Особенности государственной службы в органах внутренних дел
Основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно… Читать ещё >
Особенности государственной службы в органах внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственная правоохранительная служба — сложный социально-правовой институт, изучение которого требует комплексного анализа его социальных и юридических основ. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т. е. права, обязанности, ограничения, запреты; стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной правоохранительной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляется институциональный характер государственной правоохранительной службы.
Государственная служба в органах внутренних дел — это вид государственной службы, который занимает особое место в механизме государственной власти, обладает специфическими средствами укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушений, обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Вследствие этого государственная служба в органах внутренних дел должна быть урегулирована нормами права, проверенными наукой и практикой и при этом отвечать потребностям общества.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена: недостатками в сфере правового регулирования труда сотрудников органов внутренних дел;
— недостаточно эффективно функционирующей системой защиты прав сотрудников органов внутренних дел;
— малым количеством научных исследований по проблемам правового регулирования труда сотрудников органов внутренних дел;
— объективной потребностью в теоретической разработке проблем правового регулирования труда сотрудников органов внутренних дел.
Актуальность избранной темы определяется и необходимостью теоретического осмысления правовых и организационных основ государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации (полиции) и поиском повышения эффективности деятельности этих органов.
В правовой литературе последних лет вопросам правового регулирования государственной службы в целом и органах внутренних дел в частности уделяется повышенное внимание. Однако комплексные исследования, имеющие своим специальным предметом проблемы правового регулирования государственных служащих в органы внутренних дел Российской Федерации, практически отсутствуют.
Объект исследования — правовые и организационные основы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие трудовые отношения государственных служащих в органах внутренних дел Российской Федерации.
Целью исследования является выявление особенностей правового регулирования трудовых отношений государственных служащих в органах внутренних дел Российской Федерации.
Задачи исследования:
— исследовать понятие государственной службы;
— рассмотреть особенности правового положения сотрудника полиции;
— проанализировать особенности возникновения служебных отношений и прохождения государственной службы в органах внутренних дел;
— выявить особенности юридической ответственности государственных служащих сотрудников органов внутренних дел.
Теоретическую основу исследования составили работы российских ученых Ю. Е. Аврутина, С. П. Булавина, С. И. Барсукова, В. С. Бялта, А. М. Артёмовой, С. В. Луговик, Д. М. Овсянко, А. С. Шиенковой и др.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. Применялись также общенаучные (анализ, системный и структурный подходы) и частно-научные методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и др.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы МВД России.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления совершенствования правового регулирования служебных отношений государственных служащих в органах внутренних дел и предложены практические рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. Законодательство о правовом регулировании труда государственных служащих в органах внутренних дел
1.1 Понятие «государственная служба»
В отечественной литературе понятия «гражданская служба» и «государственная служба» используются давно и достаточно широко. В конце 1990;х гг. вышло порядка 12 учебников по государственной службе. После принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в 2005 г. были изданы учебные пособия В. Д. Граждана «Государственная гражданская служба» и Д. М. Овсянко «Государственная служба Российской Федерации», которые проанализировали появившиеся к тому времени нормативно-правовые акты по гражданской службе и прежде принятые документы по военной и правоохранительной службе.
Несколько позже, в 2008 г., вышел в свет курс лекций В. С. Нечипоренко «Теория и организация государственной службы», в резюме которого сказано, что в нем «рассмотрены теоретические и организационные основы государственной гражданской службы». В данном курсе имеется 13 лекций по «государственной службе», однако лишь одна из них посвящена анализу указанных видов этой службы и три лекции (если судить по названиям отдельных параграфов) — по «гражданской службе». А в целом курс лекций исследует государственную службу вообще, безотносительно к ее конкретным видам и странам.
Даже в Указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы в Российской Федерации (2009;2013 годы)» «пока говорится лишь о том, что в предшествующие годы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы и лишь начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.
Термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в Преамбуле Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» установлено, что он регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел. При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности и заключается в следующем.
Во-первых, отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД России, неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права.
Во-вторых, первичными отношениями, предопределяющими возможность вступления сотрудников органов внутренних дел в публично-правовые (государственно-служебные) отношения с внешней средой, служат внутренние отношения с государством в лице соответствующих органов внутренних дел и их должностных лиц.
В-третьих, юридической базой существования как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений являются служебно-трудовые отношения, которые складываются между сотрудниками и соответствующими органами внутренних дел по поводу условий их службы.
В-четвертых, несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений.
В-пятых, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права.
В-шестых, помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы сферы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.
служба полиция юридический сотрудник
1.2 Правовое положение сотрудника полиции
Определяя статус сотрудника полиции, Закон «О полиции» в целом сохранил военизированный характер полицейской службы, поскольку, как и Закон о милиции, связал правовое положение сотрудника полиции с присвоением ему специального звания полиции, предусмотренного ст. 26 гл. 6 Закона «О полиции» (далее Закон). Вместе с тем Закон установил, что отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими (ч. 8 ст. 25). Перечень этих должностей применительно к высшему начальствующему составу полиции предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».
Термин «сотрудник» имеет два значения:
1) тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам;
2) название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Применительно к ст. 25 Закона о полиции термин «сотрудник» используется во втором значении.
Совокупность сотрудников полиции, образующая ее людской субстрат, именуется личным составом, персоналом либо кадрами полиции. К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы.
Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.
Юридическими фактами состояния в кадрах полиции (кадрах органов внутренних дел) являются:
а) занятие должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел;
б) нахождение в распоряжении органов внутренних дел;
в) прикомандирование к государственным органам, а также к иным организациям.
Должность — это базовая структурная единица государственного органа, включающая часть его компетенции. Иными словами, это то служебное место, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает нахождение, пребывание в должности, возникающее с момента подписания приказа о назначении.
Сотрудник полиции реализует свои полномочия, находясь на должности в течение служебного времени, установленного законодательством о государственной службе, распорядком дня органа внутренних дел, должностным регламентом (должностной инструкцией), а также контрактом о прохождении службы в полиции.
Сотрудникам полиции разрешается совместительство на вакантных должностях рядового и начальствующего состава, а также на вакантных должностях работников в свободное от основной службы время. Эти вопросы урегулированы постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Совместительство допускается в любом подразделении системы МВД России, в том числе и по месту основной службы сотрудника полиции.
Должности в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов:
1) должности рядового состава;
2) должности младшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности старшего начальствующего состава;
5) должности высшего начальствующего состава.
Перечень первых четырех видов должностей рядового и начальствующего состава утверждается приказами министра внутренних дел Российской Федерации. Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают в себя уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.
Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. Это должности в центральном аппарате МВД России и территориальных органах министерства на региональном и межрегиональном уровнях, а также должности в учебных и научно-исследовательских учреждениях. Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253.
Новеллой Закона о полиции является установление территориальной юрисдикции сотрудника полиции (ч. 3 ст. 25). Это означает, что он выполняет свои служебные обязанности по должности и реализует должностные права и обязанности лишь в границах территории, обслуживаемой территориальным органом, где он проходит службу.
Данное ограничение касается, прежде всего, контрольно-надзорных полномочий сотрудников полиции, несения ими в штатном режиме патрульно-постовой службы, регулирования дорожного движения, осуществления предупредительно-профилактических мер в отношении лиц, состоящих на учетах в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным, в частности, ст. 17 Закона «О полиции»
Как представляется, данная новелла ориентирована на упорядочение правоприменительной деятельности сотрудников, создание юридических условий, затрудняющих недобросовестным сотрудникам полиции возможность злоупотребления правом. Учитывая специфику полицейской деятельности, ориентированной на активное противодействие преступности и обеспечение правопорядка, законодатель предусмотрел отдельные исключения из принципа территориальной юрисдикции сотрудника полиции.
Принцип территориальной юрисдикции, закрепленный в ч. 3 ст. 25, не распространяется на процессуальную деятельность сотрудников полиции, регламентируемую нормами УПК РФ, определяющими подследственность уголовных дел и порядок выполнения отдельных следственных действий.
Фактически экстерриториальны полномочия сотрудников полиции, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. В силу ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом. По результатам рассмотрения положительное решение принимается судом без учета территориальной юрисдикции оперативного подразделения соответствующего органа внутренних дел и распространяется на всю территорию России.
Лишь частично рассматриваемый принцип распространяется на процессуальную деятельность, регламентируемую нормами КоАП РФ, поскольку принцип территориальности закреплен только применительно к рассмотрению дел об административных правонарушениях (ст. 29.5). Протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28 3 КоАП РФ).
Рассматриваемая новелла при всей ее внешней привлекательности и очевидном заимствовании из опыта американской полиции местного уровня, сотрудники которой действуют на основании специальных лицензий, действие которых ограничено территорией муниципалитета, может породить немало проблем на практике. В этой связи в Законе содержится оговорка о том, что за пределами территории дислокации органа внутренних дел сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 3 ст. 25).
Служба в полиции предполагает наделение сотрудника специальным званием, которое, в отличие от должности, не является элементом структуры органа внутренних дел, а присваивается персонально.
Виды специальных званий полиции установлены ст. 26 Закона «О полиции», который фактически воспроизводит систему специальных званий, существовавших в милиции, предусматривая и принципиально новое звание — «генерал полиции Российской Федерации».
Сотрудник полиции также считается проходящим службу в полиции в случае нахождения его в распоряжении МВД России, его территориальных органов или организаций, входящих в систему МВД России.
Сотрудник полиции может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях:
1) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения) — не более двух месяцев;
2) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы — в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца;
3) по окончании приостановления службы — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
4) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией — в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, но не более двух месяцев;
5) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем) — в период болезни, но не более одного года;
6) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
7) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность, — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
8) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел — не более шести месяцев;
9) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям — в период трудоустройства, но не более грех месяцев.
Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа.
Порядок зачисления сотрудников полиции в распоряжение органов внутренних дел и порядок их нахождения в распоряжении устанавливаются министром внутренних дел Российской Федерации.
С нахождением в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае:
1) избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу — до отмены избранной меры пресечения;
2) вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности — до отмены временного отстранения от должности;
3) прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, — до получения допуска к указанным сведениям, перевода на другую должность в органах внутренних дел или увольнения со службы в органах внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае:
1) уголовного преследования сотрудника без применения мер, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 73, — до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, — на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания;
3) возникновения конфликта интересов — до его урегулирования.
Решение о временном отстранении сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. О временном отстранении от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации. Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 73, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 73, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов.
Непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).
Сотрудники полиции, прикомандированные к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, считаются проходящими службу в полиции.
Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.
Такое прикомандирование может быть к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, аппаратам палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным министерствам, ведомствам и организациям. Их перечень утверждается по предложению министра внутренних дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации. В настоящее время в числе данных организаций Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации и ряд других.
Ранее существовала возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее время она исключена. В соответствии со ст. 41 Закона «О полиции» сотрудники полиции, избранные депутатами (членами) органов законодательной (представительной) власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.
Направление сотрудников милиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН, Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.
Принадлежность к полиции подтверждается служебным удостоверением сотрудника полиции, специальным жетоном с личным номером, нагрудным знаком, образцы которых утверждаются МВД России. Служебное удостоверение является официальным документом, удостоверяющим личность сотрудника полиции, но при этом не заменяет паспорт гражданина Российской Федерации и иные документы, удостоверяющие личность. Служебное удостоверение имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками различия, соответствующими указанному специальному званию, дату выдачи удостоверения и дату, до достижения которой удостоверение действительно. В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции.
Личный номер присваивается сотрудникам полиции одновременно с присвоением первого специального звания среднего начальствующего состава для их персонального учета и заносится в личное дело сотрудника. Специальный жетон с личным номером, выдаваемый сотруднику полиции, представляет собой металлический жетон овальной формы, на котором изображены заглавная буква русского алфавита и шестизначное число. Нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции, размещается на форменной одежде сотрудника, несущего службу в общественных местах.
Сотрудникам полиции бесплатно выдается форменная одежда. Она включает в себя комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия. До утверждения Правительством Российской Федерации образцов новой форменной одежды сотрудникам полиции было разрешено ношение форменной одежды сотрудников милиции.
После прохождения специальной профессиональной подготовки сотрудники полиции получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется МВД России.
Сотрудники полиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. № 386.
Порядок проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации регламентирован Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации, утвержденным приказом МВД России от 31 августа 2007 г. № 769.
Сердцевиной правового положения сотрудника полиции являются его права и обязанности. С учетом этого в Законе о полиции в отличие от весьма кратких положений статьи 18 Закона о милиции содержится развернутая характеристика полномочий полицейского, которые можно подразделить на общие и специальные.
Общие полномочия как совокупность прав (ст. 27) и обязанностей (ст. 28 Закона «О полиции») характеризуют абстрактного сотрудника полиции, т. е. носителем этих полномочий является сотрудник полиции независимо от занимаемой должности. В перечне общих полномочий можно выделить полномочия статусные, отражающие специфику полицейского как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и полномочия собственно полицейские, отражающие специфику полицейской службы и социальное назначение полиции в современной России.
Предусмотренные в ч. 1 ст. 27 и части 1 с. 28 Закона «О полиции» статусные полномочия сотрудника полиции во многом аналогичны правам и обязанностям государственного гражданского служащего, закрепленным в статьях 14 и 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом еще раз проявляет себя принцип единства правовых основ и взаимосвязи различных видов государственной службы, предусмотренный Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Собственно полицейские полномочия сотрудников полиции предусмотрены ч. 2 ст. 27 и ч. 3 ст. 28 Закона «О полиции» и в определенной мере могут рассматриваться как своеобразные изъятия из сформулированного ч. 3 ст. 25 Закона «О полиции» принципа территориальной юрисдикции полицейской деятельности. Характер закрепленных Законом полицейских полномочий ориентирует сотрудника полиции на служение обществу, на постоянную готовность независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток к защите прав и законных интересов граждан, что вытекает из социального предназначения полиции, закрепленного в ч. 2 ст. 2 Закона «О полиции»: полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от противоправных посягательств.
Следует заметить, что ст. 27 и 28 Закона о полиции не исчерпывают всего объема общих полномочий сотрудника полиции. Указания на них содержат и другие статьи Закона. В частности, обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти полиции содержат ст. 5, 6, 7, 9 Закона о полиции. Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют также отдельные нормы гл. 7 «Служба в полиции» (ст. 37, 39)
Специальные полномочия — это права и обязанности, которые сотрудник полиции выполняет по занимаемой должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Набор этих полномочии зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т. д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т. п.). Их перечень содержится и должностных регламентах (должностных инструкциях) сотрудников полиции, утверждаемых соответствующими руководителями.
Как уже отмечалось, предусмотренные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 28 Закона о полиции статусные полномочия сотрудника полиции отражают его правовое положение как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Содержащиеся и этих нормах предписания являются новеллами.
Среди обязанностей, которые Закон возлагает на сотрудника полиции как федерального государственного служащего, центральное место принадлежит тем, которые ориентируют его на профессиональное, четкое и законопослушное выполнение своего служебного долга. Отсюда обращенные к сотруднику полиции требования знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией); при выполнении служебных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.
Требования к профессионализму сотрудника носят активный характер, обязывая его не просто знать те или иные нормативные правовые акты, но и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей.
Ряд требований отражает субординационную специфику взаимоотношений в полицейском коллективе, предписывая сотруднику выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону; обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику.
Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае прямой начальник сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному начальнику. Приказ должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому начальнику, отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному начальнику. Обращение в порядке подчиненности подтверждает принцип единоначалия, когда руководитель того или иного уровня ответствен за состояние дел в управляемом им подразделении. Вместе с тем при необходимости, поставив в известность непосредственного начальника, сотрудник полиции вправе обратиться к старшему начальнику.
Можно выделить требования, раскрывающие особенности служебной дисциплины. Среди них обязанности:
— соблюдать регламентированный распорядок дня, определяемый особенностями служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами;
— беречь государственное имущество, в том числе предоставленное для выполнения служебных обязанностей;
— не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Отдельные требования ориентированы на профилактику нарушений закона, коррупциогенного поведения сотрудников. Так, установлено, что сотрудник полиции обязан сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. При попытке склонить сотрудника полиции к совершению коррупционного правонарушения он не просто должен отказаться от его совершения, но и в обязательном порядке уведомить непосредственного начальника. В определенной ситуации сотрудник должен уведомить о таких фактах органы прокуратуры или другие государственные органы.
На сотрудника полиции возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен приказом МВД России от 19 марта 2010 г. № 205. Перечень должностей, на которые этот порядок распространяется, утвержден приказом МВД России от 31 августа 2009 г. № 680.
Обязанностям сотрудника полиции как федерального государственного служащего корреспондирует целый ряд прав.
Прежде всего, обращает на себя внимание закрепленное в Законе о полиции право сотрудника полиции на предоставление ему надлежащих организационных и технических условий профессиональной деятельности. В качестве таких условий можно рассматривать, например, создание полноценной нормативно-правовой и методической базы служебной деятельности, предоставление сотруднику служебных помещений, оргтехники, средств связи и т. д. «Набор» этих средств закрепляется в табелях положенности по соответствующим должностям, службам, уровням управления.
Требуя от сотрудника четкого выполнения своих служебных обязанностей, закон наделяет его правом на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими права и обязанности сотрудника полиции по замещаемой должности, равно как и право на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции. С этим правом тесно связаны и правомочия по получению в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе данных, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, если у сотрудника оформлен соответствующий допуск к такой информации. К «трудовым» относятся права сотрудника на продвижение по службе в полиции; на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке; на ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу письменных объяснений и других документов и материалов.
Названные выше права не являются чем-то специфическим именно для сотрудников полиции, они в той или иной форме содержатся в законодательстве о федеральной гражданской службе. Вместе с тем их упоминание в Законе свидетельствует о понимании законодателем важности четкой фиксации всех элементов правового статуса сотрудника.
Этот тезис находит свое подтверждение при анализе иных правомочий сотрудника полиции, в частности широкого спектра социальных прав. К таким правам относятся: право на: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени; предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней; предоставление ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков Право на отдых — это время, в течение которого сотрудник свободен от исполнения служебных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска. На должностях, где по условиям службы обеспечить перерывы для отдыха и питания невозможно, сотруднику должна быть предоставлена возможность отдыха и приема пищи в служебное время. Сотрудникам, осуществляющим свою деятельность в холодное время года на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях, в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха. Перечень таких должностей, порядок предоставления перерывов, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего распорядка.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотруднику органов внутренних дел предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: основной отпуск; дополнительные отпуска; каникулярный отпуск; отпуск по личным обстоятельствам; отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.
Основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно). Продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.
В исключительных случаях, когда отсутствие сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел влечет за собой невозможность надлежащего осуществления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальным органом, подразделением функций, установленных законодательством Российской Федерации, определенный графиком срок предоставления отпуска может быть по согласованию с сотрудником перенесен приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Часть основного отпуска сотрудника органов внутренних дел, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в органах внутренних дел.
Сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.
Сотруднику органов внутренних дел, замещающему должность профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, основной отпуск и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляются, как правило, в период каникулярных отпусков курсантов, слушателей, за исключением случая предоставления такому сотруднику путевки на лечение в иное время.
При переводе сотрудника органов внутренних дел в другую местность не использованные им основной отпуск и дополнительные отпуска предоставляются, как правило, по прежнему месту службы в органах внутренних дел, а при невозможности этого по новому месту службы в соответствии с настоящей главой.
Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному ч. 1, п. 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 ч. 2 либо п. 6, 11 или 12 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
Дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется сотрудникам полиции сверх ежегодного отпуска из расчета 5, 10, 15 календарных дней соответственно за 10, 15 и 20 лет службы. В выслугу лет, учитываемую при предоставлении сотрудникам дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы, принимается во внимание время (в календарном исчислении), засчитанное в стаж для назначения пенсии.
Сотруднику полиции могут предоставляться и другие виды отпусков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон о полиции закрепляет и иные социальные права сотрудника полиции. Среди них — права на: оплату труда; обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственное пенсионное обеспечение; защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения; рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества.
Известная декларативность этих прав не должна заслонять того очевидного факта, что их законодательная фиксация предопределяет общий уровень правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел, формируя основу юридических гарантий соблюдения прав и законных интересов сотрудника полиции как гражданина и федерального государственного служащего.
Целесообразно также обратить внимание на норму, предусматривающую право сотрудника полиции на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это норма, как и целый ряд иных положений ст. 27 и 28 Закона о полиции, является новеллой законодательства о службе в органах внутренних дел.
В настоящее время вопросы, связанные с урегулированием разногласий, но вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной службе и исполнения служебного контракта, в достаточной степени регламентированы только в законодательстве о государственной гражданской службе. Поскольку в настоящий момент законодательством о службе в органах внутренних дел создание комиссий по служебным спорам не предусмотрено, сотрудник полиции вправе обратиться в суд общей юрисдикции для урегулирования разногласий по вопросам прохождения службы.
Новеллой правового регулирования является закрепление права на проведение служебной проверки, которая проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «О полиции», а также по заявлению сотрудника.
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
— фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
— вины сотрудника;
— причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
— характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
— наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:
1. обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2. имеет право:
— представлять заявления, ходатайства и иные документы;
— обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;