Особенности финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский с
Многотысячные очереди на место в детский сад стали острой проблемой. В связи с сокращением числа ДОУ родители вынуждены занимать очередь в детский сад еще до рождения ребенка. Сейчас в России около 50 тыс. детских садов и яслей. Этого явно недостаточно. По данным Института социальной и гендерной политики, более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности попасть туда. Всего в очереди… Читать ещё >
Особенности финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский с (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
- 1.1 Теоретические основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
- 1.2 Источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
- Глава 2. Особенности финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» за 2005 — 2009 гг.)
- 2.1 Характеристика деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка»
- 2.2 Анализ сметного финансирования за 2005 — 2008 гг.
- 2.3 Анализ фактического финансирования за 2005 — 2008 гг.
- 2.4 Особенности финансов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка»
- Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования и деятельности бюджетного учреждения сферы дошкольного образования
- 3.1 Современные проблемы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
- 3.2 Перспективы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
- 3.3 Рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка»
- Список литературы
В наши дни образование — одна из немногих и едва ли не единственная отрасль народного хозяйства, сохранившая свою целостность. Но вместе с тем ее внутренние ресурсы практически исчерпаны. Если мы не будем их пополнять, то образование может перестать существовать как само развивающаяся система. Мы можем навсегда потерять и кадровый потенциал, и материальную базу, и те многочисленные положительные наработки, которые появились за последние несколько лет в условиях свободного творческого поиска.
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка дошкольного возраста на основе поддержки его индивидуальности, уважении интересов и потребностей ребенка, развития его творческих способностей. Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ. В ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях.
Целью работы является изучение особенностей финансирования дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
ь рассмотреть теоретические основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования;
ь раскрыть источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования;
ь дать характеристику деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» ;
ь проанализировать сметное финансирование за 2005 — 2008 гг.;
ь проанализировать фактическое финансирование за 2005 — 2008 гг.;
ь выявить особенности финансов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» ;
ь определить современные проблемы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования;
ь указать перспективы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования;
ь дать рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» .
Объектом исследования в работе выступает муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Сосенка» .
Предметом исследования в работе являются финансовые отношения, связанные с изучением особенностей финансирования дошкольного образовательного учреждения.
Временный период исследования — деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» за 2005 — 2009 гг.
Для написания работы были использованы следующие методы: метод логического анализа, метод статистического анализа, метод графического анализа.
Методической основой для написания работы явились следующие группы информационных источников: нормативные документы (Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ; Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 и др.), учебная литература (Финансы бюджетных организаций: учебник / Под ред. проф.Г.Б. Поляка), материалы периодических изданий («БиНО: бюджетные учреждения»), электронные ресурсы (www.minfin.ru; www.dvinaland.ru).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в финансовой деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка». Теоретическая часть работы может быть предназначена для студентов и специалистов, изучающих дисциплины «Финансы бюджетных учреждений», «Бюджетная система», «Финансы» и т. д., поскольку в теоретической части раскрыты экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования. Практическая часть работы может быть рекомендована руководству муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка», так как в данной части проведен анализ финансирования и даны рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности учреждения. В главе 1 показаны экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования. В главе 2 проведен анализ особенностей финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» за 2005 — 2009 гг.). В главе 3 указаны основные направления совершенствования финансирования и деятельности бюджетного учреждения сферы дошкольного образования.
Работа представлена на 52 страницах, включает в себя: введение, 3 главы, заключение и список литературы, состоящей из 30 источников. Для наглядности изложения материала в работе представлено 6 таблиц, 2 рисунка и 9 приложений.
Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
1.1 Теоретические основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
ь охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
ь обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
ь воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
ь осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
ь взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
финансирование бюджетное учреждение образовательное ь оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
ь детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
ь детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
ь детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
ь детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
ь детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
ь детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
ь детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
ь центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).
1.2 Источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем, в первую очередь, бюджетные средства. В этом направлении Бюджетный кодекс РФ предоставляет достаточно ограниченный набор форм финансирования дошкольного образования из муниципального бюджета. Вторым по значимости источником финансирования дошкольных учреждений является родительская плата. По действующему законодательству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей — 10%. Кроме этого, для различных категорий семей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%.
Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом.
Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Одновременно с этим расширяются и возможности привлечения дополнительных средств. Таким образом, у дошкольных образовательных учреждений могут быть дополнительные источники финансирования. К ним относятся:
ь плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она введена);
ь плата родителей за дополнительные образовательные услуги;
ь доходы учреждения от предпринимательской деятельности;
ь благотворительные пожертвования предприятий и граждан;
ь денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.
Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.
Привлечение дополнительных источников финансирования — особое направление работы заведующей, успешность которой во многом определяется уровнем компетентности и профессионализма руководителя, его умением устанавливать контакты с другими людьми, умением быть находчивым, убедительным, обаятельным.
Рассмотрим финансирование дошкольного образования за счет средств бюджетов различных уровней.
Для рассмотрения и анализа объемов финансирования дошкольного образования из федерального бюджета за последние пять лет представим данные в таблице 1.
Таблица 1 — Объемы финансирования образования из федерального бюджета за 2005 — 2009 гг.
Объемырасходов | |||||||||||
млрд руб. | % | млрд руб. | % | млрд руб. | % | млрд руб. | % | млрд руб. | % | ||
Всего расходов ФБ: | |||||||||||
Расходы на образование, в т. ч.: | 4,57 | 4,56 | 5,09 | 4,67 | 4,79 | ||||||
1. дошкольное образование | 3,8 | 0,11 | 2,1 | 0,05 | 2,7 | 0,05 | 2,9 | 0,04 | 3,1 | 0,05 | |
2. общее образование | 1,6 | 0,05 | 3,0 | 0,07 | 3,1 | 0,06 | 3,6 | 0,05 | 3,7 | 0,06 | |
3. начальное профессиональное образование | 4,1 | 0,12 | 7,0 | 0,16 | 8,8 | 0,16 | 11,9 | 0,18 | 12,7 | 0, 19 | |
4. среднее профессиональное образование | 19,7 | 0,58 | 21,5 | 0,49 | 25,4 | 0,46 | 29,7 | 0,45 | 32,2 | 0,49 | |
5. переподготовка и повышение квалификации | 2,3 | 0,07 | 3,9 | 0,09 | 4,6 | 0,08 | 4,1 | 0,06 | 4,4 | 0,07 | |
6. высшее профессиональное образование | 108,8 | 3, 20 | 155,1 | 3,50 | 214,0 | 3,92 | 238,2 | 3,63 | 243,3 | 3,72 | |
7. молодежная политика и оздоровление детей | 1,8 | 0,05 | 0,6 | 0,01 | 1,2 | 0,02 | 0,4 | 0,01 | 0,4 | 0,01 | |
8. прикладные научные исследования в области образования | 1,8 | 0,05 | 0,9 | 0,02 | 2,0 | 0,04 | 1,8 | 0,03 | 1,7 | 0,03 | |
9. другие вопросы в области образования | 11,4 | 0,34 | 7,5 | 0,17 | 16,2 | 0,30 | 14,9 | 0,23 | 12,3 | 0, 19 | |
Финансирование сферы дошкольного образования за счет средств федерального бюджета на протяжении 5 лет (2005;2009 гг.) стабильной динамики не имеет. В 2006 г. финансирование сферы дошкольного образования снизилось на 45% по сравнению с 2005 г., а начиная с 2007 г. финансирование находится примерно на одном уровне, т. е.0,05% от общих расходов федерального бюджета.
Рассчитаем темпы роста по дошкольному образованию. При сравнении 2005 г. с 2006 г. темп роста составит:. Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2006 г. снизилось почти на 81% по сравнению с 2005 г. При сравнении 2006 г. с 2007 г. темп роста составит:. Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2007 г. увеличилось почти на 22,2% по сравнению с 2006 г. При сравнении 2007 г. с 2008 г. темп роста составит:. Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2008 г. увеличилось почти на 7% по сравнению с 2007 г. И наконец, при сравнении 2008 г. с 2009 г. темп роста составит:. Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2009 г. увеличилось почти на 6,5% по сравнению с 2008 г.
Рассчитаем средний процент финансирования расходов на дошкольное образование за 5 лет, он составит:
.
Для рассмотрения и анализа объемов финансирования дошкольного образования из регионального бюджета (на примере бюджета Архангельской области) за 2005 — 2009 гг. представим данные в таблице 2.
Таблица 2 — Объемы финансирования дошкольного образования из регионального бюджета (на примере бюджета Архангельской области) за 2005 — 2009 гг.
Объемы расходов | |||||||||||
млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | ||
Всего расходов ОБ: | |||||||||||
Расходы на образование, в т. ч.: | 10,1 | 8,2 | 8,1 | 7,9 | 8,0 | ||||||
1. дошкольное образование | ; | ; | ; | ; | ; | ; | 0,004 | 0,002 | |||
2. общее образование | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 3,2 | ||||||
3. начальное профессиональное образование | 4,1 | 3,2 | 2,3 | 1,9 | 2,5 | ||||||
4. среднее профессиональное образование | 1,4 | 1,2 | 1,3 | 1,7 | 1,4 | ||||||
5. переподготовка и повышение квалификации | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | ||||||
6. высшее профессиональное образование | |||||||||||
7. молодежная политика и оздоровление детей | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 1,2 | 0,2 | ||||||
8. прикладные научные исследования в области образования | 0,005 | 0,02 | 0,04 | 0,01 | |||||||
9. другие вопросы в области образования | 1,1 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 0,5 | ||||||
Финансирование сферы дошкольного образования за счет средств за счет средств бюджета Архангельской области началось лишь с 2007 г. и составило 0,004% от общих расходов областного бюджета, а в 2008 г. финансирование снизилось на 50% по отношению к предыдущему году.
Рассчитаем темпы роста по дошкольному образованию. При сравнении 2008 г. с 2009 г. темп роста составит:
.
Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2009 г. снизилось в 2 раза, т. е. на 100% по сравнению с 2008 г.
Рассчитаем средний процент финансирования расходов на дошкольное образование за 2 года, он составит:
.
Для рассмотрения и анализа объемов финансирования дошкольного образования из местного бюджета (на примере бюджета г. Архангельска) за 2005 — 2009 гг. представим данные в таблице 3.
Таблица 3 — Объемы финансирования образования из местного бюджета (на примере бюджета г. Архангельска) за 2005 — 2009 гг.
Объемырасходов | |||||||||||
млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | ||
Всего расходов МБ: | |||||||||||
Расходы на образование, в т. ч.: | 38,4 | 38,1 | 31,6 | 39,3 | 38,6 | ||||||
1. дошкольное образование | 12,2 | 11,5 | 11,5 | 13,1 | 12,6 | ||||||
2. общее образование | 24,2 | 25,6 | 19,4 | 20,2 | 20,5 | ||||||
3. начальное профессиональное образование | |||||||||||
4. среднее профессиональное образование | |||||||||||
5. переподготовка и повышение квалификации | 0,1 | 0,1 | |||||||||
6. высшее профессиональное образование | |||||||||||
7. молодежная политика и оздоровление детей | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | ||||||
8. прикладные научные исследования в области образования | ; | ||||||||||
9. другие вопросы в области образования | 1,1 | 0,8 | 0,5 | 5,7 | 5,3 | ||||||
Финансирование сферы дошкольного образования за счет средств бюджета г. Архангельска на протяжении 5 лет (2005;2009 г. г.) было неравномерным.
В 2006 г. по сравнению с 2005 г. наблюдалось некоторое снижение финансирования с 12,2% до 11,5% от общих расходов местного бюджета. В 2007 г. были одинаковые показатели как и в 2006 г. В 2008 г. финансирование возросло до 13,1%, а в 2009 г. финансирование снизилось до 12,6% от общих расходов г. Архангельска.
Рассчитаем темпы роста по дошкольному образованию. При сравнении 2005 г. с 2006 г. темп роста составит:
.
Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2006 г. увеличилось почти на 2,2% по сравнению с 2005 г. При сравнении 2006 г. с 2007 г. темп роста составит:
.
Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2007 г. увеличилось почти на 30% по сравнению с 2006 г. При сравнении 2007 г. с 2008 г. темп роста составит:
.
Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2008 г. увеличилось почти на 24,4% по сравнению с 2007 г. И наконец, при сравнении 2008 г. с 2009 г. темп роста составит:
.
Это означает, что финансирование расходов на дошкольное образование в 2009 г. увеличилось почти на 24% по сравнению с 2008 г.
Рассчитаем средний процент финансирования расходов на дошкольное образование за 5 лет, он составит:
.
Глава 2. Особенности финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» за 2005 — 2009 гг.)
2.1 Характеристика деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка»
Полное наименование: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Сосенка». Сокращенное наименование: МДОУ Детский сад № 30. Юридический и фактический адрес: 163 017, город Архангельск, улица Кегостров, дом 84. Тип образовательного учреждения — дошкольное образовательное учреждение. Вид образовательного учреждения — детский сад. Категория — третья. Реализуемые общеобразовательные программы — дошкольного образования.
Цели Учреждения: удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии в возрасте от 1,5 до 7 лет на уровне современных требований.
Задачами Учреждения являются:
ь охрана жизни и укрепление здоровья детей;
ь обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
ь осуществление коррекции отклонений речевого развития ребенка;
ь приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
ь взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, оказание психолого-педагогической помощи родителям.
Основные виды деятельности Учреждения:
ь воспитание, образование, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;
ь иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Финансовая деятельность Учреждения
Финансирование Учреждения осуществляется из средств местного бюджета согласно утвержденной смете расходов.
Финансирование дополнительных мероприятий осуществляется за счет собственных средств Учреждения и других источников.
Финансирование образовательных программ может осуществляться также за счет субвенций, дотаций, средств заинтересованных юридических и физических лиц, доходов от уставной деятельности, других источников.
Средства Учреждения образуются из:
ь ассигнований из средств местного бюджета;
ь средств законных представителей, полученных за предоставление воспитанникам дополнительных платных образовательных услуг;
ь доходов от уставной деятельности;
ь добровольных взносов организаций, граждан;
ь кредитования всех видов;
ь иных поступлений не противоречащих закону.
Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основе решении аттестационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направленных на оплату труда.
Учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность.
Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность Учреждения в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним на праве оперативного управления зданий, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определенного нормативами, действующими на территории Архангельской области. Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах закрепленных за ним средств.
Учреждение обязано вести бухгалтерский учет по всем видам деятельности в т. ч. (по имуществу, обязательствам и хозяйственным операциям), предоставлять отчетность, требуемую и в контролирующие органы.
Чистая прибыль Учреждения от предпринимательской деятельности поступает в распоряжение Учреждения и изъятию не подлежит.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется Учредителем, органами государственной власти в пределах их компетенции.
2.2 Анализ сметного финансирования за 2005 — 2008 гг.
Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изучения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения. Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению.
Рассмотрим и проанализируем сметные данные по бюджетному финансированию муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» за 2005 — 2008 гг. в таблице 4.
Таблица 4 — Сравнительный анализ сметных данных по расходам за 2005 — 2008 гг.
Виды статей | |||||||||||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | руб. | % | руб. | % | ||
Всего расходы: | 3 281 080,2 | 4 573 478,59 | |||||||||
200 — расходы | 90,9 | 89,1 | 96,7 | 3 105 033,2 | 94,6 | 4 227 692,59 | 92,4 | ||||
210 — " Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" : | 86,9 | 86,6 | 74,2 | 74,8 | 65,7 | ||||||
211 — «Заработная плата» | 68,1 | 68,1 | 58,6 | 58,9 | 51,6 | ||||||
212 — «Прочие выплаты» | 1,6 | 1,2 | 0,8 | 1,0 | 0,7 | ||||||
213 — «Начисления на оплату труда» | 17,2 | 17,3 | 14,8 | 14,9 | 13,4 | ||||||
220 — " Оплата работ и услуг" | 4,0 | 2,5 | 21,0 | 607 618,2 | 18,5 | 858 833,81 | 18,8 | ||||
221 — «Услуги связи» | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0,1 | ||||||
222 — «Транспортные услуги» | 0,1 | 0,1 | 0,03 | 0,02 | |||||||
223 — «Коммунальные услуги» | ; | ; | ; | ; | 19,4 | 510 918,2 | 15,6 | 775 933,81 | 17,0 | ||
225 — «Работы и услуги по содержанию имущества» | 1,1 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | ||||||
226 — «Прочие услуги» | 2,6 | 1,4 | 0,7 | 2,1 | 1,0 | ||||||
260 — " Социальное обеспечение" : | 86 140,78 | 1,9 | |||||||||
262 — «Пособия по социальной помощи населению» | 86 140,78 | 1,9 | |||||||||
290 — " прочие расходы" | 1,5 | 1,3 | 6,1 | ||||||||
300 — " Поступление нефинансовых активов" : | 9,1 | 10,9 | 3,3 | 5,4 | 7,6 | ||||||
310 — «Увеличение стоимости основных средств» | 0,1 | 1,4 | 2,7 | ||||||||
340 — «Увеличение стоимости материальных запасов» | 9,0 | 10,9 | 3,3 | 4,0 | 4,9 | ||||||
В обшей сумме расходов преобладает статья 200 «Расходы». Наибольший рост по статье 200 произошел в 2007 г. и составил 178% по отношению к 2006 г., тогда как в 2006 г. расходы увеличились на 13% по отношению к 2005 г., в 2008 г. расходы увеличились на 14% по отношению к 2007 г., а в 2009 г. расходы увеличились на 36% по отношению к 2008 г.
В рамках группы 200 преобладает финансирование по статье 210 — «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда». Анализируя эту статью, заметен рост в ее финансировании с 86,6% от общей суммы расходов в 2006 г. до 74,2% и до 74,8% от годовой суммы расходов в 2007 и 2008 гг. соответственно, а в 2009 г. произошел спад ее финансирования до 65,7% от годовой суммы расходов. В статье 210 преобладает финансирование за счет подстатьи 211 — «Заработная плата». В 2007, 2008 и 2009 гг. произошло снижение финансирования по данной подстатье по сравнению с 2005 и 2006 гг. По подстатье 213 — «Начисления на оплату труда» также наблюдается спад финансирования начиная с 2007 г. А подстатья 212 — «Прочие выплаты» с 2005 по 2009 гг. стабильной динамики не имеет.
Второе место по доле расходов занимает статья 220 — «Оплата работ и услуг». По данной статье наблюдается резкий рост финансирования с 2,5% от общей суммы расходов 1 721 800,00 руб. в 2006 г. до 21,0% от общей суммы 2 817 093,00 руб. в 2007 г. В статье 220 преобладает финансирование прежде всего за счет подстатьи 223 — «Коммунальные услуги». В 2005 и 2006 гг. данные в смете отсутствуют, т.к. финансирование планировалось за счет дополнительных кредитов из Департамента образования. В 2008 г. наблюдается уменьшение финансирования по данной подстатье с 19,4% до 15,6% от годовой суммы расходов по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. — увеличение финансирования до 17,0% от годовой суммы расходов по сравнению с 2008 г. В подстатьях 221 — «Услуги связи», 222 — «Транспортные услуги», 225 — «Работы и услуги по содержанию имущества» и 226 — «Прочие услуги» стабильной динамики в финансировании нет.
Третье место в общей доле расходов занимает статья 290 «Прочие расходы», которая начала финансироваться только с 2007 года.
На четвертом месте по доле расходов находится статья 260 «Социальное обеспечение». Ее финансирование началось лишь с 2009 года.
Группа 300 — «Поступление нефинансовых активов» имеет нестабильную динамику. В 2005 и 2006 гг. статья 300 имеет тенденцию к увеличению и составляет 9,1% и 10,9% соответственно от общей суммы расходов. Начиная с 2007 г. произошел спад до 3,3% от годовой суммы 2 817 093,00 руб., в 2008 г — до 5,4% от годовой суммы 3 281 080,2 руб., а в 2009 г. — до 7,6% от годовой суммы 4 573 478,59 руб.
Приоритетом в группе 300 является статья 340 — «Увеличение стоимости материальных запасов», которая также имеет нестабильную динамику.
Статья 310 — «Увеличение стоимости основных средств» в 2005 г. составляет 0,1% от годовой суммы расходов 1 486 400,00 руб., в 2006 и 2007 гг. не финансируется, в 2008 г. занимает 1,4% от годовой суммы 3 281 080,2 руб., а в 2009 г. — 2,7% от годовой суммы 4 573 478,59 руб.
Для наглядного представления сметных данных расходов и поступлений нефинансовых активов строим график:
Рисунок 1 — Сравнительный анализ сметных данных расходов и поступлений нефинансовых активов за 2005 — 2009 гг.
Таким образом, из рисунка можно сделать вывод о том, что в общей суммме расходов преобладает статья 200 — «Расходы» и ее финансирование с каждым годом увеличивается. Статья 300 «Поступление нефинансовых активов» стабильной динамики не имеет.
2.3 Анализ фактического финансирования за 2005 — 2008 гг.
Контроль за наличием и выполнением сметы необходим, так как позволяет обеспечить целевое использование средств и является основным инструментом планирования. Анализ отчетных данных необходим для планирования сметных показателей на следующий год. Во многом от того, на сколько правильно будет составлена смета и произведено распределение плановых показателей по соответствующим статьям расходов, будет зависеть результативность и эффективность деятельности учреждения. Учреждение должно вести планомерную и последовательную финансово-экономическую политику, предварительно (предстоящий финансовый год) заключая договоры на оказание услуг и т. д., рассчитывая сметные показатели по определенным нормам, опираясь на отчетные данные за предварительный финансовый год. Если это происходит, то можно предположить, что в данном учреждении налажен экономический анализ, денежные средства расходуются экономно, и бюджетные деньги могут быть использованы с высокой степенью эффективности.
Рассмотрим и проанализируем отчетные данные по бюджетному финансированию муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» за 2005 — 2008 гг. в таблице 5.
Таблица 5 — Сравнительный анализ отчетных данных по расходам за 2005 — 2008 гг.
Видыстатей | |||||||||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | руб. | % | ||
Всего расходы: | 2 270 918,40 | 2 937 726,86 | 3 297 597,27 | 4 334 386,26 | |||||
200 — расходы | 2 014 561,85 | 88,7 | 2 566 241,10 | 87,3 | 3 160 761,30 | 95,9 | 4 107 192,26 | 94,8 | |
210 — " Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" : | 1 320 768,70 | 58,2 | 1 711 072,69 | 58,2 | 2 018 834,16 | 61,2 | 2 800 811,41 | 64,6 | |
211 — «Заработная плата» | 1 062 891,92 | 46,8 | 1 345 553,46 | 45,8 | 1 602 958,65 | 48,6 | 2 206 034,39 | 50,9 | |
212 — «Прочие выплаты» | 257 876,78 | 11,4 | 18 600,00 | 0,6 | 18 762,24 | 0,6 | 44 700, 20 | 1,0 | |
213 — «Начисления на оплату труда» | 346 919,23 | 11,8 | 397 133,27 | 12,0 | 550 076,82 | 12,7 | |||
220 — " Оплата работ и услуг" | 465 887,16 | 20,5 | 518 832,53 | 17,7 | 843 959,87 | 25,6 | 666 286,07 | 15,4 | |
221 — «Услуги связи» | 9384,55 | 0,4 | 4778,95 | 0,2 | 4033, 20 | 0,1 | 5000,00 | 0,1 | |
222 — «Транспортные услуги» | 1900,00 | 0,1 | 900,00 | 0,02 | 800,00 | 0,02 | |||
223 — «Коммунальные услуги» | 378 752,87 | 16,7 | 411 010,21 | 14,0 | 439 976,27 | 13,3 | 577 102,37 | 13,3 | |
225 — «Работы и услуги по содержанию имущества» | 33 887,95 | 1,5 | 26 703,17 | 0,9 | 118 458,08 | 3,6 | 23 000,00 | 0,5 | |
226 — «Прочие услуги» | 43 861,79 | 1,9 | 74 440, 20 | 2,5 | 280 592,32 | 8,5 | 60 383,70 | 1,4 | |
260 — " Социальное обеспечение" : | 27 998,96 | 0,8 | 126 327,18 | 3,0 | |||||
262 — «Пособия по социальной помощи населению» | 27 998,96 | 0,8 | 126 327,18 | 2,9 | |||||
270 — " Расходы по операциям с активами" | 227 877,04 | 10,0 | 297 416,56 | 10,1 | 231 082,47 | 7,0 | 256 846,60 | 5,9 | |
271 — «Амортизация основных средств и нематериальных активов» | 65 432,42 | 2,9 | 167 762,45 | 5,6 | 122 530,23 | 3,7 | 115 578,06 | 2,7 | |
272 — «Расходование материальных запасов» | 162 444,62 | 7,1 | 129 654,11 | 4,4 | 108 552,24 | 3,3 | 141 268,54 | 3,2 | |
290 — " прочие расходы" | 28,95 | 0,001 | 38 919,32 | 1,3 | 38 885,84 | 1,2 | 256 921,00 | 5,9 | |
300 — " Поступление нефинансовых активов" : | 256 356,55 | 11,3 | 371 485,76 | 12,7 | 136 835,97 | 4,1 | 5,2 | ||
310 — «Увеличение стоимости основных средств» | 90 724,95 | 4,0 | 219 466,10 | 7,5 | 35 958,00 | 1,0 | 89 294,00 | 2,1 | |
340 — «Увеличение стоимости материальных запасов» | 165 631,60 | 7,3 | 152 019,66 | 5,2 | 100 877,97 | 3,1 | 137 900,00 | 3,1 | |
Как видно из таблицы 5, объем бюджетных средств за последние 4 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2006 г., на 29% превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию в 2005 г. Объем финансирования, утвержденный на 2007 г., на 12% превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию в 2006 г., а объем, утвержденный на 2008 г. — на 31%.
Глядя на таблицу 5 можно сделать вывод о том, что финансирование практически всех статей неравномерно и стабильной динамики нет.
Анализируя отчетные данные по расходам муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка» в течение четырех лет преобладают расходы по группе 200 «Расходы». Для более наглядного представления приведем диаграмму, которая изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Сравнительный анализ отчетных данных расходов и поступлений нефинансовых активов за 2005 — 2008 гг.
Как уже было сказано выше, в обшей сумме расходов преобладает группа 200 «Расходы». Динамика группы 200 имеет тенденцию к увеличению. В 2006 г. расходы увеличились на 27% по отношению к 2005 г., в 2007 г. — на 23% по отношению к 2006 г., а в 2008 г. расходы увеличились на 30% по отношению к 2007 г.
В рамках группы 200 преобладает финансирование по статье 210 — «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда». Данная статья имеет тенденцию к увеличению. В 2006 г. финансирование увеличилось на 30% по отношению к 2005 г., в 2007 г. — на 18% по отношению к 2006 г., а в 2008 — на 39% по отношению к 2007 г. В статье 210 преобладает финансирование за счет подстатьи 211 — «Заработная плата». Анализируя данную подстатью, заметен рост в ее финансировании:
в 2006 году увеличение составляет 127% по отношению к 2005 г.;
в 2007 году — 119% по отношению к 2006 г.;
в 2008 год — 138% по отношению к 2007 г.
По подстатье 212 — «Прочие выплаты» наблюдается сокращение финансирования с 11,4% в 2005 г. до 1,0% в 2008 г. от общей суммы расходов. А подстатья 213 — «Начисления на оплату труда» имеет тенденцию к увеличению с 11,8% в 2006 г. до 12,7% от годовой суммы в 2008 г.
Второе место по доле расходов занимает статья 220 — «Оплата работ и услуг». Стабильной динамики в ее финансировании нет. В 2006 г. наблюдается спад финансирования с 20,5% до 17,7% от общей суммы расходов. В 2007 г. происходит резкое увеличение до 25,6%, а в 2008 г — снова уменьшение финансирования до 15,4% от годовой суммы. В статье 220 преобладает финансирование за счет подстатьи 223 — «Коммунальные услуги». По данной подстатье наблюдается тенденция к сокращению финансирования с 16,7% в 2005 г. до 13,3% от общей суммы расходов в 2008 г.
Подстатьи 221 — «Услуги связи» и 222 — «Транспортные услуги» за рассматриваемый период имеют тенденцию к уменьшению.
Подстатья 225 — «Работы и услуги по содержанию имущества» стабильной динамики не имеет: в 2006 г. наблюдается уменьшение финансирования с 1,5% до 0,9% от годовой суммы, в 2007 г. происходит увеличение до 3,6%, а в 2008 г. — уменьшение до 0,5% от общей суммы расходов.
В динамике подстатьи 226 — «Прочие услуги» до 2007 г. наблюдается рост финансирования до 8,5%, а в 2008 г. — спад до 1,4% от годовой суммы расходов.
Третье место в общей доле расходов занимает статья 290 «Прочие расходы», имеющая тенденцию к увеличению с 0,001% в 2005 г. до 5,9% от общей суммы расходов в 2008 г. и статья 270 «Расходы по операциям с активами», имеющая тенденцию к снижению с 10,0% в 2005 г. до 5,9% от общей суммы расходов в 2008 г.
На последнем месте по доле расходов находится статья 260 — «Социальное обеспечение», которая финансировалась лишь с 2007 г.
Динамика группы 300 — «Поступление нефинансовых активов» имеет тенденцию к увеличению в 2006 году и составляет 145% по сравнению с 2005 годом. Начиная с 2007 года, группа 300 имеет тенденцию к уменьшению на 60%, а с 2008 года — почти на 40% по отношении к 2006 году.
Приоритетом в группе 300 является статья 340 — «Увеличение стоимости материальных запасов», которая имеет тенденцию к уменьшению. По данной статье финансирование сократилось с 7,3% в 2005 г. до 3,1% от обшей суммы расходов в 2008 г.
В статье 310 — «Увеличение стоимости основных средств» наблюдается увеличение финансирования до 7,5% в 2006 г., а затем уменьшение финансирования до 1,0% и 2,1% от годовой суммы в 2007 и 2008 гг. соответственно.
2.4 Особенности финансов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Сосенка»
Сравнительный анализ сметных и отчетных данных необходим, так как позволяет проанализировать итоги деятельности учреждения за определенный период времени. То есть можно проследить, какие статьи, подстатьи были недофинансированы, а какие были профинансированы с избытком, на какие статьи нужно обратить внимание при составлении сметных показателей на следующий финансовый год.
Таблица 6 — Особенности сметных и отчетных данных по расходам за 2005 — 2008 гг.
Видыстатей | |||||||||
смета | отчетность | смета | отчетность | смета | отчетность | смета | отчетность | ||
Всего расходы: | 2 270 918,40 | 2 937 726,86 | 3 297 597,27 | 3 281 080,2 | 4 334 386,26 | ||||
200 — расходы | 2 014 561,85 | 2 566 241,10 | 3 160 761,30 | 3 105 033,2 | 4 107 192,26 | ||||
210 — " Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" : | 1 320 768,70 | 1 711 072,69 | 2 018 834,16 | 2 800 811,41 | |||||
211 — «Заработная плата» | 1 062 891,92 | 1 345 553,46 | 1 602 958,65 | 2 206 034,39 | |||||
212 — «Прочие выплаты» | 257 876,78 | 18 600,00 | 18 762,24 | 44 700, 20 | |||||
213 — «Начисления на оплату труда» | 346 919,23 | 397 133,27 | 550 076,82 | ||||||
220 — " Оплата работ и услуг" | 465 887,16 | 518 832,53 | 843 959,87 | 607 618,2 | 666 286,07 | ||||
221 — «Услуги связи» | 9384,55 | 4778,95 | 4033, 20 | 5000,00 | |||||
222 — «Транспортные услуги» | ; | 1900,00 | 900,00 | 800,00 | |||||
223 — «Коммунальные услуги» | ; | 378 752,87 | ; | 411 010,21 | 439 976,27 | 510 918,2 | 577 102,37 | ||
225 — «Работы и услуги по содержанию имущества» | 33 887,95 | 26 703,17 | 118 458,08 | 23 000,00 | |||||
226 — «Прочие услуги» | 43 861,79 | 74 440, 20 | 280 592,32 | 60 383,70 | |||||
260 — " Социальное обеспечение" : | ; | ; | ; | ; | ; | 27 998,96 | ; | 126 327,18 | |
262 — «Пособия по социальной помощи населению» | 27 998,96 | 126 327,18 | |||||||
270 — " Расходы по операциям с активами" | 227 877,04 | 297 416,56 | 231 082,47 | 256 846,60 | |||||
271 — «Амортизация основных средств и нематериальных активов» | 65 432,42 | 167 762,45 | 122 530,23 | 115 578,06 | |||||
272 — «Расходование материальных активов» | 162 444,62 | 129 654,11 | 108 552,24 | 141 268,54 | |||||
290 — " прочие расходы" | ; | 28,95 | 38 919,32 | 38 885,84 | 256 921,00 | ||||
300 — " Поступление нефинансовых активов" : | 256 356,55 | 371 485,76 | 136 835,97 | ||||||
310 — «Увеличение стоимости основных средств» | 90 724,95 | 219 466,10 | 35 958,00 | 89 294,00 | |||||
340 — «Увеличение стоимости материальных запасов» | 165 631,60 | 152 019,66 | 100 877,97 | 137 900,00 | |||||
Рассмотрим как выполняется план по финансированию за период 2005 — 2008 гг.
По таблице 6 видно, что практически по всем статьям сметные и отчетные данные не совпадают. Это может быть вызвано несколькими причинами. Например, передвижки по статьям или дополнительное финансирование в течение года, которое не предусмотрено в смете.
На протяжении всех 4 лет виден избыток финансировании. В 2005 г. сумма избытка составляет 784 518,40 руб., в 2006 — 1 215 926,86 руб., в 2007 г. — 480 504,27 руб., а в 2008 г. — 1 053 306,06 руб.
Теперь разберем более подробно как выполнялся план по финансированию по каждой статье.
Анализ группы 200 — «Расходы». В течение периода 2005 — 2008 гг. израсходовано средств больше, чем было запланировано в смете.
Разберем эту группу по статьям. По статье 210 недофинансирование наблюдается лишь в 2007 г. Оно составляет 71 151,84 руб. По подстатьям 211 и 213 в 2007 г. зафиксирован недостаток финансирования, который составляет 48 539,35 руб. и 19 754,73 руб. соответственно. А в 2005, 2006 и 2008 гг. наблюдается избыточное финансирование по данным подстатьям. По статье 212 наблюдается недостаток финансирования в 2006 и 2007 гг. на 1 900 руб. и 2 837,76 руб. соответственно, а в 2005 и 2008 гг. — избыток финансирования на 233 57,78 руб. и 12 700,2 руб. соответственно.
По статье 220 наблюдается избыток финансирования на протяжении всего рассматриваемого периода. По подстатье 221 выполнение плана было в 2008 г., в 2005 г. был избыток финансирования на 6 784,55 руб., а в 2006 и 2007 гг. было недофинансирование на 1 421,05 руб. и 7 066,8 руб. соответственно. По подстатье 222 выполнение плана было в 2007 и 2008 гг., в 2005 г. был недостаток финансирования на 1 000 руб., а в 2006 г. из 1 900 руб., запланированных в смете было профинансировано 900 руб. Следовательно, недофинансирование составило 1 000 руб. По подстатье 223 в 2007 г. был недостаток финансирования, который составил 105 930,73 руб., а в 2008 г. был избыток, который составил 66 184,17 руб. По подстатье 225 наблюдается выполнение плана в 2008 г., а с 2005 — 2007 гг. зафиксирован избыток финансирования. По подстатье 226 прослеживается недостаток в финансировании лишь в 2008 г. на 7 516,3 руб., в остальной период наблюдается избыточное финансирование.
По статье 290 в 2007 г. наблюдался недостаток финансирования на 1 914,16 руб., а в 2008 г. финансирование было в избытке на 214 821 руб.
Анализ группы 300 — «Поступление нефинансовых активов». По этой группе за весь период зафиксирован избыток финансирования. По статьям 310 и 340 также наблюдался избыток в финансировании за весь рассматриваемый период.
Глава 3. Основные направления совершенствования финансирования и деятельности бюджетного учреждения сферы дошкольного образования
3.1 Современные проблемы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
К существующим важнейшим современным проблемам финансирования дошкольных образовательных учреждений относятся:
1. снижение, недостаточность и нестабильность финансирования;
2. неразвитость механизмов привлечения внебюджетных средств.
Учреждения постоянно находятся под угрозой сокращения бюджетных ассигнований. Более того, статьи расходов делятся на «защищенные» и «незащищенные». Первоочередному финансированию подлежат расходы по «защищенным» статьям. Их перечень ежегодно утверждается законодательством о бюджете. Как правило, к их числу относятся расходы на оплату труда и начисления на нее, расходы на питание и расходы на коммунальные услуги.
Выделяемые из бюджета средства обеспечивают 50−60% необходимых учреждению средств для нормального функционирования. Чтобы как-то обновлять материальную базу и поддерживать нормальный уровень заработной платы, учреждению необходимы дополнительные источники финансирования.
Для достижения указанных целей все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых — привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой.
" Экономика дошкольного образования — зона, где не ступала нога человека. Родители ничего об этом не знают, а государство делает все, чтобы они и впредь оставались в неведении" , — убеждена главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. По закону о разграничении полномочий с регионами детские сады отлучили от федерального бюджета и передали на муниципальный уровень, не имеющий средств для строительства новых детских садов и едва покрывающий расходы по «латанию дыр» в старых. В итоге на одного садовского ребенка консолидированный бюджет выделяет по 25 тыс. рублей в год или 2 тыс. рублей в месяц. Сюда входит абсолютно все — капстроительство, питание, лечение и воспитание с образованием. Это означает, что детские сады по-прежнему финансируются по остаточному принципу и выживают они за счет «поборов» с родителей.
Добровольно-принудительные взносы существенно улучшают положение действующих детских садов, но новый детский сад на них не построить — строительство типового детского садика в регионе стоит порядка 75 млн. рублей.
Многотысячные очереди на место в детский сад стали острой проблемой. В связи с сокращением числа ДОУ родители вынуждены занимать очередь в детский сад еще до рождения ребенка. Сейчас в России около 50 тыс. детских садов и яслей. Этого явно недостаточно. По данным Института социальной и гендерной политики, более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности попасть туда. Всего в очереди в детские сады стоят 913 тыс. детей. Те, чья очередь дошла, тоже не получают дошкольного воспитания на должном уровне: почти половина детских садов переполнена, в некоторых из них наполняемость групп доходит до 138%. Таким образом, существующая система распределения бюджетных ассигнований, которые выделяются в половинном размере от потребностей ДОУ и затем распределяются в первую очередь на «защищенные статьи» заставляет ДОУ искать какие-то новые источники финансирования или зарабатывать самим, используя собственные возможности.
3.2 Перспективы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников финансирования обусловлено появлением экономической заинтересованности учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также неухудшение условий для осуществления учебной деятельности.
Платные услуги — хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Кроме образовательных услуг, учреждение может оказывать и другие платные услуги.