Проблема циркизации театра в русской режиссуре 1910-х — 1920-х годов
Диссертация
Первое — использование в театральном спектакле циркового пространства. Наиболее известные опыты этого рода — постановки А. М. Грановского. «Макбет» и «Царь Эдип» в цирке Чинизелли в Петрограде (Театр трагедий, 1918) и «Мистерия-буфф» в цирке Саламан-ского на Цветном бульваре в Москве в честь делегатов III конгресса коминтерна (1921). Очевидно, что опыты Грановского уходили своими корнями к «Царю… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. На подступах к циркизации
- Глава вторая. На ковре традиционализма
- Глава третья. На арене футуризма
Список литературы
- Аксенов И.А. Сергей Эйзенштейн: Портрет художника. М.: Союз ки-гематографистов СССР, 1991. 127 с.
- Аксенов И.А. Театр и зритель эпохи революции//0 театре. Тверь, 1922. С. 102−112.
- Александров A.C. Б.н.//Советский цирк. 1918−1938: Сборник/Под общ. ред. Е. М. Кузнецова. Л.-М.: Искусство, 1938. С.83−104. Александров Г. А. [Б.н.]//Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 1946. С.6−20.
- Алперс Б.В. Конец эксцентрической школы//Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т.2. С.290−294. Альбера Ф. Предмет изображение — образ//Киноведческие записки. Вып. 3. М.: ВНИИК, 1989. С.192−204.
- Арватов Б.И. Театр как производство//0 театре. Тверь, 1922. С.113−122.эалухатый С. Д. Поэтика мелодрамы//Балухатый С. Д. Вопросы поэ-ики. Л.: Издательство ЛГУ, 1990. С.30−79.
- Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л., 988.202 с.
- Бачелис Т.И. Эволюция сценического пространства (от Антуана до
- Срэга)//Западное искусство. XX век. М., 1978. С. 148−213.
- Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. 367 с.
- Бескин Э.М. На новых путях (обрывки мыслей)//0 театре. Тверь, 1922. С.8−22.
- Вайсфельд И.В. Григорий Козйнцев и Леонид Трауберг: Творческий путь. М.: Госкиноиздат, 1940. 64 с. кВайсфельд И. В. Художник исследует законы искусства. .//Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. С.7−26.
- Владимиров C.B. Об эстетических взглядах Маяковского. Л.: советский писатель, 1976. 240 с.
- Золков Н.Д. Молодость Эйзенштейна//Волков Н. Д. Театральные веера. М.: Искусство, 1966. С.337−352.
- Волкова Н.Д. Первый рабочий театр Пролеткульта: Введение//Со-етский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 921−1926. Л.: Искусство, 1975. С.270−272,
- Волконский С.М. Красота и правда на сцене//Волконский С.М. Че-ювек на сцене. Пб., 1912. С.87−123.
- ГанА.М. Борьба за «массовое действо"//0 театре. Тверь, 1922. С.49-Ю.
- Гарин Э.П. С Мейерхольдом. М.: Искусство, 1974. 291 с. Гвоздев A.A. Игра телом и вещами//Гвоздев A.A. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. С.4315.
- Гвоздев A.A. Театральная Москва//Гвоздев A.A. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. С.20−24.
- Гвоздев A.A., Пиотровский А. И. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма//История советского театра. Л.: ГИХЛ, 1933. Т.1.С.83−290.
- Гвоздев A.A., Пиотровский А. И. Театры старого наследия//История советского театра. Л.: ГИХЛ, 1933. T.l. С.143−176. .Гладков А. К. Из воспоминаний о Мейерхольде//Москва театральная. М.: Искусство, 1960. С.347−376.
- Гладков А.К. Мейерхольд: В 2 т. М.: СТД РСФСР, 1990. Т.1. 284 е., Т.2. 471 с.
- Глизер Ю.С. Эйзенштейн и женщины//Киноведческие записки. Вып. 6. М.: ВНИИК, 1990. С.120−134.
- Данилов С.С. Первые постановки «Женитьбы» на советской сцене //Данилов С.С. «Женитьба» Н. В. Гоголя. Л.: Государственный академический театр драмы, 1934. С.86−93.
- Дейч А.И. На заре туманной юности//Дейч А. И. По ступеням времени. Киев, 1988. С.8−77.
- Д, митриев Ю.А. В чем же все-таки специфика цирка?//Дмитриев O.A. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М.: Искусство, 1971. 178−182.
- Цмитриев Ю.А. История советского цирка: В самом кратком очер-е. М.: Искусство, 1980. 70 с.
- Цмитриев Ю.А. Поиски формы комедийного спектакля//В поисках) еалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20−30-х одов. М.: Наука, 1981. С.159−206.
- Дмитриев Ю.А. Цирк в России: От истоков до 1917 года. М.: Искусство, 1977. 415 с.
- Добин Е.С. «ФЭКС»//Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. Л.-М., 1963. С.6−17.
- Добин Е.С. Эксцентризм//Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. Л.-М., 1963. С. 18−41.
- Ельшевский H.H. Цирковые жанры на эстраде//Русская советская эстрада. 1917−1929: Очерки истории. М.: Искусство, 1976. С.281−301, .Жаров М. И. Жизнь. Театр. Кино: Воспоминания. М.: Искусство, 1967.380 с.
- Зискинд Е.М. Люди театра в цирке//3искинд Е. М. Режиссер на арене цирка. М.: Искусство, 1971. С.21−24.
- Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982. 343 с.
- Золотницкий Д.И. Театральные студии Пролеткульта//Театр и драматургия. Вып. 3. Л., 1971. С. 126−205.
- Zolotnitsky D. Sergei Radlov: the Shekspearian fate of a Soviet director,ondon: Hawood Academia Pablischers, 1995. 316 + 22 p. Зоркая H.M. Зрелищные формы художественной культуры. М.: Зна-ше, 1981.47 с.
- Зоркая Н.М. Эйзенштейн//Зоркая Н. М. Портреты. М.: Искусство, 1966. С.60−139.
- Из рецензии В. И. Блюма (Садко) «Театр РСФСР Первый. «Мистерия-буфф»» 15 июня 1921 г.//Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 1917−1921. Л.: Искусство, 1968. С.154−155.
- Ильинский И.В. Сам о себе. М.: Искусство, 1973. 527 с.
- Иоффе И.И. Синтетическая история искусства. Л.: Ленизогиз, 1933.570 с.1оффе И. И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. Л.: ос.муз.научно-исслед. институт, 1937. 412 с.
- Слейман Н.И. Вступительная статья.//Психология процессов худо-сественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 173−175. Клейман Н. И. Эксцентрическое и трагическое//Киноведческие за-шски. Вып. 7. М.: ВНИИК, 1990. С. 132−135.
- Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность//Киноведческие (аписки. Вып 7. М.: ВНИИК, 1990. С.151−154.
- Козинцев Г. М. Глубокий экран//Козинцев Г. М. Собрание сочине-шй: В 5 т. Л.: Искусство, 1982. Т.1. С.17−292.
- Козинцев Г. М. «Женитьба»//Козинцев Г. М. Собрание сочинений: В 5 т. Л.: Искусство, 1983. Т.З. С.162−168.
- Козинцев Г. М. Подготовительные материалы ко второму изданию «Глубокого экрана»//Козинцев Г. М. Собрание сочинений: В 5 т. Л.: Искусство, 1982. Т.1. С.313−356.
- Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. Б.н.//Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 1946. С. 134−143.
- Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. Еще одно БЕ//Козинцев Г. М. Собрание сочинений: В 5 т. Л.: Искусство, 1983. Т.З. С.76−79.
- Срыжицкий Г. К. Ниспровергатели//Крыжицкий Г. К. Дороги теат-альные. М.: ВТО, 1976. С.207−212.
- Срыжицкий Г. К. Режиссерские портреты. M.-JI.: Теакинопечать, 928. 101 с.
- Крыжицкий Г. К. Философский балаган. Театр наоборот. Пб.: Тре-ъя стража, 1922. 32 с.
- Крючкова В.А. Антиискусство: Теория и практика авангардистскихдвижений. М.: Изобразительное искусство, 1985. 303 с.
- Кузмин М.А. Условности. Пг.: Полярная звезда, 1923. 188 с.
- Кузнецов Е.М. Цирк. М.: Искусство, 1971. 416 с.
- Кухта Е.А. «Женитьба» Н.В.Гоголя на советской сцене 1920-х гг.
- Пьеса и спектакль. Л., 1978. С.409.
- Лазаренко В.Е. Б.н.//Советский цирк. 1918−1938: Сборник/Под общ. ред. Е. М. Кузнецова. Л.-М.: Искусство, 1938. С.105−128 .Левин Е. С. Мейерхольд, эксцентризм и ФЭКС//Киноведческие записки. Вып. 7. М.: ВНИИК, 1990. С.97−100.
- Левшин А.И. На репетициях «Мудреца»//Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1974. С. 136−150. :.Лейферт A.B. Балаганы/Предисл. А.Бенуа. Пг.: Издание Еженедельника Петроградских государственных академических театров, 1922. 74 с.
- Луначарский A.B. Задачи обновленного цирка//Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М.: Искусство, 1981. С.306−313.
- У1азаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. 1сторико-критический очерк. М.: Наука, 1975. 270 с. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М.: 1аука, 1978. 392 с.
- Марголин С.Д. Первый рабочий театр Пролеткульта. М.: Теа-кино-гечать, 1930. 59 с.
- Маринетти Ф.-Т. Первый манифест футуризма//Называть вещи сво-ши именами. М., 1986. С.158−162.
- Маринетти Ф.-Т. Футуризм. Спб.: Прометей, [1914]. 241 с. [.Марков П. А. «Живые» декорации Гордона Крэга//Марков П.А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1976. Т.З. С.14−16.
- Марко в П. А. Московская театральная жизнь в 1923—1924 гг.//Мар-ков П.А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1976. Т.З. С.155−169.
- Марков П.А. Новейшие театральные течения. М., 1924. 65 с.
- Марков П.А. Обзор театральный//Марков П.А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1976. Т.З. С.345−356.
- Марков П.А. Театр 1917−1927//Марков П.А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1976. Т.З. С.415−453.
- Марков П.А. Театральные опыты. Мастерская Н.М.Фореггера// Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1976. Т.З. С.28−30.)7.Марков П. А. Фореггер и Масс//Марков П.А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 197б! Т.З. С.60−61.
- Масс В.З. Хорошее отношение к лошадям: Буффонада-Парад//Мос-ква с точки зрения: эстрадная драматургия 20 60-х годов. М: Искусство, 1991. С.243−277.
- Мейерхольд В.Э. Балаган (1912)//Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. 4.1. С.207−229. О. Мейерхольд В. Э. Возрождение цирка Выступление 17 февраля 1919 г.//Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. С.33−34.
- Мейерхольд В.Э. Выступление на обсуждении спектакля «Лес». 18 >евраля 1924 года//Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В ч. М.: Искусство, 1968. 4.2. С.55−56.
- Мейерхольд В.Э. Из беседы с коллективом ГосТИМа 26 марта 931 года//Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: 1скусство, 1968. 4.2. С.249−253.
- Мейерхольд В.Э. Из выступлений на заседаниях режиссерской сек-щи Всероссийского Театрального Общества. 11 января 1939 года// Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. 4.2. С.448−453.
- Мейерхольд В.Э. Лекция на курсах режиссеров драматических театров. 17 января 1939 года//Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. 4.2. С.454−470.
- Мейерхольд В.Э. О спектакле Пражского Освобожденного театра. (1936 г.)//Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. 4.2. С. 371.
- Мейерхольд В.Э. О театре. Спб.: Просвещение, 1913. 208 с.
- Мейерхольд В.Э. Реконструкция театра (1929−1930 гг.)//Мейер-хольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. 4.2. С.192−213.
- Мейерхольд В.Э. Реконструкция театра. Л.-М.: Теакинопечать, 1930. 37 с.
- Мейерхольд в русской театральной критике. 1892−1918/Состав. и ком. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 527 с.
- Ю.Мейерхольд Луначарскому (Выступление на диспуте 15 мая 1922 г.)//Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. 4.2. С.4446.
- Мейерхольд репетирует: Спектакли 20-х годов. М.: Артист, режиссер, театр, 1993. 272 с.
- Местечкин М.С. В театре и в цирке. М.: Искусство, 1976. 303 с. .Миклашевский K.M. La commedia dell’arte, или Театр итальянских омедиантов XVI, XVII и XVIII столетий. Пг.: Издательство Н. И. >утковской, 1915. Часть I. 111 с.
- Миронова В.М. «Монтаж аттракционов». С. М. Эйзенштейн в теат→е Пролеткульта//Студийные течения в советской режиссуре 1 920 930 гг. Л., 1983. С.87−99.
- Мокульский С.С. О театре. М.: Искусство, 1963. 543 с.).Мокульский С. С. Переоценка традиций//Театральный Октябрь. VI.-Л.,-1926. С.9−29.
- Молдавский Д.М. Время и поиск//Молдавский Д.М. С Маяковским в театре и кино: Книга о Сергее Юткевиче. М.: ВТО, 1975. С.41−106.
- Мордисон Г. З. Театры Петрограда. (По материалам архивов и периодической печати)//Советский театр: Документы и материалы. Русский совеский театр. 1917−1921. Л.: Искусство, 1968. С.391−402.
- Недоброво В.В. ФЭКС/Вст. ст. В. Б. Шкловского. М.-Л.: Кинопечать, 1928. 80 с.
- Ю.Нусинова Н. И. «Внешторг на Эйфелевой башне»: Комментарий к спектаклю ФЭКСов сквозь тексты эпохи и свидетельства//Мнемози-на: Документы и факты из истории русского театра XX века. М.: ГИТИС, 1996. С.196−210.
- Я.Панченко A.M. Смех как зрелище//Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. Л.: Наука, 1984. С.72−153.
- Пастор И. Цирк и мюзик-холл в советском театре/Перев. Н.И.Ну-синовой//Киноведческие записки. Вып. 7. М.: ВНИИК, 1990. С.48−55.
- Пельше P.A. Доклад на диспуте о кризисе и перспективах современного театра в ЦДИ, 1925.//Луначарский A.B., Пельше P.A., Плетнев В. Ф. Пути современного театра. М.-Л.: Государственное издательство, 1926. С.5−37.
- Первый рабочий театр Пролеткульта//Советский театр: Документы материалы. Русский советский театр. 1921−1926. Л.: Искусство, 975. С.276−277.
- Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц: 1985−1917. I.: Искусство, 1990. 269 с.
- Пиотровский А.И. Кинофикация искусства. Л., 1929. 48 с. г. Пиотровский А. И. Народная комедия//Пиотровский А. И. Театр. <ино. жизнь. Л.: Искусство, 1969. С.50−52.
- Пиотровский А.И. Остров чудес//Пиотровский А. И. За советский геатр! Л.: Academia, 1925. С.21−22.
- Пиотровский А.И. Театр Народной комедии//Пиотровский А. И. За советский театр! Л.: Academia, 1925. С. 18−21.
- Пиотровский А.И. Хроника ленинградских празднеств 1919−22 годов/Массовые празднества. Л.: Academia, 1926. С.55−83.
- Пырьев И.А. О себе и своем творчестве//Пырьев И. А. Избранные произведения: В 2 т. М.: Искусство, 1978. Т.1. С.29−204.
- Радлов С.Э. Десять лет в театре. Л.: Прибой, 1929. 328 с.
- Радлов С.Э. Статьи о театре: 1918−1922. Пг.: Мысль, 1923. 93 с. Ш. Ромм М. И. Возвращаясь к «монтажу аттракционов"//Кинемато-граф сегодня. М., 1967. С.61−82.
- Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 527 с.
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908−1917. М.: Наука, 1990.280 с.
- Рудницкий К.Л., Зоркая Н-М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией//Страницы истории советской художественной культуры. 1917−1932. М.: Наука, 1989. С.29−60.
- Рыков A.B. Народная комедия//Зеленая птичка. Пг.: Петрополис, 1925. С. 163−178.
- Ряпосов А.Ю. В.Э.Мейерхольд и театр А.В.Сухово-Кобылина: Ав-тореф. дис.. канд. иск. Спб., 1998. 24 с.
- Селезнева Т.Ф. Киномысль 1920-х годов. Л.: Искусство, 1972. 184 с. .Смирнов-Несвицкий Ю. А. Зрелище необычайнейшее: Маяковский театр. Л.: Искусство, 1975. 159 с.
- Смышляев B.C. Техника обработки сценического зрелища. М.: Все-оссийский Пролеткульт, 1922. 216 с.
- Тейлор Р. Эксцентризм как культурная революция//Киноведческие записки. Вып. 7. М.: ВНИИК, 1990. С.11−19.
- Титова Г. В. Из истории становления советской театральной эстетики: Театрально-эстетическая концепция Пролеткульта. Л.: ЛГИТ-МиК, 1986. 90 с.
- Ю.Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. Спб., 1995. 255 с.
- Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс -Культура, 1996. 607 с.
- Туровская М.И. На перекрестке искусств: Брехт и кино. М.: Искус-гво, 1985.255 с.
- Уварова Е.Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-оллы (1917−1945). М.: Искусство, 1983. 320 с.
- Февральский A.B. Первая советская пьеса «Мистерия-буфф»
- B.В.Маяковского. М.: Советский писатель, 1971. 272 с.
- Февральский A.B. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М.: Искусство, 1978. 239 с.
- Февральский A.B. С.М.Эйзенштейн в театре//Вопросы театра. М.: ВТО, 1967. С.82−101.
- Февральский A.B. Театральная молодость//Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1974. С. 115−135.
- Федоров В.Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелки-на» мастерской В.Э.Мейерхольда//Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр: 1921−1926. Л.: Искусство, 1975.1. C.202.
- Фореггер Н.М. Кое-что по поводу моды//Мнемозина: Документы и >акты из истории русского театра XX века. М.: ГИТИС, 1996. С.67−1.
- Фореггер Н.М. Пьеса. Сюжет. Трюк//Мнемозина: Документы и >акты из истории русского театра XX века. М.: ГИТИС, 1996. С.64−7.
- Фореггер Н.М. Реклам-тренир и Диверт-театр//Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. М.: ГИТИС, 996. С.61−64.
- Фореггер Н.М. Уличное//Мнемозина: Документы и факты из исто-ши русского театра XX века. М.: ГИТИС, 1996. С.54−56.
- Фролов В.В. Муза пламенной сатиры. М.: Советский писатель, 1988.407 с.
- Херсонский Х.Н. Манифест фэксов//Херсонский Х. Н. Страницы юности кино: Заметки критика. М.: Искусство, 1965. С.110−124.
- Херсонский Х.Н. «Мудрец» в Пролеткульте//А.Н.Островский на советской сцене. М.: Искусство, 1974. С.22−23.
- Ходасевич В.М. Портреты словами. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.б.Ходотов H.H. Близкое далекое. JI.-M.: Искусство, 1962. 327 с. !7.Хренов H.A. Зрелищные формы культуры и массовая публика/Зрелищные искусства. Вып. II. М., 1988. 24 с.
- Хренов H.A. Некоторые аспекты социального функционирования искусства на первых этапах развития советской художественной культуры//Страницы истории советской художественной культуры. 1917−1932. М.: Наука, 1989. С.143−164.
- Хренов H.A., Дотлибова A.M. Некоторые особенности циркового искусства в контексте зрелищной культуры/Зрелищные искусства. Вып. III. М., 1988. 24 с.
- Цивьян Ю.Г. Ранние фэксы и культурная тематика 20-х гг.//Киноедческие записки. Вып. 7. М.: ВНИИК, 1990. С.20−26.
- Цимбал С.Л. Театр. Театральность. Время. Л.: Искусство, 1977. 264
- Чепалов А.И. Поиски новых форм выразительности в революцион-ом театре 1920-х годов и творчество Н.М.Фореггера: Автореф. дис.. канд. иск. Л., 1987. 23с.
- Шкловский В.Б. Киноязык «Нового Вавилона»//Шкловский В. Б. За 60 лет. М.: Искусство. 1985. С.144−146.
- Шкловский В.Б. «Народная комедия» и «Первый винокур»// Шкловский В. Б. Гамбургский счет. М.: Советский писатель, 1990. С. 105−106.
- Шкловский В.Б. Сергей Эйзенштейн/ЯПкловский В.Б. Жили-были. М.: Советский писатель, 1964. С.396−443. (З.Шкловский В. Б. Эйзенштейн. М.: Искусство, 1973. 296 с. «4.Шкловский В. Б. Эйзенштейн//Эйзенштейн. «Броненосец Потемкин». М.: Кинопечать, 1926. С.5−9.
- Шкловский В.Б. Эйзенштейн//Шкловский В. Б. За 60 лет. М.?Искусство, 1985. С. 102−105
- Эйзенштейн С.М. Б.н.//Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиз-[ат, 1946. С.276−292.
- Эйзенштейн С.М. Из автобиографических записок//Встречи с Мейерхольдом. М.: ВТО, 1967. С.219−224.
- Эйзенштейн С.М. Через революцию к искусству через искусство к еволюции//Эйзеиштейи С. М. Избранные произведения: В 6 т. М.: скусство, 1964. Т.1. С.81−83.
- Эйзенштейн С.М. Souvenirs сГепГапсе//Эйзенштейн С. М. Избранныероизведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. T.l. С.222−232.
- Эйзенштейн в архиве А.Р.Лурия//Киноведческие записки. Вып. 8.1. А.: ВНИИК, 1990. С.79−96.
- Эксцентризм. Иг.: Эксцентрополис, 1922. 15 с.
- Юткевич С.И. Б.н.//Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 946. С.312−326.
- Юткевич С.И. Николай Фореггер. Поиски и уроки: Вступление к 5иографии//Вопросы театра 82. M., 1983. С.249−253. э. Юткевич С. И. Сергей Эйзенштейн//Юткевич С. И. Контрапункт режиссера. М.: Искусство, 1960. С.220−265.
- Юренев Р.Н. Монтаж аттракционов//Юренев Р. Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод: В 2 ч. М.: Искусство, 1985. 4.2. С.56−75.
- Юренев Р.Н. Эйзенштейн//Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. T.l. С.25−68.
- Юфит А.З. Революция и театр. Л.: Искусство, 1977. С.207−263.1. П. Периодикаа) Журналы:
- Мейерхольд В. Да здравствует жонглер!//Эхо цирка. 1917. № 3. (14) авг. С.З.
- Радлов С. Угроза кинематографа//Аполлон. 1917. № 8−10. Окт, —<�ек. С.46−48.
- Соболев Ю. Мастерская театра «Четырех масок»//Рампа и жизнь. 918. № 26−30. 15 (28) июля. С. 8.$.Богушевский В. О репертуаре рабочего театра//Пролетарская культура. 1918. № 1. Июль. С.23−24.
- Калинин Ф. О футуризме//Пролетарская культура. 1919. № 7−8. пр. май. С.41−43.
- Луначарский А. Задачи обновленного цирка//Вестник театра. 1919. № 3. 8−9 фев. С.5−6.
- Московский балаган//Вестник театра. 1919. № 8. 20−23 февр. С. 8.
- Возрождение цирка Доклады Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 17 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка.// Вестник театра. 1919. № 9. 25−27 февр. С.4−5.
- В студии цирка//Вестник театра. 1919. № 15. 25−27 марта. С. 7.
- Плетнев В. О профессионализме//Пролетарская культура. 1919. № 7−8. Апр.-май. С.31−37.
- О.Кузнецов Е. Петербургские письма. VII. «Цирковая комедия"// Вестник театра. 1920. № 52. 10−15 февр. С. 15.1 .Луначарский А. Будем смеяться//Вестник театра. 1920. № 58. 23−28 марта. С. 7−8.
- Кузнецов Е. Под открытым небом. (Петербургские массовые по-становки)//Вестник театра. 1920. № 71. 22 окт. С.7−8.
- Театр РСФСР//Вестник театра. 1920. № 75. 30 нояб. С.15−16.
- Львов Н. «Мексиканец»//Вестник театра. 1921. № 87−88. 5 апр. :.14.
- Мейерхольд В., Бебутов В., Державин К. Театральные листки. О раматургии и культуре театра//Вестник театра. 1921. № 87−88. 5 пр. С.2−3.
- Фатов Н. Театры и массы//Вестник театра. 1921. № 87−88. 5 апр. :.4−5.
- Садко Блюм В. Театр РСФСР Первый. «Мистерия-буфф"//Вест-шк театра. 1921. № 91−92. 15 апр. С.10−11.
- Анненков Ю. Театр без прикладничества//Вестник театра. 1921. №)3−94. 26 апр. С.3−6.
- Бескин Э. Революция и театр//Вестник работников искусств. 1921. № 7−9. Апр. июнь. С.30−35.
- Марголин С. Весна театральной чрезмерности//Вестник работников искусств. 1921. № 10−11. Июль авг. С. 122−124.
- Анненков Ю. Театр до конца//Дом искусств. 1921. № 2. С.59−73.
- М.Загорский?. О танцующей идеологии//Театральная Москва. 1922. № 23. 17−22 янв. С.9−10.
- Алекс. Абрамов. «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера//Театральная Москва. 1922. № 23. 17−22 янв. С. 11−12.
- Херсонский X. Искусство на дне//Театральная Москва. 1922. № 25. 31 янв 5 февр. С.4−5.
- Масс В. По поводу «Искусства на дне»//Театральная Москва. 1922. № 27. 14−19 февр. С.10−11.
- Херсонский X. Еще об искусстве на дне//Театральная Москва. 1922. № 28. 21−26 февр. С.12−13.
- Абрамов А. Жизнь и Мюзик-холл//Театральная Москва. 1922. № 29. 28 февр. 5 марта. С.7−8.
- Радлов С. Письма о театре. I. Об амфитеатре//Вестник театра и искусства. 1922. № 21. 28 марта. С.З.
- Фореггер Н. Год работы//Театральная Москва. 1922. № 33. 28 сарта 2 апр. С.9−11.
- Мелик-Хаспабов В. Маски театрального «сегодня"//Вестник театра: искусства. 1922. № 22. 4 апр. С.4−5.
- Трувит. «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера//Театральная Москва. 1922. № 37. 25−30 апр. С. 12.
- Радлов С. Письма о театре. И. Кинематограф, драма, пантомима//вестник театра и искусства. 1922. № 25. 3 мая. С.2−3.
- Хрисанф Херсонский. «Воровка детей» (Театр Фореггера)//Театэальная Москва. 1922. № 40. 16−21 мая. С. 13−14.
- Таврабук Ю. Заметки зрителя. «Воровка детей». Мастерская Н. Фоэеггера//Эрмитаж. 1922. № 2. 22−28 мая. С. 8.
- Масс В. По Сеньке шапка. .//Театральная Москва. 1922. № 42. 30 мая 5 июня. С.5−6.
- Мелик-Хаспабов В. Московские письма. II. Эпизод или символ?// Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая 5 июня. С.З.
- Растиньяк. Грядущий Мюзик-холл//Эрмитаж. 1922. № 4. 7−12 июня. |С.4−5.
- Брик О. Агит-холл//Эрмитаж. 1922. № 4. 7−12 июня. С.5−6.
- Мейерхольд В. Актер будущего//Эрмитаж. 1922. № 6. 20−26 июня. С.10−11.
- Фореггер Н. Авангардное искусство и мюзик-холл//Эрмитаж. 1922. № 6. 20−26 июня. С.6−7.- К» 7. 27 июня 3 июля. С. 6.
- Фореггер Н. «Опыт» и «вывод из него» (Письмо в редакцию)//Теат-ральная Москва. 1922. № 46. 27 июня 2 июля. С. 15−16.
- Фореггер Н. Об оперетте//Эрмитаж. 1922. № 12. 1−7 авг. С. 6.
- Апушкин Я. Искусство акробата//Эрмитаж. 1922. № 13. 8−13 авг. С. 11.
- Парнах В. Новое эксцентрическое искусство//Зрелища. 1922. № 1. 30 авг. 3 сент. С. 5.
- Фореггер Н. Уличное//Зрелища. 1922. № 1. 30 авг. 3 сент. С. 7. .Формовариатор. «Эксцентризм"//3релища. 1922. № 1. 30 авг. — 3 ент. С. 13.
- Фореггер Н. Реклам-тренир и Диверт-театр//3релища. 1922. № 3. 3−18 сент. С.8−9.
- Гоголь-эксцентрик//Музыка и театр. 1922. № 1. 26 сент. С. 6. '.Крыжицкий Г. Театральная ак-скука//Музыка и театр. 1922. № 1. сент. С. 1−2.
- Эксцентризм//Еженедельник Петроградских Государственных Ака-{емических Театров. 1922. № 3. 1 окт. С. 60.
- Фореггер Н., Масс В., Юткевич С., Эйзенштейн С. Письмо в редак-щю//3релища. 1922. № 6. 2−8 окт. С. 26.
- Преступное многоженство//Музыка и театр. 1922. № 3. 10 окт. С.4−5.
- Фореггер Н. Пьеса. Сюжет. Трюк//3релища. 1922. № 7. 10−16 окт. С.10−11.
- Стинф. Биомеханика. Из беседы с лаборантами Вс. Мейерхольда// Зрелища. 1922. № 10. 31 окт. 6 нояб. С. 14.
- Юткевич С., Эйзенштейн С. Восьмое искусствоЮхо. 1922. № 2. 7 нояб. С.20−21.
- Вас. Федоров. «Смерть Тарелкина». Мастерская Вс. Мейерхольда// Зрелища. 1922. № 13. 21−26 нояб. С.9−10.
- Парнах В. Пролетариат и эксцентризм//3релища. 1922. № 13. 21−26 нояб. С. 11−12.
- Тихонович В. «Смерть Тарелкина». Мастерская Мейерхольда. Пьеса. Режиссер. Актер//3релища. 1922. № 15. 5−11 дек. С. 8.
- В.Ард. Мейерхольд и русский театр//3релища. 1922. № 15. 5−11 дек. С. 9.
- О.Фррр. «Смерть Тарелкина». В зрительном зале//3релшца. 1922. № 15. 5−11 дек. С. 18.
- Марголин С. Балаганное представление//Театр и музыка. 1922. № 1. 12 дек. С.230−233.
- Соболев Ю. «Смерть Тарелкина»//Театр и музыка. 1922. № 12. 19 1ек. С.295−297.
- Бобров С. В порядке идеологической борьбы. История убийства Гарелкина//3релища. 1922−1923. № 18. 26 дек. 2 янв. С. 10. З. Левидов М. Простые истины. Мастфор и звергаг//3релища. 19 221 923. № 18. 26 дек. -2 янв. С.11−12.
- Какой театр нужен пролетариату//Зрелища. 1922−1923. № 18. 26 дек. 2 янв. С. 20.
- О.Фореггер Н. Почти письмо в редакцию//3релища. 1923. № 19. 3−14 янв. С. 10−11.1 .Ракета. Опыт театральной работы//Горн. 1923. № 8. С.56−61.
- Миртов О. Котылева О. Первые впечатления//Театр и музыка. 1923. № 3. 16 янв. С.473−474.
- Брик О. К всенародному театру//3релища. 1923. № 21. 23−30 янв. С.10−11.
- Кумейко Е. Из записных книжек эксцентрика//3релища. 1923. № 21. 23−30 янв. С.12−13.
- Хроника//Зрелища. 1923. № 23. 6−12 февр. С. 20.
- КаТэ Козинцев Г., Трауберг Л. «Балаганчик № 9"//Жизнь искусства. 1923. № 6. 13 фев. С. 13−14.
- Юткевич С. Одиннадцать слонов//Зрелища. 1923. № 25. 20−26 фев. :.9−11.
- КаТэ Козинцев Г., Трауберг Л. Блокнот эксцентриков, № 2// Кизнь искусства. 1923. № 8. 27 фев. С. 10.
- Радлов С. К пятилетию государственных театров Петрограда// Кизнь искусства. 1923. № 8. 27 февр. С.8−9.
- Фррр. «Мудрец» цирке//3релища. 1923. № 27. 6—11 марта. С. 14. .Масс В. Драматургический монтаж//Зрелища. 1923. № 31. 11 апр. ^.5—6.
- Арватов Б. Театральная парфюмерия и левое неприличие//3рели-ца. 1923. № 31. 11 апр. С. 7.
- КаТэ Козинцев Г., Трауберг Л. Блокнот эксцентриков, № 3 «Те 1ешп» на клаксоне или мистики на скетинг-ринге или американская жена вех//Жизнь искусства. 1923. № 15. 17 апр. С. 15−16..Московский Пролеткульт//Зрелища. 1923. № 36. 15 мая. С. 13.
- Е» Кумейко Е. «Мудрец» в Пролеткульте//Зрелища. 1923. № 37. 22 ая. С. 6−7.
- Третьяков С. «Мудрец» в Пролеткульте//Зрелища. 1923. № 38. 29 мая. С. 7.
- Арватов Б. При чем тут рабочий театр?//3релища. 1923. № 39. 5 июня. С.З.
- Аксенов И. «Мудрец» С.М.Эйзенштейна//Зрелища. 1923. № 40. 11 июня. С.5−6.
- Крыжицкий Г. «Внешторг на Эйфелевой башне»//Музыка и театр. 1923. № 23. 11 июня. С.5−6.
- О.Пиотровский А. «Внешторг на Эйфелевой башне"//Жизнь искусства. 1923. № 23. 12 июня. С. 18.
- Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов//Леф. 1923. № 3. Июнь-июль. С.70−75.
- Геронск.ий [Г.] «На всякого мудреца довольно простоты» в теат-е Пролеткульта/Югонек. 1923. № 14. 1 июля. С. 13. .Керженцев В. 33 трупа.//Зрелища. 1923. № 43. 3−8 июля. С. 6. .Фореггер Н. Кое-что по поводу моды//Зрелища. 1923. № 55. 25−30 ент. С.4−6.
- Петров Н. Вечная борьба//Театр. 1923. № 3. 16 окт. СЛ. .Апушкин. Я. Театр Пролеткульта. «Мудрец"//Жизнь искусства. 923. № 41. 16 окт. СЛ 7.
- Апушкин Я. Пролеткульт. «Мексиканец"//3релтца. 1923. № 56. 1−7 жт. С. 8−9.
- Радлов С. Лисистрата?//3релища. 1923. № 59. 23−29 окт. С.18−19.).Третьяков С., Эйзенштейн С. «Слышишь, Москва? Слышу!"//3ре-шща. 1923. № 61. 5−11 нояб. С. 13.
- Вас. Федоров. О прошлогодней премьере//3релища. 1923. № 62. 12−18 нояб. С. 5.1.Радлов С. Станиславский под Мейерхольда, Мейерхольд под Ста-ниславского/ЛГеатр. 1923. № 7. 13 нояб. СЛ.
- Козинцев Г., Трауберг Л. Еще одно БЕ//Театр. 1923. № 7. 13 нояб. С.13−14.
- Радлов С. Эмоциональность или цитаты/ЛГеатр. 1923. № 8. 20 нояб. С.2−3.
- Парнах В. Пролетариат и эксцентризм//3релища. 1923. № 13. 21−26 нояб. С. 11−12.
- Херсонский X. О механике, акробатике, реализме и о театре//Вест- • ник работников искусств. 1923. № 9. Нояб. С.13—15.
- З.Бескин Э. «Слышишь, Москва?"//Зрелища. 1924. № 69. 8 янв. С.З.
- Эйзенштейн С. Об авторском праве режиссера//3релища. 1924. № 2. 4 фев. С. 17.
- Тихонович В. «Долой театр!»//Новый зритель. 1924. № 4. 5 февр. 110−11.
- Фореггер//Жизнь искусства. 1924. № 6. 5 фев. С. 5.
- Шершеневич В. Предлагаю для дискуссии. Мои тезисы//3релища.924. № 76. 4−10 марта. С. 2.
- Загорский М. О пророках, жаждущих богадельни, а также о тезисах Вадима Шершеневича. Антитезисы//3релища. 1924. № 77. 117 марта. С. 2.
- Радлов С. Утерянный левый фронт//Жизнь искусства. 1924. № 15. 8 шр. С. 7.
- Трауберг Л. Рыжий на помощь ¡-//Кинонеделя. 1924. № 11−12. 27 шр. С. 5.
- Театр Вс. Мейерхольда В.Мейерхольд о принципах работы над «Лесом». //Еженедельник академических театров. 1924. № 16. 3 июня. С. 16.
- Тверской К. «Лес» в театре Мейерхольда//Еженедельник академических театров. 1924. № 16. 3 июня. С. 17.
- Соловьев В. «Смерть Тарелкина»//Жизнь искусства. 1924. № 25. 17 июня. С.8−9.
- Гроссман-Рощин И. Диалектика движения или софистика «циркачества»? (О Мейерхольде)//Красная новь. 1924. № 5. Авг. сент. С.301−308.05. «Слышишь, Москва?"//Леф. 1924. № 4. Авг.-дек. С.217−218.
- Сергей Эйзенштейн и Пролеткульт//Новый зритель. 1925. № 4. 27 янв. С. 13−14.
- Плетнев В. Об «уходе» С.М.Эйзенштейна из Пролеткульта//Новый зритель. 1925. № 5. 3 фев. С.10−12.
- Аксенов И. Театр Пролеткульта//Жизнь искусства. 1925. № 8. 24 >ев. С.5−6.
- Эйзенштейн С. Нужна ли критика?//Новый зритель. 1925. № 13. 31 арта. С. 6.
- Обслуживание рабочего зрителя//Рабочий и теар. 1925. № 28. 14 юля. С.З.
- Исаков Л. Чего мы требуем от актеров?! Заявления представителей рофсоюзов//Рабочий и театр. 1925. № 32. 11 авг. С. 7. г. Тверской К. Активный зритель//Рабочий и театр. 1925. № 49. 8 дек. -1 4
- Фореггер Н. Цирк//Жизнь искусства. 1926. № 4. 26 янв. С. 13.).Радлов С. Сказка: нелепая и чудная//Рабочий и театр. 1926. № 7. 16 .зевр. С. 6.
- ХИвинг В. Рабочий зритель в цифрах//Рабочий и театр. 1926. № 13. 30 марта. С.8−9.
- Эйзенштейн С. Театр или кино//Новый зритель. 1926. № 34. 24 авг. С. 11.
- Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского//Новый зритель. 1926. № 35. 31 авг. С. 10.
- Фореггер Н. Эмоция и акробатика//Новый зритель. 1927. № 40. 4 окт. С. 2.
- Радлов С. Цирк//Рабочий и театр. 1927. № 45. 8 нояб. С.21
- Мовшенсон А. «Октябрь на арене»//Рабочий и театр. 1927. № 46. 15 нояб. С. 15.
- Пиотровский А. Кинофикация театра//Жизнь искусства. 1927. № 47. 27 нояб. С. 4.
- Левидов М. Театральные силуэты//Современный театр. 1927. № 9. С. 140.8."Октябрь на арене"//Рабочий и театр. 1927. № 46. С. 15.
- Мелик-Хаспабов В. Пути нашего цирка//Цирк и эстрада. 1928. № -4. Фев. С.2−4.
- Эрдман Б. Неповторимое время//Цирк и эстрада. 1928. № 3−4. Фев. :.6−8.
- Шкловский В. О законах строения фильм Эйзенштейна//Советский кран. 1929. № 6. 12−19 фев. С.5- № 7. 20−27 фев. С. 7. .Мейерхольд В. О кинофикации театра//Жизнь искусства. 1929. № 8. 14 июля. С.4−5.
- Соловьев В. «Мистерия-буфф»//Стройка. 1931. № 11. 16 апр. С. 15. .Февральский А. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских остановок «Мистерии-буфф"//Советский театр. 1931: № 9. Сент. :.з-7.
- Кузнецов Е. «Смерть Тарелкина»//Рабочий и театр. 1932. № 2. 18 шв. С.18−19.
- Мейерхольд В. Ответ на анкету журнала Советский экран № 41, 1929//Советское кино. 1934. № 11−12. Нояб.-дек. С.107−109. 8. Эйзенштейн С. Средняя из трех (1924−1929)//Советское кино. 1934. № 11−12. Нояб.-дек. С.54−83.
- Радлов С. Юность театра//Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С.20−25.
- Э.Февральский А. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР//Рабочий и геатр. 1935. № 17. Сент. С.6−7.
- Герасимов С. Фабрика Эксцентрического актера//Искусство кино. 1940. № 1−2. Янв.-фев. С.96−97.
- Елисеев К. Юность художника//Искусство кино. 1958. № 1. Янв. С.76−85.
- Мейерхольд В. Чаплин и чаплинизм//Искусство кино. 1962. № 6. Июнь. С. 113−122.
- Февральский А. Мейерхольд и цирк//Советская эстрада и цирк. 963. № 4. Апр. С.9−10.
- Ростоцкий Б. В спорах о МейерхольдеЯТеатр. 1964. № 2. Февр. «.45−59.
- Жаров М. Жизнь и роль: Воспоминания//Театр, 1965. № 1. Янв. 161−75.
- Штраух М. Два Сергея Михайловича/ЛГеатр. 1966. № 12. Дек. 169−72.
- Аксенов И. Сергей Михайлович Эйзенштенй (Портрет художника) /Искусство кино. 1967. № 1. Янв. С.88−113.
- Ходасевич В. Массовые действа, зрелища и праздники//Театр. 967. № 4. Апр. С. 12−19.
- Трауберг Л. Рассказы о глубокой юности//Наука и жизнь. 1967. № 12. Дек. С. 106−111.
- Аксенов И. Сергей Михайлович Эйзенштейн//Искусство кино. 1968. № 1. Янв. С.88−113.
- Славский Р. Жорж Дельвари//Советская эстрада и цирк. 1968. № 12. Дек. С. 27.
- Максимова В. «Мудрец» Сергея Эйзенштейна//Советская эстрада и цирк. 1971. № 3. Март. С.29−31.
- Шкловский В. Книга про Эйзенштейна//Искусство кино. 1971. №№ 1−5. янв.-май.
- Гительман Л., Рабинянц Н. Высокое искусство//Театр. 1972. № 2. Фев. С.88−91.
- Назаренко В. Искусство цирка и уроки Эйзенштейна//Советская эстрада и цирк. 1972. № 2. Фев. С. 12−14.
- Штраух М. Редкие кадры//Советский экран. 1973. № 2. 16−31 янв. С. 16.
- Кузьмина Е. Уроки мастерской//Советский экран. 1975. № 22. 16−30 нояб. С. 18—19.
- Смирнов И. Ценное признание//Театр. 1976. № 12. Дек. С.45−51. .Славский Р. Уроки «Миетерии-буфф"//Советекая эстрада и цирк. 977. № 11. Нояб. С.28−29.
- Февральский А. «Кинофикация театра»//Искусство кино. 1978. №. Апр. С. 128−149.
- Щсловский В. О том, как родился новый эпос//Искусство кино. 980. № 4. Апр. С.113−114.
- Туровская М. Кинофикация театра//Театр. 1981. № 5. Май. С. 10 009.
- Чепалов А. «Каракатака и Каракатакэ»: неизвестные пародии ТМ. Фореггера//Советская эстрада и цирк. 1983. № 4. Апр. С.26−27. ¡-.Трауберг Л. Мир наизнанку//Искусство кино. 1983. № 4. Апр. С.88−59.
- Чепалов А. Подмастерья «Подвязки» или Метаморфозы «Арлеки-*ады»//Советская эстрада и цирк. 1985. № 12. Дек. С.22−23. 7. Миф и мораль Круглый стол.//Искусство кино. 1988. № 6. Июнь. С.5−15.
- Дубенская Л. Один на один//Театр. 1988. № 7. Июль. С.121−126. .Трауберг Л. Маленький великий человек//Киносценарии. 1989. № 3. Апр.- июнь. С. 147−148.
- О.Левин Е. Пепел и огонь//Искусство кино. 1989. № 8. Авг. С.68−79. 1 ."Мистерия-буфф» глазами зрителей 20-х годов Публикация анкет. //Театр. 1990. № 1. Янв. С.81−82.
- Анненков Ю. Дневник моих встреч//Театр. 1990. № 9. Сент. С. 127 160.
- Аванесян И. Мастер/ЛГеатральная жизнь. 1990. № 10. С. 16−19.
- Трауберг Л. О постановке «Женитьбы»//Искусство кино. 1991. № 3. Март. С.119−122.
- Чепалов А. Доктор Дапертутто и капитан Фракасс//Современная драматургия. 1991. № 3. Май-июнь. С.212−215.
- Чепалов А. Погорелец Фореггер//Московский наблюдатель. 1995. Г» 1−2. Май. С.87−95.б) Газеты:
- Радлов С. О комическом театре и публике. (Размышления в театре 1! абурова)//Новые ведомости. Веч. вып. 1918. 14 апр. № 39. С. 8. .Хроника. «Зори» Э. Верхарна//Вестник театра и зрелищ. 1918. 9 мая 26 апр.)№ 1. С.З.
- Театрал. «Всенародное» и интимное//Театр. 1918. 24−26 июня (7−9 ноля). № 2112. С.2−3.
- Хроника//Жизнь искусства. 1919. 19 сент. № 246. С. 2.
- Шунин Н. О «Мистерии-буфф» Вл.Маяковского//Искусство коммуяы. 1918. 15 дек. № 2. С.2−3.
- Носко.в Н. «Первый винокур» (Эрмитажный театр)//Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. СЛ.
- Шкловский В. Дополненный Толстой//Жизнь искусства. 1919. 4−5 окт. № 259−260. С. 2.
- Анненков Ю. Веселый санаторий//Жизнь искусства. 1919. 1−2 нояб. № 282−283. С.З.
- З.Шкловский В. Искусство цирка//Жизнь искусства. 1919. 4−5 нояб. № 284−285. СЛ.
- Э.Ромм Г. Воспитание смеха//Жизнь искуства. 1919. 7−9 нояб. № 286 288. С.З.
- Левинсон А. «Мистерия-буфф» Маяковского//Жизнь искусства. >19. 11 нояб. № 289−290. С. 2.
- Соловьев В. «Невеста мертвеца»//Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 13. С. 2.
- Мовшенсон А. А.кробатика цирковая и акробатические элементы театре//Жизнь искусства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2. .Е.К[узнецов]. Цирковая комедия//Красная газета. 1920. 19 февр. № 8. С. 4.
- Радлов С. Театр Народной Комедии. Ответ друзьям//Жизнь искус-тва. 1920. 27−29 марта. № 410−412. С. 2.
- Державин К. Актер и цирк//Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № ИЗ. С.1−2.
- Державин К. Искусство цирка в сценической компоиции//Жизнь юкусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.
- ХБеленсон А. Черт в ступе (почти импровизация)//Жизнь искусства. 1920. 3−4 апр. № 417−418. С. 2.1 .Шкловский В. Народная комедия и «Первый винокур"//Жизнь искусства. 1920. 17−19 апр. № 425−427. СЛ.
- Рад лов С. Несколько хронологических данных (письмо в редак-цию)//Жизнь искусства. 1920. 20 апр. № 428. С. 2.
- Беленсон А. Вторая дочь банкира (Театр народной комедии)// Жизнь искусства. 1920. 24−26 апр. № 432134. СЛ.
- Шути народного театра. (Доклад С. Э. Радлова в «Доме искусств»)// Жизнь искусства. 1920. 22−23 мая. № 458−459. С. 2.
- Беленсон А. Похвала современной глупости//Жизнь искусства. 1>20. 26 мая. № 461. СЛ.
- Мовшенсон А. Четыре и одна//Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № ¦52. СЛ.
- Кузнецов Е. Угроза кинематографа//Жизнь искусства. 1920. 2 Июня. № 467. СЛ.
- Е.Щузнецов. Новыми силами на новом месте (спектакль «Народ-Вой комедии»)//Жизнь искусства. 1920. 2 июня. № 467. С. 1−2. ¦.Большой театр «Пленник"//Жизнь искусства. 1920. 3 июня. № 1б8. СЛ.
- Мовшенсон А. Большой театр. «Пленник» С. Радлова//Жизнь искусства. 1920. 5−6 июня. № 470−471. СЛ.
- M. К открытию «Домов Отдыха». Первый амфитеатр//Жизнь гскусства. 1920. 19−20 июня. № 482−483. С. 1.
- Пиотровский А. Театр Народной комедии//Жизнь искусства. 1920. 9−20 июня. № 482−483- С. 2. 25 июня. № 487. С. 2. 1. Чадаев В. Из-за деревьев леса не видящие (К постановке пьесы «орького «Работяга Словотеков"// Красная газета. 1920. 20 июня. № 134. С.З.
- Снятие пьесы//Красная газета. 1920. 22 июня. № 135. С. 4. 5. Беленсон А. Два гиганта//Жизнь искусства. 1920. 23 июня. № 485. С. 1.
- З.Анненков Ю. Кризис эстрады//Жизнь искусства. 1920. 3−4 июля. № 494−495. С. 1.
- Державин К. Цирк//Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. СЛ.- 7−8 1вг. № 524−525. С. 2.
- З.Кузнецов Е. Театр занимательности//Жизнь искусства. 1920. 12 авг. № 528. С. 1.
- Жежеленко Л. Между трех сосен//Жизнь искусства. 1920. 14−15 авг. № 530−531. С. 2.й -216
- Мовшенсон А. Несколько мыслей о декорация и художниках. Цвет ¦плоская декорация В.М.Ходасевич//Жизнь искусства. 1920. 14 сент. № 556. СЛ.
- Державин К. Эксцентрики Шекспира//Жизнь искусства. 1920. 13 1гг. № 581. СЛ.
- Носков Н. «Виндзорские кумушки»//Жизнь искусства. 1920. 6−8 |ояб.№ 602−604. СЛ.
- Виндзорские проказницы» Интервью с С.Радловым.//Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1.
- Радлов С. Театры Возрождения и возрождение театра//Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1.
- К открытию Народной комедии//Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. СЛ.
- Шкловский В. Шекспир на подмостках Железного зала//Жизнь ис-сусства. 1920. 19−21 нояб. № 610−612. СЛ.
- Миклашевский А. Что такое импровизация?//Жизнь искусства. 1920. 19−21 нояб. № 610−212. СЛ.
- Мовшенсон А. Правильный путь (Еще о «Виндзорских проказни-ах»)//Жизнь искусства. 1920. 7−9 дек. № 625−627. С. 2. 9. Дан-Форэ. Грядущий цирк//Жизнь искусства. 1920. 17−19 дек. № 634−636. С.2−3.
- Мовшенсон А. «Проделки Смеральдины» (Театр «Народная коме-дия»)//Жизнь искусства. 1920. 28−30 дек. № 643−645. С. 1.1."Любовь и золото» (К премьере театра «Народной комедии»)// Жизнь искусства. 1921. 26−27 янв. № 661−662. С. 1.
- Кузнецов Е. «Любовь и золото» (Театр «Народная комедия»)// Жизнь искусства. 1921. 5−8 февр. № 669−671. С. 1.
- Уриэль Литовский О. «Воровка детей» в мастерской Фореггера// 1звестия. 1922. 14 мая. № 106. С. 4.
- Театральная хроника/Шоследние новости. 1922. 25 сент. № 10. С.З. 1. Театр и музыка//Петроградская правда. 1922. 17 окт. № 209. С. 5.).Уриэль Литовский О. «Левый фронт» или эксцентрический парад? «Смерть Тарелкина»)//Известия. 1922. 2 дек. № 273. С. 5.
- Садко Блюм В. Оперетка в Мастфоре//Известия. 1923. 26 апр. № 91.С.6.
- Крылова С., Лебединский Л., Тоом Л. Долой фореггеровщину Письмо в редакцию.//Правда. 1923. 3 мая. № 96. С. 5.
- А.Лежнев. «На всякого мудреца довольно простоты"//Рабочая газета. 1923. 9 мая. № 100. С. 8.
- Февральский А. «На всякого мудреца довольно простоты»//Прав-ца. 1923. 9мая.№ 101.С.5.
- О.Херсонский X. «Мудрец» в Пролеткульте//Известия. 1923. 11 мая. № 103. С. 6.218
- Ильинский И. Горя, он зажигал других//Советская культура. 1983. июля. № 86. С.З.
- Золотницкий Д. Шероховатый классик театра//Смена. 1990. 2 февр. 28. С.З.
- Мейерхольд В. Да здравствует жонглер!//Смена. 1990. 2 февр. № 28. .3.
- Неизвестное интервью С.М.Эйзенштейна/Публ. и ком. В. Заброди-а//Экран и сцена. 1998. Февр. № 5. С. 10.