Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Охрана лесов и водных биологических ресурсов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, Глава 26 УК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ряд ее норм фактически не применяется в судебной практике и относится к разряду «мертвых». Санкции схожих между собой по степени общественной опасности преступлений не согласованы друг с другом, а за некоторые опасные преступления предусмотрены более мягкие наказания, чем за менее тяжкие. Так, за загрязнение вод (ч. 1 ст… Читать ещё >

Охрана лесов и водных биологических ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1. Уголовно-правовые средства охраны лесов

1.1 Незаконная рубка лесных насаждений

1.2 Уничтожение или повреждение лесных насаждений

2. Уголовно-правовые средства охраны водных биологических ресурсов

2.1 Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

2.1 Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

3. Надзор за исполнением лесного законодательства на примере республики Коми Заключение Список использованной литературы

Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что уголовная ответственность за совершение экологических преступлений наряду с экологическим контролем и другими средствами воздействия на правонарушителей, посягающих на установления природоохранного законодательства, является одним из наиболее действенных рычагов защиты интересов общества и государства в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в целом. В основе характеристики юридической ответственности в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды лежит понятие экологического правонарушения, под которым понимается виновное противоправное деяние, нарушающее общее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, экологической безопасности и здоровью человека. Эколого-правовая уголовная ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, призванных обеспечивать эффективное применение и реализацию принудительных мер уголовно-правового воздействия на нарушителей установленного законом порядка использования природных ресурсов и сохранения благоприятных для человека условий окружающей среды. Особенностью данного правового института является его комплексность, так как в систему норм юридической ответственности входят не только нормы уголовного права, но и дополняющие их, создающие условия для реализации уголовно-правовых запретов нормы различных иных отраслей российского права: административного, земельного, лесного, водного, горного, природоохранного, гражданского и др.

Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике юридической науки: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.

Эмпирическая база исследования — монографии, статьи ученых и юристов практиков опубликованные в разное время по данной теме.

Объект работы — преступления, посягающие на охрану лесов и водных биологических ресурсов, предмет — УК РФ, законодательство и судебная практика об экологических преступлениях.

Цель работы — изучить уголовно-правовые средства охраны лесов и водных биологических ресурсов.

В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

— рассмотреть незаконную рубку лесных насаждений;

— провести уголовно-правовую оценку уничтожения или повреждения лесных насаждений;

— изучить нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

— исследовать незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

— осветить надзор за исполнением лесного законодательства на примере республики Коми.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

правовой лес водный законодательство

1. Уголовно-правовые средства охраны лесов

1.1 Незаконная рубка лесных насаждений

Предметом преступления являются лесные насаждения, т. е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

Под лесом понимается совокупность плотнорастущих деревьев и древесно-кустарниковой растительности на определенной земельной площади. Лесной фонд состоит из лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель лесного фонда, не покрытых растительностью. Исходя из природоохранного, экологического, экономического и социального значения лесного фонда, его местоположения, проводится деление лесного фонда на первую, вторую и третью группы. Леса первой группы, в свою очередь, делятся на категории защитности, а леса третьей группы — на освоенные и резервные. К первой группе относятся леса, выполняющие защитные функции, и леса особо охраняемых территорий. В лесах этой группы, как правило, допускаются лишь санитарная рубка деревьев и кустарников и рубки ухода. Кругликов Л. Л. Уголовное право России. Часть особенная — М., Проспект, 2013. С. 539

В частности, к лесам первой группы и особо защитным участкам лесов всех групп относятся:

а) водоохранные защитные полосы по берегам водных объектов; защитные противоэрозийные леса, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, лесопарки, зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, курортные леса;

б) леса особо охраняемых природных территорий — особо ценные лесные массивы в лесах любой категории; памятники природы; леса, имеющие научное или историческое значение; орехопромысловые зоны; лесоплодовые насаждения и притундровые леса;

в) леса природно-заповедного фонда — заповедники, заповедные лесные участки, заказники, национальные природные парки.

На особо защитных участках леса с ограниченным режимом лесопользования может быть полностью или частично запрещено применение сплошных лесосечных рубок, а в необходимых случаях — и других рубок.

Леса второй группы помимо защитных функций имеют ограниченное эксплуатационное значение.

К третьей группе отнесены леса многолесных районов страны, имеющие в основном эксплуатационное значение.

Кроме перечисленных групп лесов имеются насаждения, не входящие в лесной фонд: лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях обороны и городских поселений (городские леса). Использование указанных насаждений, уход за ними, их охрана регулируются ст. 10−12 и гл. 10 Лесного кодекса РФ Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.)//СЗ РФ. 2006 г. № 50 ст. 5278. В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях: сельскохозяйственного назначения, в т. ч. для садоводства и личного подсобного хозяйства; транспорта (полосы отвода); населенных пунктов, в т. ч. предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); водного фонда (полосах отвода каналов); иных категорий.

Дерево — многолетнее растение с четко выраженным стволом, несущими боковыми ветвями и верхушечным побегом. Если дерево имеет несколько стволов, то в расчетах каждый ствол учитывается отдельно. Кустарник — многолетнее растение, ветвящееся у самой поверхности почвы (в отличие от деревьев) и не имеющее во взрослом состоянии главного ствола. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012 г. № 12

Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т. п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Как хищение квалифицируется порубка в целях завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах.

Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Рассмотрим судебное дел по Москве из материалов последних лет.

Гражданин Н. совершил незаконную порубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, не входящих в лесной фонд, в крупном размере, а именно: Н. 7 апреля 2003 г., в не установленное следствием время, находясь по адресу: город Москва, Балаклавский проспект, владение: имея умысел на незаконную порубку деревьев, в нарушении ст. 61 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 3 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений», постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2001 г. № 153-ПП, самовольно, т. е. без соответствующего разрешения — порубочного билета, — совершил незаконную порубку с использованием ножовки путем спиливания 8 одноствольных деревьев ясень с диаметрами стволов 24, 18, 18, 18, 14, 20, 22, 16 сантиметров и 2 двуствольных деревьев вышеуказанной породы с диаметрами стволов 20+16 и 20+18 сантиметров, причинив крупный ущерб окружающей природной среде, рассчитанный Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по г. Москве, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 388 «Об утверждении такс исчисления размера за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, нарушением лесного законодательства РФ» и от 19 февраля 2001 г. № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню», а также телефонограммой Комитета природных ресурсов РФ и Министерства финансов РФ от 1 января 2002 г., на общую сумму 134 тысячи 799 рублей 39 копеек.

Подсудимый свою вину в совершении преступления признал и пояснил, что 7 апреля 2003 г. он в ночное время действительно спилил 10 деревьев, 8 из которых одноствольные, а два дерева — двухствольные. Вина подсудимого подтверждается показаниями представителя потерпевшего — представителя департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, который в судебном заседании показал, что департамент является специальным органом по защите зеленых насаждений в г. Москве. Представитель департамента выезжал на место вырубки, где был составлен акт о порубке деревьев. Материальный ущерб составляет 162 тыс. рублей, который он просил взыскать с подсудимого в пользу департамента. Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что действия следует квалифицировать по ч. 2 п. «г» ст. 260 УК РФ как незаконная порубка деревьев, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены в крупном размере. Материальный ущерб, причиненный департаменту природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы подсудимым, составляет 134 тысячи 799 рублей 39 копеек, является крупным, более чем в 200 раз превышающим минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

Что же касается гражданского иска на сумму 134 799 рублей 39 копеек, то суд считает необходимым передать данный вопрос на рассмотрение суда, рассматривающего гражданско-правовые споры, признав за гражданским истцом право на удовлетворение иска в порядке гражданского судопроизводства. Руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд приговорил: признать Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 п. «г» ст. 260 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 6 (шести) месяцев лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. //www.mos-gorsud.ru

Право на порубку дает лесорубочный билет (ордер), лесной билет. К разрешительным документам также относится лицензия, удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду).

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. В комментируемой статье речь идет о размере порубки либо повреждения растительности, а не о размере вреда, причиненного преступлением природной среде, животному миру и лесному хозяйству.

Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Незаконная рубка лесных насаждений признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если два или более лица заранее договорились о совершении кражи, и при этом их действия могут быть квалифицированы как соисполнительство. Участие в преступлении других соучастников (организаторов, подстрекателей или пособников), не являющихся исполнителями, не дает основания для вменения этого квалифицирующего признака. Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО — М., Юрайт, 2011 С. 389

Соисполнительство при незаконной рубке лесных насаждений понимается очень широко. «Исходя из смысла части второй статьи 35 УК РФ уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное рубку осуществляет один из них. Если другие участники в соответствии с распределением ролей совершили согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления, содеянное ими является соисполнительством и в силу части второй статьи 34 УК РФ не требует дополнительной квалификации по статье 33 УК РФ.

Действия лица, непосредственно не участвовавшего в хищении чужого имущества, но содействовавшего совершению этого преступления советами, указаниями либо заранее обещавшего скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи непосредственным исполнителям преступления, сбыть похищенное и т. п., надлежит квалифицировать как соучастие в содеянном в форме пособничества со ссылкой на часть пятую статьи 33 УК РФ". Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 3 февраля 2014 г.)//СЗ РФ. 1996. № 25. ст.2954

Если лицо совершает незаконную рубку лесных насаждений, используя для этого лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, то его действия (при отсутствии иных квалифицирующих признаков) следует квалифицировать по ч. 1 ст. 260 УК РФ как действия непосредственного исполнителя преступления.

Под лицом, использующее свое служебное положение понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т. п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы.

В ч. 3 ст. 260 УК РФ предусмотрены особо квалифицирующие признаки:

— особо крупный размер (150 тыс. руб.);

— группа лиц по предварительному сговору или организованная группа.

Стоит отметить, что согласно судебной практике рубка деревьев и кустарников, произрастающих на озелененных территориях в границах населенных пунктов (парках, скверах, бульварах), квалифицируются по ст. 260 УК РФ.

Так, гражданин Ч. был осужден по ст. 260 УК РФ за незаконную рубку четырех деревьев породы «клен», не отнесенных к лесным насаждениям, произрастающих под окнами его дома. Своими действиями виновный причинил муниципальному учреждению г. Красноярска значительный материальный ущерб. Дело № 20 009 147 // Архив Октябрьского районного суда г. Красноярска (СПС Гарант)

Незаконную рубку лесных насаждений следует отграничивать от административных проступков, предусмотренных ст. 8.25, 8.28, 11.21 КоАП.

Различие проступков, предусмотренных ст. 8.25 КоАП, и преступления состоит в том, что предусмотренные в ней виды лесопользования, включая проведение рубок, осуществляются на основе законно полученных разрешительных документов, но с нарушением указанных в них условий. Комментируемая статья предполагает незаконную рубку лесных и иных насаждений при наличии указанных в ней признаков состава.

Статья 8.28 КоАП применяется, если указанные в ней деяния не содержат признаков преступления: значительный размер, группой лиц и т. д. Правонарушения, указанные в ст. 11.21 КоАП, от рассмотренных выше отличаются по месту их совершения, а от преступной незаконной рубки (ст. 260 УК) по тем же признакам состава, что и деяния, указанные в ст. 8.28 КоАП. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 3 февраля 2014 г.)//СЗ РФ. 2002 г. № 1 (часть I). ст.1

Таким образом, под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т. е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава либо за пределами лесосеки.

1.2 Уничтожение или повреждение лесных насаждений

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны лесов.

Предмет — деревья, кустарники и лианы, как относящиеся, так и не относящиеся к лесным насаждениям.

Повреждение влечет частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, деградацию ее на определенных участках до степени прекращения роста, заражение болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенную утрату ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т. д.

Неосторожное обращение с огнем может выражаться как в нарушении общих мер предосторожности, так и специальных правил противопожарной безопасности. Источники повышенной опасности разнообразны: линии электропередач, транспортные средства, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и др. Так, Правилами пожарной безопасности в лесах запрещается использовать машины и тракторы без искрогасителя на выхлопной трубе, предписывается применять необходимые меры при корчевании пней с помощью взрывчатых веществ. Уголовное право России: учебник: в 2 т. / Под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. — 2-е изд., перераб. Т. 2. — М., Норма, 2008. С. 351

Поджог — действие, приводящее к воспламенению; намеренное поджигание лесных и иных насаждений. Иным общеопасным является способ, который может привести не только к гибели или повреждению лесов и насаждений, но и к уничтожению животного мира, причинению вреда сельскому хозяйству, здоровью людей, отравлению атмосферы (например, использование взрывчатых веществ, ядов, дефолиантов, бактериологических средств, массовое распространение болезней растений и животных, вредителей).

Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование подобных объектов.

Под иным негативным воздействием понимается, например, засорение леса отходами, отбросами, выбросами вредных веществ. Отходы — это остатки производственной деятельности человека, еще пригодные для какой-нибудь цели; отбросы — негодные остатки. Различие между отбросами и отходами относительно. Под выбросами понимается выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства (дыма, газа, сажи и иных химических веществ).

Преступление считается оконченным с момента уничтожения или повреждения лесных либо иных насаждений. Между действием (бездействием) и последствием необходимо установить причинную связь.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 3 февраля 2014 г.)//СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954, может быть совершено только по неосторожности. Уничтожение или повреждение лесной и иной растительности путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия может быть умышленным.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 и 4 ст. 261 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак — крупный ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.

В случае уничтожения или повреждения древесно-кустарниковой растительности вредными выбросами в атмосферу ответственность наступает по совокупности ст. 261 и 251 УК РФ

Таким образом, уничтожение лесных и иных насаждений предполагает полное сгорание или полное их превращение в сухостой в связи с неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности.

2. Уголовно-правовые средства охраны водных биологических ресурсов

2.1 Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Предмет преступления — водные биологические ресурсы, к которым относятся рыба различных видов, включая молодь (рыбные запасы), иные водные животные (раки, крабы, организмы «сидячих» видов, водные пушные млекопитающие и др.), а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность, образующие в совокупности кормовые запасы.

Объективная сторона характеризуется совершением одного из следующих действий: производство сплава древесины; строительство мостов, дамб; транспортировка древесины и других лесных ресурсов; осуществление взрывных и иных работ; эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов. Надо иметь в виду, что в комментируемой статье содержится открытый перечень видов деятельности, осуществление которых может привести к нарушению правил охраны водных биологических ресурсов. Вагин О. А., Бриллиантов А. В., Бриллиантов А. В., Блинников А. В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник. Гриф УМО — М., Проспект, 2011 С. 742

Указанные нарушения признаются преступными, если повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение кормовых запасов в значительных размерах либо иные тяжкие последствия.

Значительный размер уничтожения кормовых запасов — понятие оценочное, оно определяется судом на основе совокупности обстоятельств, оценки причиненного ущерба с учетом как экономической, так и экологической ценности приведенных в негодность биоресурсов.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать уничтожение мест размножения рыбы или значительного количества икры, нарушение экологического равновесия биосистемы и др.

Преступление считается оконченным с момента наступления одного из последствий, указанных в комментируемой статье.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет (руководитель хозяйствующего субъекта или предприниматель, занимающийся осуществлением указанных видов работ; лицо, фактически выполняющее их без разрешения). Есаков Г. А. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) — М., Проспект, 2013. С. 315

Таким образом, под правилами охраны биологических ресурсов понимаются обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсного и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водных фауны и флоры.

2.2 Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в области охраны и рационального использования водных биологических ресурсов.

Основными нормативными актами, регулирующими данные отношения, являются: Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире»; Водный кодекс РФ и ряд других.

Предмет преступления — водные животные и растения: рыбы, ракообразные, моллюски, моржи, ондатры, выхухоли, тюлени, нерпы, морские львы, морские бобры и котики, дельфины, сивучи и другие представители животного мира в естественном состоянии, а также промысловые морские растения.

Ценные породы рыб, специально разводимые и выращиваемые в водоемах рыбозаводов и иных хозяйств в качестве товарной продукции, обладают экономическими свойствами имущества и к предмету рассматриваемого преступления не относятся. Незаконный вылов и завладение ими с корыстной целью образуют соответствующий состав хищения чужого имущества.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в незаконной добыче указанных предметов. При квалификации незаконных действий необходимо использовать разъяснения постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012 г. № 1

Под добычей в ст. 256 УК понимается сам процесс незаконного лова, например, установка сетей, капканов, ловушек, производство взрыва в воде в целях глушения рыбы и т. д., вне зависимости от того, увенчался ли этот процесс незаконным завладением добычей.

Часть 1 ст. 256 УК содержит исчерпывающий перечень признаков, определяющих добычу водных биологических ресурсов в качестве незаконной и уголовно наказуемой.

Добыча становится таковой, если деяние причинило крупный ущерб, который является оценочным признаком. Для признания ущерба крупным необходимо учитывать ряд факторов, в частности стоимость добытой рыбы или водных животных, их количество, совокупный объем, вес, экологическую ценность, вред, причиненный той или иной популяции, и т. д.

Незаконной признается добыча указанных предметов преступления с применением самоходного транспортного плавательного средства (судна, баржи, катера, моторной лодки, катамарана, скутера, моторной яхты и подобных механических средств передвижения по воде) или взрывчатых и химических веществ, электротока или иных способов массового истребления указанных водных животных или растений, например, отравление водоема газами, спуск в водоем с целью отравления рыбы и водных млекопитающих (бобров, выдр, ондатр и т. д.) ядовитыми веществами. В последнем случае, если подобные действия фактически повлекли массовую гибель животных, содеянное требует квалификации еще и по ч. 2 ст. 250 как предусматривающей ответственность за более опасное преступление.

В соответствии с требованиями анализируемого закона добыча указанных животных образует преступление, если она производится в местах нереста или на миграционных путях к ним, например, в местах икрометания осетровых пород рыб на реках Волга и Урал, на миграционных путях лососевых рыб в территориальных водах России и на реках Камчатки к своим нерестилищам.

Часть 1 ст. 256 УК признает уголовно наказуемой и незаконную добычу водных животных и растений на территории заповедника, заказника, а равно в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО — М., Юрайт, 2011 С. 312

Приведем пример, так по уголовному делу № 1−21/08 по п. «в» ч. 1 ст. 256 УК РФ осужден гражданин К. за то, что 19 января 2008 года, достоверно зная, что река Горная Обь в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года № 554 входит в перечень рек, являющихся миграционным путем на места нереста рыб, в нарушение п. 23 Правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Тюменской области, в соответствии с которым запрещается рыболовство на реке Горная Обь от ледостава до распыления льда, одной ловушкой 1,5 *1,5 м с ячеей 10*10 мм, установленной им 10 января 2008 года, в нарушение п. 1 ст. 20 Правил рыболовства в водоемах ЯНАО, утвержденных постановлением Губернатора от 25 января 2001 года № 35, в соответствии с которыми запрещен вылов видов рыб, занесенных в Красные книги РФ и автономного округа, в реке Горная Обь выловил 6 молодых стерлядей, занесенных в Красную книгу РФ приказом Госкомэкологии № 569 от 19.12.1997 года. Справка о результатах обобщения судебной практики по рассмотрению судом Ямало-Ненецкого автономного округа уголовных дел о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) (опубликована 15 марта 2010 г.)// Текст справки размещен на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в I№ter№et (http://oblsud.y№ao.sudrf.ru)

Часть 2 ст. 256 предусматривает ответственность за специальный состав данного преступления — незаконную добычу котиков (млекопитающих семейства ушастых тюленей), морских бобров (калана, камчатского бобра и морской выдры, млекопитающих из семейства куньих), а также любых иных млекопитающих животных, например, дельфинов, моржей, тюленей, морских львов, в открытом море или в запретных зонах.

Место совершения деяния — обязательный признак состава данного преступления. Незаконная добыча морских млекопитающих может совершаться либо в открытом море за пределами территориальных вод России, либо в запретных зонах: прибрежных зонах — заповедниках, на островах — лежбищах, которые животные из поколения в поколение избирают местом отдыха, размножения, воспроизводства и ухода за потомством.

Незаконная добыча каланов, морских бобров, других водных млекопитающих в территориальных водах и вне запретных зон при наличии соответствующих признаков должна квалифицироваться по ч. 1 ст. 256 УК.

Часть 3 ст. 256 УК устанавливает ответственность за квалифицированный состав рассмотренных преступлений, если они совершены лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

К лицам, использующим свое служебное положение, по смыслу данной нормы могут относиться работники различных природоохранительных организаций и учреждений, сотрудники милиции, прокуратуры, представители местных органов власти и управления и т. д.

Понятие квалифицирующих признаков — группы лиц по предварительному сговору и организованной группы — раскрывается в комментарии к ст. 35 УК РФ. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. /Под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. П. Ревина — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009 С. 351

С субъективной стороны все виды составов рассматриваемого преступления предполагают только умышленную вину в виде прямого умысла: виновный осознает, что он совершает незаконную добычу водных животных и растений, и желает этого.

Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие возраста 16 лет. По ч. 3 ст. 256 УК ответственность в качестве исполнителя преступления может нести только лицо, использовавшее при этом свое служебное положение.

Таким образом, к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Водными животными признаются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечно-полостные водные организмы.

Промысловые морские растения — водные растения, способные к автотрофному питанию, т. е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени либо имеющие специальный правовой статус.

3. Надзор за исполнением лесного законодательства на примере республики Коми

С 1 января 2013 г. вступило в силу постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 415, утвердившее новую Государственную программу республики «Развитие лесного хозяйства», согласно которой общая площадь земель лесного фонда региона по состоянию на 1 января 2012 г. составила 36 262,3 тыс. га, или 87,2% территории. Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 415// http://www.gara№t.ru/hotlaw/komi/494 214/

Это свидетельствует о щедром наделении Республики Коми лесными ресурсами, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии и общества, выполняют важнейшие функции. С учётом специфики региона вопросы лесопользования весьма актуальны, а надзор за исполнением законодательства в названной сфере по праву можно назвать одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры республики.

В результате проведённых в 2012 г. проверок в области охраны окружающей среды, в том числе в сфере лесопользования, органы прокуратуры выявили 3605 нарушений закона, в целях их устранения принесено 80 протестов на не соответствующие федеральному законодательству правовые акты, в суды направлено 590 исковых заявлений, инициировано проведение 32 проверок в порядке, предусмотренном ст. 144−145 УПК, по результатам которых возбуждено 31 уголовное дело.

Типичными нарушениями в указанной сфере остаются факты несоблюдения лесопользователями требований законодательства при заготовке древесины, факты ненадлежащей подготовки и оснащения пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на арендованных участках леса, невыполнения противопожарных мероприятий в процессе заготовки древесины, нарушение санитарных правил в лесах.

В истекшем периоде 2013 г. прокуроры городов и районов, природоохранные прокуратуры при наличии информации, требующей принятия мер реагирования прокурором, ориентированы на проведение проверок полноты принятых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер, направленных на учёт, охрану, воспроизводство лесных ресурсов при подготовке к пожароопасному периоду.

Печорским природоохранным межрайонным прокурором при проверке деятельности предприятий-лесопользователей установлено использование лесных участков без проектов освоения лесов и заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов, что влечёт невозможность осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров. В связи с этим возбуждено 12 административных производств по ч. 4 ст. 8.25 КоАП, в суды направлено 2 исковых заявления о возложении обязанности разработать проект освоения лесов к договорам аренды лесных участков, находящихся в пользовании, руководителям предприятий внесено 4 представления об устранении нарушений лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Гуев А. Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — М., Юрайт, 2012. С. 251

При осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства особое внимание обращено на правомерность и своевременность исполнения контрольных функций в сфере лесных отношений органами исполнительной власти республики, а также полноты принятых ими мер в рамках предоставленных законом полномочий.

Так, проверкой, проведённой Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности одного из указанных органов — Комитета лесов Республики Коми и подведомственных ему учреждений — установлено, что государственные инспекторы по пожарному надзору в лесах ГКУ РК «Койгородское лесничество», «Кажимское лесничество», «Сысольское лесничество», в рамках проведения прокурорских проверок, в адрес юридических лиц вносили предписания с требованием выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов с установлением конкретных сроков. Между тем указанные учреждения не осуществляли самостоятельных внеплановых проверок и внесение предписаний в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон) было необоснованным.

Кроме того, выдача предписаний в силу п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона повлекла бы за собой основания для проведения последующих внеплановых проверок по истечении срока исполнения ранее выданных предписаний, что фактически подменило бы законодательно установленную процедуру проведения проверок юридических лиц, в связи с чем на соответствующие предписания принесено 7 протестов, по результатам рассмотрения которых предписания отменены.

Проверкой также установлено, что Комитет лесов Республики Коми не использовал предоставленные законом полномочия, установленные ст. 29.13 КоАП, согласно которой орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий. По этому факту руководителю Комитета лесов Республики Коми внесено представление, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В действиях заместителя руководителя ГКУ РК «Сыктывдинское лесничество» вскрыты факты злоупотребления служебными полномочиями, выразившиеся в укрытии незаконной рубки лесных насаждений, в связи с чем в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых в отношении последнего возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК.

Органы прокуратуры республики на постоянной основе осуществляют проверку соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям федерального законодательства, а также проведение их антикоррупционной экспертизы.

Печорским межрайонным прокурором в связи с принятием за пределами компетенции органа местного самоуправления опротестовано постановление руководителя администрации МО ГП «Изъяю» от 11 января 2012 г. № 1 «Об отпуске леса на корню населению городского поселения Изъяю», которым разрешён отпуск леса на корню в иных нормативах, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Прокурором г. Сосногорска опротестовано решение Совета МО СП «Ираёль» от 3 февраля 2012 г. № 73 «О нормах платы за лес на корню, в том числе деловой древесины», которым утверждены нормы платы за лес на корню, деловой древесины, не содержащие в себе указаний о применении ставок платы за единицу объёма древесины применительно к древесине, заготавливаемой на землях, находящихся в муниципальной собственности МО СП «Ираёль».

В связи с тем, что указанные нормативные правовые акты не позволяли определить обоснованность установления нормативов отпуска леса на корню, а также размера платы за лес, деловую древесину и устанавливали необоснованно широкие пределы для усмотрения правоприменителя, на соответствующие нормативные правовые акты принесены протесты, по результатам рассмотрения которых оспариваемые акты отменены.

Благодаря своевременному принятию превентивных мер, направленных на минимизацию последствий лесных пожаров, в 2012 г. на территории региона отмечено существенное снижение числа и площади лесных пожаров (2012 г. — 117 лесных пожаров на общей площади 1370,56 га: в 2011 г. — 591 пожар на площади 50 907,10 га), в результате которых населённые пункты и граждане не пострадали. Достижению указанного результата способствовала слаженная и эффективная работа органов прокуратуры республики. Савельева B.С. Основы квалификации преступлений: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М, Проспект, 2011 С. 174

С учётом актуальности и значимости вопросов пожарной безопасности в лесах, надзор за исполнением законодательства в названной сфере осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора от 10 февраля 2011 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий» и указанием Генерального прокурора РФ от 11 мая 2011 г. № 127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров».

Прокурором Республики Коми 25 мая 2012 г. издано указание «О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров», посредством которого организовано еженедельное поступление в прокуратуру республики оперативных сведений о принимаемых мерах реагирования, а также сведений о лесных пожарах на территории региона в пожароопасный период, что способствует предупреждению правонарушений, совершаемых в указанной сфере.

Для координации и надлежащего взаимодействия лиц, участвующих в тушении пожаров, органов власти и местного самоуправления в республике разработан и согласован с Рослесхозом Сводный план тушения лесных пожаров, Комитетом лесов Республики Коми разработан Регламент тушения пожаров, который предусматривает основные принципы взаимодействия участвующих в организации и непосредственно в тушении лесных пожаров лиц.

При прокуроре республики регулярно проводятся межведомственные совещания, на которых обсуждаются, в том числе результаты работы в сфере охраны лесов от пожаров, вырабатывается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование надзорной деятельности в названной сфере, перед прокурорами городов и районов, природоохранными межрайонными прокурорами указываются приоритетные направления и ставятся задачи при проведении проверок.

На заседаниях Координационного совета по вопросам местного самоуправления в Республике Коми с участием прокуроров городов и районов, глав муниципальных образований и представителей администрации главы Республики Коми, Правительства Республики Коми обсуждаются в том числе вопросы готовности населённых пунктов к прохождению пожароопасного периода, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, обозначаются приоритетные мероприятия, которые требуют незамедлительного выполнения, особое внимание обращается на ответственность руководителей и иных должностных лиц администраций муниципальных образований за нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности в лесах, а также за ненадлежащее исполнение ими полномочий.

Наиболее эффективной мерой прокурорского реагирования, используемой в практике органов прокуратуры республики в целях устранения выявленных нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, является обращение с заявлением в суд.

Так, прокурор Корткеросского района предъявил заявления об обязании глав сельских поселений выполнить мероприятия по организации минерализованных противопожарных полос; прокурор Койгородского района направил в суд заявление об обязании МО СП «Ужга» обустроить необходимые противопожарные разрывы между населёнными пунктами и лесным массивом; прокурор Сыктывдинского района предъявил заявление об обязании администрации МО МР «Сыктывдинский» обеспечить надлежащее состояние пожарных водоёмов, а также заявления об обязании администраций сельских поселений «Выльгорт» и «Зеленец» принять в собственность муниципальных образований сельских поселений источники наружного противопожарного водоснабжения, находящиеся на административной территории поселений и не имеющие собственников. Требования, изложенные в заявлениях прокуроров, удовлетворены в полном объёме.

Всего по результатам проведённых в 2012 г. проверок исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров выявлено 1240 нарушений закона, внесено 125 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 66 лиц, на не соответствующие федеральному законодательству правовые акты принесено 26 протестов, в суды направлено 226 исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 82 лица.

Органы прокуратуры республики продолжают проводить проверки исполнения лесного законодательства с одновременной оценкой эффективности реализации органами исполнительной власти республики возложенных на них полномочий в сфере лесных отношений. Вопросы коррупционных проявлений и пожарной безопасности в лесах находятся на постоянном контроле прокуратуры республики. Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО — М., Юрайт, 2011 С. 322

Таким образом, Глава 26 УК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ряд ее норм фактически не применяется в судебной практике и относится к разряду «мертвых». Санкции схожих между собой по степени общественной опасности преступлений не согласованы друг с другом, а за некоторые опасные преступления предусмотрены более мягкие наказания, чем за менее тяжкие. Так, за загрязнение вод (ч. 1 ст. 250), за загрязнение атмосферы (ч. 1 ст. 251) и незаконную охоту (браконьерство) ч. 1 ст. 258 УК РФ предусмотрено назначение ареста на срок от 3 до 6 месяцев. Экологические преступления, в результате которых причинен вред жизни, здоровью, природной среде, хозяйственной деятельности, зачастую наносят больший ущерб, чем преступления против личности, экономические и иные, но лишь три из них отнесены к тяжким (ч. 3 ст. 247, ч. 3 и 4 ст. 261 УК РФ). Отсутствуют нормы об ответственности за ряд общественно опасных деяний: за экологическую контрабанду, незаконный ввоз в целях захоронения ядерных отходов, экологический терроризм, незаконную торговлю и вывоз животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Заключение

Подводя итоги можно констатировать достижение цели и задач курсового исследования и сделать следующие выводы.

Современное законодательство об уголовной ответственности не учитывает в полной мере значение социально-экологической сущности природных объектов как основы жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории Российской Федерации. Налицо несоответствие уголовного законодательства положениям новейшего экологического законодательства. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» не указаны категории видов экологических правонарушений, влекущих применение мер административной и уголовной ответственности. Это обстоятельство влечет возникновение серьезных проблем при определении и разграничении составов уголовных преступлений и административных правонарушений, что негативно влияет на эффективность правоприменения, соблюдения федерального и регионального экологического законодательства. В связи с этим следует поддержать предложение о необходимости включить в названный Закон статью, определяющую виды экологических правонарушений как в области природопользования, так и в природоохранной сфере. С учетом этих общих положений следует зафиксировать во всех природоресурсных законах требования об ответственности за правонарушения, касающиеся охраны и рационального использования объектов природы. К проблемам правоприменения относятся также неопределенность текста самого уголовного закона, обилие в нем признаков и понятий, трудно поддающихся расшифровке; множественность бланкетных диспозиций и признаков, определение содержания которых требует обращения к труднодоступному массиву нормативных правовых актов смежного экологического и природоресурсного законодательства.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т. е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава либо за пределами лесосеки.

Уничтожение лесных и иных насаждений предполагает полное сгорание или полное их превращение в сухостой в связи с неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Под правилами охраны биологических ресурсов понимаются обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсного и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водных фауны и флоры.

К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Водными животными признаются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечно-полостные водные организмы.

Промысловые морские растения — водные растения, способные к автотрофному питанию, т. е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени либо имеющие специальный правовой статус.

Глава 26 УК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Ряд ее норм фактически не применяется в судебной практике и относится к разряду «мертвых».

Санкции схожих между собой по степени общественной опасности преступлений не согласованы друг с другом, а за некоторые опасные преступления предусмотрены более мягкие наказания, чем за менее тяжкие. Так, за загрязнение вод (ч. 1 ст. 250), за загрязнение атмосферы (ч. 1 ст. 251) и незаконную охоту (браконьерство) ч. 1 ст. 258 УК РФ предусмотрено назначение ареста на срок от 3 до 6 месяцев. Экологические преступления, в результате которых причинен вред жизни, здоровью, природной среде, хозяйственной деятельности, зачастую наносят больший ущерб, чем преступления против личности, экономические и иные, но лишь три из них отнесены к тяжким (ч. 3 ст. 247, ч. 3 и 4 ст. 261 УК РФ). Отсутствуют нормы об ответственности за ряд общественно опасных деяний: за экологическую контрабанду, незаконный ввоз в целях захоронения ядерных отходов, экологический терроризм, незаконную торговлю и вывоз животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой