Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отрасли отечественного права, их характеристика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Конституция Украины установила, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. Итак, абсолютное право… Читать ещё >

Отрасли отечественного права, их характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Украины Национальный технический университет

«Харьковский политехнический институт»

Кафедра права РЕФЕРАТ по правоведению на тему:

«Отрасли отечественного права, их характеристика»

Подготовил: ст. гр. ИТ-29Б Коваленко О.Л.

Проверил: Ткачев М.М.

Харьков 2011

Содержание Введение

1. Конституционное право

2. Гражданское право

3. Трудовое право

4. Семейное право

5. Земельное право

6. Экологическое право

7. Административное право

8. Финансовое право

9. Уголовное право Заключение Список использованной литературы

Введение

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

· предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

· метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.

· способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Международное право можно рассматривать как качественно иную правовую систему, отличную по сравнению с внутригосударственным правом. В нём также выделяются отрасли, в то время как само его считать отраслью права неверно.

1. Конституционное право Украины Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как сфера права в системе национального права, как наука и как учебная дисциплина. Конституционное право, как сфера права, в любом государстве есть составной частью национальной правовой системы и выполняет в ней важные задачи. Эта сфера права, равно как другие, является совокупностью правовых норм, которые устанавливаются и защищается государством. Но конституционное право отличается от других сфер права прежде всего спецификой той сферы общественного отношения, на регулирование которой направлены нормы этой сферы. Таким образом, эта сфера права, как и другие, с одной стороны, представляет собой совокупность правовых норм, которые имеют внутреннее единство, общие признаки, а с другой — отличается от норм других сфер права. Конституционное право Украины — руководящая область национальной правовой системы.

В научной литературе существуют разные взгляды на то, как называть эту сферу права — конституционным или государственным правом. Эта дискуссия, возникшая в начале XVIII ст. между защитниками государственного права как выражения неограниченной, монархической власти государства и сторонниками конституционного права как демократического ограничения государственного произвола с помощью конституции. На сегодня во многих странах используют термин «государственное право», однако преимущество для названия этой основоположной сферы отдается термин «конституционное право». На выбор термина в значительной мере влияют традиции словоупотребления. Так, англосаксонская правовая система традиционно использовала термин «конституционное право», тогда как для германской характерным есть термин «государственное право».

В условиях, когда Украина идет от этатического государства, которое признает приоритет государства над личностью, к демократическому, правовому, социальному государства, к конституционному правлению, более приемлемым есть термин «конституционное право», который базируется на том, что все субъекты государственно-правовых отношений действуют в пределах конституции, а государство не должное властвовать над человеком. Конституция Украины есть определяющим, основным источником этой сферы права. Именно конституционное право должно стать руководящей сферой права в правовой системе Украины. Это отвечает как мировой тенденции, как и современному этапу развития нашего государства и общества, стремлению построить в Украине демократическое, правовое государство.

Предмет и метод правового регулирования — наиболее существенные основания деления системы права на сферы права. Каждая сфера права, среди них и конституционное право Украины, объединяет такие правовые нормы, которые урегулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений. Предмет правового регулирования — главное основание для распределения юридических норм по отраслям права. Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования, связанный с регламентацией политико-правовых отношений, направленных на реализацию государственно-властных функций, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Специфика предмета этой сферы права находит свое проявление в том, что ее нормы регламентируют отношения, которые устанавливаются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Законодательство регулирует базовые отношения в этих сферах, и его нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, которые определяют устройство государства и общества. В них выражены качественные характеристики государства: суверенитет, форма государственного строй, принадлежность власти народу, политическое, экономическое, идеологическое разнообразие, субъекты государственной власти, общие основы функционирование политической системы Украины, символы государства. Так, в первом разделе Конституции Украины «Общие принципы» содержатся нормы, которые регулируют основоположные общественные отношения, которые определяют строй государства и общества. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех его отраслей. Мировая практика свидетельствует, что никакая сфера национального права какой либо страны не может развиваться, если она не базируется на конституционных принципах или нормах конституционного законодательства или если, тем более, противоречит им.

Кроме того, предметом конституционно-правового регулирования есть отношения, которые определяют принадлежность к гражданству, принципы, которые характеризуют положение человека в обществе и государстве, ее основные права, свободы и обязанности.

Эти отношения регулируются вторым разделом Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Они являются основоположными для всех социальных связей, которые формируют общество, определяют основы статуса человека. Предметом конституционного регулирования являются формы непосредственной демократии, прежде всего выборы, референдумы, система органов государственной власти, основы их функционирования, деятельность органов местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституционного Суда Украины, прокуратуры Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, порядок их создания, компетенции, основных форм деятельности. К предмету регулирования конституционного права принадлежат: территориальное устройство Украины, правовой статус Автономной Республики Крым, символика государства, основы правового статуса местного самоуправления.

Конституционное право — руководящая сфера права Украины, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающих организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, основы конституционного порядка Украины, статуса человека и гражданина, территориальный строй государства, формы непосредственной демократии, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Вспомогательным, но довольно весомым критерием, по которому конституционное право Украины отличается среди других сфер, есть метод правового регулирование. Речь идет о совокупности способов и средств правового влияния на общественные отношения. Главный метод конституционно-правового регулирования — властно-императивный, который базируется на власти и подчинении. Вместе с ним применяется и диспозитивный метод регулирования общественного отношения. Например, избирательное законодательство устанавливает, что выборы являются свободными. Поэтому никто не может принудить гражданина идти на выборы. То есть государство и гражданин в этих правоотношении являются равноправными субъектами.

В конституционном праве Украины используется как диспозитивный метод правового регулирования, так и императивный, однако доминирующим все же остается властно-императивный метод.

Применяя указанные методы правового регулирования, конституционное право Украины гарантирует народовластие, основные права и свободы человека и гражданина, демократическое развитие государства и общества, обеспечивает функционирование институтов государственной власти и гражданского общества.

система право отрасль регулирование

2. Гражданское право Украины Гражданское право — отрасль системы права Украины, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц.

С нормами гражданского права мы сталкиваемся ежедневно. Поездка в общественном транспорте, покупка газеты, посещение театра и бесчисленное множество других разнообразных отношений регулируются гражданским правом. Гражданское право играет столь важную роль в жизни общества, в экономике страны, что гражданский кодекс иной раз называют (неофициально) второй, или экономической конституцией страны.

Основы гражданско-правового регулирования в нашей стране закрепляет Конституция Украины. Таковы, в частности: нерушимость права частной собственности, многообразие форм права собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Гражданско-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах, важнейшим из которых является Гражданский кодекс Украины. Гражданский кодекс Украины был принят 16 июля 2003 г. и введен в действие с 1 января 2004 г.

Гражданский кодекс состоит из 6 книг, 90 глав, 1308 статей. Внутреннее строение Гражданского кодекса Украины соответствует структуре отрасли гражданского права, т. е. кодекс имеет Общую и Особенную части.

Общая часть отражена в книге 1, которая называется «Общие положения». Она содержит нормы, определяющие статус участников гражданско-правовых отношений, объекты гражданских прав, понятия гражданско-правовой сделки, представительства, сроков и исковой давности в гражданском праве.

Особенная часть Гражданского кодекса устанавливает личные неимущественные права физического лица, право собственности и иные вещные права, право интеллектуальной собственности, регулирует обязательственные отношения, наследование.

Общие начала гражданского законодательства:

· недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека;

· недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией Украины и законами;

· свобода договора;

· свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;

· судебная защита гражданских прав и интересов;

· справедливость, добросовестность и разумность.

3. Трудовое право Украины Предметом трудового права, равно как и друг отраслей права, есть определенные общественные отношения. Само наименование трудового права свидетельствует, что такими отношениями, которые регулирует данная отрасль права, являются трудовые отношения.

Определение предмета трудового права имеет важное значение, ведь только очертив круг общественных отношений, составляющих его предмет, можно определить область применения трудового законодательства. Дело в том, что в сфере общественной организации труда существует несколько видов общественно-трудовых отношений. Однако не все они относятся к предмету трудового права. Таковы лишь отношения наемного труда, которые возникают на основании заключения трудового договора. Эти отношения составляют основу, ядро предмета трудового права.

Вместе с тем, к предмету этой отрасли относятся, кроме собственно трудовых отношений, также группа отношений, тесно связанных с трудовыми, предшествующих, сопутствующих или вытекающих из последних.

К ним относятся:

· трудоустройство;

· по подготовке кадров и повышения квалификации на производстве;

· по контролю за соблюдением законодательства о труде;

· по установлению условий труда (коллективно-трудовые);

· по разрешению трудовых споров или, как их еще называют процедурные отношения.

В отличие от предмета трудового права, которые, как видим, определяется кругом общественных отношений, что регулируются нормами этой отрасли права, другим важным признаком трудового права является метод правового регулирования, который определяется с учетом того, как, какими способами или средствами осуществляется это регулирование.

Методу трудового права присущи преимущественно договорный характер возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Главным принципом возникновения трудового правоотношения является трудовой договор. В условиях перехода к рыночным отношениям значение договоров повышается. Коллективные договоры и соглашения, также используются при регулировании трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты, социально-бытового обеспечения работников. Договорное регулирование в трудовом праве сочетается с рекомендательным и императивным способами.

Важными признаками метода трудового права являются:

· сочетание централизованного и локального установления прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений;

· сочетание договорного, рекомендательного и императивно способов регулирования этих отношений;

· свобода выбора сторон при заключении трудового договора с подчинение их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка;

· наличие специфических способов защиты трудовых прав и обеспечения выполнения трудовых обязанностей.

Систему трудового права образуют все действующие юридические нормы, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Структура системы трудового права — это объективно обусловленная внутренняя организация этой отрасли, что проявляется в единстве, согласованности и распределении правовых норм по соответствующим институтами. Такими институтами в трудовом праве являются: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина, охрана труда, материальная ответственность, трудовые споры, коллективное договорное регулирование труда, подготовка и переквалификация кадров, занятости населения, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе трудовых правоотношений, Которые являются необходимыми для достижения целей и задач трудового законодательства. Трудовое право выполняет регулятивную, социальную, защитную, производственную и воспитательную функции. На современном этапе содержание и соотношение функций изменились. Среди тенденций развития трудового права наблюдается усиление защитной функции, расширение сферы договорного регулирования трудовых отношений, совершенствованию механизма осуществления социального партнерства на всех уровнях и т. д. Защитная функция трудового права проявляется в установлении минимального уровня трудовых прав работников и запрету ухудшать положение работников по сравнения с действующим законодательством.

Источники права рассматривают преимущественно как внешнюю форму функционирования права, ту оболочку, без которой невозможно существование правовой нормы.

Основным видом источников трудового права является нормативно-правовые акты. Они отличаются определенными особенностями, отличающей их от источников (форм) второй отраслей права.

Новыми видами источников трудового права является нормативно-правовой договор и судебный прецедент — судебная практика высший судебных инстанций — конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины, которая содержит нормативные положения.

Субъектами трудового права являются участники общественно-трудовых отношений, Которые наделены взаимным правами и обязанностями.

Основные субъекты трудового права: работник, то есть лицо, достигшее определенного возраста и работает на условиях трудового договора, и работодатель, которыми является юридическое или физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях.

4. Семейное право Украины Семейное право является отраслью украинского права, которая устанавливает правовые основы брака, регулирует личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, другими членами семьи.

Семейное право — это совокупность правовых норм и принципов регулирующих и охраняющих личные и связанные с ними имущественные отношения физических лиц, которые возникают из брака и принадлежности к семье. Сюда входят отношения, возникающие при заключений брака, порядок и условия прекращения брака, личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, другими членами семьи.

Основной источник — нормативно-правовой акт в данной отпасли — Семейный Кодекс Украины, принятый 10 января 2002 года и вступивший в силу с 1 января 2003 г. Он состоит из 7 разделов, 292 статей.

Раздел 1 «Общие положения» определяет понятие семьи, круг регулируемых СК отношений, осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей, защиту семейных прав и интересов.

Раздел 2 «Брак. Права и обязанности супругов» определяет условия к порядок заключения брака, личные неимущественные права и обязанности супругов, право собственности супругов, права и обязанности супругов по взаимному содержанию, брачный договор, порядок прекращения брака.

Раздел 3 «Права и обязанности матери, отца и ребенка» устанавливает основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, личные неимущественные права родителей и детей, права родителей я детей на имущество, обязанности родителей и детей по взаимному содержанию (алиментные обязанности).

Раздел 4 «Устройство детей, лишенных родительского попечения» определяет порядок усыновления, порядок установления опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей, патронат над детьми.

Раздел 5 «Права и обязанности других членов семьи» определяет личные неимущественные права и обязанности других членов семьи и родственников, обязанности по содержанию другим членов семьи и родственников.

Раздел 6 «Применение СК Украины к иностранцам и лицам без гражданства. Применение законов иностранных государств и международных договоров в Украине» определяет порядок заключения и расторжения браков граждан Украины с иностранцами и иностранцев в Укране, порядок международного усыновления.

Раздел 7 «Заключительные положения». Понятие семьи — ст. 3 СК. Право лица на семью — ст. 4 СК.

5. Земельное право Украины Земельное право является самостоятельной отраслью права, составной частью системы права Украины. Его предметом являются общественные отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель. Специфика земельных отношений обусловлена особенностями объекта правового регулирования-земли.

Земля может использоваться в различных качествах: как средство производства в сельском хозяйстве, как пространственная база для размещения различных объектов (дорог, дорог, зданий, сооружений и т. п.), как часть окружающей среды и тому подобное.

К специфическим особенностям земли как средства производства можно отнести также его пространственную ограниченность (необходимость использования земель в том количестве, которое определено природой), постоянство местонахождения (необходимость использования земельного участка там, где она размещена), незаменимость (невозможность использования вместо земель других средств производства).

Наряду с предметом правового регулирования с критериями области права относят и метод правового регулирования — совокупность средств и способов воздействия правовых норм на участников земельных отношений. Метод земельного права состоит из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников земельных правоотношений и применения к ним мер государственного принуждения при неисполнении правовых норм.

Для современного земельного права характерно сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивный метод состоит в установлении государством обязательных действие исполнение предписаний и запретов и мер юридической ответственности за их невыполнение. Этот метод играл большую роль в условиях исключительной собственности государства на землю в советский период. Сегодня императивные способы регулирования земельных отношений применяется в основном к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель и т. п.).

В современный период все больше используется диспозитивный метод регулирования земельных отношений, который предусматривает возможность участников земельных отношений самостоятельно определять модель своего поведения, но в пределах, определенных законом. Земельная реформа наделила субъектов земельных правоотношений широкими возможностями осуществления сделок с земельными участками.

Для современного земельного права стал характерным и метод экологизации, который выражается в закреплении требований по улучшению экологической ситуации, экологических принципов землепользования, защиты их от негативных воздействий производственной и другой деятельности.

Характерные для земельного права и свои отраслевые принципы нормативно-руководящие принципы регулирования всех видов земельных отношений, а также реализации земельно-правовых норм. Ряд принципов земельного права закреплен непосредственно в Земельном кодексе Украины. К ним, в частности, относятся:

· сочетания особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;

· обеспечения равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства;

· невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными гражданами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей;

· обеспечение рационального использования и охраны земель;

· обеспечение гарантий прав на землю;

· приоритета требований экологической безопасности.

Как и любая отрасль права, земельное право имеет свою систему — определенную внутреннюю структуру построения области, порядок и последовательность расположения ее правовых институтов.

По своей структуре земельное право делится на общую и особенную части.

К общей части относятся правовые институты, которые имеют общий характер для всех земель. К ним можно отнести институты права собственности на землю; права пользования землями и аренды земель; государственного управления земельным фондом; охраны земель; ответственности за нарушение земельного законодательства и др.

Особую часть составляют правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель: сельскохозяйственного назначения; жилой и общественной застройки; природно-заповедного фонда; оздоровительного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

6. Экологическое право Украины Взаимодействие человека и природы является закономерным явлением. Они не могут существовать обособленно друг от друга. Прежде всего, человек за счет полезных свойств природы обеспечивает свою жизнедеятельность. Вмешиваясь в природу, человек должен учитывать ее объективные процессы развития, способствовать рациональному использованию природных ресурсов, их сохранению и восстановлению, осуществлять охрану окружающей среды. Все это порождает отношения, которые требуют урегулирования. Именно такая задача и возложена на экологическое право.

Экологическое право как отрасль права имеет свой предмет и метод, свою систему законодательства. Предмет экологического права составляют общественные отношения, которые можно разделить на три группы: использование природных ресурсов; охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Каждая из групп общественных отношений многогранна и охватывает несколько видов.

Общественные отношения по использованию природных ресурсов составляют отношения по использованию отдельных объектов окружающей среды — водные, горные, земельные, лесные, фаунистические отношения, отношения по использованию атмосферного воздуха и т. д.

Совокупность норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов, образуют институт экологического права. Эти нормы определяют основания, субъекты и объекты использования природных ресурсов, их права и обязанности подобное. Использования природных ресурсов осуществляется на основе права собственности и права пользования, в т. ч. аренды.

Право собственности на природные ресурсы — это совокупность норм права, устанавливающих владения, пользования и распоряжения этими ресурсами. Собственность на природные ресурсы выступает в публичной и частной форме. Публичная же собственность есть двух видов — государственная и коммунальная.

В государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Конституция Украины установила, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. Итак, абсолютное право собственности народа обусловлено его естественным правом на природные ресурсы. От имени украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Так, в частной собственности могут находиться объекты животного мира, изъятые из состояния естественной свободы, разведены (полученные) в полусвободных условиях или в неволе либо приобретенные другим не запрещенным законом путем. Аналогичное правовое регулирование установлено и для объектов растительного мира.

Использования природных ресурсов осуществляется также и на основе права пользования. Реализуя право пользования, как и право собственности, физические и юридические лица должны соблюдать требования рационального и экономного использования природных ресурсов на основе широкого применения новейших технологий, осуществление мероприятий по предотвращению порчи, загрязнению, истощению природных ресурсов, негативного влияния на состояние окружающей среды, воспроизводства возобновляемых природных ресурсов и т. п.

Отношения по охране окружающей среды охватывают отношения по охране:

· окружающей среды как совокупности природных и природно-социальных условий и процессов;

· природных ресурсов (земли, недр, воды, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного миров);

· территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины и других территорий и объектов, определенных законодательством Украины (например, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон и территорий).

В целях обеспечения сохранения и охраны окружающей среды необходима реализация всей системы мер и средств — экологических, экономических, организационных, технологических, правовых и т. п. Как показывает опыт, предоставление абсолютного преимущества одной из них влечет негативные последствия для окружающей среды. Стоит упомянуть административно-управленческую политику советского государства или недавние события внезапного перехода к рыночной экономике, приведшие к варварскому и сокрушительному использованию природных ресурсов. Именно применение совокупности всех механизмов и их сочетание позволяет добиться рационального природопользования, сохранения и охраны окружающей среды. Поэтому положительной чертой является установление основных принципов охраны окружающей среды на законодательном уровне.

Приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности признано законодателем одним из принципов охраны окружающей среды. С помощью этого принципа предупреждается ухудшение экологической ситуации и возникновения опасности для жизни и здоровья человека.

Экологическая безопасность обеспечивается путем:

· установления экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводе в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов; охраны окружающей среды при применении средств защиты растений, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, токсичных химических веществ и других препаратов;

· охраны окружающей среды от неконтролируемого и вредного биологического воздействия; акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов и радиационного загрязнения; загрязнения отходами;

· установления экологической безопасности транспортных средств;

· соблюдения требований экологической безопасности при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем;

· установления требований экологической безопасности относительно военных, оборонных объектов и военной деятельности; установления экологических требований при размещении и развитии населенных пунктов.

С целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности устанавливаются экологическая стандартизация (комплекс обязательных к исполнению требований) и нормирования (предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую среду).

Принцип обеспечения экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей в сущности является принципом экологической безопасности человека, направленный на сохранение жизни и здоровья человека, предупреждения или снижения негативного воздействия факторов окружающей среды на жизнь человека.

Государственной охране от негативного влияния неблагоприятной экологической обстановки подлежат здоровье и жизнь людей. Поэтому отношения по обеспечению экологической безопасности являются составной частью экологических отношений.

Итак, экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека.

7. Административное право Украины Административное право принадлежит к фундаментальным отраслям права и является важным звеном в системе национального права Украины. Оно, обслуживая публичные интересы, среди юридических приоритетов сохраняет права и свободы человека и гражданина. В Конституции Украины 1996 г. реализована концепция абсолютных и неотчуждаемых прав человека. Именно они, а не интересы отдельных органов государственной власти, должны определять содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти. Административное право исходит из того, что аппарат государственной власти должен служить интересам закона, выполнять и обеспечивать его выполнение.

Административное право можно определить как систему норм, призванных регулировать в интересах личности и общества отношения, возникающие в процессе функционирования публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления), а также в внутриорганизационной деятельности других органов (регулирование функции администрирования).

Прежде, чем дать характеристику этих отношений, следует отметить, что в современных условиях развития государства и права корне меняется идеология административного права, его роль и назначение. Из управленческого права оно трансформируется в право, которое охраняет и защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

К предмету административного права можно отнести:

· отношения, связанные с организацией органов исполнительной власти (структуры административного аппарата). Нормы, которые устанавливают и регулируют эти отношения, принято называть структурными;

· отношения, возникающие при реализации органами

исполнительной власти закрепленной за ними компетенции с использованием при этом государственно-властных полномочий. Эта компетенция проявляется в государственном управлении и взаимодействия органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления с гражданами, государственными и негосударственными организациями. Соответствующие административно-правовые нормы устанавливают права и обязанности субъектов этих правоотношений (материальные нормы); эти отношения можно назвать державшим администрированием;

· отношения, возникающие как внутри органов исполнительной власти и их структурных подразделений, так и вне системы этих органов (например, в прокуратуре, в суде). Их еще называют внутренним администрированием;

· управленческие отношения, складывающиеся на уровне органов местного самоуправления при исполнении ими делегированных полномочий, выражающих публичные интересы;

· отношения, связанные с обжалованием в административный суд неправомерных актов (действий, бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция);

· отношения, возникающие при совершении лицом административного правонарушения и рассмотрении данной категории дел (деликатные правоотношения).

Следовательно, предметом административного правового регулирования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления.

Административное право определяет основные принципы государственного управления, исполнительно-распорядительную деятельность, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, регулирующее порядок управления отдельными отраслями народного хозяйства, культурой, образованием, наукой, административно-политической деятельностью и др.

Цели административного права непосредственно связаны с целями государства и обусловливаются задачами соответствующего состояния развития государственно-организованного общества.

Административное право обеспечивает:

· оптимальные рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление государством и обществом;

· оптимальный уровень управления обществом с использованием административных институтов государственной власти.

Оптимальное управление означает, что любой орган управления использует свои полномочия для целей, определенных законом. Государственная администрация не имеет полномочий и власти вне закона

· справедливые условия реализации прав личности в управлении обществом. Административное право в связи с этим имеет целью — служить каждому отдельному индивиду и обществу в целом, защищать права человека и гражданина, защита прав и интересов;

· через правовую законность и оптимальное управление общественными делами интересов каждого индивида.

Источники административного права. Под этим термином понимают официально признанные государством правовые формы выражения и закрепления административно-правовых норм. Юридические нормы нуждаются во внешней форме выражения и должны быть оформлены так, чтобы с ними могли ознакомиться люди, которым они адресованы.

Знание источников для теории административного права, а также для практики его применения имеет чрезвычайно важное значение, поскольку по сравнению с другими отраслями права (гражданским, трудовым, уголовным) административное право не имеет отдельной кодификации. Оно составляет сбор многочисленных правовых предписаний, выдаваемых органами законодательной, исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.

В системе источников права можно выделить определенные группы источников. Принимая во внимание положение органа, который устанавливает право, можно выделить следующие их виды:

1. Конституция Украины — имеет для административного права учредительный характер, поскольку содержит ряд предписаний, которые являются исходными для данной отрасли права.

2. Законы — является существенным источником административного права по мере того, насколько они содержат нормы, касающиеся этой области, закрепляющие механизм реализации государственной власти, других органов государства.

3. Указы и нормативные распоряжения Президента Украины.

4. Постановления и нормативные распоряжения Кабинета Министров Украины, решение Совета министров Автономной Республики Крым.

5. Международные договоры и соглашения и выполнения предписания к ним.

6. Акты министерств и ведомств Украины и Автономной Республики Крым: министерств, государственных комитетов, главных управлений.

7. Акты местных государственных администраций.

8. Решение советов и исполнительных органов местного самоуправления.

8. Финансовое право Украины В основу определения предмета финансового права возложено содержание финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления по поводу мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов государства и органов местного самоуправления.

Финансовое право — это отрасль публичного права, нормы которого регулируют государственные финансы. Финансовые отношения возникают при установлении бюджетной системы, налоговой системы, денежно-кредитной системы государства; составлении, рассмотрении и утверждении актов о бюджете; распределении доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы; исполнении государственного и местных бюджетов; сборе налогов, сборов и обязательных платежей; финансировании и кредитовании; обязательном государственном имущественном и личном страховании; в отношениях в сфере государственного кредита и регулировании денежно-кредитной и валютной систем и т. п. В этих отношениях проявляется властно-организационная роль государства и органов местного самоуправления в процессе распределения и перераспределения национального дохода страны.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний — императивный метод правового регулирования.

Субъектами финансового права являются государство; территориальные общины и административно-территориальные образования в лице уполномоченных органов, юридические лица — предприятия, учреждения, организации различных форм собственности есть коллективные субъекты, а также индивидуальные субъекты — граждане.

Итак, финансовое право — это публичная отрасль права, которую составляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимые для реализации их задач и функций.

9. Уголовное право Украины Уголовное право — отрасль права Украины, нормы которой определяют общие принципы уголовной ответственности, исчерпывающий перечень деяний, являющихся преступлениями, и наказания, которые могут применяться к лицам, их совершающих.

В науке уголовного права понятие «уголовное право» 'рассматривается в двух плоскостях: а) как отрасль юридической науки, которая изучает действующее законодательство об уголовной ответственности и практику его применения, б) как отрасль законодательства Украины.

Источниками уголовного права как отрасли права являются:

1. Конституция Украины;

2. Уголовный кодекс Украины;

3. Решение Конституционного Суда;

4. Постановления Пленума Верховного Суда Украины;

5. Международные соглашения.

Единственным источником уголовного права, определяющим преступность и наказуемость деяния, есть Уголовный кодекс Украины.

Основные черты Уголовного права Украины как отрасли права:

· его нормы устанавливаются только Верховной Радой Украины;

· оно проявляется лишь в форме Уголовного кодекса Украины;

· основными методами уголовного права является запрет, разрешение, поощрение.

Законодательство Украины об уголовной ответственности должен соответствовать положениям, содержащимся в действующих международных договорах, согласие на обязательность которых для Украины предоставлено Верховной Радой Украины.

Заключение

В работе рассмотрены и охарактеризованы основные отрасли права Украины.

В ходе изучения данной тематики я пришел к выводу, что разделение права на отрасли было вызвано историческими предпосылками развития общества и усложнения общественных отношений. В современных условиях невозможно представить себе человека, который был бы одинаково хорошо осведомлён во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому и специалистам, которые занимаются разрешением споров и конфликтов тоже важно определить область своей специализации. И, соответственно, разделение права на отрасли является необходимым, и по мере дальнейшей дифференциации и усложнения общественных отношений в отраслях будут появляться всё новые и новые подотрасли, а в дальнейшем и более мелкие «элементарные единицы» права.

1. Конституційне право України / За ред. В.Ф. Погорілка. — К.: Наукова думка, 2003.

2. Е. О. Харитонов, Н.О. Саніахметова. Цивільне право України: Підручник. — К.: Істина, 2003.

3. Карпенко А. О. Трудове право України: Курс лекцій. — К.: 1999.

4. Сімейне право України / За ред. О.Дзери. — К., 1997.

5. Земельне право України / За ред. Погрібного О.О., Каракаша І.І. — К.: Істина, 2003.

6. Малишко М.І. Екологічне право України: Навч. Посібник. — К.: Видавничий дім. Юридична школа, 2001.

7. Колпаков В.К.Адміністративне право України: Підручник. — К., 2003.

8. Воронова Л. К., Кучерявенко Н. М. Фінансове право. — Х.: Легас, 2003.

9. Фріс П.Л.Кримінальне право України. Загальна частина. — К.: Атака, 2004.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой