Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы, которая включает первичную медико — санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии… Читать ещё >

Реализация прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Реализация прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования

  • Введение
  • Глава 1. Обязательное медицинское страхование как система реализации права граждан РФ на охрану здоровья
  • Глава 2. Реализация прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Актуальность темы

В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье — высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.

В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе.

Предметом исследования является право граждан на охрану здоровья и вопросы его реализации в системе обязательного медицинского страхования.

Объектом исследования является законодательная база на охрану здоровья.

Целью работы является реализация и защита прав на охрану здоровья граждан РФ в системе обязательного медицинского страхования.

Задачи исследования. Для реализации поставленной в исследовании цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику и структуру исследования:

— рассмотреть систему обязательного медицинского страхования в свете реализации конституционных основ охраны здоровья граждан РФ;

— исследовать проблемы реализации и пути развития системы обязательного медицинского страхования как метода гарантии граждан на охрану здоровья.

Глава 1. Обязательное медицинское страхование как система реализации права граждан РФ на охрану здоровья

Система, основанная на социальном страховании, является одной из наиболее совершенных систем охраны здоровья населения, объединяющей в себе положительные черты как государственного, так и частного здравоохранения. Такие системы начали появляться в конце XIX — начале XX вв. в различных странах, а к настоящему времени имеются в большинстве цивилизованных стран, в том числе и в нашей стране.

Поскольку такие системы охраны здоровья в той или иной степени управляются государством, их называют регулируемые системы страхования здоровья.

Для современной системы регулируемого страхования здоровья граждан характерно наличие нескольких основных источников финансирования, среди которых средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками.

Данная система характеризуется наличием децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях), причем контроль качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг проводится со стороны финансирующих организаций.

Система регулируемого страхования характеризуется также многообразием форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным; регулируемым ценообразованием на медицинские услуги, многообразием форм и способов оплаты медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Страхователь по ОМС — в Российской Федерации — субъект обязательного медицинского страхования (ОМС), обязанный в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ заключать договоры ОМС в отношении определенной категории граждан, наделенный с этой целью определенными правами и обремененный определенными обязанностями.

Исчерпывающий перечень категорий страхователей определен указанным законом:

· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в отношении неработающих граждан, проживающих на соответствующей территории,

· организации (юридические лица),

· физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,

· нотариусы, занимающиеся частной практикой,

· адвокаты,

· физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками и выплачивающие по ним страховые платежи, в отношении своих работников, а также в отношении самих себя для категорий.

Страховые медицинские организации — специализированные страховые компании, выполняющие роль страховщиков ОМС и осуществляющие финансовый контроль работы медицинских учреждений.

В статье 15 закона «О медицинском страховании граждан в РФ» сформулирована обязанность страховой медицинской организации «защищать интересы застрахованных». Точного определения понятия «интерес» в нормативно-правовых актах нет, поэтому его содержание должно выводиться из смысла и норм законодательства, в первую очередь из представления о структуре правового статуса гражданина в системе ОМС. Правовой статус гражданина в системе ОМС представляет собой совокупность прав, обязанностей и законных интересов. Поскольку право гражданина — это разновидность его интереса, сформулированного в виде нормы права и защищаемого государством, первым компонентом такого юридического понятия как «интерес застрахованного» является совокупность его прав, вторым — совокупность законных интересов.

Комплекс прав гражданина в системе обязательного медицинского страхования включает в себя шесть составляющих:

1. Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):

· Право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (Ст. 20).

· Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье (Ст.19).

· Право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Ст. 20).

2. Права граждан в системе медицинского страхования («Закон о медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Статья 6):

· На обязательное и добровольное медицинское страхование;

· На выбор медицинской страховой организации;

· На выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

· На получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

· На получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

· На предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

3. Права пациента (ст. 30−32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):

· На уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

· На выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

· На обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

· На проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

· На облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

· На сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

· На информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

· На отказ от медицинского вмешательства;

· На получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

· На получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

· На возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

· На допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

· На допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;

· На непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

· На обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

4. Права потребителя («Закон о защите прав потребителей»):

· На безопасность услуг (ст. 7 «Закона о защите прав потребителей», далее — ЗоЗПП);

· На информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст.8−10 ЗоЗПП);

· На соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27 ЗоЗПП);

· На соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4 ЗоЗПП);

· На информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 ЗоЗПП);

· Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п. 2 ст.12 ЗоЗПП);

· На выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.

5. Специальные права:

· На государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств (ст. 42 Федерального закона «О лекарственных средствах», п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.07.94 N 890).

· Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции (ст.ст.35, 36, 37 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

· Право граждан на проведение экспертизы. (раздел IX «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

· Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия (ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

· Право граждан на трансплантацию органов (Закон Poccийской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 47 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

· Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы (ст. 5 Федерального закона «О рекламе», ст. 44 Федерального закона «О лекарственных средствах, Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»).

· Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями (Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

· Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией (федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека»).

6. Законные интересы застрахованного гражданина:

Законные интересы застрахованного гражданина представляют собой отличные от его прав (не сформулированные явно как права), но соответствующие требованиям законодательства притязания в сфере медицинского страхования. Точно так же, как и права гражданина, его законные интересы подлежат защите государством и уполномоченными им лицами. К перечню законных интересов гражданина в системе обязательного медицинского страхования следует отнести:

· признание, соблюдение и защита всего комплекса прав гражданина, предусмотренных Законодательством РФ (права конституционные, права пациента, права застрахованного, права потребителя, права специальные);

· соблюдение при оказании стационарных медицинских услуг действующих отраслевых стандартов;

· доступность высокотехнологичных медицинских услуг;

· обеспеченность доступной информацией о поставщиках страховых и медицинских услуг;

· получение медицинской помощи надлежащего качества (при наличии права на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора);

· минимизация сроков ожидания бесплатных амбулаторных и стационарных медицинских услуг, размещение при госпитализации в маломестной палате;

· наличие и развитие системы профилактических мероприятий;

· эффективность расходования средств ОМС;

· экономическая и технологическая обоснованность тарифов на медицинские услуги в системе ОМС;

· представительство интересов пациентов в коллегиальных органах, принимающих решения о политике в сфере охраны здоровья;

· иные законные интересы;

Таким образом, совокупность перечисленных прав и законных интересов граждан и представляет собой «интересы застрахованных», которые, в соответствии со статьей 15 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», должна защищать страховая медицинская организация.

Договор ОМС является соглашением между страхователем и страховщиком — страховой медицинской организацией (СМО), в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление гражданам, подлежащим страхованию, медицинской помощи и регламентирован Правительством Российской Федерации в отношении формы и условий его заключения.

Права страхователя:

· участие во всех видах медицинского страхования;

· свободный выбор страховой медицинской организации;

· контроль выполнения условий договора ОМС.

Перечисленные права страхователя определены вышеназванным Законом и фактически являются декларативными.

Так право страхователя по ОМС на участие во всех видах медицинского страхования означает лишь возможность его одновременного участия и в добровольном медицинском страховании (ДМС).

Право некоторых категорий страхователя (органа исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, государственных, федеральных, муниципальных организаций и т. п.) на свободный выбор СМО ограничено требованием иного Закона РФ проведения тендера на ее выбор. Результатом проведения тендера является, как правило, существенно суженный список из одной-двух СМО.

В силу этого ограничивается декларированное законом право гражданин на свободный выбор СМО, в частности, право на свободный выбор СМО всех неработающих граждан. Наконец, право страхователя на контроль выполнения условий договора ОМС непосредственно вытекает из существа соответствующего соглашения сторон — страхователя и страховщика (СМО).

Глава 2. Реализация прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования

?Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определено, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, на основе которой утверждаются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее — Программа) определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.?В Программе предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы, которая включает первичную медико — санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.?Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2011, урегулированы правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:?

· обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также — программы обязательного медицинского страхования);?

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;?

· создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.

?Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.

В договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования содержаться положения, предусматривающие обязанности страховой медицинской организации, в том числе осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.

?Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи страховой медицинской организацией направлено на обеспечение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) надлежащего качества, в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС и договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

?По поступившим заявлениям (жалобам) застрахованных лиц, их законных представителей, или страхователей на качество медицинской помощи страховая медицинская организация осуществляет организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации.?В случае установления нарушений прав граждан (условий договора) страховая медицинская организация может применять частичную или полную неоплату медицинских услуг, а также предъявлять судебные иски к медицинским организациям и требовать возмещения ущерба, причиненного застрахованным, представляет интересы застрахованных граждан в административных и судебных органах.

Обязанностью страховых медицинских организаций является также информирование застрахованных лиц о видах, качестве и об условиях предоставления им медицинской помощи медицинскими организациями, о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи, об их праве на выбор медицинской организации, о необходимости обращения за получением полиса обязательного медицинского страхования, а также об обязанностях застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным Законом.

Территориальные фонды — некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.?Территориальные фонды в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.?Одной из основных функций территориальных фондов ОМС является обеспечение и защита прав и законных интересов застрахованных лиц в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации.

?Обязанностью территориального фонда обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

За невыполнение условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду штраф в размере 10 процентов от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховой медицинской организации за период, в течение которого установлены данные нарушения.

Действия застрахованных лиц в случае отказа в оказании бесплатной медицинской помощи:

· застрахованные лица могут обратиться в страховую медицинскую организацию, телефон которой указан на страховом полисе ОМС;

· застрахованные лица могут обратиться (устно или письменно) в территориальный фонд ОМС субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена данная медицинская организация (телефоны территориального фонда ОМС и его подразделений, занимающихся защитой прав застрахованных, указаны на стендах в медицинских организациях);

· застрахованные лица могут обратиться (устно или письменно) в территориальный орган Управление здравоохранения, на территории которого расположена данная медицинская организация (телефоны руководителя и его заместителей указаны на стендах в медицинских организациях).

Одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства о здравоохранении в России является систематизация действующей нормативной правовой базы, то есть сведения к внутреннему единству нормативных правовых актов путем внешней и/или внутренней обработки их содержания. Основой всей систематизации должно стать создание Медицинского кодекса Российской Федерации — нового сводного законодательного акта, с внутренней четко определенной структурой, базирующегося на основе существенной переработки нормативного массива в сфере охраны здоровья населения. Тем самым, подразумевается необходимость, во-первых, создания единого сводного законодательного акта (Медицинского кодекса), а во-вторых — переработки ныне действующих нормативных правовых актов с той целью, чтобы они соответствовали данному Кодексу.

Актуальность создания Медицинского кодекса РФ объясняется:

· необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения;

· отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины;

· несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня;

· стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников;

· появлением большинства ныне действующих законов о здравоохранении до принятия Конституции РФ, выхода Гражданского Кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ;

· необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной) и др.

Следует стремиться к тому, чтобы в сфере здравоохранения появилась именно кодифицированная форма, систематизирующая все медицинское законодательство и устраняющая имеющиеся противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, тем самым, поднимая на более высокий уровень содержание нормативного материала.

Заключение

Реформирование отечественного здравоохранения без разработки основательной и действенной правовой базы невозможно и нереально.

В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой назрела необходимость принятия в ближайшем будущем Медицинского кодекса Российской Федерации. Медицинский кодекс Российской Федерации в качестве нормативного правового акта, должен регулировать широкий круг отношений и устанавливать юридические институты в следующих направлениях: медико-санитарная помощь, медицинская помощь матери и ребёнку и планирование семьи, обеспечение граждан лекарственными средствами, правовой статус пациента, этико-правовой статус медицинского работника, медико-исследовательское право, медицинская экспертиза. Кодекс должен установить новый социальный стандарт — объём гарантированной медико-санитарной помощи.

Но так же ясно, что одним переписыванием законов не возможно решить проблемы реализации права граждан на здоровье, медицинскую помощь. Требуется создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида, прежде всего социально-экономических и личных, т. е. преодоление кризиса, причем на главном направлении — получении здоровых индивидуумов общества, При этом важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности.

обязательное медицинское страхование право гражданин

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1, принята 30 ноября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 32.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, (часть 2, принята 29 января 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.57

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. // Российская газета. N 256.31.12.2001.

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 318.

7. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. N 14. Ст. 1212.

8. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (в редакции Закона от 9 января 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

9. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 27. Ст. 2710.

Монографии, учебные пособия, статьи

1. Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. N 2.

2. Блинов А. Г. Уголовно-правовая охрана прав пациента: Учебное пособие / Под ред. Б. Т. Разгильдиева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004, 288 с.

3. Власов В. В., Зайцева И. А., Захаров И. А. и др. Ваши права при получении медицинской помощи. Саратов: Агатон, 1997.120 с.

4. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России.М., 1997.304 с. 58

5. Гарантии качества медицинской помощи в системе ОМС: Методическое пособие / Под ред. В. Ф. Чавпецова. Тольятти, 1996.88 с.

6. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования: Методическое пособие / Под ред. В. Ф. Чавпецова, В. В. Гришина, В. Ю. Семенова, А. М. Рабец. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.368 с.

7. Гришин В. В., Семенов В. Ю., Чавпецов В. Ф. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования.М., 1998.160 с.

8. Дьяченко В. Г. Качество медицинской помощи (вопросы теории и практики). Методическое пособие. Хабаровск, 1996.270 с.

9. Ждан-Пушкина Д. А. Защита прав страхователя. Решаем конфликт со страховщиком. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.160 с.

10. Качество медицинской помощи. Учебное пособие. Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения РФ для слушателей циклов последипломного обучения врачей-экспертов. Саратов, 1997.183 с.

11. Колоколов Г. Р., Косолапова Н. В., Никульникова О. В. Основы медицинского права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2005.320 с.

12. Колоколов Г. Р. Медицинское обслуживание: частные клиники, льготы, лекарства, рецепты, ответственность // Сам себе адвокат. Выпуск N 31. М.: Юрайт-Издат, 2007.173 с.

13. Макаров А. В. Защита прав граждан в сфере медицинских услуг. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.192 с.

14. Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности. М., 2005.215 с.

15. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. М.: Издательство «БЕК», 1995, 272 с.

16. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.294 с.

17. Медицина и права человека. М.: Прогресс, 1992.320 с.

18. Медицинское страхование. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (проблемы, задачи и подходы к их решению) / Под ред. В. Ф. Чавпецова, В. В. Гришина и др.М., 1995.168 с.

19. Рабец А. М. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.296 с.

Электронные ресурсы.

1. http://www.consultant.ru/search.

2. http://www.mcfr.ru/journals.

3. http://www.miloserdie.ru.

4. http://www.privivkam.net.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой