Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века

ЛекцияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы — так называемые… Читать ещё >

Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План-конспект урока Истории

Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х — 80-х гг. XX века

Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце 50-х — 80-х гг. XX века.

Обучающая задача:

повторить, закрепить и обобщить материал по теме «Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х — 80-х гг. XX века».

Развивающая задача:

развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствовать навыки логического мышления, образной речи.

Воспитательная задача:

воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношение к украинской истории.

Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в форме пресс-конференции.

Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадывание кроссворда, аналитический метод.

Средства обучения: портреты диссидентов; плакат «Демократические процессы в современном государстве»; таблички с названиями телеканалов, изданий периодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом «Имена диссидентов»; диск с записью фрагмента песни группы «Океан Эльзы», плакат с высказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого.

План урока Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Повторение и закрепление изученного материала.

Игра «Цепочка ассоциаций».

Пресс-конференция «Диссидентское движение против „советского Левиафана“ — поражение или победа?».

Разгадывание кроссворда «Имена диссидентов».

IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент.

Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их (Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку? Хорошо, садитесь.).

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Слово учителя. Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, — непростая страница в истории Украины.

Посмотрите на лица этих людей — всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка Ивана Лысяка-Рудницкого: «Пока живет человек несогласный — живет и человечество в целом». (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказыванием историка). Согласны ли вы с этим?

Тема диссиденства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции.

Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить, уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: «Диссидентское движение против „советского Левиафана“ — поражение или победа?».

В библейской мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг… На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить.

Пресс-конференция объявляется открытой!

III. Повторение и закрепление изученного материала.

1. Игра «Цепочка ассоциаций».

Слово учителя. Наша пресс-конференция — не совсем обычная: сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на поставленный нами вопрос.

Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку «Цепочка ассоциаций»: по предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения.

Игра:

Ассоциация № 1

Включается музыкальный фрагмент песни «А за вікном майже весна…» группы «Океан Эльзы».

Ассоциация № 2

Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенции советского времени:

«Сюрреализм — это то, что я чувствую;

реализм — это то, что я вижу;

соцреализм — это то, что я слышу".

Ассоциация № 3

Внимание учеников обращается на плакат «Демократические процессы в современном государстве», где перечислены признаки демократического общества.

Ассоциация № 4

Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.

…Школьная линейка перед рождественскими праздниками. Выступает представитель администрации: «Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, но только не говорите, из какой вы школы…»

Ассоциация № 5

Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург.

Слово учителя. На какие же мысли натолкнули вас предложенные ассоциации? Какое слово ключевое?

(Ответ: № 1 — весна; № 2 — принцип соцреализма в культуре; № 3 — отсутствие демократии в советский период; № 4 — атеизм; № 5 — повесть И. Эренбурга «Оттепель». Ключевое слово — «оттепель».)

Пресс-конференция «Диссидентское движение против „советского Левиафана“ — поражение или победа?».

Слово учителя. Действительно, период «оттепели», который был основным содержанием десталинизации, способствовал духовному обновлению в жизни общества; как почки на деревьях, возникали произведения представителей интеллигенции, в которых просматривалась попытка расширить «границы соцреализма», ответить на замалчиваемые вопросы…

У кого из присутствующих есть вопросы по этому поводу?

Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век):

— У меня вопрос к известному адвокату 70−80-х годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?

Адвокат (70−80-е гг. XX века):

— Я думаю, слово «оттепель» очень точно отражает общественные процессы, происходящие в СССР, а значит, и в Украине с приходом к власти уникального, сложного по характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова.

Я прекрасно помню тот шок, который вызвали у меня сообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления сталинских времен. Это дало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине это произошло даже чуть раньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма в культуре стала статья А. Довженко в «Литературной газете» — «Искусство живописи и современность».

Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы — так называемые «шестидесятники».

Таким образом, среди причин появления украинского диссидентства можно назвать следующие:

1. Десталинизация;

2. Реабилитация многих культурных и государственных деятелей Украины;

3. Нерушимость основ властных структур;

4. Критическое отношение к коммунистическому режиму, недовольство незавершенностью десталинизации;

5. Интерес к украинской культуре и культуре стран Запада.

Особенностью украинского диссиденства можно считать то, что это было общеукраинское явление, охватывающее все регионы Украины.

Так же, как и в других республиках СССР, украинские диссиденты характеризовались:

— мирными, ненасильственными формами протеста;

— четкой организацией (кружки, объединения);

— участием в оппозиционном движении самых разных слоев населения.

«Шестидесятники» в своем развитии прошли стадии от «этнографической», «культурно-просветительской» до стадии «политического противостояния системе».

…Это были яркие личности…

Подруга художницы Аллы Горской (советское время):

— Но это все слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моей подруги, прекрасного человека, талантливой художницы. Это Алла Горская.

Она сама украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них в семье говорили по-русски. Учиться она уехала в Киев, в художественный институт, где организовала клуб творческой молодежи.

Однажды у Аллы и ее единомышленника, художника Опанаса Заливахи, возникла идея создать необычный, монументально-декоративный витраж в вестибюле Киевского университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко в виде Прометея. Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964 года витраж был разбит…

Алла была исключена из Союза художников Украины за «идейно вредное» произведение. А в 1970 году Горская погибла при загадочных обстоятельствах: ее нашли убитой на даче ее свекра, в подвале. Следствие установило, что свекор убил ее, а сам бросился под электричку… Но позже стало ясно, что к гибели Аллы причастны органы КГБ.

Когда хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийно возникла акция протеста, выступали разные люди, знавшие ее. Над могилой Горской Василий Стус прочитал стихи, а потом выступил украинский хор «Гомін».

Хор сразу же был распущен… Василий Стус арестован…

А что касается художника Опанаса Заливахи — он еще в марте 1966 года был осужден на пять лет сурового режима…

Корреспондент газеты «Комсомольская правда в Украине» (XXI век):

— Я хочу обратиться к сторожу библиотеки Академии наук УССР: что вы знаете о пожаре в фонде украинских рукописей?

Сторож киевской публичной библиотеки Академии наук УССР:

— В тот день, 24 мая 1964 года, я, как обычно, заступил на смену. Все проверил, не обнаружил ничего подозрительного и сел отдохнуть. Я вспомнил, как два дня назад проходил мимо памятника Шевченко и стал свидетелем празднования шевченковских дней: люди читали стихи Тараса Шевченко, пели украинские песни, ведь именно в этот день в 1861 году гроб с телом Шевченко был перевезен из Петербурга в Канев. Но то, что я увидел потом, меня поразило… Площадь оцепила милиция, люди из КГБ; многие были арестованы… Я сидел, размышляя над всем этим и вдруг почувствовал запах гари. Когда я бросился туда, то увидел, что горит фонд украинских рукописей! Как это могло произойти? Не знаю… Так и не удалось ничего спасти… Но этот случай вызвал широкую волну протестов среди украинских диссидентов…

Журналист телеканала «Интер» (XXI век):

— У меня вопрос к человеку, входившему в Украинский рабоче-крестьянский союз. Организатор вашего союза — Левко Лукьяненко — жив до сих пор, он известный человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас: что вы можете рассказать о «Деле юристов» и судебном процессе, проходившем во Львове в 1961 году?

Заведующий клубом, входивший в УРКС (советское время):

— Как вы сами знаете, Левко Лукьяненко — блестящий юрист, неутомимый борец за права украинцев и возрождение украинской культуры, родом с Черниговщины. В 1959 году он организовал Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), сразу же ставший объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это и понятно, ведь УРКС был единственной организацией, добивавшейся независимости Украины. Хотя, если подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции, которая гарантировала каждой нации право на самоопределение, вплоть до отделения. Вот мы и решили воспользоваться этим правом. Но был в нашей организации некий Ващук — слушатель областной партийной школы, оказавшийся провокатором КГБ.

Вскоре было заведено «Дело юристов», суд состоялся в мае 1961 года, во Львове. Нас обвиняли по статье 56 «Измена Родине», а когда Левко Лукьяненко объяснил следователю, что мы действовали в рамках Конституции, следователь ответил: «Конституция существует для заграницы!»

…Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальным дали от 10 до 15 лет лагерей. Уже потом, после кассационных жалоб, смертный приговор Левку Лукьяненко был заменен на 15 лет заключения в лагерях…

Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век):

— У меня вопрос к известному адвокату 70−80 годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?

Советский прокурор (60−70-е гг. XX века):

— Я хочу дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаются права человека. Как вы слышали, Лукьяненко, возглавлявший антисоветскую националистическую организацию с целью создания «самостийной Украины», был приговорен к смертной казни. Но гуманный советский суд заменил смертный приговор 15 годами исправительных работ. Но вместо благодарности Лукьяненко вместе с сообщниками распространяют возмутительную «самиздатовскую» литературу о нашем советском строе через зарубежных агентов по радиостанции «Свобода».

Я думаю, он все-таки заслужил смертный приговор, так как абсолютно не исправился, более того — вошел в новую антисоветскую группу диссидента Николая Руденко.

Корреспондент газеты «Аргументы и факты» (XXI век):

— Не так давно в Украине умер известный диссидент-правозащитник Николай Руденко, организатор Украинской хельсинской группы содействия выполнению хельсинских соглашений (УХГ). Что вы можете рассказать об этой группе?

Историк, входивший в УХГ:

— Когда СССР подписал в августе 1975 года в Хельсинки документ о соблюдении гражданских прав и свобод своего народа, повсеместно стали возникать легальные группы с целью контроля за соблюдением прав человека.

Первый Хельсинский комитет был основан в Москве в мае 1976 года, потом подобные объединения возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября 1976 года по инициативе Николая Руденко в Украине была создана группа способствования выполнению Хельсинских соглашений (УХГ), куда вошли Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко, Олекса Тихий, Петр Григоренко, Святослав Караванский и другие, всего 36 человек.

Целью УХГ было: ознакомить украинский народ с Декларацией прав человека, поддерживать связь с зарубежной прессой, информировать мировую общественность о фактах нарушения прав человека в Украине.

В СССР действовало еще пять подобных групп, среди которых УХГ была самой активной. Главное то, что она действовала в рамках закона и относилась с глубоким уважением к людям других национальностей.

Но все это не помешало советской системе учинить погром УХГ: до 1980 года большинство членов УХГ были арестованы и осуждены в среднем на 12 лет лишения свободы…

В лагерях погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий, Ю. Литвин.

Представитель телеканала «1+1», программа «Иконостас» (XXI век):

— Несмотря на эти трагические факты, инакомыслие в Украине не исчезало. Меня интересуют причины и деятельность еще одного течения несогласных — религиозного диссиденства?

Работник музея (70−80-е гг. XX века):

— Причиной появления религиозного диссиденства была антирелигиозная кампания конца 50-х — начала 60-х годов.

В течение 1957;1964 годов в Украине было закрыто 46% всех православных храмов. Причем больше пострадала не Западная Украина, где церковные традиции были очень прочные, а центр и юго-восток Украины, где люди особо не сопротивлялись.

В Крыму осталось 14 храмов, а в Запорожской области — всего 9.

Я терпимо отношусь и к верующим, и к атеистам — это личное дело каждого. Но зачем же навязывать свое отношение к религии?

…Особенно пожилые люди страдали, ведь для них молитва, икона были смыслом жизни (не для всех, конечно…).

Ну, а в Западной Украине не терпели. Там же подпольно существовала греко-католическая церковь — УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создал Комитет защиты УГКЦ, его поддерживал представитель православного духовенства Василий Романюк. Да… Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну вы же сами видите, что они не зря старались — ведь в XXI веке — свобода вероисповедования.

Корреспондент газеты «Зеркало недели» (XXI век):

— Так победили диссиденты или проиграли? Канадский историк Орест Субтельный (его семья родом из Украины) четко написал в книге «Украина. История»: «Диссиденты проиграли». Может, и правда никому такие жертвы не были нужны?

Литератор (70-е гг. XX века):

— На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие диссиденты говорят, что они «не боролись, а просто жили», а жизнь — это уже победа.

Слово учителя. Давайте вспомним о цели диссидентского движения: открыть возможности для свободного развития украинской культуры, обеспечить гражданские права украинцам. То, что сегодня мы живем в независимой Украине, наверное, смогло произойти и благодаря диссидентскому движению.

Разгадывание кроссворда «Имена диссидентов».

Слово учителя. А теперь — для всех участников конференции — эксклюзивный кроссворд «Памятные имена диссидентов». Давайте попробуем разгадать кроссворд и еще раз вспомним имена людей, не побоявшихся бросить вызов существующему строю.

1. Один из «шестидесятников», поэт-переводчик, издавший 1000-страничный «Словарь рифм украинского языка», активно выступал против арестов украинской интеллигенции. Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет. (Караванский)

2.Диссидент, которому смертная казнь была заменена 15-летним заключением. (Лукъяненко)

3. Фамилия украинского писателя, подвергшегося гонениям за произведение «Собор». (Гончар)

4. В конце 1950;х годов в Харькове вокруг этого российского поэта образовался кружок передовой творческой молодежи (подобные кружки были в Киеве — «Спутник»: И. Драч, Е. Сверстюк, А. Горская и др.; во Львове — «Пролисок» во главе с М. Косовом). А в брежневские времена этот человек считался «неудобным» поэтом. (Чичибабин)

5. Фамилия украинской поэтессы, писавшей красивые, но непонятные многим стихи. (Костенко)

6. Этот человек имеет непосредственное отношение к фильму «Тени забытых предков». (Параджанов)

7. Фамилия человека, издававшего «самиздатовскую» литературу. Он также выпустил сборник материалов о судьбе 20-ти осужденных интеллигентов «Лихо з Розуму». Его называли «лагерный генерал». (Черновил)

8. Фамилия одного из самых активных борцов за права греко-католической церкви в Украине, бывший узник лагерей и «спецпсихушек». (Тереля)

9. Идеалом этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизнь он закончил в лагере особого режима… (Стус)

10. Человек, отказавшийся от своих взглядов, автор работы «Интернационализм или русификация?». (Дзюба)

11. Фамилия активного правозащитника-диссидента, арестованного за эссе «Моисей», «Хроника сопротивления», «Репортаж из заповедника им. Берии». (Мороз)

12. Основатель Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004 году. (Руденко) Слово учителя. Ключевое слово кроссворда — тоталитаризм, так как опыт диссиденства — это опыт существования человека в несвободной стране.

Обратимся еще раз к словам Ивана Лысяка-Рудницкого: «Пока живет человек несогласный — живет человечество в целом».

IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.

Слово учителя. Наша конференция завершилась. Всем нам есть о чем поразмыслить…

После выступления и участия детей на уроке, их деятельность оценивается. Выставляются баллы. (Сегодня вы очень хорошо поработали, все ребята были задействованы и никто не остался без внимания. Я считаю, что мы всем сегодня должны поставить оценку отлично.)

V. Домашнее задание.

Подготовиться к тематическому оцениванию по теме «Украина в послевоенный период 1945 — 1964 гг. «

По желанию написать статью-размышление «Кто же победил: власть или диссиденты?»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой