Взаимосвязь управленческой установки и некоторых психологических характеристик руководителя образовательного учреждения
Диссертация
Публикации последних лет констатируют существенные недостатки в практической реализации задач обновления образования в деятельности школ, справедливо увязывая их с недостаточно качественной управленческой деятельностью руководителей. Среди многочисленных причин и — одновременно — следствий последнего можно назвать низкий уровень профессионального сознания менеджеров образования. В частности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Управленческая установка в системе психологических характеристик руководителя образовательного учреждения
- 1. 1. Основные подходы к исследованию психологических характеристик руководителя образовательного учреждения
- 1. 1. 1. Социальная психология образования как отрасль современной социальной психологии
- 1. 1. 2. Социальная психология управления в системе образования
- 1. 1. 3. Руководитель образовательного учреждения: социально-психологические аспекты деятельности и личности
- 1. 2. Управленческая установка как необходимая психологическая составляющая личности и деятельности руководителя образовательного учреждения
- 1. 3. Когнитивный компонент управленческой установки руководителей образовательных учреждений: идеальная и реальная модели
- 1. 1. Основные подходы к исследованию психологических характеристик руководителя образовательного учреждения
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи когнитивного компонента управленческой установки и психологических характеристик руководителей образовательных учреждений
- 2. 1. Методика исследования взаимосвязи когнитивного компонента управленческой установки и психологических характеристик руководителей образовательных учреждений
- 2. 2. Анализ содержания, структуры и уровней когнитивного компонента управленческой установки руководителей образовательного учреждения
- 2. 3. Результаты исследования взаимосвязи когнитивного компонента управленческой установки и психологических характеристик руководителей образовательного учреждения
- 2. 3. 1. Взаимосвязь мотивов и когнитивного компонента управленческой установки
- 2. 3. 2. Взаимосвязь ценностных предпочтений в профессиональной деятельности и когнитивного компонента управленческой установки
- 2. 3. 3. Взаимосвязь управленческих способностей и когнитивного компонента управленческой установки
- 2. 3. 4. Взаимосвязь самооценки своей деятельности, стиля управленческого взаимодействия и когнитивного компонента управленческой установки
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-336 с.
- Абульханова-Славская К.А. Социально-психологические аспекты активности личности. В кн. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983. С. 7−22.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 1997. 368 с.
- Айзер Р. За более прикладную социальную психологию и критический прагматизм \ Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.-254 с.
- Агапов B.C. Проблема личности руководителя в отечественной психологии, http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/probrul .html
- Акопов Г. В. Российское сознание: историко-психологические очерки. Самара, СамГПУ, 1999.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.
- Акопов Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002. 206 с.
- Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Д., 1968. 336 с.
- П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. 376 с.
- З.Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем М., 1975. -448 с.
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 122−144.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -157 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 144 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002. 480 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/Пер. с англ. М. А. Ковальчука / Под ред. B.C. Могуна. М., 1998.-517 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972.-431 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888. 32 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М., 2001. 576 с.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998. 48 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. -271 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л., 1970.- 135 с.
- Большой энциклопедический словарь. Т.2. М., 1991.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Проблема «Мозг сознание» в свете современных представлений о функциональной ассиметрии мозга // Мозг и разум. М., 1994. С.45−55.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. -387 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 28 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика. М., 1990, — 139 с.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действиями. М., 1991. 144 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000. 244 с.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996. 373 с.
- Вдовин А.И. и др. Мудрые мысли о менеджменте (управлении): Учебно-практическое пособие. СПб., 2000. 352 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. -288 с.
- Винер Р. Человек управляющий. СПб., 2001. 288 с.
- Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1986. С. 27 123.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика / Пер. с англ. М., 1991. 320 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.4: Детская психология. М., 1984.-432 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т. 3: Проблемы развития психики. М., 1983. -367 с.
- Выготский Л.С. Проблема сознания // Собр. соч. в 6-ти тт. Т.1: Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. С. 156−167.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.6: М., 1987.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999. 327 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. 148 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 / Пер. с франц. М., 1996. -496 с.
- Григорьев Б.В., Чумакова В. И. Праксиология, или Как организовать успешную деятельность. М., 2002.
- Громкова М.Т. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М., 1999.-207 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 239 с.
- Джидарьян И. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 145−170.
- Джеймс У. Психология. М., 1991.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М., 1999.-256 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997.-256 с.
- Друкер П.Ф. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. Котельниковой М. М., 1998. 284 с.
- Дубова Е.Т. Психология управления и личный выбор // Журнал прикладной психологии, 2001, № 2. С. 3−17.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск, 1998. -399с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.- 167 с.
- Еникеев М.И. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. М., 2000.- 160 с.
- Жариков Е.С. Психология управления. М., 2002. 480 с.
- Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.62.3айверт Л. Ваше время в ваших руках. М., 1990. 231 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 512 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М., 2000. -384с.
- Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002. 160 с.
- Карташова Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М., 2001. 220 с.
- Китов А.И. Психология хозяйственного руководителя. М., 1984. 248 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996. 400 с.
- Климов Е.А. Общая психология. М., 1999. 510 с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978. 279 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. М., 1970. 391 с.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1983.
- Кон И. С. Социологическая психология. М., 1999. 560 с.
- Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование / Серия «Подготовка менеджеров образования». Выпуск 6. (издание второе, исправленное и дополненное). Самара, 1999. 106 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.-224 с.
- Конюхов Н. Успешный бизнесмен: психологические особенности. http://psyho.hotbox.ru/victorl3.html
- Коростылева Н.Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управление. Автореф. Канд пед. н. СПб., 2002.
- Костенко Н.В., Осовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.- 151 с.
- Корнеева Л.И. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. С.61−83.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 992 с.
- Красовский Ю.Д. Руководитель трудового коллектива. Из опыта психолого-управленческого консультирования. М., 1987, — 160 с.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М., 2000. 472 с.
- Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1999. 512 с.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. Л., 1985. 32 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001. -208 с.
- Кудряшова Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983. 160 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1983, № 2. С. 51−59.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. 173 с.
- Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии: Учебное пособие. Л., 1987.-37 с.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.- 167 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1995. 416 с.
- Лазарев B.C. Руковдство педагогическим коллективом: модели и методы. М., 1995.
- Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990. 176 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 573 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психологический журнал, 1981. Т.2, № 5. С. 3−22.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М., 1989.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. 176 с.
- Майерс Д. Социалная психология / Перев. с англ. СПб., 1999. 688 с.
- Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. М., 2000. 144 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М. Киев, 1997. — 304 с.
- Мескон М. И., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1999.-800 с.
- Мерлин B.C. Личность и общество: учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990. 92 с.
- Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1975. 295 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой, Л., 1980. 172 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-200 с.
- Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. М., 1991.
- Морита Акио. Сделано в Японии. М., 1993.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб., 2002. 576 с.
- Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Дисс. док. псих. н. М., 2000.
- Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. 144 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М., 1998. 686 с.
- Одинцов П.К., Веретенникова J1.A. Формирование образа идеального руководителя в истории науки управления, http ://bspu. ab. ru/j ournal/pedagog/pedagog5/a 17 .html
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23 изд. М., 1991. — 917 с.
- Организационная психология / Сост. и общ. ред. JI.B. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб., 2000. 512 с.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.
- Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура // Вопросы психологии, 1995, № 2. С.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987. -223 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М., 1991.-287 с.
- Орчаков О.А. Организационное поведение. Учебное пособие. М., 2001. 136 с.
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М., 1995.
- Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М., 1991. 79 с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990. 113 с.
- Панферов В.Н., Чугунова Э. С. Групповая оценка личности // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 108−120.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -351 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. 592 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1966.
- Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М., 2001. 688 с.
- Петровский А.В. Психология в России: XX век. М., 2000.
- Петрушин В.И. Психология менеджмента. Учебное пособие для колледжей. М., 1996. -235 с.
- Питер Л.Д. Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось. М., 1990.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.
- Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991. 64 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2000. 298 с.
- Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шорохова. М., 1983. 296 с.
- Прикладная социальная психология / Под редакцией А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М., 1998. 688 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. 672 с.
- Ребус Б.М. Психологические основы управления школой. Ставрополь, 1990, — 144 с.
- Рогожкина Н.В. Самодиагностика качества управления как средство развития профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. н. Самара, 2003.
- Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С.48−58.
- Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. / Под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Могу на. М., 1999.-429 с.
- Рубахин В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления // Вопросы психологии, 1973, № 4. С. 3 16.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.
- Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. 197 с.
- Свенцицкий А. Д., Семенов В. Е. Социально-психологические исследования (вопросы методологии и процедуры) // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Д., 1977. С. 5 16.
- Свенцицкий А.Л. Методы опроса // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Д., 1977. С. 61 89.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 175 с.
- Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. М., 1983. 159 с.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии. СПб., 1992.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб., 2001. 234 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. 384 с.
- Слободчиков В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблем психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001, № 4. С.91−105.
- Смирнов В.Н. Система управления многопрофильным инновационным образовательным учреждением. Автореф. дисс. док. пед. н. Казань, 2001. -43 с.
- Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / под ред. А. Л. Журавлева. М., 1997.
- Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. 224 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 303 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
- Тамошин Ю.М. Аттестация как средство повышения эффективности системы внеурочной воспитательной работы школы. Автореф. канд. пед. н. Самара, 2000.
- Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
- Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997. 256 с.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995. — 204 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М., 1997. 288 с.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. JL, 1980. 144 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М., 1997.-448 с.
- Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под ред. П Карстанье и К. М. Ушакова. М., 1995. 336 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997. 336 с.
- Управление современной школой. Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. М., 1992. 168 с.
- Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000. -144 с.
- Файоль А., Эмирсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., 1992.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996. -512с.
- Фишман И.С. Гуманистические тенденции в теории американского образовательного менеджмента. Вып. 10. Самара, 1999. 100 с.
- Фишман Л.И. Как не надо управлять школой. М., 2000. 160 с.
- Фишман JI.И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы. Казань, Самара, 1997. 304 с.
- Фишман Л.И., Фишман И. С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония. М., 2001. 160 с.
- Фомин Ю.А. Психология делового общения. 2 изд., перераб. и доп. Минск, 2000.-384 с.
- Хаав К.Г. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом. Кнд. дис. Л., 1978.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1 / Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М, 1986. 392 с.
- Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. М., 1994.
- Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л., 1986. 161 с.
- Чугунова Э.В. Психология инженерного творчества. Л., 1990. 32 с.
- Чу пин В. Н. Аттестация образовательного учреждения как средство изменения целеполагания его руководителя. Автореф. дисс. канд. пед. н. Самара, 2001.
- Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.-96 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. 320 с.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997. 288 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. 208 с.
- Шалаев И.К. Социально-психологические основы руководства педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Барнаул -Москва, 1985.- 185 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001. 584 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
- Щедровицкий Г. П. Программирование научных исследований и разработок. М., 1999.
- Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. / Под ред. В. А. Спивака. СПб., 2002. 336 с.
- Шеломова Т.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера. Автореф. дисс. канд. псих. н. Курск, 2001.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999. 432 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д., 1998.-544 с.
- Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 278−318.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. 447 с.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 63−72.
- Ядов В.А. О диспозиции регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.89−106.
- Ядов В.А. Экономика, тип личности, мотивация и стимулирование труда // Роль психических факторов интенсификации экономики. Ч. 2. М., 1984. С.104−105.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1987.-237 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л., 1988.- 159 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М., 1997. — 352 с.
- Bass В. Social behavior and the orientation onventory: a review // Psychological Bulletion, 1967, vol. 68, № 4.
- Allport GW Attitudes (1935). Reprinted in: Readihgs in attitude theory and measurement. N.Y., 1967.
- Blake R. R. & Mouton J. S. The hew managerial grid Houston. 1978.
- Blake R. R. & Mouton J. S. The developing revolution in management practices. The Woodlands, TX. 1990
- Bowers K. Situationism in Psychology. Psychol. Rev., 1973, p. 307.
- Burgoyne J. Opinion. Transition, february 1989.
- Esp D. Competeneces for School Managerrs. 1993.
- Fiedler Ftheory of leadership effectiveness NY 1967
- Kelman H.C. Attitudes are alive and well and gainfully employed in the sphere of action // Amerikan Pswychologist, 1974, № 5.
- Lewin K. Field theory in social science. N.Y., 1951.
- Likert R. New patterns in management. N.Y., 1987.
- McGregor D. Theory X: The traditional view of direction and control. In J. Hall (Ed.), Models for management: The structure of competence (2nd ed.) (pp. 11−18). The Woodlands, TX: Woodstead Press. 1990.
- McGregor D. Theory Y: The integration of individual and organizational goals. In J. Hall (Ed.) Models for management: The structure of competence (2nd ed.) (pp. 19−27). The Woodlands, TX: Woodstead Press. 1990.
- McGuire W.J. The of attitudes and attitude change. 1969.
- Rokeach M. The nature of attitudes In: Beliefs, attitudes and values. / Ed. by M. Rokeach. San Francisco, 1968, p. 109−132.
- Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. N.Y., 1953.
- Диагностическая анкета определения профессиональной установки руководителей образовательных учреждений1. Акопов Г. В.)
- Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается комплекс вопросов, состоящий из двух блоков, преследующих цель получить необходимую информацию о системе работы в образовательных учреждениях.
- Ваши ответы будут использоваться только в научных целях. Свою фамилию указывать не обязательно.
- Отвечайте последовательно, переходя к следующему блоку только после окончания работы с предыдущим и не пропуская вопросов.
- Что, по Вашему мнению, является главным в Вашей работе?
- Есть ли трудности в Вашей работе?3. Каковы эти трудности?
- С какими трудностями Вы столкнулись в первые годы своей работы? (На этот вопрос отвечают специалисты со стажем работы более 3 лет).
- Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время работы? Что именно?
- Как Вы думаете: а) каких профессиональных качеств Вам недостает? б) какие качества достаточно развиты? в) от каких негативных качеств Вы хотели бы избавиться?
- Удовлетворены ли Вы своей работой? Поясните.
- Какую оценку за свою работу Вы бы поставили себе по 10 балльной шкале?
- В каком направлении Вам нужно работать над собой, чтобы добиться более высоких результатов?
- Каким Вы видите себя и свою работу через 10 лет?
- Ваши замечания и предложения по совершенствованию работы в аналогичных учреждениях?
- Ниже представлены некоторые профессиональные требования к работе менеджера образования:
- Диагностическая анкета определения структуры и уровня когнитивного компонента управленческой установки1. Фишман Л. И., Чупин В.А.)
- Анкета анонимна. Мы просим Вас высказать свое отношение к поставленным проблемам, выбрав один из предложенных вариантов ответов.
- Какое из утверждений, характеризующих цели управления образовательным учреждением, наилучшим образом согласуется с Вашей точкой зрения?
- Основной целью управления школой является обеспечение достижения ее учениками определенных образовательных результатов.
- Основной целью управления школой является удовлетворение интересов членов педагогического коллектива.
- Основной целью управления школой является удовлетворение интересов членов ученического коллектива.
- Основной целью управления школой является создание благоприятного психологического климата в школе.
- Основной целью управления школой является создание условий для осуществления образовательного процесса.
- Вы считаете наиболее эффективной систему управления школой, которая обеспечивает:
- Полное выполнение годового плана работы.
- Высокий уровень творческой активности педагогов.
- Достижение целей, поставленных руководителем.4. высокий уровень поступления выпускников в институт.
- Как Вы считаете, на что должны быть направлены усилия директора школы?
- Исключительно на совершенствование деятельности школы.
- В большей отмени на совершенствование деятельности школы, чем на поддержание ее функционирования.
- В равной степени и на совершенствование деятельности, и на поддержание функционирования школы.
- В большей степени на поддержание функционирования школы, чем на совершенствование ее деятельности.
- Исключительно на поддержание функционирования школы. 4. Из чего, по Вашему мнению, должен, прежде всего, исходить директор школы при определении целей совершенствования образовательного процесса?
- Из анализа имеющихся в деятельности школы недостатков.
- Из результатов изучения изменившихся социальных потребностей.
- Из рекомендаций органов управления образованием.
- Из сравнения результатов деятельности школы с образовательными стандартами (требованиями образовательных программ).
- Как известно, существуют различные модели управления школой. Согласно некоторым из них, управление есть, прежде всего, взаимодействие директора с учащимися. В какой степени Вы разделяете представленную точку зрения?1. Согласен полностью.
- Скорее согласен, чем не согласен.
- Скорее не согласен, чем согласен.4. Полностью не согласен.
- В основу оценки успешности учителя в Вашей школе вы считаете необходимым положить:
- Творческое отношение к выполнению возложенных обязанностей.
- Соответствие результатов, достигаемых его учениками, требованиям образовательных стандартов (программ).
- Использование современных образовательных технологий.
- Умение создать благоприятный психологический климат в классах, где работает учитель.
- Достижение поставленных Вами целей.
- Скорее согласен, чем не согласен.
- Скорее не согласен, чем согласен.4. Полностью не согласен.
- Планирование демонстрирует представление руководителя о направлениях деятельности школы.
- Планирование это перечень мероприятий, позволяющий школе ритмично работать.
- Планирование конкретная программа достижения поставленныхцелей.
- Планы иногда полезны, однако часто они представляют собой пустую формальность.
- В чем, на Ваш взгляд, основная задача организаторской деятельности директора школы?
- Организаторская деятельность прежде всего обеспечивает следование составленным планам работы школы.
- Организаторская деятельность прежде всего обеспечивает оперативное решение текущих проблем, возникающих в школе.
- Организаторская деятельность прежде всего обеспечивает предотвращение отклонений от намеченных путей достижения поставленных целей.
- Организаторская деятельность прежде всего обеспечивает реулирование и корректировку деятельности работников.
- Существуют различные точки зрения на назначение внутришкольного контроля. Какова, на Ваш взгляд, самая главная задача контроля?1 .Контроль это, прежде всего, способ получения информации для последующей корректировки деятельности педагогов.
- Контроль это, прежде всего, способ заставить учителя работать.
- Контроль это, прежде всего, способ обеспечения достижения за данных результатов.
- Какого рода информация вам необходима в первую очередь для принятия главных управленческих решений?
- Об условиях, обеспечивающих образовательный процесс.
- Об образовательных результатах.
- Об умении педагогов организовать образовательный процесс.
- Об используемых педагогами формах, методах, технологиях.
- У разных руководителей, школ весьма различные подходы к аналитической деятельности. Какой из предложенных ответов наилучшим образом согласуется с Вашим видением анализа?
- Анализ это оценка эффективности принимаемых управленческих решений.
- Анализ это подробный отчет о работе, проделанной образовательным учреждением за учебный год.
- Анализ это выявление причин достижений и недостатков.
- Анализ это отчет о работе по наиболее важным направлениям деятельности школы.
- Представьте себе, что Вас назначили директором новой, только создающейся школы. Что, на Ваш взгляд, Вам будет необходимо определить в первую очередь?1. Содержание образования.
- Цели образовательного учреждения.3. План Вашей работы.
- Формы, методы, технологии деятельности педагогов.
- Необходимую материальную базу.
- Если бы в Вашем распоряжении было бы достаточное количество средств, которые бы Вы имели право расходовать по своему усмотрению, как бы Вы ими распорядились?
- Поддержал бы наименее обеспеченных педагогов.
- Доплачивал бы всем педагогам примерно поровну.
- Доплачивал бы всем педагогам пропорционально их основному заработку.
- Доплачивал бы наиболее сильным педагогам.
- Доплачивал бы тем педагогам, которые лучше решают поставленные мною задачи.
- Как Вы относитесь к такому утверждению. «Вся деятельность директора школы должна быть подчинена обеспечению достижения образовательных результатов, все остальное: хозяйственная и административная работа -вторично»?1. Согласен полностью.
- Скорее согласен, чем не согласен.
- Скорее не согласен, чем согласен.4. Полностью не согласен.