Совершенствование технологии и средств контроля скрученности коленчатых валов ДВС
Диссертация
Внедрение результатов исследований. Методика дефектации коленчатых валов по параметру скрученности внедрена на ремонтно-технических предприятиях ОАО «Сузунское РТП» и ООО «СХТ» г. Болотное Новосибирской области. Технология дефектации пространственной геометрии коленчатых валов внедрена в учебном процессе на кафедре «Надежности и ремонта машин» Новосибирского ГАУ. В результате анализа… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ дефектов коленчатых валов ДВС
- 1. 1. 1. Дефекты коленчатого вала, значительно ограничивающие ресурс ДВС
- 1. 1. 2. Анализ дефектов пространственной геометрии коленчатого вала
- 1. 1. 3. Частота проявления дефектов пространственной геометрии коленчатых валов
- 1. 2. Анализ существующих методов контроля пространственной геометрии коленчатых валов при восстановлении
- 1. 2. 1. Контроль параметра изгиба коленчатого вала
- 1. 2. 2. Контроль биения вспомогательных поверхностей коленчатого вала
- 1. 2. 3. Контроль изменения радиуса кривошипа
- 1. 2. 4. Контроль скрученности коленчатого вала
- 1. 3. Выводы по главе, цель и задачи исследования
- 1. 1. Анализ дефектов коленчатых валов ДВС
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ УСТРОЙСТВ И МЕТОДА КОНТРОЛЯ СКРУЧЕННОСТИ ПРИ ДЕФЕКТАЦИИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВС
- 2. 1. Теоретический анализ влияния скрученности коленчатого вала на показатели работы ДВС
- 2. 2. Теоретическое обоснование методики контроля углового расположения шатунных шеек (скрученности) коленчатого вала
- 2. 2. 1. Определение погрешности измерения, связанной Неравномерным износом шатунных шеек коленчатого вала
- 2. 2. 2. Определение погрешности измерения, связанной с с изгибом коленчатого вала
- 2. 2. 3. Определение погрешности измерения, связанной с неравномерным износом коренных шеек коленчатого вала
- 2. 3. Теоретический анализ расчета ремонтных размеров шатунных шеек при восстановлении
- 2. 4. Анализ существующих способов контроля углового положения шатунных шеек (скрученности) коленчатых валов
- 2. 4. 1. Контроль скрученности коленчатых валов на стадии дефектации
- 2. 4. 2. Контроль скрученности коленчатых валов на стадии шлифования
- 2. 5. Выводы по главе
- 3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Цель и задачи экспериментальных исследований
- 3. 2. Выбор объекта исследования по представительности и значимости
- 3. 3. Методика сбора и обработки статистических данных
- 3. 3. 1. Методика измерения углового расположения шатунных шеек (скрученности) коленчатого вала
- 3. 3. 2. Планирование эксперимента
- 3. 3. 3. Методика обработки и анализ полученных данных
- 3. 3. 4. Выбор измерительного инструмента и установочного оборудования
- 3. 4. Оценка точности измерений
- 3. 4. 1. Ошибки измерительных приборов
- 3. 4. 2. Ошибки измерений
- 3. 5. Разработка устройств для контроля параметра скрученности коленчатых валов при шлифовании
- 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 4. 1. Результаты экспериментальных исследований по изменению пространственной геометрии коленчатых валов при эксплуатации
- 4. 2. Результаты экспериментальных исследований по изменению параметра скрученности во времени
- 4. 3. Экспериментальная проверка методики расчета ремонтного размера шатунных шеек при восстановлении
- 4. 4. Выводы по экспериментальным исследованиям
- 5. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
Список литературы
- Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы/ Е. В. Погребняк, А. Р. Белоусов Б.В. Кузнецов и др. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 252 с.
- Адлер Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. М.: Наука, 1976. -280с.
- Андрукович П.Ф. Новые идеи в планировании эксперимента / П. Ф. Андрукович, Т. И. Голикова, С. Г. Костина. М.: Наука, 1969.
- Балланд А. Скрученность коленчатых валов / А. Балланд и др. // Автомобильный транспорт. 1979. — № 1. — С.36.
- Беккер М.Х. Прогрессивная технология восстановления на промышленной основе коленчатых валов дизелей А-41 и А-01М / М. Х. Беккер, В. В. Кулеш, Н. И. Медведева и др. // тезисы докл. науч.-тех. конф. Челябинск, 1981 г.
- Беркман А. Восстановление коленчатых валов двигателей ГАЭ-53. -Автомобильный транспорт. 1980. — № 4 — С. 43.
- Бермант А.Ф., Арамонович И. Г. Краткий курс математического анализа. -М.: Наука, 1971.-736 с.
- Бродский В.З. Таблицы планов эксперимента для факторных и полиноминальных моделей / В. З. Бродский, Л. И. Бродский, Т. И. Голикова М.: Металлургия, 1982. — 752 с.
- Буравцев С.К. О способе поэлементной холодной правки коленчатых валов. Двигателестроение. — 1998. — № 2. — С.34.
- И. Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки полученных данных. М.: Колос, 1973.
- Восстановление деталей машин: Справочник / Ф. И. Пантелеенко, В. П. Лялякин, В. П. Иванов, В.М.Константинов- Под ред. В. П. Иванова. -М.: Машиностроение, 2003. 672 с.
- ГОСТ 10 158–76. Дизели и двигатели газовые. Валы коленчатые стальные. Технические условия // Госудаственный комитет СССР по стандартам. -М.: 1976.
- ГОСТ 10 167–73. Дизели и двигатели газовые. Валы коленчатые чугунные. Технические условия // Госудаственный комитет СССР по стандартам. М.: 1973.
- ГОСТ 23 728–88- ГОСТ 23 730–88. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 26 с.
- ГОСТ 24 026–80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. // Госудаственный комитет СССР по стандартам. М.: 1980.
- Гуськов Г. С. К вопросу геометрии коленчатого вала автомобильного двигателя после ремонтного воздействия / Повышение долговечности с.-х. техники: сб. науч. тр. Саратов, 1981. — С. 110 — 115
- Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов/ В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.- Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2005. — 479 с.
- Деризин В.Я. Оценка комплексного влияния технологических факторов на долговечность капитально отремонтированных дизелей (на примере А-41). Автореф. дис. к.т.н. Челябинск, 1991. — 17 с.
- Дизели СМД-60, СМД-62, СМД-64. Технические требования на капитальный ремонт. Часть l. TK 70.0001.074 77 — М.: ГОСНИТИ, 1978.
- Дизель А-41. Технические требования на капитальный ремонт. ТК 70.0001.080−82.-М.: ГОСНИТИ, 1983.
- Добролюбов И.П. Диссертация в агроинженерных науках. -Новосибирск, 2005.
- Дрейпер И., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. Пер. с англ. -М.: Статистика, 1973.-391 с.
- Емельянов В.Н. Технология упрочнения галтелей и правки прямых и коленчатых валов поверхностным пластическим деформированием. Автореф. дис. д.т.н. Великий Новгород, НовГУ, 2000.
- Ерошин В.Г. Опыт восстановления коленчатых валов автотракторных двигателей / В. Г. Ерошин, В. П. Лялякин, Л. И. Радюк. М.: ЦНИИТЭИ Госкомсельхозтехники СССР, 1984. — 37 с.
- Казарцев В.И. Ремонт машин. Л.-М.:Сельхозиздат, 1961.- 584 с.
- Какуевицкий В.А. Оценка способов восстановления коленчатых валов. / Какуевицкий В. А., Рагуцкий А.Т.- Автомобильный транспорт. 1970. -№ 3.
- Каталог средств измерений, испытаний, контроля и диагностирования, применяемых на предприятиях Госкомсельхозтехники СССР. М.: ГОСНИТИ, 1984.- 180 с.
- Коленчатый вал дизеля СМД-14. Технологический процесс восстановления 14−04с 9−2 1Н/РЗ СБ. 086 081.1 102.00043−5. М.: ГОСНИТИ, 1980.
- Коленчатый вал. дизеля СМД-60. Технологический процесс восстановления. М.: ГОСНИТИ, 1980.
- Конкин Ю.А. Экономика ремонта сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1978. — 384 с.
- Круг Г. К. Планирование эксперимента в задаче идентификации и экстрополяции / Г. К. Круг, В. А. Сосулин. М.: Наука, 1977. — 207 с.
- Лисицкий А.А. Практикум по ремонту автомобилей. -М.:Мин.коммунального х-ва, 1951.
- Лисицкий А.Л. Влияние базирования при механической обработке восстанавливаемых деталей на их качество./ Централизованное восстановление деталей машин: сб.науч.тр. по материалам науч.-произв. Семинара. Саратов, 1969 г.
- Луканин В.Н. Двигатели внутреннего сгорания: Учебник для вузов /
- B.Н.Луканин, К. А. Морозов и др.- под ред. В. Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2005 г. — 479 с.
- Лялякин В.П. Исследование особенностей старения коленчатых валов автотракторных двигателей в связи с процессами усталости и износа применительно к проблеме их ремонта: Автореф. дис. к.т.н. М.- 1976. -16 с.
- Лялякин В.П. Методы повышения ресурса деталей дизельных двигателей при их восстановлении: Автореф. дис. д.т.н. М.- ВНИИТУВИД «Ремдеталь», 1996. — 56 с.
- Лялякин В.П. Исследование рассеивания долговечности коленчатых валов двигателей СМД-14 / В. П. Лялякин, Л. М. Лельчук, Д.А.Игнатьков//. сб.науч.тр./ Кишеневский с.-х. ин-т им. М. В. Фрунзе. Кишенев, 1974.1. C. 62−70.
- Манило И.И. Повышение эффективности правки валов при ремонте сельскохозяйственной техники на основе оптимизации процессов ориентации и изгиба: Автореф. дис. д.т.н. Челябинск, ЧГАУ, 2004 -39с.
- Мельников С.В. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов / С. В. Мельников, В. Р. Алешкин, П. М. Рощин. JL: Колос., 1980.- 168 с.
- Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. 4.1. М.: ВНИЭСХ, 1998. — 219 с.
- Митков А. Л. Статистические методы в сельхозмашиностроении /
- A.Л.Митков, С. В. Кардашевский. М.: Машиностроение, 1978. — 360 с.
- Молодык Н.В., Зенкин А. С. Восстановление деталей машин. Справочник. М.: Машиностроение, 1989. — 480 с.
- Молоков Б.М. Организация восстановления деталей машин в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1979.- 192 с.
- Надежность и ремонт машин /В.В.Курчаткин, Н. Ф. Тельнов, К. А. Ачкасов, и др.- под ред. В. В. Курчаткина. -М.: Колос, 2000. 776с.
- Назаров А.А. Влияние отклонений параметров деталей кривошипно-шатунного механизма на эффективность работы двигателя // Техника в сельском хозяйстве. 2001. — № 5. — С. 24.
- Налимов В.В. Логические основания планирования эксперимента /
- B.В.Налимов, Т. И. Голикова. М.: Металлургия, 1981.
- Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. — 416 с.
- Нигородов В.В. Восстановление коленчатых валов автотракторных двигателей / В. В .Нигородов, В. Г. Ерошкин // Обзорная информация ЦНИИТЭИ Госкомсельхозтехники СССР. М., 1981.
- Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1984. — 335 с.
- Нормативы времени на контрольно-измерительные операции при ремонте дизелей-М.: ГОСНИТИ, 1985. 54 с.
- ОСТ 37.001.237−81. Валы коленчатые стальные автомобильных двигателей. Технические требования, методы контроля, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. М: Издательство стандартов, 1981.-6 с.
- Павленко В.Г. Математические методы обработки экспериментальных данных / В. Г. Павленко, О. И. Гордеев // Новосиб. институт инж. водного трансп., 1972. 138 с.
- Пальчик В.Н. Стандартизация, взаимозаменяемость и метрология при эксплуатации и ремонте машин. М.:Колос, 1980.- 183 с.
- Пантилеенко Я.В. Повышение качества восстановления чугунных валов автотракторных двигателей упрочнением рабочих поверхностей электронным лучом в вакууме: Автореф. дис. к.т.н. Новосибирск, -2004.-19 с.
- Патент № 1 237 365 Устройство для обработки коленчатых валов /
- A.Г.Степанов, М. Х. Сабиров, Л. М. Лельчук, Н. Н. Дятел, Н. С. Тарасенко, Д. Д. Гавриленко, Н. Д. Пинчук.- Опубл. в Б.И., 1993, № 25.
- Патент № 1 663 388 Способ контроля углового расположения кривошипа /
- B.А.Парфенов, В. А. Поцелуев. Опубл. в Б.И., № 19.
- Патент № 1 825 671 Способ обработки шатунных шеек коленчатых валов /А.Г.Степанов, М. Х. Сабиров, В. П. Лялякин и др. Опубл. в Б.И., 1992, № 24
- Патент № 2 163 002 Устройство для измерения углового расположения шатунных шеек коленчатого вала/ В. Н. Хрянин. Опубл. 10.02.2001- Бюл. № 4.
- Патент № 2 248 855 Способ правки коленчатых валов / В. Н. Хрянин. -Опубл. 27.03.2005- Бюл. № 9.
- Патент № 2 130 168 Устройство для измерения углового расположения шатунных шеек коленчатого вала / В. Н. Хрянин, В. А. Понуровский. -Опубл. 10.05.1999- Бюл. № 13
- Патент № 2 193 960 Устройство для угловой ориентации шатунных шеек коленчатых валов при шлифовании / В. Н. Хрянин, Г. П. Бут, А. А. Дегтяренко. Опубл. 10.02.2002- Бюл. № 34
- Патент № 2 205 714 Способ правки коленчатых валов / В. Н. Хрянин, А. А. Малышко, А. Д. Лемешков, С. У. Глазачев. Опубл. 10.06.2003- Бюл. № 16
- Покорный Б.М. Конструкция и прочность коленчатого вала. Сборник статей -М.: 1963, с. 107
- Полетаев В.А. Технология механической обработки коленчатых валов ДВС: Монография / В. А. Полетаев, Д. И. Волков. М: Машиностроение, 2002−239 с.
- Потапов Ю.С. Ремонт деталей автомобилей и сельхозмашин / Ю. С. Потапов, А. Г. Коростилев. Кишенев, 1978.
- Ремонт машин /Под ред. Тельнова Н. Ф. М.: Агропромиздат, 1992. -560с.
- Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./ Росстат. М.: 2006. — 806 с.
- Рыбакова В.Л. Исследование изменений размерных характеристик звеньев гусениц тракторов класса 30 кН в условиях Западной Сибири. Дис. к.т.н. Новосибирск, 1975.
- Современные подходы к созданию дизелей для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков / А. Д. Блинов, П. А. Голубев, Ю. Е. Драган и др. Под ред. B.C. Папонова и A.M. Минеева. М.: НИЦ Инженер, 2000. -332с.
- Статистические методы обработки с программным обеспечением SPSS. режим доступа: http://www.SPSS.ru.
- Статистические методы обработки эмпирических данных: Рекомендации. М.: Изд-во стандартов, 1978. — 232 с.
- Степанов А.Г. Совершенствование восстановления коленчатых валов методом ремонтных размеров: Автореф. дис. к.т.н. ВСХИЗО М., 1992.
- Технологические процессы восстановления основных деталей двигателей ЗИЛ-130 М.: ГОСНИТИ, 1986.
- Технологические процессы восстановления основных деталей двигателей СМД-14 -М.: ГОСНИТИ, 1985.
- Технологический процесс восстановления коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130-М.: ГОСНИТИ, 1982.
- Технологический процесс восстановления коленчатого вала двигателя 3M3−53 -М.: ГОСНИТИ, 1982.
- Тихомиров В.Б. Математические методы планирования эксперимента при изучении нетканных материалов. М.: Легкая индустрия, 1968. -168с.
- Ульман И.Е. Система мер, направленных на экономию трудовых и материальных ресурсов при ремонте машин и восстановлении деталей.// тезисы докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. Челябинск, 1981.
- Ульман И.Е. Исследование деформаций коленчатого вала двигателя 3M3−53A при восстановлении его напеканием / И. Е. Ульман, Ю. С. Тарасов, В. Н. Чижов.// тезисы докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. -Челябинск, 1981.
- Унифицированный технологический процесс восстановления коленчатых валов тракторных двигателей СМД-60, СМД-62, Д-50, Д-240-М.: ГОСНИТИ, 1981.
- Усков В.П. Способы правки распредвалов / В. П. Усков, Н. И. Шашкин -Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1995. — № 2−3. — С. 26−27.
- Фихтенгольц Г. М. Основы математического анализа. М.: Наука, 1968. -464 с.
- Хрулев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. Производственно-практ. издание / Издательство «За рулем», 1999 440с.
- Хрянин В.Н. Восстановление пространственной геометрии коленчатых валов ДВС // Современные и перспективные технологии в АПК Сибири: сб.науч.тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / Новосиб.гос.аграр.ун-т. Новосибирск, 2006. — С. 121−123.
- Хрянин В.Н. Контроль скрученности коленчатых валов / В. Н. Хрянин, Г. П. Бут, В. В. Коноводов. Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2002. — № 11. — С. 19−20.
- Чванов К.Г. Методические рекомендации к лабораторной работе по ремонту коленчатых валов М.: МГАУ, 1996. 24 с.
- Черноиванов В.И. Организация и технология восстановления деталей машин. -М.: Агропромиздат, 1989.
- Черноиванов В.И. Организация и технология восстановления деталей машин: монография/ В. И. Черноиванов, В. П. Лялякин. М.: ГОСНИТИ, 2003.-487 с.
- Черноиванов В.И. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: Учебное пособие / В. И. Черноиванов, В. В. Бледных, А. Э. Северный и др.- под ред. В. И. Черноиванова. Москва — Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. — 992 с.
- Шадричев В.А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей: Учебник для вузов. Л.: Машиностроение, 1976 — 560 с.
- Юдин М.И. Ремонт машин в агропромышленном комплексе. / М. И. Юдин, И. Г. Савин и др.- под ред. М. И. Юдина Краснодар: КГАУ, 2000. — 688 с.
- Якушев А.И. Справочник контролера машиностроительного завода. Допуски, посадки, линейные измерения / Якушев А. И., Виноградов А. Н., и др.- под ред. А. И. Якушева. М.: Машиностроение, 1980. — 527 с.
- Crank angle sensing system: Пат. 5 611 311 США, МКИ6 F02 Р 5/15. Unisia Jecs Corp., Tomisawa Naoki.
- Crank grinding business set up / Savadin Paul // Importcar and Truck. 1993. — 15,№ 1. — C.28−31.
- Cylinder discrimination device and cylinder discrimination method of engine: Пат. 6 483 312 США, МПК7 F02 P 17/00. Unisia Jecs Corp., Nissan Motor Co., Ltd, Shimiru Hirokazu, Shimiru Noriaki.
- Dynamic engine timing control: Пат. 6 732 709 США, МПК7 F02 P 5/00. Caterpillar Ink., Havran Richard L., Zadoks Rick I., Harris James W.102. http://www.piter.com/download103. http://www.SPSS.ru
- Way of definition of corners between cranks of a cranked shaft / Zbou Xiaotao // Automob. Technol. -1991 № 6 — C.29−31.