Охрана и защита литературных произведений
Термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы… Читать ещё >
Охрана и защита литературных произведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Охрана и защита литературных произведений
Оглавление Введение
1. Литературные произведения как объект авторского права
2. Характеристика субъективных прав автора произведения
3. Анализ нормативно-правовой базы
4. Охрана и защита литературных произведений Заключение Список использованных источников
Введение
Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства, а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.
Согласно определению Всемирной организации интеллектуальной собственности авторское право и смежные права — это есть правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, также вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Законодательство по авторскому праву играет решающую роль в показе вкладов и прав различных партнеров, действующих в сфере культуры, и отношений между ними и обществом.
Всемирной конвенцией об авторском праве к объектам охраны авторских прав относятся: «литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры». Позднее к списку были добавлены и «гравюры».
В соответствии с Бернской конвенции к объектам охраны авторских прав относятся «литературные и художественные произведения». Этим термином охватывается любая продукция в сфере литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения. В этот перечень могут быть включены:
книги, брошюры и другие письменные произведения;
лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные сочинения с текстом или без текста;
кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;
рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии;
фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;
произведения прикладного искусства;
иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.
переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.
Авторские права возникают в силу создания произведения и существуют независимо от того, выпущено произведение в свет, доведено ли до определенного круга лиц или нет. Важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, то есть ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения, например, рисунок, нотная запись.
Материальные предметы могут быть бесценны, авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов, именно с возможностью его воспроизведения, именно поэтому авторское право на произведения науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели его материального образца, в котором оно было воплощено.
Целью данной работы является изучение и теоретический анализ вопросов правовой охраны литературных произведений.
1. Литературные произведения, как объект авторского права Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).
Авторское право является одним из четырех институтов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной собственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:
смежных прав;
патентного права;
средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг) Гражданское право (Кушнир И.В.).
Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.
Объекты авторского права — произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя необходимыми признаками:
а) являющиеся результатом творческой деятельности;
б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звукоили видеозаписи, в объемно-пространственной форме).
Остановимся более подробно на литературных произведениях, как объекте авторского права.
Литературное произведение — это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. — С. 32
Термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам. «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г.
Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:
произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.
произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений. В случае отсутствия у заинтересованной стороны авторского лицензионного договора, заключения экспертов или иного подтверждения заимствования материалов из произведения-оригинала, решение суда по данному вопросу становится наименее предсказуемым.
наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом, в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.
Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.
Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения. Интеллектуальная собственность Авторское право и смежные права Патентное право Регистрация прав — www.copyright.ru
На правовой режим произведения также влияет способ его создания. Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения, созданные:
— в рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения, ст. 1295);
— по заказу (ст. 1296);
— при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298);
— при выполнении работ по иному договору (ст. 1297). Гражданское право (Кушнир И.В.)
Под творчеством в науке авторского права понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат, обеспечиваемый индивидуальностью автора.
В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. п. 5 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ
Авторское право охраняет произведения независимо от их назначения и достоинств, а также от способа их выражения.
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.
Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для следующих видов произведений:
производные произведения (ст. 1260);
составные произведения (ст. 1260);
программы для ЭВМ и базы данных (ст. 1261−1262);
аудиовизуальные произведения (ст. 1263);
проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264);
служебные произведения (ст.1295).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В числе объектов авторского права законодатель в качестве отдельной группы выделил литературные произведения. В данном случае этот термин используется в широком смысле и охватывает весьма значительный круг творческих произведений, в которых посредством слова в письменной или иной объективной форме, а также и в публичной устной речи выражены мысли и чувства автора. В их числе могут быть:
— художественно-литературные, учебные, публицистические научные и иные работы;
— дневники, письма;
— лекции, доклады, проповеди и иные устные публичные выступления;
— переводы и другие произведения.
Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.
2. Характеристика субъективных прав автора произведения В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор становится обладателем целого ряда субъективных авторских прав, как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права именуются исключительными авторскими правами.
Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, российские и иностранные.
Самой распространенной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные.
Личные неимущественные права.
1) Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право признаваться автором произведения (право авторства)
2) право на имя
3) право на обнародование
4) право на защиту репутации автора
5) право на отзыв С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Личные имущественные права автора Имущественные права авторов включают в себя исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
право на воспроизведение право на распространение право на импорт
право на публичный показ;
право на публичное исполнение;
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов и др. Основы российского права — курс лекций
3. Анализ нормативно-правовой базы Охрану авторского права и литературных произведений, как объектов авторского права, регулируют следующие нормативно-правовые документы:
Международные конвенции и договоры Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)
Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 г.)
Официальный сайт WIPO
Тексты международных и российских правовых и нормативных актов об авторском праве Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.)
Нормативно-правовые акты Российской Федерации Часть чётвертая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступила в действие с 1 января 2008 года.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»
Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав». Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/
Остановимся более подробно на некоторых из них:
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
Бернская конвенция устанавливает минимальный уровень авторских прав, которые должны предоставлять страны-члены конвенции. Формально говоря, устанавливаемые в Конвенции права устанавливают только уровень прав, предоставляемых на основе конвенции иностранным авторам. В сочетании с принципом национального режима становится довольно трудно выполнить конвенцию и не обеспечить указанные права также и своим гражданам. Тем не менее существуют и законны в рамках конвенции небольшие исключения, касающиеся только внутренних дел. США, например, не признают авторских прав на служебные произведения федеральных государственных служащих.
Конвенция требует предоставления авторам следующих исключительных (то есть предоставляемых исключительно авторам или уполномоченным ими лицам и никому иному) или «экономических» прав Один из принципов конвенции звучит, как: «охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения. Из этого принципа есть одно исключение — закон может предусматривать прекращение охраны произведения, срок охраны которого уже истёк в стране происхождения произведения»
Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (иногда Женевская конвенция) Международная конвенция, разработанная под непосредственным руководством ЮНЕСКО, подписана в Женеве 06.09.52. Действие Всемирной конвенции об авторском праве распространяется на Российскую Федерацию как правопреемницу СССР (СССР присоединился к Конвенции в 1973 г. и обязался охранять произведения иностранных авторов, опубликованные впервые 27.05.73 и позже; то же относилось к охране произведений советских авторов за рубежом). В отличие от Бернской конвенции, преследовавшей цель широкой унификации норм авторского права, Всемирная конвенция об авторском праве оставляет основное регулирование национальному законодательству стран-участниц, что и делает ее более приемлемой для сотрудничества в области охраны объектов авторского права для широкого круга государств. Всемирная конвенция об авторском праве сочетает охрану прав, с одной стороны — по признаку «национальности» произведения, с другой — гражданства государств-участниц независимо от места опубликования. Правопреемство распространяется как на физические, так и на юридические лица. Всемирная конвенция об авторском праве, в частности, установила охрану на территории одного государства прав авторов — граждан других государств, если, начиная с первого выпуска в свет их произведений, все их экземпляры будут носить знак с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет. Это связано с тем, что в США и некоторых других странах американского континента регистрация, депонирование, залог и иные формальности являются обязательным условием предоставления охраны. Энциклопедический словарь экономики и права
3. Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 г.)
Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) (часто просто Договор по авторскому праву) — международное соглашение по охране авторского права, разработанное Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и принятое на Дипломатической конференции организации 20 декабря 1996 года.[1] Широко известен также как «Договор ВОИС в области Интернета» (наряду с Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам), так как дополняет традиционные международные соглашения в области охраны авторского права в соответствии с требованиями интернет-эпохи.
В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/
Настоящий Договор является специальным соглашением в смысле Статьи 20 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в отношении Договаривающихся Сторон, которые являются странами Союза, учрежденного этой Конвенцией. Настоящий Договор никак не связан с другими договорами, кроме Бернской конвенции, и не ущемляет какие-либо права и обязательства по любым другим договорам. ДОГОВОР ВОИС ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ и СОГЛАСОВАННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ДОГОВОРА ВОИС ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ
4. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав
С целью обеспечения признания и охраны авторских прав в отношениях между странами СНГ с некоторыми из них были заключены двусторонние соглашения. 24 сентября 1993 г. страны — участницы СНГ заключили многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. В нем участвует 12 государств, в том числе Россия. Соглашение вступило в силу в мае 1995 г. Взаимные интересы охраны авторского права и смежных прав сделали необходимым достижение договоренности между этими государствами о том, что они будут обеспечивать выполнение на своих территориях международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в ред. 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу этой Конвенции для СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое такое государство будет считать себя связанным ее положениями.
Что же касается отношений между собой, то эти государства, как это предусмотрено в Соглашении 1993 г., будут применять Всемирную конвенцию как к произведениям, созданным после 27 мая 1973 г., так и к произведениям, охранявшимся по законодательству этих государств до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.
В ст. 3 Соглашения 1993 г. содержалось обязательство государств-участников предпринять необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской, Женевской и Римской конвенций, о которых говорилось выше. В дальнейшем ряд этих государств присоединился к этим универсальным конвенциям. Международное частное право М. М. Богуславский Международное частное право. Учебник, Юристь, 2005г
5. Часть чётвертая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»
Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для следующих видов произведений:
производные произведения (ст. 1260);
составные произведения (ст. 1260);
программы для ЭВМ и базы данных (ст. 1261−1262);
аудиовизуальные произведения (ст. 1263);
проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264);
служебные произведения (ст.1295).
На правовой режим произведения также влияет способ его создания. Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения, созданные:
в рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения, ст. 1295);
по заказу (ст. 1296);
при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298);
при выполнении работ по иному договору (ст. 1297). Гражданское право (Кушнир И.В.)
Благодаря заключению международных конвенций был устранен территориальный характер авторского права. Конечно, в этом были заинтересованы не только издательства, но и авторы, чьи произведения без их согласия издавались и иным образом использовались в других странах. Первой такой конвенцией стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, участниками которой был образован так называемый Бернский союз. Административные функции Бернского союза выполняет ВОИС. В Конвенции участвует большое число стран (более 150 государств, включая США с 1989 г., Китай — с 1992 г.). Для России Бернская конвенция в редакции 1971 г. действует с 13 марта 1995 г. Официальный русский текст в соответствии со ст. 37 Конвенции подтвержден Генеральным директором ВОИС и опубликован в Бюллетене международных договоров РФ (N 9. 2003). Международное частное право М. М. Богуславский Международное частное право. Учебник, Юристь, 2005 г.
4. Охрана и защита литературных произведений Рассмотрим правовую охрану литературных произведений через призму охраны авторского права:
Согласно статье 1255 IV Части Гражданского Кодекса РФ:
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Автору произведения принадлежат следующие права:
исключительное право на произведение;
право авторства;
право автора на имя;
право на неприкосновенность произведения;
право на обнародование произведения.
В случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения наряду с указанными выше правами, принадлежат другие права:
право на вознаграждение за использование служебного произведения;
право на отзыв;
право следования;
право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Автором произведения является человек, творческим трудом которого произведение создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
С момента создания произведения (выражения его в какой-либо объективной форме) у автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав на созданное произведение.
Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения.
Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.
Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.
Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.
Авторские права от нарушений могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя до недавнего времени на практике она почти не применялась. Принятые недавно Федеральным законом поправки в ст. 146 УК РФ предусматривают усиление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. Гришаев С. П. — Юристъ, 2004.
Авторские права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Способы защиты авторских прав могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом.
Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение авторских прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.
Для того, чтобы защитить интересы (права) авторов научных, литературных, художественных и других произведений, практическая реализация которых может быть осуществлена третьими лицами без участия автора, и обеспечить охрану содержания этих произведений, необходимо практическую реализацию (воспроизведение) указанных произведений третьими лицами осуществлять только с разрешения авторов этих произведений и/или с непосредственным участием авторов в реализации своих произведений, и/или с осуществлением ими авторского надзора.
Возможность охраны содержания вышеуказанных произведений, выраженная в предоставлении автором разрешения третьим лицам на использование своего произведения, равно как и участие автора в реализации произведения или осуществление им авторского надзора, обеспечивает соблюдение авторских неимущественных и имущественных прав, которые должны быть конкретизированы в договоре между автором и третьими лицами, а также приводит национальное законодательство в соответствие с международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, в частности, с п. (1) ст. 9 Бернской конвенции.
Охрана авторского права не зависит от каких-либо формальностей. Считается, что охрана творческой продукции начинается с момента создания произведения. Однако, во многих странах имеются национальные ведомства по авторскому праву, а законодательство некоторых стран предусматривает возможность регистрации произведений с целью, например, идентификации их названий и установления различий между ними.
У многих владельцев творческой продукции не имеется достаточных средств для защиты авторских прав в административном или судебном порядке, в особенности с учетом все более широкого использования прав на литературные и музыкальные произведения, а также прав на исполнения. В результате, во многих странах появились и находят все более широкое распространение организации или общества по коллективному управлению правами. Эти общества, опирающиеся на значительный опыт в административной и юридической деятельности, способны предоставлять своим членам услуги по сбору, управлению и распределению роялти, полученных за международное использование произведений кого-либо из авторов-членов общества. ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности www.wipo.int
Заключение
литературный акторский право В числе объектов авторского права законодатель в качестве отдельной группы выделил литературные произведения. В данном случае этот термин используется в широком смысле и охватывает весьма значительный круг творческих произведений, в которых посредством слова в письменной или иной объективной форме, а также и в публичной устной речи выражены мысли и чувства автора. В их числе могут быть:
художественно-литературные, учебные, публицистические научные и иные работы;
дневники, письма;
лекции, доклады, проповеди и иные устные публичные выступления;
переводы и другие произведения.
Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.
Благодаря заключению международных конвенций был устранен территориальный характер авторского права. Конечно, в этом были заинтересованы не только издательства, но и авторы, чьи произведения без их согласия издавались и иным образом использовались в других странах. Первой такой конвенцией стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, участниками которой был образован так называемый Бернский союз. Административные функции Бернского союза выполняет ВОИС. В Конвенции участвует большое число стран (более 150 государств, включая США с 1989 г., Китай — с 1992 г.). Для России Бернская конвенция в редакции 1971 г. действует с 13 марта 1995 г. Официальный русский текст в соответствии со ст. 37 Конвенции подтвержден Генеральным директором ВОИС и опубликован в Бюллетене международных договоров РФ (N 9. 2003).
Авторские права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Способы защиты авторских прав могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом.
Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение авторских прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.
Для того, чтобы защитить интересы (права) авторов научных, литературных, художественных и других произведений, практическая реализация которых может быть осуществлена третьими лицами без участия автора, и обеспечить охрану содержания этих произведений, необходимо практическую реализацию (воспроизведение) указанных произведений третьими лицами осуществлять только с разрешения авторов этих произведений и/или с непосредственным участием авторов в реализации своих произведений, и/или с осуществлением ими авторского надзора.
Возможность охраны содержания вышеуказанных произведений, выраженная в предоставлении автором разрешения третьим лицам на использование своего произведения, равно как и участие автора в реализации произведения или осуществление им авторского надзора, обеспечивает соблюдение авторских неимущественных и имущественных прав, которые должны быть конкретизированы в договоре между автором и третьими лицами, а также приводит национальное законодательство в соответствие с международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, в частности, с п. (1) ст. 9 Бернской конвенции.
Охрана авторского права не зависит от каких-либо формальностей. Считается, что охрана творческой продукции начинается с момента создания произведения. Однако, во многих странах имеются национальные ведомства по авторскому праву, а законодательство некоторых стран предусматривает возможность регистрации произведений с целью, например, идентификации их названий и установления различий между ними.
У многих владельцев творческой продукции не имеется достаточных средств для защиты авторских прав в административном или судебном порядке, в особенности с учетом все более широкого использования прав на литературные и музыкальные произведения, а также прав на исполнения. В результате, во многих странах появились и находят все более широкое распространение организации или общества по коллективному управлению правами. Эти общества, опирающиеся на значительный опыт в административной и юридической деятельности, способны предоставлять своим членам услуги по сбору, управлению и распределению роялти, полученных за международное использование произведений кого-либо из авторов-членов общества.
Список использованных источников
литературный авторский право
«Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г.
Договор ВОИС по Авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по Авторскому праву Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)
Кушнир И.В. Гражданское право
Международное частное право М. М. Богуславский Международное частное право. Учебник, Юристь, 2005 г Интеллектуальная собственность: учебное пособие. Гришаев С. П. — Юристъ, 2004.