Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция идеологии нитирэнизма: от истоков до современного состояния

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примечательным достижением данной идеологии является тот факт, что ни одна другая буддийская философская традиция не получила такого распространения по всему миру, как нитирэнизм в форме, проповедуемой мирской организацией Сока Гаккай. Такое впечатляющее распространение вероучения Нитирэна произошло благодаря его целенаправленной ориентации на день сегодняшний и на удовлетворение животрепещущих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Религиозно-философская система нитирэнизма на этапе становления
    • 1. 1. Концептуальная основа нитирэнизма
      • 1. 1. 1. Саддхармапундарика-сутра как квинтэссенция учения Будды
      • 1. 1. 2. Идейная преемственность школ Тяньтай — Тэндай — Нитирэн
    • 1. 2. Реформаторские преобразования сотериологической теории Нитирэна
  • Выводы
  • Глава II. Особенности развития идеологии нитирэнизма в XIII в.-XIX в
    • 2. 1. Идеологическая борьба последователей Нитирэна
    • 2. 2. Консервация учения Нитирэна
  • Выводы
  • Глава III. Традиции нитирэнизма в свете современной эпохи
    • 3. 1. Методологическая модернизация нитирэнизма в деятельности общественно-религиозных организаций
      • 3. 1. 1. Аспекты гуманистической революции Обществ нитирэновского толка
      • 3. 1. 2. Ценностная инкорпорация необуддизма в структуры постиндустриального общества
    • 3. 2. Нитирэнизм в современной общемировой религиозной системе
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Эволюция идеологии нитирэнизма: от истоков до современного состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На нынешнем этапе развития человеческой цивилизации все мировые религии, наравне со светскими организациями заняты такими глобальными проблемами современности, как постоянная угроза новой мировой войны с применением невиданных доселе типов оружия массового поражения, международный терроризм, опасность глобальной экологической катастрофы, неудержимый процесс деморализации общества. От решения всех этих проблем зависит непосредственно будущее человечества, спасение отдельного человека и всей планеты. Поиски путей, изучение и реализация потенциальных возможностей религии по содействию конструктивным разработкам этих проблем становится острейшей потребностью сегодняшнего дня.

В этой связи особого внимания заслуживают исследования последних лет, раскрывающие особенности буддизма как мировой религии, направленной на преодоление антагонистического взаимодействия и утверждение позитивного эволюционного процесса в человеческом сообществе. Исключительная жизнеспособность буддийского мировоззрения аргументируется его многовековым сосуществованием с разнообразными религиозными традициями, и это в условиях глобализации и непрерывного роста социальных и природных катаклизмов становится чрезвычайно важным фактором для тщательного изучения. Буддизм, как никакая другая религия, представляет собой философское мировоззрение, основы которого свидетельствуют о высочайшей степени истинно научного подхода к различным аспектам мироздания. И как система мировоззренческих взглядов буддийское учение демонстрирует прежде всего не застывшие догматические положения, а динамику эволюционного процесса. Именно поэтому огромный интерес вызывает проблематика новейшего буддизма и, в частности, нитирэнизма как его особого ответвления, претендующего в настоящее время в силу своего распространения по странам и континентам на мировое значение.

Нитирэнизм берет свое начало в вероучении средневекового японского буддийского монаха Нитирэна Дайсёнина (0 И Ш Л), реформаторские усилия которого привели к основанию новой буддийской школы, получившей вначале название Хоккэ-сю т. е. школа Цветка Закона, а впоследствии имя своего создателя (яп. 0 дЩтк Нитирэн-сю), состоящего из двух иероглифов — солнце и лотос.

Нитирэн Дайсёнин является одной из ярчайших личностей эпохи формирования буддийского мировоззрения. Его можно поставить в один ряд с такими деятелями мировой истории, как Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Сейид Али Мохаммед (Баб). Все они были как религиозными, так и политическими реформаторами, вдохновлёнными сильным гражданским чувством.

Идеология этой школы, как и любой буддийской, происходит из философии Будды Шакьямуни, но на протяжении многих столетий она в ходе эволюции буддийского учения приняла своеобразную форму. В отличие от других японских буддийских школ, являющихся, в основном, отражением китайских аналогов, школа Нитирэн, хотя и может считаться преемницей доктринальной традиции китайской Тяньтай-цзун, создала свой неповторимый культ и особую сотериологическую систему. Благодаря этому философия школы Нитирэн может считаться самой колоритной и аутентичной японской ветвью учения Будды — Дхармы. По нашему мнению, этот факт является одной из главных причин устойчивого распространения буддизма в этой интерпретации в Японии на протяжении многих столетий.

Внимание исследователей привлекают фундаментальные концепты школы Нитирэн, составляющие идеологическую базу многих так называемых новых религий в Японии. Среди них самым ревностным последователем доктрины Нитирэна является многочисленное общественно-религиозное движение буддистов-мирян — Сока Гаккай, весьма успешно занимающееся пропагандой данного учения по всему миру.

В настоящей работе рассматриваются особенности эволюции идеологии нитирэнизма в свете деятельности последователей Нитирэна Дайсёнина от истоков до сегодняшнего времени.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена все возрастающим вниманием к буддизму, качественно усиливающему свои позиции и значимость в век научно-технической информации вопреки многим атеистическим прогнозам, и важностью разработки проблем, связанных с историей буддийской идеологии от средневековья до настоящего времени в свете современной научной парадигмы. В условиях глобализации развитие новейших религиозных течений, определяющих как основную цель борьбу за спасение отдельного индивида и всего человечества, требует специального рассмотрения в контексте решения острейших социально-философских проблем общества.

Несмотря на наличие в отечественной японистике посвященных буддологии научных трудов, актуальность рассмотрения нитирэнизма, имеющего множество аспектов и ответвлений, не вызывает сомнения, так как его идеология в настоящее время по сравнению с другими религиозными течениями претерпевает эпоху своего бурного развития. Его влиянию подвергаются умы представителей самых разных рас, национальностей, социальных классов. Анализ такой идеологии, способной адаптироваться к разнообразным условиям, органично вливаться в духовную жизнь общества иной цивилизации и таким образом сближать людей столь разных культурных традиций, безусловно, должен быть одной из насущнейших проблем изучения подобной современной научно-информационной культуры.

Активизация общественно-религиозной деятельности нитирэновского движения вызывает неподдельный интерес к сущностным характеристикам идеологических основ нитирэнизма, способствующих его чрезвычайно широкому распространению в сегодняшнем мире. Поиски выхода из состояния экологической, общественно-политической катастрофы и путей духовно-нравственного самосовершенствования личности, волновавшие японского буддийского монаха XIII в., остаются по сей день насущными проблемами человеческой цивилизации, решение которых может привести к гармонизации общемирового процесса развития.

Степень научной разработанности проблемы. Деятельность Нитирэна Дайсёнина неоднократно становилась объектом пристального внимания японских и зарубежных историков, философов, религиозных деятелей, проявлявших, прежде всего, глубокий интерес к принципам нитирэновского движения. Научные исследования по нитирэнизму, предпринятые в Японии, представляют собой три различные категории.

К первой категории относятся работы апологетического характера, раскрывающие совершенство этого учения на фоне несовершенства учений остальных буддийских школ. Нитирэн, как известно, использовал именно этот метод в конкурентной борьбе с представителями других школ. В ряду таких работ можно назвать в первую очередь известные труды трех первых президентов Общества Сока Гаккай Цунэсабуро Макигути, Дзёсэй Тода, Дайсаку Икэда [Икэда Д., СПб., 2003, 2004], одного из основателей общества Риссё косэй кай Нивано Никкё [Niwano N., New York, 1980], делавшего особый акцент на особенностях учений, запечатленных в Лотосовой Сутре. Произведения Масахару Анэсаки, содержащие более скрытую оценку превосходства учения Нитирэна, также из этого ряда литературы [Anesaki М. Cambridge, 1949].

Ко второй категории относятся исследования с резко отрицательной оценкой данной идеологии. В таких работах острой критике подвергается, прежде всего, деятельность религиозно-политической организации Сока Гаккай, что четко прослеживается, например, в книге Фудзивара Хиротацу «Сока Гаккай — о киру» [Токио, 1969], в «Сока Гаккай, Комэйто-но каймэй» [Токио, 1970], автор которой Фукусима Тайсё показывает конкурентную борьбу между приверженцами разных школ, пытающихся отрицать значимость Нитирэна как создателя священных текстов с целью подорвать идейные устои движенияиз сборников критических статей особо выделяется «Сикумарэта Сока Гаккай хихан» [Токио, 1980].

Третью категорию составляют работы, ставящие своей целью объективно осветить идеологию и деятельность Нитирэна. Исследований, дающих полную, научно достоверную характеристику немного. С середины XX в. центр научного внимания фокусируется на истории религиозно-философских аспектов учения Нитирэна. Например, в работах Асаи Ёрин «Нитирэн-сёнин кёгаку-но кэнкю» [Токио, 1945], Сиге Кайсю «Нитирэн сюкёгаку си» [Токио, 1952], Токоро Сигэмото «Нитирэн-но сисо то Камакура буккё» [Токио, 1965], «Нитирэн кёгаку-но сисоситэки Кэнкю» [Токио, 1976], Мотидзуки Канко «Нитирэн сюгаку сэсси» [Токио, 1968]. Деятельность Нитирэна и его учеников освещается в «Нитирэн то соно монтэй» Тагаки Ютака [Токио, 1965], «Нитирэн то соно дэси» Миядзаки Эйсю [Токио, 1971]. В книге «Японские характеры» Кандзо Утимура, христианина по вероисповеданию, уделяется целая глава Нитирэну, единственному представителю старых времен, названному им «одним из самых загадочных японцев, который мог бы быть идеалом религиозного человека, не будь он таким спорщиком» [Uchimura К., Stuttgart, 1908].

В европейской зарубежной научной литературе вопросами, связанными с учением Нитирэна, его личностью и жизнеописанием, занимались такие исследователи, как Ренондо Г., Колер В., Борзиг М. и другие. Французский исследователь Гастон Ренондо, восхищенный необычайным реформаторским характером личности Нитирэна, первым в Европе перевел на родной язык его основные сочинения [Renondeau G., Paris, 1953, 1965].

Профессор евангельской теологии в университете г. Майнц (ФРГ) Вернер Колер в своей книге «Учение Лотоса» [Kohler D.W., Zurich, 1962] посвящает при исследовании современных религий Японии специальные главы Лотосовой Сутре и Нитирэну. Эти же проблемы стоят в центре научных изысканий профессора теологии Генриха Думоулина [Dumoulin H.S.J., Freiburg, 1970].

В книге «Живой бог» Натан Зёдерблом называет Нитирэна самой могущественной религиозной личностью Японии и сравнивает его с пророком Elia / Илья [Soderblom, N. Miinchen, 1942]. Маргарета фон Борзиг в своей монографии «Жизнь из цветка лотоса» подробно раскрывает основные положения учения Нитирэна, которые для менталитета представителей западных конфессий представляют особые категории, имеющие некоторые, весьма далекие точки соприкосновения или им до сих пор совершенно неведомую «терру инкогниту» [Borsig, М., Freiburg, 1976].

В отечественной науке историко-философский аспект учения Нитирэна был подвергнут глубокому критическому анализу А. Н. Игнатовичем в кандидатской диссертации «Нитирэн. Его жизнь, деятельность и учение» [М., 1980] и монографии «Школа Нитирэн» [М., 2002], в его совместной работе со Г. Е. Светловым «Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии» [М., 1989] и других трудах. И. К. Державин в книге «Сока-Гаккай — Комэйто» [М, 1972] характеризует процесс религиозно-политического движения в послевоенной Японии. В монографии Б. В. Поспелова «Идеологические течения современной Японии» [М., 1988] наряду с рассмотрением процессов общественного развития с классовых позиций того времени интерпретируются особенности религиозного модернизма, проповедуемого необуддийскими движениями.

Однако многовековой процесс развития идеологической концепции нитирэнизма не рассматривался в свете сегодняшней научной парадигмы, хотя он, как никакое другое религиозное движение, получил такое распространение в сегодняшнем мире, что, с одной стороны, его успехи могут только впечатлять, а с другой стороны, закономерно возникает интерес к выяснению истинных причин подобного духовного завоевания.

Несмотря на определенный уровень изученности нитирэнизма в российском востоковедении, предпринятое исследование призвано продолжить работу в данном направлении и раскрыть многие незатронутые стороны идеологии этого движения, позволившие учению средневекового японского монаха в течение семи веков сохранить свое рациональное зерно и получить новое развитие в сегодняшнем мире.

Объектом исследования настоящей работы является нитирэнизм как особое направление в буддизме.

Предметом исследования является эволюция идеологии нитирэнизма.

Цель диссертационного исследования — выявление эволюционных особенностей идеологических концептов нитирэнизма как особого направления в развитии буддизма. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

— систематизировать аспекты общебуддийской и тяньтайской догматики в качестве теоретических основ нитирэнизма;

— проследить по линии преемственности школ Тяньтай — ТэндайНитирэн дальнейшее развитие их идеологических концептов;

— выявить реформаторские преобразования сотериологической доктрины Нитирэна на основе анализа его письменного наследия;

— определить внешние и внутренние факторы развития учения Нитирэна на последующих этапах реализации целей его последователями;

— дать критический анализ новейшей концептуальной политики нитирэнизма на примере деятельности общественно-религиозных движений и школ нитирэновского толка и их роли в социально-политической жизни Японии;

— выделить позитивные и негативные стороны идеологической борьбы нитирэновского движения;

— охарактеризовать основные аспекты духовно-нравственной концепции нитирэнизма, лежащей в основе воспитания нового человеческого сообщества;

— определить место и значение нитирэнизма как особого буддийского движения в системе мировых религий современности.

Гипотеза исследования предполагает, что в процессе своей многовековой эволюции вероучение Нитирэна Дайсёнина, с философской точки зрения, доказывает свою жизнеспособность благодаря тому, что его базисные онтологические концепты при отражении основных аспектов фундаментальных законов структуры и развития бытия подчеркивают своеобразную сущностную основу феноменального мира, а их трактовка отвечает насущным нравственно-духовным потребностям индивида.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и выводы, изложенные в трудах классиков. Настоящее исследование построено в русле методологии и концепций, разработанных отечественными востоковедами, в частности, академиком Н. И. Конрадом. В религиоведческом отношении исследование базируется на достижениях российской буддологической школы, представленной именами Ф. И. Щербатского, С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга, Ю. Н. Рериха, Б. Д. Дандарона, Г. М. Бонгарда-Левина, М.И. Воробьевой-Десятовской, В. И. Корнева, Т. П. Григорьевой, JI. Мялля, H.JI. Жуковской, В. П. Андросова, Е. А. Торчинова, А. Н. Игнатовича, К. М. Герасимовой, С. Ю. Лепехова, Л. Е. Янгутова, С. П. Нестеркина, А. А. Накорчевского, В. Н. Пупышева, А. И. Железнова и др.

Автор диссертации использовал в работе следующие подходы: междисциплинарный подход, предполагающий комплексный характер исследования с интеграцией знаний в области религиоведения, философии, идеологии, истории, культуры и выявляющий универсальность исследуемой проблемы и ее методологической значимостиструктурно-функциональный подход, обеспечивший раскрытие нитирэнизма как особого вероучения и его влияния в процессе эволюции на духовно-религиозную жизнь общества. Также были использованы общенаучные, аналитические, сравнительно-исторические, религиоведческие методы, историко-психологический и текстологический анализ, большое внимание уделялось принципу историчности, преемственности, целостности и системности. Комплексное применение перечисленных взаимодополняющих принципов и методов способствовал научному характеру процесса исследования.

В практической деятельности Нитирэн стремился воплотить принцип единства религии и политики (яп. сэйкё-итти), именно поэтому четкое представление об исторической обстановке того времени может способствовать объективному анализу принципов учения Нитирэна в свете его общественной и религиозной деятельности.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— рассмотрен эволюционный процесс становления идеологии нитирэнизма, в основе которого лежит выделенная в результате предпринятого исследования концептуальная система вероучения Нитирэна Дайсёнина, с присущими этому процессу позитивными и негативными сторонами от истоков до современности;

— ортодоксальные течения нитирэнизма, ставящие перед собой цель распространения своего учения как единственно истинного по всему миру, в имплицитной форме пропагандируют японскую культуру как имеющую особую значимость в истории человеческой цивилизации;

— установлено по линии доктринальной преемственности школ ТяньтайТэндай — Нитирэн появление новых идеологических концептов;

— определены особенности реформаторских преобразований сотериологи-ческой теории Нитирэна;

— освещены основные аспекты методологической модернизации нитирэнизма в деятельности общественно-религиозных организаций нитирэновского толка в современной Японии;

— установлены ранее не исследованные идеологические концепты, как: итай-досин и кдсэн руфу',.

— определено место и значение нитирэнизма как особого буддийского движения в системе мировых религий современности;

— впервые введены в научный оборот переведенные автором на русский язык пять сочинений из письменного наследия Нитирэна Дайсёнина, имеющие глубокое философское звучание.

Положения, выносимые на защиту:

1) нитирэнизм как особое направление в буддизме приобретает одно из ведущих мест в общей системе мировых религий в настоящую эпоху;

2) обращение к буддийским ценностям нитирэнизма, свидетельствующее о наличии глубокого интереса в современном обществе к новым формам духовной жизни, доказывает жизнеспособность и состоятельность концептуальной основы учения Нитирэна в свете современных религиозно-философских теорий;

3) в онтологических концептах, лежащих в основе учения Нитирэна, отражены основные сущностные характеристики феноменального мира, трактовка которых отвечает нравственно-духовным устремлениям индивида;

4) ортодоксальные течения нитирэнизма продолжают на современном этапе его развития преследовать цель распространения своего вероучения как единственно истинного учения по всему миру (яп. кдсэн-руфу).

5) итай — <3осин (яп. разные телами — единые душой) является основополагающим принципом единения практикующих нитирэнизм;

6) философско-этический универсализм нитирэнизма служит для его апологетов имплицитной формой распространения японской культуры в мире как особо значимой в истории человеческой цивилизации.

Теоретическая значимость исследования обусловлена, во-первых, тем, что изучение идеологии нитирэнизма может способствовать решению общих вопросов, связанных с различными формами общественного сознания в период становления развитого феодализма в Японии. Несмотря на разработку отечественными исследователями определенных социально-экономических проблем, возникающих при изучении средневекового японского общества, обширный круг вопросов, связанных с идеологией этого периода, остается открытым. Поэтому исследование конкретных явлений данной эпохи создаст необходимую базу для дальнейшего обобщения и типологизации. С этой позиции изучение нитирэнизма как одного из таких явлений нам представляется вполне оправданнымво-вторых, изучение эволюции идеологии нитирэнизма, несмотря на всю японскую специфику, дает возможность для понимания общих закономерностей развития мировых вероучений и для конкретизации сходств и различий в религиозных процессах, происходивших в эпоху средневековья и продолжающихся в наше время в странах Запада и Востока. Разработка предлагаемой темы позволяет расширить исследовательский материал для изучения буддизма как мировой религии в различных региональных проявлениях. Безусловно, изучение нитирэновской идеологии как одного из направлений в буддизме даст новый материал для раскрытия сути влияния буддизма на традиционную японскую культурув-третьих, в теоретико-познавательном плане результаты исследования свидетельствуют о состоятельности буддийской концепции Нитирэна в свете современных религиозно-философских теорий.

Источниковую базу исследования составило Полное собрание сочинений Великого святого Нитирэна (Нитирэн Дайсенин Госё Дзэнсю). Источником исследования также послужил перевод Сутры о Бесчисленных ЗначенияхСутры о Цветке Лотоса Чудесной ДхармыСутры о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость, выполненный А. Н. Игнатовичем.

Все источники обеспечили необходимую базу для решения целей и задач, поставленных в исследовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут использоваться при разработке специальных курсов по истории философии, философии буддизма. Материалы диссертации могут иметь значение при изучении состояния религиозных движений в современной Японии.

Апробация работы: о результатах исследования докладывалось на заседании отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН и на научных конференциях:

— БГУ (Ежегодная преподавательская конференция) «Философская, общественно-политическая мысль стран Центральной и Восточной Азии» (2006 г.): доклад «К вопросу о месте нирваны в идеологии школы Нитирэн»;

— ИМБТ (Международная конференция, посвященная 2550-летию Буддизма) «Буддизм в контексте диалога культур» (2005 г.): доклад «Идеологические концепты школы Нитирэн».

Основные положения и выводы диссертации изложены в 5 научных публикациях. Диссертация обсуждена на заседании отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав с выводами в конце каждой главы, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы включает 108 работ отечественных и 47 работ зарубежных авторов.

Выводы.

1. Нитирэнизм как особое ответвление в буддизме на современном этапе развития претендует на одно из ведущих мест среди других мировых религий и продолжает ставить перед собой цель распространения своего вероучения как единственно истинного по всему миру (яп. кдсэн-руфу);

2. Обращение к буддийским ценностям нитирэнизма свидетельствует о глубоком интересе к духовной жизни современного общества, а также доказывает определенную состоятельность концептуальных основ учения Нитирэна, отвечающих нравственно-духовным устремлениям отдельного индивида;

3. Фундаментальная трансформация внутреннего мира индивида, в результате которой происходит самосовершенствование личности с активной жизненной позицией, ведёт к созиданию духовных ценностей и гармонизации окружающей человека действительности, что составляет суть гуманистической революции;

4. Для распространения своего вероучения идеологи нитирэнизма модернизируют принципы единения практикующих нитирэнизм, как например, итай — досин (разные телами — единые душой);

5. Философско-этический универсализм нитирэнизма служит для его апологетов имплицитной формой пропаганды японской культуры в мире, поддерживающей идею многих из них о превосходстве японской нации и ее значимости в истории человеческой цивилизации.

Заключение

.

В результате проведенного исследования рассмотрен эволюционный процесс становления идеологии нитирэнизма с присущими ему позитивными и негативными сторонами от зарождения в XIII веке вероучения японского монаха Нитирэна Дайсёнина до наших дней. Постановка этой темы с охватом обширного в хронологическом плане периода позволил нам более полно осветить многие общие вопросы, связанные с различными формами общественного сознания в период становления развитого феодализма в Японии. Несмотря на разработку отечественными исследователями определенных социально-экономических проблем, возникающих при изучении средневекового японского общества, обширный круг вопросов, связанных с идеологией этого периода, оставался до сих пор неизученным до конца. Нам представляется, что изучение эволюции идеологии нитирэнизма с её своеобразной японской спецификой дает возможность для понимания общих закономерностей развития мировых вероучений, а также для конкретизации религиозных процессов, происходивших в средние века и продолжающихся в наше время в странах Запада и Востока. Так, можно провести исследования в компаративном плане сходств и различий между современными и традиционными религиозными течениями. Особый интерес вызывают совпадения процессов модернизации и реформирования в религиозно-философских теориях. Например, возникающие параллели между концептом кбсэн руфу и исламским джихадом. Джихад означает на арабском языке применение любых средств для распространения и утверждения ислама. Следует отметить, что организацией Сока Гаккай был построен Дворец собраний для глав всех стран, когда свершится великое косэн руфу, что должно, по мнению руководства, случиться в недалёком будущем. Нитирэновский тезис о том, что сиккэн, т. е. правитель, должен следовать истинному буддизму и консультироваться с первосвященником, можно сравнить с событиями в России XVII в., когда патриарх Никон вмешался во внутреннюю и внешнюю политику под тезисом «священство выше царства», вызвавшее его разрыв с царем и приведшее его к ссылке на Север, как и Нитирэна. Тезис «священство выше царства» близок к концепту обуцу-мёго «яп. благое единение правителя и Будды». На основе анализа конкретного материала мы приходим к выводу, что нитирэнизм в процессе своей эволюции от небольшой общины приверженцев новой интерпретации учения Будды, прошел громадный тернистый путь. Испытав на этом пути трудности, расколы, движение сегодня объединяет множество различных и в чем-то схожих течений, одно из которых в России представлено организацией Сока Гаккай, занимающей не последнее место в российском буддизме. Эти течения, объединяемые под общим названием нитирэнизм, схожи по ряду показателей с христианской реформацией в аспекте определенного противопоставления другим ветвям буддизма, а также провозглашения возрождения истинного учения. Следует отметить и по сути «иконоборческий» характер одной из центральных философских разработок Нитирэна, а именно Высшего объекта поклонения, имеющего во многом схожие черты с исламом, в котором, как известно, не поклоняются никакого рода изображениям.

Нитирэнизм как особое направление в современном буддизме на данном историческом этапе развития человеческой цивилизации приобретает одно из ведущих мест в системе мировых религий благодаря необычайно быстрому распространению своего учения. Философско-этический универсализм нитирэнизма позволяет его ортодоксальным ответвлениям достаточно умело, в скрытной форме содействовать распространению японской культуры в мире и тем самым поддерживать идею многих апологетов нитирэновского движения об исключительной миссии японской нации в истории человеческой цивилизации. Гуманистическая революция, выдвинутая лидером Сока Гаккай Дайсаку Икэда, завоевывает все больше приверженцев благодаря тому, что ее аспекты отвечают современным нравственно-духовным потребностям современного человека. Немаловажную роль играет методологическая модернизация нитирэнизма, рассмотренная на примере деятельности общественно-религиозных организаций нитирэновского толка в современной Японии.

Обращение в разных странах мира к буддийским ценностям нитирэнизма, свидетельствуют, с одной стороны, о наличии глубокого интереса в современном обществе к новым формам духовной жизни, с другой стороны, доказывают в определенной степени научную состоятельность основных аспектов учения Нитирэна, которые не противоречат сегодняшней научной парадигме.

Современная цивилизация находится на переломном этапе своего развития. Очевидно, что обострение происходящих глобальных кризисов требует конструктивного изменения стратегии и тактик развития этого специфического социального организма, характеризующегося своеобразием его взаимодействия с природой, особенностями социальных связей и культурных традиций. Изменение стратегии развития продиктовано изменением целей, которые предполагают создание определенных ценностей. В современном мире совершенно логично трансформируется вся проблематика цивилизационного развития в вопрос изменения ценностей. Целостное системное видение общества предполагает рассмотрение базисных ценностей в рамках его культуры, социальных отношений и институтов, типов личностей и образа жизни, воспроизводящихся в процессе существования с природой.

Следует отметить, что технико-технологические достижения не означают автоматического морального прогресса, нередко констатируется факт морального регресса в состоянии духовного мира человека как субъекта сегодняшней массовой культуры.

В свете теории развивающихся систем общество как социальный организм обладает информационными структурами, функционирующими подобно генам в процессе формирования и развития биологических видов. В качестве информационных структур выступают базисные ценности культуры, представленные мировоззренческими универсалиями, как например, Вселенная, природа, пространство, время, человек, его жизненные ценности. Эти категории формируют целостную картину мира с определенной шкалой ценностных приоритетов соответствующего типа культуры. Они определяют адаптационную жизнеспособность знаний, верований, ценностных ориентаций, целевых установок, образцов деятельности и поведения человека в формировании и регулировании его социальной жизни.

Радикальные изменения человеческого общества предполагают соответствующие изменения мировоззренческих универсалий как его своеобразного культурно-генетического кода. Известно, что традиционно смена способа производства материальных благ определяет смену общественного развития, где для производительных сил создаются лучшие условия для освоения природных ресурсов при наличии более высоких технологий. Тип цивилизационного развития, безусловно, указывает на ярко выраженную специфику традиционной культуры. Каждая система ценностей определяет место человека в окружающем его мире. Для техногенной цивилизации характерно особое понимание человека как деятельностного существа, противостоящего природе, преобразующего и подчиняющего её своей власти. Традиционные культуры, напротив, рассматривают человека как малую частицу природы, не претендующего ни в коей мере на власть над природой.

На этапе постиндустриального развития техногенная цивилизация обусловила новый цикл экспансии в различные регионы мира, называемый глобализацией. Актуальность, настоятельная необходимость формирования новой системы ценностей становится всё более очевидной. Только в этом случае возможно преодоление глобальных кризисов. Идеи новой этики, свойственной традиционным обществам, бережное отношение к природе являются важнейшими составными элементами мировоззренческой системы и этических регуляторов в массовом сознании. Однако нельзя интерпретировать это как возврат традиционалистскому типу развития с его созерцательным отношением к природе.

Восточная традиционалистская система ценностей включает человека в организм природы, где человеческая активность ориентирована вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение, самосовершенствование, тогда как субъект типичной техногенной культуры направляет свою активность на преобразование мира. В связи с этим сотериологическая теория нитирэнизма содержит немало позитивных моментов, которые могут представлять научный интерес. На наш взгляд, синтез современных достижений техногенной культуры и определенных концептуальных идей традиционных восточных культур может дать новую ценностную школу, которая определит решение глобальных проблем в позитивном плане.

В современную эпоху политика стала реальной частью повседневной жизни большинства государств, где демократические права и свободы гарантированы каждому члену общества. Масса людей, незанятых непосредственно в сфере политической деятельности, тем не менее, выражает свое отношение к политике через различные социальные институты, например, во время всевозможных выборов, референдумов и т. д.

Политико-религиозная философия Нитирэна, направленная на общественные процессы в качестве предмета рефлексии, представляется весьма актуальной с точки зрения перспектив возможного развития политических процессов и их морально-этических последствий. Её можно было бы учитывать при рассмотрении проблемы взаимоотношений политического знания и морально-этических норм политического действия. Соединение политики и религиозной философии обусловлено общественно ориентированным характером. На протяжении многих веков политико-религиозная философия навязывала обществу свою концепцию развития, так как она генетически связана с философией права и морали. На современном этапе она устанавливает связи с философией идеологии, культуры, экономики, философской антропологией и другими направлениями практической философии. В этой связи нитирэновский опыт соединения религии и политики, хотя и не совсем удавшийся, а также компаративный аспект рефлексий с христианской реформацией могут быть, на наш взгляд, очень поучительными.

Представляя государство как политический объект, Нитирэн пытался исследовать его сущность с рациональной и иррациональной точки зрения. В свете современного подхода идеальное государство Нитирэна представало в виде стройного здания с соответствующей иерархически структурированной системой через трансцендентальную призму Лотосовой сутры. Следует отметить, что в настоящее время границы политической философии устанавливаются моральной философией. Концептуальный анализ понятий власти, суверенитета, права и других категорий времен четкого двуполярного мира уступает сегодня идеалам справедливости, свободы, демократии, политического сообщества. Традиционное линейное размещение универсальных политических ценностей между левыми, правыми и центристами выявляет необходимость разработки единственной объективной теории их субординации.

Однако цель нахождения единой теории справедливости на сегодняшний день считается недостижимой ввиду отсутствия единства подходов к осмыслению политических проблем. При этом нельзя забывать полезность практической деятельности в политике, которая определяется наличием необходимой цели. В связи с этим подход Нитирэна к его общественно-политической деятельности можно считать обоснованным для своего времени. Нитирэн действовал в условиях определенного системного кризиса, требовавшего радикальных преобразований в разных сферах жизни. Претворение в жизнь учения Нитирэна в разные эпохи связано с различными методами. Нитирэн видел в простых людях послушных подданных государства, церкви, неспособных осознать реформаторские цели, поэтому им было выбрано насилие как основной метод обращения в свою веру.

Сегодняшнее общество находится на стадии радикального пересмотра своих моральных постулатов, трансформации взглядов на нравственность, либерализм, демократию, равенство и неравенство и т. д. Демократия в соотношении с толерантностью и лояльностью становится актуальнейшей проблемой как в отдельных государствах, так и в мировом сообществе, где провозглашаются различные, порой противоположные идеологические и нравственные парадигмы.

Впечатляют темпы, с которыми развивалось и продолжает развиваться данное учение в Японии. Следует отметить, что нитирэнизм получил одно из широчайших, наряду с амидаизмом и дзэнбуддизмом, распространений в Японии именно благодаря тому, что в отличие от школы Чистой Земли и Дзэн он явился по большому счету единственной исконно японской школой.

Примечательным достижением данной идеологии является тот факт, что ни одна другая буддийская философская традиция не получила такого распространения по всему миру, как нитирэнизм в форме, проповедуемой мирской организацией Сока Гаккай. Такое впечатляющее распространение вероучения Нитирэна произошло благодаря его целенаправленной ориентации на день сегодняшний и на удовлетворение животрепещущих духовных нужд человека, живущего здесь и сейчас. Следует сказать, что для концепций учения новейшего буддизма, принятых и распространяемых Сока Гаккай, характерны нравственная практичность и неразрывность уз с окружающей человека действительностью. Общество вдохновляет своих членов относиться с оптимизмом и верой в лучшее к близкой реальности, к сегодняшнему дню как к новому шансу улучшить судьбу, объясняя буддийскую практику как действенную возможность развития собственной мудрости, милосердия, увеличения жизненной энергии и мужества, необходимых для того, чтобы позитивно решать сложные задачи бытия и уметь увидеть положительные аспекты в любой ситуации.

Особенно большое значение имеет исследование теоретической борьбы идеологов нитирэнизма с другими идеологическими и религиозными течениями своего времени, а борьба эта не прекращалась даже в самые трудные годы истории нитирэнизма. Особенно большое значение имеет исследование теоретической борьбы идеологов нитирэнизма с другими идеологическими и религиозными течениями своего времени, а борьба эта не превращалась даже в самые мрачные этапы истории Нитирэн-сю.

Современные исследования философских концепций подчеркивают исключительную актуальность изучения буддийского мировоззрения, жизнеспособность которого доказывается его многовековым сосуществованием с разнообразными религиозными традициями, и это становится особенно важным в условиях глобализации и непрерывного роста социальных и природных катаклизмов.

Одной из основных причин природных и социальных катаклизмов является, несомненно, остающееся до сих пор примитивным представление человека об окружающем мире несмотря на все научные достижения человечества. Постоянно отравляемая окружающая среда становится непригодной для обитания людей. Отсутствие или потеря нравственных устоев в обществе провоцируют агрессивную реакцию природы на бездумные действия человека. Из многочисленных исследований последних лет вытекает, что именно эти факторы усугубляют последствия землетрясений, цунами, непрекращающихся наводнений и засух. Парниковый эффект и как следствие глобальное потепление земной атмосферы, грозящее разрушительными изменениями климата планеты, неизлечимые болезни и мутации болезнетворных вирусов — все это дополняет описанную Нитирэном ещё в XIII веке картину упадка и века конца Закона.

Поскольку реальность принимает всё более угрожающие формы, здравый смысл требует от человека переосмысления своего сегодняшнего бытия, правильного понимания окружающего мира и своего предназначения в этом мире. Необъятность Вселенной объединяет две взаимосвязанных категории времени (вечности) и пространства (бесконечности).

Поиски путей решения проблем современного общества настоятельным образом диктуют необходимость формирования нового мышления, существенно отличающегося от традиционного. В связи с этим представляется целесообразным обратить особое внимание на исследование духовной природы всего мироздания с позиций нравственного самосовершенствования всех членов общества.

Техноинформационная цивилизация 21 века доказывает свою неспособность постижения природы жизни как фундаментального свойства бесконечности. Поэтому процесс познания мира, законов человеческого существования и их взаимовлияния требует обязательного сочетания аналитико-научных и духовных принципов в создании нового мышления.

Современная наука признаёт невозможность охвата бесконечности мира какой-либо системой взглядов, что лишь вся существующая совокупность знания в процессе своего постоянного развития может представить мир как единое целое. В заключении следует отметить, что реформизм Нитирэна явился прогрессивной тенденцией для средневековой Японии. Этот факт подтверждается тем, что данная идеология пережила множество эпох и до сих пор остается актуальной. Рассмотрение сякубуку, критики противников, фудзю-фусэ и гэнсё рияку показывают наглядную эволюцию методов, применяемых в нитирэновском движении. Провозглашенная Дайсаку Икэда гуманистическая революция стала центральным философско-этическим понятием в Сока Гаккай как результат дальнейшего идеологического развития нитирэнизма. Основным постулатом этой революции является трансформация общества за счет духовной переоценки ценностей каждым индивидом. Высокий гуманизм и демократизм данной концепции выгодно отличают её от других революций, а принципы гуманистической революции, зарождающейся в душе человека, ведущей к гармонизации внутреннего мира человека и окружающей его действительности, становятся важнейшим фактором успешного продвижения нитирэнизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.С. О философском переводе Текст. / Н. С. Автономова // Вопросы философии. 2006. — № 2. — С. 89 — 101.
  2. , А.С. Буддийский путь в XX веке. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады Текст. / А. С. Агаджанян. М.: Наука, 1993.-295 с.
  3. , Ч. Ода величию духа: диалоги Текст. / Ч. Айтматов, Дайсаку Икэда. М.: Прогресс, Литера, 1994. — 272 с.
  4. , В.М. История и культура Японии Текст. / В. М. Алпатов М.: Наука, 2001.-243с.
  5. Е.А. Буддизм школы Нитирэн: Структура общественно-религиозной организации Сока-Гаккай (С-Г) и методы привлечения последователей: Япония. [Текст] / Е. А. Алферова // Россия и АТР. 2003. -№ 3.-С. 151−155.
  6. , В.П. Буддизм: религия и философия Текст. / В. П. Андросов // Философия и религия на зарубежном Востоке, XX век. М.: Наука, 1985. -С. 130- 152.
  7. , В.П. Нагарджуна и его учение Текст.: автореф. дис.. д-ра ист. наук: 07.00.09/В.П. Андросов. -М., 1991.-39 с.
  8. , С.А. Религия в жизни японцев Текст. / С. А. Арутюнов, Г. Е. Комаровский // Азия и Африка сегодня. 1966. — № 8. — С. 47 — 50.
  9. , С.А. Старые и новые боги Японии Текст. / С. А. Арутюнов, Г. Е. Светлов. М.: Наука, 1968. — 217 с.
  10. , М. Современный Буддизм в Японии Электронный ресурс. / М. Барнетт. Владивосток: Лавка языков, http://www.spintongues.vladivostok.com /BUDDHISM/
  11. , Е.Ф. Социально-философские аспекты китайского буддизма Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук. 09.00.11 / Е. Ф. Баялиева. Улан-Удэ, 1996.- 18 с.
  12. , Л.В. Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Л. В. Белова. Улан-Удэ: БГСХА, 2000. — 23 с.
  13. , А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития Текст.: приложение / А. Берзин. // «Традиционная медицина Чикитта». М.: Изд-во Всероссийского центра традиционной медицины, 1992. — Вып. № 1. — 32 с.
  14. Бестужев-Лада, И. В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? Текст. / И.В. Бестужев-Лада // Вопросы философии. 2006. — № 4. — С. 60 -66.
  15. , А.А. Магические аспекты массового сознания современного Востока Текст. / А. А. Брудный // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1984. — С. 84 -91.
  16. Буддизм и государство на Дальнем Востоке Текст.: сб. ст. / под ред. Л. П. Делюсина. М.: Наука, 1987. — 228 с.
  17. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока Текст.: сб. ст. / под ред. Н. В. Абаева. Новосибирск: Наука, 1990. — 357 с.
  18. Буддийская философия в средневековой Японии Текст. / под ред. Ю. Б. Козловского. М.: Янус-К, 1998. — 392 с.
  19. , А.И. Буддизм и перспективы развития современной цивилизации Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. И. Вязниковцев. Улан-Удэ, 2002. — 22 с.
  20. В.М. Буддизм и японская культура VIII—XIII вв.. Текст. / В. Н. Горегляд. // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.: Наука, 1982. — 318 с.
  21. С. Революция сознания: Трансатлантический диалог Текст. / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. М.: ООО «Изд-во ACT» и др., 2004. — 248 с.
  22. , А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. / А. Я. Гуревич М.: Искусство, 1990. — 396 с.
  23. , И.К. Сока-Гаккай Комэйто (Религиозно-политическое движение в послевоенной Японии) Текст. / И. К. Державин. — М.: Наука, 1972.- 168 с.
  24. , Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Наука, 1982.-280 с.
  25. , А.И. К вопросу о буддийской методологии Текст. / А. И. Железнов // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1996. — С. 12−35.
  26. , А.В. Япония и Китай: пути общественного развития в оценке японской историографии Текст. / А. В. Загорский. М.: Наука, 1991. 192 с.
  27. , А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории Текст. / А. Н. Игнатович. -М.: Наука, 1987. 163 с.
  28. , А.Н. Буддийские толкования путей спасения (на примере Лотосовой сутры) Текст. / А. Н. Игнатович // XI НКОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1.-М., 1980.-С. 47−59.
  29. , А.Н. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии Текст. / А. Н. Игнатович, Г. Е. Светлов. М.: Наука, 1989.-283 с.
  30. , А.Н. Нитирэн. Его жизнь, деятельность и учение / из истории средневекового буддизма Текст.: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.03 / А. Н. Игнатович. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 21 с.
  31. , А.Н. Об одной интерпретации Сутры лотоса Благого Закона Текст. / А. Н. Игнатович // X НКОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1979. -С. 64−76.
  32. , А.Н. Состав и социальные силы нитирэновского движения Текст. / А. Н. Игнатович // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. Январь март. — 1981. — № 1. — С. 3 — 13.
  33. , А.Н. Школа Нитирэн Текст. / А. Н. Игнатович. М.: Стилсервис, 2002. — 480 с.
  34. Избранные сутры китайского буддизма Текст. / пер. Д. В. Поповцева, К. Н. Соломина, Е. А. Торчинова СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.-461 с.
  35. , Д. Сокровенный закон жизни и смерти: Беседы о «Сутре Лотоса» -главном учении Будды Текст. / Дайсаку Икэда. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 384 с.
  36. , Д. Верить в человека. Письма буддийского учителя Ничирена Дайшонина Текст. / Дайсаку Икэда. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.-400 с.
  37. , Д. На пороге века великого гуманизма. К ренессансу надежды и веры в сосуществование. К двадцатилетию первого визита в Россию Текст.: сб. лекций и обращений / Дайсаку Икэда. Сока Гаккай Интернэшнл, 1994. -С. 51−88.
  38. , Д. Третий радужный мост: Поиск человека и мира Текст. / Дайсаку Икэда, А. А. Логунов. М.: Прогресс, 1988. — 184 с.
  39. Индийская культура и буддизм Текст.: сб. ст. / Н. И. Конрад, Г. М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1972. — 280 с.
  40. Дж.М. Религии в истории Японии Текст. / Дж.М. Китагава. -СПб.: Наука, 2005.-589 с.
  41. , В.В. Пороги восприятия чуждых культур (Восток-Запад) на примере Японии Текст. /В.В. Кожевников // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии Наук. 1997. — № 1 (71). — С. 28 — 34.
  42. , Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии Текст. / Н. И. Конрад М.: Искусство, 1980. — 144 с.
  43. , Н.И. Япония. Народ и государство Текст. / Н. И. Конрад М.: Евролинц. Русская панорама, 2003. — 504 с.
  44. , В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии Текст. / В. И Корнев. М.: Наука, 1983. — 248 с.
  45. , В.И. Буддизм религия Востока Текст. / В. И. Корнев // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Атеизм и религия: история и современность»,-М.: Знание, 1990. — № 2. — 64 с.
  46. , В.И. Так говорят Татхагаты Текст. / В. И. Корнев // Буддийский мир. М.: Раритет. Объединенная редакция журнала «Буддизм» и альманаха «Буддийский мир», 1994. — С. 9 — 30.
  47. , А.Н. Буддизм Текст. / А. Н. Кочетов // 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1983.- 177 с.
  48. , И.А. О роли религии в политической жизни Японии Текст. / И. А. Латышев // Современная Япония. М.: Наука, 1964. — С. 188−221.
  49. , С.Ю. Философия Мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации Текст. / С. Ю. Лепехов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-238 с.
  50. , В.В. Китайская цивилизация Текст. / В. В. Малявин М.: Астрель, 2000. — 632 с.
  51. , В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие Текст. / В. В. Мантатов. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1998 — 2000. -650 с.
  52. , В.М. История сегуната в Японии (Нихон гайси) Текст.: пер. с яп. в 2-х т. / В. М. Мендрин. М.: Российская государственная библиотека, СПб.: Летний сад, 1999. — Т. 1. -480с., Т.2. — 384 с.
  53. Методологические проблемы современного религиоведения Текст.: научно-аналитический обзор / М.: АН СССР, 1990. 52 с.
  54. , Л.А. Философия науки Текст.: учеб. пособие / Л. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.
  55. Л.Э. Основные термины праджня-парамитской психологии Текст. / Л. Э. Мялль // Уч. зап. Тартуского ун-та. Труды по востоковедению. Тарту, вып. 309, 1973.-С. 202−215.
  56. X. История философской мысли Японии Текст.: пер. с яп. Игнатович А. Н., Лаврентьев Б. П., Розанова Т. А. / Хироси Нагата. М.: Прогресс, 1991.-416 с.
  57. , А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика) Текст. / А. А. Накорчевский // Мир Востока. СПб.: Азбука-классика- Петербургское Востоковедение, 2004. — 384 с.
  58. , Л.Р. Восток: проблема соотношения религиозного и светского. Текст. / Л. Р Полонская // Религия и секуляризм на Востоке. М.: Наука, 1993.-С. 5−18.
  59. , В.А. Японцы: психологические очерки. Текст. / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. М.: Наука, 1985. — 348 с.
  60. Психологические аспекты буддизма Текст. / под ред. В. В. Мантатова. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986. 160 с.
  61. , В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире Текст. / В. А. Садовничий // Вопросы философии. 2006. — № 2. — С. 3 — 15.
  62. , Г. Е. Колыбель японской цивилизации Текст. / Т. Е. Светлов. -М.: Искусство, 1994. 271 с.
  63. , Г. Е. О специфике отношения японцев к религии Текст. / Г. Е. Светлов // Япония. Ежегодник. 1982. М.: Наука, 1983. — С. 232 — 246.
  64. , Г. Е. Традиционные верования Японии Текст. / Г. Е. Светлов // Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991. — С. 189−217.
  65. , B.C. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы Текст. / B.C. Семенов // Вопросы философии. 2006. — № 6. -С. 73−88.
  66. , Е.Г. Буддизм и психоанализ в пространстве межкультурного взаимодействия: философско-культурологическое компаративное исследование Текст. / Е. Г. Сидорова. СПб.: Нестор, 2005. — 187 с.
  67. , B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен Текст. / B.C. Степин // Вопросы философии. 2006. — № 2. — С. 16 — 26.
  68. Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость Текст. / пер. с кит. А. Н. Игнатовича. М.: Ладомир, 1998. — 537 с.
  69. , Дж.Б. Япония: Краткая история культуры Текст.: пер. с англ. Е. В. Кириллова / Дж.Б. Сэнсом. СПб.: Евразия, 2002. — 572 с.
  70. , Ю.В. Загадки японского духа по ту сторону Текст. / Ю. В. Тавровский. — М.: Сов. Россия, 1989. — 128 с.
  71. , А.А. «Новые религии» Востока Текст. / А. А. Ткачева. М.: Наука, 1991.-214 с.
  72. , Е.А. Введение в буддологию Текст. / Е. А. Торчинов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. — 304 с.
  73. , Н.Н. Воспитание мудреца. «3 учения.» Кукая и начало буддийской философии образования в Японии Текст. / Н. Н. Трубникова // Вопросы философии. 2002. — № 4. — С. 129 — 140.
  74. , Н.Н. Различение учений в японском буддизме IX в. Кукай Кобо-Дайси. о различиях между тайным и явными учениями [Текст] / Н. Н. Трубникова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. — 368 с.
  75. , Н.Н. Японский буддизм IX в. Описание всех буддийских учений как историко-философский и историко-культурный источник Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Н. Н. Трубникова. М., 1997. -42 с.
  76. , Д. Рассеять мрак в живых существах Текст. / Дзюнсэй Тэрасава. Донецк: Изд-во «Махасангха», 1997. — 224 с.
  77. Философия науки Текст.: хрестоматия / под ред. JT. A Микешиной. М.: Прогресс-Традиция, МПСИ: Флинта, 2005. — 992 с.
  78. , Ф. Конец истории? Текст. / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 29 — 46.
  79. , С.В. Стереотипы в общественном сознании Японии Текст. / С. В. Чугров // Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции-М.: Наука, 1985.-С. 112−127.
  80. , С.Х. Подвижник «Лотосовой сутры» (Нитирэн и его теократическая доктрина) Электронный ресурс. / С. Х. Шомахмадов. М.: Путь востока III, Традиции освобождения -http://anthropology.ru/ru/texts/shomakhmadov/east03 15. html (07 янв. 2006).
  81. , Л.Е. Из истории формирования школ китайского буддизма Текст. / Л. Е. Янгутов. Новосибирск: Наука, 1983. — 136 с.
  82. , Л.Е. Китайский буддизм: тексты исследования, словарь Текст. / Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. — 198 с.
  83. Иностранные издания: На английском языке:
  84. A Bibliography of Japanese New Religious Movements with annotations and an introduction to Japanese New Religions at home and abroad Text. / edited by Peter B. Clarke. Richmond, Surrey: Japan Library, 1999. — 276 p.
  85. Anesaki, Masaharu. Nichiren, The Buddhist Prophet Text. / Masaharu Anesaki. Cambridge: Harvard University Press, 1949. — 160 p.
  86. Bhoopender, S.D. BJP and Komeito: Religion and Politics in India and Japan Text. / S. Dalai Bhoopender. New Delhi: Confluence International, 2002. — 3451. P
  87. Contemporary Japanese Thought. Text. / edited by Richard F. Calichman. -New York: Columbia University Press, 2005. 309 p.
  88. Davis, W. Japanese Religion and Society: Paradigms of Structure and Change Text. / Winston Davis Albany: State University of New York Press, 1992. — 3271. P
  89. Groner, P. S. The Establishment of the Japanese Tendai Shool Text. / Paul Groner. Seoul: Berkeley Buddhist Studies series, 1984. — 337 p.
  90. Guthrie, S.E. A Japanese New Religion Rissho kosei-kai in a Mountain Hamlet Text. / Stewart Elliot Guthrie. Ann Arbor: Center for Japanese Studies The University of Michigan, 1988. — 245 p.
  91. Ikeda, D. Buddhism and the Cosmos. Daisaku Ikeda in conversation with Masayoshi Kiguchi and Eiichi Shimura. Text. / Daisaku Ikeda. London: Macdonald and CO (Publishers) Ltd, Redwood Burn Ltd, 1986. — 386 p.
  92. Ikeda, D. Buddhism, the First Millenium Text.: translated by Burton Watson / Daisaku Ikeda. Tokyo: Kodansha International, 1977. — 172 p.
  93. Ikeda, D. Human Values in a Changing World: A Dialogue on the Social Role of Religion Text. / Daisaku Ikeda, Bryan Wilson. New Jersey: Lyle Stuart, Inc., 1987.-384 p.
  94. Ikeda, D. The Human Revolution Text. / Daisaku Ikeda. Vol. 1. New York: Weatherhill, Inc., 1990. — 250 p.
  95. NG, Y.-K. T’ien-T'ai Buddhism and Early Madhyamika Text. / Yu-Kwan NG, Wu Tu-chiin. Honolulu: University of Hawaii Press, 1993 — 254 p.
  96. Japanese New Religions In Global Perspective Text. / edited by Peter B. Clarke. Richmond, Surrey: Curzon Press, 2000. — 321 p.
  97. Japanese religion. A Survey by the Agency for Cultural Affairs. Tokyo- New York- London: Kodansha International, 1981. — 276 p.
  98. Reader, I. Japanese Religions: Past and Present Text. / Ian Reader, Esben Andreasen, Finn Stefansson. Honolulu: University of Hawaii Press / Curzon Press Ltd Folkstone, Kent), 1995. — 189 p.
  99. The Great Claming and Contemplation. A Study and Annotated translation of the First Chapter of Chih-i's Mo-ho chih-kuan Text. / edited by Neal Donner & Daniel B. Stevenson. Honolulu: University of Hawaii Press, 1993-(98). — 387 p.
  100. The Imagery of Nichiren’s Lotus Sutra Electronic resource. -http://www.gakkaionline.net/Imagery/ (6 june 2006)
  101. The Writings of Nichiren Daishonin Text. / Tokyo: Soka Gakkai, 1999. -1292 p.
  102. Toynbee, A.J. Choose Life: a dialogue. Text. / A.J. Toynbee, Daisaku Ikeda.- Oxford: Oxford University Press, 1989. 374 p.1. На испанском языке:
  103. Lameiro M. Tradiciones del mundo. La Causalidad en el Budismo у en la Filosofia Occidental Recurso electronico. http://www.webislam.com/numeros/2004/245/temas/causalidad budismo. htm
  104. Guerra Gomez M. Budismo: La paradoja de una religion agnostica Recurso electronico. http://www.interrogantes.net/includes/documento.php?ldDoc=1718&ldSec= 207
  105. Budismo у ciencia Recurso electronico. -http://es.wikipedia.org/wiki/Budismoyciencia1. На немецком языке:
  106. Borsig, M. von. Leben aus der Lotosblute Text. / Margareta von Borsig. -Freiburg im Breisgau: Aurum, 1976. 526 S.
  107. Dumoulin, H.S.J. Buddhismus der Gegenwart Text. / Heinrich S.J. Dumoulin.- Freiburg-Tokio, 1970. 167 S.
  108. Kohler W. Lotus-Lehre und die modernen Religionen in Japan Text. / Werner Kohler. Zurich: Atlantis Verlag, 1962. — 300 S.
  109. Neureligionen: Stand ihrer Erforschung in Japan. Ein Handbuch Text. /uebersetzt und hrsg. von Johannes Laube. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1995.-247 S.
  110. Вагу, M.A. Japans neue Religionen in der Nachkriegszeit Text. / M.A. Bary. -Bonn, 1959.-168 S.
  111. Benz, E. Neue Religionen in Japan Text. / E. Benz. Stuttgart: Gundert D., I960.-240 S.
  112. Paul, G. Philosophic in Japan Text. / Gregor Paul. Mimchen: Iudicium, 1993.-454 S.
  113. Soderblom, N. Der lebendige Gott. Im Zeugnis der Religionsgeschichte Text. / Nathan Soderblom. Miinchen: Ernst Reinhardt, 1942. — 385 S.
  114. Uchimura, K. Japanische Charakterkopfe Text. / Kanzo Uchimura. -Stuttgart: Verlag von D. Gundert, 1908. 123 S.1. На французском языке:
  115. Renondeau G. La doctrine de Nichiren, suivie de la traduction annottee de six ses ouvres Text. / Gaston Renondeau. Paris: PUF Musee Guimet, Bibliotheque d’Etudes Imperie Nationale, 1953. — 332 p.
  116. Renondeau G. Le Bouddhisme Japonais (Honen, Shinran, Nichiren et Dogen) Text. / Gaston Renondeau. Paris: Albin Michel, 1965. — 317 p.1. На японском языке:
  117. ЕШШЖ (Нитирэн сюхэн) (Тамура Ёсиро) (Нихон-но сисо) (Сборник произведений Нитирэна- сост. Тамура Ёсиро- Японская идеология) т^^Ь. / ЖЖ: ЖШШШ- (Токио: Тикума сёбо) 1973. 000^-^-400 с.
  118. WfS £иШ (Какинума Котё) т±- (Фудзи) 0 Ш^ШХШ В (Нитирэн Дайсёнин годэн) (Биография Великого святого Нитирэна) Т^^Ь. / JXM. W Ш (Котё Какинума). ЖЖ: 0 ШШШ (Токио: Дай Нитирэн хэнсицу) 1960. -116 с.
  119. ШШ. 0 Ш, (Кодза Нитирэн) 0 ШхЖ, ШЙ^гШ^Ш^Ш Сакамото Хифума кансю, Тамура Ёсиро, Миядзаки Эйсю (Сборник лекций о Нитирэне) Г=Эг*Ь. /-ЖЖ: (Токио: Сюндзюся) 1972. 178 с.
  120. ВЗЁЕЁШч (Нихон киндай то нитирэнсюги) (Япония в Новое время и нитирэнизм) Т^^Ь. / Ш-'Jf 0 Ш^Ш (под ред. Сакамото Хифука). -ЖЖ: (Токио: Сюндзюся) 1972. ~7л- 262 с.
  121. Оно Тацуносукэ) (Нитирэн) В
  122. Нихон рэкисикай. хэн) т^^Ь. / Clf (Тацуносукэ Оно). ЖЖ: я"
  123. Токио: Есикава кобункан) 1972. ИШН"←^0- 243 с.
  124. Jfett^&i^ (Симура Тикан) ЩШЬ ЬХЮ 0 ШШХ (Кокусэй тоситэ, но Нитирэн сёнин) (Святой Нитирэн как государственный святой) Т^^Ь. / Щ ^/fett (Тикан Симура). (Токио: Дзимбуцу сосё 6) 1915. -208 с.
  125. Большой японско-русский словарь. Т. 1 2. М.: Русский язык, Живой язык, 1970.-824 е., 920 с.
  126. Буддизм: словарь. Под общ. ред. H.JI. Жуковской и др. М.: Республика, 1992.-287 с.
  127. Фельдман-Конрад Н.И. Японско-русский учебный словарь иероглифов Текст. / Н.И. Фельдман-Конрад. М.: Живой язык, 1998. — 680 с.
  128. Япония: справочник. М.: Республика, 1992. — 543 с.
Заполнить форму текущей работой