Межэтническая толерантность в системе психологической подготовки курсантов вузов МЧС России
Диссертация
Формирование социальной и этнической толерантности в современном обществе становится актуально важным на государственном и личном уровне. Рост социального разнообразия общественной жизни и сложности принятия решения о месте личности в системе социальных, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношенийнеопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-психологический анализ проблем толерантности
- 1. 1. Психология этнических групп (этнопсихология)
- 1. 2. Особенности возникновение межэтнических конфликтов
- 1. 3. Сущность межэтнической напряженности
- 1. 4. Исследование проблемы толерантности в этнопсихологии
- Выводы по главе
- Глава 2. Эмпирическое исследование уровня толерантности курсантов
- 2. 1. Общая характеристика объекта и методов исследования
- 2. 2. Анализ средних значений
- 2. 3. Корреляционный анализ
- 2. 4. Анализ результатов анкетирования
- Выводы по главе
- Глава 3. Формирование межэтнической толерантности в системе психологической подготовки курсантов вузов МЧС России
- 3. 1. Задачи психологической подготовки переменного состава
- 3. 2. Психологическая программа формирования толерантных установок и моделей поведения
- 3. 3. Ход работы и результаты внедрения психологической программы
- 3. 4. Алгоритм работы и практические рекомендации
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. 1995. № 2.- С. 15−35.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- С. 6−38.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
- Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. № 3.- С. 13−23.
- Алексеев В.П. Этногенетические предания, лингвистические данные, антропологический материал. // Этническая история и фольклор, — М., 1977. -С.10- 12.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1 — 320 е.- Кн. 2 — 336 с.
- Андреева Г. Н. Социальная психология. М., 2002.
- Андреева Г. Н., Голубкова И. Я., Новикова Л. Е. Молодёжная субкультура: Нормы и системы ценностей. //Социологические исследования. -М., 1989.-№ 4,-С. 40−56.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.- М.: Юнити, 2002.-551 с.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1988.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998, — с. 15−20
- Асмолов А.Г. Толерантность как культура в XXI в. // Толерантность: объединяем усилия. М., 2002.
- Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
- Большаков В.Ю. Психотренинг / Социодинамика, упражнения, игры. -СПб.: «Социально-психологический центр», 1996.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows.- М: «Филин»., 1997, — 608с.
- Бороноев А.О., Павленко У. Н. Этнопсихология.-СПб., 1999.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
- Васильев H.H. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002.174 с.
- Вачков И.В., Дерябо С. Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 69
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999.
- Волков Г. Н. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 2000.
- Гаранина В.В. Этническое самосознание и толерантность // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. Н. Новгород: НИСОЦ, 2001.-с. 32−34
- Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. — 471 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. -528 с.
- Давыдов A.A. Измерение социальной напряженности. М., 1992.
- Декларация принципов толерантности / Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003.
- Деминов Л.И. Толерантность как личностное качество (психологический аспект) // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. Н. Новгород: НИСОЦ, 2001. с. 71−74
- Демнушкина И.А. Толерантность и механизмы психологической защиты // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. Н. Новгород: НИСОЦ, 2001.-с. 69−71
- Доклад Правительству Российской Федерации «О ходе реализации в 2001—2002 годах Федеральной целевой программой „Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 гг.)“ от 15.05.2003 г.
- Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. М., 1990.
- Запорожец A.B. Психология действия. М.: МПСИ.2000.-736 с.
- Идентичность и толерантность. Сборник статей. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. 414 с.
- Исмаилов Р.Ф., Карагодов A.B., Сальников В. П. Межнациональный конфликт: понятие, динамика, механизм разрешения, — СПб.: „Университет“, 2003.-144 с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. -СПб.: Речь, 2001.- 112 с.
- Квин В. Прикладная психология. СПб., 2002.
- Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса // Сов. этнография. 1974. -№ 5.
- Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. -М&bdquo- 1999. -389 с.
- Кон И. С. Национальные особенности психологии людей. //Соц. психология.-М., 1975.-е 141−153.
- Кон И. С. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости. Мн.: Харвест, 1998. с. 5−48
- Концепции развития психологической службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 2009−2014 годы, утвержденная приказом МЧС России № 581 от 12.09.2008 г.
- Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 320 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
- Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. М.: Экзамен, 2002. 447 с.
- Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта. //Соц.конфликты. Вып. 9. М., 1995.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. 2000.
- Куликов J1.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., Речь, 2001. — 184 с.
- Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: „Привет“, 2004.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М., 1999.
- Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. с. 33−45
- Лебедева Н.М. Тренинг этнокультурной компетенции. М.: Академия, 2004.-312 с.
- Лебедева Н.М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003, т.24, № 5.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
- Левкович В. П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович.-М.:Наука, 1985.-С.138−153.
- Леонтьев A.A. Национальная психология и этнопсихология. //Сов. этнография. 1983-№ 2. — С. 80−84.
- Локк Дж. Послание о веротерпимости. http://filosof.historic.iWbooks/item/f 00/s00/z0000462/st001 .shtml
- Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
- Межкультурное образование: подход Совета Европы. М., 1995.
- Методическое руководство по организации психологической подготовки профессиональных контингентов МЧС России. М., 2010. — 30 с.
- Методическое руководство по психодиагностическому сопровождению учебного процесса в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России М., 2010. — 33 с.
- Морозов A.B. Социальная конфликтология. М.: Издательский центр „Академия“, 2002, — 336 с.
- Морозов A.B. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. 576 с.
- Мулдашева A.B. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Автореф.: канд.псих. наук. М., 1991.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее. // Психолог, ж. -1994.-Т. 15. -№ 3. С. 42−49.
- На пути к толерантному сознанию / Ответ. редактор А. Г. Асмолов. -М.:СМЫСЛ, 2000. 255 с.
- Налчаджян A.A. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 381 е.: ил.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Никандров В.В., Анггитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга, СПб, „Речь“, 2003 г., с. 11.
- Никандров В.В., Экспериментальная психология, СПб, „Речь“, 2003 г., с. 416−417.
- О состоянии толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе. Информационное письмо МЧС России № 2/17/249 от 02.02.2004.
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Якутск, 1988.
- Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики.- СПб., 2000.
- Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: „Речь“,-2001.-320 с.
- Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2003.-452 с.
- Почебут Л.Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб., 1995.
- Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб.: Речь, 2004. — 240 с.
- Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
- Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб./В.Д. Балин, В. К. Гайда,
- B.K. Гербачевский и др. Под общей ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2003.
- Практикум по психологии менеджмента / Под ред Г. С. Никифорова -СПб., 2000.
- Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: „Ювента“, Институт Тренинга, 1999.
- Психология XXI века: Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. -СПб., 2004.
- Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 640 с. илл.
- РомекВ.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003.
- Рукавишников В.О. Социальная напряженность. // Диалог. 1990. № 8.1. C. 7−11
- Садохин А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2000.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2003.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО „Речь“, 2001. — 350 с.
- Смолина Т. Л. Методы активного обучения в работе с понятием „толерантность“ // Пути формирования установок толерантного сознания у детей и молодежи в системе образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 156−159.
- Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. — 219 с.
- Соколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. М.: Наука, 1990. Вып. 20. С.5−39.
- Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания. //Познание и общение. М., — 1988. — С. 111−114.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Институт этнологии и антропологии, 1998.
- Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность две грани межэтнического взаимодействия. — http://www.tolerance.ru/vek-tol/l-0-coldatov.html
- Солдатова Г. У. Учимся толерантности // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. — с. 125−250
- Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.
- Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. J1.M. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — 222 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2004. -368 с.
- Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2002.-607 с.
- Сухарев В. А. Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк, 1997.
- Тишков В.А. Идентичность и культурные границы. //Идентичность и конфликте постсоветских государствах. М., 1997. С. 15−44.
- Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации: Доклад на заседании Президиума Российской Академии Наук 23 февраля 1993 г.-М» 1993.
- Толерантность. Сборник статей Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2002. — 248 с.
- Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, 2000. — 208 с.
- Фоппель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
- Шалин В.В. Толерантность: Культурная норма и политическая необходимость.- Ростов н/Дону, 2000. 255 с.
- Этническая психология // Этнические процессы и образ жизни людей. Сб. науч: трудов под редакцией Андреева Н. Н. М., 1984.
- Этнические стереотипы поведения. JI., 1985.
- Allport G.W. Nature of prejudice. Cambridge, MA, 1954.
- Berry J.W. Immigraition, acculturation and adaptaition // Applied psychology: An international review, 1997. Vol. 46. P. 5−34
- Peterson S. Tolerance, http://bevondintractability.org/essav/tolerance
- UNESCO Declaration of Principles on Tolerance. http://www.unesco.org/tolerance/
- Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe/ W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. P. 11.
- Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените степень своего согласия с ними. Оценку производите следующим образом: «Совершенно согласен» + 2- «Согласен» +1−1. Трудно сказать" 0−1. Не согласен" -1-
- Совершенно не согласен" 2.
- Отмечайте свое мнение в Бланке для ответов.1. Утверждение
- Я доволен, если смог проявить уважение к мнению другого человека, даже если я с ним принципиально не согласен
- Я осуждаю человека, если он, по моему мнению, совершил безнравственный поступок
- Мне не нравится, когда меня критикуют, но я прислушиваюсь к справедливым замечаниям
- Меня раздражает, когда приходится разговаривать с человеком, плохо знающим русский язык
- Я переживаю, если обидел другого человека или нагрубил ему
- Мне неприятно стоять рядом с людьми иной расы или национальности и прикасаться к ним
- Я умею владеть собой: сдержанно и доброжелательно разговаривать с людьми даже в конфликтной ситуации
- Я не стану доверять людям, которые, как мне стало известно, кого-то обманули
- Я последовательно и принципиально отстаиваю свои права, не нарушая прав других людей
- Меня настораживает, когда другие люди пытаются защитить свои идеи, ценности, веру
- Я хотел бы быть более терпимым и снисходительным к поступкам других людей
- Я рад, когда окружающие люди соглашаются с моим мнением, не высказывая своего и не настаивая
- Я стараюсь не нарушать традиций и культурных норм того народа, среди которого живу
- Я озабочен тем, чтобы окружающие соблюдали мои права
- Мне нравится строить с людьми отношения взаимного уважения, терпимости, доверия
- Ваша оценка межнациональных отношений
- В обществе В универси тете На курсе В группе
- Между представителями разных национальностей проблем не возникает, отношения доброжелательные, уважительные
- Если возникают какие-то проблемы, то они в основном носят межличностный характер, не связаны с национальностью человека
- Имеют место конфликты на межнациональной основе, оскорбление национального достоинства, создание «группировок» криминального характера на национальной основе
- С представителями каких национальностей у Вас возникали проблемы в отношениях?
- А. До поступления в университет
- Б. В период обучения в университете
- Причины возникновения данных проблем
- А. До поступления в университет
- Б. В период обучения в университете
- С представителями каких национальностей у Вас возникали дружеские отношения?
- А. До поступления в университет
- Б. В период обучения в университете
- Что Вас сближало в отношениях с представителями других национальностей?
- А. До поступления в университет
- Б. В период обучения в университете
- Находились ли Вы когда-либо в коллективе, где представители других национальностей являлись большинством?1. Да Нет
- Если «да», то испытывали ли Вы дискомфорт? Да Нет
- Если «да», то чем Вы это объясняете? а) незнание языка- б) незнание обычаев, традиций-в) явное неуважение к моей национальной принадлежности-г) дефицит общения- д) другое.
- Какие причины, на Ваш взгляд, негативно сказываются на характере межэтнических имежнациональных отношений?
- Ваши предложения по оптимизации межэтнических межнациональных отношений в коллективе?1. Благодарим за участие!1. Описание программысоциально-психологического тренинга «Коллективообразование»
- Сотрудниками отдела разработан социально-психологический тренинг «Коллективообразование», целью которого является создание условий для формирования сплоченности коллектива учебной группы.
- Методика и регламент работы.
- Социально-психологический тренинг предполагает 6 часов занятий с каждой группой в два этапа.
- Описание программы социально-психологического тренинга «Партнерского общения»
- Сотрудниками отдела разработан социально-психологический тренинг «Партнерского общения», целью которого является повышение эффективности межличностного общения.
- Методика и регламент работы.
- Социально-психологический тренинг предполагает 6 часов занятий с каждой группой в два этапа.
- Описание программы социально-психологического тренинга «Конфликты и пути эффективного выхода из них»
- Сотрудниками отдела разработан социально-психологический тренинг «Конфликты и пути эффективного выхода из них», целью которого является изучение причин возникновения конфликтов и обучение наиболее приемлемым способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Методика и регламент работы.
- Методы работы в теоретической части психологическая беседа- в практической части — работа в тренинговой группе с использованием ситуационных игр.
- Социально-психологический тренинг по конфликтологии предполагает 3 часа занятий с каждой группой. Тренинг состоит из трех частей: теоретической, практической и заключительной:
- В качестве заключительного этапа совместная формулировка эффективной стратегии общения в конфликтной ситуации, самоанализ, рефлексия, получение обратной связи от участников как итог проделанной работы.
- Описание программы социально-психологического тренинга «Развитие управленческого потенциала»
- Сотрудниками отдела разработан социально-психологический тренинг «Развитие управленческого потенциала», целью которого является формирование навыков организаторской деятельности и развитие управленческого потенциала курсантов.
- Методика и регламент работы.
- Социально-психологический тренинг по развитию управленческого потенциала предполагает 6 часов занятий с каждой группой в два этапа.
- Методическая разработка социально-психологического тренинга: «Формирование установок толерантного сознания и поведения»
- Социально-психологический тренинг предполагает 2 дня занятий. Каждый день тренинга состоит из трех частей: теоретической, практической и заключительной.
- Программа проведения тренинга
- Наименова Содержание, цель Время Методы, п/п ние части (мин.) материально А1. С обеспечение
- День первый 3 часа 25 мин.
- Вводная 1. Постановка целей и задач тренинга и его 5 Бейджи, часть первого дня. фломастеры
- Установление и принятие правил работы 5 Предоставитьв тренинговой группе. инициативу вформулировке правилсамим
- Представление участников. участникам
- Упражнение «История имени" — 10 тренинга
- Разогревающие упражнения наустановление положительного эмоционального контакта между членами группы: 8
- Нетрадиционное приветствие" — 101. Чем мы похожи».
- Теоретичес Определение понятий, информирование: 30 Доска, мелкикая часть толерантность- - история толерантности- - границы толерантности- - критерии толерантности. 3. Практическ Упражнения на: ая часть развитие способности адекватно
- Наименова Содержание, цель Время Метолы, п/п ние части (мин.) материальнос обеспечениеоценивать себя, других и ситуацию взаимодействия в целом: Бланки
- Самотестирование- 15 тестов, ручки
- Упражнение «Ссора и мир" — 7
- Упражнение „Чувствование" — 15 Повязки на
- Упражнение „Слепой, глухой, паралитик" — 20 глаза, — осмысление межкультурных различий, наушникиразвитие эмпатии, обогащение репертуара эмоциональных и поведенческих реакций:
- Упражнение „Ситуации культурных 40 Карточки сассимиляторов" — ситуациями- развитие способности самовыражения с помощью метафорических средств:
- Упражнение „Эмблема толерантности“. 25 Листыбумаги, ручки
- Завершающ Обсуждение итогов первого дня тренинга. 7ая часть Упражнение на поддержание положительного эмоционального фона в 8группе „Комплименты“. 1. День второй 3 часа 23 мши
- Вводная ¡-.Обсуждение первого дня тренинга 5часть Постановка целей и задач второго дня тренинга.
- Установление положительногоэмоционального контакта между участниками группы, повышение уровня доверия в группе, настрой на работу:
- Добрый день, шалом, салют" — 10 Карточки
- Разогрев и элементы дублирования“. 7
- Теоретичес Определение понятий: 30кая часть интолерантность- - проявления нетерпимости- -причины возникновения межэтнических конфликтов- - черты толерантной личности. 3. Практическ Упражнения на: ая часть создание доверительных отношений:
- Уникальность каждого" — 15 Листы, ручки
- Наименова Содержание, цель Время Метолы, п/п ние части (мин.) материально1. С обеспечение- развитие способности к самоанализу, самопознанию- развитие навыков аналитической деятельности:
- Черты толерантной личности" — 30 Листы, ручки- развитие навыков концентрации внимания на партнере, взаимного доверия партнеров:
- Рука дающая и принимающая" — 15- развитие навыков анализа конфликтной ситуации, поиска способов эффективного выхода из конфликта:
- Ролевая игра „В нашем доме" — 40 Ролевые- развитие социального воображения, 20 картыобучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях:
- Типичные ситуации в культурах“. 20
- Завершающ Обсуждение итогов двух дней тренинга: ая часть „Мне нравится" — 101. Притча „Бабочка" — 10
- Представление обратной связи. 101. Содержание тренинга
- День первый 3 часа 25 мин. Вводная часть — 38 мин.
- Знакомство в группе. Постановка целей и задач тренинга 5 мин.
- Установление и принятие правил работы в тренинговой группе 5мин.
- Представление участников. Установление положительного эмоционального контакта между участниками группы, настрой на работу -28 мин.
- Упражнение „История имени“ (10 мин.)
- Процесс знакомства проходит по кругу: каждый участник представляется, рассказывает, что значит его имя и знает ли он, почему он/она были названы этим именем. Нравится ли оно, подходит ли и т. п.
- Упражнение „Нетрадиционное приветствие“ (8 мин.)
- В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями.
- Упражнение „Чем мы похожи“ (10 мин.)
- В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями.
- Теоретическая часть. Определение понятий. 30 мин.
- Вопрос к аудитории: Какие ассоциации у вас возникают при слове „толерантность“? Что, по вашему мнению, обозначает это понятие?
- Практическая часть — 2 часа 17 мин.
- Самотестирование“ (15 мин.)
- Ведущий предлагает участникам провести самотестирование с помощью теста „Насколько вы толерантны“. Участникам раздаются опросники и ручки.
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья? а) да-б) нет.
- Вы встречаетесь с друзьями и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете? а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет-б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
- Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости? а) да-б) нет.
- Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует-б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
- Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение? а) вам очень трудно было бы это сделать-б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники-б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
- Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело? а) да-б) нет.
- Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас-б) вы лишь радуетесь за нее (него).
- В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы? а) уходите пораньше под благовидным предлогом-б) вступаете в спор.
- Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.
- Упражнение „Работа с незнакомцем“ (15 мин.)
- Упражнение „Ссора и мир“ (7 мин.)
- Затем участники должны попытаться поссориться руками (упираясь друг в друга) и помириться руками.
- По окончании упражнения обсуждение. Получилось ли у вас поссориться, помириться без слов?
- Упражнение „Чувствование“. (15 мин.)
- Можем ли мы почувствовать, ощутить, понять человека рядом?
- Упражнение: „Слепой, глухой, паралитик „(20 мин.)
- По команде ведущего игроки начинают переговоры. На выработку решения дается 5 минут. Затем участники меняются ролями. Можно провести это упражнение три раза для каждой пары. По окончании упражнения обсуждается.
- Упражнение „Ситуации культурных ассимиляторов“ (40 мин.)
- Ситуации культурного ассимилятора для участников русско-кавказского взаимодействия:1. Ситуация 1.
- В одну из сельских школ Ингушетии был наравлен на работу русский учитель истории Александр Дмитриевич. Учитель быстро завоевал доверие и уважение детей, так как его уроки были очень интересными, а оценки справ е дл ивыми.
- Как бы вы объяснили Александру Дмитриевичу поведение отца мальчика и мужчин, пришедших с ним:
- Ингушские мужчины очень вспыльчивы и при решении межличностных конфликтов проявляют излишнюю эмоциональность.
- Мужчины пришли к Александру Дмитриевичу в нетрезвом состоянии.
- Мужчины посчитали, что своим поступком Александр Дмитриевич оскорбил Ису.
- Мужчины хотели таким образом „выжить“ учителя из села.
- Как бы вы объяснили Александру Ивановичу такое поведение Асият:
- Асият застенчивая девушка и побаивается директора.
- Асият всегда подобным образом ведет себя с мужчинами.
- Асият испугалась, что одноклассники, увидев такое дружеское расположение к ней директора, посчитают ее „подлизой“.
- У Асият были накрашены глаза, и она не хотела, чтобы директор это заметил.
- Вы выбрали объяснение № 1. Вполне возможно, что Асият застенчива, однако среди вариантов объяснения ее поведения есть другой, который чаще всего выбирают представители ингушской культуры. Вернитесь к ситуации и найдите более точное объяснение.
- Вы выбрали объяснение № 3. Данное объяснение является неверным. В ситуации указывается, что директор проявлял внимание ко всем новичкам, а не только к Асият. Вам необходимо найти более точное объяснение
- Вы выбрали объяснение № 4. Это неверный ответ. В ситуации нет указаний, что Асият злоупотребляла косметикой. Найдите более точное объяснение.1. Ситуация 3.
- Как можно объяснить поведение Патимат и Зелимхана? Выберите один из вариантов ответов:
- Патимат и Зелимхан вегетарианцы.
- У семейной пары из Дагестана болезнь желудка, требующая строгой диеты.
- Гости привыкли к изысканным национальным блюдам, и стряпня Татьяны Сергеевны им не понравилась.
- Патимат и Зелимхан не едят не только свинину, но и некоторые другие виды мяса.
- Вы выбрали объяснение № 1. Это возможное, но маловероятноеобъяснение. Кавказцы, особенно за праздничным столом, предпочитают мясные блюда, прежде всего из баранины.
- Вы выбрали объяснение № 2. Это неверно, так как в описании ситуации нет указаний на данное обстоятельство. Вернитесь к ситуации и выберите другой ответ.
- Вы выбрали объяснение № 3. Это неправильный ответ. Конечно, гости могли быть привередливыми, но блюда, приготовленные хозяйкой из овощей, рыбы и других продуктов, они ели с удовольствием. Выберите другой ответ.
- Как бы вы объяснили Андрею, в чем его ошибки?
- Неприлично покидать стол во время обеда.
- Хозяева обиделись, решив, что Андрей отвлекается от трапезы, так как ему не нравится угощение.
- Кабардинцы сочли, что Андрей путешествует по Кавказу по заданию спецслужб и документирует свою поездку фотографиями.
- Хозяевам не понравилось, что посторонний человек без их сопровождения перемещается по дому.
- Вы выбрали объяснение № 3. Это объяснение нельзя назвать вполне серьезным. Поищите лучшее объяснение.
- Как вы думаете, как Барасби объяснил случившееся Ивану? Выберите подходящий, по вашему мнению, ответ:
- Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на него.
- Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана, решив, что тот хочет уступить ему место.
- Почтенный старец не хотел сидеть рядом с „чужаком“ и надеялся, что вынудит его перейти вглубь автобуса, сев на занятое Барасби место.
- Почтенный старец был уверен, что место на переднем сидении принадлежит ему по праву.
- Вы выбрали объяснение № 1. Русскому человеку подобное объяснение может показаться вполне обоснованным, однако в предложенной ситуации нет никаких указаний на то, что почтенный старец занял место в автобусе раньше
- Ивана. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор.
- Как бы вы объяснили Петру его ошибку?
- Петр взял ведра, не предназначенные для воды.
- На Кавказе встретить человека с полными ведрами плохая примета.
- В Ингушетии за водой принято ходить в определенное время суток, после заката.
- Ходить за водой обязанность женщин.
- Вы выбрали объяснение № 1. Это возможный вариант ответа, однако в ситуации нет указаний на то, что эти ведра не были предназначены для воды. Вернитесь к ситуации и сделайте правильный выбор.
- Вы выбрали объяснение № 3. Это неверное объяснение, такого обычая в Ингушетии не существует. Вернитесь к ситуации и найдите правильный выбор.
- Вы выбрали объяснение № 4. Это лучший вариант ответа. Традиционно на Кавказе за водой ходят только женщины. Тот факт, что воду из колодца принес мужчина, тем более гость, не только огорчило Фатиму, но и опозорило ее в глазах соседей.1. Ситуация 7.
- Как бы вы объяснили Вере поведение Ахмета? Выберите подходящее, по вашему мнению, объяснение:1. Ахмет боится собак.
- У Ахмета аллергия на собачью шерсть.
- Ахмет считает недопустимым находиться в тесной кабине лифта наедине с малознакомой девушкой.
- Ахмету неприятно находиться в лифте с собакой.
- Вы выбрали объяснение № 1. В описанной ситуации не было указаний на то, что Ахмет был испуган. Еще раз попробуйте найти верный ответ.
- Вы выбрали объяснение № 2. Это возможный вариант, но в описании ситуации ничего не говорится о том, что Ахмет аллергик. Вернитесь к ситуации и сделайте правильный выбор.
- Как вы думаете, какое объяснение она нашла?
- Руслан боялся, что присутствующие на вечере девушки будут над ним смеяться.
- Руслан считал, что мужчинам надевать женскую одежду неприлично.
- Руслан переживал, что женское платье оголит его не очень красивые ноги.
- Руслан выбрал благовидный предлог, чтобы не участвовать в неинтересном для него вечере.
- Руслан не мог опасаться насмешек по отношению к себе лично. Вам необходимо найти более точное объяснениие.
- Вы выбрали объяснение № 3. Данное объяснение является неверным. В ситуации указывается, что Руслан вообще отказался надевать женское платье, то есть не мог знать, будут ли видны из-под него его ноги. Вам необходимо найти более точное объяснение.
- Вы выбрали объяснение № 4. Это неверный ответ. Напротив, в ситуации указывается, что Руслан был готов выполнять любую другую работу по организации вечера кроме участия в шоу с переодеваниями. Найдите более точное объяснение.1. Ситуация 9.
- Как бы вы объяснили Маше поведение Тахсурмана? Выберите подходящий ответ:
- Тахсурман был ленивым мальчиком и не любил выполнять работу по дому.
- Тахсурман влюбился в Машу, однако не хотел демонстрировать ей свои чувства. Напротив, он хотел показать, что не собирается выполнять ее указания.
- Тахсурман спешил на спортплощадку, где его ждали друзья.
- В Дагестане Тахсурман не принимал участия в уборке школьного класса.
- Вы выбрали объяснение № 1. Это вполне вероятное объяснениие: многие подростки не горят желанием вытирать пыль и мыть полы. Однако в ситуации не было указаний, что Тахсурман ленивый мальчик. Сделайте другой выбор.
- Вы выбрали объяснение № 3. Это вряд ли можно считать правильным объяснением, поскольку в ситуации не указывается, что Тахсурмана ждали друзья, из-за чего он столь спешно покинул школу. Вернитесь к ситуации и сделайте более подходящий выбор.
- Как бы вы объяснили ей поведение Арсена?
- Арсен обиделся на учительницу, которая при всех усомнилась в его артистических способностях.
- Арсен предпочел бы, чтобы его партнершей была не Юля, а другая одноклассница.
- УАрсена просто было плохое настроение.
- Арсену показалось оскорбительным стоять на коленях перед девочкой.
- Вы выбрали объяснение № 1. Ответ не является верным, так кАк в тексте нет указаний на критику артистических способностей Арсена со стороны педагога. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор.
- Вы выбрали объяснение № 2. Данное объяснение является неверным. Если бы Арсен был против Юли как партнерши, он высказал бы свое недовольство раньше. Вам необходимо найти более точное объяснение.
- Вы выбрали объяснение № 3. Нельзя исключить возможности, что Арсен был „не в настроении“. Однако очень сомнительно, что из-за плохого настроения он отказался от роли, которую сам выбрал. Найдите более точноеобъяснение.
- Упражнение „Эмблема толерантности“ (25 мин.)
- Заключительная часть — 15 мин.
- В завершении первого дня тренинга ведущий просит участников высказатьсвои впечатления, поделиться своими ощущениями от выполнения различных упражнений. (7 мин.)
- Упражнение „Комплименты“ (8 мин.)
- День второй 3 часа 23 мин.1. Вводная часть 23 мин.
- Обсуждение итогов первого дня. Постановка целей и задач второго дня тренинга 5 мин.
- Установление положительного эмоционального контакта между участниками группы, настрой на работу 18 мин.
- Упражнение „Добрый день, шалом, салют!“ (10 мин.)
- Упражнение „Разогрев и элементы дублирования“ (8 мин.)
- Теоретическая часть. Определение понятий. 30 мин.
- К современным неофашистским организациям относятся: „Скин-хеды“, РНЕ, НБПидр.
- К социокультурным причинам возникновения межэтнических конфликтов можно также отнести конфликты между нормами и ценностями, принятыми в обществе.
- Другой особенностью межэтнического конфликта является то, что в его развитии большую роль играет определенная идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм, фашизм, панисламизм и др.).
- Идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противопоставлению „своих“ и „чужих“. Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса.
- К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести завышенную самооценку „своих“ и необъективно низкую оценку „чужих" — двойной стандарт в подходах к „своим“ и „чужим“ (то, что позволено „своим“, непозволительно „чужим“).
- Каким же образом мы можем всего этого избежать?
- Упражнение „Уникальность каждого“ (15 мин.)
- Упражнение „Черты толерантной личности“ (20 мин.)
- Упражнение „Рука дающая и принимающая“ (15 мин.)
- Участники тренинга встают в круг. Желательно, чтобы участников было четное количество и каждый имел возможность найти себе пару. В противном случае ведущий также участвует в этом упражнении.
- В конце дискуссии рекомендуется обсудить с участниками следующие вопросы:
- Знаете ли вы, какая группа крови может переливаться всем людям? (Люди с первой группой крови универсальные доноры)
- Люди с какой группой крови могут принимать кровь любой группы? (Четвертая группа универсальный реципиент — принимающий)
- Знаете ли вы, какие группы крови имеют люди на нашей планете? Каково процентное соотношение этих групп? (Первая группа 47%, вторая — 41%, третья — 9%, четвертая — 3%)
- Ролевая игра „В нашем доме“ (40 мин.)
- Это упражнение представляет собой ролевую игру. В ролевой игре моделируется бытовая ситуация, которая может возникнуть в любом доме. Инструкция:
- Ведущий интересуется, кто желает сыграть роли соседей (должно быть не менее 6 человек, но не более 9 человек). Остальные члены группы -наблюдатели и будут выполнять отдельное задание.
- Непосредственным участникам ролевой игры раздаются ролевые карты, а наблюдателям карточки „Заметки наблюдателя“.
- Участникам дается несколько минут на прочтение задания. Ведущий объясняет, что каждый должен вжиться в свою роль, подумать, что и как он будет делать на протяжении игры. Главной целью ролевой игры является решение проблемы с иностранными студентами.
- При обсуждении ролевой игры нужно рассмотреть два аспекта: ситуация в ролевой игре и ситуация в жизни.1. Ситуация в ролевой игре:
- Что отметили наблюдатели? Каковы их впечатления от того, что произошло во время игры?
- Как ощущали себя актеры во время ролевой игры? Трудно ли было играть свои роли?
- Изменилось ли что-нибудь в ходе ролевой игры после раздачи актерам „Подсказок“?
- Какими способами участники ролевой игры отстаивали свою точку зрения? На чем основывались приводимые аргументы: на фактах, на здравомсмысле, на эмоциях? Трудно ли было изложить свою точку зрения другим участникам?
- Смогли бы участники игры найти компромисс? Все ли участники удовлетворены тем, как разрешилась ситуация?
- Справедливо ли принятое решение? При разрешении конфликта учитывались ли интересы всех участников или одна из сторон пошла на большие уступки, чем другая?
- Можно ли было разрешить конфликт по-другому?1. Ситуация в реальной жизни
- Может ли ситуация, отраженная в ролевой игре, возникнуть в реальной жизни?
- Чем смоделированная ситуация отличается от подобной ситуации в реальной жизни?
- Какие персонажи представляли наиболее распространенное в нашем обществе отношение к представителям других культур?
- В случае конфликта людей с разными социальными и культурными корнями пытаются ли они найти решение, удовлетворяющее всех?
- Часто ли мы навязываем свою точку зрения, не слушая тех, кто думает иначе?
- Действительно ли данный конфликт произошел из-за культурных различий?
- Связан ли он с расхождением личных интересов?
- Сталкивался ли кто-нибудь из участников группы с подобным конфликтами?
- Как разрешалась конфликтная ситуация?
- Важно, чтобы при оценке игры группа поняла разницу между абстрактным отношением к приезжим и поведением в конкретной бытовой ситуации.
- Принятие решения и нахождение компромисса очень сложные процессы. Для того, чтобы успешно разрешить конфликт, необходимо обладать навыкамив области общения, уметь услышать и понять потребности других, научиться доверять людям.
- Руководитель ЖЭКа“ Поскольку ваша квартира находится далеко от квартиры студентов, лично вас они не беспокоят, но вы не любите и боитесь приезжих и не хотите, чтобы они жили в вашем здании.
- Молодая мать“ Постоянные застолья и шумные вечеринки студентов беспокоят вас и вашего маленького ребенка. Это мешает ему засыпать, что может негативно отразиться на здоровье малыша.
- Молодой человек (студент)“ Вы россиянин, приехали учиться из другого города и снимает квартиру в этом же доме. Вам нравятся корейцы, но вы не хотите переехать в их квартиру, считая ее более удобной для проживания.
- Скинхед“ Вы живете в этом доме, и вас крайне раздражает присутствие других национальностей и наций в вашем городе. Вы настроены агрессивно и настаиваете на удалении всех приезжих.
- Владелец квартиры“ Молодые иностранцы вовремя и хорошо платят за квартиру, и вам не хотелось бы терять свой доход. Вы видите в этом конфликте возможность поднять квартплату. В то же время вы можете сдать им квартиру своей тети в другом районе.
- Наблюдатель“ Ваша задача заключается в том, чтобы внимательно следить за тем, что происходит, и отметить для себя следующее:
- Говорили ли игроки по очереди, пытались ли все говорить одновременно, пытались ли некоторые навязать свою точку зрения?
- Взял ли кто-нибудь инициативу по ведению обсуждения в свои руки?
- Какого типа аргументы приводились игроками?
- Произошли ли изменения в поведении играющих во второй части игры?1. Карты „Подсказки“
- Председатель № 2» (Если до этого момента никто не был выбран для ведения собрания, эта карта передается «Руководителю ЖЭКа»)
- Карта «Подсказки» для всех игроков, кроме председателя.
- Упражнение «Типичные ситуации в культурах» (20 мин.)
- Ведущий делит участников на команды. Каждая команда выбирает для себя любую культуру. После подготовки каждая команда презентует свою инсценировку. По окончании проходит обсуждение.
- Заключительная часть 30 мин.
- Упражнение «Мне нравится» (10 мин.)
- В конце нашего тренинга я предлагаю вам старинную притчу «Бабочка» (10 мин.):
- Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:
- Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет, живая я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну, а еслискажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.
- Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:
- Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?
- Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:1. Все в твоих руках!1. Проводится анализ притчи.1. Заключительная беседа
- В завершении тренинга ведущий просит участников высказать свои впечатления, поделиться своими ощущениями от выполнения различных упражнений. (10 мин.)
- Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Был ли приобретен новый опыт и навыки работы, а так же новые знания во время проведения тренинга?
- На каких моментах нашего занятия вы бы хотели заострить свое внимание и поговорить о них поподробнее?
- Кого из участников группы вам бы хотелось поблагодарить за понимание и поддержку или самому выразить слова поддержки?
- Что бы вы хотели сказать всем приятного в заключительной части нашего занятия?
- Изменились ваши взгляды на людей других национальностей, вероисповедания, культурных традиций?
- Сейчас можно ли про вас сказать, что вы толерантный человек?
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. -СПб, Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. 380 с.
- Васильев H.H. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002. -174 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2001.-400 с.
- Козлов В.В., Козлова A.A. Управление конфликтом. М.: Изд-во «Эксмо», 2004. — 224 с.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89, 2004. — 128 с.
- Кипнис М. Тренинг лидерства. М.: Ось-89,2004. — 144 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. — М., «Когито-Центр», 2001.-251 с.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб, Изд-во «Речь», 2003. — 175 с.
- Фоппель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 4-е изд., стер.- М.: Генезис, 2004. 256 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001. — 256 с.