Отрасли прокурорского надзора
Вопрос о статусе прокуратуры, ее функциях и задачах вызывает острую дискуссию среди ученых-юристов и практических работников. Ряд авторов считает, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти Долежан В. В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 1991. С. 44., представляя собой… Читать ещё >
Отрасли прокурорского надзора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
/124
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
" КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГОБУ ВПО КубГУ)
Кафедра уголовного процесса
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Отрасли прокурорского надзора
Работу выполнила Долгова Елена Викторовна Научный руководитель:
д-р. юр. наук, профессор В. Г. Ульянов Краснодар 2011
- Введение
- 1. Правовые основы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации
- § 1.1 Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности
- § 1.2 Система органов и учреждений прокуратуры РФ и ее организационная структура
- § 1.3 Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 2. Характеристика отраслей прокурорского надзора
- § 2.1 Надзор за исполнением законов
- § 2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- § 2.3 Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
- § 2.4 Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и назначаемые судом меры, принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
- Заключение
- Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования в Российской Федерации обусловили существенное изменение функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности.
Изменения процессуального законодательства, а также законодательства о прокуратуре РФ, выделение Следственного комитета в самостоятельную структуру привели к упразднению контроля прокуратуры за расследованием уголовных дел прокурорской подследственности. Если ранее полномочия по надзору за исполнением законов и руководство предварительным следствием были сосредоточены в «одних руках», то на сегодня они разграничены. У прокуратуры остались лишь надзорные функции.
О значительном внимании к проблемам правового регулирования и организации деятельности прокуратуры свидетельствуют многочисленные попытки государства реформировать как системно, так и функционально правоохранительные органы Российской Федерации, ее судебную систему. Одной из последних стала реформа системы и полномочий прокуратуры Российской Федерации.
Федеральными законами от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ» коренным образом был изменен правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве и его соотношение с процессуальным положением и полномочиями органов предварительного следствия и органов дознания.
Новые решения и подходы законодателя породили множество различных вопросов и сомнений: сохранил ли прокурор право на непосредственное участие в расследовании уголовных дел; сохранен ли как таковой надзор за следствием; сохранены ли за прокурором властно-распорядительные полномочия по отношению к органам предварительного расследования, в т. ч. дачи им обязательных для исполнения указаний и т. п.
Неоднозначность новых законодательных установлений, разность их восприятия в среде юридической общественности, в т. ч. практическими работниками правоохранительных органов, региональных органов государственной власти и местного самоуправления, а также учеными, заставили автора настоящей работы предпринять попытку научного исследования проблемных вопросов отдельных отраслей прокурорского надзора в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Названная проблематика вызывала интерес в отечественной юридической науке. Весомый вклад в развитие теоретических основ деятельности российской прокуратуры внесли В. И. Басков, В. Г. Бессарабов, В. П. Божьев А.Д. Бойков, Ю. Е. Винокуров, О. В. Гладышева, В. Г. Даев, Ф. М. Кобзарев, Б. В. Коробейников, В. Д. Ломовский, М. Н. Маршунов, В. М. Савицкий, В. А. Семенцов, А. Ф. Смирнов, В. Г. Ульянов, А. Г. Халиулин, В. Б. Ястребов и другие.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением различных отраслей прокурорского надзора.
Предметом исследования являются теоретические, правовые, методические основы и практика деятельности прокуратуры РФ, отечественные, зарубежные и международные нормативные правовые акты, касающиеся отраслей прокурорского надзора.
Методология и методика исследования основывается на совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. В качестве основного использовался общенаучный диалектический метод познания. Также применялись методы системно-структурного анализа, логический, исторический, статистический, специально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.
Нормативную базу исследования составили нормативные правовые акты, как действующие, так и утратившие силу, в первую очередь Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе в сфере уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного права, законодательства об оперативно-розыскной деятельности; нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ; приказы, указания Генерального прокурора РФ.
Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к рассмотрению отраслей прокурорского надзора. Выявлены проблемы отраслей прокурорского надзора в различных отраслях и предложены пути их решения. Вопрос совершенствования надзорной деятельности в диссертации рассматриваются одновременно с вопросом модернизации законодательства, регламентирующего эту деятельность. Делается вывод о необходимости единообразного применения терминологии и в отношении поднадзорных прокуратуре органов. Предложены пути разграничения прокурорского надзора и контрольной (надзорной) деятельности соответствующих государственных органов исполнительной власти как федерального, так и регионального подчинения.
Новизну исследования характеризуют положения, выносимые на защиту:
1. С учетом того, что названия и правовой статус федеральных органов исполнительной власти постоянно меняются, было бы целесообразно в ст. 21 Закона о прокуратуре ограничиться нейтральным термином «федеральные органы исполнительной власти». Необходимо единообразное применение терминологии и в отношении региональных органов.
2. По нашему мнению, есть потребность в определении понятия «должностное лицо» применительно к надзорной деятельности прокуратуры. Из содержания ст. 21 Закона о прокуратуре следует, что должностные лица — это те, кто исполняет служебные обязанности в перечисленных федеральных органах исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации, органах военного управления и органах местного самоуправления. Вместе с тем названная норма упоминает еще и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, представляющих собой самостоятельную, отличную от должностных лиц категорию. Представляется, необходимым распространить понятие «должностное лицо» и на руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Пункт 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, устанавливающий пределы прокурорского надзора, нуждается в определенной корректировке. У надзорной деятельности прокурора есть схожие черты, прежде всего, с контрольной (надзорной) работой соответствующих государственных органов исполнительной власти как федерального, так и регионального подчинения. В то же время в последние годы активно проходит процесс наделения контрольными функциями и муниципальных органов, что обязывает принимать во внимание и эти органы, также наделяемые властными полномочиями. В этой связи первое предложение п. 2 ст.21 Закона о прокуратуре можно было бы изложить в следующей редакции: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют другие государственные и муниципальные органы, наделенные контрольными (надзорными) функциями» .
4. Защита прав и свобод гражданина в настоящее время представляет непременную специально выделенную в законодательстве функцию прокурорского надзора в Российской Федерации. Возложение на прокуратуру защиты как прав и свобод человека и гражданина, так и охраняемых законом интересов общества и государства не содержит в себе какого-либо противоречия, поскольку интересы государства и его граждан выступают в органическом единстве. В этом единстве возложенных на прокуратуру обязанностей, на наш взгляд, и раскрывается содержание правозащитной функции прокуратуры.
5. В предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность не входят сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности. Однако, если под видом особых тактических приемов, методов и средств в ходе оперативно-розыскной деятельности допускаются незаконные приемы, нарушающие права граждан, угрожающие их жизни, здоровью, достоинству, прокурор не только вправе, но и обязан вмешаться для устранения нарушений закона.
6. Обязанность надзора за исполнением предписаний подзаконных актов (приказов, инструкций) на прокурора не возложена. Обращение прокуроров к нормативным актам соответствующих ведомств оправданно и необходимо лишь тогда, когда без этого не представляется возможным дать оценку законности оперативно-розыскных мероприятий, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон, определять механизмы его исполнения.
7. Изменения уголовно-процессуального законодательства потребуют разработки и внедрения новых методов работы, которые позволили бы осуществлять прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов расследования и эффективное взаимодействие прокурора и следственных органов при осуществлении уголовного преследования как в досудебном, так и в судебном производстве. На наш взгляд, необходимо иметь в виду, что основными задачами и прокуроров, и руководителей следственных органов является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, всесторонности, полноты и объективности при расследовании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по их устранению.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, положения и предложения научно-прикладного характера, сформулированные по результатам проведенного комплексного диссертационного исследования можно рассматривать, как определенный вклад в теорию организации правоохранительной деятельности, организационного строения российской прокуратуры.
Структура магистерской диссертации определена задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Правовые основы организации деятельности прокуратуры Российской Федерации
§ 1.1 Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности
В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место. В настоящее время прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации и реализующих другие функции.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и деятельность прокуратуры является Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 17 января 1992 г Закон РФ от 5. 10.2002 г. «О прокуратуре Российской Федерации» от 17. 01. 92 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 120.. В связи с принятием Конституции России 1993 г. Закон был изложен в новой редакции от 17 ноября 1995 г., который вступил в силу с 20 ноября 1995 г.
До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была по существу надзорным органом законодательной власти, поскольку в соответствии со статьей 11 первой редакции Закона «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор назначался на должность и освобождался от должности Верховным Советом РФ по представлению Председателя Верховного Совета РФ с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Генеральный прокурор в своей деятельности по надзору за исполнением законов, действующих на территории России, был подотчетен Съезду народных депутатов РФ и Верховному Совету РФ. Согласно статье 12 указанного Закона, прокурор республики в составе РФ назначался на должность по согласованию с высшим органом власти этой республики, был ему подчинен и подотчетен. Прокуратура была ориентирована на сотрудничество только с законодательной ветвью власти, только ей была подконтрольна и только ее решения была обязана выполнять. Произошедшая в 1993 г. смена формы правления с парламентской республики на президентскую соответственно повлекла и существенное изменение правового статуса прокуратуры. В настоящее время Прокуратура России не входит ни в одну из структур органов исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти Гуськова А. П., Шамардин А. А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. М., 2005. С. 225. .
Вопрос о статусе прокуратуры, ее функциях и задачах вызывает острую дискуссию среди ученых-юристов и практических работников. Ряд авторов считает, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти Долежан В. В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 1991. С. 44., представляя собой естественное продолжение осуществления ею функции, направленной на обеспечение верховенства закона Ломовский В. Д. Прокурорско-надзорный процесс. Тверь, 1999. С. 141.. Поэтому, по их мнению, прокуратуру следует отнести к системе законодательной власти. Другие авторы утверждают, что прокуратуру как орган надзора необходимо включить в организационные структуры Министерства юстиции либо в судебную систему как орган по возбуждению уголовного преследования и поддержанию государственного обвинения Точиловский В. М. О концепции прокурорской власти // Советское государство и право. 1990. № 9.С. 46.. В современной литературе также справедливо отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. Эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы нарушения ни исходили Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред.О. Е. Кутафина. М., 1996. С. 305. .
Частью 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» на первое место среди функций прокуратуры поставлен прокурорский надзор.
Ч.2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает цели ее деятельности. Ими являются:
1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;
2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Направления деятельности органов прокуратуры подразделяются на две группы: это прокурорский надзор и иные функции прокуратуры.
Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, и принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
К иным функциям прокуратуры Закон «О прокуратуре РФ» относит следующие:
1) Уголовное преследование.
Прокурор осуществляет уголовное преследование, которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст.5 УПК РФ).
С принятием 5 июля 2007 г. Федерального закона № 87-ФЗ о внесении изменений в УПК РФ и Закон «О прокуратуре РФ» Федеральный закон от 05. 06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон от 17. 01. 92 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 08. 07.2007 г., связанных с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ, полномочия прокуроров по осуществлению уголовного преследования существенно перераспределены в пользу руководителей следственных органов.
2) Координация деятельности правоохранительных органов.
Эта функция прокуратуры состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных государственных структур, наделенных специальными полномочиями в сфере борьбы с преступностью. Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
В целях обеспечения координации деятельности указанных органов, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.96 г. № 567 с изм., внес. Указом Президента РФ от 25.11.2003 г. № 1389.
Специфическим аспектом координации, который реализуется непосредственно Генеральной прокуратурой РФ, являются обобщение практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений.
3) Участие в рассмотрении дел судами.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (ч.3 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»).
Процессуальная деятельность прокурора при рассмотрении уголовных дел в судах заключается в поддержании им государственного обвинения Гладышева О. В., Лукожев Х. М. Проблемы поддержания государственного обвинения в суде первой инстанции. М.: Юрлитинформ, 2009. .
Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК РФ, которая устанавливает две формы реализации прокурорами полномочий в гражданском процессе:
а) обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц;
б) вступление в процесс для дачи заключения.
В ст. 52 АПК РФ перечислены категории дел, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском.
4) Участие в правотворческой деятельности.
Функция участия в правотворческой деятельности предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы общественных отношений, урегулированных нормами права, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Конституция РФ не предусматривает Генерального прокурора РФ в числе субъектов права законодательной инициативы. Однако ст. 9 Закона «О прокуратуре РФ» отчасти компенсирует отсутствие такого права. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Главное отличие данного права прокурора от права законодательной инициативы состоит прежде всего в правовых последствиях такого обращения. Обращение с законодательной инициативой субъектов, наделенных таким правом в соответствии с ч.1 ст. 104 Конституции РФ, влечет определенные последствия, в частности обязанность законодателя рассмотреть внесенный законопроект и в любом случае принять по нему соответствующее решение согласно регламенту и установленным процедурам. Обращения Генерального прокурора РФ с соответствующими предложениями по поводу законодательства рассматриваются в обычном порядке. Одобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение Генерального прокурора РФ, доработанное либо в неизменном виде, вносится в законодательный орган самим субъектом законодательной инициативы уже от своего имени.
Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений и основному закону — Конституции РФ. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ в связи с обращениями Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представительных (законодательных) органов субъектов РФ и других компетентных органов регулярно дают заключения на проекты законов и других нормативных правовых актов.
Специфической формой участия Генерального прокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом.
5) Выпуск Генеральной прокуратурой РФ специальных печатных изданий.
Наиболее известными из выпускаемых Генеральной прокуратурой РФ специальных печатных изданий являются журналы «Законность» и «Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации» .
6) Осуществление международного сотрудничества.
Согласно ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и уголовного преследования, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Среди международных правовых актов, регулирующих международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ можно отметить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в Минске 22 января 1993 г. между странами — участницами СНГ.
С момента вступления России в Совет Европы, подписания и ратификации Европейской конвенции «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. Генеральная прокуратура РФ выполняет значительный объем работы как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.
Генеральная прокуратура РФ сотрудничает с Европолом, Интерполом и другими организациями, занимающимися борьбой с организованной транснациональной преступностью, путем обмена информацией, взаимных консультаций, проведения совещаний по актуальным проблемам борьбы с преступностью и т. п.
7) Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Другие прокуроры (субъекта РФ, города, района) вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней. Они также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами государственной власти местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Кроме того прокуратура осуществляет научную и образовательную деятельность — в системе органов прокуратуры имеются научные и образовательные учреждения, которые в марте 2007 г. объединены в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации путем реорганизации в форме слияния.
На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона «О прокуратуре РФ»).
§ 1.2 Система органов и учреждений прокуратуры РФ и ее организационная структура
Конституция РФ в ст. 129 указывает, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Закон «О прокуратуре РФ», детализируя эти положения, определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих на ее территории законов, а также иные функции, установленные федеральными законами.
Систему прокуратуры РФ составляют:
— Генеральная прокуратура РФ;
— прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
— прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
отрасль прокурорский надзор прокуратура
— научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам. Законом не допускаются создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет советников и помощников по особым поручениям.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.
В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ непосредственно связана с изменениями в системе федерального управления на территории Российской Федерации, отмеченными Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. № 98 образованы управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах. Эти управления приказом Генерального прокурора РФ в 2002 г. преобразованы в отделы. Они расположены непосредственно в центрах федеральных округов и выступают как структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Согласно ст. 20 Федерального закона «О прокуратуре РФ» коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.
На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров. Работа коллегии ведется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны.
Коллегия правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов). Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора РФ и обязательны для исполнения органами и учреждениями прокуратуры РФ.
При Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет по рассмотрению вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Также при Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные учреждения.
Генеральная прокуратура РФ выполняет все возложенные на прокуратуру функции на федеральном уровне. Подразделения аппарата Генеральной прокуратуры РФ в пределах своей компетенции осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры.
Прокуратура субъекта Российской Федерации. Нижестоящие органы прокуратуры, как и иные федеральные органы власти, организуются в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации. В современный период во всех субъектах Российской Федерации действуют прокуратуры соответствующих субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны непосредственно Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры субъектов Федерации имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов (районов), входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками прокуратуры. Прокуроры субъектов Федерации могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
В прокуратурах субъектов Федерации образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Федерации. Коллегия — совещательный орган. Ее решения обязательны для исполнения нижестоящими прокурорами. На основании решений коллегии соответствующие прокуроры издают приказы.
Прокуратуры города (района). В системе прокуратуры России особое место занимают прокуратуры городского и районного звена. Они являются самым многочисленным звеном прокурорской системы.
В республиках — субъектах РФ — органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления.
Прокуроры городов и районов подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.
В некоторых субъектах РФ действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Им придан статус прокуратуры города с районным делением.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В системе органов прокуратуры также созданы специализированные прокуратуры. Организация и деятельность специализированных прокуратур в обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.
В настоящее время функционируют специализированные прокуратуры двух типов:
Прокуратуры первого типа — военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных объектах (ЗАТО) — осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.
Прокуратуры второго типа — специализированные природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы — действуют только в рамках соответствующих направлений деятельности прокуратуры.
Функционирование специализированных прокуратур — одна из оптимальных форм реализации зонально-предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений.
Военная прокуратура в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» является составной неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры РФ.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст.46 Закона «О прокуратуре РФ»). Вооруженные Силы РФ строятся не по территориальному принципу, поэтому территориальные прокуратуры не могут заменить подсистему военной прокуратуры.
Компетенция военной прокуратуры распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств.
Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.
Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуру Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Все перечисленные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Законом «О прокуратуре РФ», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления.
Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур.
Основания выделения транспортных прокуратур в качестве специализированных — во многом сходны с основаниями выделения военных прокуратур. Управление транспортом строится по иным правилам, чем управление территориальными образованиями. Специфика работы транспортных предприятий требует особого подхода к организации прокурорского надзора в данной сфере.
На транспортных прокуроров возложен надзор за исполнением законов Министерством транспорта РФ, подведомственными ему федеральными службами и агентствами (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы) и входящими в них государственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также Государственным таможенным комитетом.
Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах — прокуратуры ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований). Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратуры ЗАТО. Прокуратуры ЗАТО осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств.
Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стране предопределяет необходимость совершенствования всех направлений природоохранной деятельности прокуратуры, осуществляемой территориальными и специализированными прокуратурами. Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры самостоятельно не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение всех возложенных на прокуратуру задач по надзору за исполнением законов в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ и на правах межрайонных прокуратур.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы администрацией этих учреждений, а также специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы.
§ 1.3 Принципы организации и деятельности прокуратуры
Организация и деятельность органов прокуратуры России осуществляется на основе принципов, установленных ст. 129 Конституции РФ, ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ», а также нормативными актами Генерального прокурора. Эти принципы таковы:
1) Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории России, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст.11 Закона о прокуратуре). Органы прокуратуры являются федеральными органами государственной власти. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или (и) в сфере общественных отношений от имени Российской Федерации; наделен едиными полномочиями. Любой прокурор (начиная от районного и заканчивая Генеральным прокурором) вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
2) Принцип централизации органов прокуратуры закреплен в ст. 129 Конституции РФ и проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст.17 Закона).
3) Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований.
Закон «О прокуратуре РФ» устанавливает гарантии независимости органов прокуратуры. Так, согласно ч.1 ст. 5 воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Ч.2 ст. 5 Закона «О прокуратуре РФ», гласит, что прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.00 № 3-П эта норма признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, она во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана. СПС КонсультантПлюс. .
Законом «О прокуратуре РФ» установлены ограничениями на совмещение прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, членством в выборных и иных органах, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, в общественных объединениях, преследующих политические цели, и иным участием в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники могут заниматься помимо своей основной деятельности только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Согласно ст. 45 Закона «О прокуратуре РФ» прокуроры, их близкие родственники, имущество указанных лиц находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.
4) Принцип законности является для прокуратуры главенствующим в ее деятельности, поскольку вся ее деятельность направлена на обеспечение исполнения законов, и означает осуществление прокуратурой своей деятельности в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также нормами международного права. Обеспечению исполнения законов способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, которые касаются их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности прокуроров, порядка назначения на должности, аттестации прокурорских работников.
5) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и средств массовой информации. Прокуратура осуществляет свою деятельность гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Прокуратура обязана информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
В целях организованного обеспечения действия принципа гласности в составе Генеральной прокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение — Управление информации и общественных связей, на которое возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью. Одним из проявлений принципа гласности является также ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления, радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением. Прокуроры также представляют информацию, используя сеть Интернет.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч.1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне» Закон РФ от 21. 07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне». СПС КонсультантПлюс. (ст.5). Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т. п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее различные разновидности, банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др. Специально охраняемой законом является военная тайна.
5) Обязательность требований прокурора при осуществлении им полномочий по надзору за законностью, предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ». Согласно ст. 6 указанного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.
Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным территориальным участкам («зонам»).