Основная цель программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной (принадлежащей городу, району) системах здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи гражданам гарантируется постановлением Правительства, утвердившим Программу гарантий обеспечения бесплатной помощью. Программа описывает гарантии в рамках обязательного медицинского страхования (Базовая программа ОМС… Читать ещё >
Основная цель программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Читинская Государственная Медицинская Академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра общественного здоровья и здравоохранения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Правовые основы охраны здоровья»
Вариант 2
Тема: «Основная цель программы государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам РФ бесплатной медицинской помощи»
Чита — 2010 г.
План Введение
1. Понятие Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи
2. Структура Программы государственных гарантий
3. Нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат Заключение Литература
Введение
Основой законодательства РФ в отношении здравоохранения является Конституция РФ (ст. 41 закрепляет право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь). Исходя из нее приняты Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной (принадлежащей городу, району) системах здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи гражданам гарантируется постановлением Правительства, утвердившим Программу гарантий обеспечения бесплатной помощью. Программа описывает гарантии в рамках обязательного медицинского страхования (Базовая программа ОМС) и в рамках помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов. Приводимые в Программе объемы помощи и подушевые нормативы применяются лишь с целью планирования, и не являются стандартами объема и качества помощи, предоставляемой отдельному пациенту.
Итак, основным документом, в котором определяются виды и объемы медицинской помощи, бесплатно предоставляемой населению, является Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
1. Понятие Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи
11 сентября 1998 г. в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением N 1096 впервые утвердило Программу государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью, а базовая программа обязательного медицинского страхования стала ее составной частью. В 2001 г. она была трансформирована в Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи (далее — Программа).
В 2000 г. норма об утверждении Программы государственных гарантий была закреплена Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 N 139-ФЗ, ст. 20 «Право граждан на медико-социальную помощь») и уточнена в 2004 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в следующей редакции: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Начиная с 1998 г., Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
2. Структура Программы государственных гарантий Программа состоит из 6 разделов и включает:
общие положения;
перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;
базовую программу обязательного медицинского страхования;
виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней;
объемы медицинской помощи;
подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В рамках Программы гражданам РФ бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и родах;
амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах;
стационарная помощь:
экстренная, при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
плановая с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации больных, требующих круглосуточного медицинского наблюдения;
при патологии беременности, родах и абортах, в период новорожденности.
3. Нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат В рамках Программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Норматив амбулаторно-поликлинической помощи устанавливается в количестве посещений в расчете на одного человека в год.
Норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, устанавливается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год.
Норматив стационарной помощи устанавливается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год.
Норматив скорой медицинской помощи устанавливается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год.
При формировании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.
Кроме того, для анализа всех средств, идущих на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год), устанавливаются подушевые нормативы финансирования Программы. На основании территориальных программ разрабатываются муниципальные задания по обеспечению населения муниципальных образований субъекта РФ бесплатной медицинской помощью. Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований является соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. Только при достижении такого соответствия можно реализовывать конституционное право граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Наряду с оказанием медицинской помощи (услуг) населению бесплатно в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) требованиям федеральных или региональных медико-экономических стандартов.
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Заключение
государственный гарантия здравоохранение Итак, Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.
Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Структурно Программа состоит из шести разделов. Это:
I — Общие положения;
II — Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно;
III — Источники финансирования медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно;
IV — Нормативы объемов медицинской помощи;
V — Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
VI — Подушевые нормативы финансирования Программы.
Программа государственных гарантий является одним из основных инструментов государственной политики и финансирования в сфере здравоохранения России. Она включает в себя практически все виды медицинской помощи, оказываемые на территории России, и строится на смешанной системе финансирования: из бюджетов различных уровней и системы обязательного медицинского страхования.
1. Герасименко Н. Ф., Максимов Б. П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. — 512 с.
2. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение. — М., изд-во «Медкнига», 2008.
3. Планирование медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий, обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью / «Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения». — № 2, 2010 г.
4. Расходы на здравоохранение в следующем году возрастут / «Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения» /. — № 5, 2010 г.
5. Современные методы управления и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения. Под редакцией Ф. Н. Кадырова. — М.: ИД Грантъ, 2009 г.
6. Трушкина Л. Ю., Тлепцеришев Р. А., Трушкин А. Г., Демьянова Л. М. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003 г.
7. Шевченко А. Правовые основы охраны здоровья. — М., 2008.
8. Шипова В. М., Левин А. В. Методические основы планирования общего объема медицинской помощи и ее специализированных видов // Глав. Врач № 5.-2010 г.