути совершенствования системы управления приграничным регионом

Приграничное управление должно базироваться на принципах:

— комплексности, т. е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (территориальной, социальной и др. составляющих);

— системности, т. е. учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов с позиций рассмотрения объекта исследования как элемента системы более высокого уровня;

— приоритетности решения задач и осуществления мероприятий, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения, поддержания нормальных условий его существования;

— приемлемого риска, т. е. выявлении и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций.

Главным инструментом региональной политики Российской Федерации в случае приграничной территории может стать только развитие особых зон приграничного сотрудничества. Задачей программы развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу должно стать создание и использование инструмента особых зон, а также координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничной территории.

Успешное преодоление проблем в сфере национальных вопросов в условиях сложного и динамично изменяющегося внешнего контекста диктует необходимость выработки долгосрочной Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами.

Главной целью Концепции является устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств. [10]

В рамках достижения данной цели планируется решение следующих четырех задач.

— сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации на приграничных территориях.

— развитие художественно-творческой деятельности.

— развитие художественного образования для трансграничного сотрудничества.

— укрепление потенциала приграничного сотрудничества.

Успешное выполнение Концепции позволит:

— повысить устойчивость и стабильность процесса приграничного сотрудничества в сфере культуры, обеспечить постоянный обмен опытом и рост числа совместных международных проектов с различными партнерами;

— обеспечить более полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь населения, улучшить качество его жизни;

— поддержать соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств, в сохранении ими своей культурной самобытности;

— обеспечить создание и продвижение на международном рынке новых культурных продуктов;

— повысить уровень занятости населения, создать благоприятные условия для экономического роста, увеличения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничных территорий Российской Федерации;

— укрепить существующие связи между народами, создать предпосылки для глубокого экономического, социального и политического сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки. [10]

Приоритетными направлениями в сфере осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества с Республикой Казахстан является развитие сотрудничества в сферах экономики и инноваций, образования, здравоохранения и культуры.

Действенной мерой по реализации вышеуказанных направлений остается создание совместных предприятий и реализация инвестиционных проектов, в том числе в рамках производственной кооперации.

Соседство с Казахстаном дает Оренбургской области определенные экономические преимущества, но также создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, миграцией, предотвращением контрабанды и др.

При включении России в процесс экономической глобализации должна быть решена основная задача — максимизация положительного эффекта при нейтрализации негативных последствий для приграничной территории. Процесс интеграции в мировое пространство необходимо использовать для усиления внутренней экономической интеграции. В этой связи особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России.

Более сбалансированному развитию области и страны в целом способствовала бы модернизация и расширение внутренней транспортной инфраструктуры.

3.2 Основные программные векторы оптимизации управления регионом в условиях приграничного положения

Наличие нелегальной миграции ущемляет интересы хозяйствующих субъектов. Кроме того, сохраняется устойчивая заинтересованность у определенных слоев предпринимателей и работодателей в незаконном использовании иностранной рабочей силы.

Вопросы эффективного регулирования внешней, в том числе трудовой, миграции по-прежнему остаются актуальными. Это связано с тем, что за период с 2005 по 2012 год количество иностранных граждан, зарегистрированных в области в режиме временного пребывания, увеличилось в 2 раза и в 2012 году их число составило около 100 тыс. чел. [11]

Вместе с тем, не все иностранные граждане работают на законных основаниях, допускают нарушения работодатели, привлекающие таких работников к выполнению работ. В 2012 году сотрудниками Управления ФМС России по Оренбургской области проверено более 50 тысяч объектов и выявлено более 15 тысяч правонарушений миграционного законодательства. В том числе 2680 иностранных граждан, работавших незаконно и 1798 работодателей, нарушивших правила привлечения иностранных работников.

Незаконная трудовая деятельность иностранных граждан создает напряженность на рынке труда и в социальной сфере, опасность распространения инфекционных заболеваний, обострение криминогенной ситуации, оттока финансовых средств из области. [11]

Настоятельным требованием экономического развития, вхождением в международный рынок труда является согласованная и эффективная работа всех заинтересованных органов системы по регулированию трудовой миграции.

С учетом складывающейся сложной демографической ситуации миграционный приток в область желателен и важен, но его необходимо регулировать.

Требует совершенствования миграционное законодательство в части регулирования трудовой деятельности иностранных граждан.

Органам власти необходимо знать отношение коренного населения к присутствию в области мигрантов и их трудовой деятельности, а также мнение мигрантов об условиях их нахождения в регионе.

На решение указанных проблем направлена ведомственная целевая миграционная программа на 2012;2015 годы. [11]

Основными целями Программы являются:

— обеспечение эффективного регулирования внешней миграции на территории области, соответствия их параметров стратегии социально-экономического и демографического развития региона;

— оптимизация объема и структуры миграционных потоков, использование потенциала мигрантов в интересах социально-экономического и демографического развития области;

— обеспечение приоритетного использования национальных трудовых ресурсов;

— противодействие незаконной миграции;

— обеспечение приемлемых социально-бытовых условий пребывания мигрантов в области.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено:

— обеспечение условий для решения вопросов регулирования внешней миграции с учетом законодательства Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в сфере миграции;

— расширение участия органов местного самоуправления в управлении миграционными процессами;

— разработка и реализация мер по стабилизации миграционной ситуации и повышению управляемости всех видов миграции, затрагивающих интересы области.

Для достижения целей, обозначенных в Программе, основными задачами являются:

— совершенствование системы регулирования миграционными процессами;

— создание условий для определения объема и оптимизации структуры внешней миграции в целях устойчивого социально-экономического развития городского хозяйства;

— создание в области постоянно действующей системы по адаптации и интеграции различных категорий мигрантов;

— проведение мониторинга миграционной ситуации. [11]

Реализация мероприятий Программы позволит:

— обеспечить органы исполнительной власти области объективной информацией об объемах структуре миграционных потоков с целью принятия адекватных мер по регулированию миграционных процессов;

— сформировать условия для быстрейшей и эффективной адаптации и интеграции различных категорий мигрантов.

— снизить риск возникновения конфликтных ситуаций в результате миграции.

Заключение

Завершая изучение проблематики курсовой работы, акцентируем внимание на подводимых ниже итогах. Целесообразно их рассматривать в логической последовательности, соответствующей содержанию курсовой работы.

Приграничный регион — территория, которая является частью геосистемы региональной размерности, прилегающей к государственной границе, и — одновременно — частью целостного природно-хозяйственного района, экономическая, социальная, культурная и экологическая ситуация в котором зависят от состояния прилегающей территории соседнего государства, и, в свою очередь, оказывает на нее влияние.

Целью управления в приграничном регионе является необходимость учета взаимосвязи и взаимовлияния внешней и внутренней среды при определении целей экономической подсистемы приграничного региона.

Выделены две основные функции в управлении приграничной территорией: барьерная и протекционистская.

В работе рассмотрены особенности развития Оренбургской области. Во-первых, это значительная протяженность государственной границы. Во-вторых, расположение области на основных транспортных магистралях, связывающих государства Центральной Азии и внутренние регионы России.

В области создана и совершенствуется со временем приграничная инфраструктура, выражается которая через контроль: пограничный, таможенный, миграционный, транспортный, ветеринарный и другие виды. В связи с глобальными изменениями экономических коопераций, то есть созданием Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия), существующим в полной мере в данный момент остается только пограничный контроль. Остальные виды переносятся на внешние рубежи.

Выявлены проблемы в управлении регионом. Приграничному региону приходится разрешать претензии принимающего сообщества к мигрантам, которые сводятся к ухудшению криминогенной ситуации в регионе, повышению стоимости жилья, сокращению возможностей трудоустройства. Также актуальна проблема в области национальных вопросов. Интеграция мигрантов в российский социум с многообразием национальностей — процесс сложный и требует учета национальных традиций, обычаев и вероисповеданий. Невозможно не отметить недостаточное техническое оснащение и финансирование.

Успешное преодоление проблем в сфере национальных вопросов возможно при реализации долгосрочной Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами, главной целью которой является устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств.

Проблема миграций требует совершенствования миграционного законодательства в части регулирования трудовой деятельности иностранных граждан. Органам власти необходимо знать отношение коренного населения к присутствию в области мигрантов и их трудовой деятельности, а также мнение мигрантов об условиях их нахождения в регионе. На решение указанных проблем направлена ведомственная целевая миграционная программа на 2012;2015 годы.

Список использованных источников

1 Концептуальные подходы к определению приграничных территорий: учебное пособие / Л. Л. Божко // Региональная экономика: теория и практика, 2010. — № 4. — с. 47−54.

2 Теоретико-методологические подходы к исследованию самодостаточных малых городов / под ред. Т. А. Верещагиной, 2006. — 280 с.

3 Колосов В. А., Геополитика и политическая география: учебник для вузов / В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 479 с — ISBN 5−7567−0143−5.

4 Выбор стратегических направлений развития приграничного региона: учебное пособие / Малахов О. Б. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2012. — № 1 (95), январь. — с. 29−34.

5 Государственное регулирование региональных социально-экономических систем приграничных территорий / Малахова О. Б. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2012. — № 85. — с. 71−75

6 Воздействие миграции на социально-экономическое развитие приграничных регионов / Г. И. Немирова // Финансы и кредит, 2011. — № 36. — с. 83−89.

7 Особенности развития Оренбургской области как приграничной зоны России / В. А. Сивелькин, В. Е. Кузнецова // Вопросы статистики, 2004. — № 6. — с. 45−50.

8 Граница — горизонты сотрудничества / С. Г. Горшенин; беседу вел Н. Малышев // Оренбуржье. — 2012. — 4 июня (№ 84). — с. 4−5.

9 Репатриация и трудовая миграция в России / Сергей Градировский // Режим доступа: http://www.polit.ru — 08.02.2013

10 Российская Федерация. Министерство культуры Российской Федерации. «Об утверждении Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года» // Министерства культуры РФ от 20 июля 2011 г. № 807 Режим доступа: http://www.garant.ru

11Областная ведомственная целевая миграционная программа на 2012;2015 г. // Приказ министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 26.08.2013 № 265 — Режим доступа: http://www.mininform.orb.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой