Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Министерство внутренних дел Российской Федерации – орган исполнительной власти

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день, когда приобрести автотранспортное средство может практически любой работающий гражданин (например, в кредит), большое значение приобретает регулирование правил дорожного движения, обеспечение безопасности как для владельцев автотранспортных средств, так и для пешеходов. Поэтому для этих целей Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы такие полномочия в данной… Читать ещё >

Министерство внутренних дел Российской Федерации – орган исполнительной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

Глава 1. Понятие и признаки органа исполнительной власти Глава 2. Министерство внутренних дел Российской Федерации — орган исполнительной власти Глава 3. Место и значение МВД РФ в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации Заключение

Список источников и литературы

Введение

Каждое государство, в том числе и Российская Федерация, осуществляет свою государственную власть через систему особых органов — органов исполнительной власти. Все органы исполнительной власти представляют собой тесно взаимосвязанную и совместно функционирующую систему.

Темой нашей курсовой работы является «Министерство внутренних дел Российской Федерации как орган исполнительной власти».

Внутренние дела любого государства многообразны, требуют постоянного властно-распорядительного воздействия на них, в то же время велика здесь и роль администрирования и вместе с тем контроля.

Поэтому проблемой нашего курсового исследования является функционирование и пути повышения его эффективности Министерства внутренних дел Российской Федерации в современных условиях.

Данная проблема всегда была, есть и будет сохранять свою актуальность в любом государстве. Это происходит потому, что на данном этапе развития общества постоянно происходят стихийные процессы, можно сказать о том, что общество гипердинамически развивается. Следовательно, государственная власть, с одной стороны, постоянно регулирует его существование и «движение», с другой стороны, нуждается в укреплении государственных устоев и защите.

Объектом нашей работы является структура федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а предметом — Министерство внутренних дел российской Федерации в качестве органа исполнительной власти.

Приступая к работе, мы ставим перед собой целью изучить сущность МВД РФ как органа исполнительной власти и определить его место и роль в общей структуре федеральных органов исполнительной власти.

Согласно определенной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и выделить признаки органа исполнительной власти.

2. Проанализировать сущность и особенности МВД РФ как органа исполнительной власти.

3. Определить место и роль МВД РФ в структуре органов исполнительной власти.

Степень изученности основной проблемы нашей работы достаточно велика, но из-за постоянно меняющейся внутренней обстановки в стране и развития российского законодательства все равно остается весьма актуальной.

В ходе написания работы нами были изучены научные труды таких авторов, как Аврутин Ю. Е., Булавин С. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Бахрах Д.Н., Конин Н. М., Москалькова Т. Н., Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. и других.

В процессе курсового исследования нами были использованы метод анализа и синтеза, метод изучения документов, компаративный метод.

Структурно наша работа состоит из введения, трех параграфов и заключения.

1. Понятие и признаки органа исполнительной власти Государственная власть Российской Федерации функционирует на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации. На его основе выделяются исполнительные, законодательные и судебные органы государственной власти.

Исполнительная власть в Российской Федерации имеет достаточно разветвленную и многообразную структуру. Но, тем не менее, все органы исполнительной власти имеют определенные признаки. Для раскрытия основного вопроса нашей курсовой работы — рассмотрения и анализа Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках органа исполнительной власти, необходимо определить, что включается в данное понятие, каковы признаки и структурные элементы всех органов исполнительной власти в целом. К тому же надо отметить, что вопросы органов исполнительной власти регулируются административным правом.

В целом, можно сказать, что органы исполнительной власти являются субъектами административного права, субъектами государственного управления, в процессе своего функционирования осуществляющими государственно-властные, государственно-распорядительные и государственно-регулятивные функции. Таким образом, все органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность.

Содержание деятельности каждого органа исполнительной власти определяется целью его создания, задачами перед ним поставленными, в пределах его компетенции. Вопрос о компетенции является одним из основных, так как в ее рамках и «работает» каждый конкретный орган исполнительной власти.

Под компетенцией органа исполнительной власти понимают комплекс задач, функций и полномочий, закрепленных за ним законодательно.См.: Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах. М.: Проспект. 2010 г. 256 стр. Стр. 78−84.

В компетенцию органов исполнительной власти, как и в компетенцию других органов государственной власти, к тому же определяющую их административно-правовой статус как субъекта административного права включена цепь из четырех взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов: целей и задач деятельности, функций, полномочий и обязанностей.

Функционируя, органы исполнительно власти действуют в административном порядке, их акты власти носят административно-правовой характер.

В научной литературе существует следующее определение: органы исполнительной власти — это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни. См.: Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России. М.: Проспект. 2010 г. 752 стр. Стр. 204 — 208.

То есть, на наш взгляд, если упростить данное определение, орган исполнительной власти — это один из базовых элементов, входящих в сложную структуру государственного управления, имеющий свою компетенцию, действующий в определенной узкой области и напрямую «проводящий и претворяющий в жизнь» единую государственную политику.

Существует несколько вариантов классификации органов исполнительной власти: по уровню и территории деятельности; в зависимости от того, как образовывается орган исполнительной власти; в соответствии со способом образования; в зависимости от способа разрешения в органе подведомственных ему вопросов; в зависимости от оформления их организационно правовой формы. См.: Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах. М.: Проспект. 2010 г. 256 стр. Стр. 92−98.

Несмотря на разнообразие видов органов исполнительной власти, в Конституции Российской Федерации четко закреплено — все органы исполнительной власти Российской Федерации составляют единую, функционирующую в тесном взаимодействии, систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

Также, говоря о данной проблеме, особенно важны правовые основы формирования органа, тесно взаимосвязанные с их административно-правовым статусом. Они включают в себя: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания органов.

Еще одним из основных вопросом, возникающим при изучении органов исполнительной власти, является организационная структура, которая оформлена и юридически закреплена.

Структурно аппарат любого органа исполнительной власти представляет собой взаимосвязанную и соподчиненную систему структурных подразделений:

1. Руководство.

2. Отраслевые структурные подразделения.

3. Контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления;

4. Вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа. См.: Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России. М.: Проспект. 2010 г. 752 стр. Стр. 221−229.

Естественно, «связующим» элементов в данной структуре является информация и отношения субординации.

Таким образом, под органом исполнительной власти понимают создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

Несмотря на свое видовое разнообразие (и возможность классификации по различным основаниям) все органы исполнительной власти представляют собой единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

Именно поэтому, рассмотрев в первом параграфе нашей работы органы исполнительной власти в целом, выделив их структурные и организационные элементы, во втором параграфе мы рассмотрим МВД Российской Федерации, произведем его классификацию по вышеназванным основаниям и рассмотрим конкретно его структурные и организационные элементы.

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации — орган исполнительной власти Министерство органов внутренних дел действует на основе Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с поправками 30 декабря 2008 г., Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г. и других федеральных законов, Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» с последними изменениями и дополнениями от 12 июля 2012 г., Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

Как сказано в Положении о МВД РФ, Министерство внутренних дел Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы. См.: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248). Пункт 1 раздела 1. Общие положения.

Как видно из данного определения, законодатель закрепляет то, что МВД РФ — именно орган исполнительной власти.

К числу основных функций, ради которых оно образовано и действует, относятся: участие в разработке основных направлений в области внутренних дел государства, последующее проведение данной политики, контроль и предупреждение ее нарушения, нормативно-правовое регулирование в сфере миграции. Мы хотим отметить, что МВД РФ только координирует и контролирует деятельность ФМС России, руководит же ею Правительство РФ.

Законодательством четко поставлены задачи, которые должно решать Министерство внутренних дел Российской Федерации.

К числу важнейших и стоящих на первом месте относятся разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, разработка подобной политики в сфере миграции. См.: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» с последними изменениями и дополнениями от 12 июля 2012 г.

Отнесение данных задач на первое место связано с тем, что без упорядоченной общественной жизни, нормального функционирования всех ее сторон, грамотной последовательной государственной политики, не только выработанной «на бумаге», а реально осуществляющейся невозможно нормальное функционирование государства. Миграционная политика, несомненно, также чрезвычайно важна. Поток и количество мигрантов должно регулироваться государством в лице его органов, так как это чуждые нашей культуре люди, они должны безболезненно вливаться в наше общество, принимать, знать и признавать наш язык, нашу культуру и государственный устрой.

Вторая основная задача — это нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел. Она органически взаимосвязана с первыми, так как для их выполнения необходимо издавать соответствующие нормативно-правовые акты и применять административно-правовые методы государственного управления.

В-третьих, МВД РФ должно решать задачи по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность.

Как мы знаем, суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний. Задача МВД РФ — обеспечение именно внутреннего суверенитета нашего государства.

Если только прописать в законе права и свободы человека и гражданина, но не обеспечить их соблюдение либо не гарантировать их властное восстановление, то это не будет работать. Данную задачу решает именно МВД РФ.

В любом государстве, при любом общественном строе была, есть и будет преступность, ее полное искоренение — утопия. Поэтому государство должно среди своих органов иметь такой, который будет с ней бороться и, по возможности, противодействовать. Сегодня профилактике преступлений уделяется очень большое внимание.

Так как органы внутренних дел Российской Федерации имеют как свою горизонтальную, так и вертикальную структуру, естественно, необходим центральный, «высший» орган, управляющий ими. Поэтому на Министерство внутренних дел государством возложена задача управлять органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД.

Еще одной задачей является обеспечение социальной и правовой защиты всех сотрудников, лиц, связанных и работающих в МВД РФ.

Примечательно, что законодатель подчеркивает именно публичный и открытый для населения характер деятельности МВД РФ. Это является атрибутом демократии и подтверждает закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о том, что Российская Федерация — правовое государство. Еще одним подтверждением этого является создание и деятельность в устанавливаемом Президентом Российской Федерации порядке общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. См.: Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы РФ. М.: Проспект. 2009 г. 164 стр. Стр. 23 — 34.

Для выполнения поставленных задач государство наделило Министерство внутренних дел Российской Федерации определенными полномочиями.

Во-первых, формирование основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел и миграции. Данное направление деятельности должно осуществляться на основе проводимого анализа и прогнозирования состояния преступности в стране с учетом первичных статистических данных. В стране существует строгий статистический учет преступлений и легально попадающих в страну мигрантов, выявление нелегальных же — тоже задача сотрудников органов внутренних дел. Без сбора, переработки и хранения подобной информации невозможно проводить аналитические исследования и делать прогнозы, а, следовательно, не будет базы для разработки государственной политики в этой области.

Соответственно, после разработки, необходимо с помощью определенных мер и средств реализовывать государственную политику. Это осуществляет в сфере внутренних дел МВД РФ. Для этого оно также наделено такими полномочиями, как разработка и представление проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы в подведомственной ему сфере. Кроме этого, осуществляется нормативно-правовое регулирование вопросов внутренних дел.

Так как МВД РФ является центральным руководящим органом всей системы органов внутренних дел, именно оно определяет основные направления деятельности.

Закономерно, что для возможности выполнения своих задач и, так как для выработки направлений и принятия решений это необходимо, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Еще одно важное полномочие — это разработка и конкретная реализация государственных программ в сфере внутренних дел; подготовка по поручению Президента РФ и Правительства РФ проектов отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов РФ.

Как нами было уже выше отмечено, в настоящее время все больше внимания уделяется именно профилактике, предупреждению. Министерство внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции «работает» и в сфере административных правонарушений, обеспечивает разработку и реализацию мер, способствующих их предупреждению, занимается анализом причин и условий, способствующих их совершению, выявляет их.

На МВД РФ возложена также организация и проведение мероприятий по обеспечению граждан и правопорядка в общественных местах. Как все мы знаем, при проведении любого мероприятия, будь то концерт, день города, народные гуляния и празднества, всегда создаются передвижные посты милиции, наряды усиливают и они беспрестанно патрулируют общественные места, в частности, тем самым, предупреждая правонарушения. Кроме этого, в таких людных общественных местах, как, например, рынки, вокзалы, аэропорт, также всегда достаточно усиленный контроль со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Центральное место в полномочиях Министерства внутренних дел Российской Федерации занимает организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности. Это одно из главных отличий этого органа исполнительной власти от большинства других, так как за исключением МВД РФ, ФСКН России, ФСБ России и еще нескольких, ни одни другой орган исполнительной власти не наделен подобными полномочиями.

Поэтому совершенно закономерно, что также очень важными отличающими его от других органов, являются такие полномочия, как: розыск лиц и похищенного имущества; установление имущества, подлежащего конфискации; дознание и предварительное следствие по уголовным делам; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных группами лиц по предварительному сговору, организованными группами, преступными сообществами; занимается преступлениями, которые имеют большой общественный резонанс, межгосударственный и межрегиональный уровень.

В современном развитии общества широкое развитие получил экстремизм и терроризм, поэтому в качестве одного из важнейших направлений деятельности МВД РФ названо их предупреждение и пресечение, естественно, в пределах своей компетенции и полномочий. В тех же рамках обеспечивается участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

Как логично вытекает из предыдущих полномочий, Министерство внутренних дел организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность строго в рамках действующего в Российской Федерации законодательства.

У населения нашей страны сегодня есть возможность при наличии специального разрешения (выдача которого тоже в компетенции МВД РФ) приобрести и хранить дома абсолютно легально оружие. Иногда это необходимость, например, если гражданин проживает в глухой местности, особенно, если там водятся дикие животные, или это охотник. Но часто такое легальное оружие может послужить орудием преступления. Конечно, к сожалению, существует и рынок нелегального оружия. Поэтому Министерство внутренних дел Российской Федерации организует и осуществляет контроль в области оборота оружия.

Существуют такие виды профессиональной деятельности, как частная детективная (сыскная) и охранная. МВД РФ переданы полномочия по организации и осуществлению контроля в данных областях, а также контроль деятельности ведомственной охраны, разумеется, строго в соответствии с действующим законодательством РФ. См.: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

На сегодняшний день, когда приобрести автотранспортное средство может практически любой работающий гражданин (например, в кредит), большое значение приобретает регулирование правил дорожного движения, обеспечение безопасности как для владельцев автотранспортных средств, так и для пешеходов. Поэтому для этих целей Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы такие полномочия в данной области, как: участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организация и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Именно Министерство внутренних дел российской Федерации имеет средства и полномочия для организации охраны особо важных и режимных объектов, грузов и тому подобного. Кроме того в структуру МВД РФ входят подразделения вневедомственной охраны и оно осуществляет в соответствии с заключаемыми договорами охрану имущества физических и юридических лиц.

Для нормального отправления судопроизводства зачастую необходима государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, а также всех должностных лиц, связанных с процессом судопроизводства и уголовного преследования. Эта задача возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Действующий Кодекс об административных правонарушениях относит к компетенции органов внутренних дел определенную часть административных правонарушений. Поэтому МВД РФ переданы полномочия по производству по дела об административных правонарушениях, отнесенных к его ведению. См.: Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах. М.: Проспект. 2010 г. 256 стр. Стр. 134−135.

Как мы уже выше говорили, существуют особые виды деятельности, которые регулирует и контролирует МВД РФ. Поэтому оно лицензирует, в частности, частную детективную (сыскную) деятельность, частную охранную деятельность, выдает граждан удостоверение частного охранника.

Также для выполнения поставленных задач Министерство внутренних дел российской Федерации в лице своих подразделений организует содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, которые пребывают в изоляторах временного содержания, а также выполняет действия по административному аресту; к его полномочиям также отнесены их охрана и конвоирование.

Логично, что МВД РФ участвует в особом контроле и надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Кроме того именно МВД РФ организует проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации.

Соответственно своим полномочиям по обеспечению правопорядка в общественных местах, Министерство внутренних дел обеспечивает подобный правопорядок и общественную безопасность во время проведения избирательных кампаний, при проведении самих выборов, во время подсчета голосов и оглашения результатов, а также участвует в обеспечении безопасности и законности при подготовке и проведении референдума.

Помимо регуляции на автотранспорте, МВД РФ в лице своих особых органов принимает участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в гражданской авиации.

С недавних пор к полномочиям Министерства внутренних дел Российской Федерации законодатель отнес обеспечение совместно с ФМС России взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России. Это абсолютно закономерно, так как контроль за прибывающими в нашу страну мигрантами необходимо осуществлять на местах, а у МВД РФ есть все средства для этого.

Для обеспечения целостности и нормального функционирования своей структуры и всех входящих в него подразделений, Министерство внутренних дел Российской Федерации занимается планированием, инспектированием и контролем за деятельностью своих структурных элементов.

Для обеспечения внутреннего и внешнего суверенитета нашего государства необходимо, чтобы внутренние войска всегда находились в боевой готовности, их служебно-боевая деятельность регулируется и контролируется МВД РФ.

Соответственно имеющимся средствам, специально обученным сотрудникам и т. п., МВД РФ участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках сказанного выше, в органах внутренних дел во главе с Министерством внутренних дел организована и обеспечивается мобилизационная деятельность, а также контролируется и координируется подобная деятельность в ФМС России. В качестве примеров можно привести учения, разработку и «проигрывание» различных опасных ситуаций, объявление тревоги для сотрудников и работников системы органов внутренних дел и ФМС России. Также это относится и к мероприятиям гражданской обороны.

Так как сотрудники органов внутренних дел проходят специальную подготовку и обучение, МВД РФ участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны Российской Федерации. См.: Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы РФ. М.: Проспект. 2009 г. 164 стр. Стр. 72−78.

Для обеспечения информационной прозрачности и эффективного взаимодействия с населением МВД РФ организует и осуществляет предоставление информации в средства массовой информации, что во многом способствует профилактике и предотвращению преступлений, формированию гражданского самосознания и правовой культуры. Поэтому к полномочиям МВД РФ также отнесен постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Это необходимо для того, чтобы вовремя устранять возможные перегибы системы и формировать положительный имидж органов внутренних дел и сотрудников полиции.

Для учета и анализа текущей ситуации и прогнозирования на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды создаются информационные банки и базы данных, сведения из которых в дальнейшем могут быть представлены при необходимости в другие федеральные органы, Правительству РФ и Президенту РФ. Всвязи с данными полномочиями также обеспечивается проведение федеральных статистических наблюдений в рамках сферы своей деятельности.

На министерство внутренних дел российской Федерации также возложена организация кадрового обеспечения органов внутренних дел. В настоящее время, в связи с увеличением окладов денежного содержания, привлекательность службы в органах внутренних дел значительно возросла. Но все равно остается актуальной проблема привлечения молодых специалистов, проблема того, что выпускники профильных учебных заведений не приходят в органы внутренних дел, а идут в коммерцию. Это, частности, происходит из-за того, что служба в органах внутренних дел достаточна тяжела, ненормирована. Поэтому МВД РФ должно постоянно работать над привлекательностью своих рабочих мест для молодых специалистов и предоставлять возможности для карьерного развития уже проходящих там службу.

Как центральный орган данной системы, Министерство внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц системы МВД России, соблюдение законности при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности и военнослужащими внутренних войск служебно-боевой деятельности, поддержание служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск; организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск. См.: Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы РФ. М.: Проспект. 2009 г. 164 стр. Стр. 117−119.

Всвязи с этим большое значение приобретают разработка и обеспечение соответствия Кодекс профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России (утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2011 г. N 969), Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы МВД РФ (утвержденный приказом МВД России от 22 июля 2011 г. N 870), Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ (утвержденный приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1138). Это свидетельствует еще об одном шаге нашего государства на пути к созданию гражданского общества и правового государства. Кроме того, это помогает решить еще одну проблему — коррумпированность. См.: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

Соответственно уровню современного развития общества осуществление эффективной и результативной деятельности невозможно без использования современных и инновационных технологий. Поэтому в полномочия МВД РФ входит обеспечение внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе органов внутренних дел России.

Перекликается с этим и следующее полномочие — осуществление информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, ведение баз данных правовой информации в пределах своей компетенции.

В рамках взаимодействия с население и оказания государственных услуг населению МВД РФ организует прием граждан, следит за своевременностью и «качественным» рассмотрением обращений, соблюдением сроков, а также обеспечивает обратную связь с гражданами. Кроме этого, организовывается работа по комплектованию, хранению и учету архивных документов. На основе данного материала гражданам выдаются официальные архивные справки.

В нашей работе мы приведем перечень государственных услуг, которые обязано оказывать Министерство внутренних дел российской Федерации См.: Информационно-правовая справочная система ГАРАНТ ПЛЮС. http://www.garant.ru/:

Министерство внутренних дел РФ

Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации в РФ

Приказ МВД РФ от 14 июля 2012 г. N 696

Контроль за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия

Приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 646

Выдача юридическому лицу разрешения на ввоз в РФ и вывоз из РФ гражданского, служебного оружия и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 27 июня 2012 г. N 639

Выдача юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте

Приказ МВД РФ 25 июня 2012 г. N 627

Выдача юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 609

Контроль за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в РФ

Приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. N 589

Выдача юридическому лицу — перевозчику разрешения на перевозку оружия и патронов

Приказ МВД РФ от 1 июня 2012 г. N 553

Прием квалификационного экзамена у граждан РФ, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников

Приказ МВД РФ от 28 мая 2012 г. N 543

Выдача отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, разрешения на хранение и ношение огнестрельного короткоствольного оружия и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 25 мая 2012 г. N 538

Выдача гражданину РФ разрешения на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 24 мая 2012 г. N 536

Выдача юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину РФ разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте

Приказ МВД РФ от 21 мая 2012 г. N 529

Выдача иностранному гражданину лицензии на приобретение в РФ гражданского оружия, а также разрешения на вывоз из РФ приобретенного гражданского оружия

Приказ МВД РФ от 18 мая 2012 г. N 517

Выдача юридическому лицу или гражданину РФ разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов

Приказ МВД РФ от 14 мая 2012 г. N 509

Выдача гражданину РФ лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой

Приказ МВД РФ от 14 мая 2012 г. N 508

Выдача юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов

Приказ МВД РФ от 11 мая 2012 г. N 501

Выдача юридическому лицу или гражданину РФ разрешения на хранение оружия и (или) патронов

Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. N 408

Выдача гражданину РФ разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения)

Приказ МВД РФ от 2 мая 2012 г. N 398

Выдача гражданину РФ разрешения на ввоз в РФ или вывоз из РФ гражданского или наградного оружия и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 28 апреля 2012 г. N 378

Выдача гражданину РФ разрешения на хранение и ношение спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, используемого для занятий спортом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 27 апреля 2012 г. N 374

Выдача гражданину РФ разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 27 апреля 2012 г. N 373

Выдача гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 26 апреля 2012 г. N 366

Выдача гражданину РФ лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 25 апреля 2012 г. N 360

Выдача гражданину РФ лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему

Приказ МВД РФ от 23 апреля 2012 r. N 355

Выдача гражданину РФ лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Приказ МВД РФ от 23 апреля N 348

Прием, регистрация и разрешение в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140

Предоставление государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок

Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221

Предоставление государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий

Приказ МВД России от 23 ноября 2011 г. N 1165

Предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования

Приказ МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121

Предоставление государственной услуги по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность и удостоверения частного детектива

Приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. N 1039

Предоставление государственной услуги по выдаче лицензии на частную охранную деятельность

Приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. N 1039

Предоставление государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника

Приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. N 1039

Предоставление государственной услуги по выдаче юридическому лицу, занимающемуся торговлей оружием и патронами, разрешения на хранение оружия и патронов

Приказ МВД РФ от 29 сентября 2011 г. N 1038

Предоставление государственной услуги по выдаче архивных справок

Приказ МВД России от 12 сентября 2011 г. N 1001

Контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ

Приказ МВД России и ФМС России от 19 мая 2009 г. N 385/117

Контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

Контроль и надзор за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда

Приказ МВД России и ФМС России от 30 апреля 2009 г. N 338/97

Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним

Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001

Обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких

Приказ МВД России от 21 марта 2007 г. N 281

Организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти

Приказ МВД России от 11 января 2007 г. N 14

Кроме вышеперечисленных к полномочиям МВД РФ отнесены все вопросы, связанные с административно-правовым статусом их сотрудников и трудовым законодательством.

Для обеспечения выполнения Министерством внутренних дел своих полномочий, законодатель наделил его следующими правами: запрос использования любых систем и средств связи во время чрезвычайных ситуаций; использовать в рамках действующего законодательства возможности других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также организаций; привлекать необходимых специалистов и экспертов; правом на общественную экспертизу проектов нормативно-правовых актов; право выступать в роли государственного заказчика; формировать и вести при условии обеспечения информационной безопасности и ограничения доступа посторонних федеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации; использовать информационные базы других федеральных органов исполнительной власти; взаимодействовать с субъектами международного права; взаимодействовать со средствами массовой информации; учреждать ведомственные знаки отличия, в том числе медали и нагрудные знаки, а также почетные грамоты МВД России. См.: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

Соответственно, МВД РФ структурировано. Его система состоит из:

1. Органы внутренних дел, включающие в себя полицию.

2. Внутренние войска.

3. Организации, созданные для выполнения определенных задач и полномочий.

4. Подразделения, созданные для выполнения определенных задач и полномочий. См.: Печников Н. П. Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие. ТГТУ. 2009 г. 140 стр. Стр. 13−19.

Таким образом, рассмотрев Министерство внутренних дел Российской Федерации в качестве органа исполнительной власти мы пришли к следующим вывода.

МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти. Он образован в соответствии с законодательством Российской Федерации, является единоначальным.

В целом, МВД РФ решает главную задачу обеспечение внутреннего суверенитета российской государственности.

3. Место и значение МВД РФ в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти в Российской Федерации имеют свою структуру, которая определена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» с изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г.

Согласно данному нормативно-правовому акту руководство деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации. Оно стоит на одном из первых мест в данной структуре. Это прямо и недвусмысленно указывает на то, как велика его роль в структуре органов исполнительной власти РФ.

Мы считаем также необходимым привести в нашем курсовом исследовании Структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248) См.: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).:

1. Министр внутренних дел Российской Федерации — в настоящее время Колокольцев Владимир Александрович.

2. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — в настоящее время Горовой Александр Владимирович.

3. Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

4. Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — в настоящее время Зубов Игорь Николаевич.

5. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации — в настоящее время Рогожкин Николай Евгеньевич.

6. Главное командование внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Главное управление по противодействию экстремизму.

12. Главное управление собственной безопасности.

13. Главное управление на транспорте.

14. Главное управление уголовного розыска.

15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

16. Департамент государственной службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

21. Договорно-правовой департамент.

22. Организационно-аналитический департамент.

23. Национальное центральное бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное управление.

27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно-розыскной информации.

32. Управление по организации дознания.

Подразделения, указанные в пунктах 8−15, 23, 25, 28−32 настоящей структуры, являются подразделениями полиции.

Если говорить о конкретном взаимодействии с другими органами исполнительной власти, то мы можем сказать что оно находится в тесном взаимодействии практически со всеми. В нашей работе мы рассмотрим основные примеры данного взаимодействия.

Как мы уже говорили, во время чрезвычайной ситуации законодателем отведено особое место в ее регулировании и упорядочивании, при котором МВД РФ тесно взаимодействует, действуя «бок о бок» с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В отношении взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации можно сказать то же самое.

Что касается своей каждодневной деятельности по решению поставленных перед ним задач, то Министерство внутренних дел России действует, зачастую совместно, с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (федеральная служба) и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба).

Соответственно, деятельность МВД РФ не будет достаточно эффективной и результативной без ее прямого взаимодействия с Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов.

Примечательно, что Министерство внутренних дел Российской Федерации за счет отнесения к его ведению сферы внутренних дел нашего государства, «присутствует» во всех областях общественной жизни и всех сферах нашего общества. В политической — оно обеспечивает стабильность государственной власти и эффективность государственного управления за счет своих карательных возможностей; в экономической — его деятельность направлена на то, чтобы все экономические операции осуществлялись строго в рамках законности; в социальной — его функционирование напрямую связано с защищенностью граждан и неотвратимостью возмездия для криминальных элементов. Конечно, можно сказать, что в духовной сфере оно никак себя не проявляет, но это не совсем верно. Профилактическая, разъяснительная и воспитательная деятельность, которая в настоящее время все больше развивается, на которую делается упор во внутренней политике нашего государства… Конечно, «легче предупредить, чем потом «лечить».

Таким образом, в ходе нашего курсового исследования, нами было определено центральное место среди других органов исполнительной власти Министерства внутренних дел российской Федерации, одной из главных особенностей которого является то, что функции его многообразны — это и разработка, и осуществление, и контроль, и пресечение, и профилактика, и розыск, и регуляция, и сбор информации, и анализ, и хранение, и оказание государственных услуг населению. Можно сказать, что через работу МВД РФ государственная власть защищает и развивает институты гражданского общества и правового государства.

Заключение

Таким образом, исполнительная власть в Российской Федерации имеет достаточно разветвленную и многообразную структуру. Законодательно ее структура устанавливается Указом Президента Российской Федерации.

Содержание деятельности каждого органа исполнительной власти определяется целью его создания, задачами перед ним поставленными, в пределах его компетенции. Вопрос о компетенции является одним из основных, так как в ее рамках и «работает» каждый конкретный орган исполнительной власти.

В литературе существует общепринятое понятие: органы исполнительной власти — это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

Компетенцию органа исполнительной власти можно представить в виде цепи, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов:

1. Цели и задачи деятельности.

2. Функции.

3. Полномочия.

4. Обязанности. исполнительная власть министерство внутренний Министерство органов внутренних дел действует на основе Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с поправками 30 декабря 2008 г., Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г. и других федеральных законов, Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» с последними изменениями и дополнениями от 12 июля 2012 г., Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

К числу основных функций, ради которых оно образовано и действует, относятся: участие в разработке основных направлений в области внутренних дел государства, последующее проведение данной политики, контроль и предупреждение ее нарушения, нормативно-правовое регулирование в сфере миграции. Мы хотим отметить, что МВД РФ только координирует и контролирует деятельность ФМС России, руководит же ею Правительство РФ.

В ходе нашего курсового исследования, нами было определено центральное место среди других органов исполнительной власти Министерства внутренних дел российской Федерации, одной из главных особенностей которого является то, что функции его многообразны — это и разработка, и осуществление, и контроль, и пресечение, и профилактика, и розыск, и регуляция, и сбор информации, и анализ, и хранение, и оказание государственных услуг населению. Можно сказать, что через работу МВД РФ государственная власть защищает и развивает институты гражданского общества и правового государства.

Список источников и литературы Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с поправками 30 декабря 2008 г.

2. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой