Основы социологии
Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. Интервьюирование — беседа по предварительно разработанному подробному плану, или на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям… Читать ещё >
Основы социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный социальный университет
Кафедра Общегуманитарных дисциплин
Социология
Клин, 2007
1. Объект, предмет и методы социологии
1.1 Объект и предмет социологии
Объектом исследования науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Все объекты окружающей действительности существуют объективно, т. е. вне человека, не зависимо от его желаний, чувств, воли и сознания. Т.о. объект науки — часть реально существующей, окружающей действительности. Предмет исследования науки, существует только благодаря наличию исследователя, т. е. полностью зависит от самого знания и является его частью. При определении предмета исследования, абстрактно выделяется одна или несколько сторон изучаемого объекта. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько различных предметов изучения. При этом сам объект не содержит никакого предмета исследования.
Для социологии объектом является общество. Общество — это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность. Общество является объектом изучения самых разнообразных наук, у каждой из которых существует свой предмет исследования. Особенность предмета социологии заключается в мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. По Э. Дюркгейму — социология — наука об институтах, их генезисе и функционировании. По Г. Зиммелю, социология это наука, изучающая отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными. По М. Веберу, социология есть наука, стремящаяся понять социальное действие, объяснить причины его возникновения и функционирования. Для П. Сорокина социология — наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. Э. Гидденс считал, что социология должна изучать социальную жизнь человека, групп и обществ. Для Н. Смелзера социология — это научное изучение общества и общественных отношений. Т.о. существует множество различных определений социологии и множество подходов к определению предмета социологии. Мы будем ориентироваться на определение предмета социологии С. Фроловым: социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Социальная структура общества это взаимное расположение индивидов и групп в обществе, и их взаимосвязи (взаимные контакты, действия и взаимодействия, между различными элементами социальной структуры). Основными условиями существования социальных структур являются окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
1.2 Функции социологии
Функция — это следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция — это польза, которую социология приносит обществу. К основным функциям социологии принято относить:
Эмпирическую функцию — сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных);
Теоретическую функцию — анализ, логическое обобщение и систематизация эмпирических данных и получение новых научных знаний;
Прогностическую функцию — построение вероятных прогнозов и сценариев развития социальных событий в будущем;
Прикладную функцию — использование первичных данных, теоретических разработок, социологических прогнозов для решения практических задач;
Познавательную функцию — изучение и понимание общества, его закономерностей;
Концептуально-описательную функцию — описание социальной действительности через специфическую систему категорий и понятий;
Мировозренческо-идеологическую функцию — реализация в социологической теории и практике определенных общественных идеалов;
Управленческую функцию — совершенствование управления социальными процессами;
Оценочную функцию — оценка общества с точки зрения соответствия существующих в нем институтов, норм и прав потребностям и интересам людей;
Объясняющую функцию — научное объяснение социальных явлений и процессов;
Образовательную функцию — распространение социологических знаний через систему образования.
1.3 Виды и структура социологического знания
Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т. д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.
К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология — область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т. д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория — теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.
Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т. д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.
Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.
Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания — теории среднего уровня. Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т. п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов. В каждой из групп содержится множество теорий среднего уровня. Узкоспециализированные теории среднего уровня разрабатывают собственный понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования, обобщают полученные данные и соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В дальнейшем их данные используются теоретиками, развивающими фундаментальный уровень социологического знания.
1.4 Методы социологии
Метод это способ, совокупность приемов изучения объекта, это технологический принцип изучения предмета. В социологии выделяют три группы методов.
1. Общенаучные методы, к которым можно отнести анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический метод и т. д.
2. Общие подходы. Н. Смелзер выделил пять основных подходов. Демографический — используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями. Психологический — объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей, используется для изучения социализации личности, девиантного поведения и т. п. Коллективистский — применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т. д. Интеракционистский (интеракция — социальное взаимодействие) — рассматривает общественную жизнь людей как многообразие взаимодействий, обусловленных социальными ролями. Культурологический — применяется при анализе поведения на основе его соответствия таким элементам культуры, как законы, табу, обычаи, традиции.
Кроме подходов, выделенных Н. Смелзером, выделяют:
-системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему — совокупность взаимосвязанных частей;
-сравнительный, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных контекстах;
-функциональный, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;
-структурный, изучающий социальные общности с позиций всестороннего исследования их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между ними и их динамики.
3. Методы конкретного социологического исследования
Важнейшим методом получения первичной информации является наблюдение. Это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, не может быть получена никакими иными способами, или при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный» характер, а также в экстремальных случаях — для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации.
Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей: как источник информации, как дополнительные сведения об изучаемом объекте, как средство проверки данных, полученных иными способами. Существует несколько типов наблюдения: нестандартизированное, когда определен только объект наблюдения; стандартизированное — заранее определены объект, предмет и цели наблюдения; невключенное — исследователь находится вне изучаемого объекта; включенное — исследователь включен в изучаемый социальный процесс; полевое — проводится в реальной жизненной ситуации; -лабораторное — осуществляется в искусственно созданных и контролируемых условиях; систематическое — проводится в соответствии с определенным графиком (изучение динамики процессов); эпизодическое и случайное; одномоментное — фиксация определенного явления или события, происходящего в определенном месте и времени; панельное — длительное наблюдение за одним и тем же объектом; контролируемое и неконтролируемое.
Анализ документов — это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. Существуют два основных метода анализа документов — традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания).
Традиционный анализ — совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа. Эффективность традиционного анализа зависит от: содержания и направленности документа; условий, целей и задач исследования; научной квалификации исследователя. Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. В процессе контент-анализа в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т. д.). Единицы контент-анализа классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.
Эксперимент - это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Зависимые переменные — это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но независящие от экспериментатора. В качестве изучаемых в эксперименте зависимых переменных выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т. д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные и параллельные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования, при этом членам группы может быть известно или нет о том, что они участвуют в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.
Опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредством письменного или устного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых связано с исследуемой социологом проблемы. Интересующая исследователя информация может быть получена с помощью очного или телефонного интервью, заполнения респондентом анкет-вопросников.
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. К фактам относятся биографические сведения о респонденте. Знания — суждения респондента об окружающем мире. Мнение — суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные явления и события. Отношения — сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты — это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.
Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование — метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником информации, опосредуется анкетой. Анкета — упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации (вопросы должны быть понятны и не оскорбительны для респондента).
Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. Интервьюирование — беседа по предварительно разработанному подробному плану, или на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное — строго регламентированное общение интервьюера и респондента в соответствии с детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное — сбор мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов знакомят с предметом беседы. Вопросы подготовлены, но могут задаваться в любой последовательности и в любой формулировке. Свободное интервью проводится без опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Полученная таким образом информация уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.
Разновидностью опроса являются исследовательская беседа и экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным поиском истины исследователем и респондентом. Метод экспертной оценки применяется тогда, когда для оценки явления невозможно выделить объект, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Для исследования проблемы задействуются компетентные лица — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Достоверность данных здесь не зависит от численности опрошенных.
В проведении социологического исследования используются также социально-психологические методы. К ним относятся метод независимых характеристик, метод социометрии, изучающий структуру социальной группы с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. На социометрию похож метод парных сравнений. К социально-психологическим методам относятся также методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.
Социологическое исследование. Социологическое исследование включает 14 основных видов процедур или этапов.
1. Концептуализация - определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация.
2. Схематизация — установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.
3. Подготовка инструментария — составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.
4. Планирование — рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.
5. Построение выборки — отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.
6. Инструктаж — подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.
7. Предварительное тестирование - опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.
8. Опрос — в форме анкетирования или интервью — получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария.
9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) — проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т. д.).
10. Контрольная проверка — проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты.
11. Кодирование — преобразование собранных данных в числовую форму.
12. Обработка — подготовка данных для анализа.
13. Анализ — переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
14. Составление отчета — изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.
На практике исследователь может производить несколько процедур одновременно. На этапе концептуализации происходит выбор проблемы, подходящей для исследования с помощью научных методов. Изучается научная литература, связанная с выбранной проблематикой. Завершив обзор литературы, исследователь приходит к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, может существовать между двумя переменными. Взаимосвязь эта выстраивается в форме гипотезы. Далее проводится операционализация понятий, то есть сведение абстрактных понятий к конкретным показателям. Если операционализация выполнена правильно, социолог сможет с помощью собранной информации получить подтверждение гипотезы. На стадии схематизации опроса социолог разрабатывает программу исследования, определяет цель опроса, способ его организации, наиболее подходящую методику сбора данных, выборку. Выборка — это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию. Процедуры выборки:
1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);
2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности;
3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют случайную выборку. При случайной выборке происходит произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.
2. История становления и развития социологии
2.1 Становление социологических идей
Развитие социальных идей тесно связано с развитием философии. Именно в недрах философского знания, а конкретнее, в сфере социальной философии необходимо искать предтечу современной социологии. Зарождение социальной философии происходит в Древней Греции. Платон и Аристотель первыми подошли к проблеме функционирования и устройства государства и общества. В это же время появляются социальные утопии — описание несуществующих, идеальных типов общественного устройства.
Значительную роль в становлении социальной философии внесли работы средневековых теологов — Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Особую роль в формировании социологии сыграли мыслители эпохи Просвещения. Работу Ш. Л. Монтескье «Дух законов» (1748 г.), многие ученые считают социологической, а самого автора — основоположником социологии. Монтескье анализирует политические проблемы общественной жизни, уделяя внимание принципу разделения властей, в дальнейшем ставшему основой устройства буржуазно-демократических государств. К Монтескье восходит формирование социологической теории «географического детерминизма», связывающей социально-политическую и экономическую жизнь людей с влиянием климата, географической среды и численности населения.
Результаты революции 1789 г. привели к пересмотру рационалистических теорий Просвещения. Возник вопрос о необходимости реформирования учения об обществе и поиске новой методологии изучения общества. Естественным казалось обращение к методологиям точных наук. К.А. де Сен-Симон и его секретарь О. Конт в 1822 г. составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где отстаивалась необходимость создания науки об обществе, на базе методологии физики. Новая наука именовалась «социальной физикой». В науке появилось новое направление — позитивизм. Позитивизм можно понимать двояким образом, как доктрину, согласно которой только истинное знание является научным, т. е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных; это социологический подход, базирующийся на возможности перенесения методов точных наук в социальные.
В 1839 г. О. Конт предложил новый термин для обозначения науки, изучающей общество «социология». В основу научной базы социологии легли теории клеточного строения живого организма (Шлейден и Шванн — 1838−1839 гг.) и эволюционная теория Ч. Дарвина. В XVII—XIX вв., уже были разработаны методы количественного исследования социальных процессов (Э. Галлей — XVII в., Лаплас — XVIII в.), а также методика эмпирического выведения статистически рассчитанных закономерностей (А. Кетле — 1835 г.). К формированию социологии как самостоятельной науки привело развитие политики, права, политической экономии, истории и социальной философии. А. Р. Тюрго (1727−1781) — экономист, социальный философ, политический деятель и Ж. А. Кондорсе (1743−1794) — историк и философ-просветитель, рассматривая историю как постепенное совершенствование человеческого рода, утвердили в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».
Социология возникла на этапе перехода от традиционного к индустриальному обществу (быстрый рост городов, промышленного производства, научно-технического прогресса, новых социальных групп и классов). В обществе усиливается антагонизм между богатыми и бедными и возникает новый, средний класс, заинтересованный в общественном порядке и стабильности. Средний класс выступил своеобразным «заказчиком» социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии — эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.
2.2 Классическая социология 19 века
В истории социологии XIX в. можно выделить три основных направления развития научной мысли: позитивистская социология (классическая социология), марксистская социология, «понимающая» (неклассическая) социология.
Позитивистская (классическая) социология. Наиболее яркие представители: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре принципа классической методологии:
— социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;
— социология должна строится по образу естественных «позитивных» наук;
— методы социального исследования должны быть столь же точными, как и методы изучения природных явлений;
— важнейший признак научности — объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.
Огюст Конт (1792−1857) считал, что социология является конкретной, актуальной наукой, основанной на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, т. о., социология является позитивным знанием. Конт считал, что социология должна исследовать взаимосвязь фактов, и специфику их функционирования в рамках больших систем (общество, человечество). Конт ввел иерархию наук — поступательное развитие наук от простых к более сложным: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. Конт сформулировал предмет социологии, и закон трех стадий социального и интеллектуального развития. В своем развитии общество проходит через «теологическую», «метафизическую» и «позитивную» стадию. «Теологическая» стадия характеризуется господством в обществе религии и религиозного (некритического) типа мышления. «Метафизическая» стадия характеризуется господством в обществе философии как умозрительного и бездоказательного типа мышления. «Позитивная» стадия характеризуется господством науки, рационального типа мышления, используемого для практического преобразования общества.
Конт ввел в социологию понятие социальной статики и динамики. Социальная статика изучает социальный порядок и структурные элементы социальной системы. Социальная динамика исследует социальные процессы и изменения. Динамика — социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества. Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является прогресс, как развитие в обществе социального порядка. Основными методами социологии являются наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Не все идеи Конта были адекватными (гигиена ума), а некоторые были утопичны (социократия).
Г. Спенсер (1820−1903) был родоначальником эволюционно-органистского направления, характеризующегося применением аналогии общества с биологическим организмом. Общество, как и живое существо, развивается от простых форм к сложным по определенной схеме. 1. Общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы. 2. Рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества. 3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества. 4. Дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества. 5. Если этот порядок нарушается, то начинается регресс.
Наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, их составные части однородны и взаимозаменимы. В развитом обществе экономический кризис может привести к краху всех сфер жизни. Уязвимость современного общества — в его сложности, и взаимозависимости частей. С развитием общества увеличивается роль политики как регулирующей и контролирующей системы (аналог мозгу и нервной системе). Вмешательство государства в жизнь общества ведет к его деградации, т. к. развитие человека происходит в результате «естественного отбора», эволюционно.
По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический (камень — песок);
2) органический (всё живое);
3) надорганический (общество).
Э. Дюркгейм (1858−1917) является основателем современной социологии. Он первым выделил предмет социологии — социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты это способы мышления, чувствования и деятельности, определяемые нормами и правилами, находящимися вне индивидов, и наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку. К социальным фактам относятся законы, обычаи, языки, денежная система, религия и т. д.
Дюркгейм развил идею социальной солидарности, понимая ее как совокупность условий и факторов, способствующих интегрированию индивидов в сплоченные социальные общности путем создания системы прав и обязанностей, связывающих людей друг с другом. Социальная солидарность основывается на принципе разделения труда. Существует два вида солидарности: механическая солидарность (принудительная) — доминирует в архаических обществах, основывается на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность (естественная) — характерна для современного общества и основывается на разделении труда.
Дюркгейм разработал теорию аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения самоубийства. Он выделил 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое — человек изолирован от сообщества (Я-основная ценность); 2) альтруистическое — от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое — связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое — связано с недостатком социальных норм. В центре внимания Дюркгейма стояло взаимоотношения индивида и общества. Общество выступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид — воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения.
2.3 Марксистская социология
Важный вклад в развитие мировой социологии внес К. Маркс (1818−1883). К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономических формаций на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям (ОЭФ), главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. ОЭФ — это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Каждая формация — особый социальный организм, функционирующий и развивающийся на основе двух типов социальных законов — генетических и структурных. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса — как способа производства. Он состоит из двух компонентов:
1) производительные силы (люди и средства производства);
2) производственные отношения.
Производственные отношения включают в себя:
1) форму собственности на средства производства;
2) отношения распределения и обмена;
3) отношения потребления.
От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь общества (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).
Существуют следующие законы марксизма:
1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.
2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.
3. Закон классовой борьбы и социальных революций.
4. Закон естественноисторического развития общества, в процессе смены.
5 ОЭФ: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.
К. Марксу удалось создать теорию общества, легшую в основу развития теоретической социологии XIX — н. XX в. Маркс считается основателем конфликтологии. Марксистская социология в своей основе является позитивистской, но в ней присутствует определенный перекос, связанный с историческим интересом эпохи, под которым понимаются интересы пролетариата, как передового и прогрессивного класса. Поскольку пролетариат прогрессивен, постольку его интересы совпадают с общечеловеческими, т.о., пролетариат заинтересован в объективном анализе общественных процессов. С развитием марксистского социалистического и коммунистического политических движений появились представления о том, что только обществоведы-марксисты могут дать объективную картину общества и его развития. Произошла идеологизация социологии, результаты исследований которой ставились в зависимость от интересов политической верхушки коммунистических партий социалистических стран.
Основные разновидности марксизма ХХ в.:
— советский марксизм, развивавший жесткое «научное» и материалистическое представление о социальной реальности, видя в естественных науках основной метод познания;
— троцкизм — критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма ХХ в.;
— западный марксизм — главное и наиболее влиятельное течение в современной науке. Ведущие его представители — А. Грамши, Д. Лукач, Г. Маркузе, Франкфуртская социологическая школа, структуралистский марксизм Л. Альтюссера и т. д.;
— марксизм «третьего мира», исследующий капитализм в метрополиях, колониях и неоколониальных странах и возможности создания социализма с ведущей ролью крестьянства и т. д.
В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.
2.4 «Понимающая» социология
Неклассическая социология была разработана немецкими мыслителями В. Дильтеем (1833−1911), Г. Зиммелем (1858−1918) и М. Вебером (1864−1920). Они считали, что законы общества и законы природы принципиально противоположны, единых, универсальных законов развития общества не может существовать хотя бы потому, что человек обладает свободой воли, и общество развивается во многом благодаря личностному, индивидуальному «произволу» человека. Социология расположена на границе естествознания и гуманитарных наук, поэтому она и заимствует у них все лучшее. У наук о природе заимствуется приверженность к точным фактам и методология, у гуманитарных — метод понимания и отнесения к ценностям.
Немецкие социологи полагали, что социология должна исследовать индивида и его действия, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Только подобный подход превратит социологию в понимающую и объясняющую науку.
Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы «понимающей» социологии.
1. Устранить из научного мировоззрения представления об объективности знаний. Социальное знание не должно претендовать на объективность и универсальность своих теорий.
2. Социология должна изучать свершившиеся события, воздерживаясь от т. н. «научных прогнозов» .
3. Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и в соответствии с общечеловеческими ценностями. Это избавит науку от субъективного произвола.
4. Отнесение к ценностям, задающим общее направление всему человеческому мышлению должно лежать в основе интеллектуальной деятельности ученого.
5. Изменение ценностных предпочтений социологов определяется социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.
Г. Зиммель стал основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Социология — это методология всех общественных наук. Социология не имеет своего собственного предмета, но выделяется своим методом. Основная проблема социологии — это изучение социальных отношений в их динамике, становлении, в их противоречивой природе. Социологию интересует не общество и социальная структура сами по себе, а динамичный момент их становления и воспроизводства. Важны микропроцессы, из которых складываются крупномасштабные явления.
Зиммель определял «понимание» как «вчувствование» исследователя в действия индивидов с тем, чтобы выявить в совокупном предмете социальных наук чистые формы «социации» или общения. Социация является главным предметом изучения социологии. Социации — это формы, благодаря которым индивиды на основании разных интересов образуют общность для реализации этих интересов. Затем их необходимо систематизировать, обосновать психологически, описать в их историческом развитии. Чистая форма — это отношения индивидов, социальные отношения, изолированные от конкретных мотивов и других психологических актов.
М. Вебер — крупнейший представитель социологии к. XIX — н. ХХ вв. Для М. Вебера цель социологии — достижение интерпретативного понимания субъективно значимой человеческой деятельности. Деятельность индивидуумов составляет единственную социальную реальность, Вебер выступал против использования обобщающих понятий, если они не связаны с этой деятельностью. Понимание — это систематическое и точное исследование социального феномена. Рациональность «понимания» созвучна рациональности социального. А социальные действия соответствуют некоему «идеальному типу» (образцу), который выражает суть общественного интереса эпохи.
Понятие «идеальный тип» было важным вкладом М. Вебера в социологию. Идеальный тип конструируется как теоретическая схема, и соотносится с эмпирической реальностью.
Важнейшей категорией социологии М. Вебера было понятие социального действия (действие, направленное на другого человека, конечная цель которого-взаимодействие). Социальное действие должно отвечать 3 признакам: 1. наличие действующего индивида; 2. осмысленность действия; 3. ориентированность действия на других людей. С точки зрения рационализации (осмысленности) и мотивации, социальные действия делятся на 4 типа. Целерациональное действие — поведение ориентированно на рационально осмысленную цель. Ценностнорациональное действие — поведение, ориентированное на рационально осмысленную ценность (долг, честь и т. д.). Традиционное действие — действия, основанные на длительной привычке, обычаях, традициях (степень рациональности низкая). Аффективное действие — рационально неосмысленное действие, связанное с сильными эмоциональными переживаниями. С социальными действиями связаны социальные отношения, понимаемые как поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом, и ориентированное на это.
С понятиями рационализации и социального действия связана теория власти и господства, выдвинутая М. Вебером. Господство и власть явления разнохарактерные. Вебер выделяет 3 типа легитимного (законного) господства. 1. «Традиционное» господство — базируется на авторитете власти, передаваемой по наследству. 2. Легитимное господство (целерациональное) — господство в силу веры большинства в законность власти, избранной путем голосования. Рациональный тип господства, получивший свое ярчайшее выражение в бюрократии. 3. Харизматическое господство — авторитет личного дара (харизмы), необычной способности человека оказывать воздействие на других людей и властвовать над ними.
«Понимающая» социология оказала огромное влияние на развитие мировой науки. На ее базе развились множество направлений: интерпретирующая социология, символический интеракционизм, теории элит, социологическая феноменология, некоторые теории постмодернизма и т. п.
2.5 Основные школы и направления современной социологии
Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.
Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918;1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка, исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм (бихевиоризм — «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять поведением человека) и прагматизм. Р. Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе - это: 1) концентрация населения; 2) централизация (выделение центра); 3) сегрегация (отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия (наплыв эмигрантов); 5) сукцессия (усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования — монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.
Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т. д.
Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х гг. ХХ в. в г. Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены эмигрировали. Главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Дьердь Лукач, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.