Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма антикризисного управления предприятиями пищевой промышленности административной территории: На примере Хабаровского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце XX века, когда Россия встала на путь реформ, многие предприятия оказались в кризисном положении. Вследствие этого начала развиваться теория антикризисного управления. Представляется целесообразным определить понятие «антикризисное управление». Кризис есть изменение организационных форм системы, переход ее в новое состояние или уход со сцены. Кризис предприятия понимается как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Теоретические основы формирования антикризисного управления
    • 1. 2. Государственная политика антикризисного управления промышленными отраслями в РФ
    • 1. 3. Антикризисное управление на промышленных предприятиях
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Состояние пищевой промышленности Хабаровского края
    • 2. 2. Обеспечение продовольствием населения Хабаровского края
    • 2. 3. Анализ антикризисного управления на предприятиях пищевой промышленности
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Методика формирования мониторинга на предприятиях пищевой промышленности
    • 3. 2. Методика планирования деятельности предприятия в условиях угрозы возникновения кризиса
    • 3. 3. Основные положения концепции формирования государственной политики регулирования деятельности предприятий пищевой промышленности

Формирование механизма антикризисного управления предприятиями пищевой промышленности административной территории: На примере Хабаровского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Являясь составной частью народнохозяйственного комплекса, продовольственный рынок формировался в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации, вызванной либерализацией цен на средства производства, услуги по внешнеторговой деятельности, а также инфляцией, снижением платежеспособности населения. Это повлекло за собой диспаритет цен и значительное снижение уровня интенсивности ведения отраслей АПК, приведшее к резкому падению объемов агропромышленного производства.

За годы реформ производство основных продуктов питания в Российской Федерации (РФ) уменьшилось на 30−40%. Сокращение отечественного производства привело к увеличению импорта продуктов питания. В ресурсах мяса и мясных продуктов его доля составляла 40−60% (сырье на мясокомбинатах в производстве колбасных и других изделий 80%), молока и молочных продуктов — 13−15%, сырья для производства сахара и растительного масла — более 50%.

Согласно Кейнсу, если импорт превышает 20%, то прекращается эффект кумуляции, т. е. отрасль уже не в состоянии воздействовать на остальную экономику в сторону поддержания ее роста, т. е. 20% - это важный экономический порог, предопределяющий стагнацию. По данным экспертов, самообеспеченность РФ продовольствием в 1997 году составляла примерно 60%, а 40% продукции на продовольственном рынке были импортными [64]. Реально же импорт сейчас составляет около 30%, что уже превышает пороговую величину продовольственной безопасности, так как служит не дополнением внутреннего производства, а подавляет его.

Возросший импорт продовольствия и сырья для его производства, чему способствовали сравнительно низкие пошлины на ввозимое продовольствие и льготный режим снабжения импортными продуктами питания населения крупнейших городов, привел к угрожающей зависимости от внешних источников. Для страны, имеющей большой потенциал в пищевой и перерабатывающей промышленности и в агропромышленном комплексе (АПК) в целом, такая зависимость является неоправданно завышенной. Она связана во многом с субъективными факторами, в частности, с методами хозяйствования и управления.

Известно, что в недалеком прошлом поставки продовольствия превращались в средство решения внешнеполитических задач. В связи с этим, наличие в необходимых размерах собственных ресурсов продовольствия — одна из гарантий политической независимости страны. Обеспечение продовольственной безопасности страны сопряжено с определенными трудностями.

В пищевой промышленности медленно осуществляется структурная перестройка, предприятия функционируют неустойчиво, многие из них на грани банкротства. Однако сегодня надо вести разговор не столько об ускорении развертывания процедуры несостоятельности (банкротства) предприятий, которая не только не оздоровит экономику пищевой промышленности, но и может усугубить кризисную нестабильность в этой отрасли, что, следовательно, скажется на политической нестабильности РФ, сколько о восстановлении устойчивости деятельности предприятий. Проблема антикризисного управления на сегодняшний день едва ли не главная в ряду основных направлений выхода из экономического кризиса.

Вышеизложенное показывает, что тематика диссертационной работы, посвященной анализу и решению проблем выхода предприятий пищевой промышленности из кризисной ситуации, приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение.

Краткий обзор литературы. В большинстве экономических работ рассматривается проблема финансовой устойчивости предприятий, которая получила широкое освещение в работах Балабанова И. Т., Бланка И. А., Жукова Е. Ф., Ионовой А. Ф., Крейниной М. Н., Мешкова В. Д., Остапенко.

B.Н., Павлюченко В. Д., Сазоновой Г. А, Селезневой Н. Н., Симачева Ю., Стояновой Е. С., Уткина Э. И., Фащевского В. К., Чипиги Н. П., Шапиро В. Д., Шеремета В. В., Ширяева Р. А. и других. Однако она является лишь составной частью основной проблемы вывода предприятий из сложившейся кризисной ситуации.

Научные исследования отечественных и зарубежных авторов Агапцова.

C.А., Алексейчевой Е. Ю., Артамонова Б. В., Барановой Н. В., Беляновой Е. С., Бондаренко Т. В., Голубева М., Горбунова Н. М., Жукова В. В., Какаевой Е. А., Киселева Б. Н., Лащевкера Д. О., Магомедова М. Д., Мильнера Б., Мориса Д., Отварухиной Н. С., Разумовской М. И., Тарана В. А., Хей Д., Цлаф В. Н., Щербака В. Е., Яшиной Н. В. и других посвящены проблемам антикризисного управления на промышленных предприятиях.

Проблемам состояния пищевой промышленности России посвящены работы следующих авторов: Аверченко В. А., Бондаренко А. Г., Заверюхи А. Х., Калищука Н. Ф., Масленниковой О. А., Модебадзе Н., Назаренко В. Н., Пашканг Н. Н., Савченко Е. Н., Сухоруковой A.M., Ульянова Е. В., Ушачева И. Г., Хлыстуна В. Н., Шмелева Г. И. и других. Однако вопросы антикризисного управления предприятиями этой отрасли в их работах освещаются фрагментарно.

Таким образом, несмотря на появившийся на федеральном и региональном уровнях интерес к повышению устойчивости предприятий пищевой промышленности как основному аспекту восстановления продовольственной безопасности страны, ощущается относительно недостаточная разработанность проблем антикризисного управления предприятиями пищевой промышленности.

Объектом исследования принята совокупность предприятий пищевой промышленности Хабаровского края.

Предметом исследования являются процессы функционирования и формирования стратегии антикризисного управления предприятиями промышленности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и методических рекомендаций по организации антикризисного управления предприятиями пищевой промышленности.

Указанная цель диссертационного исследования определила постановку следующих задач:

— изучить сущность кризиса в экономике предприятия и особенности современного антикризисного управления как части общего менеджмента;

— выявить роль и значение деятельности государства в антикризисном регулировании пищевой промышленности;

— проанализировать внутренние процессы и факторы, которые могут вызвать кризис на предприятии;

— рассмотреть экономическое и финансовое состояние пищевой промышленности Хабаровского края;

— проанализировать обеспеченность населения Хабаровского края продовольствием;

— сформулировать антикризисные мероприятия, осуществляемые предприятиями Хабаровского края;

— определить основные источники и направления формирования мониторинга внешней и внутренней среды предприятия;

— выделить этапы в процессе планирования деятельности предприятия в условиях угрозы возникновения кризиса;

— сформулировать основные положения государственной политики регулирования деятельности предприятий пищевой промышленности.

Методы исследования. В процессе диссертационного исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, методы экономико-математического и компьютерного моделирования, экспериментирование, системный подход и другие научные методы исследования.

Методологической основой диссертационного исследования явились положения экономической теории, теории системы управления, теории мировой и региональной экономики, теории менеджмента, экономической статистики, теории финансового менеджмента, теории антикризисного и стратегического управления, а также современные разработки по антикризисному управлению системами.

Информационную базу исследования составили труды фундаментального и прикладного значения известных зарубежных и отечественных ученых, специализирующихся в перечисленных выше отраслях науки, а так же законодательные, нормативные и программные документы по вопросам реформирования и дальнейшего развития пищевой промышленности. Исходными данными для исследования явились отчетные данные предприятий Хабаровского края, статистическая информация Хабаровского краевого комитета Государственной статистики, справочная литература, данные периодической печати.

Основными результатами исследования являются: дополнение классификации кризисов, возникающих на промышленных предприятияхпредложение концептуальной схемы построения системы антикризисного управления крупными и средними предприятиями пищевой промышленности;

— разработка методики мониторинга на предприятиях пищевой промышленности как инструмента обнаружения признаков приближения кризисной ситуации;

— разработка модифицированной методики планирования деятельности предприятия в условиях угрозы кризиса;

— формулировка основных положений концепции формирования государственной политики регулирования деятельности предприятий пищевой промышленности.

Достоверность полученных результатов исследования основывается на изучении антикризисного управления на предприятиях пищевой промышленности Хабаровского края, использовании статистической информации и отчетных данных для анализа и расчетов.

Научная новизна диссертации состоит, по мнению автора, в следующем:

— предложен признак классификации кризисов, возникающих на предприятии (по сфере возникновения), и его разряды;

— предложен механизм сбора информации для мониторинга признаков наступающего неблагополучия предприятия;

— предложено использование информационной модели предприятия, как инструмента формирования мониторинга на предприятиях пищевой промышленности;

— разработан алгоритм формирования плана деятельности предприятий в условиях угрозы банкротства;

— определены цели, принципы, механизм и основные направления реализации государственной политики регулирования деятельности предприятий пищевой промышленности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении объективного подхода, новых теоретических построений и схем по организации антикризисного управления на предприятиях пищевой промышленности.

Дальнейшие направления формирования научно-методической базы по организации антикризисного управления могут быть связаны с совершенствованием методов оценки признаков приближения кризисной ситуации, своевременной диагностики кризиса и методов быстрого реагирования с целью поддержания стабильности на предприятии.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов при разработке мер по преодолению кризисной ситуации, контролю и управлению предприятиями пищевой промышленности, а также при разработке мероприятий, включаемых в различные федеральные и региональные программы развития отрасли.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследования излагались в докладах и сообщениях на Международной научно-практической конференции «Проблемы развития экономики Дальнего Востока на современном этапе» (Хабаровск, 1999), Международной научно-практической конференции «Проблемы реформирования экономики Дальнего Востока: теория и практика» (Хабаровск, 2001), научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Исторический опыт освоения Дальнего Востока» (Благовещенск 2001), форуме молодых ученых и студентов «Экономика России и экономические знания на рубеже веков» (Екатеринбург, 2001), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития экономики Дальнего Востока: теория и практика» (Хабаровск, 2001).

Публикации. По результатам выполненных в диссертации исследований опубликовано 7 печатных работ общим авторским объемом 1,9 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, содержит 15 таблиц, 11 схем и рисунков. Основной текст диссертации содержит 158 страниц. Библиографический список использованной литературы включает в себя 146 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наиболее важные результаты, выводы и предложения, вытекающие из проведенного исследования, можно сформулировать следующим образом:

1. В конце XX века, когда Россия встала на путь реформ, многие предприятия оказались в кризисном положении. Вследствие этого начала развиваться теория антикризисного управления. Представляется целесообразным определить понятие «антикризисное управление». Кризис есть изменение организационных форм системы, переход ее в новое состояние или уход со сцены. Кризис предприятия понимается как незапланированный и нежелательный процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Управление — это процесс планирования, организации, принятия решений, мотивации и контроля, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве, субъектом управления для достижения какой-либо цели системы управления. Соответственно, антикризисное управление — это процесс управления, целью которого является недопущение предприятия до кризисного состояния.

Для современного антикризисного управления характерны:

• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;

• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии антикризисных управленческих решений;

• изменение вида планирования от текущего — к перспективному;

• выход антикризисного финансового менеджмента на передний план во всей системе антикризисного управления предприятием;

• упор на основные факторы улучшения деятельности предприятия;

• оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

• максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;

• осуществление антикризисного управления на основе предвидения изменений, гибких решений;

• опора на инновации в каждом сегменте работы предприятия, нестандартные решения;

• возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой.

Соответственно характеристике антикризисного управления вырабатываются методы антикризисного управления, а так же определяются функции антикризисного управления. В современной практике управления функции антикризисного управления соответствуют функциям эффективного управления.

Система антикризисного управления формируется исходя из определения цели функционирования системы, формирования задач и выявления путей и методов решения задач.

2. В рыночных условиях государство использует большой арсенал средств для антикризисного регулирования. Это структурно-инвестиционная политика, бюджетная, социальная, налоговая, кредитная, эмиссионная и т. д. Систему государственного регулирования экономики можно представить как систему взаимодействия административных и экономических методов в рамках принятого правового поля.

Необходимость государственного регулирования пищевой отраслью экономики вызвана рядом факторов. В настоящее время нет четкого определения, какой должна быть система управления пищевой промышленностью на федеральном, региональном уровнях и на предприятиях. Трансформация системы государственного управления пищевой промышленностью началась в 80-е годы прошлого века, в результате чего многие структуры управления АПК рассредоточились между различными органами и ведомствами.

4. Исходным пунктом программы антикризисного управления должно являться создание условий для привлечения инвестиций. Отличительной чертой российских реформ является свертывание инвестиционной деятельности. Множество проектов, представленных на инвестиционный конкурс, возвращено по причине неудовлетворительного финансового состояния предприятий, и не возможностью ими осуществить частичное финансирование проекта.

Вместе с тем, наблюдаются общие проблемы макроэкономического уровня. Инвестиции влекут за собой рост цен, и в связи с этим снижается совокупный спрос из-за снижения платежеспособности. Следовательно, нельзя решить проблему простыми макроэкономическими методами. Необходимо каждому отдельному предприятию предпринимать действия по стабилизации своего экономического положения, используя научные достижения в области антикризисного управления.

5. Внутренние процессы и факторы, которые могут вызвать кризис, возможны во всех сферах деятельности предприятия. Для диагностики проблем, возникающих внутри предприятия, используют метод, который называется управленческим обследованием. В обследование обычно входит изучение пяти функциональных зон предприятия: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организационная культура и имидж предприятия.

Неконкурентоспособное производство является первопричиной несостоятельности предприятий, а так же основанием для принятия практических мер по изменению структуры производства и управления. В стандартном перечне мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности не приводятся примерные организационные мероприятия. Специальные меры могут быть предложены индивидуально только в процессе экспертизы и анализа сложившегося на предприятии кризисного состояния. В этом большую роль играет правильное определение сложившейся кризисной ситуации исходя из классификации кризисов, происходящих на предприятии.

Первый объективно необходимый этап оздоровления конкурентоспособного предприятия — реструктуризация и диверсификация его нынешней деятельности. Реструктуризацию обычно проводят за счет внутренних ресурсов предприятия.

Своевременное ее проведение способствует притоку средств извне. Реструктуризация производственных мощностей направлена на достижение современного технического и технологического уровня.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить следующие типы поведения предприятия в кризисных ситуациях: тип активного управления, тип реактивного управления, тип планового управления. Меры, предпринимаемые для выхода из кризисного состояния, делятся на две группы: стратегические и чрезвычайные.

6. В Хабаровском крае 1/5 всех промышленных предприятий занимаются производством продуктов питания, при этом вклад пищевой промышленности в формирование общего объема промышленной продукции составляет примерно 10−15%. Пик падения производства продовольственных товаров наблюдался в 1999 году. С 2000 года начинается наращивание объемов производства.

В отрасли отсутствуют дорогие основные фонды, неавтоматизированный и немеханизированный труд имеет значительный удельный вес. Превышение коэффициента обновления над коэффициентом выбытия указывает на то, что старое, изношенное оборудование не заменяется новым, а так же на недостаточность инвестиций в отрасли. Использование производственных мощностей к 1999 году резко снизилось, что говорит о замораживании основного количества производственных фондов.

Негативно влияет на перспективы роста в отрасли небольшая заработная плата промышленного персонала. И, хотя, в пищевой промышленности наличествует крепкий кадровый «костяк», проблема подготовки квалифицированных кадров стоит очень остро.

7. Проведенный автором диссертационного исследования анализ свидетельствует, что большинство предприятий пищевой промышленности региона находится в крайне тяжелом финансово-экономическом положении.

Структура капитала значительно ухудшилась. Ни один коэффициент, характеризующий финансовую устойчивость, не отвечает нормативным требованиям, возросла зависимость от заемщиков и кредиторов. Ликвидность предприятий очень низка. Рассчитанные показатели более чем в три раза ниже нормативных. Рентабельность так же снизилась. Но в то же время возросла деловая активность предприятий, что говорит о более эффективном использовании имеющихся средств.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия должны обладать гибкой структурой капитала, уметь образовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное повышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.

8. Эффективность работы предприятий пищевой промышленности во многом определяется состоянием на рынке продуктов питания Хабаровского края. А так же направляет антикризисные действия на отдельно взятом предприятии.

Уровень потребления и соотношения отдельных продуктов питания, энергетическая ценность рациона и его обеспеченность жизненно необходимыми элементами, являющейся важной составляющей уровня жизни, значительно снизился (табл. 4).

Переход к нерегулируемым рыночным отношениям привел к принципиальным изменениям в проблемах потребления продовольствия.

Снижение потребления продуктов питания вызвано снижением доходов населения и их перераспределением в связи с изменением соотношения цен на потребительском рынке. Сохраняется высокая дифференциация в уровне доходов населения по месту проживания.

Продовольственные ресурсы в Хабаровском крае формируются за счет собственного производства, завоза из других регионов России и по импорту. Причем потребление импортных продуктов питания составляет в среднем 2030%.

9. В определении мер по антикризисному управлению предприятием невозможно опираться только на собственные силы, поэтому предприятиям необходима помощь территориальных властей.

Правительство Хабаровского края осуществляет мероприятия по повышению эффективности работы пищевой промышленности: оказывает активную поддержку по осуществлению инвестиционных проектовпроводятся процедуры по изменению формы собственности убыточных предприятийформируются краевые заказы на поставку продуктов питания.

Период с 1992 по 1998 год характеризовался постоянным спадом инвестиций в экономику пищевой промышленности Хабаровского края к уровню 1992 года. В 1999 году наметилась тенденция роста капитальных вложений. Однако в 2001 году инвестиционный процесс в отрасли протекал достаточно вяло и только в 2002 году он получил значительный рост, что связано с реализацией инвестиционного проекта строительства пивоваренного завода ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в городе Хабаровске.

Взаимосвязь объемов инвестиций и экономического роста очевидна, т. е. инвестиции обеспечивают развитие экономики и экономический рост, что в свою очередь, стимулирует инвестиционные вложения. Для России, начиная с 1999 года, характерна практически прямолинейная зависимость между годовыми темпами прироста экономики и вложениями в ее индустриальный сектор. В пищевой промышленности края с 1996 года наметилась иная тенденция: увеличение инвестиций в годы экономического спада и, наоборот, в период экономического роста наблюдалось замедление инвестиционных процессов, что связано с тем, что инвестиции, вложенные в основной капитал, накапливались в текущем году и предопределяли экономический рост только в следующем году. Тем самым, исходя из наметившейся тенденции, 2003 год будет годом экономического роста в пищевой промышленности Хабаровского края.

10. На основе обобщения опыта антикризисного управления на предприятиях пищевой промышленности Хабаровского края в диссертационном исследовании сформулированы осуществляемые антикризисные мероприятия. Одним из главных является то, что в число приоритетных показателей производственно-хозяйственной деятельности выдвинуто наращивание объемов и качества реализации. С этой целью предприятия развивают фирменную торговлю. Помимо увеличения объемов продаж в ее задачи входит: участие в контроле качества продукцииразработка предложений по совершенствованию ассортиментареализация продуктов питания, производимых другими предприятиями региона.

Руководители предприятий пищевой промышленности Хабаровского края принимают решения по изменению организационной структуры предприятия. На передний план выводится создание отделов маркетинга и финансовых отделов. Автор диссертационного исследования считает, что на крупных и средних предприятиях пищевой промышленности необходим заместитель руководителя по экономическим вопросам, который руководит планово-экономическим отделом, в задачи которого должны входить обеспечение функционирования информационной системы на предприятии, анализ производственно-хозяйственной деятельности и составление планов и прогнозов для принятия эффективных управленческих решений.

В качестве антикризисных мероприятий следует отметить следующие меры, принимаемые предприятиями пищевой промышленности Хабаровского края: модернизация производства, увеличение загрузки мощностей, улучшение качества, ассортимента, упаковки продукции. Продолжается работа по увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

11. Одним из важнейших инструментов антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения кризиса. Проводить мониторинг необходимо по следующим индикаторам деятельности предприятия: финансы, производство, логистика, сбыт, персонал. Важным аспектом мониторинга является количественная оценка интенсивности сигналов. Антикризисный мониторинг подразделяется на два типа: стратегический и оперативный. Производить мониторинг должны специалисты планово-экономического отдела предприятия.

Результаты мониторинга имеют ценность достаточно ограниченный промежуток времени, и чем больше динамика развития системы, тем меньше период ценности данных мониторинга. Однако в дальнейшем ценность результатов мониторинга начинает возрастать, поскольку является основой для динамических оценок, составления прогноза.

Получать достоверные данные о текущем состоянии предприятия без данных мониторинга сейчас крайне сложно. На сегодняшний момент для анализа ситуации используют данные, полученные за какой-либо отчетный период (месяц, квартал), либо по целевым запросам, подготовка которых также требует большого количества времени. Это приводит к тому, что в момент получения информация уже не отражает текущего состояния. Для того, чтобы получать своевременно информацию о происходящих изменениях, необходим мониторинг производственного и, обеспечивающих производство, процессов. Для его построения особенно актуальной становится информационная модель предприятия. Она является инструментом создания мониторинга.

12. При приближении либо наступлении кризисной ситуации, обнаруженной мониторингом, необходимо выработать план мероприятий для предотвращения кризиса (выхода из кризиса). Автором диссертационного исследования разработана методика планирования деятельности предприятия в условиях угрозы возникновения кризиса. Планирование деятельности предприятия осуществляется по нескольким этапам. Первый этап — это анализ внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Его следует производить исходя из анализа соответствующих факторов, влияющих на деятельность предприятия. На внешние факторы предприятие не может оказать существенного влияния, а внутренние зависят непосредственно от самого предприятия.

Постоянно анализируя внешние и внутренние условия функционирования, предприятие становится способным своевременно распознавать «угрозы» для своей деятельности и дальнейшего развития, вырабатывать стратегии деятельности на основе определения целей.

Следующий этап — определение качественных и количественных целей предприятия. Стратегическая ориентация целей представляет собой определение перспективных ориентиров деятельности на основе прогнозов состояния конкурентной среды и оценку потенциальных возможностей организации с учетом развития материально-технической базы, внедрения новых технологий и видов продукции. Большое значение имеет обеспечение стратегии ресурсами, технологией и кадровым потенциалом, а так же оценка условий ее реализации.

Уточнять стратегическую ориентацию, исходя из поставленных целей, следует постоянно. Необходимо разработать комплекс стратегий и общую экономическую стратегию предприятия. Каждая стратегия — это результат прогноза развития предприятия в определенной сфере. Стратегия нужна предприятию, чтобы найти равновесие между внешней средой и его внутренними возможностями. Роль стратегии заключается в конкретизации реакций на внешние воздействия, и главное — в активном приспособлении предприятия к постоянно меняющимся требованиям рыночной среды.

Автором исследования предложено для более точного определения направленности движения систематизировать стратегии деятельности предприятия по типу поведения и по сфере реализации.

Следующим этапом, необходимо проверить намеченные стратегические планы на полноту и взаимосвязь по следующим критериям: все ли сферы деятельности предприятия учтены в разработанном планев достаточной ли мере осуществляется взаимосвязь между службами предприятиявсе ли технико-технологические потенциалы учтеныдостаточно ли финансовых ресурсов для претворения в жизнь избранных стратегий, существуют ли возможности дополнительного высвобождения средствв какой степени подготовлен рынок для принятия производимой продукции и т. д.

Каждое предприятие может дополнительно устанавливать критерии проверки стратегических планов исходя из той ситуации, в которой оно находится.

Таким образом, антикризисная стратегия предприятия — это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью вывода предприятия из кризисной ситуации.

После проверки стратегического плана развития на соответствие установленным критериям необходимо определиться нужна ли разработка альтернативных стратегий. Если да, то ведется разработка альтернативной стратегии по той же схеме, что и основной. Если нет, то разрабатывается система контроля за претворением в жизнь стратегических целей.

13. Автор исследования считает необходимым формирование государственной политики регулирования деятельности предприятий пищевой промышленности. Цель формирования государственной политики вывести производство продуктов питания из кризисного состояния, в котором они находятся в результате проведенных реформ.

В диссертационном исследовании сформулированы основные задачи, принципы формирования, а так же механизм реализации государственной политики в отношении предприятий пищевой промышленности. Оценочным показателем эффективности государственной политики в отношении предприятий пищевой промышленности, находящихся в состоянии кризиса, должно стать не только количество произведенной продукции, а еще и удельный вес на продовольственном рынке, качество и конкурентоспособность на региональном, межрегиональном и мировом рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. С. Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис 2000 -256с.
  2. В.А., Ульянов Е. В., Масленникова О. А. Направления и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в АПК. // Пищевая промышленность 2001 г. № 2. с. 6−8.
  3. С.А. Опыт антикризисного управления предприятием // Антикризисное управление № 1−2, 2001.
  4. М. Условия эффективности в экономике М. Научно-издательский центр «Наука для общества» 1998 г. 304с.
  5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности Учебник / Стражев Н. А., Мигун О. Ф. и др. под общ. редакцией В. И. Стражева. МН: Высшая школа 1998 — 398.
  6. И. Стратегическое управление. М.: Экономика 1986.296с.
  7. Антикризисное управление в муниципальном образовании. Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. -310с.
  8. Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия: Учеб. пособие / Г. А. Сазонова- Нижегород. гос. Тех. Ун-т. Н. Новгород, 2000. 150 с.
  9. .В. Стратегический менеджмент // Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 1997
  10. Т.Б. Методы оценки резервов роста эффективности производства. // Финансы СССР 1988 № 5 С. 23−26
  11. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа учебник 3-е изд., переработан. М., Финансы и статистика 1996.-288.
  12. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 288с.
  13. И.Т. Основы финансового менеджмента. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 480с.
  14. Н.В., Яшина Н. В. Кризис-менеджер: (Специфические черты российского антикризисного управления) // Экономическая политика: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1. Пенза, 2000 — с. 43−48.
  15. Бачурин А. Реструктуризация и реформирование производства Экономист 1999 № 9,с 23−28
  16. Белянова Е Мотивация и поведение российских предприятий /Вопросы экономики 1995 № 6 с 15−21
  17. А.И. Управление прибылью К.: «Ника-Центр» 1998 554 (серия «Библиотека финансового менеджмента») вып. 2
  18. И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. К.: Ника-Центр, 1999.-512с.
  19. А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта -М.: Финансы и статистика, 1999. 208с.
  20. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1,2.-М.: Экономика, 1989.
  21. А.Г. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности Экономист 1999 № 4 с.92−96
  22. А.Г. Пищевая промышленность: итоги, проблемы, перспективы. // Пищевая промышленность № 5 1999 год С. 7.
  23. Т.В. Стратегический менеджмент. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1997 г.
  24. С.П., Заусаев В. К., Леденев М. И. Рыночные преобразования на российском Дальнем Востоке: противоречия, пути решения. Хабаровск, 1998, 57с.
  25. А. Промышленные мощности: состояние и использование // Экономист, 1999. № 9 с.38−44
  26. Гайгер J1.T. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: ИНФРА-М, 1996. — 560с.
  27. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. — М.: Вестник, 1997. — 336с.
  28. М. Реструктуризация главная дорога к росту прибыли // Рынок ценных бумаг. № 1, 1999 с.39−43.
  29. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Часть 2 /под ред. Н. М. Горбунова. Хабаровск: ДВАГС, 2000. — 180с.
  30. Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток: Дальнаука 1999. 594
  31. Дальний Восток России: экономическое обозрение / под ред. Минакира П. А. -2изд., перераб. и дополн. Хабаровск: РИОТИП, 1995. -447с.
  32. B.C., Милба В. И. Системный анализ деятельности предприятий М.: Финансы и статистика, 1990. — 182с.
  33. Э. Исследование различий в темпах экономического роста М.: Прогресс, 1971. — 645с.
  34. .Н. Японская экономика в 1970—1983 гг..г.: анализ эффективности М. Наука. 1998. 207с.
  35. Э. Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель -СПб., 1992−496с.
  36. Т., Евсеева И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике. // Вопросы экономики. 1994. № 8 с 40−50
  37. Т. Российские предприятия в переходной экономике М.: Дело ЛТД, 1995
  38. Т., Евсеева И. Экономическое поведениепромышленных предприятий в переходной экономике. // Вопросыэкономики. № 8 1994 год. С. 42.
  39. Л. Измерение и планирование эффективности общественного производства М.: Экономика, 1984 — 176с
  40. В.В. Некоторые аспекты регулирования антикризисного управления в странах с рыночной экономикой // Дайджест-финансы. 2002 -№ 8. с. 38−44.
  41. Е.Ф. Самофинансирование при капитализме: теория и практика. М.: Финансы и статистика. 1990 год.
  42. А.Х., Ульянов Е. В., Масленникова О. А. Мобилизация иностранных инвестиционных ресурсов в развитие АПК: плюсы и минусы. // Пищевая промышленность № 1 2001 год. С. 16−18.
  43. А.Х., Ульянов Е. В., Масленникова О. А. Реализация инвестиционной политики в АПК. // Пищевая промышленность № 4 2001 год. С. 28−29
  44. Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Вступил в действие с 1 марта 1998 года.
  45. Закон РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
  46. Закон Хабаровского края от 31.05.2000 № 219 «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае».
  47. В. Злобин Б. Эффективность реструктуризации отрасли / Экономист 2000 № 4 с.7−13
  48. Е.А., Киселев Б. Н. Система стратегического управления организации: Монография / ГУУ. М., 2000 54с.
  49. Н.Ф. Повышение эффективности пищевой промышленности в продовольственном комплексе региона. М.: Агропромиздат, 1985.- 107с.
  50. Т.П. Управленческий учет: учебник для ВУЗов М.: Аудит, ЮНИТИД998 350с.
  51. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. 1936 г.
  52. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал. 1999 № 8 с. 3−21
  53. Г. Тамбовцева В Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасности. М. Экономика 1997 -288с.
  54. Е. Продовольственная проблема в современном мире // МЭиМО 1999 № 6 с.35−37
  55. Н. Анализ и прогнозирование выпуска и реализации продукции в условиях инфляции //Российский экономический журнал 1995. № 7 С. 70−79
  56. Концепция стратегического развития государства до 2010 года М: Государственный совет Российской Федерации. 2001 134с
  57. М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.-М.:ИКЦ"ДИС"
  58. Д. Экономический кризис 90-х: реакция предприятий. // Российский экономический журнал № 8 2000 год. С. 10−17.
  59. В. Реформы в России и перераспределение доходов // МЭиМО 2000 № 6 с 72−86
  60. А.В. Оборотные средства предприятий и эффективность их использования. Киев: «Наукова думка», 1975. — 152с.
  61. Н.И. Кисельников АА Региональная политика в странах рыночной экономики. Новосибирск, 1997.
  62. Д.О., Масленникова О. А. Эффективный механизм банкротства как неотъемлемый элемент рыночно экономики. // Пищевая промышленность № 6 1999 год стр. 29.
  63. Лащевкер О. Д, Масленникова О. А. Продовольственный рынок России: проблемы и решения. // Пищевая промышленность № 8 1999г. с. 10
  64. Р.Г. Предпринимательство: основы менеджмента. Часть 4. Функции управления. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1997.
  65. Р.Г. Теория и практика менеджмента: Учебное пособие. Часть 5: Организационные структуры управления. Том 1. -Хабаровск: ДВГУПС, 1998. 97с.
  66. Р.Г. Теория и практика менеджмента: Учебное пособие. Часть 5: Организационные структуры управления. Том 2. -Хабаровск: ДВГУПС, 1998. 97с.
  67. Р.Г. Теория и практика менеджмента: Учебное пособие. Часть 6: Организация корпораций. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000.-85с.
  68. Н.П., Лящева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2000. — 471с.
  69. М.Д., Алексейчева Е. Ю. Проблема повышения конкурентоспособности предприятия. // Пищевая промышленность № 6 2001г. с.26−27
  70. В.И., Краснова Т. Г. Теория управления: Учебное пособие. Красноярск: КГТУ, 1999. — 176с.
  71. П. А. Шилин И.Г. Критерий эффективности социалистического воспроизводства. М., 1973. — 382с.
  72. М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: «Дело», 1992.-702с.
  73. Менеджмент в рыночных структурах: Сб. науч. тр. / Редкол.: B.C. Кабаков (отв. ред.) и др.- СПбГИЭА. СПб., 1994. — 134с.
  74. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (вторая редакция). М.: 1997.
  75. А. Проблемы экономического моделирования развития экономики России в период реформ // Вопросы статистики 1998 № Юс. 17
  76. . Управление: пути преодоления кризиса. // Вопросы экономики 1997. № 6. с. 36.
  77. П. А. Народохозяйственная эффективность региональной экономической системы /Региональный аспект эффективности общественного производства Владивосток: ДВНЦ АН СССР, — 1981 сЗ-19
  78. П.А. Региональная экономическая политика. Стратегия развития Дальневосточного региона. Хабаровск 1997 88с.
  79. П.А. Экономическое развитие региона: программный подход. М. Наука 1993 224с.
  80. Н. Оценка продовольственной безопасности региона. // АПК экономика, управление. № 12 1997 год. С. 3
  81. В.В. Вопросы развития социалистической экономики. М.: Наука, 1972. — 327с.
  82. В., Мешков. В., Подъяблонская J1. Финансовое состояние предприятия // Экономист 2000 № 7 с. 37−42
  83. К.В. Система показателей, характеризующих устойчивость и эффективность реформы // Вопросы статистики 1999 № 12 с.10−14
  84. В.И. Системный анализ прибыли (на примере промышленных объединений). М.: Финансы, 1978. — 144с.
  85. P.M., Волостных В. В., Управление повышением эффективности производства в отрасли (цели, методы, пути реализации). -М.: Экономика, 1979. 240с.
  86. . Первоначальное накопление капитала -тенденции и проблемы // Экономист 2000 № 8 с. 15−27
  87. . Структура производства // Экономист 1997 № 12 с. 28−36
  88. Постановление Главы администрации Хабаровского края от 02.02.1996 г. № 46 «Об утверждении основных направлений стабилизации и развития рыбного хозяйства Хабаровского края до 2000 года».
  89. Постановление Главы администрации Хабаровского края от 08.06.1998 г. № 242 «Об инвестиционной программе Хабаровского края на 1998−2005 годы».
  90. Постановление Главы администрации Хабаровского края от 28.04.1999 г. № 187 «Об итогах работы предприятий пищевой промышленности края за 1998 год и о перспективах их развития в 1999 году».
  91. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».
  92. Постановление Правительства РФ от 31.01.91 № 70.
  93. Постановление Правительства Хабаровского края от 07.02.2002 г. № 1-пр «О роли межрегиональных экономических связей Хабаровского края и перспективах их развития».
  94. Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие два года // Вопросы экономики, 1996 № 11 с. 4−32
  95. А.Е. Стратегия и тактика развития предприятия в конкурентной среде. // Межвузовский сборник научных трудов «Промышленная политика: теория и практика». М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998
  96. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2-е издание, исправл. — М.:ИНФА-М 1998. с. 479
  97. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.96 № 1170-Р
  98. Pay В. В. Аграрный сектор на пути к обновлению // Проблемы прогнозирования 2000. № 4 С.40−50
  99. Н.М. Проблемы отраслевой, межотраслевой и региональной экономики. / Вестник московского университета Сер.6 1997 № 2 С. 66−85
  100. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.-352с.
  101. B.C. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. М.: Экономика, 1991. — 253с.
  102. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск. ООО «Новое знание». 1999 год. 607с.
  103. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. -498с.
  104. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд. Минск: ИП «Перспектива», «Новое знание» 1999 -498с.
  105. Е. Выбор приоритетов аграрной политики России в современных условиях.// АПК Экономика, управление № 3 2000 год
  106. Н.Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 479с.
  107. В.Н. Пищевая промышленность России в завершающем году второго тысячелетия. // Пищевая промышленность № 5 2000 г. С. 13.
  108. Ю. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий //Российский экономический журнал 1997. № 8 С. 33−41
  109. Д. Скотт Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М Прогресс 1989 528
  110. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА М. 2000 год. С. 671.
  111. Ситуация в реальном секторе российской экономики: мнение консультанта (интервью с М. Ю. Струковым, генеральным директором аудиторской компании «Акция»). // Проблемы прогнозирования. № 6 2000 год.
  112. Ситуация в реальном секторе российской экономики: мнение консультанта (интервью с М. Ю. Скуратовым, генеральным директором аудиторской компании «Акция» //Проблемы прогнозирования 2000 № 6 с. 146−159
  113. К.Д., Мокрянин М. Н., Воробей J1.B., Шевченко М. В. Управленческая деятельность: решения, тенденции, оценки. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.- 128с.
  114. A.M. Государственное регулирование пищевой промышленности в системе АПК региона. // Пищевая промышленность № 5 1999 год С. 26−28.
  115. A.M. Государственное регулирование пищевой промышленности в системе АПК региона. // Пищевая промышленность № 4 1999 год С. 25−27.
  116. A.M., Пашканг Н. Н. Результат трансформации системы управления пищевой промышленностью региона. // Пищевая промышленность № 9 2000 год С. 15−19.
  117. В.А. Условия и пути выживания производящих отраслей российской промышленности. // Машиностроитель 1998. № 3
  118. А. Банкротство предприятий не может быть способом их реструктуризации // Экономист, 2000 № 8 С. 51−60
  119. А. Рынок продовольственных товаров государств -участников СНГ // АПК экономика, управление 2000 № 5 с. 38−45
  120. Управление инвестициями: в 2-х т. Т.1 / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.6 Высшая школа, 1998. — 416с.
  121. Управление финансовой деятельностью / Под ред. Чипига Н. П. и Соколов П. / Методическое пособие (2-е издание, переработанное и дополненное): США: Университет Штата Аляска Анкоридж, 2000 138с.
  122. Э.И. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. — М.: Издательство «Зерцало», 1998. с. 2.
  123. И.Г. дэн. Продовольственная безопасность России в условиях формирования общего аграрного рынка и присоединения к ВТО. // Бюллетень отечественного производителя № 12(18) Москва 2002 г.
  124. И.Г. дэн. Продовольственная безопасность России в условиях формирования общего аграрного рынка и присоединения к ВТО. // Бюллетень отечественного производителя № 3(9) Москва 2002 г.
  125. В. Финансы предприятий: особенности и возможности их укрепления // Экономист 1997 № 1 С. 58−64
  126. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред Е. С. Стояновой. 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Изд-во «Перспектива», 1999.-656 с.
  127. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение В 2-х томах Т.2-М Финансы и статистика 1992 384с.
  128. Т.С. Интенсификация и эффективность в условиях развитого социализма М. Наука 1978 352с.
  129. Хей Д. и Моррис Д. Теория организации промышленности: в 2 т СПб.: Экономическая школа. 1999 год. Т. 2. С. 29−30.
  130. В.М. Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях. // Экономика и финансы. Интернет ресурсы. Самарская школа бизнеса, октябрь 2001.
  131. С.И., Городецкий В. К. Инвестиции в пищевую и перерабатывающую промышленность Калужской области на основе целевого программного подхода. // Пищевая промышленность. № 11 1999 год. С. 9−11.
  132. Р. Финансовое состояние промышленности //Экономист 1997 № 1 С. 49−57
  133. Г. И., Назаренко В. Н., Пищевая и перерабатывающая промышленность: неотложные проблемы // Проблемы прогнозирования, 1999 № 5 С. 68−80
  134. В.Е. Управление кризисными ситуациями. // ЭКО 1999 г. с 164−169
  135. Дж. И Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. —351с.
  136. С., Голд Б., Сезан Ю. Система показателей эффективности производствам. Экономика 1980, 192с.
  137. Экономические и социальные проблемы предприятий (по результатам опроса Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей) // Экономист № 3 1995 год. С. 66.
  138. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999 г.448с.
  139. A.M. О бизнес-модели предприятияХХ1 века. // Пищевая промышленность № 5 2000г. С .22
  140. JI.П. Динамическая модель выживания крупного предприятия с рентоориентированным менеджментом // Экономика и математические методы 2000 Т. 36 № 2 С. 73−78
Заполнить форму текущей работой