Политическое урегулирование вооруженных конфликтов в постсоветском пространстве: Опыт, проблемы, тенденции
![Диссертация: Политическое урегулирование вооруженных конфликтов в постсоветском пространстве: Опыт, проблемы, тенденции](https://westud.ru/work/2678020/cover.png)
Ядов В. А. Методологические проблемы изучения социальных конфликтов // Социальные конфликты. Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. М., 1991. № 1.1. Авторефераты диссертаций: Аксельрод Р. Эволюция сотрудничества//Прорыв: Становление нового мышления. Советские и западные ученые призывают к миру без войн. Под ред. А. Громыко, М. Хеллмана и др. М., 1988. Луков В. Б. Современные… Читать ещё >
Содержание
- Заключение
Политическая практика последних лет показывает, что конец XX в. связан с известной ломкой традиционных представлений об источниках военной опасности, о путях, средствах, способах обеспечения безопасности, предотвращения и прекращения военных столкновений. Вместе с изменением политических реалий меняются и философско-мировоззренческие ориентиры в политике. Представления, которые объединились не так давно понятием «новое политическое мышление», в определенной мере несли на себе заряд политического романтизма и даже утопизма. Идеи о приоритете общечеловеческих ценностей, о преодолении наиболее опасных социальных антагонизмов, о вступлении человечества в эру ненасильственного мира фактически подменяли реальный мир добрыми пожеланиями.
Жизнь показывает, что и в XXI в. военная сила будет использоваться для достижения политических целей. Однако в последнее время произошло последовательное смещение акцентов в методах преобразования и прекращения конфликтов различной природы. Если первоначально главным образом внимание было обращено на управление, регулирование и сдерживание конфликтов, то в настоящее время основное значение все больше придается технологиям и процедурам принципиального разрешения и предотвращения конфликтов. Вместе с тем совершенно ясно, что общей задачей при урегулировании является недопущение дальнейшего развития конфронтационных отношений и действий, стимулирование участников к поиску совместных путей решения проблемы, вызвавшей конфликт.
В процессе анализа проблем политического урегулирования вооруженных конфликтов диссертант пришел к ряду выводов.
1. Вооруженный конфликт является определенным этапом в эскалации политического кризиса. Ему предшествует политический конфликт, в котором нередко последним убедительным доводом для сторон, отстаивающих свои интересы, является вооруженное насилие, превращающее политический конфликт в вооруженный со своими специфическими средствами и участниками. Вооруженный конфликт является формой разрешения политических, территориальных, религиозных и национально-этнических противоречий с применением средств вооруженного насилия как внутри страны, так и за её пределами.
2. Насилие в политике — это не просто принуждение, а применение средств, находящихся в распоряжении той или иной стороны конфликта для достижения своих целей в системе властных отношений против воли противника. Использование насилия в политических отношениях не связано исключительно с физической, вооруженной или какой-либо иной «грубой» силой, а предполагает применение любого её разнообразного по своей природе ресурса в рамках функции принуждения. Военная сила выступает как ресурс политической власти и специфический инструмент разрешения общественно-политических, вооруженных конфликтов.
3. Вооруженный конфликт является событием, находящимся в сфере действия международно-правовых оценок и регулирования. Международное гуманитарное право ограничивает воюющие стороны в выборе средств и способов ведения военных действий. Более того, Устав ООН выступает против применения силы и угрозы силой, предусматривает возможность пресечения актов агрессии силами мирового сообщества. Тем не менее, право очень часто отступало и отступает под напором силы, которая на протяжении всей истории человечества остается важнейшим аргументом в мировой политике. Как и во времена Бисмарка, она предшествует праву.
4. Суть политического урегулирования вооруженных конфликтов сводится, с одной стороны, — к гуманизации отношений противоборствующих сторон через обращение к фундаментальному праву человека на жизнь- к юридизации конфликта через выдвижение норм права в качестве критерия его регулирования- добровольному принятию каждой из сторон ответственности за завершение конфликта- к постепенному политическому маневрированию путем консультаций, согласований, переговоров, посредничества- а с другой стороны, в случае необходимости, — к принуждению к миру через экономическое, информационное, военное давление.
5. Проблема политического урегулирования вооруженных конфликтов может быть представлена как в узком (собственном), так и в более широком (развернутом) понимании.
В первом случае речь идет именно о предотвращении еще не начавшегося военного столкновения. Проблема состоит в том, чтобы определить возможности и пути сохранения мира, недопущения действий, дестабилизирующих военно-политическую обстановку. При этом на первом плане стоит поиск путей и способов сдерживания сторон, разрешения противоречий и споров между ними до того, как они приобретут откровенно конфликтный характер, спровоцируют обращение к такому аргументу, как военная сила. (Вполне возможно, что применение активных и решительных мер в этом направлении еще на стадии парламентской дискуссии в рамках бывшего СССР, например, не дало бы проблеме Карабаха вылиться в многолетнюю кровавую трагедию двух соседних народов).
Во втором случае предотвращение войн, вооруженных конфликтов понимается как миротворческая деятельность во всем ее объеме, а она охватывает решение различных задач:
1) Предотвращение конкретной войны, конфликта.
2) Свертывание, прекращение уже начавшегося военного столкновения, т. е. осуществление действий по разъединению и умиротворению воюющих сторон — задача, которая остро стоит в горячих точках бывшего СССР да и в ряде других регионов мира.
3) Локализация и минимизация идущих военных действий, ограничение их как по размаху, так и по применяемым средствам, предотвращение их распространения на соседние страны и регионы. Эта задача связана с предшествующей, переходит в нее и возможно наиболее характерна для: ситуации, сложившейся в бывшей Югославии.
4) В своих крайних формах миротворческая деятельность может проявляться и как коллективное военное противодействие агрессору, восстановление территориальной целостности государства, подвергшегося агрессии, восстановление мира в соответствующем регионе.
6. В каждом современном обществе есть определенное соотношение культуры войны и культуры мира с ярко выраженным приоритетом одной из них. В целях недопущения перерастания вооруженных конфликтов в полномасштабные войны в XXI веке необходимо постепенно трансформировать общество культуры войны в общество культуры мира. Основными чертами общества культуры войны являются: понимание справедливости как завоевание монополии на использование силы, насилия- власть, основанная на жестком авторитаризме и тоталитаризме- постоянная ориентация и мобилизация населения на борьбу с врагом, нетерпимость ко всему чужому- экономическая деятельность, ориентированная на беспощадную эксплуатацию ресурсов как человеческих, так и природных. Соответственно основные черты общества культуры мира таковы: новая концепция безопасности, основанная на активном ненасилии, взаимном разоружении- гуманизм, главенство закона, покоящегося на уважении всех прав человека- утверждение демократии участия- воспитание терпимости, согласия и солидарности с другими людьми- экономическая деятельность, направленная на борьбу с бедностью. Однако создание условий для плавной трансформации культуры войны в культуру мира зависит не только от внутренних обстоятельств, но и от целого ряда факторов, находящихся вне этих обществ. Вот почему сегодня назрела необходимость создания и совместного осуществления новой доктрины коллективной безопасности.
На современном этапе характер угроз для России значительно изменился. Теперь обеспечивать оборону страны необходимо не только военными средствами, но и организовывать в государственном масштабе четко спланированную работу по предотвращению кризисных ситуаций, по отстаиванию национальных, в том числе и оборонных интересов политико-дипломатическими, экономическими, информационными мерами, прибегая к военной силе лишь в исключительных случаях. Другими словами, ныне при решении проблем национальной безопасности возрастает значение стратегии «непрямых действий», которая коренным образом отличается от подобной периода второй мировой войны.
Опыт проведения операций по поддержанию мира дает основание полагать, что сегодня миротворческая деятельность признана большинством государств СНГ. Однако в концептуальном отношении Россия может заимствовать в ООН ряд идей и доктринальных установок, которые могут и должны быть применены при проведении операций по поддержанию мира в СНГ. Также целесообразно внедрять в практику миротворческой деятельности СНГ разработанную в ООН концепцию коллективной ответственности всех членов организации за миротворческие операции.
С целью совершенствования реальных механизмов ведения переговорного процесса, использования других способов разрешения конфликтов необходимо, считает соискатель, на базе крупных научных центров разработать методические пособия для специалистов-практиков, где учтен современный опыт политического регулирования вооруженных конфликтов.
Эти рекомендации, по мнению диссертанта, могут оказать существенное влияние на процесс политического урегулирования вооруженных конфликтов, а также повысят эффективность принимаемых решений по этой проблеме.